Игорь стравинский концерт для фортепиано с оркестром

Концерты Игоря Стравинского

Глава №36 книги «История зарубежной музыки — 6»

Концерты, написанные Стравинским в разные годы, можно подразделить на две группы: произведения для солирующих инструментов с оркестром и для камерного состава. К первой группе отнесем Концерт для фортепиано, духовых инструментов, контрабасов и ударных (1924), Каприччио для фортепиано с оркестром (1929), Концерт для скрипки с оркестром (1931), Движения для фортепиано с оркестром (1959); ко второй — Концерт для двух фортепиано (1935), концерт для камерного оркестра «Дамбартон окс» (1938), Ebony concerto (1945), Концерт для струнного оркестра in D (1946).

В сольном концерте Стравинский трактует инструмент соло как облигатный — не противопоставленный остальным инструментам, а существующий в ансамбле, слитый с ним и выделяющийся лишь характером звука или большими виртуозными возможностями благодаря мастерству исполнителя. Особое внимание композитор уделяет различным сочетаниям солирующего инструмента с инструментами оркестра. Исключительно смел и антиромантичен звуковой замысел Фортепианного концерта: фортепиано, трактованное non legato, преимущественно в ударном плане, и духовые.

Можно попытаться найти образцы, которые послужили Стравинскому импульсом в сочинении концертов: это Бах в Фортепианном концерте, Вивальди — в Скрипичном концерте. Но главное то, что, отталкиваясь от этих образцов, Стравинский приходит к абсолютно оригинальной композиции, отличающейся жанрово- стилевой многозначностью. Так, в первой части Фортепианного концерта применяется инвенционное письмо в духе Баха (тема Allegro сходна с темой фуги c-moll из первого тома «Хорошо темперированного клавира»), во второй части оно сочетается с русской кантиленой, которая чередуется с импровизациями в духе баховских органных и клавирных фантазий, а финал возвращает к генделевско-баховскому типу фактуры, в которую внедряются большие септимы и уменьшенные октавы, звучащие абсолютно «по-стравински». В четырехчастном Скрипичном концерте вивальдиевские фактурные прототипы в Токкате (первая часть) соседствуют с разными типами мелодики двух инструментальных арий (вторая и третья части), из которых одна тяготеет к французской инструментальной мелодике, а другая — к немецкой. Арии представляют два разных облика инструментального монолога. Каприччио (четвертая часть), кажется, вновь возвращает к вивальдиевским образам. Однако ритмические перебои, острота инструментального мышления, «стравинские» остинато везде вносят свои властные коррективы, и не только частные.

Читайте также:  Датчик скорости аккорд 7 где находится

Стравинский переплавляет в реторте своего стиля тематический, жанровый материал разных эпох. Примером такой переплавки может служить тема вступления в Фортепианном концерте, которая из интрадной, барочной — темы скорбного шествия — превращается в коде финала в трагически окрашенную, нервно, с перебоями пульсирующую тему. В Каприччио для фортепиано с оркестром барочные идеи ансамблевого музицирования сочетаются (в духе каприччио!) с пианистическим пальцевым орнаментом в стиле Вебера и. с джазированными оборотами.

В «Движениях» вырисовывается иная стилевая модель: это Веберн. Пять коротких частей, соединенных интерлюдиями, написаны на основе двенадцатитоновой серии *,

* Серийность распространяется не только на звуковысотность, но и на параметры ритма, тембра, динамики, то есть возникает так называемая сериальность.

фрагменты которой используются в каждой части. Конечно, серия здесь применяется «по-стравински», с устойчивыми звеньями. Композитор отмечал, что «каждый раздел произведения ограничен известным диапазоном инструментальных красок», фортепиано здесь звучит регистрово рассредоточенно, господствуют скачки, «разбросанность» фактуры.

Источник

Концерт для двух фортепиано (Стравинский) — Concerto for Two Pianos (Stravinsky)

Концерт для двух фортепиано
Игорь Стравинский
Родное имя Концерт для фортепиано с оркестром Каталог
  • W66 (Эрик Уайт)
  • HH58 (Гарри Хальбрайх)
  • CC80 (Клиффорд Цезарь)
Год 1935 г. ( 1935 ) Период Классическая музыка 20 века Стиль Неоклассицизм Сочиненный 1 930 -1 935 ( 1930 ) Продолжительность 20 : 00 Движения 4 Премьера Дата 21 ноября 1935 г. ( 1935-11-21 ) Место расположения Париж Исполнители Игорь и Сулима Стравинские

Концерт для двух фортепиано (иногда называемый также концерт для двух фортепиано соло или скорее его итальянский первоначальное название, концерт в Pianoforti из — Soli ) представляет собой композицию по русским композитором Игорем Стравинским . Оно было закончено 9 ноября 1935 года и вместе с его Сонатой для двух фортепиано в настоящее время считается одним из его основных сочинений для фортепиано в его неоклассический период. Это также была первая работа Стравинского после того, как он стал гражданином Франции.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

Стравинский решил, что после написания Концерта для фортепиано и духовых инструментов он хочет исследовать возможности фортепиано как сольного инструмента. Стравинский имел в виду пьесу, для которой оркестр не понадобился бы (если он жил в городе, где не было местного оркестра), и которую можно было бы сыграть он сам и его сын Сулима Стравинская . Он начал работать над произведением, которое станет первой частью Концерта в 1931 году в Вореппе, после завершения скрипичного концерта , хотя он обнаружил, что не может закончить сочинение, в котором два фортепиано играли бы одновременно и полностью дополняли друг друга.

Затем он сделал перерыв и снова взялся за концерт после того, как закончил свой « Концертный дуэт и Персефона» , хотя его снова прервали из-за аппендэктомии . Выяснив, что он дал трехлетний перерыв в сочинении, и это могло привести к радикальному различию между его первой частью и остальной работой, он решил попросить Pleyel et Cie построить ему двойное пианино, одно присоединен к задней части другого. Плейель смог в конечном итоге изобрести его, поэтому Стравинский закончил Концерт в 1935 году. В 1963 году Стравинский заявил в беседе с американским дирижером Робертом Крафт в своей книге « Диалоги и дневник» (1963), что «Концерт, пожалуй, мой« любимый »среди моих чисто музыкальных произведений. инструментальные пьесы «. Стравинский утверждал, что его вдохновляли вариации Брамса и Бетховена и особенно фуги Бетховена.

Порядок движения

Порядок движений был сложной задачей для Стравинского из-за его перерыва во время написания этого произведения. Стравинский заявил в разговоре с Робертом Крафтом, что третья часть должна была быть помещена после первой части. Тем не менее, эксперт Стравинского Эрик Уолтер Уайт утверждает, что Стравинский поставил вариации после фуги, но в конце концов решил изменить их, потому что последний аккорд фуги был сильнее.

Ключевые системы

В произведении есть заметные закономерности, указывающие на то, что каждое движение имеет разную тональность.

Первое движение в Е — минор , даже если он модулирует к B ♭ основным в его средней части, ее наиболее удаленный ключ можно. Однако фоновые голоса часто диссонируют с двумя мелодическими сюжетами, что порождает битональность . Второе движение в соль мажор и, как и в первом движении, он также модулирует к D ♭ мажор , его наиболее удаленным ключом, в его центральной секции. Первая вариация — соль минор и модулируется до B ♭ мажор , вторая — в той же тональности, что и предыдущая, и модулируется до C ♯ минор , третья остается в той же тональности, что и предыдущая, и меняется на A ♯ минор. (который является энгармонической тональностью с B ♭ минор ), и последняя вариация вращается вокруг G-минор или E ♭ мажор, в то время как гармонизация первого фортепиано подразумевает до мажор. В конечном итоге последняя вариация модулируется до ре мажор. И прелюдия, и фуга находятся в ре мажоре , но ближе к концу нисходящая хроматическая гамма, исполняемая одновременно обоими фортепиано, превращается в ми мажор .

Выступления

Премьера композиции состоялась в Париже , на сольном концерте, который дал Université des Annales 21 ноября 1935 года в зале Gaveau . Стравинский дал два концерта в один и тот же день (один утром, а другой вечером), дав 15 концертов. минутная речь перед каждым. Впоследствии концерт был сыгран в течение следующих месяцев с его сыном Сулимой Стравински по всей Европе и Южной Америке.

Сыграв его в Баден-Бадене , Стравинский подписал контракт с французским подразделением Columbia Records на коммерческий выпуск концерта, который в конечном итоге был выпущен после его смерти из-за войны.

Состав

Этот концерт разделен на четыре части, хотя третья часть также разделена на четыре части. Типичное выполнение этой работы должно длиться около 20 минут. Названия движений изначально были написаны на итальянском языке :

  1. Con moto
  2. Ноттурно: Адажиетто (Ноктюрн)
  3. Quattro variazioni (четыре варианта):
  • Вариация I (Вариант I)
  • Вариазион II (Вариант II)
  • Вариацион III (Вариант III)
  • Вариация IV (Вариант IV)

Первая часть

Первая часть имеет форму, которая напоминает первую часть сонаты с ее тональными областями и ее повторением ; это движение полно повторяющихся нот и аккордов, в которых основана его энергия и импульс. В центральной части этого движения группы шестнадцатых нот сгруппированы в шестигранники, повторяющиеся в 4
4 .

Вторая часть

Вторая часть, Notturno , была описана Стравинским как «не столько ночная музыка, сколько послеобеденная музыка, фактически, пищеварительная система для самых крупных движений», поскольку он также заявил, что первая фортепианная партия была похожа на «балерину в лице клавесин ».

Третье движение

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Третья часть представляет собой набор вариаций на тему, которая присутствует не в этой части, а в фуге следующей части. Эти четыре вариации характеризуются разной скоростью, мелодическими линиями в разных октавах на протяжении всего движения; в последнем варианте, типичный метод Стравинского (ые остинаты в G и B ♭ , то есть, третий интервал) присутствует. В различных заявлениях Стравинский утверждает, что он мог бы оркестровать это конкретное движение, но он хотел, чтобы эта композиция оставалась композицией для двух фортепиано, чтобы он и его сын могли ее играть.

Четвертая часть

Четвертая и последняя часть — медленная прелюдия и четырехголосная фуга, за которой следует афтерфуга, в которой ноты темы представлены в инверсии. Вместе с четырьмя голосами есть еще один голос, который повторяет ноты секступлетом, что является прямым отсылкой к первой части. Он заканчивается сильно диссонирующим аккордом фортиссимо двух фортепиано, за которым следует более мягкий и более созвучный аккорд, который закрывает концерт, хотя в 1957 году Стравинский выразил американскому пианисту Полу Джейкобсу, что он хотел убрать более мягкий аккорд. Стравинский считал, что это движение было единственным во всем концерте, которое он любил больше всего.

Каталоги

Концерт входит в одни из самых полных каталогов произведений Игоря Стравинского. В каталоге Эрика У. Уайта концерт указан под номером W66, Гарри Халбрайх — под номером HH58, а Клиффорд Цезар — под номером CC80.

Источник

Концерт для фортепиано и духовых инструментов (Стравинский) — Concerto for Piano and Wind Instruments (Stravinsky)

Концерт для фортепиано и Духовые инструменты написаны Игорем Стравинским в Париже в 1923-24. Эта работа была переработана в 1950 году.

Он был написан через четыре года после Симфоний духовых инструментов , которые он написал по прибытии в Париж после пребывания в Швейцарии . Эти две композиции относятся к неоклассическому периоду Стравинского и представляют собой отход от прежнего русского стиля композитора, в котором он создавал такие произведения, как «Весна священная» .

Этот концерт входит в число многих произведений для фортепиано, написанных примерно в то же время и предназначенных для исполнения самим композитором. То же самое и с Каприччио для фортепиано с оркестром (1929), его Сонатой 1924 года и его Серенадой ля мажор (1925). Он держал права на исполнение при себе в течение нескольких лет, желая исполнить это произведение для себя, а также срочно желая удержать «некомпетентные или романтические руки» от «интерпретации» пьесы перед неразборчивой публикой.

Содержание

Оркестровка

Концерт, как указано в его названии, написан для фортепиано соло в сопровождении ансамбля духовых инструментов . Инструменты духовой секции — это то, что можно найти в стандартном симфоническом оркестре : две флейты , пикколо , два гобоя , английский рожок , два кларнета , два фагота (второй фагот, удваивающий контрафагот ), четыре рожка, четыре трубы , три тромбона и туба . Также в произведении используются контрабасы (3 дивизи) и тимпано . Хотя сочетание духовых и фортепиано было необычным в то время, форма была исследована ранее в двадцатом веке и будет изучена позже.

Премьера

Концерт дебютировал под управлением Сержа Кусевицкого в Парижской опере 22 мая 1924 года под управлением композитора, игравшего на фортепиано. Кусевицкий просил такую ​​работу Стравинского.

Стравинский дебютировал на британском радио на британской премьере произведения 19 июня 1927 года с Беспроводным симфоническим оркестром (предшественником Симфонического оркестра Би-би-си ) под управлением его друга и поборника Эдварда Кларка .

Источник

Концерт для скрипки (Стравинский) — Violin Concerto (Stravinsky)

Концерт Игоря Стравинского для скрипки ре мажор — это неоклассический концерт для скрипки в четырех частях, написанный летом 1931 года и премьера которого состоялась 23 октября 1931 года. Он длится около двадцати минут.

Его использовал Джордж Баланчин в качестве музыки к двум балетам.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Зачатие

Концерт для скрипки был заказан Блэром Фэирчайлдом , американским композитором, дипломатом и покровителем молодого польского скрипача Сэмюэля Душкина .

Вилли Стрекер из B. Schotts Söhne , музыкального издателя Стравинского в то время (а также друга Душкина), попросил Стравинского сочинить концерт для Душкина. Хотя Стравинский неохотно, сославшись на незнание инструмента, Стрекер заверил композитора, что Душкин проконсультируется по техническим вопросам. Стравинский отмечал в своей автобиографии, что доступность Душкина к подобным советам была одним из факторов, побудивших его написать Концерт для скрипки. Он также запросил мнение композитора и альтиста Пола Хиндемита , который развеял опасения Стравинского, предположив, что его незнание инструмента может помочь ему открыть новые возможности. Стравинский встретился с Душкиным в резиденции Штрекера в Висбадене и решил продолжить.

Состав

В начале композиционного процесса Стравинский придумал аккорд, который простирается от D 4 до E 5 и A 6 . Однажды, когда они с Душкиным обедали в парижском ресторане, он набросал аккорд на салфетке для скрипача, который, к разочарованию Стравинского, посчитал аккорд невосполнимым. Однако по возвращении домой Душкин попробовал это на своей скрипке и с удивлением обнаружил, что на самом деле играть на ней довольно легко. Он немедленно позвонил Стравинскому и сказал, что все-таки ее можно сыграть. Позднее композитор называл этот аккорд своим «паспортом на концерт».

Стравинский начал набросок Концерта в Париже в начале 1931 года, всерьез начав сочинение в Ницце , где были закончены первые две части и начата третья. Летом, Стравинский переехал в Шато — де — ла — Véronnière в Voreppe в Изер , где он завершил третий движение и написал все четвертый.

Рукописи датированы 20 мая 1931 года для первых двух частей и 10 июня 1931 года для третьей, все в Ницце, без указания даты для четвертой части. Полная оркестровая партитура подписана и датирована «Voreppe (Isère) la Vironnière, 13/25. Sept. 1931».

Хотя Стравинский сказал своему издателю, что хочет написать «настоящий виртуозный концерт», « текстура всегда более характерна для камерной музыки, чем для оркестровой музыки». Он также заметил: «Я не сочинял каденцию не потому, что меня не интересовала виртуозность скрипки, а потому, что скрипка в сочетании была моим настоящим интересом. Но виртуозность сама по себе играет лишь небольшую роль в моем Концерте, и технические требования к изделию относительно скромные ».

Выступления

Премьера произведения состоялась 23 октября 1931 года в эфире Берлина , где Душкин играл на скрипке и Симфонический оркестр Берлинского радио под управлением самого Стравинского. Душкин также дал первое исполнение в США в январе 1932 года, когда Серж Кусевицкий дирижировал Бостонским симфоническим оркестром . Он также сделал первую запись пьесы в 1935 году, когда Стравинский дирижировал оркестром Ламурё .

Движения

Концерт для скрипки состоит из четырех частей:

  1. Токката
  2. Ария I
  3. Ария II
  4. Каприччио

Описательные названия были добавлены композитором после завершения работы.

«Паспортный аккорд» слышен в начале каждого движения, каждый раз в разной конфигурации.

Типичное исполнение концерта длится около 20 минут.

Приборы

Помимо скрипки соло, в партитуре присутствуют: пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , английский рожок , 1 кларнет ми-бемоль , 2 кларнета в A / B ♭, 3 фагота (третий двойной контрафагот ), 4 рожка , 3 трубы. , 3 тромбона , туба , литавры , большой барабан и струнные .

Балет

Концерт был поставлен Джорджем Баланчиным в партии Балюстрады в 1941 году. Премьера концерта состоялась 22 января 1941 года с труппой полковника де Базиля Original Ballet Russe . В 1972 году Баланчин создал новый балет на эту музыку, названный « Концерт для скрипки», который с тех пор был переименован в « Концерт для скрипки Стравинского» . Премьера балета состоялась в рамках фестиваля Стравинского на New York City Ballet .

Смотрите также

Дискография

Сам Стравинский записал произведение дважды:

  • Стравинский: Концерт ре мажор. Самуэль Душкин (скрипка), Концертный оркестр Ламурё, Игорь Стравинский (дирижер). Записано в Париже, 1935 г. Запись 78 об / мин, 3 диска. Brunswick Polydor BP-1 (комплект); Brunswick Polydor 95500, 95001, 95002 (ручная последовательность); 95003, 95004, 95005 (автоматическая последовательность); номера матриц 771 GEP, 772 GEP, 768 GEP, 767 GEP, 769 GEP и 770 GEP. [Чикаго?]: Брансуик Полидор, [1938 или 1939].
    • Переиздан как альбом Vox 173 (Vox 12014, 12015, 12016, автоматическая последовательность). Нью-Йорк: Vox, 1947.
    • Переиздан на LP, вместе с Концертом Стравинского для двух фортепиано (Вера Эпплтон и Майкл Филд, фортепиано), Нью-Йорк: Vox, [ок. 1950–59].
    • Переизданный в составе набора из 5 компакт-дисков, Игорь Стравинский играет Игоря Стравинского . Vogue 665002 (VG 665 665002/1, VG 665 665002/2, VG ​​665 665002/3, VG 665 665002/4, VG 665 665002/5). [Франция]: Vogue, 1991.
    • Переиздан на компакт-диске как часть произведений Стравинского, дирижирует Стравинского: L’histoire du soldat ; Пульчинелла (отрывки); Концерт для скрипки; Jeu de cartes . Biddulph WHL 037. [Франция?]: Biddulph, 1997.
    • Переиздан на компакт-диске как часть ранних концертных записей 1934-1943 годов . Юбилейное издание. Комплект из 5 дисков. Deutsche Grammophon 459 065-2 (Концерт Стравинского на диске 459002-2) Deutsche Grammophon: Гамбург: Deutsche Grammophon, 1998.
  • Игорь Стравинский: Концерт ре мажор для скрипки с оркестром, Симфония в трех частях . Исаак Стерн (скрипка), Колумбийский симфонический оркестр, Игорь Стравинский (дирижер). Записано 12 февраля 1961 года. Пластинка, 12 дюймов, стерео. Стравинский дирижирует Стравинского. Columbia Masterworks ML 5731 (моно), MS 6331 (стерео). [Нью-Йорк]: Колумбия, 1962. Также как CBS 72038. [Англия]: CBS, nd
    • Переиздан на LP в новом сочетании с Концертом ре-мажор для струнного оркестра и Одой . CBS 74053. [Франкфурт-на-Майне]: CBS, 1981. Этот же диск также является частью сета из двух пластинок: Игорь Стравинский: Записанное наследие 3: Фортепиано (Клавир) и оркестр, Скрипка (виолончель, Гейге) и оркестр . На втором диске: Каприччио для фортепиано с оркестром ; Концерт для фортепиано с духовым оркестром; Части для фортепиано с оркестром. Шедевры CBS 79241. [Франкфурт-на-Майне]: CBC Masterworks, 1981. CBS Masterworks GM31 / LXX36940; CBS Masterworks [Нью-Йорк]: CBS Masterworks, 1981.
    • Переиздан на компакт-диске как часть книги Айзека Стерна «Жизнь в музыке, т. 12: лауреат премии». Sony Classical SMK 64 505. С Джорджем Рохбергом: Концерт для скрипки с оркестром (Питтсбургский симфонический оркестр, Андре Превен, дирижер). Нью-Йорк: Sony Classical, 1995.
    • Переиздается на компакт-диске, Издание Стравинского, т. 5. Sony Classical SMK 46295 С: Концерт для фортепиано и духовых инструментов, Каприччио для фортепиано с оркестром (оба с Филиппом Энтремоном, фортепиано), Части для фортепиано с оркестром (Шарль Розен, фортепиано). [Великобритания]: Sony Classical, 1991. Этот же диск переиздан в составе 22-дискового набора произведений Игоря Стравинского . Диск 10: Концерты. Sony Classical 88697103112-10; [Нью-Йорк, Нью-Йорк]: Sony Classical, 2007.

Источник

Оцените статью