Играна гармони по нотам

Играна гармони по нотам

Игра по нотам

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и , может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.

Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.

Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич , а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.

Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения — зачем . А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.

Читайте также:  Мелодии для пианино ноты буквы

Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.

А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность .

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык — это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота — расположение на нотном стане и движений пальцев — нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Октавы выделены разным цветом: 1 октава, 2 октава, 3 октава.

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет «раз», но вслух произносить это не надо ) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

«Мантра» для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре — до

гамма в 1 октаве

гамма во 2 октаве

гамма в 3 октаве

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.

Источник

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони — Играй гармонь народная

Уроки. Содержание самоучителя игры на гармони

Тональность
Герметичность меха и корпуса

Проверка клавишного механизма
Условия эксплуатации
Состав инструмента
Правила игры на гармони
Аппликатура
Работа со звуком

Урок №2
Левая клавиатура
Игра на левой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Басы
Аккорды
Вспомогательный ряд
Минор
Мажор
способы извлечения звука

Урок №3
Правая клавиатура
Игра на правой клавиатуре
Схема расположения клавиш
Упражнения
«Тонкая рябина»
«Цыганочка»
Изучение основных аккордов

Урок №4
Нотоносец
Расположение звуков
Длительность звуков
Игра двумя руками
Основы музыкальной грамоты
Нотный стан
Ключ соль
Ключ фа

Урок №5
Игра в мажоре
Основы аккомпанемента
Цифровое обозначение клавиш

урок №6
Высота звука
Октава
Звукоряд правой клавиатуры
Такты
Знаки изменения длительности нот
Нота с точкой
Лига
Фермата
Пауза

Источник

Играна гармони по нотам

Схема левой руки для упрощенной гармони 23×12

Аккорды на гармони:

осетинская гармошка Как бас-схема ?
Схема левой руки для упрощенной гармони 21×12 ?

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Лилия пишет: Здравствуйте! а есть схема нот гармони чайка 19х12

Левая сторона без ряда дополнительных басов, как в любой хромке.

Правая сторона в зависимости от вашей тональности.

Источник

Как за одно занятие научиться играть на гармони по нотам?

Говорю, что могу, а мне не верят. Не верят, что за полчаса можно начать играть на гармони. По нотам! И просто так. Что знание передается за двадцать минут, а потом просто играемся и играемся с гармонью, сколько душа пожелает, а она пожелает, и вдруг обнаружим если не мастерство и виртуозность, то как минимум хорошее полезное привлекательное умение. И то, что для этого нужно, могу передать головастым даже за 10 минут.

Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …

Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются. Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26. Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?

В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!

Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.

Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами. А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора. Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.

Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5). Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.

Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.

На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).

Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет. На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях. А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.

Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп. В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль. Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33

Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.

Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала. Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.

Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке. Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками. В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.

Полчаса — и новый гармонист родился.

Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони. Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий. Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.

А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.

На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений. И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой. Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.

Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!

Источник

Оцените статью