Игровые формы обучения фортепиано

Семинар-практикум «Игровые формы и методы работы в классе фортепиано на начальном этапе обучения»
презентация к уроку

Цель семинара — актуализация методов и игровых форм работы в классе фортепиано

Задачи:

-исторический обзор клавирных методик;

-направления учебной работы с начинающими;

-игровые методы и формы работы в классе фортепиано;

-практическое применение методов и игровых форм работы с начинающими.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_formy_i_metody_raboty_v_klasse_fortepiano_s_video.pdf 1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как учить ребят получать и перерабатывать информацию, пользуясь учебником.

Этот материал предназначен для моих начинающих коллег и для родителей учащихся класса аккордеона. Здесь я постаралась описать основные этапы работы с начинающими аккордеонистами, опираясь на собственн.

Данный материал является открытым уроком по предмету «Специальность» (баян), который был проведён с учащимся первого класса по восьмилетней программе обучения. Цель урока: изучение и отработка р.

Методическое сообщение об особенностях и этапах обучения дошкольников в классе фортепиано.

Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

В презентации вы найдете: виды и функции игр (творческие, дидактические, настольные), также имеется классификация игр, особенности языковых и речевых игр, примеры, влияние игровых технологий в п.

О значении и роли «Маленьких прелюдий» в фортепианной педагогике сказано так много и глубоко аргументированно, что трудно себе даже представить насколько осиротела бы без них музыка.

Источник

Методическая разработка на тему: «Игровые технологии в обучении фортепиано»

Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики, направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_tehnologii.docx 25.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые технологии в обучении фортепиано»

Традиционная методика обучения на фортепиано рассчитана на одаренных детей и дает эффект в том случае, если учащийся уделяет достаточно много времени и на домашние тренировки. Надо заметить, что процент по-настоящему одаренных людей не велик, и в основном приходится работать с «середнячками», а то и попросту с детьми, имеющими значительное отклонение от нормального развития, и для этого уже требуются специальные методики , направленные даже на развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку, координации и воображения.

Понимая всё это, мы, педагоги дополнительного образования, должны максимально помочь нашим детям сохранить их физическое и психическое здоровье, направить все силы на поддержание интереса и любви к выбранному ими делу, и, что самое важное, научить не долго, но эффективно самостоятельно работать дома , т.к. этого требует специфика обучения на любом музыкальном инструменте.

Традиционная методика, зародившаяся еще в XIX веке, безусловно, не сможет разрешить проблемы XXI века, и для этого уже требуются специальные технологии , адаптированные к духу времени и работающие не только на обучение, но и на сохранность контингента детей («не отбить интереса»).

Из множества таких технологий мне хочется выделить:

  • Технологию проблемного обучения

(постановка перед учеником проблем, относительно динамики, звука, аппликатуры и.т.д., которые он сам решает, предоставление учащемуся возможности подумать).

(компьютерные тесты и записи, например, отдельно аккомпанемента или солирующего голоса, что незаменимо в работе инструментального ансамбля, информация учебно-методического характера на компьютерных дисках, прослушивание образцовых исполнений изучаемых произведений и т.п.).

  • Технологию развития творческого потенциала

(участие в концертах, а так же посещение концертов, филармонии и.т.д.).

К сожалению, данный пласт недостаточно разработан в музыкальной педагогике. Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся.

В чем же суть игровой деятельности?

  • Установление контакта с ребенком, контакта содружества, доверительных отношений.
  • Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.
  • Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)
  • Обучающая — развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.
  • Развлекательная — создание благоприятной атмосферы на занятии, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное
  • Коммуникативная — объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
  • Релаксационная — снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
  • Психотехническая — подготовка, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.
  • Самовыражение — стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
  • Компенсаторная — создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).

Задачи, осуществляемые на занятиях фортепиано с помощью игры:

  1. Самая сложная задача — постановка руки, подготовка аппарата ребенка к игре на ф-но — может решиться в процессе игры легко и весело.

Артоболевская, Баренбойм предложили массу упражнений для расслабления плечевого аппарата, а именно: «Мельница», «Вертолетик», «Шалтай-Болтай» и др. Их можно использовать как перед началом занятия, так и в качестве физминутки, этим самым мы решаем еще одну задачу сохранения здоровья ребенка.

«Подари мне руку», «Колобок» — помогут расслабить плечо, кисть.

«Чудесные превращения», «Капельки», «Пчелки», «Грибок»- для извлечения звука, постановки пальца на клавишу.

«Бездонный колодец»- на свободу подачи звука из плеча.

«Мостики», «Веселые терции»- постановка квинт и терций.

  1. Развитие ритма и координации.

«Два лифта», «Волшебные клубочки» — отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке ф — но, зажав шерстяные клубочки в кистях рук ( по размеру уч-ся).

«Королева Сильная доля»- выделять ее ложками, бубном, треугольником и др. шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки, сразу обговорив размеры жанров. Предложить учащемуся самому выбрать к исполняемому педагогом произведению шумовой инструмент.

«Зашифруй пьеску»- простукивание ритмически по крышке инструмента пьес.

  1. Изучение длительностей, метро-ритма, размеров.

«Яблоко»- на примере разрезания яблока на части изучаем длительности нот.

«Музыкальная семья»- сборник Королёвой «Музыка».

«Мячик»- на примере ударов мяча исполнять восьмые и шестнадцатые ноты, приучать «и» исполнять как дополнение к доле. Преподать четверть — как долю-пульс, определяющую размер.

  1. Аппликатура — это разнообразные пальчиковые игры, плюс игры на запоминание аппликатуры:

«Даю приказы пальцам».

«Маленький и большой паучок»- для запоминания аппликатуры в гаммах.

«На волнах»- техника арпеджио.

«Сказка про цыпленка»- для изучения legato (Королёва «Музыка»).

«Гномики веселые идут»- пять звуков верх и вниз на legato.

«Капельки», «Пчела»- на non legato.

«Бантики»- представление секунды

«Музыкальные бусы» — сборник Смирновой «Методические рекомендации»

«Песенки- запоминалки» -для расположения нот на линейках

«Зашифруй нотами слова» — музыкальные ребусы.

Условия, определяющие успех игровых технологий

  • Психофизически особенности учеников (их муз.способности, темперамент, характер, возраст)
  • Компетентность и подготовленность преподавателя (качество преподавания)
  • Психологический микроклимат на уроке
  • Способность педагога установить контакт с учеником, мобилизировать его и повести за собой

Список использованной литературы

  1. Т.Смирнова «Методические рекомендации»
  2. Е.Королева «Музыка»
  3. Е.Гульянц «Детям о музыке»
  4. А.Артоболевская «Методические рекомендации»
  5. Л.Баренбойм «Первые шаги»
  6. Н. Ветлугина «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр»

Источник

Нетрадиционные формы обучения на уроках фортепиано

Существуют различные формы урока: традиционный и нетрадиционный.

Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий. В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в одном направлении. Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы. Такие уроки называют нетрадиционными.

В своей практике я часто использую форму нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя – урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок- в глубины моря-океана, урок- ритмы джаза, урок- музыка дождя, урок- послушаем птиц; урок- звуки осени, урок- звуки зимы, урок- звуки весны , урок- звуки лета, урок- музыка везде, урок- музыка народов мира, урок- народное творчество в звуках и ритмах, урок- легенды и мифы, урок- консультация, урок- взаимообучения, проблемный урок и т.д..

Скачать:

Вложение Размер
netraditsionnye_formy_obucheniya_na_urokah_fortepiano.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Детская хоровая школа «Подлипки» им. Б.А. Толочкова»

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

преподаватель по классу

Глава 1. Формы урока: традиционный и нетрадиционный 4

Глава 2. Группы и виды урока 5

Список использованной литературы 8

За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период обучения игре на фортепиано зависит от природных способностей ученика и представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В освоении: нотной грамоты, организации пианистического аппарата, развития чувства ритма, образно-ассоциативного и художественного мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению нетрадиционных форм обучения в свою практику, чтобы усилить интерес к музыкальным занятиям.

В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является урок (законченный, оформленный во времени и организации элемент учебного процесса).

Глава 1. Формы урока: традиционный и нетрадиционный

Существуют различные формы урока: традиционный и нетрадиционный .

Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий. В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в одном направлении. Педагог ставит различные задачи: ритмические, артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы. Такие уроки называют нетрадиционными .

В своей практике я часто использую форму нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя – урок-сказку, урок-сюрприз, урок-фантазию, урок-игру, урок-путешествие, урок-пейзаж, урок-концерт, урок-прогулку, урок- в глубины моря-океана, урок- ритмы джаза, урок- музыка дождя, урок- послушаем птиц; урок- звуки осени, урок- звуки зимы, урок- звуки весны , урок- звуки лета, урок- музыка везде, урок- музыка народов мира, урок- народное творчество в звуках и ритмах, урок- легенды и мифы, урок- консультация, урок- взаимообучения, проблемный урок и т.д..

Глава 2. Группы и виды урока

– статичный (концерт, конкурс, спектакль, фестиваль,…)

– статично-динамичные (игра, сказка, прогулка, путешествие,…)

– динамично-статичные (игра-путешествие в разные страны, народное творчество, экскурсия в различные музеи мира,…).

В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с учениками и их родителями.

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов.

Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото для освоения нотной записи).

Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации.

Урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов.

Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений.

Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет, фабулу.

Урок-прогулка – путешествуем по парку, слушаем шум ветра, пение птиц, — звуки природы.

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику.

Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).

Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.

Урок-«погружение» — изучение творчества одного композитора на примере разных сочинений или «погружение» в эпоху, представленную различными авторскими школами и т.д….

В своей преподавательской практике я применяю индивидуальные и коллективные формы обучения. Фортепианный урок проводится в индивидуальной форме с каждым учащимся. Он включает в себя работу над репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой исполнения и т.д. Используя групповые формы организации урока, я включаю в урок-игру, урок-конкурс, урок-фантазию, урок-сюрприз и др.. Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках-зачетах, уроках — тематических вечерах, уроках-концертах, уроках-конкурсах и т.д.

Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что использование нетрадиционных форм обучения в классе фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество педагога и учащегося, служат совместным представлением, увлекательным исследованием, поиском гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, что способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих музыкантов. В этом- ЖИЗНЬ будущего огромного МИРА МУЗЫКИ. Мир прекрасен…,- изучайте его, творите, увлекайтесь, познавайте…

Список использованной литературы

1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор. Санкт- Петербург» 2004.

2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.

5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.

6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

Источник

Читайте также:  Billie jean ноты для саксофона
Оцените статью