Игровые распевки для детей ноты евдотьевой

Несколько примеров игрового распевания из моей книги «Учимся петь и танцевать, играя!» (1 часть).

Все страницы и иллюстрации в книге размером А4. Всего в книге около 40 распевок, а, соответственно, и картинок по популярным русским и волшебным сказкам.

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ РАЗВИВАЕТ

  • чистое интонирование (засчет образности персонажей, пения по ролям);
  • дикцию, артикуляцию, дыхание;
  • артистические способности (жесты, мимику, через театральные этюды)

Как распределить распевки по возрастам

Ну, во- первых, так же, как и в песнях, всё зависит от степени подготовленности деток, это -раз!
Во-вторых, довольно просто распределить эти распевки — по сюжетам и по сказкам.
Если сюжет прост — для малышей.
Или если дети эту сказку проходили в группе с воспитателем — значит — ура!- преемственность — закрепляем её ещё и распевокой с театрализацией.
В третьих — по музыкальной партии — насколько сложна она для пения. Справятся ребята- или ещё рано.
Конечно же, не будешь петь с малышами сложные распевки, типа, «Снежная королева» или «Чипполино», понятно, они и сказку такую не знают, и по вокалу они сложные..
Поэтому будем рассуждать логически и исходить из этих трёх условий!

Младшая группа — средняя:
» Лиса и воробей»
» Кот и мышка»
» Грибы»
» Репка»
» Машенька и медведь»
» Колобок»

Средняя группа -старшая:
/распевки из младшей группы обязательно повторем в средней группе, в лучшую сторону будет изменяться качество их исполнения/

К ним добавляются :
» Белочки»
» Щенок(Лисичка) и бабочка»
» Лягушка и муравей»
» Колобок»
» Котёнок и божья коровка»
» Медежонок и пчела»
» На лесной поляне»
» Курочка- Ряба»
» Три медведя»
» Теремок»

Все распевки, помимо вокальных задач, решают ещё и речевые задачи: отрабатывается артикуляция, дикция. Взаимодействие ещё и с логопедом.

Остальные распевки — сложнее по мелодии, скачкам и ритму, да и сюжеты сказок повзрослее, по поэтому их оставляем на старший- подготовительный возраст!

/Распевки из средней группы закрепляем в старшей группе, особенно в начале года/

К ним добавляются в старшей-подготовительной группе:
» Стрекоза и рыбка»
» Карабас- Барабас и куклы»
» Храбрый портняжка»
» Дюймовочка и жук»
» Волк и Красная Шапочка»
» Кот и петух»
» Лиса и волк»
» По щучьему велению»
» Кот в сапогах»
» Золушка и мачеха»
» Буратино/ 2 варианта/
» Сеньор Помидор и Чипполино»
» Принцесса на горошине»
» Снежная королева»
» Шапокляк»
» Карлсон»

Такое разнообразие игровых распевок не даёт ослабевать интересу детей к распеванию, к разыгрыванию этих музыкально -театральных мини-сценок.

Звуковысотный слух и артистизм детей будет совершенствоваться от занятия к занятию просто на глазах!

Только советую обязательно, на КАЖДОМ занятии уделять эти 2-3 минуты игровому распеванию, а не от случая к случаю, пару раз в месяц. Тогда результаты не заставят себя ждать!

Хотя, спев хоть один раз игровую распевку, вам ребята и сами не дадут «халтурить». будут просить спеть «песенку по картинке», уже проверено.

Источник

Игровое распевание

Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия является пение.
Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто петь, верно интонировать, а без этого песня невозможна, ведь без чисто спетой мелодии песня превращается в речёвку, скандирование слов под музыку.

Для чёткого и ясного понимания высоты звуков и их голосового воспроизведения, для теоретического и слухового распознавания высоких, средних звуков и закрепления их на практике голосом, и существует раздел «РАСПЕВАНИЕ»
Как правило, детям и их наставникам очень нравится петь.
А распеваться?

Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?
Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени — успеть бы остальное! Но надо всегда помнить, что относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или «поют» речитативом.
Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи.
Всё дело в том, что раздел «распевание»- это «белое пятно» в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар.
Все мы выросли на «Музыкальном букваре» Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности.
Ведь почему наши дети не любят раздел «распевание»?
Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон, текст и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно.
Но как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если не будут этому обучаться?
Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как «Птичка и птенчики», «Качели», «Бубенчики» и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!
Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, задуматься о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть.
Так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?
Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.
Вот почему я придумала «ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ»

ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса.
Я взяла знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумала для них лёгкий, понятный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому, я считаю, что проходящие низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?
Дети озвучивают эти зарисовки из сказок, совершенно чётко понимая: что Карабас-Барабас, Великан и сеньор Помидор будут петь именно средним голосом, а куклы, храбрый портняжка, Золушка и бабочка – только высоким, и стараются отобразить это голосом, одновременно изображая их в театральном этюде.

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
  2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
  3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
  4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.

Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов.
Так, распевка «Дюймовочка и жук» может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, в зависимости от изучаемого на данном занятии движения. Танец будет образно обыгран этюдом: мальчики-жуки пригласят девочек-дюймовочек на танец, спев свои мини- партии в разных регистрах.
А распевки :»Лиса и воробей», «Кот и мышка» и т.д. могут быть восприняты не как распевки в чистом виде, а как игровые песенки, после которых начинается подвижная игра в догонялки. Распевки «Грибы», «На лесной поляне» логически и гармонично перетекут в музицирование и т.д. Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в ПЕНИИ.
Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим!
Я подобрала и отредактировала в формате А4 красочные картинки знакомых детям сказок и интересных сюжетов; придумала им стихотворный текст и мелодию в среднем и высоком регистрах. И теперь дети осознанно озвучивают голоса этих персонажей, одновременно изображая и играя в них, используют мимику, жесты и атрибуты/шапочки/. Подумайте, тут совершенс твуются и театральные навыки, и голос, и дыхание, и дикция . Результаты превосходят все ожидания, т.к. детям интересно распеваться .

Источник

Ни в одной возрастной группе занятия не проходят без игрового распевания по авторской методике — пособию «Учимся петь и танцевать, играя». Постепенно усложняются сюжеты распевок, задачи, которые ставятся перед ребятами.

Игровое распевание в младшей группе.

Распевка «Лиса и воробей «

Игровое распевание в средней группе

Распевка «Белочки»

Распевка «Колобок»

Распевка «Репка»

Распевка «Кот и мышка»

Игровое распевание в старшей группе

Распевка по сказке «Кот, петух и лиса»

Распевка по сказке «Чиполлино»

Распевка «Теремок»

Игровое распевание в подготовительной группе

Игровое распевание «Золушка и мачеха»

Распевка «Карабас-Барабас и куклы»

Распевка «Котенок и божья коровка»

Я давно уже поняла, что даже перед распеванием так и просится какое-то упражнение, пусть маленькое, (чтобы не перегружать этот раздел), но который поможет детям легко взять высокие нотки в распевке и утвердиться в среднем диапазоне, ещё раз осознанно проговорить и голосом воспроизвести текст упражнения.
Ведь если учесть, что дети воспринимают распевки — как маленькие сюжетные песенки то, по всем законам пения, и перед этими маленькими песенками просто обязана быть рапевочка!
Я хочу показать свою «придумку» на этот счёт:

«Перед пением, друзья, разогреем голоса:
Высоко мы будем петь,
Средним — тоже бы суметь!
Ну, а низким петь не будем, и о низком позабудем!
Петь красиво начинаем и к распевкам приступаем!»

Она длится меньше минуты, но очень эффективна!
Детям полезно это упражнение по нескольким причинам:
— проговаривая этот текст, дети отрабатывают дикцию;
— ещё раз осознанно анализируют выбор нужного регистра голоса;
— распеваются перед игровым распеванием, что очень помогает более качественно исполнить сюжетную распевку.

И не забыть про дикцию и дыхание!

И распевание дальше идёт –« как по маслу»!

Распевка «Храбрый портняжка и великан»

Распевка «Лисенок и бабочка»

Вы все, конечно же, знаете прямую и очень чёткую зависимость ПЕНИЯ ОТ РАСПЕВАНИЯ.

Ведь если не учить пианиста играть на рояле- как же он сыграет?
Если не учить ребёнка петь- как же он запоёт?

Я хочу вам показать совершенно «непричёсанный» кусочек обыкновенного музыкального занятия в подготовительной группе, где распевание переходит в пение.
Я говорю об игровом распевании из своего сборника и песне «Прощание с дождём».

Обычно на занятии вполне достаточно 1-го распевания, но в преддверии именно этой песни, где очень труден и темп, и ритм, и скачки в мелодии, и дикция, и главное — лёгкость звукоизвлечения –– я взяла 2 уже знакомых распевки, потому что мне нужно было не только разогреть голос, но и потренироваться побольше в дикции, и в скачках сверху вниз.

Это заняло, правда, 6 минут… но, если, по-традиции, мы берём лишь одну распевку на занятии, то эти 3 минуты- дорогого стоят….
Если бы не они, не было бы пения, как такового…

Недаром, вы услышите, что ребята говорят: «Крик – враг пения!» и ещё: «чтобы не кирпичи с неба падали, а капельки…»- вот какой должен быть звук в этой песне…

Я надеюсь, что вы услышите, что лёгкость в звучании, высокую позицию голоса , хорошую дикцию и артистизм из распевок- дети напрямую переносят в песню.

Вы увидите просто фрагмент занятия – без всяких пересъёмок – естественный…
Партия металлофона у нас пока в стадии разучивания..но до праздника ещё 2 недели, и я уверена, что мы подчистим «хвостики» и споём и сыграем на утреннике достойно!

Источник

Читайте также:  Специфика переходных нот для голосов пособие для композиторов басков
Оцените статью