Игумен силуан туманов ноты

Игумен Силуан (Туманов)

Вашему вниманию предлагаются сочинения и переложения церковных песнопений для мужского хора, сделанные мною в период с 1990 по 2006 год.
Появление этих сочинений обусловлено тем скромным выбором песнопений, который предлагается руководителям однородных коллективов, а также вообще небольшим количеством песнопений, составленных в духе древних распевов Православной Церкви, что создавало немалые проблемы в бытность мою регентом одного из хоровых коллективов Московской Духовной Академии.
Представленные здесь сочинения созданы как в классическом «партесном» стиле, столь укрепившемся на русском клиросе, так и на основе попевок знаменного, византийского и прочих древних напевов, близких православному человеку.
Часть этих произведений в разное время уже исполнялась хорами Московской Академии, Одесской, Самарской, Нижегородской и Калужской семинарии и Саранского Духовного Училища, а также, под псевдонимами и инициалами «АТ» и «ИС», вошла в состав различных богослужебных сборников.
В эти издания вошли ноты песнопений для праздничных, будничных и великопостных богослужений, разные по стилю и сложности, предназначенные как для небольшого начинающего однородного хора, так и для опытного коллектива.
Хочется надеяться, что предлагаемый Вашему благосклонному вниманию мой скромный труд поможет руководителям хоровых коллективов в подборке песнопений, стремящихся соответствовать древним певческим музыкальным традициям, столь востребованным сейчас, в период возрождения в Церкви и обществе живого интереса к нашему прошлому и нашим духовном корням.

Часть I-я:
Ектении
Саранск 2004

Часть II-я:
Песнопения вечерни и утрени
Саранск 2004

Часть III-я:
Литургия древних распевов

Читайте также:  Лучшие аранжировщики для фортепиано

Часть IV-я: Литургия оглашенных Саранск 2004

Часть V-я: Херувимские песни Саранск 2004

Часть VI-я:
Милость мира Саранск 2005

Часть VII-я: Окончание литургии Саранск 2006

Источник

Игумен Силуан (Туманов)

Домой / Нотные сборники / Часть 4-я: Песнопения литургии оглашенных

Часть 4-я: Песнопения литургии оглашенных


Это часть моего нотного сборника включит в себя ноты песнопений Божественной литургии св. Иоанна Злагоустаго моих сочинений и переложений сочинений других композиторов.

Содержание

Мирная ектения № 13

Мирная ектения № 14

Мирная ектения № 23

Мирная ектения № 24

Единородный Сыне № 1

Единородный Сыне № 2

Сугубая ектения № 7

Приложение:

и ватопедский (Афон) напевы тропаря Пасхи

Херувимская песнь «Старо-симоновская» № 26

Херувимская песнь № 27

Херувимская песнь № 28

Херувимская песнь «Старо-симоновская» А. Кастальского, переложение для мужского хора ИС

Херувимская Великой Субботы «Да молчит»

Милость мира знаменного роспева (ин роспев)

«О Тебе радуется» №7

Многолетие обиходное (мажор-минор)

Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.)39. Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Блгв. кн. Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских, чудотворцев. Обре́тение мощей блж. Андрея Симбирского (1998).

Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (XVI). Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых.

Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634).

С этого дня до субботы совершается попразднство Недели о самаряныне.

Утр. –Лк., 4 зач., I, 39–49, 56.Лит. –Деян., 35 зач., XIV, 20–27.Ин., 35 зач., IX, 39 – X, 9.Равноапп. (под зачало):Деян., 49 зач., XXVI, 1–5, 12–20.Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–940.Богородицы:Флп., 240 зач., II, 5–11.Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28.

Источник

Игумен Силуан (Туманов)

Домой / Нотные сборники / Часть 2-я: Песнопения вечерни и утрени

Часть 2-я: Песнопения вечерни и утрени

Это часть моего нотного сборника содержит ноты песнопений вечерни и утрени как моего сочинения, так и переложения сочинений других композиторов.

Самый первый предначинательный псалом был написан мною в годы обучения в Московской Духовной Семинарии в день Святых Архангелов, поэтому и был назван «Рафаиловским», или подробнее «арх. Рафаила, Свято-Михайловой пустыни». Несерьёзно, конечно, придумывать такие псевдонимы, но музыка псалма певцам понравилась, а петь сочинения своего одноклассника многие не хотели. Так некоторые мои вещи долго ходили, и до сих пор ходят, под псевдонимами.

Мирная ектения № 22 написана по просьбе регента Ильинского храма г. Москвы Павла Владимировича Есина. Мелодия довольно простая, торжественная, с использованием знакомых церковных попевок. Была написана уже после выхода из печати первой части сборника, поэтому вошла во вторую.

Мелодия «Свете тихий» № 4 взята из нотного англоязычного сборника православного греческого Преображенского монастыря в г. Бруклине (Массачусетс, Калифорния), цель которого — проповедовать Православие американцам на английском языке. Будучи студентом Московской семинарии, я переписывался с братией обители, и получил от них в подарок сборники избранных песнопений вечерни и утрени, а также литургии св. Иоанна Златоустого. Многие из предлагаемых здесь и в 3-й части гармонизаций взяты из этих нот с незначительной правкой исона и изменением мелодии с учетом церковно-славянского текста.

Для степенных антифонов были использованы не только тексты первых тропарей, но и вторых и третьих, обычно «выпадающих» из богослужебного круга. Мне кажется, что лучше всего получились антифоны 5-го и 8-го гласа.

«Величит» № 4 написана по мотивам мелодии знаменного роспева и с успехом исполняется в храме Саранского Духовного училища. Чередуются двухголосные запевы с припевом хора. Главное — не торопиться при исполнении.

Первое Великое славословие посвящено памяти Натальи Павловны Минутиной (+ 09.08.2004), вначале балерины, затем оперной певицы (большое драматическое сопрано) — удивительному человеку, прошедшему нелегкий путь от бравурного неверия до горячей воцерковленной веры. Тяжело страдая от рака груди, Наталья Павловна до последних дней находила утешение в Церкви.

Впервые услышав это славословие в исполнении нашего хора, она заплакала и долго не могла поверить, что это написал я. После этого всякий раз, когда она, уже с трудом передвигаясь, приходила в Иоанно-Предтеческий храм, мы пели на утрене это славословие. За день до своей смерти Наталья Павловна была соборована мною и причащена Св. Христовых Таин, и я не могу не вспоминать невероятное христианское мужество перед лицом близкой смерти. Мне же пришлось служить первые панихиды по ней, и я могу засвидетельствовать, что при соблюдении церковного устава о поминовении усопших, приходит то удивительное настроение церковного возвышенного торжества, где молитва сама идёт из глубины души, слёзы светлы, а рыдания малы и не отчаянны…

Часть II-я:
Песнопения вечерни и утрени
Саранск 2004

Содержание

Приидите, поклонимся (муз.С.Рахманинова, перелож. для м/х ИС)
Приидите, поклонимся
Предначинательный псалом № 1 («Рафаиловский» — ИС)
Предначинательный псалом № 2 (Знаменный — ИС)
Предначинательный псалом № 3
Предначинательный псалом № 4 (Ипатьевский — ИС)
Мирная ектения № 22
Свете тихий № 1
Свете тихий № 2
Свете тихий № 3 (Знаменный распев, гармонизация ИС)
Свете тихий № 4 (Напев греч. Преображенского монастыря, ИС)
Господь воцарися № 1 (Изложение Соловецкого напева, ИС)
Господь воцарися № 2
Господь воцарися № 3 (На «Отверзу уста» Чеснокова, ИС)
Господь воцарися № 4
Ныне отпущаеши № 1
Ныне отпущаеши № 2 (Златоустовское)
Ныне отпущаеши № 4 (Киев.р-в,гарм.В.Бирюкова,пер.для м/х ИС)
Ныне отпущаеши № 5 (Глас 1-й, под.»Небесных чинов радование»)
Ныне отпущаеши № 6 (Изложение Киевского роспева)
Ныне отпущаеши № 7 (Изложение древнего роспева)
Ныне отпущаеши № 8
Богородице, Дево № 1 (Изложение греческого роспева)
Богородице, Дево № 2
Богородице, Дево (Муз. С. Рахманинова, пер. для м/х ИС)
Малое славословие № 1 (Глас 3-й, ИС)
Малое славословие № 2 (Знаменный роспев, ИС)
Воскресный тропарь 4-го гласа (1-й вариант)
Воскресный тропарь 4-го гласа (2-й вариант)
Воскресный тропарь 6-го гласа
Воскресный тропарь 7-го гласа
Воскресный тропарь 8-го гласа
Полиелей № 1 (Изложение попевок Григорианского р-ва, ИС)
Полиелей № 2
Полиелей № 3
Полиелей № 4 (Изложение обиходного напева, ИС)
Полиелей № 5 (Изложение монастырского напева, ИС)
Полиелей № 6
Полиелей № 7
Полиелей № 8
Полиелей № 9 («Малый полиелей» Болгарский напев, ИС)
Воскресные тропари по Непорочных (Знамен. р-в,пер.для м/х ИС)
Антифоны степенны, глас 1-й
Антифоны степенны, глас 2-й
Антифоны степенны, глас 3-й
Антифоны степенны, глас 4-й
Антифоны степенны, глас 4-й (Муз. Максимова, пер. для м/х ИС)
Антифоны степенны, глас 5-й
Антифоны степенны, глас 5-й (Второй антифон)
Антифоны степенны, глас 6-й
Антифоны степенны, глас 8-й (Второй антифон)
Воскресение Христово (Муз. С. Рахманинова, пер. для м/х ИС)
Песнь Богородицы № 1
Песнь Богородицы № 2
Песнь Богородицы № 3 (Муз. Н. Озерова, пер. для м/х ИС)
Песнь Богородицы № 4
Великое славословие № 1 (Знаменный роспев, гарм. ИС)
Воскресный тропарь по Славословии, глас 1,3,5,7
Воскресный тропарь по Славословии, глас 2,4,6,8
Окончание утрени
Многолетие № 1

Источник

Игумен Силуан (Туманов)

Домой / Нотные сборники / Часть 3-я: Песнопения литургии древних роспевов

Часть 3-я: Песнопения литургии древних роспевов

Это часть моего нотного сборника содержит ноты песнопений Божественной литургии св. Иоанна Злагоустаго древних роспевов в моей редакции, моих сочинений в духе древних напевов и примеры современных греческих напевов.

Часть III-я:
Литургия древних распевов
Саранск 2005

Содержание

«Исонная литургия» — сочинения и переложения
в духе древних роспевов Православной Церкви

Мирная ектения (Византийский роспев)
Мирная ектения (Обиходный напев)
Мирная ектения (Сербский напев)
Мирная ектения (Сербский напев, второй вариант)
Мирная ектения (Старо-Болгарский напев)
Мирная ектения ИС № 2
Мирная ектения ИС № 3
Первый антифон и малая ектения
Первый антифон (Обиходный напев 1-го гласа)
Второй антифон
Второй антифон (Обиходный напев 1-го гласа)
Единородный Сыне
Малая ектения (Старо-Болгарская, Обиходная, Греческая)
Третий антифон
Третий антифон (трехголосный)
Приидите поклонимся
Трисвятое
Аллилуия
Ектении до Херувимской песни
Сугубая ектения (трехголосная)
Херувимская песнь ИС № 20
Херувимская песнь (Болгарский напев гл. 5-й)
Херувимская песнь (Путевой роспев — ИС № 25)
Ектении после Херувимской песни и «Отца и Сына»
Ектении после Херувимской песни и «Отца и Сына» (трехголосное)
Милость мира (глас 1-й, изложение старо-болгарского напева)
Милость мира (знаменного роспева, ИС)
Милость мира (ИС, № 8)
Достойно есть и ектения (к Милости мира № 8)
Достойно есть и ектения (напев «царя Феодора» и знам. роспев)
Ектении после «Достойно» и после «Отче наш» (старо-болгарская, знаменная, «ин роспев»)
Ектении после «Достойно» и после «Отче наш»
Просительная ектения (Византийская и ИС № 4)
«Един Свят» и «Чашу спасения» (изл. старо-болгарского роспева)
Причастен «Хвалите Господа» (изл. древнеримского напева)
Причащение мирян (изл. древнеримского напева, византийское)
Окончание литургии (изл. древнеримского напева)
Причащение мирян и окончание литургии (трехголосное)

Ноты песнопений Божественной литургии на греческом языке, совершавшейся в Московской Духовной Академии в 1993 — 1994 гг. (исправлены и дополнены в соответствии с оригиналом напевов греческого Преображенского монастыря (Бруклин, Массачусетс) в 2005 году)

Мирная ектения и антифоны
Единородный Сыне (первый вариант)
Единородный Сыне (второй вариант)
Приидите поклонимся (первый и второй варианты)
Трисвятое
Трисвятое (обиходный напев)
Аллилуия по гласам
Опевание Евангелия и ектении
Херувимская песнь
Ектения и «Отца и Сына»
Милость мира
Достойно есть 1-го гласа
«Ангел вопияше»
Ектении, «Един Свят» и причастен
Окончание литургии

Ноты византийских песнопений Божественной литургии
на славянском языке по обиходу греческого франкофонного прихода Константинопольского патриархата г. Лозанна (Швейцария)

Великая ектения
Антифоны и «Единородный Сыне»
«Приидите поклонимся»
Трисвятое
Аллилуия
Сугубая ектения
Херувимская песнь (Л. Петридис — ИС)
Евхаристический канон (Г. Канеллидис — ИС)
Достойно есть (И. Навплиотис — ИС)
После «Отче наш»
После причащения мирян
«Буди имя» и «Благословляющего»

Источник

Игумен Силуан (Туманов)

Это первая из восьми частей моего нотного сборника содержит ноты ектений как моего сочинения, так и переложения сочинений других композиторов (Леонтовича, Балакирева, Лебедева, Соловьева, Вирановского и пр.).

Самая первая ектения была написана еще в период пономарства в Троицком храме на Пятницком кладбище г. Москвы (1997 — 1998). Примененный в ней принцип чередования унисонных запевов с многоголосным ответом-развитием стал обычным для многих моих сочинений.

Остальные ектении созданы во время учебы в Семинарии и позже. Причина их появления простая — дать однородному хору достаточно простой и разнообразный репертуар, выдержанный в музыкальном стиле «русского возрождения». Иными словами — дать хору не просто музыку, а богослужебные песнопения, уходящии корнями в древние певческие традиции Руси и Византии. Песнопения, распевающие в первую очередь ТЕКСТ, а не блещущие красотой музыки.

Вторая и пятая предназначены для небольшого хора (каковым и была возглавляемая мною в МДС будничная певческая группа — «десятка»), и основаны на подлинных напевах знаменного роспева. Третья, шестая идевятая ектении довольно непростые, написаны для «грустной» (великопостной или заупокойной) литургии или всенощной.

4-я, 7-ая, 8-я, 12-я, 15-я и 21-я ектении предназначены для торжественных, «мажорных» служб.

Десятая написана по образцу напевов «Непорочных» Великой Субботы Московского напева. Движение в терцию, рельефный минор, знакомая мелодия и простое голосоведение делает её удобной для исполнения как большим, так и малым хорами.

Одиннадцатая, многоязычная, ектения, предназначена для Пасхальной или Троицкой службы, на которых особенно вспоминается универсальность Церкви, обращенность Благой Вести ко всем народам Земли. Написанная во время учёбы в МДС, она была впоследствии переделана мною: изменена музыка нескольких прошений, убраны и добавлены прошения на других языках. Но некоторыми хорами она поётся по неисправленным рукописям.Языки в ней расположены таким образом (приблизительное произношение):

1 прошение Кирие элейсон — греческий язык
2 прошение Господи помилуй — славянский язык
3 прошение Доминэ мизэрэрэ — латинский язык
4 прошение Лорд хэв мёрси — английский язык
5 прошение Адонай ханэйну — еврейский язык
6 прошение Герр эрбармэ дих— немецкий язык
7 прошение Тэр вохормя — армянский язык
8 прошение Йа рабб ирхам — арабский язык
9 прошение Иссанд хэйда армо — эстонский язык
10 прошение Упало шэгвицкхален — грузинский язык
11 прошение Доамнэ милуэштэ — молдавский язык

13-я и 14-я ектении предваряют исполнение соответствующих изобразительных антифонов на литургии и связаны с ними стилистически.

16-я ектения для смешанного хора написана по просьбе прихожан православного прихода г. Римини (Италия) на итальянском языке по мотивам традиционных русских и румынских напевов.

17-я, очень простая, ектения была напета на крещении младшей дочери моего давнего друга — врача, педагога, руководителя клуба исторического фехтования в г. Саранск — Игоря Александровича Лошкарева, и впоследствии записана.

18-я и 19-я продолжают «соль-мажорную» линию 12-й ектении.

20-я написана в «демественном» стиле, с преобладающим трехголосием, секундами и квинтами.

Прочие ектении в основном написаны по мотивам древних роспевов и обиходных напевов разных мест.

Часть I-я:
Ектении
Саранск 2004

Содержание

Мирная ектения № 1
Мирная ектения № 2
Мирная ектения № 3
Мирная ектения № 4
Мирная ектения № 5
Мирная ектения № 6 (Постовая)
Мирная ектения № 7
Мирная ектения № 8 (Златоустовская)
Мирная ектения № 9 (Постовая, старинного распева)
Мирная ектения № 10 (Подобен «Непорочных» Великой Субботы, московского распева)
Мирная ектения № 11 (Пасхальная полиглота)
Мирная ектения № 12
Мирная ектения № 13 (к антифонам № 1)
Мирная ектения № 14 (к антифонам № 2)
Мирная ектения № 15
Мирная ектения № 16 (для смешанного хора на итальянском языке)
Мирная ектения № 17 (Крещальная)
Мирная ектения № 18 (Московского напева)
Мирная ектения № 19
Мирная ектения № 20
Мирная ектения № 21
Мирная ектения (муз. Д.Соловьева -ИС)
Мирная ектения (муз. Вирановского — ИС)
Мирная ектения (муз. Б. Лебедева — ИС)
Ектения № 1
Ектения № 2 (Древнего роспева)
Ектения № 3 (Древнего роспева)
Ектении из литургии св. ап. Иакова (ИС № 4)
Малая ектения (на 4-й глас)
Малая ектения (изложение Греческого напева)
Малая ектения (изложение Сербского напева)
Просительная ектения (Макаровская)
Просительная ектения (Старооскольская)
Просительная ектения (Бакинская)
Просительная ектения (византийская (Коченова), № 3, № 4)
Просительная ектения (муз. Б. Лебедева № 1 — ИС)
Просительная ектения (муз. Б. Лебедева № 2 — ИС)
Просительная ектения (Межиреченская ИС)
Просительная ектения № 5
Просительная ектения № 6 (Валаамский распев, гармонизация М. А. Балакирева — ИС)
Просительная ектения № 7
Просительная ектения № 8
Просительная ектения № 9 (Великопостная)
Просительная ектения № 10 (Златоустовская)
Просительная ектения № 11 (перед ММ № 2)
Сугубая ектения (на чтение заздравных записок, муз. Динева — ИС)
Сугубая ектения № 1
Сугубая ектения № 2
Сугубая ектения № 3 «Тамбовская»
Сугубая ектения № 4 «Бахчисарайская» (на чтение записок)
Сугубая ектения № 5
Сугубая ектения № 6
Сугубая ектения (изложение Киевского распева)
Сугубая ектения (изложение напева иерея Алексия)
Сугубая ектения «Лесенка»
Литийная ектения
Сугубая заупокойная ектения № 1
Сугубая заупокойная ектения № 2
Сугубая заупокойная ектения № 3
Сугубая заупокойная ектения № 4 (Грузинская, ИС)
Сугубая заупокойная ектения № 5 (муз. Леонтовича — ИС)
Сугубая заупокойная ектения № 6 и Малая заупокойная ектения
Малая заупокойная ектения (Мордовский напев — ИС)

Источник

Оцените статью