- Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения. презентация к уроку по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- S o l F a theory
- II53 и II6 в проходящих оборотах
- ГАРМОНИЯ ЛЕКЦИЯ 2. ТРЕЗВУЧИЕ И СКСТАККОРД II CТУПЕНИ
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Секстаккорд II ступени (II6)
Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.
презентация к уроку по теме
Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения». (Автор — М.С.Коняхина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ii53_i_ii6_v_kadentsii_i_vnutri_postroeniya.pptx | 555.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трезвучие и секстаккорд второй ступени в каденции и внутри построения.
II 5 3 применяется только в мажоре. Оно слабее II 6 , так как не имеет функциональной опоры в басу: в нем удваивается бас – II ступень лада. II 5 3 также как и II 6 звучит мягко, минорно. Использование его после VI 5 3 создает некоторую переменность функций и особый натуральный колорит. Основные соединения II 6 , S, VI < II >D, K 6 4 , II 6
Голосоведение 1) S – II – соединение гармоническое. 2) В II6-II и II-II6 свободно применяется переход в другое расположение и скачки. Внимание к дублированию мелодии и баса – параллелизм октав.
3) II-D, II-K64 – соединения мелодические: бас движется вверх, остальные голоса вниз, навстречу басу. 4) Т- II – соединение только мелодическое: верхние голоса идут вниз, навстречу басу.
5) Возможно мелодическое соединение S 5 3 и II 5 3 , при этом верхние голоса движутся в восходящем направлении, а бас – на терцию вниз. Если при соединении S 5 3 — II 5 3 в верхних голосах возникает скачок на ч.4 – расположение менять нельзя. Расположение меняется только при плавном голосоведении.
6) При скачке на сексту от S 5 3 к II 5 3 расположение менять обязательно ! Не используются соединения II-S, II-I. II 5 3 используют в середине построения, реже в кадансах.
II 6 – усиленный заместитель S 5 3 . Субдоминантовость II 6 подчеркивается удвоением в нем функционального баса ( IV ступень лада), так как в II 6 удваивается ТЕРЦОВЫЙ ТОН. В мажоре II 6 звучит мягко, минорно. В миноре напряженно, резко (из-за входящего в него тритона) Основные соединения Т , VI , S < II 6 >D, K64 II 6 используется только в мелодическом положении терции или основного тона. В мелодическом положении квинты он никогда не используется, так как звучит плохо.
Голосоведение Соединять II 6 с D 5 3 или К 6 4 можно только мелодически: бас вверх на б.2, остальные голоса – вниз навстречу басу. Соединение в одном направлении приводит к образованию ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОКТАВ.
S 5 3 и II 6 как аккорды одной функции нельзя брать через тактовую черту. А принадлежность этих аккордов к одной функции допускает их перемещение как при плавном движении, так и при скачках со сменой (при широких скачках) и без смены расположения (при узких скачках).
При соединениях S-II 6 , T-II 6 , II 6 -K 6 4 между тенором и альтом могут возникнуть параллельные квинты. Они допускаются. ! Не используются соединения: II6 – S , II6 – VI , мало используется соединение II6 – T, так как звучат вяло. II6 используется активно в кадансах, в середине музыкального построения.
Упражнения для самостоятельной работы На фортепиано в тональностях до 4-х знаков играть следующие цифровки: T 5 3 – II 6 – D 5 3 — T – T — II 6 – D 5 3 — T T 5 3 – D 5 3 — T – T — S 5 3 – II 6 – К 6 4 — D 5 3 — T – T – S — II 6 – К 6 4 — D 5 3 — T Гармонизовать следующие мелодии:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и преезнтация по литературе.Может быть использован для проведения уроков по программе 8 класса средней школы.
Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Функциональная система главных трезвучий и их соединение». (Автор — М.С.Коняхина).
Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Период. Каденция» затрагивает типизацию формы периода и позволяет наглядно классифицировать различные виды каденций. (Автор — М.
Лекционный мультимедийный материал по предмету «Гармония» на тему «Септаккорд второй ступения». (Автор — М.С.Коняхина).
Лекция по гармонии «Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение.» Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом.
Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическа.
Тип занятия: комбинированный.Формы занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная.Оборудование: проектор, компьютер, доска, рабочие тетради.Продолжительность занятия: 90 мин.Цели занятия:Дидактическа.
Источник
S o l F a theory
II6 — один из самых распространённых консонирующих аккордов S-й группы. По структуре он минорный в натуральном мажоре и уменьшённый в миноре и гармоническом мажоре.
II6 в классической музыке — это S53 с секстой, поэтому в каденции он использовался значительно чаще, чем II53. И поэтому в нём обычно удваивается бас, подчёркивая субдоминантовую сущность аккорда. При этом в натуральном мажоре (где II6 минорный) возможно удвоение и любого другого тона; в уменьшённом же II6 удваивается только бас, т.к. в противном случае он звучит слишком диссонантно — появляется второй тритон.
До II6 может стоять либо аккорд T, либо более слабой S, после — любой аккорд T, D и более сильной S (в частности, II7 с обращениями). Его можно разрешить в следующие аккорды: T53, T6, K64, D53, D6, D7 полный и неполный, D65, D43, D2, D9, вводный септаккорд со всеми обращениями, а также через II7 со всеми обращениями.
Возможны проходящие обороты между секстаккордом второй ступени и его трезвучием, но только в натуральном мажоре, с минорным II6 (уменьшённое II53 не используется в классической музыке).
Источник
II53 и II6 в проходящих оборотах
Трезвучие второй ступени.
Секстаккорд второй ступени.
XII. Секстаккорд и трезвучие II ступени (II6, II53).
XI. Скачки при разрешении D7 в тонику.
D7 и его обращения могут разрешаться в тонику не только плавно, но и с использованием скачков, что придаёт мелодии большее своеобразие и свободу.
Наибольшее количество разных видов скачков допускается при разрешении D2 в T6:
— скачки прим (1-1) восходящие;
— скачки квинт (5-5) восходящие и нисходящие;
— смешанные скачки (3-5 и т.д.);
Пример 1 (C-dur: D2 «f-h-d-g» — T6 «e-g-c-c»).
D43 и D65 со скачкообразным разрешением встречаются редко, например нисходящие скачки квинт при разрешении D65 в T53 и восходящие скачки прим при разрешении D43 в T53.
В заключительной каденции нередко неполный основной D7 разрешается разрешается в неполное T53 со скачками прим. В данном соединении допускаются скрытые и параллельные октавы и квинты.
Пример 2 (C-dur: D7 «g-f-h-g» — T53 «c-e-c-c»).
II53 входит в субдоминантовую группу аккордов. Из всех трезвучий этой группы (VI53, S53) оно наиболее диссонирующее, т. е. «сильное». В основном виде применяется редко, т.к. в миноре и гармоническом мажоре является уменьшённым. Наиболее распространён II6. В творчестве ряда композиторов встречается даже чаще, чем S53 (Л. Бетховен). Преимущества II6: большая неустойчивость, Наличие общего звука с доминантой (II ступень), ладовое разнообразие (минорное звучание в мажорных тональностях).
II6 воспринимается скорее как S53 с секстой, поэтому у него чаще удваивается басовый звук (терция аккорда), однако могут удваиваться и другие звуки.
1. аккордами тоники (T53, T6). Соединение мелодическое. В мажоре существует опасность возникновения параллельных квинт.
Пример 1 (C-dur: T53 «с-с-g-e» — II6 «f-a-f-d»).
2. S53 от сильной доли к более слабой.
Пример 2 (С-dur: S53 «f-c-a-f» — II6 «f-d-a-f»).
После II6 следуют аккорды доминантовой группы (D53, D6, D7 с обращениями), а также К64. При соединении с D53 и К64 есть опасность появления параллельных квинт. Соединение с D7 и его обращениями гармоническое.
Пример № 3 (С-dur: II6 «f-a-f-d» — D53 «g-g-d-h»; II6 «f-d-a-f» — D6 «h-d-g-d»; II6 «f-a-f-d» — D2 «f-g-d-h» — T6 «e-g-c-c»; II6 «f-a-f-d» — K64 «g-g-e-c» — D7 «g-f-d-h» — T53 «c-e-c-c»).
В миноре следует избегать хода на ув4 при соединении II6 с D6 и D65.
Применяется только в мажоре после S53, T6, изредка после T53. Переходит в D53, D7 с обращениями. При соединении S53 и II53 возможны скачки терцовых тонов в мелодии.
Пример № 4 (С-dur: S53 «f-c-f-a» — II53 «d-d-a-f»)
II53 и II6 применяются в однородных и неоднородных проходящих оборотах.
Однородный проходящий оборот: II53 – T6 – II6. Есть опасность возникновения параллельных квинт.
Пример № 5 (С-dur: II53 «d-a-d-f» — T6 «e-g-c-e» — II6 «f-a-d-d»).
Неоднородный проходящий оборот: S6 – T64 – II6.
Пример № 6. (С-dur: S6 «a-c-f-f» — T64 «g-c-e-g» — II6 «f-a-d-f»).
Источник
ГАРМОНИЯ ЛЕКЦИЯ 2. ТРЕЗВУЧИЕ И СКСТАККОРД II CТУПЕНИ
СекстаккордII ступени (II 6), как и трезвучие (II 53) , относится к группе аккордов субдоминанты. В качестве субдоминантовой гармонии его часто можно встретить в произведениях Л.Бетховена.
Для II 6 наиболее типично удвоение баса, т. е. терцового тона и лишь иногда в нем удваивается прима или квинта.
Употреблять II6, как и другие аккорды субдоминантовой группы можно:
1) после T53, T6, VI53, S53
2) перед D53, D7, K64 в мелодическом положении примы и лишь изредка — в положении терции. В мелодическом положении квинты он никогда не используется, так как звучит плохо.
Наиболее целесообразно использовать II6 в каденциях перед K64 или D:
II6 – усиленный заместитель S53.
Субдоминантовость II6 подчеркивается удвоением в нем функционального баса (IV ступень лада),
так как в II6 удваивается ТЕРЦОВЫЙ ТОН.
В мажоре II6 звучит мягко, минорно.
В миноре напряженно, резко (из-за входящего в него тритона)
1.Соединять II6 с D53 или К64 можно только мелодически: бас вверх на б.2, остальные голоса – вниз навстречу басу. Соединение в одном направлении приводит к образованию ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ОКТАВ.
2.S53 и II6 как аккорды одной функции нельзя брать через тактовую черту.
А принадлежность этих аккордов к одной функции допускает их перемещение как при плавном движении, так и при скачках со сменой (при широких скачках) и без смены расположения (при узких скачках).
3.При соединениях S-II6, T-II6, II6-K64 между тенором
и альтом могут возникнуть параллельные квинты. Они
Не используются соединения:II6 – S, II6 – VI, мало используется соединение II6 – T,
так как звучат вяло.
II6 используется активно в кадансах, в середине музыкального построения.
II53 применяется только в мажоре. Оно слабее II6, так как не имеет
функциональной опоры в басу: в нем удваивается бас – II ступень лада.
II53 также как и II 6 звучит мягко, минорно. Использование его после VI53 создает некоторую переменность функций и особый натуральный колорит.
1) S – II – соединение гармоническое 2) В II6-II и II-II6 свободно применяется переход в другое расположение и скачки. Внимание к дублированию мелодии и баса – параллелизм октав.
3) II-D, II-K64 – соединения мелодические: бас движется вверх, остальные голоса вниз,
4) Т-II – соединение только мелодическое: верхние голоса идут вниз, навстречу басу.
5) Возможно мелодическое соединение S53 и II53, при этом верхние голоса движутся в восходящем направлении, а бас – на терцию вниз.
Если при соединении S53 — II53 в верхних голосах возникает скачок на ч.4 – расположение менять нельзя.
Расположение меняется только при плавном голосоведении.
6) При скачке на сексту от S53 к II 53 расположение менять обязательно
7)Не используются соединения II-S, II-I
8)II 53 используют в середине построения, реже в кадансах.
Д/з на 17.02.2017
На фортепиано в тональностях до 2-х знаков играть следующие цифровки:
1.T53 – II6 – D53 — T – T — II6 – D53 — T
2.T53 – D53 — T – T — S53 – II6 – К64 — D53 — T – T – S — II6 – К64 — D53 — T
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Секстаккорд II ступени (II6)
Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд II ступени (II6), как и трезвучие (II53) , относится к группе аккордов субдоминанты. В качестве субдоминантовой гармонии его часто можно встретить в произведениях В. Моцарта и Л.Бетховена.
Для II6 наиболее типично удвоение баса, т. е. терцового тона (см. нотные примеры 2 и 3), и лишь изредка используется удвоение примы или квинты.
При соединении II6 с II65 лучше удвоить приму:
Употреблять II6, как и другие аккорды субдоминантовой группы можно после T53, T6, VI53, S53 и перед D53, D7, K64 в мелодическом положении примы и лишь изредка — в положении терции.
Наиболее целесообразно использовать II6 в каденциях перед K64 или D при нисходящем мелодическом движении в сопрано с одновременным противоположным движением баса вверх от 4-й к 5-й ступени. Соединение мелодическое:
Традиционно II6 относится к кадансовым гармоническим средствам и трактуется как субдоминантовое трезвучие с секстой вместо квинты (А. Мутли):
Источник