Песни войны и победы. Сороковые роковые
Предыдущая песня
Замечательное стихотворение, которое написал поэт-фронтовик Давид Самойлов в 1961 году.
На музыку его положил Виктор Берковский. Но не только он, а также Илья Катаев, и его вариант мне нравится намного больше.
Стихи формально вроде бы не про войну, но они идеально передают атмосферу того времени, парадоксальное сочетание «война, беда, мечта и юность» — вот главное
музыка — Виктор Берковский
Автор со товарищи
Ансамбль КСП МИФИ
Ансамбль Скай
Музыка — Илья Катаев
Валентин Никулин
Это не песня, а стихотворение
Владимир Высоцкий и Всеволод Абдулов
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Источник
Литературно-музыкальная композиция на тему «Сороковые», посвященная Дню Победы
специалист в области арт-терапии
Выбранный для просмотра документ Литературно-музыкальная композиция Сороковые-роковые.doc
Литературно-музыкальная композиция «Сороковые – роковые»
(для учащихся 6 класса)
1. Знакомство с произведениями Великой Отечественной войны, воссоздание картины эпохи.
2. Формирование навыка выразительного чтения, развитие творческих способностей учащихся.
3. Воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции учащихся.
Ведущий 1: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:
Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжелых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.
Звучит песни на стихи М.В.Исаковского «В лесу прифронтовом».
Ведущий 2: «В лесу прифронтовом» — это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.
В годы Великой Отечественной войны советские писатели получали десятки писем со словами благодарности за их творчество, помогающее в борьбе с фашизмом.
Ведущий 3: Замечательная песня «В лесу прифронтовом» создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В прифронтовом лесу» исполняет Ефрем Флакс».
Ведущий 1: Блантер избрал для песни мелодию вальса. Она звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон» связывают песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.
Ведущий 2: «Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удается сочинять подлинно народные песни, песни, прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него», — так писал о нем С.Я.Маршак.
Ведущий 3: Вся страна переживала огромный патриотический подъем. Люди не жалели сил, отдавая всё победе. И музы не молчали!
Деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «Окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат, как самый оперативный вид искусства, откликался на самые важные события.
Ведущий 1: Автор плаката «Родина-мать зовет» художник Ираклий Тоидзе создал убедительный образ женщины, сумел придать выражению ее лица решимость, сделать ее призывающий жест простым и в то же время в нужной мере патетическим. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление. Тому же служит и лаконическая раскраска плаката в две краски – черную и красную. Плакат Тоидзе получил во время войны широкое распространение, он разошелся по всей стране с текстом, напечатанном на многих языках.
Звучит фрагмент Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д.Шостаковича.
Ведущий 2: Это одно из наиболее значительных произведений Д.Шостаковича написано в 1941г в осажденном Ленинграде.
Седьмую симфонию Шостаковича сыграли в зале Филармонии 9 августа 1942г. Это был подвиг голодных, ослабленных людей, но их энтузиазм и решимость передавались слушателям. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать музыкантов, а нужно было не менее ста. Тогда военные оркестры переправили в город лучших своих музыкантов.
Ведущий 3: Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» — настолько точно передает она дух событий. И вместе с тем эта музыка поражает не только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения, жестокости.
Ведущий 1: Прозвучала Седьмая симфония и 25 июня в Ташкенте. Весь сбор шел в пользу эвакуированных детей. На этом концерте была и А.А.Ахматова.
На своей книге, которая Ахматова подарит композитору, она напишет: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
Ведущий 2: Ленинградская симфония отразила всеобщий патриотический подъем. На той же высокой ноте прозвучало на торжественном вечере стихотворение А.Ахматовой «Мужество» в Ташкенте.
Чтец 1 «Мужество» (А.Ахматова)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Ведущий 3: Стихотворение было опубликовано в «Правде» 8 марта 1942г. Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Его читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранили в карманах гимнастерок.
Чтец 2 «Победа» (А.Ахматова)
Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.
Вспыхнул над молом первый маяк,
Других маяков предтеча,-
Заплакал и шапку снял моряк,
Что плавал в набитых смертью морях
Вдоль смерти и смерти навстречу.
Победа у наших стоит дверей.
Как гостью желанную встретим?
Пусть женщины выше поднимут детей,
Спасенных от тысячи тысяч смертей,-
Так мы долгожданной ответим.
Ведущий 1: Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение А.Ахматовой «Мужество» и К.Симонова «Жди меня», ставшее олицетворением верности, любви и долга.
Чтец 3 «Жди меня…» (К.Симонов)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут,
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Выпьют горькое вино
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Не понять, не ждавшим им,
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущий 2: «Жди меня» — послание К.Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нем нет нежных слов, признаний в любви. Но при всем этом читатель ощутит огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убежденность лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а ее преданность поможет ему все преодолеть.
Ведущий 3: Неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру. Слово жди повторяется в стихотворении одиннадцать раз.
Ведущий 1: Мысль автора выражена лаконично и ёмко: «Только очень жди», «Всем смертям назло». Жизнь изменила намерениям Симонова не публиковать свое послание. То, «что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете», — вспоминал впоследствии поэт. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942г.
И сегодня «Жди меня» продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.
Ведущий 2: У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944) – яркое подтверждение этих слов.
Чтец 4 «Его зарыли в шар земной» (С.Орлов)
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.
Ведущий 3: Композиционная, ритмическая и лексическая простота художественного текста, разговорно-доверительная интонация, психологическая открытость и душевная ясность свойственны этим строкам.
Звучит песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса
Ведущий 1: Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в День Победы эта песня звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны. В 1965г известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Р.Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно так:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
Ведущий 2: Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит ее эмоциональное воздействие. Затем он прочитал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Так и родилась проникновенная песня.
Ведущий 3: Во время атомной бомбардировки Хиросимы Садако Сасаки находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва и осталась жива. Росла сильным, здоровым, активным ребенком. В ноябре 1954г у нее проявились первые признаки лучевой болезни. В феврале 1955г она была помещена в госпиталь. От своего лучшего друга узнала о легенде. Садако, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших ей в руки кусочков бумаги. В октябре 1955г она умерла, успев сделать более тысячи бумажных журавликов.
Ведущий 1: Расул Гамзатов вспоминал: «Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так было написано это стихотворение. В песни «Журавли» нет различия национальности партийности, это песня – реквием по усопшим. Таковой она и останется».
Ведущий 2: На протяжении всего творческого пути Давид Самойлов, с гордостью причислявший себя к фронтовому поколению, постоянно обращался к годам своей молодости, к теме войны.
Чтец 5 «Сороковые» (Д.Самойлов)
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Ведущий 3: Стихотворение было написано спустя двадцать лет после начала войны. Оно рассказывает о первом, самом тяжелом периоде. В стихотворении воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны. В описании чувствуется доброе и чуть ироничное отношение к самому себе, тогда еще юному, наивному, душевно щедрому, желающему походить на бывалого.
«Сороковые, роковые» — стихотворение-воспоминание. Поэт ведет с читателем задумчивый разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.
Звучит запись «Никто не забыт, ничто не забыто».
Выбранный для просмотра документ Презентация1.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Юлия Друнина Русская советская поэтесса. Окончила Литературный институт им. М. Горького (1952). В период Великой Отечественной войны ушла добровольцем на фронт, была батальонным санинструктором. Тема «светлокосого солдата» — девушки, которая «ушла из школы в блиндажи сырые», воспоминания о военной поре — в центре лирических, пейзажных и философских стихов.
Михаил Васильевич Исаковский Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. Многие его стихотворения положены на музыку. Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Также известен переводами с украинского, белорусского и других языков.
«В лесу прифронтовом»
Матвей Исаакович Блантер Крупнейший советский композитор-песенник, активно занимавшийся творчеством до 1975г. Он автор более 2 тысяч песен, нескольких оперетт, музыки к спектаклям, кинофильмам, радиопостановкам.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей.
Анна Андреевна Ахматова Одна из известнейших русских поэтесс XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Константин Михайлович Симонов Русский советский писатель, поэт, общественный деятель. Лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.
Сергей Сергеевич Орлов Одно из наиболее известных стихотворений Орлова — «Его зарыли в шар земной» (1944) — написанное ясным, простым языком, напоминает читателю о павших. Через много лет после окончания войны в лирике Орлова главной темой всё ещё оставалось пережитое на войне и воспоминания о погибших товарищах. Орлов часто описывает в своих стихотворениях самые простые, будничные предметы. Многие стихи Орлова середины 60-х годов посвящены месту человека в истории.
Расул Гамзатович Гамзатов Выдающийся советский и российский поэт, публицист и политический деятель. Его книги выходили миллионными тиражами на десятках языков мира. Творческие вечера проходили при полных залах. Творчество Расула Гамзатова получило высокую оценку в отзывах и высказываниях многих выдающихся деятелей культуры.
Давид Самойлов Русский советский поэт, переводчик. Давид Самойлов -поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушел со студенческой скамьи на фронт.
Источник