Импровизация
Какие преимущества даёт умение импровизировать? Ведь музыка, созданная не «на скорую руку», а тщательно отработанная и выверенная, вроде бы должна быть лучше всегда, в любом случае. В самом деле, что мешает как следует записать и отшлифовать свой «домашний порыв», и сделать полноценное музыкальное произведение? Однако, кое-какие преимущества у импровизации всё же имеются.
Эта статья в виде видео лекции:
Такие преимущества лежат как в социальной, так и в музыкальной плоскости. В музыкальной плоскости они следующие:
● «Стрессовый» или «коммуникативный» характер сочинения музыки. Музыка, сочинённая на ходу, перед публикой (или в хорошей компании музыкантов), будет иной, нежели чем сочинённая в одиночестве. Возможно, существуют идеи и порывы, которые не придут в голову дома, но придут на сцене или на джеме.
● Импровизация — это возможность выплеснуть спонтанно родившуюся мысль и дать ход множеству других идей, которые так и просятся «на кончик пера». В ином случае какие-то интересные мысли могут умереть, не успев родиться.
В социальной плоскости преимущества импровизации, видимо, следующие:
● Гордость и самолюбование. Приятно осознавать полное подчинение инструмента и вызывать восторг слушателей.
● Возможность не напрягаясь, приятно убить время.
● Контакт со слушателем, который понимает, что рождение музыки происходит здесь и сейчас, и это его «заводит», как просмотр эротического фильма.
● Сверхвысокая скорость создания музыки. Можно записать студийный альбом, импровизируя в студии.
● Облегчение подготовки музыканта к конкретному выступлению. Не нужна длительная шлифовка репертуара.
Существует мнение, что многие великие композиторы прошлого были блестящими импровизаторами. Однако, на сегодняшний день академическая традиция фактически отказалась от импровизации. Почему же так произошло? Видимо потому, что, например, Леонардо да Винчи мог позволить быть себе быть великим художником, инженером и писателем одновременно, так как тогдашний уровень развития искусств и наук это позволял. Сегодня это уже невозможно. Аналогично, уровень академической музыки (например, в части развития музыкальной формы) последних 100-200 лет уже не позволяет создавать шедевры налету, а слушать быстрые поделки уже никому не интересно. В самом деле, сымпровизировать сонатную форму или что-то подобное вряд ли удастся. Уровень же лёгкой музыки до сих пор допускает импровизацию, и она там осталась (например, в джазе).
Отсюда вытекают условные «недостатки» импровизации, а точнее, её ограничения:
● Отшлифованное и продуманное имеет гораздо больше шансов оказаться качественным.
● Основной тип фактуры импровизации — одноголосие. В полноценной фактуре импровизировать будет очень трудно. Безусловно, вы можете добавлять в свою партию созвучия, но о полноценном голосоведении речи не идёт.
● Основной способ гитарной импровизации — гармонический квадрат, который повторяется многократно. О сколько-нибудь сложной музыкальной форме речи не идёт.
● Импровизация часто рискует свестись к хаотичной мелодизации заданной гармонии (даже у признанных джазменов), вместо полноценного и вдумчивого раскрытия тематического материала, то есть к довольно бестолковой по содержанию (музыкальной форме) музыке.
По степени свободы и подготовленности импровизационные соло разделяются на четыре типа:
1. Квазиимпровизация. Импровизация полностью сочинена рациональным способом, выучена наизусть, и нет ни одного отклонения от текста в последующих исполнениях. Из пластинок, на которых записаны одни и те же соло, видно, что так играли Армстронг, Питерсон, Брубэк.
2. Импровизация сочинена рациональным способом, выучена наизусть, но музыкант может в процессе исполнения делать небольшие отклонения от текста. Опубликованные записи дублей Паркера и Наварро — свидетельство тому.
3. Импровизация имеет подготовленные куски (кульминация, брейки, каденции, сложные последовательности), но музыкант в процессе исполнения может на ходу заменить их на новые. Так импровизировали многие звезды джаза — Паркер, Колтрейн, Дэвис и другие.
4. Импровизация спонтанна от начала до конца. Нет ни одного подготовленного фрагмента (поздний Колтрейн, Коулман, Дэвис и другие).
Как видно, «истинная» импровизация (то есть последний тип) характерна только для части джазменов, чего уж говорить о других стилях лёгкой музыки.
Несколько цитат Алексея Козлова, советского и российского саксофониста:
Вообще-то, существует простой способ проверить, есть у тебя дар импровизатора, или нет. Надо просто попробовать петь импровизации в любом темпе и стиле. Просто сочинять мелодии, используя свои голосовые связки. То есть – сольфеджировать те ноты, которые приходят в голову прямо во время пения. Если это получается и доставляет удовольствие, тогда можно переходить к освоению любого инструмента, который нравится больше других.
Когда вам покажется, что вы уже овладели инструментом в достаточной степени, есть простой способ, чтобы проверить себя. Попробуйте сыграть без ошибки хорошо известную вам мелодию (например «Подмосковные вечера»), начиная с любой ноты, не думая о тональности и интервалах. Если получается, значит вы научились «петь» на своем инструменте. Значит, он стал частью вашего тела, чем-то в роде голосовых связок. На этом период «борьбы» с ним закончится, вы его победили, подчинили себе.
Я сравниваю импровизацию с человеческой речью. Импровизатора — с оратором. Ведь выйти на трибуну перед толпой и захватить ее внимание под силу не каждому. Нужно так построить свою речь, чтобы ни на секунду не дать возможности опомниться тем, кто тебя слушает. Необходимо самому верить в то, о чем говоришь, и пытаться убедить в этом слушателей. А для этого необходима, прежде всего, логика в рассуждениях. Иначе начнут свистеть. Опытные ораторы, чтобы быть более убедительными, употребляют время от времени цитаты, взятые из высказываний авторитетных личностей. Но, на одних цитатах далеко не уедешь.
Отсюда следует, что импровизация — это прежде всего искусство интонирования (гитарист «слышит» гриф, и разговаривает с его помощью). А вот искусство быстро собрать музыку из приготовленных заранее кирпичиков (фраз, мотивов и ходов) — вторично и является «страховкой» импровизатора (без которой, конечно же, обойтись нельзя).
Иногда говорят, что отличие «настоящей» народной музыки от музыки профессиональной состоит в наличии у последней «специального» слушателя. То есть народная музыка — это не концерт с аплодисментами, а совместное действо, где все слушатели являются соучастниками процесса. А исполнение «народной музыки» на сцене — это всегда какой-то эрзац.
Проводя некоторую аналогию, можно попытаться рассуждать об импровизации в таком ключе, что главный аспект импровизации — это контакт исполнителя со слушателем (или даже исполнителя с исполнителем), а ценность такой музыки существует только «здесь и сейчас». Джем-сейшены часто проводятся для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления. Возможно, это значит, что даже любая аудио- или видеозапись импровизации — это уже что-то не совсем то.
Таким образом, сравнение качества импровизационной музыки с качеством «обычной» музыки (разумеется, всегда в пользу последней) будет не слишком корректным. В таком случае, слушатель импровизации (если таковой имеется) должен разбираться в исполняемой музыке не сильно хуже исполнителя, чтобы тянуть на полноправного «соучастника» процесса.
Источник
Как научиться импровизировать на гитаре. не привлекая внимание санитаров. Часть 1
Привет братья и сестры по инструменту.
Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают молодого гитарного импровизатора на пути к прогрессу. В этой Части 1, я расскажу о болезнях и симптомах, которые мешают круто импровизировать на гитаре. А в следующей Части 2, я расскажу о практических методах лечения и профилактики, которые замотивируют вас перейти из статуса «звезда шашлыков» в статус «бог гитары». Поехали!
Итак, что же такое импровизация на гитаре. По-простому, это когда музыкант, слышит какую-либо песню или мелодию… и, о, ЧУДО — может мгновенно (или практически мгновенно) подыграть на гитаре и это будет красиво. «Красиво» — понятие субъективное, и все же, большинству слушателям это пришлось бы по вкусу. «Это ж X-MAN, мутант», — думаешь ты. Он точно что-то употребляет, нужно показать его врачам, пусть проведут над ним опыты и выяснят все его секреты. Ладно, шутки в сторону. Импровизация — это умение музыкантом на ходу придумывать музыкальную партию, которая будет ЛАДИТЬ с той музыкой, под которую он играет.
Импровизационное здоровье на гитаре, по моему мнению, стоит на трех китах:
• РАЗВИТЫЙ (ТРЕНИРОВАННЫЙ) МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ;
• ХОРОШАЯ ТЕХНИКА ИГРЫ;
• ГЛУБОКОЕ ПОНИМАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ.
Существует множество других умений или навыков, например, ощущение музыки или умение чувствовать динамические оттенки музыки, но их можно включить в «КИТ №1». И так далее. Если любой из этих аспектов будет развит недостаточно, твоя импровизация будет бедной и невыразительной. Рассмотрим первого пациента…
Диагноз: «Синдром Малмстина» с прогресирующим «гитаропилитом».
Часто начинающие гитаристы (особенно тежеловесного толка, металлисты, хардкорщики и прочая такая братва) берут «электруху» в руки и часами пилят гаммы, секвенции, арпеджио, таким образом, тренируя свою ТЕХНИКУ. При этом совсем не уделяют внимание развитию СЛУХА и нередко МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ. «Я буду играть быстро, наваливать кучу нот, посмотрите какой я офигенный», — думают они. А как бы ни так. Такая импровизация напоминает гитарные упражнения, сыгранные в быстром темпе. Такая музыка не цепляет, не запоминается и является, по сути, набором нот, а не осмысленной музыкальной мыслью.
Болезнь нашего следующего пациента — «шашлычиит» с легкой технической недостаточностью.
Рассадник «шашлычиита» это общежития, майские праздники, и прочие злачные места. Таких гитаристов называют «душа компании». Развиваются, как правило, по такому пути: у них неплохо развит музыкальный слух, так как они переиграли тысячи песен. Они чувствуют, где и какая нота будет звучать хорошо, и это уже очень неплохо. Но, такому гитаристу НЕ ХВАТАЕТ техники, и, играя с ним, мы можем заметить, что все его партии какие-то «плавные», недостаточно колбасные. Он слышит, что было бы здорово сыграть тут «вот так», но не может этого сделать. И имея такое сокровище как развитый слух, такой гитарист просто не может выразить свою музыкальную мысль. Не хватает скила.
Также, нередко можно встретить такой недуг как «профессионал-самоучка».
Диагноз: «Теоретит» с вялотекущим «сольфеджиодозом».
Он уже опытный музыкант, хорошо чувствует музыку, импровизирует. Но, ПЛОХО разбирается в МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕОРИИ, так как она всегда казалось ему скучной, авось и так сойдет. Пацаны же как-то играют, и я буду играть. Какое там сольфеджио, не, не слышал. Когда такой музыкант играет, у него все хорошо, пока он находится в Ля миноре. Как только тональность стала непривычной, стилистика поменялась, меняется музыкальный размер, ему становится тяжко. Ему тяжело подобрать нужные аккорды в непривычной ему «среде обитания». Непонимание музыкальной теории приводит к тому, что гитарист замыкается в определенных рамках, надеется только на свое чувство и талант. То есть, фигурально выражаясь, он ходит только по тем дорожкам, которые протоптал сам (в музыкальном смысле). А музыкальная теория может показать ему ВСЕ пути, по которым он может пойти. «Все уже украдено до нас», — как говорилось в фильме. Изучив музыкальную теорию, мы можем сразу увидеть «что» и «где» мы можем применить, какой интервал или аккорд вставить, и делать это сознательно.
ВНИМАНИЕ! Если ты встретил у себя один из этих симптомов — срочно займись лечением того «кита», который отстает. А лучше, не занимайся самолечением, а беги к хорошему музыкальному доктору, то есть к хорошему учителю гитары. И как говорил один наш ученик: «Твой прогресс будет незамедлителен» )))
Источник
Как научиться импровизировать на гитаре. не привлекая внимание санитаров. Часть 2
Привет, гитарМЕНЫ и гитарВУМЕНЫ!
В этой Части 2, я поведаю вам больше об импровизации, как таковой, а также поделюсь несколькими практическими «фишками», которые могут дать понимание того, с чего можно начинать свои импровизационные потуги.
П.С. Если ты еще не читал мою предыдущую статью Как научиться импровизировать на гитаре… не привлекая внимание санитаров. Часть 1 — рекомендую сначала ознакомиться с ней.
Итак, я разделяю импровизацию на гитаре (да и любом другом музыкальном инструменте) на аппликатурную и ментальную .
Аппликатурной импровизацией я называю игру на основе заученных фраз, фрагментов, гамм, секвенций, арпеджио. То есть, грубо говоря, вы учите тысячу разных кусков, в определенных тональностях, а потом просто переставляете их местами в произвольном порядке и получается импровизация. Таким, образом, ЧТО ИГРАТЬ — тебе диктуют твои пальцы, и ты лишь умело комбинируешь фрагменты и создаешь из них цельную картину. Это немного упрощенное объяснение, но суть, надеюсь, ты уловил.
Ментальной импровизацией, я называю, придумывание мелодии (аккомпанемента, соло) в голове и затем перенос этого «в голове» на гитарный гриф.
В чем же здесь разница? Допустим, ты выучил гамму минора, пентатонику, несколько «ликов» и секвенций и пробуешь импровизировать, комбинируя и переставляя местами эти фрагменты. Через некоторое время, ты обнаружишь, что ты начинаешь повторяться. Твоя импровизация становится однообразной и крутится вокруг одних и тех же пассажей и ходов. Логичным решением будет экстенсивное увеличение количества выученных фрагментов. Ты можешь «снять» тысячу известных соло, выучить тысячу песен, но все равно, рано или поздно, ты придешь к выводу — «опять повторяюсь».
Другое дело ментальная импровизация. Когда ты придумываешь музыку в голове, напеваешь ее, у тебя нет никаких границ и шаблонов. В отличие от привязки к пальцам, которые привыкли бегать по заученным схемам, твоя фантазия — безгранична. Стремись придумывать музыку в голове, а потом переносить ее на инструмент, но не наоборот.
Но, это не значит, что аппликатурная импровизация — это плохо. В любом случае, чтобы перейти к ментальной импровизации, нужно очень хорошо развить музыкальный слух и музыкальное чутье. На это могут уйти годы. И не исключено, что ты придешь к ментальной импровизации через аппликатурную, играя множество композиций, тем самым расширяя свои границы.
Ментальная и аппликатурная импровизация дополняют друг друга. Нельзя, скорее всего, развивать что-то отдельно, например, играя гамму, сказать, что ты развиваешь только аппликатурную импровизацию. Ведь слух тоже оттачивается в это время. Но, все же, я дам тебе несколько советов, которые будут делать акцент на том или ином типе импровизации.
Импровизируй напевая. Включи любую песню, а еще лучше зайди на YouTube, введи «backing track», выбери тональность, например «backing track a minor» и пробуй сочинять какие-то фрагменты ГОЛОСОМ. Придумай несколько коротких фраз, которые тебе самому (самой) будут нравиться и запиши их на диктофон. Затем прослушай запись и попробуй сыграть на гитаре то, что ты спел. Это будет самое лучшее упражнение для развития твоей ментальной импровизации. Тренируясь таким образом, ты можешь заметить, что то, что ты придумал, не так просто сыграть. Я часто, придумываю то, что потом не могу сыграть ))) Но это прекрасно. Ты будешь применять новые для себя приемы, и развивать свое музыкальное мышление, подтягивая технику. ИМПРОВИЗИРУЯ АППЛИКАТУРНО, ты НИКОГДА не сыграешь то, что находится за пределами твоей техники. А импровизируя голосом, то есть МЕНТАЛЬНО, ты можешь придумать что-то такое, что потом будешь пытаться сыграть месяц, но это будет что-то уникальное.
Не используй много средств. Многие из нас к моменту «прихода» к импровизации уже знают и играют множество музыкального материала. Раз ты читаешь эту статью, скорее всего ты уже знаком с диатоническими ладами, гаммами, арпеджио, секвенциями, пентатоникой, различными пассажами из знаменитых соло и т.д. И вот ты такой берешь эту всю огромную кучу знаний, начинаешь играть много нот. Они подходят, все в тональности, но обнаруживаешь, что все это просто набор нот. В них нет идеи, они не выстраиваются в какие-то логичные и стройные формы. Это может происходить по разным причинам, но одна из них — ты не знаешь, за что хвататься. Слишком много средств выражения ты пытаешься применить. Представь себя эдаким поваром на огромной кухне, где у тебя несметное количество ингредиентов, приправ, всяческих специй. Ты кидаешь все это в суп и получается каша! Остановись, послушай, что ты играешь. Прочувствуй. Возьми минимум: соль и перец — и попробуй сделать что-то вкусное.
К примеру, ты хочешь импровизировать в тональности Ля минор. Не набрасывайся, не играй сразу много нот, а возьми всего две(!) ноты — Соль и Ля (они входят в тональность Ля минор) на 4-й струне. И попробуй создать какой-то рифф, всего лишь на этих двух нотах.
Включи «backing track», и играй эти две ноты разными ритмическими рисунками. Комбинируй четверти, восьмые, триоли и шестнадцатые длительности. Получается? Если нет — послушай начало песни «Can’t stop» от Red Hot Chilli Peppers. Там всего две ноты, но какой сочный и узнаваемый рифф!
Когда тебе удалось придумать несколько «качевых» мелодий-риффов на этих двух нотах (важно, чтобы это были именно осмысленные, приятные на твой собственный слух мелодий, а не просто «тыкание» нот), добавь еще одну ноту, например До, на 3-й струне.
Теперь попробуй создать несколько риффов на 3-х нотах. И так, постепенно, добавляй по одной нотке. Это научит тебя обходится малыми средствами для достижения больших целей ) Большинство крутых и знаменитых риффов написаны всего на нескольких нотах. Вспомни, хотя бы «Personal Jesus». Начинай свои импровизации с сочинения риффов. На мой взгляд, это самый простой и эффективный способ развить «сочинительство» и как следствие – качественную импровизацию.
Мысли интервалами. Все мы знакомы с музыкальными интервалами. Если не знаком – выучи их наконец, пожалуйста ) Есть интервалы, которые имеют яркую эмоциональную окраску, например тритон, малая терция или большая септима. Но, есть интервалы, которые имеют, если так можно выразиться, нейтральную окраску. Это октава, квинта и кварта. С них и начнем. Обрати внимание на рисунок ниже.
Очень круто использовать в своих импровизациях обыгрывание той или иной ноты с интервалами от нее. Например, мы работаем все в той же тональности Ля минор. Начни свой рифф с ноты Ля на 7-м ладу 4-й струны и затем попробуй комбинировать ее с квинтой (Ми), квартой (Ре) и октавами вверх и вниз. Используя и комбинируя эти ноты с тоникой Ля, ты гарантированно получишь яркие и гармоничные фразы. После того как ты научишься качественно импровизировать с вышеуказанными «нейтральными» интервалами, пробуй другие: терции, сексты, септимы и т.д. Это добавит твоей музыке эмоциональные вкрапления, своего рода СПЕЦИИ.
Видоизменяй фразировку. Сыграй (придумай) простой «лик» на основе пентатоники в тональности Ля минор. Например, что-то подобное (рис. ниже)
Теперь, возьми и сделай «подъезд» к первой ноте с помощью слайда. Дальше, сыграй то же самое, но, например, последнюю ноту Ми (подтяжка на 10-м ладу) замени на ноту Ля — тонику. И так далее. Играй каждый повтор с небольшим изменением. Ты можешь заменить какой-то хамер-он —подтяжкой, сыграть вместо одной ноты — несколько на той же высоте и так далее. Этот метод, назовем его «ФРАЗИРОВКОЙ», заключается в том, что ты берешь за основу какой либо музыкальный фрагмент и пытаешься его слегка видоизменить. Это будет отлично тренировать твой слух, мышление и как следствие импровизацию. Ты можешь делать то же самое с известными соло. Бери куски соло своих любимых групп и пытайся их менять нота за нотой. У тебя обязательно получится что-то стоящее. Я в тебя верю!
Импровизация — вещь тонкая, сложная. Она похожа на написание стиха. Чтобы писать хорошие стихи, нужно много читать, изучать стихотворные размеры, и обязательно ПИСАТЬ СТИХИ самому. Пробовать, ошибаться и опять пробовать. То же самое и с игрой на гитаре. Играй много чужого, изучай теорию, придумывай свое. Так, шаг за шагом ты придешь к вершинам этого искусства. И не нужно расстраиваться, если у тебя сразу не получатся импровизировать. Импровизация как коньяк и женщина, с годами становится лучше )))
Источник