Импровизация для саксофона ноты для

Юрий Севастьянов. Основы джазовой импровизации на саксофоне

Импровизация — это создание музыки в реальном времени. К импровизации можно подходить с разных сторон.

Можно выделить два основных пути:

1. Импровизация с применением готовых шаблонов

Если взять одну фразу и играть её в разных тональностях, например повышая тональность на пол-тона — правильно будет назвать это «секвенция».

Безусловно, все профессиональные музыканты играют секвенции. Плюс этого метода в том, что вы придёте к тому, что вам безразлично в какой тональности вы находитесь. Весь свой музыкальный арсенал вы можете реализовать в любой тональности.

Минус в том, что вы можете зациклиться на «чужих» фразах, которые вы крепко заучили. Есть мнение, что это может тормозить ВАШУ индивидуальность.

2. Непосредственное сочинение фраз и создание мелодии.


Здесь имеет место творческое воображение и умение создавать ритмические мелодические фразы самому, без использования готовых шаблонов. Он базируется на знании музыки и ее составляющих, на понимании, что такое тональность, мелодия, гармония, ритм, что такое аккорд, какие бывают аккорды.

В любой композиции — любом джазовом стандарте или любой песне есть обязательно мелодия, гармония, ритм. Если говорить о джазе, там все весьма просто: есть такая структура — квадрат, (простая песенная форма) — которая имеет строгую последовательность аккордов. Определенное число тактов, в каждом такте свои аккорды.

Вы можете попытаться услышать, что за музыка звучит в вас самих, и переложить её в ваш саксофон. Если даже это вам покажется слишком простым, это обязательно будет напевно, не так сложно для слушателя. А самое главное это будет ваш стиль.
Тональность

Есть такое понятие — фонический слух. Это способность слышать окраску аккорда. Для развития фонического слуха необходимы занятия сольфеджио. В полноценном музыкальном образовании это все присутствует. Если сравнивать музыкальное образование в России и например в Америке, то удивительно, но у нас такой вещью как ритм никто не занимается. Ни саксофонистов, ни трубачей, ни гитаристов, никого кроме барабанщиков не учат ритму. Также, никого не учат гармонии. Всех учат играть по нотам или играть в оркестре. Удивительно, но все самые известные мировые звезды-саксофонисты отлично разбираются в специфике игры на барабанах, на фортепиано, на других инструментах. Чем больше познания музыканта в общем музыкальном плане, тем больше они понимают, как нужно импровизировать, как слушать других участников ансамбля…

Часто пьеса пишется в одной тональности, то есть происходит смена аккордов, но тональность остается одна. В общей тональности есть три основных функции — тоника — «T», субдоминанта — «S», доминанта — «D». Все аккорды в пьесе имеют либо тоническую функцию, либо функцию субдоминанты или доминанты.

Это «элементарная теория музыки», эти знания необходимы музыканту. Их получают в любом музыкальном учебном заведении.

Доминанта, субдоминанта, тоника


Субдоминанта — это IV ступень и соответственно аккорд, строящийся на 4-й ступени. В До-мажорном «блюзе» о котором будет идти речь дальше, аккорд F7 (субдоминанта) содержит в себе ноту Eb (Ми-бемоль). Аккорд «До мажор» не содержит, конечно этой ноты в звукоряде, иначе он назывался бы «До минор». Но эта нота важна для исполнения блюза, вы часто слышите её, она так и называется «блюзовая» нота. Это такое нарушение основных правил, которое и создаёт «колорит»

Доминантовые аккорды тяготеют в тонику. По своему звучанию они стремятся разрешитья в тонику. Когда вы слышите, что какой-то аккорд ну вот сейчас должен разрещиться. Простыми словами, вы слышите что вот вот должен быть конец пьесы — это и есть тоника. Она вас смущает:), она обязательно должна прийти в тонику, тогда вы услышите логический конец пьесы.

Кроме понятия тональности, в гармонии есть такие понятия, как модуляция — переход к другой тональности, и отклонение — переход к другой тональности с последующим возвратом обратно. В каждой джазовой теме они присутствуют.


Если все ступени — тоника, субдоминанта, доминанта — не выходят за рамки одной тональности, то в принципе можно на все одну тоническую гамму с небольшими изменениями.

Блюз
Одна из популярнейших музыкальных форм — блюз: небольшое число аккордов, один лад, в котором можно играть соло. Есть несколько блюзовых ладов, блюзовая гамма, блюзовая пентатоника, мажорная пентатоника, минорная пентатоника. Форма блюза несложная — она состоит из аккордов одной тональности — тоника (1-я ступень), субдоминанта (4-я ступень), доминанта (5-я ступень). Исторически, блюз менялся в сторону усложнения — уже во времена Чарли Паркера — в 40-е, до 40-х — блюза усложнился — добавились новые аккорды, позднее еще усложнялся, и сейчас имеет форму весьма изощренную. Но в самой простейшей форме блюз состоит всего из трех аккордов: тоника С7 (C-E-G-Bb), субдоминанта F7 (F-A-C-B-Eb), доминанта G7 (G-H-D-F)


Лад — это последовательность звуков. Последовательности бывают разные — из 5, 6, 7 звуков. Самые распространенные — пятиступенный (пентатоника) и семиступенный.

Источник

Ноты для саксофона. Цифровая энциклопедия саксофониста, часть 3

Учебные материалы для саксофона

47 учебников, аппликатуры

Описание

  1. Bill Bay. Jazz Sax Studies. США. 1979. Содержание
  2. Bob Mintzer. 14 Jazz & Funk Etudes. 1994. Содержание
  3. Bud Freeman. Studies & Improvisations for Saxophone. США. Содержание
  4. C. Paul Herfurth. A Tune A Day for Saxophone Course. Book 1. США. 1968. Содержание
  5. Charlie Gerard. Improvising Jazz Sax. США. Содержание
  6. Чарли Паркер. Charlie Parker. Omnibook. Bb. For B Flat Instruments. Transcribed Exactly From His Recorded Solos. USA. 1978. Tenor and Soprano Sax, Trumpet and Clarinet. Содержание
  7. Саксофон для начинающих. Claude Delangle & Christophe Bois. Methode de Saxophone. Debutants. Cd Set (с аудио треками mp3) /Клавир/. Франция. 2004. Содержание.
  8. David Hite. Melodious and Progressive Studies. Book 1. San Antonio, Texas. 1988. Содержание
  9. David N Baker. Charlie Parker. Alto Saxophone. 1978. USA. Содержание
  10. David N Baker. John Coltrane. The Jazz Style Of. Tenor Sax. 1980. USA. Содержание
  11. Eric Marienthal. Comprehensive Jazz Studies & Exercises. Содержание
  12. Eugene Bozza. 14 Studies in Carnatic Modes. Франция. 1972. Содержание
  13. Ferling & Pierlot. 48 Famous Studies for Oboe or Saxophone. Содержание
  14. Одиночные произведения, дуэты и трио для саксофона тенор. Fred Dantas. Livro de Exercicios para Clarinete & Sax Tenor. Испания. Содержание
  15. 16 ритмико-технических упражнений для саксофона. Gilles Senon. 16 Etudes for Saxophone. Париж. 1979. Содержание
  16. 28 этюдов для саксофона. Guy Lacour. 28 Etudes for Saxophone. Франция. Содержание
  17. 50 этюдов для саксофона. Guy Lacour. 50 Etudes for Saxophone. 1972. Франция. Содержание
  18. Henry Lindeman. Method for Saxophone. США. 1934. Содержание
  19. Hyacinthe Eleanore Klose. 15 Etudes Chantantes for Saxophone. Франция. Содержание
  20. 25 ежедневных упражнений для саксофона. Hyacinthe Eleanore Klose. 25 Daily Exercises for Saxophone. Франция. Содержание
  21. 25 этюдов для саксофона на артикуляцию. Hyacinthe Eleanore Klose. 25 Estudes – Articulacao. Serie Livro 1. Франция. Содержание
  22. 25 этюдов для саксофона. Hyacinthe Eleanore Klose. 25 Estudes – Mecanismo. Serie Livro 2. Франция. Содержание
  23. Полный метод для всех саксофонов. Hyacinthe Eleanore Klose. Complete Method for All Saxophones. Франция. Содержание
  24. Саксофон для среднего уровня. J.E. Skornicka. Intermediate Method Saxophone. США. Содержание
  25. 12 современных этюдов для саксофона соло. James Rae. 12 Modern Etudes for Solo Saxophone. Англия. 1999. Содержание
  26. Саксофон альт для начинающих. Книга 1. Jim Evans. Method Book. Alto Sax. for beginner. Book 1. 2000. Содержание
  27. Саксофон альт для начинающих. Книга 2. Jim Evans. Method Book. Alto Sax. for beginner. Book 2. 2001. Содержание
  28. Джазовая концепция для саксофона альт. Jim Snidero. Intermediate Jazz Conception. Alto Sax. Mp3 аудио треки с саксофоном и аудио треки с отдельной ритм секцией. Германия. 2005. Содержание
  29. Джазовая концепция для саксофона тенор. Jim Snidero. Intermediate Jazz Conception. Tenor Sax. Cd Set (с аудио треками mp3) . Германия. 1996. Содержание
  30. Джон Колтрейн. Упражнения. John Coltrane. II.V.I. Patterns. 1997. Содержание
  31. Джон Колтрейн. John Coltrane. Improvised Saxophone Solos. Для саксофона тенор. Содержание
  32. Тенор и альт саксофон. Jorge Polanuer. Tenor and Alto Sax. Cd Set (с аудио треками mp3) . Аргентина. Содержание
  33. Техника игры на саксофоне. Joseph Viola. Technique Of The Saxophone 1. Scale Studies. Содержание
  34. Соло для альт-саксофониста в сопровождении фортепиано. Larry Teal. Solos For The Alto Saxophone Player with Piano Accompaniment /Клавир/. США. Содержание
  35. Джазовая концепция для саксофонных дуэтов. Lennie Niehaus. Jazz Conception for Sax Duets. США. 1967. Содержание
  36. Джазовая концепция для саксофона. Часть 2. 20 джазовых упражнений. 25 джазовых этюдов. Lennie Niehaus. Jazz Conception for Sax. Vol.2. Intermediate. 20 Jazz Exercises. 25 Jazz Etudes. США. Содержание
  37. Оркестровые упражнения для саксофона альта. Leslaw Lic. Orchestral Studies for Saxophone Alto. Польша. Содержание
  38. N.W. Hovey. Elementary Method Saxophone. Содержание
  39. Импровизация для саксофона. Oliver Nelson. Improvisation for Saxophone. 1966. Содержание
  40. Учиться, играя на саксофоне. Peter Wastall. Aprende Tocando El Saxofon. Испания. 1979. Содержание
  41. Самоучитель игры на саксофоне. Play Altosax Today. Level 1. Видео материал. Cd Set (с аудио треками mp3) . США. Содержание
  42. Упражнения для продвинутой техники игры на саксофоне. Ramon Ricker. Advanced chord etudes for Saxophone. Франция. 1992. Содержание
  43. Sigurd M. Rascher. Top Tones for the Saxophone. США. 1977. Содержание
  44. Phil Woods. Improvised Saxophone Solos. Trent Kynaston. 1981. Содержание
  45. Yellowjackets. Four Corners (для саксофона-альт, саксофона-сопрано, клавиш, баса и барабанов) /Партитура/. США. 1988. Содержание
  46. Иванов Владимир Дмитриевич. Школа академической игры на саксофоне. Часть 2 /Клавир/. Россия. 2004. Содержание
  47. Калинина Галина Фёдоровна. Музыкальные прописи. Россия. 2008. Содержание
  48. Аппликатуры для саксофона

Детали

для начального уровня, для педагогов, для профессионального уровня, для среднего уровня

Источник

Sorokin Jazz

Сайт саксофониста Сергея Сорокина

Ноты для саксофона

Ноты для сопрано-саксофона ДМШ, ноты для альт-саксофона, ноты для тенор-саксофона.

В процессе моей педагогической деятельности не редко приходиться придумывать аранжировки и соло джазовых мелодий для учеников своего класса в музыкальной школе. В этом посте, который я планирую обновлять новыми нотами, буду размещать такие ноты для Вас. Материал ориентирован в основном для детей и в помощь преподавателям, для использования в учебном процессе. Приятных просмотров!

Мелодия из кинофильма “Ва-банк”

Эта аранжировка собрана из разных материалов, которые мне принесла мама одно хорошего ученика. Соединив, немного подработатв получились такие ноты. Хотя в оригинале стиль – регтайм, у нас получился фокстрот, и так:

Генрих Кужняк “Регтайм” из к/ф “Ва-банк” для альт-саксофона

К сожалению, файл программы Сибелиус не сохранился, поэтому ноты только в таком, единственном варианте.

Следующая мелодия очень проста и популярна, мы играли на сопрано-саксофоне. Мой педагог Шпак Владимир Николаевич по академическому саксофону в Ростовской консерватории как-то раз прислал в подарок свою хрестоматию для начальных классов ДМШ. Перетранспонировав аккомпанемент, получился вариант для сопрано-саксофона для 1 года обучения.

Традиционная американская мелодия “Когда святые маршируют” для сопрано-саксофона

Эту композицию мы исполнили на VolgaSaxFest’19, запись прилагаю ниже:

Нотами Вы можете ознакомиться, кликнув на кнопку ниже:

Ко Дню Победы я написал такую ретро-аранжировку в стиле фокстрот. Мелодия песни “Огонёк” для всех видов саксофона и фортепиано, а также есть минусовка. Эти ноты из платного раздела. Кликнув на название, Вы сможете посмотреть полное описание и демо.

“Огонёк” – для саксофона (сопрано,альта,тенора, баритона) и фортепиано

А также ноты для флейты, кларнета и минусовка общая для всех инструментов:

Конечно, для успешной игры требуется определённая система занятий ученика. Каждый преподаватель индивидуально подбирает репертуар и другой материал каждому саксофонисту, но гаммы играют все! Сейчас, во дни онлайн-уроков, я сделал сборник гамм до-3 знаков. Используя этот сборник гамм для саксофона, в своей педагогической деятельности, преподаватель сможет легко организовать игру гамм по единой системе своём классе, а ученик с лёгкостью прибегать к игре по этим нотам.

Гаммы для саксофона

Чтобы ознакомиться со всеми сборниками гамм, перейдите, пожалуйста, по ссылке в каталог гамм для саксофона: https://sorokinjazz.ru/katalog-gamm-sax/

Файлы sib -файлы Сибелиус для саксофона ДМШ

Набранные ноты пьес для начальных и средних классов ДМШ. Скачать можно даром, кликнув на кнопку ниже:

Источник

Импровизация для саксофона ноты для


Композиции находятся в подпунктах «Антологии». Все по Антологии работает. Нотные саксофонные партии исполняются под звучащую минусовку (все единым блоком). Сделано специально для удобства и полноты ощущений. Ознакомиться с полной композицией можно, перейдя по любой из выше предложенных ссылок (с главной страницы не доступно). Сетевые версии минусов и нот (видеоролики) уже опубликованы.

Полезные учебные материалы по импровизации:

подробный курс уроков (даем бесплатно) – курс импровизации с самого начала (первые шаги), в нем содержатся нотные примеры и фонограммы в том числе саксофоновых соло периода свинга — бибопа в качестве практической наработки навыка импровизации. Советуем заглянуть, т.к. и в нем имеется много бесплатных и профессиональных материалов. Посетите Первый открытый урок .
дополнительный курс уроков – для тематической практики джаз импровизации, имеются интересные моменты.

Бесплатные учебные материалы по джазу:
уроки теории
практический курс уроков

Композиции с нотами, содержащие соло импровизаций саксофона, под плюсовую фонограмму (архаичный метод игры):

1. практическая игра Tin Roof Blues «Блюз Жестяной Крыши», импровизации — гитара, труба, сакс
2. практическая игра When The Saints Go Marching In «Когда святые маршируют», импровизации — сакс, тромбон, труба
3. практическая игра Me And My Baby сакс, труба
4. практическая игра Kary’s Trance импровизации — сакс, гитара, выписан контрабас
5. практическая игра All the things you are «Ты — это все» импровизации — альт и тенор саксофоны для адаптации к джазовым ладам и модуляции
6. практическая игра On The Sunny Side Of The Street «На солнечной стороне улицы» импровизации — труба, сакс
7. практическая игра Scrapple from the Apple «Уезжай из Нью-Йорка» импровизации — сакс, труба, рояль, к-бас

Здесь имеются все открытые доступы. Не забываем, приветствуется участие в пополнении архива.

Просьба к саксофонистам: хотите иметь сильный джазовый раздел по вашему инструменту, все ценные материалы сбрасывайте в нотный архив, на форум или на почту администратору. Лично к каждому, сегодня ты не внес ничего ни для кого, а завтра сам не найдешь здесь ничего нового.

Для самых юных учащихся по классу саксофона

Предлагаем исследовать учебный материал для занятий классическим кларнетом Bb в силу родственности строя, и технологических особенностей звукоизвлечения. Материалы используют караоке метод обучения.

Источник

Читайте также:  Женские ароматы ноты пачули
Оцените статью