- Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
- Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
- Простые уроки для новичков
- Без знания гамм и нот
- Небольшой экскурс в теорию.
- Пентатоника – это просто!
- Гамма До-мажор
- Гамма Ля-минор
- Пентатоника До-мажор
- Пентатоника Ля-минор
- Джазовая импровизация на гитаре
- Блюзовая импровизация на гитаре
- Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
- Играйте больше, учите больше
- Разбирайте каждую композицию
- Начинайте с простого
- Больше слушайте
- Чаще подбирайте песни на слух
- Учите теорию
- BassLife Podcast №21 — Импровизация на бас гитаре
- Растекстовка подкаста
- Двенадцатиструнные бас гитары
- Импровизация на бас гитаре
- Про бэк вокал
- Про клубы и охрану
Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.
Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.
И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!
Простые уроки для новичков
Без знания гамм и нот
Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .
Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука, терция (малая или большая) и квинта. Это третья и пятая ступень от ноты Ля, но даже эта терминология вам не понадобится.
Небольшой экскурс в теорию.
Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.
Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.
Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.
И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.
Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.
Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.
Пентатоника – это просто!
А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.
Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.
Гамма До-мажор
Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
То есть мажорная гамма До выглядит вот так:
До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.
Гамма Ля-минор
Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.
В этом случае возьмем минорную гамму Ля:
Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.
Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.
Пентатоника До-мажор
То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.
В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:
До – ре – ми – соль – ля – до
Пентатоника Ля-минор
От Ля-минора так:
Ля – до – ре – ми – соль – ля.
Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.
Джазовая импровизация на гитаре
А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.
Блюзовая импровизация на гитаре
По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.
Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами, и соло-партий, и аккордовых позиций.
Играйте больше, учите больше
Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.
Разбирайте каждую композицию
Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.
Начинайте с простого
Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.
Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.
Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.
Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.
Больше слушайте
Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.
Чаще подбирайте песни на слух
Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.
Учите теорию
Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.
Источник
BassLife Podcast №21 — Импровизация на бас гитаре
|
Растекстовка подкаста
Двенадцатиструнные бас гитары
Первую тему подбросил мне слушатель Black Meta, просит он рассказать о двенадцатиструнной бас-гитаре. Называется эта бас-гитара Jet USB 12B. Спрашивает он в чем плюсы и минусы такого расположения струн и вообще зачем это нужно. В более ранних подкастах я уже затрагивал тему многострунных бас-гитар, т.е. инструментов, число струн которых больше четырех. Говорили мы о пятиструнных бас-гитарах. Точно такие же бывают шести–, семи–, восьмиструнные бас-гитары и даже где-то на Youtube я видел двеннадцатиструнного монстра.
Двеннадцатиструнная гитара, о которой говорит Black Meta, принципиально отличается от рассмотренных выше гитар дело в том, что по своей конструкции она напоминает акустическую двенадцатиструнную гитару. Те, кто сталкивался с двенадцатиструнной акустической гитарой, знают, что у нее как бы спарены струны. Т.е. вы видите, что у гитары 12 колков и как бы 6 струн, потому что 2 струны расположены очень-очень близко, и, таким образом, когда вы их играете, эти 2 струны играются и зажимаются соответственно одновременно. Это дает более богатое и плотное звучание, звук получается более насыщенным в частотном диапазоне и звучит эта гитара очень красиво. Недостаток заключается в том, что играть на ней не так удобно, как на обычной шестиструнной акустической гитаре, поскольку сложнее зажимать струны и четко извлекать звук.
Примерно по такому же принципу построена и бас-гитара Jet USB 12B. Вообще говоря, когда я просматривал информацию об этом инструменте, я узнал, что это своего рода клон. Была такая гитара от Карло Робеле — двеенадцати струнная бас-гитара, и корейская фирма Jet, которая производит средние по цене и по качеству гитары, сделала своеобразный клон. Стоит он около 16 тыс. рублей. Особенность этой гитары в том, что все струны сгруппированы по три штуки. Т.е. вы, как бы, имеете четырехструнную бас-гитару, но вместо каждой струны у нее три рядом расположенных струны. Это дает опять же богатство звука. Получается, этот инструмент не просто бас-гитара, а что-то большее, поскольку толстая басовая струна в каждой группе из трех струн только одна и две струны более тонкие. Играя на такой бас-гитаре вы получаете такой же звук, если бы играли на обычной бас-гитаре и сверху бы накладывали ритм-гитару.
Когда я искал информацию об этой гитаре я наткнулся на очень интересный сайт — www.12stringbass.nеt . Рассказывает этот сайт о двенадцатиструнных бас-гитарах. И, оказывается, существует довольно большое количество таких двенадцатиструнных моделей различных производителей. Существуют и мастеровые гитары, есть гитары и от известных брендов, таких как Vareg или Yamaha. Всего на сайте представлено порядка 30 различных моделей. Можно посмотреть на сайте и клипы различных групп, которые используют в своем творчестве такие инструменты. Звучат они довольно интересно.
Еще один интересный момент касается строя двенадцатиструнной бас-гитары, ведь можно настроить все три струны в группе одинаково с разницей на октаву, а можно и по-разному: верхняя струна строится в е диапазоне а две соседние тонкие струны можно настроить в d и в е . В результате у вас получится еще более интересный звук, когда вы будете играть на этой гитаре. Существует несколько вариантов настройки, вот как я уже сказал можно все струны настраивать одинаково, можно все струны настраивать по-разному. На сайте www.12stringbass.nеt приведены некоторые интересные настройки известных музыкантов.
Еще одна особенность, которая меня зацепила и удивила: на большинстве всех этих бас-гитарах используются обычные басгитарные звукосниматели. Т.е. не специальные модели, а обычный звукосниматель, который и снимает этот комплексный, сложный звук. Понятно, что играть на такой бас-гитаре совсем не просто. Судя по тем роликам, которые я посмотрел, играют люди и медиатором, и пальцами. Но здесь наверно основная сложность будет в зажимании одновременном и четком струн именно левой рукой. Кстати, недавно выпущена видеошкола, автор Тони Сенатора. Называется эта школа «12 String Bass Exploretion», где лысый мужичок рассказывает о том, как правильно играть на этом инструменте. Приводятся тоже интересные видеоролики, которые можно посмотреть.
Наверно я скором времени напишу большую обзорную статью о двенадцатиструнных бас-гитарах и выложу ее на нашем сайте www.BassLife.ru. Надеюсь, что вас эта тема заинтересует так же, как она заинтересовала и меня.
Импровизация на бас гитаре
Следующую тему предложил слушатель TSV1986. он часто предлагает мне темы, на которые я могу и хочу отвечать. Так вот, в этот раз хотел бы он услышать про импровизацию на басу, когда стоит, когда не стоит импровизировать, и узнать различные нюансы этого дела. Пойдем по порядку, когда стоит импровизировать. Вот лично я — сторонник жесткого концертного исполнения, т.е. когда вы играете концерт, импровизации в принципе не место. Поскольку импровизация дело такое: может лечь на слух, может не лечь, и часть слушателей будет заворожено наблюдать за вашим полетом фантазии, но другая часть слушателей просто этого не поймет, не оценит ту сложность, то мастерство, которые вы им покажете. Поэтому лучше с моей точки зрения жестко подготовить композицию и исполнять ее на концерте, не отвлекаясь на различные импровизации.
Импровизацию лучше оставить для репетиций. Можно в принципе выделять специальное время, когда вы и с барабанщиком и с гитаристом вместе начинаете играть что-то, и еще такой момент: импровизацию совсем не плохо было бы записывать, потому что если у вас получится удачный кусок, который потом можно было использовать на концерте. Вероятность того, что вы его через какое-то время сможете воспроизвести без такой вот записи, очень мала. Полезна импровизация при работе над новым материалом. Здесь же опять, это во многом зависит от стиля группы, написания ими новых песен и нового материала и работаете ли вы вместе или кто-то один приносит материал, и другие участники просто его разучивают.
Еще один такой момент, когда может быть использована различная импровизация на концерте в различных паузах, при настройке инструментов других музыкантов. Я по-своему опыту могу сказать, что подключаюсь я гораздо быстрее других участников. Есть какое-то время, минута-две, когда я готов играть, а мои коллеги еще подключают оборудование и настраивают примочки, барабанщик вешает тарелки. В принципе, это время уже можно занять какой-нибудь игрой. Возможно, здесь вы будете использовать импровизацию, что-то такое наигрывать.
Осветил я вопрос, когда стоит импровизировать с моей точки зрения. Переходим к следующему моменту: что нужно знать для того, чтобы импровизировать. Джимми Хендрикс, как известно ничего не знал, но тем ни менее был великим гитаристом и исполнял очень интересные вещи. Но если вы не такой гений, то нужно знать немного основ музыкальной теории и нужно знать, конечно, некоторые гаммы. Хочу вам посоветовать очень удачную с моей точки зрения книгу, которой я пользуюсь. Называется она «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе» автор Чак Шер. Очень хороший такой труд и упор сделан именно на импровизацию, т.е. все упражнения завязаны на то, что вы будете включать свою голову и импровизировать. Кроме того, эта книга вполне подходит начинающим музыкантом в качестве первого учебного пособия. Так что всем рекомендую.
Еще один момент, лучшая импровизация — это подготовленная импровизация. Я не говорю о том. Что все нужно дома записывать и разучивать, речь идет о том. Что не плохо было бы как-то подготовиться и продумать трек аккордовой последовательности, которая вам нравится. Запомнить какие ноты входят в аккорд, чтобы потом, когда настанет время импровизации, вы смогли бы использовать вот эти знания, как-то обыграть уже нравящиеся вам последовательности. Говоря лично обо мне — я не большой мастер импровизации. На концертах я ее практически никогда практически не использую, иногда бывает, что мы на репетициях балуемся, играем различные кусочки, но все-таки я предпочитаю сидеть готовиться дома, подготавливать в одиночестве материал и потом свои полученные результаты использовать на репетициях, т.е. приносить уже готовый проработанный собственноручно материал.
Про бэк вокал
Следующую тему подбросил мне слушатель Михаил Вар. Влетело оно в шоу этого подкаста практически в последний момент, но все-таки включил ее, потому что, на мой взгляд, она не долгая и очень легко на нее порассуждать. Хотел бы слушатель услышать разговор на тему «Бас-гитарист и бык-вокал» и может ли басист выступать как фронтмен группы. Вопрос мне кажется вполне очевидный, по крайней мере, во второй его части. Имеем огромное количество примеров, где бас-гитарист выступает в роли фронтмена. Есть такие примеры и на зарубежной сцене, есть такие примеры и у наших отечественных рокмузыкантов, например, группа «Ногу свел» и «Черный обелиск».
Говоря об бэк-вокале в группе вообще, идея бэк-вокалы мне очень нравятся. И во многих случаях она может спасти впечатление от вашей группы. Если у вас не очень сильный вокалист, который не умеет петь или частотный диапазон у него не очень широкий, то в ряде случае бэк-вокал, т.е. пение одновременно, может как-то выправить ситуацию, замаскировать недостатки вашего вокалиста и вашего фронтмена. С другой стороны здесь нужно тщательно подходить к бэк-вокалу, большое внимание уделять именно отстройке звука, настройки микрофонов и здесь большую работу должен, конечно, проделать звукооператор. Не должен бэк-вокал перекрывать собой вокал.
Говоря лично о себе: из меня вокалист просто никакой. Странное дело: легко подбираю различные мелодии на слух, но вот когда дело касается пения, то мне как-будто медведь на ухо наступил — абсолютно не владею я своим голосом в плане пения. Даже когда в первом классе учительница отбирала детей в хор и устраивала тест: она играла ноту на пианино, и ее нужно было спеть. Я этот тест успешно провалил. Сказала она мне, что это не мое, не парься. Вот петь я по-прежнему не умею, но успешно подбираю мелодии и играю на бас-гитаре. Вот такой парадокс.
Про клубы и охрану
И напоследок хочу рассмотреть отвлеченную от наших басовых тему. После прошедшего недавно нашего концерта, в четверг играли мы с ребятами, у меня до сих пор местами ноет. Было на концерте несколько забавных моментов. Например, зацепился я гитарой за потолок, когда пытался проделать басовую фишку, но под потолком были пущены провода, которые шли к монитору. И я, такой весь красивый, поднимаю свою бас-гитару, делая слайд, опускаю, а бас-гитара не опускается, повисла на проводах и благополучно себе там висит. Слава Богу, не уронил я никакие колонки, не порвал провод. Все обошлось.
И был еще один такой забавный момент. Наверно, если вы играете в различных клубах, тоже сталкивались с тем, что охрана ведет себя абсолютно не логично, притом нелогичность охраны зависит от каждого клуба конкретно. Скажем, есть у нас в Самаре клуб «Олимп», где охране вообще пофигу на все, проноси хоть тротил, хоть бочки со спиртом. Ты музыкант — тебе можно все.
Есть у нас более консервативные места, скажем, рок-бар «Подвал», где охрана вообще не позволяет ничего проносить. олностью осматривает сумки на входе, ну Пконечно при желании всегда можно что-то пронести с собой, но в тот вечер, когда я выползал полностью выжатый со сцены прихватив с собой минералку. Охранник у меня ее благополучно отжал при выходе со сцены. Не было сил, чтобы ругаться, не был сил, чтобы вернуться и попить что-нибудь на сцене. В общем, забил я на это дело, потом пошел в бар, купил себе бутылку кока-колы.
И еще один абсолютно нелогичный момент со стороны охраны, с которым я столкнулся в нашем клубе под названием «Айсберг» — это печать. Это распространенная практика, когда музыкантам не выдают бейджики, которые говорят, что ты музыкант, а просто на руку шлепают печать, и по этим печатям охрана вроде должна знать, что ты музыкант, что ты можешь спокойно выйти и спокойно войти обратно. В клубе «Айсберг» эта печать вообще ничего не значила. Т.е. тебе ставят печать, ты проходишь в клуб, и если выходишь из клуба и возвращаешься, то тебя не пускают. Появляются ребята и говорят: «Ну и что, что у тебя печать. Вот правила, в которых написано, что выходить из клуба запрещается», и кто ты такой.
Вообще странная позиция. Ругаться с охраной в таких случаях себе наверно дороже, поскольку если вы группа еще не известная и не раскрученная, то плевать они на вас хотели, как охрана, так и руководств: испортят с вами отношения, ну и что. А на ваше место через неделю придет еще 10 таких групп, которые также будут проводить свой концерт. Это с одной стороны, а с другой: если вы станете в позу, разругаетесь со всеми, скажете : «Не хочу играть, пошли вы все куда подальше» вы, тем самым, можете подставить других музыкантов, которые играют концерт вместе с вами, если это сборный концерт. И подставить тех людей, которые пришли и собираются вас послушать. Поскольку, после ругани попадание ваше на концерт равна нулю, а сам график выступлений сбивается, организатор концертов в панике и, собственно, зрители плюсов с этого тоже никаких не имеют. Здесь нужно быть всегда сдержанным и не впадать в крайности.
Источник