Имя гитары джимми хендрикса

Имя гитары джимми хендрикса

Если когда-либо в мир гитарной музыки приходил настоящий гений, то его имя Джеймс Маршалл Хендрикс, известный всему миру как Джими Хендрикс.

Гений Хендрикса проявлялся с самого детства уже в том, что он никогда не учился играть на гитаре в современном понимании этого процесса. Фактически всю свою фантастическую технику и приемы игры он разработал сам, ориентируясь лишь на то, как звучит музыка в его душе. Именно поэтому его стиль настолько самобытен, что не вписывается ни в один из традиционных канонов, а также абсолютно неподражаем. Важнейшей составляющей его музыки было настроение. Зачастую он сам не очень знал, что именно он собирается играть в следующую секунду, но точно знал, с каким настроением он будет это делать. Те звуки, которые Джими извлекал из гитары, пользуясь лишь самым простым оборудованием, не мог повторить ни один из гитаристов того времени. Он, например, одним из первых начал использовать перегруженный звук и эффект фидбека, что для середины 60-х годов было настоящей революцией. Пульс его произведений был настолько самобытен, что ни одна из многочисленных попыток серьезных современных музыкантов записать свою версию композиции Хендрикса до сих пор не приближается по звучанию и настроению к варианту Джими. Ради справедливости надо, правда, добавить, что сам Хендрикс зачастую не мог повторить то, что он сыграл минутой раньше, доля импровизации в его игре была всегда очень значительной, и поэтому его концертные версии так сильно отличаются от студийных, что делает каждый концерт абсолютно неповторимым.

Читайте также:  Настройка укулеле какие ноты

Час Чандлер крайний справа

Удивительно, но факт – звездная карьера Хендрикса была удивительно скоротечна, лишь в середине 60-х годов удивительный парень, играющий как никто самобытно в составе более именитых звезд, был замечен Часом Чандлером, известным по работе в группе The Animals, который и стал первым продюсером Джими. Собственно, сценическое имя Jimi Hendrix придумал тоже он. До этого на протяжении нескольких лет Хендрикс был известен как Джимми Джеймс, и, хотя и был весьма востребованным гитаристом и участвовал во многих звездных составах, звездой в полной мере не являлся. Благодаря Часу в 1967 году в свет выходит первый альбом группы «The Jimi Hendrix Experience» под названием «Are You Experienced?» , а уже в 1970 году Джими покинул этот мир, став третьим участником печально известного клуба 27. Однако за столь короткий период времени он успел совершить настоящий переворот в гитарной музыке, стать настоящей иконой при жизни, вкусить обожание и, порою, негодование слушателей, оставить потомкам обширное музыкальное наследие. И что немаловажно, фактически в одиночку спасти легендарный Fender Stratocaster от погружения в пучину забвения, более того, сделав эту гитару абсолютно культовой.

Удивительно, но факт, что в середине 60-х годов Stratocaster фактически полностью проиграл в популярности таким моделям как Gibson Les Paul, Gibson SG и даже Fender Jaguar, но благодаря самому Джими, а также его многочисленным звездным последователям, также выбравшим Stratocaster, не только отыграл упущенные позиции, но и стал поистине легендарным.

Если анализировать стиль и звук Хендрикса, то нельзя не отметить, что значительную роль в нем играли его специфические гитары. Дело в том, что Джими был левшой, а так как в то время достать левосторонний инструмент было не так-то просто, ему приходилось переворачивать инструмент и переставлять струны в обратном порядке. Это имело как минимум несколько важных последствий. Во-первых, все ручки и переключатели оказывались вверху, что оказывало влияние на положение и работу левой, в случае Хендрикса, руки. Во-вторых, длина струн становилась абсолютно не такой, как при привычном положении. Самой длинной струной оказывалась басовая, а самой короткой – первая. Это имело влияние как на звучание, так и на ощущение при исполнении бэндов. Но, пожалуй, самое главное последствие заключалось в том, что звукосниматель, установленный в бриджевой позиции с наклоном, становился реверсивным. При обычном положении гитары этот датчик смещен ближе к бриджу в области первых струн и находится дальше от него в области басовых. При перевернутом инструменте именно басовые струны снимались датчиком непосредственно у бриджа, а высокие – несколько дальше от него, что ощутимо меняло звучание. Нековый и средний датчики также становились реверсивными, но влияние их положения на звук было не так велико, так как они устанавливались ровно.

Первая электрогитара Джими называлась Supro Ozark и была куплена и подарена ему отцом в 1959 году, затем был Silvertone Danelectro, красного цвета, которая получила прозвище «Бэтти Джин». Эта гитара была обменена на Epiphone Wilshire — инструмент с двумя звукоснимателями и корпусом и грифом из красного дерева. Если же говорить о Fender, с которым навсегда связано имя Хендрикса, то первая гитара этого бренда появилась у Джими в 1964 году, это был Fender Duo-Sonic 59’ или 60’ года выпуска, затем последовал Jazzmaster и лишь летом 1966 года в Нью-Йорке он приобрел свой первый Stratocaster.

Вообще, говоря о гитарах Хендрикса, следует понимать, что в отличие от многих других музыкантов, которые возводили и возводят свои инструменты в ранг магического артефакта, Джими всегда относился к ним исключительно как к инструменту для воплощения музыкальных идей. Уже став культовым музыкантом и выбрав для себя Stratocaster в качестве наиболее удобного инструмента, он часто играл в турах на первом попавшемся серийном Fender Stratocaster, который после концерта иногда превращался в дрова. Несколько гитар Хендрикс сжег прямо на сцене как элемент шоу, самое известное поджигание состоялось на фестивале в Монтерее в 1967 году, причем по легенде музыкант собирался сжечь черный Stratocaster, на котором играл концерт, но в последний момент подменил его на более дешевую модель. Оригинальный же инструмент с того концерта в 2012 году был продан с аукциона как «помилованная гитара Хендрикса» почти за 240 тысяч фунтов. (Хотя в 2007 году один сожженный, весьма обгоревший страт, был продан еще дороже). Часто в его руках можно было видеть также гитару расцветки Sunburst. Известно, что Джими предпочитал стратокастеры с кленовым грифом и кленовой накладкой, однако в студии часто пользовался гитарой с палисандровой накладкой и грифом из махагони. Также, помимо Fender Stratocaster его иногда можно было увидеть и с Fender Jaguar ,и с Gibson Flying V, Gibson SG и некоторыми другими гитарами, которые он время от времени использовал для исполнения отдельных композиций.

Сожженный Stratocaster Хендрикса, проданный с аукциона

Существует, однако, один черный Fender Stratocaster, на котором Хендрикс играл относительно часто, так что этот инструмент можно смело назвать одним из его любимых. Это стратокастер 1968 года выпуска, форма потертостей лака на этой гитаре известна всем фанатам музыканта по всему миру.

Но, пожалуй, самой культовой моделью, которая, особенно для непосвященных поклонников является олицетворением самого понятия «гитара Хендрикса» является белый Strat 1968 года выпуска, на котором Джими отыграл, пожалуй, самый известный концерт в своей истории – выступление на фестивале Вудсток 1969 года. Этот инструмент носит неофициальное прозвище «Voodoo-Strat» и является сегодня визитной карточкой не только самого образа Хендрикса, но и всего бренда Fender. Хотя, как мы видим, этот инструмент совсем недолго принадлежал Джими, (напомним, Хендрикс умер уже на следующий год после Вудстока), именно ему суждено было стать настоящей рок-н-рольной иконой.

За всю историю Fender было предпринято несколько попыток создать серийную подписную модель Хендрикса. Можно вспомнить хотя бы Voodoo Strat, выпускаемый в 1998-1999 годах, или Hendrix Tribute Stratocaster (1997-2000). И вот в 2015 году Fender представляет новый инструмент, призванный до мельчайших нюансов воспроизвести знаменитые гитары Джими, при этом сделав так, чтобы эти нюансы и ощущения были доступны для праворуких гитаристов. И имя этому инструменту — The Jimi Hendrix Stratocaster.

Новая гитара хотя и является правосторонней, имеет развернутую и увеличенную голову грифа, на которой красуется подпись Хендрикса, что позволяет получить именно то соотношение длины струн, которое было у него, а также развернутое расположение звукоснимателей, что, как уже было написано выше, сильно влияет на звук, приближая его к оригинальному. Звукосниматели установлены те же самые, что и на самых знаменитых моделях музыканта, а именно — American Vintage‘ 65. Корпус так же как у Voodoo-Strat выполнен из ольхи, гриф изготавливается из клена с кленовой же накладкой. При этом эти гитары все же не являются копиями вуду-страта и знаменитого черного стратокастера. Это скорее, собирательный образ любимых гитар Джими. Во-первых, все ручки и переключатели здесь расположены все же снизу, как на более традиционных моделях, но если The Jimi Hendrix Stratocaster для вас не первая гитара – такое традиционное расположение будет только преимуществом в силу привычки. Кроме того, изменено расположение гнезда анкера, теперь оно находится более традиционно на голове грифа, что хоть и является вновь отступлением от истины, но все же значительно упрощает музыкантам жизнь, так что такое отступление тоже можно лишь приветствовать. На пятке грифа красуется выгравированная фотография артиста и надпись «Authentic Hendrix». Выпускаться The Jimi Hendrix Stratocaster будет на заводе Fender в Мексике, что, как мы надеемся, положительно скажется на стоимости инструмента в наше непростое время.

Источник

Джими Хендрикс и его гитары

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) является легендарным гитаристом-виртуозом 20 века. Родился он в штате Вашингтон в городе Сиэтл 27 ноября 1942 года.
Благодаря этому человеку гитарное мастерство было возведено в ранг высочайшего искусства. Овладевать гитарой Джими начал достаточно рано, причем обучался он самостоятельно. Будучи школьником Хендрикс играл с местными R&B группами. Высшего образования у него не было, вместо этого он служил в армии, неся парашютно-десантную службу. Там гитарист познакомился с басистом Билли Кокс. Вместе они основали группу King Kasuals. В 1962 году в июле Хендрикс был демобилизован из-за травмы в правой лодыжке.

На этом этапе музыка стала главным смыслом жизни. Он начал сопровождать различные популярные на тот момент группы в качестве концертного гитариста. В связи с этим было приобретено немалое количество опыта, который пригодился во время сольной карьеры. Джими Хендрикс в 1965 основался в Нью-Йорке. Там он создал группу под названием Rainflowers (позже ее переименовали в Jimmy James and the Blue Flames). Позже он познакомился с бас-гитаристом Чэс Чендлером. Он повлиял на то, чтобы Джими уехал жить в Лондон и начал собственную сольную карьеру. Бас-гитарист нашел ему музыкантов, так образовалась группа The Jimi Hendrix Experience. Уже с первыми выступлениями группа приобрела большую популярность.

The Jimi Hendrix Experience

Стилем группы был блюз-рок, но благодаря многочисленным экспериментам Джимми Хендрикса стиль трансформировался в хард-рок с элементами психоделик-рок. Но больше всего поклонники восхищались виртуозной игре гитариста, поскольку он творил немыслимые вещи. Огромное мастерство Джими было доказано в его первом альбоме ‘Are You Experienced’. Этот альбом стал поистине хитом.

Во время гастролей с музыкантом нередко случались неприятные истории (он оказывался в больнице с ожогами рук после поджога гитары, попадал в тюрьму из-за погромов). Этому содействовало злоупотребление наркотиками и алкоголем. После гастролей по Европе группа поехала в США, где был записан самый великий рок-альбом всех времен ‘Electric Ladyland’. В альбоме все песни отличаются жанром, там присутствует блюз, эпическая баллада, рок-н-ролл, психоделик, хард-рок.

Из-за конфронтации со звукозаписывающими студиями Джими создает свою студию. Спустя некоторое время группа распадается. Так как музыкант мечтал принять участие в фестивале на Вудстоке, он образовал новую группу ‘Gypsy Sun and Rainbows’. Их существование длилось недолго, вместо этой команды появилось трио ‘Band of Gypsys’.

Band of Gypsys

Последнее выступление гитариста было в 1970 году 6 сентября на немецком фестивале. Выступление не было удачным, поскольку он играл новые песни, а не старые. Через 12 дней Джими нашли мертвым в лондонском отеле. Похоронен виртуоз был в штате Вашингтон. Хоть его жизнь и была непродолжительной, он сделал очень многое для развития музыки в 20 веке. Его творческое наследие является бесценным. Записи постоянно переиздаются, количество тиражей не поддается подсчетам. Хендрикс был не только талантливым музыкантом, но и настоящим шоуменом. Своими зрелищами он каждый раз поражал своих фанатов – Джими разбивал гитары, топтал их, поджигал.

Гитары Джими Хендрикса

Самой любимой гитарой данного виртуоза, на которой он играл на многих концертах, является Fender Stratocaster Sunburst.

Также музыкантом использовались гитары Gibson SG и Gibson Flying V (для медленных блюзов), как на концертах, так и во время записи альбомов.

Джимми Хендрикс с гитарой Gibson SG

Но для студии в основном он брал гитару Stratocaster белого цвета с палисандровой накладкой.

Иногда виртуоз играл на Gibson Les Paul Custom Black Beuty. А вот первыми гитарами Джимми Хендрикса были Silvertone U1, Silvertone Shorthorn, Epiphone, Martin D-45.

Источник

Джими Хендрикс: гитара, изменившая мир

27 ноября исполняется 75 лет со дня рождения одного из величайших рок-гитаристов всех времен и народов Джими Хендрикса. Музыкальный обозреватель Всеволод Баронин рассказывает, почему это не просто великий музыкант, но человек, благодаря которому символом рок-музыки навечно стала электрогитара.

За свои неполные 28 лет земной жизни (даже более того, за четыре ее неполных последних года) он продемонстрировал миру, который на исходе 60-х было трудно чем-то удивить, что это такое — настоящий победный звук электрогитары, и значение этого инструмента не то что для рок-музыкальной культуры, а и для мировой культуры вообще.

Можно сколько угодно говорить о загадочности карьеры Джими и строить самые разные конспирологические теории относительно его безвременной кончины. Но на деле его молниеносная звездная карьера, поразившая современников, была соткана из двух составляющих: искреннего интереса к музыке и постоянному самосовершенствованию в ней и напряженной сценической и студийной работы.

И все это — на базе вполне свежего, но еще не самого популярного в ту эпоху мифа о Великом Неизвестном Блюзовом Гитаристе. Вероятно, миф так и остался бы мифом и культом, но Джими повезло жить в незаурядную эпоху и общаться с незаурядными, под стать себе, музыкантами и деятелями шоу-бизнеса.

И все же, несмотря на правильное сочетание времени и места, самым лучшим и кратким образом описал Джими знаменитый джазовый трубач Майлз Дэвис: «Он был великим блюзовым гитаристом». Это очень важно — отделить Хендрикса от мифа о Хендриксе. Ведь значение его личности оказалось смазано ее причудливым осмыслением, столь характерным для 60-х и первой трети 70-х.

Странно, что Джими никогда не называли «атомным блюзменом», хотя такое звание ему очень подошло бы. Что ж, музыкальным символом той эпохи был рок, и только рок. Чуть ли не главная составляющая мифа о Джими — «он был неизвестной звездой, взявшейся из ниоткуда».

Это неправда. Просто о том, что у Джими вообще была успешная карьера музыканта-сайдмена, аккомпанировавшего американским звездам рок-н-ролла, соула и ритм-энд блюза, вспомнили лишь тогда, когда музыкант покинул этот мир.

Группа The Isley Brothers, Литтл Ричард, Кертис Найт — за океаном это были громкие имена, но кого в ту пору мог интересовать даже и отличный музыкант, скромно стоявший на сцене во второй линии за спинами звезд? Ведь интерес к неизвестным гитаристам как раз и стал следствием молниеносной карьеры Джими!

Да, наш герой не был первопроходцем — первым звание «героя-гитариста» и просто «бога» заслужил британец Эрик Клэптон. Но Эрик в ту фантастическую эпоху никак не был сольным артистом — слава пришла к нему в группах Bluesbreakers и Cream. Плюс это были серьезные, «музыкантские», как выразились бы сейчас, составы.

Джими не то чтобы относился к музыке и ее исполнению несерьезно (достаточно оценить его технические новации в деле обработки гитарного звука), но жил с ней легко. Тем более что на сцене он был первоклассным шоуменом, понимавшим важность сценического образа. Но, чтобы родилась звезда, всегда необходимо внимание заинтересованных людей.

Настоящим первооткрывателем Джими стал бывший бас-гитарист британской группы The Animals Чэс Чэндлер. Опуская историю предыдущих контактов музыканта с большими людьми шоу-бизнеса, можно отметить, что гитаристу крупно повезло. Ведь Чэс стал не только наставником Джими в мире профессионалов и его первым менеджером, но и просто его добрым другом и советчиком.

Он помогал ему в разработке музыкальных идей и написании материала, а вскоре познакомил музыканта со звукорежиссером Эдди Крэмером, великолепный эмоциональный контакт с которым позволил Джими добиться столь впечатляющих новаций в студийном гитарном звуке.

При этом Джими вряд ли бы стал с такой скоростью рок-звездой мирового масштаба у себя на родине. В США в тот год, прямо как у нас во времена перестройки, у местных звезд в моде были якобы меткие и острые тексты, а никак не достойный уровень музицирования.

А Великобритания-1967 — конечно, законодатель глобальной рок-моды: из этой страны в мир явились The Beatles и The Rolling Stones, одного этого уже достаточно. Именно этот приход в США из Британии позволил Джими стать из совершенно неизвестного сайдмена за неполные три года не только самым высокооплачиваемым в мировом масштабе рокером, но и настоящим символом и богом рок-музыки.

Но и его новации были воистину революционны: тот звук перегруженной электрогитары, который мы сегодня знаем и любим, — почти целиком заслуга Джими, да и образ героического виртуоза придуман именно им. Не зря его исполнение гимна США The Star-Spangled Banner («Звездно-полосатый флаг») было в свое время названо «величайшим моментом всех 60-х годов Америки».

Он точно не хотел и не собирался умирать. Но бесшабашность Джими, тяга к алкоголю и известным химическим субстанциям и вообще легкое отношение к жизни сделали свое черное дело. Как всегда, в жизни Джими сыграла свою роль случайность — проснись подруга музыканта чуть пораньше, и новатор был бы жив.

Джими и жил легко, и ушел от нас легко — но его наследие оказалось воистину неподъемным. Прежде всего потому, что, как уже говорилось, миф перевесил реальную личность, которой тем более нет в живых.

Джими вошел в историю как тот редкий музыкант, почти каждый шаг которого и 47 лет после его кончины стремятся запротоколировать как можно точнее, не говоря уж о написании подробных «биографий» каждой гитары, которая когда-либо попала в его руки.

И все же когда вы в очередной раз видите изображение гитары и усилителей, то помните — без Джими символом рок-н-ролла мог бы быть и микрофон. Ну а раз видите, то как бы и вспоминаете, и дань почтения отдаете: ведь музыкант жив до тех пор, пока жива его музыка, его записи и связанный с ним образный ряд. Джими смотрит на нас с небес и понимает, что с этим у него все в порядке.

Источник

Оцените статью