Индивидуальное занятие по классу фортепиано

Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано)

Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано).

Просмотр содержимого документа
«Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано)»

по специальности (фортепиано), проведенного преподавателем Тарасовой Александрой Семеновной.

Выполнила: Стасько Марианна Романовна, преподаватель по классу фортепиано, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУДО «Дубровская детская школа искусств».

Дата проведения урока: 25.01.17 г.

Место урока в учебном процессе: в соответствии с учебным планом.

Преподаватель: Тарасова Александра Семеновна.

Обучающаяся: Чачина Дарья, 1-й класс, 7 лет.

Тема урока: работа над произведениями, формирование практических навыков исполнения.

— «Мышки» (И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста»);

— «Катание на лодке» (Г. Беренг «Фортепианная техника в удовольствие»);

— Чтение с листа по сборнику И. Королькова «Крохе музыканту».

1. Организационный момент: приветствие, посадка за инструмент, вступительное слово по теме урока.

1.1. Начало занятия, конец занятия: 15.40 — 16.15 (по расписанию).

1.2. Определение целей и задач занятия: цели и задачи, сформулированные преподавателем, были понятны обучающейся. Преподаватель в течении всего урока поддерживался интерес ребенка к занятию.

1.3. Мотивация: в процессе урока преподаватель в уместные моменты вела с учеником беседу, использовала образные сравнения и подтекстовку.

2. Основная часть урока: работа над гаммой (при исполнении каждой рукой отдельно: отработка ровного движения руки — без тряски; при исполнении гаммы в противоположном движении — отработка аккуратной смены позиций — подкладывания 1-го пальца и перекладывания 3-го пальца), работа над произведениями («Мышка» — работа над фразировкой и динамическим планом пьесы; «Катание на лодке» — работа над качественным исполнением штриха «legato», разучивание аппликатурных формул, отработка навыка одновременного взятия интервалов в партии аккомпанемента), физминутка (упражнение на расслабление корпуса «Маятник»), чтение с листа (2 пьесы для начинающих по сборнику И. Корольковой «Крохе музыканту»).

3. Заключительный этап занятия: итог работы на уроке, домашнее задание, оценка.

4. Тип занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков.

5. Форма и методические приемы, использованные педагогом: практический показ, беседа, образные сопоставления. Это способствовало развитию у обучающейся воображения, образного мышления, помогало ее творческому самовыражению.

6. Учет преподавателем возрастных особенностей детей: преподавателем учтены индивидуальные, возрастные и физиологические особенности ученицы, дифференцированный подход осуществляется грамотно, преподаватель ставит необходимые задачи и добивается их выполнения. Смена вида деятельности на уроке способствовала заинтересованности ребенка.

7. Профессиональное мастерство преподавателя: преподаватель хорошо владеет материалом, спокойно проводит занятие, грамотно ставит временные рамки урока, осуществляет смену деятельности обучающейся. Это является показателем взаимопонимания и сотрудничества преподавателя и ученицы.

8. Использование наглядных материалов, технических средств обучения: фортепиано, И. Королькова «Крохе музыканту», И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста», Г. Беренс «Фортепианная техника в удовольствие».

9. Наиболее удачные моменты занятия: образная речь преподавателя при описании характерных особенностей исполнения произведений.

10. Атмосфера на занятии: доброжелательная, спокойная.

11. Наличие документации: дневник и индивидуальный план обучающейся, журнал.

12. Методические рекомендации: урок был познавательный, полезным, соответствует современным требованиям.

Источник

План-конспект индивидуального занятия по фортепиано на тему «Введение в мир музыки» для детей 6–7 лет

Разделы: Музыка

Цель: развитие творческого мышления в процессе прослушивания музыкального материала, выполнения творческих заданий, для усвоения знаний о понятиях «звук», «музыка».

Оборудование и материалы: фортепиано, картинки с изображением разных инструментов, детские пьесы с иллюстрациями (Д.Штейбельт «Адажио», С.Майкапар «Дождик»), нотный материал (М.Глинка «Жаворонок», П.Чайковский «Полька», С.Майкапар «Вальс», Д.Шостакович «Марш», В.А.Моцарт «Колыбельная»).

  1. Организационный момент
  2. Объяснение темы
  3. Прослушивание и анализ нотного материала
  4. Движения под разнохарактерную музыку
  5. Упражнения «на свободу рук» («плети-веточки», зайкины лапки», «мышкин домик).
  6. Правильная посадка за инструментом.
  7. Запись пройденного материала в теоретическую тетрадь.
  8. Домашнее задание.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: словесный в форме диалога, наглядно-слуховой анализ, демонстрационный, обобщение, стимулирование музыкально-творческой деятельности через движения.

Форма занятия: слушание, выполнение творческих заданий.

Занятие проводится с воспитанницей 1 класса.

Приветствие. Ученица входит в класс, достает дневник, теоретическую тетрадь, письменные принадлежности.

Педагог: Сегодня, мы поговорим о музыке. Что же такое музыка?

Воспитанница: Дает свой вариант ответа (это то, что мы слышим по телевизору, радио).

Педагог: Да, это верно, но для того, чтобы разобраться, что такое музыка, нам нужно понять, что такое звук? Ведь музыка состоит из звуков, нас повсюду окружают звуки. Давай прислушаемся к звукам, которые мы слышим сейчас. Что ты слышишь?

Воспитанница: Отвечает, какие звуки она слышит (шум машин, шаги за дверью и другие звуки).

Педагог: Правильно, но это еще не музыка. Существует великое множество звуков: стук, скрип, шорох, шум дождя – все эти звуки называются «шумовые». Но есть и другие звуки, которые называются «музыкальные» – это звуки, которые исполняются на музыкальных инструментах. Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

Воспитанница: Рассказывает, какие она знает музыкальные инструменты.

Педагог: Правильно, существует очень много музыкальных инструментов, на которых можно извлечь музыкальные звуки, например на флейте, трубе, арфе. Ты знаешь, как выглядят эти инструменты?

Воспитанница: Отвечает, видела она эти инструменты или нет.

Педагог: А давай посмотрим на эти инструменты (учитель показывает картинки с изображением музыкальных инструментов и рассказывает об отличии музыкальных звуков на разных инструментах).

Педагог: Ну а теперь, раз мы уже знаем, что такое шумовые и музыкальные звуки, разберемся, что такое музыка и какая бывает музыка? Для этого мы сейчас подойдем к инструменту и послушаем, как он звучит (учитель играет на фортепиано пьесу Д.Штейбельта «Андантино», рядом с нотами ставит иллюстрацию с осенним пейзажем).

Педагог: Тебе понравилась эта музыка?

Воспитанница: Отвечает, понравилась или нет.

Педагог: А какая эта музыка, грустная или веселая?

Воспитанница: Отвечает, музыка грустная или веселая.

Педагог: А почему ты так думаешь?

Воспитанница: Отвечает, почему она думает, что эта музыка грустная или веселая.

Педагог: А что ты видишь на картине?

Воспитанница: Серые тучи, листья падают, и.т.д.

Педагог: Действительно, это грустная картина и в музыке мы тоже слышим грусть. Но давай, не будим грустить! Давай посмотрим другую картину и послушаем веселую музыку (педагог играет пьесу С.Майкапара «Дождик», рядом установлена иллюстрация «Летний дождь»).

Педагог: А это какая музыка, грустная или веселая?

Воспитанница: Отвечает, музыка грустная или веселая.

Педагог: А что ты видишь на картине?

Воспитанница: На деревьях цветы, птички сидят под крышей, дети бегают по лужам и.т.д…..

Педагог: Как ты думаешь, это веселая картина?

Воспитанница: Отвечает да или нет.

Педагог: Да, наверное это очень весело бегать по лужам, в летний дождь.

Педагог: А ты слышала, как капают капельки дождя? В начале пьесы капельки капают быстро, а в конце медленно.

Воспитанница: Отвечает, что слышала.

Педагог еще раз играет пьесу и рассказывает о местах, где слышны в музыке капельки дождя.

Педагог: А почему в конце капельки капали медленно, а потом совсем перестали?

Воспитанница: Потому что дождик кончился.

Педагог: Правильно! Ну а раз ты уже знаешь, что бывает музыка грустная или веселая, то мы с тобой попробуем разобраться, что же можно делать под музыку? Послушай еще одну пьесу (педагог играет пьесу М.Глинки «Жаворонок»)

Педагог: Расскажи, какая это музыка, грустная или веселая?

Воспитанница: Отвечает, что грустная.

Педагог: А как ты думаешь ее можно спеть?

Воспитанница: Отвечает да или нет или не знаю.

Педагог: Конечно можно, потому что это «песня». Ты слышала, какая красивая напевная мелодия в этой песне.

Педагог: А что хочется делать под эту музыку?

Педагог играет «Польку» П.Чайковского.

Воспитанница: Отвечает, что хочется танцевать и прыгать.

Педагог: Конечно, потому что эта музыка веселая.

Педагог играет «Польку» еще раз и просит воспитанницу станцевать или попрыгать под музыку.

Педагог: А какие движения хочется делать под эту музыку?

Педагог играет «Вальс».

Педагог: Правильно, под эту музыку хочется кружиться, потому что это был «Вальс».

Педагог: А что хочется делать под эту музыку?

Педагог играет «Марш» в четком ритме 4/4.

Воспитанница: Отвечает, что по ее мнению хочется делать под эту музыку (шагать).

Педагог: Под эту музыку танцевать неудобно, под нее хочется шагать (педагог еще раз играет «Марш» и просит воспитанницу слушать внимательно, шагать точно под музыку, попадая в такт).

Педагог: Молодец, у тебя очень хорошо получается. А теперь давай вспомним, что можно делать под музыку?

Воспитанница: Отвечает, что можно делать под музыку.

Педагог: Правильно, петь, танцевать, прыгать, кружиться, шагать. Ты наверное устала танцевать и шагать, я тебе предлагаю сесть и послушать еще одну пьесу, а затем сказать, что под эту музыку хочется делать и какая она?

Педагог исполняет музыку В.А.Моцарта «Колыбельная».

Воспитанница: Характеризует услышанную музыку.

Педагог: Правильно, это спокойная музыка, такая добрая и ласковая мелодия убаюкивает и успокаивает. Это была «Колыбельная», под ее мелодию даже хочется спать.

Педагог: Тебе понравилось, как звучит фортепиано?

Воспитанница: Отвечает, понравилась ей музыка или нет.

Педагог: Скоро ты сама научишься играть на фортепиано, но сначала нужно научиться правильно сидеть за инструментом, сделать руки свободными и послушными. Я тебе покажу упражнения для свободы рук, которые ты будешь делать дома.

Упражнение «ручки-веточки»: воспитанница стоит «лицом» к педагогу, педагог берет поочередно то правую, то левую руку, потряхивает, просит при этом воспитанницу расслабить руки, затем педагог неожиданно отпускает руку, рука должна свободно упасть (произвольно, расслабленно), при этом воспитанница не должна сдерживать падение рук, а должна максимально расслабить руки и почувствовать тяжесть своих рук.

Упражнение «Зайкины лапки»: воспитанница стоит напротив педагога, руки опущены, педагог демонстрирует упражнение, сгибая руки в локтях, свободные кисти притягиваем к груди, проверяем свободу кистей потряхиванием, затем опускаем руки в исходное положение. Воспитанница делает упражнение несколько раз.

Упражнение «Мышкин домик»: упражнение делается сидя за столом, обе руки располагаются на столе «куполом», так, чтобы все пальчики были округлыми и касались кончиками стола, при этом 1-ый и 2-ой пальцы образуют кольцо («окошечко»), уделяется внимание правильному положению кистей (естественному, без провисания и выпячивания), локти отведены чуть в стороны. Для облегчения выполнения упражнения можно воспользоваться «мячиком» или «яблоком».

Педагог: Эти упражнения ты будешь делать дома. А теперь я научу тебя правильно сидеть за инструментом (педагог усаживает воспитанницу за инструмент, используя подставку для ног, обращая внимание на глубину посадки, расположение локтей, кистей рук).

Педагог: А теперь сними руки с инструмента и положи на колени (воспитанница выполняет движение, педагог ставит снова руки на клавиатуру, воспитанница снимает руки, запоминая движение, так повторяется несколько раз).

Педагог: У тебя здорово получается, совсем как у настоящей пианистки!

Педагог: А теперь мы с тобой запишем в тетрадь, все, что мы узнали о музыке на занятии, запишем домашнее задание и я тебя отпущу домой.

Педагог записывает в тетрадь темы: «Шумовые и музыкальные звуки», «Какая бывает музыка?», «Что можно делать под музыку?».

Домашнее задание (записывается в дневник): Нарисовать 2 рисунка к «веселой» и «грустной» музыке. Делать упражнения «петли-веточки», «зайкины лапки», «мышкин домик». Уметь правильно сидеть за инструментом, ставить и снимать руки кистевым движением.

Заключительное слово: Молодец, ты очень хорошо поработала на занятии. Надеюсь, что тебе понравилось слушать и угадывать характер музыки и ты к следующему занятию нарисуешь интересные рисунки.

Педагог: До свидания. Наше занятие закончено.

Воспитанница: До свидания.

Вывод: Для начинающего пианиста в первую очередь нужно дать возможность почувствовать музыку, чем она отличается от обыкновенного «шума», какие она имеет краски в исполнении на музыкальном инструменте, попробовать увлечь воспитанника музыкой, чтобы он сам мог понять характер и предназначение музыки. Затем нужно дать понять воспитаннику, что этому может научиться и он, но для этого необходимо заниматься. Начальное обучение нужно начинать с правильной посадки и постановки рук на клавиатуре. Правильная посадка начинающего пианиста позволит ему чувствовать себя свободно за инструментом. Начальные занятия с начинающими пианистами должны проходить в игровой, интересной, разнообразной форме, при этом каждое занятие должно нести в себе новую информацию о музыке и сочетать упражнения и задания, необходимые для обучения игре на инструменте. Предлагаемое мной занятие, для начинающего пианиста, соответствует всем вышеуказанным требованиям, помогает разобраться в музыке, понять ее и тем самым повышает интерес к обучению игре на фортепиано.

Источник

Метод разработка Актуальность индивидуальных занятий по фортепиано.

специалист в области арт-терапии

«Значение индивидуальных занятий по классу фортепиано в формировании личности обучающихся

детской школы искусств».

Мария Владиславовна Азизова

педагог МКУ ДО ДШИ с. Баган

«…единственный вид искусства, проникающий в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживания его дум».

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, играет огромную роль в его общем культурном развитии. Музыка — неотъемлемая составляющая человеческой жизни. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного.

Не отдельные дети, а любой ребенок имеет право на музыкальную культуру. Нет детей без «слуха», а «слух» нельзя отождествлять с музыкальностью. Нет детей без воображения, как и не способных выразить свое воображение в творчестве. Верить в ребенка очень важно в интересах не только его интеллектуального, но и эстетического развития. Музыка близка эмоциональной натуре детей. Стремясь к гармоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.

Дети – это исследователи. Малыш исследует окружающие предметы, стараясь выяснить какие они производят звуки. А звучит все вокруг самым удивительным образом. Детские впечатления сильные и яркие. Порой они остаются с нами на всю жизнь. И задача педагога суметь использовать эти впечатления для эмоционально — образного познания окружающего мира.

Принимая во внимание сильное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, отображающие близкую и доступную его пониманию действительность. Одним из источников возникновения музыкальных образов являются звуки природы и человеческой речи — все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире.

Прислушиваясь к детям, учась у них, мы не должны терять способность менять свои взгляды в связи с изменениями в нашем обществе. Работа с детьми на протяжении долгих лет, с каждым годом дает нам понимание ответственности, возложенной на нас в воспитании и становлении подрастающей личности.

Музыкально одаренные дети с раннего детства отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. Они быстро запоминают и хорошо различают музыкальный материал. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. Чтобы судить об их одаренности, нужно выявить сочетание психологических свойств, которые относятся именно к ним. Таким детям присущи особенности познавательного развития: любознательность, высокий уровень развития логического мышления, оригинальность и гибкость мышления, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания.

«Любителями и знатоками музыки не рождаются – ими становятся» — писал Д. Д. Шостакович. Занятия по классу фортепиано в ДШИ «Весна» проходят 2 раза в неделю. Возраст детей, обучающихся на отделении — от 6 лет до 15 лет. Поэтому в обучении предусмотрен индивидуальный подход, учитывая его физические возможности, домашние условия для занятий и, обязательно, ориентируясь на социальный заказ родителей.

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки. Необходимо научить ребенка правильно распределять свое время, поэтому приходится часто, особенно, с младшими школьниками, составлять режим дня, чтобы ребенок успевал совмещать школьные задания, занятия спортом и задания по фортепиано.

Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того — музыкант, пусть даже начинающий — это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.

На занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи звуков произносить выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения. Описывая на первом этапе словами музыкальную пьеску, ребенок расширяет свой словарный запас, эмоционально реагируя на звучащую музыку. Замечено — играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут.

Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки, особенно это необходимо при игре в ансамбле в 4 руки и в 8 рук, когда нужно достичь общности ритмического пульса, синхронности при взятии и снятии звука и т. д. Ансамблевое исполнение способствует развитию аналитической, логической, рациональной памяти. Музицирование в ансамбле способно сыграть значительную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления и интеллекта.

Игра пьес разного характера и настроения позволяет осознавать связь музыки с жизнью, ведь в жизни рядом идут радость и грусть, веселье и печаль, серьезность и шаловливость.

От урока к уроку ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах. Поэтому младшие школьники с радостью выступают на концертах. Концерты в фортепианном классе проводятся несколько раз в году: это концерт к Новому году, Отчетный концерт, к 8 марта и др. Особенно интересна форма семейного концерта, когда дети исполняют несложные произведения совместно с родителями. Положительная атмосфера таких концертов дает еще больший творческий заряд для дальнейших успешных занятий.

При формировании музыкально-эстетического сознания происходит взаимодействие преподавателя и учащегося, при котором осуществляется усвоение содержания музыкального материала на основе сознательного и оценочного отношения к нему.

Для достижения наиболее эффективных результатов педагог опирается на систему, которая включает: воспитание у обучающихся интереса и любви к музыке, обучение разным видам музыкальной деятельности, развитие музыкально-творческих способностей. Все это достигается при помощи таких методов:

— метод формирования музыкально-эстетического сознания;

— метод стимулирования практической музыкальной деятельности;

— метод музыкального самовоспитания.

Принципы личностно-ориентированного подхода в работе преподавателя детской школы искусств:

Задача преподавателя — создание психолого-педагогических условий для развития учащихся с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей. На основе типовой учебной программы составляется адаптированная программа, учитывающая способности, уровень подготовки и темпы развития каждого учащегося. Существуют программы, рассчитанные на слабого ученика, ученика одарённого, программы, предполагающие особую направленность обучения — «любительское музицирование», программы, учитывающие возрастные особенности и цели их развития на данном этапе — «программа раннего эстетического развития», программы обучения по определённым предметам — «специальное фортепиано», «аккомпанемент», «ансамблевое исполнительство». В начале каждого полугодия педагог составляет индивидуальный репертуарный план для каждого учащегося, предполагающий перспективу развития ученика с учётом оценки его образовательного уровня на данном этапе, психологических особенностей приоритетных интересов.

Предполагает формирование субъективного опыта каждого через включение учащихся в разнообразную деятельность, через развитие самоанализа, через осознание себя, своих интересов, мировосприятия, мироощущения. Основным видом учебной в классе фортепиано является игра на инструменте. Это сольное исполнительство, игра в фортепианном ансамбле и в ансамбле с другим инструментом или вокалистом, иллюстрация тематических вечеров или подготовка различных проектов. Участие в различных мероприятиях даёт ребёнку возможность осознать себя, свои интересы, пристрастия, возможность проанализировать своё выступление, его сильные и слабые стороны.

Создавая на уроке проблемную ситуацию, педагог ставит учащегося перед выбором — какое произведение взять для разучивания, трактовку какого исполнителя предпочесть, редакцией какого автора пользоваться в своей работе, в каком концерте ученик захочет принять участие, какая подготовка должна предшествовать его выступлению на сцене. Решение этих вопросов не только будит творческий потенциал ребёнка, но и выводит его на новый образовательный уровень, заставляя самостоятельно или с помощью учителя работать над приобретением новых знаний, умений и навыков.

Принцип успеха и творчества.

Любая деятельность учащегося должна носить творческий характер и приводить к успеху. Поэтому так важно не только выучивание нотного текста, но и выражение собственного отношения исполнителя к данному произведению, его понимание внутреннего содержания пьесы, понимание музыкального языка и замысла композитора. В создании ситуации успеха важную роль играет правильный выбор репертуара. Преподаватель должен умело соотнести интересы и пожелания ребёнка с объективной оценкой уровня развития его способностей и приобретённых навыков на данном этапе развития.

5.Принцип веры в потенциал человека.

Для реализации этого принципа важно осуществление развития учащегося с опорой на его положительные качества, отказ от чрезмерного авторитарного контроля и наказаний. Совсем не обязательно сделать каждого ученика концертирующим пианистом, это и невозможно. Важнее всесторонне развить его способности, привить ему любовь к музыка, к искусству, воспитать потребность в творческом самовыражении и необходимости в самосовершенствовании.

Всё это свидетельствует о том, что личностно — ориентированное обучение играет важную роль в системе музыкального образования, которое должно быть направлено на развитие личности учащегося, раскрытие его возможностей, талантов.

Развитие ученика как личности идёт не только путём овладения им нормативной деятельности, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Основным результатом учения должно стать формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что музыкальное воспитание – это не только воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в своем исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, ее эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. Формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность. Она может осуществляться в самых различных видах: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, танец и др. Ребенок познает художественную ценность музыки, которая играет очень важную роль в формировании нравственных качеств будущей личности. Всему этому ребенок может научиться в стенах нашей детской школы искусств. Хочется надеяться, что каждый ребенок прошедший школу, научившийся сопереживанию, пониманию, сочувствию станет в жизни успешным, образованным, интеллектуальным и интересным человеком.

Клиберг Л. Проблемы теории обучения. – М.: Педагогика, 1984.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.

Хуторской А.В. Современная дедактика. – СПб.: Питер, 2001.

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Педагогика, 1996.

Источник

Читайте также:  Кофе меню бюро пианино кашне
Оцените статью