МБУ ДО ДШИ г. Строитель
Бланки и документы
Приказ и Положение управления культуры Белгородской области о звании «Народный (образцовый) коллектив художественного творчества детской школы искусств».
Документы к заполнению педагогическими работниками на начало учебного года
Документы к заполнению педагогическими работниками на конец учебного года
Документы актуальные в течение учебного года
Бланки расписаний
Расписание для индивидуальных дисциплин для заполнения ручкой
Расписание для групповых дисциплин для заполнения ручкой
Расписания для заполнения на компьютере:
Расписание — образец
Личные дела учащихся (бланки)
осваивающих предпрофессиональные программы (на двух листах четыре страницы):
осваивающих общеразвивающие программы (на одном листе две страницы) :
Источник
Педразвитие
Автор: Лазарева Екатерина Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО «Чойская ДШИ»
Населённый пункт: с.Чоя, Чойский район, Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Составление индивидуального плана учащегося и его значение на процесс обучения в детской школе искусств»
Дата публикации: 05.04.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чойская детская школа искусств»
Методическая разработка на тему:
«Составление индивидуального плана учащегося и его значение на
процесс обучения в детской школе искусств»
Разработчик: Преподаватель первой
теоретических дисциплин и фортепиано
Лазарева Екатерина Григорьевна
1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий
процесс развития учащегося.…………………………………………………. 4
2. Постановка основных задач при составлении индивидуального плана
4. Составление характеристики на учащегося……………………………10
планированию развития учащихся. Оно должно исходить из представлений
преподавателя об индивидуальных особенностях ученика и систематического
анализа его музыкального развития.
«составление», а не «заполнение» индивидуального плана) является важным
звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это
период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе
обучения. Все эти аспекты являются необходимым условием гармоничного
Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать
ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет
для него потребность. Именно для этого и составляется индивидуальный
план развития ученика — поступенное, продуманное развитие маленького
музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических
1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий
процесс развития учащегося.
индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет
преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и
непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей
работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков учащегося, — и
Индивидуальные планы — важный документ, характеризующий процесс
развития ученика. Образцы «Индивидуальных планов» в каждой школе свои,
но разделы, которые в них отражены – одни и те же:
1. сведения об ученике;
3. учебный план, включающий в себя:
— характеристики ученика в конце учебного года,
— задачи (по полугодиям),
— репертуарные списки (по полугодиям),
— перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся,
программы и оценки за выступления на учебных академических концертах,
контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах.
Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на
1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть
учащийся через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к
решению тех или иных технических и музыкальных задач.
1. Увлеченность музыкой:
— освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса;
— доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар;
— слушание музыки в концертах, записях, игра преподавателя;
— выступления на концертах, перед классом, родителями;
— игра в ансамбле, коллективные занятия.
2. Контакт учащегося и преподавателя:
— заинтересованность и благожелательность преподавателя;
— уважение к учащемуся, желание понять и изучить его личность;
— общение с учащимся на самые различные темы;
3. Психологические аспекты мотивации:
— работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней;
— поощрение и помощь учащемуся в проявлениях инициативы, творческого
самолюбия, конкурентности участия в конкурсах. Стимулирование младших
учеников игрой продвинутых старших;
4. Работа с родителями:
— родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому его
присутствие на уроках необходимо, особенно на первом этапе обучения.
— заинтересованность родителей занятиями ребенка – это благожелательная
Источник
Значение продуманно составленных индивидуальных планов в процессе обучения в ДШИ
специалист в области арт-терапии
Тема: «Значение продуманно составленных индивидуальных планов
в процессе обучения в ДШИ».
Индивидуальные планы — главный документ, характеризующий процесс развития учащегося ……………………………………………………………………….1
Задачи при составлении индивидуального плана обучающегося ……………2
Удачно подобранные репертуарный план – залог успешного обучения… ….3
Советы по составлению характеристики на учащегося……………………. 6
Индивидуальные планы – главный документ ученика.
Индивидуальные планы по специальности – схема и рекомендации.
Всем известно, что хорошо продуманные индивидуальные планы по специальности — продуманное систематическое руководство процессом обучения со стороны преподавателя, один из важнейших принципов методики обучения игры на инструменте и по сути главный документ обучающегося.
Индивидуальный план – это систематическое руководство всем процессом обучения со стороны преподавателя, определенный план, предусматривающий характеристику учащегося, его особенности, с которыми связаны задачи на ближайший период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе обучения. Все эти аспекты являются необходимым условием гармоничного развития учащихся.
Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет для него потребность.
Именно для этого и составляется индивидуальный план развития ученика – поэтапное, продуманное развитие юного музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических знаний. Обучение осуществляется на основе индивидуального плана, составленного на каждого ученика, где предусматривается тот необходимый комплекс инструктивного и художественного материала, на основе которого идет обучение.
Индивидуальные планы — главный документ, характеризующий процесс развития учащегося.
Основа работы в школе искусств – индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, любить её; сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков учащегося, и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.
Индивидуальные планы — важный документ, характеризующий процесс развития ученика. Не взирая на различие «Индивидуальных планов» в каждой школе, в них отражены – одни и те же сведения:
сведения об ученике;
репертуарные списки программы по полугодиям
успеваемость — оценки за выступления на учебных академических концертах, контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах;
характеристики ученика в конце учебного года с перечислением значимых мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся.
Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на 1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть учащийся через несколько лет, преподаватель должен заранее готовить его к решению тех или иных технических и музыкальных задач.
Занятия музыкой – дело чрезвычайно серьезное, сложное, но одновременно очень интересное и учащийся должен понять это как можно раньше. Важно также, чтобы в сознании его укрепилось мнение о престижности занятий музыкой, что не так просто сделать при сегодняшнем отношении к культуре в нашем обществе.
Задачи при составлении индивидуального плана обучающегося.
Преподаватель должен очень серьёзно отнестись к постановке задач для работы с обучающимися. Поставленные задачи должна подкрепляться правильно подобранным музыкальным материалом, способствующему их решению.
Для каждой возрастной группы ставятся свои задачи. Если на начальном этапе — это «кропотливая работа над постановкой и раскрепощением игрового аппарата, то ставить эти же задачи учащимся 5, 6 классов неестественно: это значит, что работа по устранению этих недостатков велась недостаточно активно и внимательно (за исключением переводных детей из других школ или от другого преподавателя).
Задачи для учащихся 1 класса:
выявить и развить индивидуальные природные возможности и музыкальные данные ребенка;
дать необходимые знания (освоение нотной грамоты, воспитание чувства ритма);
организации игрового аппарата
воспитание начальных исполнительских навыков;
развитие зачатков самостоятельной работы;
Оценивать успехи ученика на этом этапе надо используя принцип поощрения, подчеркивания достоинств.
Задачи для учеников 2, 3 классов:
закрепление полученных навыков;
знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой;
осознание связи слуховых и двигательных ощущений;
воспитание направленного внимания;
развитие индивидуальности, самостоятельности;
развитие интереса и любви к музыке;
Задачи для учеников 4, 5 классов:
развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков;
развитие художественного вкуса на более сложных произведениях;
исполнение музыкальных произведений различных жанров;
привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
Задачи для учеников 6, 7 классов:
формирование художественно-эстетического вкуса;
максимально возможное развитие способностей и технических навыков;
развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования.
Обучение наиболее перспективных учащихся, будущих потенциальных профессионалов ведется по другой программе, следовательно, предполагаются расширенные задачи, как:
активизация образно-эмоциональной среды;
освоение закономерностей артикуляции;
овладение различными приемами педализации;
воспитание художественной техники;
увеличение объема изучаемого материала и повышение исполнительских требований;
воспитание навыков самостоятельности;
воспитание устойчивых концертно-исполнительских навыков.
Удачно подобранные репертуарный план – залог успешного обучения.
Одним из важнейших средств музыкального воспитания и обучения учащегося является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов-классиков, а также современных авторов.
Важно, чтобы музыкальные стили, формы и жанры были представлены в индивидуальных планах учащихся достаточно широко и полно.
При выборе произведений крупной формы следует чередовать разные ее виды: вариации, сонаты, концерты. При изучении пьес следует включать в план разнохарактерные сочинения классического, романтического и современного стилей. Высокий уровень способностей отдельных учащихся, возможность их профориентации вносят в составление плана свои коррективы. В репертуар таких детей следует включать несколько этюдов на разные виды техники, уделять больше внимания изучению произведений крупной формы, т. к. работа над ними, и особенно над сонатами, способствует развитию многих качеств, необходимых будущему музыканту.
В индивидуальных планах учащихся, занимающихся музыкой для общего развития, можно сократить количество произведений крупной, зато уделить больше внимания пьесам и ансамблям.
В старших классах для таких учащихся выбор сочинений может быть значительно более свободным, предусматривающим выход за пределы традиционного школьного репертуара.
Репертуарный план необходимо составлять таким образом, чтобы развитие сильных качеств ученика оптимально сочеталось с работой по заполнению пробелов и подтягиванию его слабых сторон.
Следует включать в репертуарный план сочинения, изучаемые в порядке ознакомления. Произведения, изучаемые в порядке ознакомления, а тем более в виде самостоятельной работы, целесообразно выбирать вместе с учеником, учитывая его интересы.
Репертуарные списки учащихся полезно дополнять современными песнями разных стилей и жанров — это позволит ученикам сразу включиться в музыкально-просветительскую жизнь общеобразовательной школы, разных детских коллективов. Все это будет способствовать повышению общественной ценности обучения в музыкальной школе и вместе с тем активизировать учебный процесс в классе.
Такой широкий охват произведений, разнообразных по стилистике, художественным образам предполагает систематическую, глубоко продуманную работу педагога с индивидуальными планами учащихся.
Ежегодно учащийся должен прибавлять знания и умения, «сход с дистанции» — это в какой-то мере вина преподавателя, а если детей, потерявших интерес к музыкальным занятиям несколько, то следует призадуматься: «все ли я делаю правильно, все ли средства использовал, чтобы заинтересовать ученика?». Бывают разные причины, когда дети не заканчивают начатое дело. Но одна из таких причин – неправильно составленный учебный план, неправильно подобранная программа:
1. Программа завышена. Учащийся ещё многого не умеет. Он пугается нотного текста и у него пропадает интерес к занятиям. Намечать произведение «через голову» можно, но к этому необходимо учащегося подготовить морально и к сложному произведению прибавить несколько легких, выучивание которых не займет у него много времени. Не обязательно выносить это «трудное» произведение на публичное выступление. Можно ограничиться классной работой или выступлением на классном концерте. Однозначно, в преодолении определенных трудностей есть положительный результат, учащийся сделает большой шаг вперед в своем музыкальном продвижении. Но, необходимо осторожно подходить к этому вопросу и учитывать возрастные особенности, характер учащегося, его индивидуальность.
2. Программа занижена. Преподаватель дает легкие произведения, не соответствующие уровню подготовки ученика. Заниженная программа не составляет трудности для ученика и не продвигает вперед. Учащемуся перекрывается дорога к творческому росту.
3. Программа составлена без учета пожеланий учащегося.
4. Программа состоит только из пьес, которые «пожелал» играть учащийся. Нельзя, идя навстречу желанию ребенка, давать только пьесы-«хиты». Преподаватель должен проявить твердость и включать в программу произведения разных жанров и стилей для всестороннего развития учащегося.
Удачно подобранный репертуарный план будет способствовать быстрому продвижению и успешному обучению, неудачно составленный наоборот, даст нежелательный результат.
Одним из важнейших принципов методики является твёрдое систематическое руководство всем процессом обучения со стороны педагога на основе определённого плана, предусматривающего те сочинения, которые должны быть пройдены учеником.
Составлять план нужно продуманно, подготавливаться заранее. Он должен отвечать задачам воспитания каждого ученика. Необходимо выбрать такие произведения, которые бы не только нравились ученику и способствовали его развитию.
Планирование учебного процесса в музыкальной школе или в школе искусств строится на основе планирования в соответствии программными требованиями. Необходимо, при его составлении, обратить внимание на правильное соотношение инструктивного и художественного материала.
Принцип составления плана требует учёта особенностей данного ученика (одарённость, музыкальные способности, физические особенности, подвинутость), а также последовательности и постоянности в его художественном и техническом развитии.
В плане не должно уделяться много места как чрезмерному увлечению техническим материалом в ущерб художественному развитию, так и наоборот.
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод о том, что к выбору программы нужно подходить очень серьёзно.
Выбирая произведения соответствующие способностям учащегося, задачам данного этапа его развития педагог должен исходить из содержания этих произведений, яркости, конкретности и доступности художественных образов. Особенно это надо учитывать на начальном этапе обучения.
При составлении индивидуально плана ученика начальных классов ДМШ, ДШИ следует учитывать ограниченность объёма внимания и выдержки ребёнка, поэтому в репертуар должны входить пьесы малой формы небольшого объёма.
Кроме того, при составлении индивидуального плана должны быть предусмотрены произведения, которые будут выноситься на различные выступления: технические зачёты, полугодовой зачёт, академический концерт, переводной экзамен, концерты, конкурсы или фестивали, т. к. эти произведения к моменту выступления необходимо довести до возможной степени отточенности.
В план должны входить пьесы как кантиленного, так и темпового характера. Индивидуальный план составляется к началу каждого полугодия. В начале плана пишется инструктивный материал (упражнения, гаммы, этюды), затем – художественный.
Корректировка индивидуальных планов, изменение программы в процессе работы может быть вызвано только методической необходимостью или конкурсом, фестивалем, концертом.
Советы по составлению индивидуальных планов.
В планах должна быть чёткая последовательность, состоящая из 3-х разделов:
1. Инструктивный материал (упражнения, гаммы и этюды)
В младших классах –освоение, развитие технических навыков, а в старших развитие и совершенствование технических приёмов и навыков (гаммы, арпеджио, двойные ноты, украшения, этюды)
2. Произведения крупной формы (концерты, сонаты и вариации)
3. Произведения малой формы (пьесы). Не рекомендуется (неграмотно) планировать 2 произведения одного и того же композитора .
Объём планируемого музыкального материала дифференцированно индивидуален, но, не менее минимума, определённого программой и различный по форме, стилю, техническим задачам.
Желательно включать в планы:
Чтение с листа, подбор по слуху и импровизацию, скрипичную терминологию и обозначения.
В конце каждого учебного года, к переводному экзамену составляется характеристика на ученика. По ежегодным характеристикам можно проследить развитие ученика, его рост (или его отсутствие), правильность поставленных преподавателем задач. Характеристика в конце учебного года должна отражать то, чего достиг (или не достиг) учащийся в течение учебного года, быть четко структурированной. Формулировки должны быть ясными и понятными не только самому преподавателю, написавшему характеристику, но и всем, кому придётся её читать. Читая характеристику, должно возникнуть ясное представление о развитии учащегося: что было правильно, что ещё не получается, на что следует обратить особое внимание.
Причем, характеристика на учащегося 1 класса, значительно отличается от характеристики на учащегося более старших классов.
Если первая характеристика учащегося 1 класса должна включать в себя такие понятия, как музыкальный слух ритм, память, эмоциональность, состояние исполнительского аппарата ученика, эмоциональность, собранность, то характеристика на учащегося 2- 8 классов должна отражать динамику развития музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти), исполнительского аппарата, овладение различными видами техники и т. д.
Характеристика ученика, представляемая в конце каждого года обучения, должна освещать следующие стороны его индивидуальности и особенности продвижения:
музыкальные данные, возможности, их развитие в процессе учёбы;
что сделано за год (какие изучены штрихи, приёмы игры, приобретены умения и навыки (например, навык чтения с листа и т. д.);
освоение учеником программы в полном объёме;
какие моменты не получаются и требуют дальнейшей доработки;
восприятие музыки, эмоциональность, музыкальность;
отношение к учёбе и занятиям дома;
успехи ученика и имеющиеся недостатки.
Характеристика должна быть очень подробной, в ней также указываются цели и задачи работы с учеником на следующий год.
— писать о способностях ученика, если он учится уже не первый год
— называть ученика по имени «В этом году … стал более ответственно . »
Подробно расписывать, что ученик выступал на каких-то городских концертах или конкурсах, фестивалях.
Характеристика ученика на конец года
1.Развитие музыкальных данных, соответствие (степень приспособляемости) игрового аппарата ученика данному музыкальному инструменту.
2.Общее развитие, эмоциональность, восприимчивость.
3.Отношение к музыке, к занятиям.
5.Умение заниматься самостоятельно, степень грамотности в разборе текста, быстрота освоения музыкальных произведений.
7.Недостатки в развитии ученика и задачи по их преодолению.
слуховые данные(восприятие высоты звуков, качество интонирования)
ритм, данные (восприятие ритмического рисунка, понятие соотношения длительностей, стойкость ритма в процессе исполнения)
музыкальная память (быстрота запоминания мелодии, обозначение характеристики памяти — моторная, слуховая, зрительная и т. д.)
эмоциональность и понятие стилевых особенностей произведений
характеристика владения инструментом
наличие исполнительских данных
качество домашней работы
умение работать над деталями и в целом над произведением
характеристика работы над динамикой
Характеристика поведения ученика на уроке
восприятие пожеланий-замечаний педагога (медленное, быстрое, сознательное, механичное. )
эмоциональность, характеристика внимания (сосредоточенность, невнимательность, активность). Раскрытие художественного образа.
Характеристика на выпускника
Общие сведения (Ф.И.О., возраст, класс общеобразовательной школы).
Основные черты темперамента и характера (эмоциональность, требовательность к себе, работоспособность, организованность, настойчивость и т. д.).
Музыкальные способности (абсолютный, относительный слух, развитие мелодического и гармонического слуха, чувство тембра, слуховые и двигательные связи; чувство ритма, пульсации, темповая устойчивость).
Техническое развитие (активность технического аппарата, владение штрихами, различными видами техники, динамикой, координация движений и т. п.).
Признаки исполнительства (сознательность, воля, самообладание на эстраде, яркость и т. п.).
Стиль в работе (организация самостоятельной работы, навыки разбора, работа над содержанием произведения, проявление творческой инициативы, способность к анализу, использование теоретических знаний, знание аппликатуры).
Работа над собой (интерес к музыкальной культуре, литературе, навыки чтения нот с листа, участие в ансамблях, система в работе).
Составление индивидуального плана учащегося – самый ответственный раздел педагогической работы. Удачный подбор репертуара — быстрый успех ученика, а допущенные педагогом репертуарные ошибки — нежелательные последствия. Поэтому составлять планы нужно заранее и очень продуманно.
Неопытные преподаватели порой затягивает работу над ними до последнего дня, в результате чего приходится либо менять произведения, либо мириться с неудачным выбором некоторых пьес и испытывать чувство неудовлетворённости и собственной вины. Хороший педагог начинает думать об индивидуальных планах заблаговременно, тщательно примеряя возможности учеников и просчитывая процесс работы над программой. Создание плана для такого педагога — подлинно творческий процесс, требующий много времени, сил и отдачи.
Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. Лань, СПб., 2000.
Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Музыка, М., 1964.
Лесман И. Пути развития скрипача. Л., 1934.
Психология и педагогика. Учеб. Пособие /Под ред. А.А.Бодалева, В.И.Жукова, Л. Г. Лаптева, В.А.Сластенина. –М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. –585 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 1998. — 288с.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М. 1984.
Фейгин М.Е. Индивидуальность ученика и искусство педагога. –М.: Музыка 1975.
Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. — Ярославль, 1991.
Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Музыка, Л., 1973.
Источник