Индивидуальные планы учащихся по фортепиано

Рабочая программа по предмету » Общее фортепиано.»
рабочая программа по музыке на тему

Скачать:

Вложение Размер
364193.docx 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская искусств им. Б. Н. Молчанова.»

по предмету «Общее фортепиано»

Составила: преподаватель Неверли Галина Вениаминовна

г. Дудинка 2014 г.

3.Контроль и учет успеваемости.

4.Годовые требования.7-летнее обучение

6.Годовые требования. 5-летнее обучение.

7.Список методической литературы.

Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДШИ.

Данная рабочая программа представляет собой учебный курс по предмету «Общее ф-но» для учащихся 1-7 классов оркестрового, струнно-народного и народного отделений. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических дисциплин (сольфеджио, муз. грамота).

Составлена программа на основе программы «Класс общего ф-но» для детских музыкальных школ, разработанная министерством культуры (1966, 2003); Программа представляет собой адаптированную программу на базе типовой семилетней программы для учащихся ДШИ, с учетом их уровня подготовки.

Отличием данной программы от традиционной является возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, муз. способностям и др. индивидуальным данным.

Обоснованием необходимости и внедрения программы является то, что дети в ДШИ принимаются без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований. Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательной школе, посещение кружков, интернет- все это отвлекает детей от занятий музыкой. Отсутствие дома фортепиано не позволяет детям подготовиться к уроку дома.

Цель и задачи данного курса :

-Обучение игре на ф-но и овладение им как вторым инструментом (дополнительным к основному).

-Развитие муз. способностей, приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано, исполнение произведений различных жанров и стилей, приобретение навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования, чтение с листа.

— -Помощь в освоении других дисциплин: сольфеджио, муз. литература, хор (умение исполнить на инструменте сольфеджируемый номер, фрагмент изучаемого на муз. литературе произведения знание клавиатуры и т.д.)

В процессе занятий по общему ф—но учащийся овладевает техническими приемами игры на ф— но (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также учится правильно понимать характер исполняемых произведений.

Занятия с учащимися проводятся в соответствии с индивидуальным планом, составляющимся по полугодиям и рассчитанного в большей степени на работу на уроке, чем на домашнюю работу. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки.

Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую муз. память, на зачетах разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволяет пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу времени на запоминание наизусть.

Работа начинается со знакомства с клавиатурой, постановки рук, знакомства с элементарными приемами звукоизвлечения. Со второго года обучения изучаются гаммы в ознакомительном порядке.

Неотъемлемой частью занятий по общему ф-но с первого года обучения является чтение нот с листа.

Кроме работы над произведениями, подбора по слуху, чтения с листа часто на уроке общего ф-но уделяем внимание заданиям по сольфджио (проигрывание номеров, подбор песенок, построение аккордов, интервалов и т.д.)

Обучение рассчитано на семь лет. Занятия проводятся индивидуально по 0,5(1) академ. часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого ученика.

Обучение ведется по следующим направлениям:

1.Изучение классического репертуара (учитывая индивидуальные способности учащихся, а также то, что данный курс – дополнительный и на него запланировано меньше учебного времени, поэтому и репертуарные требования могут быть на 2-3 класса ниже).

2.Исполнение популярной музыки в переложении для ф—но.

3.Техническое развитие (этюды, гаммы).

4.Чтение с листа.

5.Приобретение навыков ансамблевой игры(с педагогом или учеником).

6.Развитие творческих способностей (подбор по слуху).

7.Самостоятельная работа над произведением, начиная от разбора текста до его исполнения.

Источник

Педразвитие

Автор: Лазарева Екатерина Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО «Чойская ДШИ»
Населённый пункт: с.Чоя, Чойский район, Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Составление индивидуального плана учащегося и его значение на процесс обучения в детской школе искусств»
Дата публикации: 05.04.2019
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Чойская детская школа искусств»

Методическая разработка на тему:

«Составление индивидуального плана учащегося и его значение на

процесс обучения в детской школе искусств»

Разработчик: Преподаватель первой

теоретических дисциплин и фортепиано

Лазарева Екатерина Григорьевна

1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий

процесс развития учащегося.…………………………………………………. 4

2. Постановка основных задач при составлении индивидуального плана

4. Составление характеристики на учащегося……………………………10

планированию развития учащихся. Оно должно исходить из представлений

преподавателя об индивидуальных особенностях ученика и систематического

анализа его музыкального развития.

«составление», а не «заполнение» индивидуального плана) является важным

звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это

период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе

обучения. Все эти аспекты являются необходимым условием гармоничного

Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать

ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет

для него потребность. Именно для этого и составляется индивидуальный

план развития ученика — поступенное, продуманное развитие маленького

музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических

1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий

процесс развития учащегося.

индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет

преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и

непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей

работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков учащегося, — и

Индивидуальные планы — важный документ, характеризующий процесс

развития ученика. Образцы «Индивидуальных планов» в каждой школе свои,

но разделы, которые в них отражены – одни и те же:

1. сведения об ученике;

3. учебный план, включающий в себя:

— характеристики ученика в конце учебного года,

— задачи (по полугодиям),

— репертуарные списки (по полугодиям),

— перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся,

программы и оценки за выступления на учебных академических концертах,

контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах.

Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на

1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть

учащийся через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к

решению тех или иных технических и музыкальных задач.

1. Увлеченность музыкой:

— освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса;

— доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар;

— слушание музыки в концертах, записях, игра преподавателя;

— выступления на концертах, перед классом, родителями;

— игра в ансамбле, коллективные занятия.

2. Контакт учащегося и преподавателя:

— заинтересованность и благожелательность преподавателя;

— уважение к учащемуся, желание понять и изучить его личность;

— общение с учащимся на самые различные темы;

3. Психологические аспекты мотивации:

— работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней;

— поощрение и помощь учащемуся в проявлениях инициативы, творческого

самолюбия, конкурентности участия в конкурсах. Стимулирование младших

учеников игрой продвинутых старших;

4. Работа с родителями:

— родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому его

присутствие на уроках необходимо, особенно на первом этапе обучения.

— заинтересованность родителей занятиями ребенка – это благожелательная

Источник

Общеразвивающая программа по общему фортепиано (I ступень)

специалист в области арт-терапии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Принята на заседании

Директор МОУ «Гимназия № 10»

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

(общее фортепиано – I ступень)

3 года обучения

Учитель Рогожина Ирина Анатольевна

Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (общее фортепиано – I c тупень)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства, а также с учетом многолетнего педагогического опыта и предназначена для учащихся второго года обучения, основным инструментом у которых являются струнные, духовые и народные инструменты (1 – 3 год обучения).

Как дополнительный предмет, фортепиано способствует формированию у учащихся широкого музыкального кругозора, всестороннему развитию эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей.

Занятия в классе фортепиано помогают более глубокому изучению музыкально – теоретических предметов, поскольку занятия по сольфеджио, теории и музыкальной литературе непосредственно связаны с навыками игры на фортепиано.

Программа составлена на основе примерной программы «Общее фортепиано» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств Министерства культуры РФ научно-методического центра по художественному образованию.

Одной из основных форм планирования занятий в классе общего фортепиано является составление индивидуальных планов для каждого учащегося (с учетом его возможностей) на каждое полугодие. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета «фортепиано» учащимися, обучающимися по оркестровым специальностям.

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Максимальная учебная нагрузка

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (общее фортепиано – I ступень)» при 3-летнем сроке обучения составляет 210 часов. Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 105 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

1 — 3 год обучения – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

1-3 год обучения – по 1 часу в неделю.

Форма проведения учебных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока — 45 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика. Возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Цель данной программы – формирование исполнительских умений и навыков, развитие музыкальных способностей и приобщение к миру музыки.

Поставленная цель реализуется путем решения следующих задач:

развивать познавательный интерес к владению музыкальным инструментом, к музыкальному исполнительству;

обучать приемам и навыкам фортепианной игры;

развивать музыкальные данные, творческий потенциал, помочь учащемуся в реализации своих способностей и культурных потребностей;

развивать интерес к музыке , поэзии, драматическому искусству и т.д.;

раскрывать различные грани мирового музыкального наследия, на примере различных по жанру и стилю произведений (обработки народных песен, музыку русских, советских, зарубежных и современных композиторов).

2. Воспитательные задачи.

прививать навыки культурного общения и поведения в обществе;

организовывать просветительскую работу силами учащихся по пропаганде музыкальной культуры среди населения, общеобразовательных школ и родителей – прививая таким образом общественную и гражданскую активность (выступления в общеобразовательных школах, шефские концерты и концерты для родителей)

3. Развивающие задачи.

развитие интеллектуального кругозора;

развитие устойчивого интереса к музыке, театру и культуре в целом;

развитие активной жизненной позиции.

Возраст детей, обучающихся по классу общее фортепиано 8 -10 лет.

Форма работы: урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником Режим занятий:

количество часов в неделю на одного ученика-1 час

общее число часов в год на одного ученика-36 часов.

периодичность занятий-1 раз в неделю.

Продолжительность – 45 минут

Каждое занятие в любом классе строится по следующей схеме:

разыгрывание (проигрывание гамм, упражнений, повторение ранее выученных произведений);

проверка домашнего задания;

проработка разучиваемого произведения;

разбор нового произведения;

Основные педагогические методы, используемые в обучении:

беседа; дискуссия (объяснение и обсуждение нового материала, проверка

теоретических знаний, рассказ о композиторах и их творчестве);

метод примера (проигрывание педагогом музыкального произведений, как показ конечного результата работы над ним);

приучение, упражнение (многократный повтор разучиваемого произведения

либо его фрагментов в целях развития и закрепления двигательных навыков и запоминания нотного текста);

педагогическое требование (проверка домашней работы и постоянное отслеживание уровня знаний учащегося);

поощрение и создание ситуации успеха.

Прогнозируемые результаты к окончанию 3 года обучения:

Учащиеся должны знать:

в процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте, как двигательными, так и приемами звукоизвлечения;

весь пройденный за 3 года весь теоретический материал;

нотную грамоту и музыкальные термины;

строение различных видов гамм (мажорные, минорные, хроматические), аккордов (трезвучия с обращением) и арпеджио;

виды полифонии и произведений крупной формы и их строение;

различные музыкальные стили и жанры;

учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.

Учащиеся должны уметь:

читать с листа произведения средней сложности;

самостоятельно разучивать и грамотно выразительно исполнять на фортепиано различные произведения, учитывая особенности аппликатуры, соблюдая динамические и агогические оттенки, приёмы игры, способы звукоизвлечения и звуковедения.

Личностные качества, вырабатываемые в процессе обучения:

Внимание, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, творческая активность, патриотизм.

Оценка результатов обучения

отслеживание и контроль за результатами обучения учащихся проходит в форме зачётов (Положение о проведении аттестации учащихся);

в форме участия в классных, школьных, отчётных концертах, фестивалях, конкурсах.

Успешной реализации поставленных целей и задач можно достичь, исходя из следующих принципов:
От простого к сложному.

Индивидуальный подход к обучению — подбор репертуара, построение и продолжительность занятия с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащегося.

Демократический стиль общения — отношения педагога и ребенка строятся на взаимоуважении и взаимопонимании.

Использование дополнительных форм образования — просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, посещение концертов, фестивалей, конкурсов.

Культурно-просветительская и воспитательная работа— беседы об этике, эстетике, композиторах, музыкальных стилях. Налаживание контакта с родителями и приобщение их к образовательном и воспитательному процессам.

Участие в концертах, конкурсах: учащиеся всех уровней приобретают опыт регулярных концертных выступлений в классных, школьных, отчетных концертах, праздничных мероприятиях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ( ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО)»

Требования по годам обучения

Общее фортепиано – 1 час в неделю.

На первом году обучения вся работа направлена на ознакомление с фортепиано, организацию игрового аппарата, приобретение пианистических навыков.

За год параллельно с упражнениями и освоением нотной грамоты, ученик должен пройти 15-20 пьес из сборников для фортепиано. Произведения подбирает педагог исходя из индивидуальных особенностей ученика.

Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения:

Учащиеся должны знать:

Нотную грамоту, основные приемы звукоизвлечения ( legato , non legato , staccato ), название основных динамических оттенков.

Учащиеся должны уметь:

исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных видов звукоизвлечения и динамических оттенков;

изучить 15 различных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды

В конце каждого полугодия обучающийся должен сыграть зачет, на котором исполняются два произведения по выбору учителя.

Примерный репертуарный список:

Пьесы

Степовой Я. «Сорока-ворона»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Украинская народная песня «Диби-диби»

Украинская народная песня «Шум» Витлин В. «Дед Мороз»

Детская песня «Снежок на горе»

Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»

Русская народная песня «Там, за речкой, там, за перевалом»

Украинская народная песня «Ой, за гаем, гаем»

Русская народная песня «Зимушка проходит»

Украинская народная песня, обр. Украинская народная песня, обр. Аренского А. «Журавель»

Украинская народная песня, обр. Берковича И. «Ой, лопнув обруч»

Обелев Ю. «В степи»

Русская народная песня, обр. Берковича И. «Утушка луговая»

Жилинский А. «Пастухи играют на дудочках»

Украинская народная песня в обр. Любарского М. «Курочка»

Белорусская народная песня, обр. Ляховицкой С. и Баренбойма Л. «Бульба»

Кабалевский Д. «Маленькая полька»

Крутицкий М. «Зимой»

Мелартин Э. «Песня»

Любарский М. «Чешская песня»

Старинный танец «Конрданс»

Гнесина Е. «Фортепианная азбука»

Гнесина Е. «Маленькие этюды для начинающих», тетр. I

Гнесина Е. «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники»

Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обр. Золотарева В.

Филипенко А. «На мостике», обр. Кузнецовой С.

Гречанинов А. «На зеленом лугу»

Кепитис Я. «Литовский народный танец»

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков:

1. Гнесина Е. Маленькие этюды: № 11

Литовко Ю. Пастушок (канон)

2. Слонов Ю. Полька

Литкова И. Кукла танцует

3. Украинская народная песня в обр. Любарского М. «Курочка»

Крутицкий М. «Зимой»

Общее фортепиано – 1 час в неделю.

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 – 3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы, ансамбли. Во втором классе можно читать с листа, т.к. ученик уже должен иметь определенные навыки игры на фортепиано.

Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру гамм на 2 октавы отдельными руками (до 2-х знаков включительно), а также трезвучияс обращениями в этих тональностях отдельными руками.

В конце каждого полугодия обучающийся должен сыграть зачет, на котором исполняются два произведения по выбору педагога.

Примерный репертуарный список:

1.Произведения крупной формы

Гендель Г.Ф. Сонатина

Скарлатти Д. Ария из сонаты

Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор, 1 часть

Клементи М. Сонатина

Моцарт В. «Менуэт»

Телеман Г. «Пьеса»

Сигмейстер Е. «Песня в темном лесу»

Майкапар С. «Вальс»

Кореневская И. «Дождик»

Майкапар С. «Сказочка»

Гарута Л. «маленькая полька»

Беркович И. Вариации на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде»

Штейбельт Д. «Адажио»

Руднев М. «Щебетала пташка»

Литкова И. Вариации на тему русской народной песни «Савка и Гришка»

Беркович И. «Ой, ты дивчина зарученая»

Шевченко С. «Весенний день»

Руднев М. «Дождик»

Ревуцкий Л. «Колыбельная»

Беркович И. «Мазурка»

Геворкян Ю. «Обидели»

Свиридов Г. «Ласковая просьба»

Мясковский Н. «Весеннее настроение»

Ройтерштейн М. «Дождик»

Коломиец А. «Украинский танец»

Ревуцкий Л. «Веснянка»

Чюрленис М. «Прелюдия»

Гайдн Й. «Немецкие танцы»

Пуленк Ф. «Маленький хоровод»

Лядов А. «Колыбельная»

Чайковский П.И. «Старинная французская песенка»

Кабалевский Д. «Старинный танец»

Гедике А. «60 легких фортепианных пьес», тетр. I и II . Соч. 36

Черни К. «Избранные фортепианные этюды» (первые номера), ред. Гермера Г., тетр. I

Стравинский И. «Анданте» из тетради «Пять легких пьес»

Вивальди А. «Финал» из маленькой симфонии № 1

Чайковский П.И. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин», перел. Металлиди Ж.Л.

Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Глинка М. «Жаворонок»

Примерные программы для зачётов и контрольных уроков:

1. Осокин М. Вечерняя гармония.

2. Бетховен Л. Сонатина Соль-мажор, 1 часть

Штейбельт Д. Соч. 33. Адажио.

Глинка М. «Жаворонок» (ансамбль)

Общее фортепиано – 1 час в неделю.

В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений. Из них: 2 – 3 этюда, 3 – 4 разнохарактерных пьесы (1 – 2 с элементами полифонии), ансамбли. Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа.

Техническое развитие. Продолжать игру гамм на 2 октавы отдельными руками, но расширить круг изучаемых тональностей. 1 – 2 гаммы освоить исполнение двумя руками, а также играть расходящуюся гамму от одного звука (до, соль). Играть тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отдельными руками.

В конце I полугодия обучающийся должен сыграть зачет, в конце II полугодия выпускной экзамен, на которых исполняются два произведения по выбору педагога.

Прогнозируемые результаты к окончанию 3 года обучения:

Учащиеся должны знать:

в процессе занятий по общему фортепиано учащийся должен овладеть приемами игры на инструменте, как двигательными, так и приемами звукоизвлечения, педализации;

весь пройденный теоретический материал за 3 года;

нотную грамоту и музыкальные термины;

строение различных видов гамм (мажорные, минорные), трезвучия с обращениями, арпеджио;

виды полифонии и произведений крупной формы и их строение;

различные музыкальные стили и жанры;

учащиеся должны научиться понимать характер исполняемых произведений.

Примерный репертуарный список:

Щуровский Ю. Канон

Пёрселл Г. Ария ре минор.

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»

Менуэт Соль мажор

Волынка Ре мажор

Менуэт ре минор

Гендель Г. Две сарабанды

Корелли А. Сарабанда

Кригер И. Менуэт

2.Этюды. Пьесы технического характера.

Черни К. (Гермер Г.). Этюд №4 (т.1)

Черни К. Этюд Соч. 792 № 8

Лемуан А. Этюд Соч. 37 № 3

Слонимский С. «Под дождем мы поем» из цикла «Капельные пьески»

Слонимский С. «Считалка» из цикла «Капельные пьески»

3. Произведения крупной формы

Кулау Ф. Рондо. Соч. 88 № 1

Клементи М. Сонатина. I часть Соч. 36 № 2

Тюрк Д.Г. Сонатина.

Кулау Ф. Сонатина. I часть Соч. 55 № 1

Скарлатти Д. Сюита

Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор, 1 часть

Гендель Г.Ф. «Куранта»

Глинка М. «Простодушие»

Слонимский С. «Колыбельная кошки»

Граупнер К. «Аллегро»

Скарлатти Д. «Ларгетто»

Моцарт В.А. «Аллегро»

Косенко В. «Дождик»

Франк С. «Жалоба куклы»

Губайдуллина С. «Песенка»

Констан Ф. «Ослик»

Прокофьев С. «Марш» из «Детской музыки»

Гречанинов А. «Бабушкин вальс» из цикла «День ребенка»

Хачатурян А. «Андантино»

Лютославский В. «Гей, из Кракова я еду»

Печерский Б. «Петрушка»

Лютославский В. «В поле липенька»

Шостакович Д. «Романс» из Первой балетной сюиты.

Чайковский П.И. «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Евгений Онегин», перел. Металлиди Ж.Л.

Хачатурян К. «Танец Тыквы» из музыки к балету «Чиполино»

Моцарт В. «Марш», обр. Пороцкого В.

Шуберт Ф. «Детский марш»

Бородин А. «Плавная пляска девушек» из оперы «Князь Игорь», перел. Сорокина К.

Шостакович Д. «Вальс»

Смирнов Д. «Утро», «Частушка»

Примерные программы для экзамена:

Пёрселл Г. Ария ре минор.

Черни К. (Гермер Г.). Этюд №4 (т.1)

2. Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор, 1 часть

Чайковский П. «Старинная французская песенка»

3. Кулау Ф. Рондо. Соч. 88 № 1

Хачатурян К. «Танец Тыквы» из музыки к балету «Чиполино» (ансамбль)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы « общее ф ортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, зачетах, концертах и т.д. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами.

В 1-3 классах обучающиеся, как правило, выступают на зачетах, открытых и закрытых академических концертах. В конце каждого полугодия обучающиеся сдают зачет, на который выносится два разнохарактерных произведения, соответствующие способностям обучающихся.

Контрольные уроки, а так же другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки; за каждое выступление на академических концертах выставляется оценка.

Годовая оценка ученика выводится на основании четвертных оценок, результатов контрольных уроков и других выступлений ученика в течение года, а так же оценки за выступление на академическом концерте или выпускном экзамене.

В течение всех лет обучения педагог должен:

Ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах фортепиано и фортепианного ансамбля; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребляемыми терминами;

Развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.

Данные в программе репертуарные списки являются примерными. Педагогу предоставляется право дополнять их в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. По итогам этого экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать знания, умения и навыки владения фортепиано в соответствии с программными требованиями.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале.

Критерии оценивания выступления

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обуч ения

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недоч етами (как в техническом плане, так и в художественном)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудож ественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость ауд иторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГОС данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении экзаменационной (переводной) оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на академическом концерте или экзамене;

другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы — урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика — интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач специальных классов — формирование музыкально-исполнитель-ского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально­личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступив ши х обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

периодичность занятий — каждый день;

количество занятий в неделю -2- 3 час а

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает учитель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

Список рекомендуемых нотных сборников

Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса/ Сост. Т. Дирекгоренко, О. Мечетина М., Композитор, 2003

Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста изд. М., /Сов.композитор,1991

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах М., Музыка, 2012

Беренс Г. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Бертини А Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонатины для ф-но/ М., Музыка,2011

Ветлугина Н. Музыкальный букварь. — М., Музыка, 1987

Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М., Музыка,2011

Гнесина Е . Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Лещинская И. Малыш за роялем. — М.: Кифара, 1994

Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012

Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие.Сост.Н.Н.Горошко. Ростон/Д: Феникс, 2007

Парцхаладзе М.Детскийальбом.Учебное пособие. Педагогическая редакция А.Батаговой, Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012

Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990

Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993

Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961

Таривердиев М.«Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. «Классика XXI век». М.2002

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка, 2011 Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II .: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана, В.А.Натансона. М.: Советский композитор, 1967

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Шитте Ф. 24 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, М., Музыка, 2011

Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Бадура-Скода Е.и П Интерпретация Моцарта /М.,1972

Гофман И. Фортепианная игра.

Гофман И. Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969

Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским т екстом. М.,1988

Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967

Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997

Тимакин Е. Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор,1986

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988

Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика — XXI. М., 2011

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Источник

Читайте также:  Нот что это математика
Оцените статью