Для педагога
Автор: Чекменева Татьяна Алекеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДМШ № 1
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: план занятия по фортепиано в 1 классе
Дата публикации: 05.01.2017
Раздел: дополнительное образование
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРТЕПИАНО
Преподавателя ДМШ№ 1 г.Елабуги Чекменевой ТА.
Срок обучения:
5лет.
Программа дополнительного образования детей: «
Игра на фортепиано».
Авторская разработка дидактического материала:
«10 пальчиков».
Раздел: «
Работа над репертуаром».
Тип занятия:
индивидуальное занятие по фортепиано с учеником 1-го года обучения.
Тема: «
Закрепление навыка игры штрихом legato. Повторение жанров музы- ки».
Цель:
формирование навыка игры legato.
Задачи:
обучающие: — приобщение к классической музыке, — формирование правильного воспроизведения полученных знаний на практике, — формирование навыка чтения с листа произведения уровня сложно- сти, соответствующего году обучения, — закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения, развивающие: — развитие навыка связной игры на инструменте, внимания, памяти, — формирование общего кругозора, воспитательные: — развитие эстетического вкуса, — развитие воли и управления своим поведением, здоровьесберегающие: — снятие мышечных зажимов, — правильная организация пианистического аппарата.
Методы и приемы:
— наблюдение, — прослушивание музыкального произведения, — нескучные способы разучивания, — практический, — наглядный.
Реализуемые педагогические технологии:
— развивающего обучения, — художественные, — информационно-компьютерные.
Оборудование:
— фортепиано, — ноты, — дидактический материал
:
ритмические карточки, музыкальные ребу- сы, — компьютер.
Ожидаемый результат:
правильное и свободное исполнение пьес штрихом legato, уверенное определение музыкальных жанров.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка
2. Основная часть:
Игра пьес штрихом легато.
2.1. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за
инструментом.
Напоминание о правильной посадке и постановке руки. Повторение игры-упражнения: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на кла- виатуру. Упражнение «Медвежонок и солдатик». — Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка). — А как сидит солдатик?(спина ровная, прямая).
2.2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания. Исполнение песенки «Два веселых гуся». — Скажи, какие у гусей шеи? (Ответ: длинные и гибкие.) — Запястье у руки тоже должно быть гибким, как шея у гуся. Пальчики плавно движутся, переходят с одного звука на другой. — Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
2.3. Работа над ансамблем, просмотр иллюстраций по теме на
компьютере.
Работа над ансамблем «Ехал казак за Дунай».
— Кто такой казак? Казак — это воин. Песня о том, что казак уезжает на войну. Семен Климовский сочинил эту песню, а она так понравилась людям, что в Германии сочинили слова, и она стала немецкой народной песней. А компо- зитор Л. Бетховен использовал эту мелодию в одном из своих произведений. — Давай посмотрим, как выглядели казаки. (Просмотр при помощи компьютера картин: С.А. Гавриляченко «В поход» и П.А. Федотова «Казаки»). Казаки движутся неторопливо, на них тяжелое снаряжение. Попробуем передать это в характере исполнения пьесы. — Послушай, как звучит партия сопровождения. (Как поступь коня).
2.4. Разучивание новой пьесы, чтение с листа пьесы «Теремок».
Знакомство с новой пьесой «Теремок». Пропевание со словами мелодии плавно и связно. Прохлопывание ритмического рисунка, а затем игра пьесы по нотам – такая же плавная, как пение. Чтение с листа пьесы «Теремок».Ак- центирование внимания на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой.
2.5. Повторение нот, длительностей, прохлопывание ритмических
рисунков.
Использование дидактического материала: нотных ребусов, ритмиче- ских карточек .
2.6. Проведение физкульт-минутки. Выполнение здоровьесберегаю-
щих упражнений.
Игра-упражнение «Робот» (постепенное расслабление и освобождение рук, начиная от кисти и заканчивая всем корпусом). При выполнении упраж- нения «Птица» — предлагается представить, что ученик — большая нежная пти- ца, которая машет крыльями.
2.7. Повторение жанров музыки, прослушивание фрагментов пьес.
Повторение понятия «музыкальные жанры». — Какие жанры ты помнишь? (Песня, марш, танец). Прослушивание фрагмен- тов пьес из «Детского альбома» П.И Чайковского в исполнении педагога («Полька» и «Старинная французская песенка»). Определение жанров (танец, песня). Прослушивание пьесы, с которой знакомились на прошлом занятии, но уже в оркестровом исполнении. Задание для ученика: вспомнить название пьесы и определить жанр. (При помощи компьютера прослушивание записи «Марша деревянных солдатиков»). — Как можно понять, что это звучит марш? (Четкий, чеканный, упругий ритм, как барабанная дробь). Слышен ли барабан? Какие еще инструменты звуча- ли? (Труба, флейта).
3. Подведение итогов, информация о домашнем задании. Рефлексия
Источник
Педразвитие
Автор: Лазарева Екатерина Григорьевна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО «Чойская ДШИ»
Населённый пункт: с.Чоя, Чойский район, Республика Алтай
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Составление индивидуального плана учащегося и его значение на процесс обучения в детской школе искусств»
Дата публикации: 05.04.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чойская детская школа искусств»
Методическая разработка на тему:
«Составление индивидуального плана учащегося и его значение на
процесс обучения в детской школе искусств»
Разработчик: Преподаватель первой
теоретических дисциплин и фортепиано
Лазарева Екатерина Григорьевна
1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий
процесс развития учащегося.…………………………………………………. 4
2. Постановка основных задач при составлении индивидуального плана
4. Составление характеристики на учащегося……………………………10
планированию развития учащихся. Оно должно исходить из представлений
преподавателя об индивидуальных особенностях ученика и систематического
анализа его музыкального развития.
«составление», а не «заполнение» индивидуального плана) является важным
звеном в формировании и развитии музыканта. Индивидуальный план – это
период, методы работы, репертуар, который должен быть пройден в процессе
обучения. Все эти аспекты являются необходимым условием гармоничного
Основная задача преподавателя музыкальной школы – заинтересовать
ребенка процессом овладения инструментом, тогда необходимый труд станет
для него потребность. Именно для этого и составляется индивидуальный
план развития ученика — поступенное, продуманное развитие маленького
музыканта, формирование исполнительских навыков, умений, теоретических
1. Индивидуальные планы как основной документ, характеризующий
процесс развития учащегося.
индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет
преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и
непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей
работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков учащегося, — и
Индивидуальные планы — важный документ, характеризующий процесс
развития ученика. Образцы «Индивидуальных планов» в каждой школе свои,
но разделы, которые в них отражены – одни и те же:
1. сведения об ученике;
3. учебный план, включающий в себя:
— характеристики ученика в конце учебного года,
— задачи (по полугодиям),
— репертуарные списки (по полугодиям),
— перечисление мероприятий, конкурсов, в которых участвовал учащийся,
программы и оценки за выступления на учебных академических концертах,
контрольных уроках, переводных экзаменах, технических зачетах.
Индивидуальный план составляется по полугодиям, а продумывается на
1, 2, а иногда и более лет вперед. Определяя, для себя, что может сыграть
учащийся через 5 и более лет, преподаватель должен заранее готовить его к
решению тех или иных технических и музыкальных задач.
1. Увлеченность музыкой:
— освоение языка музыки и развитие музыкального вкуса;
— доступный на первом этапе, лучше знакомый репертуар;
— слушание музыки в концертах, записях, игра преподавателя;
— выступления на концертах, перед классом, родителями;
— игра в ансамбле, коллективные занятия.
2. Контакт учащегося и преподавателя:
— заинтересованность и благожелательность преподавателя;
— уважение к учащемуся, желание понять и изучить его личность;
— общение с учащимся на самые различные темы;
3. Психологические аспекты мотивации:
— работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней;
— поощрение и помощь учащемуся в проявлениях инициативы, творческого
самолюбия, конкурентности участия в конкурсах. Стимулирование младших
учеников игрой продвинутых старших;
4. Работа с родителями:
— родитель – репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому его
присутствие на уроках необходимо, особенно на первом этапе обучения.
— заинтересованность родителей занятиями ребенка – это благожелательная
Источник
Образовательная рабочая программа для учащихся 1-5 классов отделения фортепиано
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основным содержательным видом деятельности Солнечной ДШИ является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на фортепиано. Программа разработана на основе типовых программ по предмету «Музыкальный инструмент» (Фортепиано), в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Программа даёт возможность обучающимся реализовать свои музыкальные способности. Целью реализации данной программы является: –развитие стремления личности к познанию и творчеству –удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей –приобщение обучающихся к культурным ценностям –адаптация к жизни в обществе –увеличение занятости детей в свободное время –поддержка и развитие талантов. Для достижения этих целей от педагога-пианиста требуется решение следующих задач: –научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку –развить познавательный интерес обучающегося –развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность –создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности –формировать у ребёнка специальные знания, умения –привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту –организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми. Программа предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения игре на фортепиано с различными музыкально-теоретическими предметами: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хор. Набор обучающихся происходит на основе конкурсного набора по трём параметрам: проверка музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти. Форма занятий – индивидуальная. Практические занятия – индивидуальный урок, контрольный урок, технический зачет, выступление на экзаменах, академических и внеклассных концертах, участие в конкурсах. Срок реализации программы 5 лет. Возраст поступающих от 7 до 10 лет. В процессе обучения по программе используется классический труд профессора А. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» и другие пособия классиков фортепианной педагогики, а также современная методическая литература. Подобран обширный музыкальный материал, где использованы не только произведения классиков, но и современные сочинения для фортепиано — от доступного, данного в облегченном изложении эстрадно-песенного материала до насыщенных и усложненных традиционных программ для профессионального восприятия. В основе программы лежат принципы последовательности, индивидуализации и дифференциации образования. В результате реализации данной программы формируются и развиваются музыкальные способности обучающихся. Они умеют свободно читать с листа музыкальные произведения, имеют хороший музыкальный вкус, свободно поддерживают беседы на музыкальные темы. У многих владение инструментом находит практическое применение также после окончания обучения. В процессе творческой деятельности развиваются такие ценные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие, самостоятельность, активность. Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания — эта закономерность лежит в основе педагогической деятельности. Вне зависимости от уровня подготовки учащегося, педагог учит музыке. Подлинное воспитание в музыке немыслимо без развития нравственных качеств ученика, без воспитания его как гражданина. Занятия по фортепиано неотделимы от общеэстетического воспитания учащихся: нужно привить ему любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всём их многообразии, глубине, красоте. Успешность работы педагога зависит от направленности занятий, одна из определяющих целей которых — содержательность исполнения изучаемого репертуара. Репертуар имеет не только познавательное значение, не только расширяет музыкальный кругозор, пианистические умения учащегося, но оказывает весьма большое воспитательное воздействие обще-эстетического и этического плана. Разносторонности и глубине воспитательной работы педагога фортепиано способствует сам метод работы — метод индивидуальных занятий, предусматривающий постоянное общение с учащимся. Благодаря этому под влиянием учителя формируются взгляды ученика, его отношение к музыке,занятиям, к окружающим, складывается его моральный облик. Развитие музыкальных способностей учащегося — один из важнейших факторов, определяющих успешность занятий. Весь процесс занятий должен представлять собой непрерывное совершенствование его природных данных и приобретение на их основе новых качеств, также необходимых ему в работе. Данная программа предполагает работу педагога как с детьми, имеющими средние музыкальные данные, так и с талантливыми детьми. Все обучающиеся могут освоить полный 5- летний курс, так как программные требования разделены на 2 этапа обучения (начальный — 1-2 классы и основной — 3-5 классы). В свою очередь основной этап обучения осуществляется по 3 направлениям, включающим в себя 3 уровня развития способностей учащихся, в результате чего сложилась поэтапная 3х-уровневая система обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-letnee_obuchenie.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сургутский район Ханты – Мансийский автономный округ — Югра
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Солнечная детская школа искусств
на заседании фортепианного отдела решение педагогического совета
«____»_________________2008 г. Протокол № __от «____»_________2008г.
на метод. совещании
МОУДОД Солнечная ДШИ
Протокол № от «__»_________2008г. Директор МОУДОД Солнечная ДШИ
Образовательная рабочая программа
для учащихся 1-5 классов отделения фортепиано
Преподаватель по классу фортепиано: Савельева Т.А
Источник