- План-конспект индивидуального занятия по фортепиано на тему «Введение в мир музыки» для детей 6–7 лет
- Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано)
- Просмотр содержимого документа «Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано)»
- Индивидуальные занятия по фортепиано в Санкт-Петербург
План-конспект индивидуального занятия по фортепиано на тему «Введение в мир музыки» для детей 6–7 лет
Разделы: Музыка
Цель: развитие творческого мышления в процессе прослушивания музыкального материала, выполнения творческих заданий, для усвоения знаний о понятиях «звук», «музыка».
Оборудование и материалы: фортепиано, картинки с изображением разных инструментов, детские пьесы с иллюстрациями (Д.Штейбельт «Адажио», С.Майкапар «Дождик»), нотный материал (М.Глинка «Жаворонок», П.Чайковский «Полька», С.Майкапар «Вальс», Д.Шостакович «Марш», В.А.Моцарт «Колыбельная»).
- Организационный момент
- Объяснение темы
- Прослушивание и анализ нотного материала
- Движения под разнохарактерную музыку
- Упражнения «на свободу рук» («плети-веточки», зайкины лапки», «мышкин домик).
- Правильная посадка за инструментом.
- Запись пройденного материала в теоретическую тетрадь.
- Домашнее задание.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности: словесный в форме диалога, наглядно-слуховой анализ, демонстрационный, обобщение, стимулирование музыкально-творческой деятельности через движения.
Форма занятия: слушание, выполнение творческих заданий.
Занятие проводится с воспитанницей 1 класса.
Приветствие. Ученица входит в класс, достает дневник, теоретическую тетрадь, письменные принадлежности.
Педагог: Сегодня, мы поговорим о музыке. Что же такое музыка?
Воспитанница: Дает свой вариант ответа (это то, что мы слышим по телевизору, радио).
Педагог: Да, это верно, но для того, чтобы разобраться, что такое музыка, нам нужно понять, что такое звук? Ведь музыка состоит из звуков, нас повсюду окружают звуки. Давай прислушаемся к звукам, которые мы слышим сейчас. Что ты слышишь?
Воспитанница: Отвечает, какие звуки она слышит (шум машин, шаги за дверью и другие звуки).
Педагог: Правильно, но это еще не музыка. Существует великое множество звуков: стук, скрип, шорох, шум дождя – все эти звуки называются «шумовые». Но есть и другие звуки, которые называются «музыкальные» – это звуки, которые исполняются на музыкальных инструментах. Какие ты знаешь музыкальные инструменты?
Воспитанница: Рассказывает, какие она знает музыкальные инструменты.
Педагог: Правильно, существует очень много музыкальных инструментов, на которых можно извлечь музыкальные звуки, например на флейте, трубе, арфе. Ты знаешь, как выглядят эти инструменты?
Воспитанница: Отвечает, видела она эти инструменты или нет.
Педагог: А давай посмотрим на эти инструменты (учитель показывает картинки с изображением музыкальных инструментов и рассказывает об отличии музыкальных звуков на разных инструментах).
Педагог: Ну а теперь, раз мы уже знаем, что такое шумовые и музыкальные звуки, разберемся, что такое музыка и какая бывает музыка? Для этого мы сейчас подойдем к инструменту и послушаем, как он звучит (учитель играет на фортепиано пьесу Д.Штейбельта «Андантино», рядом с нотами ставит иллюстрацию с осенним пейзажем).
Педагог: Тебе понравилась эта музыка?
Воспитанница: Отвечает, понравилась или нет.
Педагог: А какая эта музыка, грустная или веселая?
Воспитанница: Отвечает, музыка грустная или веселая.
Педагог: А почему ты так думаешь?
Воспитанница: Отвечает, почему она думает, что эта музыка грустная или веселая.
Педагог: А что ты видишь на картине?
Воспитанница: Серые тучи, листья падают, и.т.д.
Педагог: Действительно, это грустная картина и в музыке мы тоже слышим грусть. Но давай, не будим грустить! Давай посмотрим другую картину и послушаем веселую музыку (педагог играет пьесу С.Майкапара «Дождик», рядом установлена иллюстрация «Летний дождь»).
Педагог: А это какая музыка, грустная или веселая?
Воспитанница: Отвечает, музыка грустная или веселая.
Педагог: А что ты видишь на картине?
Воспитанница: На деревьях цветы, птички сидят под крышей, дети бегают по лужам и.т.д…..
Педагог: Как ты думаешь, это веселая картина?
Воспитанница: Отвечает да или нет.
Педагог: Да, наверное это очень весело бегать по лужам, в летний дождь.
Педагог: А ты слышала, как капают капельки дождя? В начале пьесы капельки капают быстро, а в конце медленно.
Воспитанница: Отвечает, что слышала.
Педагог еще раз играет пьесу и рассказывает о местах, где слышны в музыке капельки дождя.
Педагог: А почему в конце капельки капали медленно, а потом совсем перестали?
Воспитанница: Потому что дождик кончился.
Педагог: Правильно! Ну а раз ты уже знаешь, что бывает музыка грустная или веселая, то мы с тобой попробуем разобраться, что же можно делать под музыку? Послушай еще одну пьесу (педагог играет пьесу М.Глинки «Жаворонок»)
Педагог: Расскажи, какая это музыка, грустная или веселая?
Воспитанница: Отвечает, что грустная.
Педагог: А как ты думаешь ее можно спеть?
Воспитанница: Отвечает да или нет или не знаю.
Педагог: Конечно можно, потому что это «песня». Ты слышала, какая красивая напевная мелодия в этой песне.
Педагог: А что хочется делать под эту музыку?
Педагог играет «Польку» П.Чайковского.
Воспитанница: Отвечает, что хочется танцевать и прыгать.
Педагог: Конечно, потому что эта музыка веселая.
Педагог играет «Польку» еще раз и просит воспитанницу станцевать или попрыгать под музыку.
Педагог: А какие движения хочется делать под эту музыку?
Педагог играет «Вальс».
Педагог: Правильно, под эту музыку хочется кружиться, потому что это был «Вальс».
Педагог: А что хочется делать под эту музыку?
Педагог играет «Марш» в четком ритме 4/4.
Воспитанница: Отвечает, что по ее мнению хочется делать под эту музыку (шагать).
Педагог: Под эту музыку танцевать неудобно, под нее хочется шагать (педагог еще раз играет «Марш» и просит воспитанницу слушать внимательно, шагать точно под музыку, попадая в такт).
Педагог: Молодец, у тебя очень хорошо получается. А теперь давай вспомним, что можно делать под музыку?
Воспитанница: Отвечает, что можно делать под музыку.
Педагог: Правильно, петь, танцевать, прыгать, кружиться, шагать. Ты наверное устала танцевать и шагать, я тебе предлагаю сесть и послушать еще одну пьесу, а затем сказать, что под эту музыку хочется делать и какая она?
Педагог исполняет музыку В.А.Моцарта «Колыбельная».
Воспитанница: Характеризует услышанную музыку.
Педагог: Правильно, это спокойная музыка, такая добрая и ласковая мелодия убаюкивает и успокаивает. Это была «Колыбельная», под ее мелодию даже хочется спать.
Педагог: Тебе понравилось, как звучит фортепиано?
Воспитанница: Отвечает, понравилась ей музыка или нет.
Педагог: Скоро ты сама научишься играть на фортепиано, но сначала нужно научиться правильно сидеть за инструментом, сделать руки свободными и послушными. Я тебе покажу упражнения для свободы рук, которые ты будешь делать дома.
Упражнение «ручки-веточки»: воспитанница стоит «лицом» к педагогу, педагог берет поочередно то правую, то левую руку, потряхивает, просит при этом воспитанницу расслабить руки, затем педагог неожиданно отпускает руку, рука должна свободно упасть (произвольно, расслабленно), при этом воспитанница не должна сдерживать падение рук, а должна максимально расслабить руки и почувствовать тяжесть своих рук.
Упражнение «Зайкины лапки»: воспитанница стоит напротив педагога, руки опущены, педагог демонстрирует упражнение, сгибая руки в локтях, свободные кисти притягиваем к груди, проверяем свободу кистей потряхиванием, затем опускаем руки в исходное положение. Воспитанница делает упражнение несколько раз.
Упражнение «Мышкин домик»: упражнение делается сидя за столом, обе руки располагаются на столе «куполом», так, чтобы все пальчики были округлыми и касались кончиками стола, при этом 1-ый и 2-ой пальцы образуют кольцо («окошечко»), уделяется внимание правильному положению кистей (естественному, без провисания и выпячивания), локти отведены чуть в стороны. Для облегчения выполнения упражнения можно воспользоваться «мячиком» или «яблоком».
Педагог: Эти упражнения ты будешь делать дома. А теперь я научу тебя правильно сидеть за инструментом (педагог усаживает воспитанницу за инструмент, используя подставку для ног, обращая внимание на глубину посадки, расположение локтей, кистей рук).
Педагог: А теперь сними руки с инструмента и положи на колени (воспитанница выполняет движение, педагог ставит снова руки на клавиатуру, воспитанница снимает руки, запоминая движение, так повторяется несколько раз).
Педагог: У тебя здорово получается, совсем как у настоящей пианистки!
Педагог: А теперь мы с тобой запишем в тетрадь, все, что мы узнали о музыке на занятии, запишем домашнее задание и я тебя отпущу домой.
Педагог записывает в тетрадь темы: «Шумовые и музыкальные звуки», «Какая бывает музыка?», «Что можно делать под музыку?».
Домашнее задание (записывается в дневник): Нарисовать 2 рисунка к «веселой» и «грустной» музыке. Делать упражнения «петли-веточки», «зайкины лапки», «мышкин домик». Уметь правильно сидеть за инструментом, ставить и снимать руки кистевым движением.
Заключительное слово: Молодец, ты очень хорошо поработала на занятии. Надеюсь, что тебе понравилось слушать и угадывать характер музыки и ты к следующему занятию нарисуешь интересные рисунки.
Педагог: До свидания. Наше занятие закончено.
Воспитанница: До свидания.
Вывод: Для начинающего пианиста в первую очередь нужно дать возможность почувствовать музыку, чем она отличается от обыкновенного «шума», какие она имеет краски в исполнении на музыкальном инструменте, попробовать увлечь воспитанника музыкой, чтобы он сам мог понять характер и предназначение музыки. Затем нужно дать понять воспитаннику, что этому может научиться и он, но для этого необходимо заниматься. Начальное обучение нужно начинать с правильной посадки и постановки рук на клавиатуре. Правильная посадка начинающего пианиста позволит ему чувствовать себя свободно за инструментом. Начальные занятия с начинающими пианистами должны проходить в игровой, интересной, разнообразной форме, при этом каждое занятие должно нести в себе новую информацию о музыке и сочетать упражнения и задания, необходимые для обучения игре на инструменте. Предлагаемое мной занятие, для начинающего пианиста, соответствует всем вышеуказанным требованиям, помогает разобраться в музыке, понять ее и тем самым повышает интерес к обучению игре на фортепиано.
Источник
Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано)
Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано).
Просмотр содержимого документа
«Анализ индивидуального занятия по специальности (фортепиано)»
по специальности (фортепиано), проведенного преподавателем Тарасовой Александрой Семеновной.
Выполнила: Стасько Марианна Романовна, преподаватель по классу фортепиано, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУДО «Дубровская детская школа искусств».
Дата проведения урока: 25.01.17 г.
Место урока в учебном процессе: в соответствии с учебным планом.
Преподаватель: Тарасова Александра Семеновна.
Обучающаяся: Чачина Дарья, 1-й класс, 7 лет.
Тема урока: работа над произведениями, формирование практических навыков исполнения.
— «Мышки» (И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста»);
— «Катание на лодке» (Г. Беренг «Фортепианная техника в удовольствие»);
— Чтение с листа по сборнику И. Королькова «Крохе музыканту».
1. Организационный момент: приветствие, посадка за инструмент, вступительное слово по теме урока.
1.1. Начало занятия, конец занятия: 15.40 — 16.15 (по расписанию).
1.2. Определение целей и задач занятия: цели и задачи, сформулированные преподавателем, были понятны обучающейся. Преподаватель в течении всего урока поддерживался интерес ребенка к занятию.
1.3. Мотивация: в процессе урока преподаватель в уместные моменты вела с учеником беседу, использовала образные сравнения и подтекстовку.
2. Основная часть урока: работа над гаммой (при исполнении каждой рукой отдельно: отработка ровного движения руки — без тряски; при исполнении гаммы в противоположном движении — отработка аккуратной смены позиций — подкладывания 1-го пальца и перекладывания 3-го пальца), работа над произведениями («Мышка» — работа над фразировкой и динамическим планом пьесы; «Катание на лодке» — работа над качественным исполнением штриха «legato», разучивание аппликатурных формул, отработка навыка одновременного взятия интервалов в партии аккомпанемента), физминутка (упражнение на расслабление корпуса «Маятник»), чтение с листа (2 пьесы для начинающих по сборнику И. Корольковой «Крохе музыканту»).
3. Заключительный этап занятия: итог работы на уроке, домашнее задание, оценка.
4. Тип занятия: урок закрепления знаний, умений и навыков.
5. Форма и методические приемы, использованные педагогом: практический показ, беседа, образные сопоставления. Это способствовало развитию у обучающейся воображения, образного мышления, помогало ее творческому самовыражению.
6. Учет преподавателем возрастных особенностей детей: преподавателем учтены индивидуальные, возрастные и физиологические особенности ученицы, дифференцированный подход осуществляется грамотно, преподаватель ставит необходимые задачи и добивается их выполнения. Смена вида деятельности на уроке способствовала заинтересованности ребенка.
7. Профессиональное мастерство преподавателя: преподаватель хорошо владеет материалом, спокойно проводит занятие, грамотно ставит временные рамки урока, осуществляет смену деятельности обучающейся. Это является показателем взаимопонимания и сотрудничества преподавателя и ученицы.
8. Использование наглядных материалов, технических средств обучения: фортепиано, И. Королькова «Крохе музыканту», И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста», Г. Беренс «Фортепианная техника в удовольствие».
9. Наиболее удачные моменты занятия: образная речь преподавателя при описании характерных особенностей исполнения произведений.
10. Атмосфера на занятии: доброжелательная, спокойная.
11. Наличие документации: дневник и индивидуальный план обучающейся, журнал.
12. Методические рекомендации: урок был познавательный, полезным, соответствует современным требованиям.
Источник
Индивидуальные занятия по фортепиано в Санкт-Петербург
Проводит дистанционные занятия
Репетитор по фортепиано.
Образование:
• Окончила Республиканскую средне-специальную музыкальную школу по классу фортепиано, Ашхабад, 1983 г.
• ТГПедагогический Институт Искусств, методика преподавания фортепиано, сольное исполнительство, 1984–1988 гг.
• Курс обучения методике преподавания пианистов корифея фортепианной педагогики Шмидт-Шкловской и Г. Минскер, 1988 г.
• Бакинская Государственная Консерватории им.У.Гаджибекова, 1988–1990 гг.
• Ленинградская государственная консерватория), специальность – фортепиано, педагог-концертмейстер, 1989–1991 гг.
Опыт:
• Репетиторская деятельность — 35 лет.
• Преподаватель фортепиано в музыкальной школе, в академии музыки, в КМУАТ, 1995–2000 гг.
• КМУАТ педагог по фортепиано, концертмейстер в классе хореографии, 2005–2008 гг.
Музыка: развивает, лечит, воспитывает, поднимает настроение и самооценку! Высоко ценю свою профессию,всю жизнь занимаюсь усовершенствованием навыков. Очень люблю детей, коммуникабельна с родителями. Цель: богатая палитра звука, техническая оснащенность, содержательность, артистизм, разнообразие стилей, пианистичные руки.К ученику подбираю программу обучения ИНДИВИДУАЛЬНО данным и пожеланиям! Я из семьи выдающегося педагога и концертмейстера Шевчук Л.П. (мама училась у великого Гольденвейзера).
Район: Пр. Большевиков. Выезд: Санкт-Петербург, Проспект Славы, Дунайская, Шушары, Всеволожск, Гатчина, Павловск, Красное село, Пушкин, Парголово.
Фортепиано: 1000-2500 руб. / ч
Клавишные музыкальные инструменты: 1000-1300 руб. / ч
Сольфеджио: 1000-2500 руб. / ч
Обучение чтению: 1000 руб. / 35 мин.
Подготовка в музыкальную школу: 1000-2500 руб. / ч
Подготовка в музыкальные вузы: 1000-2500 руб. / ч
Источник