Индийская гитара как называется

Индийская гитара как называется

»’ Ситар »’ (Хинди: सितार, Урду: ستار, Персия: سی تار ) — это индийский струнный инструмент с длинным узким грифом, относящийся к семейству лютневых. Происхождение этого инструмента весьма спорно. Как пишет Б.Ч.Дева в своей книге “Индийская музыка”, он был заимствован из Центральной и Западной Азии, где и по сей день известны инструменты, схожие по конструкции и по звучанию. Рави Шанкар и прочие не менее авторитетные музыканты утверждают, что ситар произошел от трехструнной вины и был изобретен известным музыкантом и органологом Амиром Хусро в XIII веке. Первоначальное название этого инструмента (“seh tar”) в буквальном переводе означает “три струны”.

Ситар — удивительный по конструкции инструмент. В нем слились чудесные особенности таких инструментов, как тампура и вина.

Но по порядку: первое что бросается в глаза — это длинный гриф с множеством колков. Он — полый — он дышит, позволяя инструменту звучать не только в области нижнего резонатора сделанного из грушевидной тыквы, но и далее по всему инструменту до самой макушки, где у концертных ситаров ставят дополнительный резонатор.

Второй отличительной особенностью ситара, как и например у тампуры является удивительное устройство нижней подставки Bada Ghoraj. Ее делают из дерева и костей верблюда или антилопы. Она сделана такой формы, что струна «бьется» о ее поверхность и звук «раскладывается» на все составляющие. Благодаря этому получается волшебное бурдонное звучание.

Читайте также:  Грустные мелодии скрипка пианино

Но сразу возникает вопрос: А почему этих подставок 2 ? Все дело в том, что у ситара кроме основных струн: чикари, бурдонных и игровых, которые идут над ладами, существует большое количество резонирующих (симпатических) струн находящихся под ладами (для звукоизвлечения во время настройки — ситаристы используют, специально отрощенный для этих нужд, ноготь мизинца правой руки) . Эти струны настраиваются на свары раги и в момент попадания музыкантом в свару они начинают вибрировать и словно скрипки в симфоническом оркестре вторить мелодии раги. Из за этого их также назвают орекстровыми струнами или по индийски — тараф. Их количество в зависимости от инструмента может быть разным 11 или 13.

Если же говорить о основных струнах, то как и говорилось их имеется 3 вида (отсюда и название инструмента):

  • Для исполнения мелодической линии используются две первые струны (Ma и Sa), называемые ”тараф”;
  • Далее идут бурдонирующие струны (Pa и Sa);
  • Далее над порожками натянуты струны под названием “чикари”, которые используются для исполнения ритмических пассажей “джхала”, но также могут использо-ваться для аккомпанемента основной мелодии.

Тараб и чикари настраиваются с помощью больших колков, причем колки для тарафа находятся на головке грифа, а колки для чикари – уже на самом грифе рядом. Для настройки оркестровых струн используются маленькие колки, находящиеся сбоку на грифе.

Отдельно необходимо сказать несколько слов о ладах ситара. Их можно передвигать по грифу и благодаря этому «понижать» или «повышать» звучание отдельных свар, что часто необходимо при исполнении различных раг.

Настройка

Прежде чем рассказать о настройке, нужно вкратце познакомить с системой обозначения нот в индийской классической музыке.

Также как и в европейской системе существуют 7 нот-ступеней (или «свара» по-индийски) и принцип октавного повторения. Обозначаются латинскими буквами S (Са), R (Ри), G (Га), M (Ма), P (Па), D (Да), N (Ни). Но «свары» R, G, M, D и N имеют по 3-4 высоты звучания или промежуточных ступени, называемых «шрути». То есть в октаве индийские музыканты совершенно чётко различают и могут исполнить 21 ноту-«шрути». В отличие от европейской системы, где опредлённая нота имеет определённую частоту звука (Ля — 440 Гц), ноты не привязаны к частоте. За тонику принимается основной тон вокалиста или инструмента, который в свою очередь тоже может меняться от времени, погоды или настроения исполнителя :). Например, ситар Рави Шанкара настроен на ноту примерно соответствующую До-диез. Кстати, частота вращения Земли вокруг Солнца тоже соответствует ноте близкой к До-диез.

Теперь о струнах ситара.

Настраиваются они следующим образом: Основной нотой (тоникой) инструмента будем считать вторую струну (если считать их как обычно на струнных) — это нота Са нижней октавы. Обозначается латинской буквой S с точечкой снизу буквы. Первая струна ситара настраивается в кварту от основной, т.е. 4-я ступень или нота Ма нижней октавы (M с точечкой снизу). Собственно, это основные 2 струны, которые, если к ним добавить как минимум 2 струны чикари, настроенные на тонику в октаву, и определяют тот характерный восточный тип струнных инструментов, в частности и ситар. Другими словами, ситар отличается от других
струнных не количеством и настройкой струн, а акустическими свойствами деки, корпуса из тыквы, костяного порожка и наличием дугообразных высоких ладов, позволяющих оттягивать струны в сторону для плавного изменения высоты тона.
Остальные струны верхнего ряда (3-я и 5-я струны) настраиваются в зависимости от исполняемого произведения — могут настраиваться на 4, 5 или 6 ступени звукоряда — ноты Ма, Па или Да (M, P, D) или точнее — Ма, увеличенная Ма, Па, пониженная Да, чистая Да. Чаще всего, 5-я ступень — Па. Существуют несколько вариантов настройки 4-й струны ситара — либо как часть струн чикари в классической натройке (нота Са или Га основной октавы) либо, как предложил Рави Шанкар — нота Са самой нижней октавы, как часть основных играющих струн и одновременно бурдонирующая струна.

В нижнем ряду на малом ситаре 11 струн (на больших ситарах их 13 и больше). Они настраиваются в зависимости от звукоряда исполняемого «рааг» (как говорят индусы) и откликаются на основную мелодию, как струнная группа симфонического оркестра. Поэтому наверное и называются «тараф», что означает оркестр. Да, к слову, хотя в русском языке принято понятие «Рага» употреблять в женском роде, в классической индийской музыке существуют как мужские Рааг, так и женские Раги (или Рагини).

10 самых основных «тхата», практически аналогов основных греческих ладов.
Приведу их, так как это и есть практически настройка струн «тараф» (в перечислении нот пониженные 2,3,6 и 7 ступени, а также повышенную 4-ю ступень буду обозначать строчными буквами):http://pauloseidler.com/THATA/thata.html

Bilawal — SRGMPDNS
Khamaj — SRGMPDnS
Kafi — SRgMPDnS
Asavari — SRgMPdnS
Bhairav — SrGMPdNS
Bhairavi — SrgMPdnS
Kalyan — SRGmPDNS
Purvi — SrGmPdNS
Todi — SrgmPdNS
Marva — SrGmPDN

В списке указаны 7 нот, а «тараф» — 11 струн, поэтому принято на основную ноту Ca настраивать 3 струны, и между ними ещё струну, настроенную на 7 ступень нижней октавы. Но и такая настройка может меняться в зависимости от исполняемой Раги — некоторые ноты могут удваиваться в «тарафе», некоторые могут быть вообще пропущены.

Методика игры

Техника левой руки

Техника игры на ситаре весьма специфична и не похожа ни на одну из техник игры на наиболее известных нам лютнях – гитаре, уде, сароде и других. Основные отличия кроются, на мой взгляд, в технике левой руки. При игре на ситаре используются только два пальца левой руки (указательный и средний). Для полного понимания специфики техники левой руки необходимо отметить одну особенность конструкции ситара. Она состоит в том, что основные (верхние) струны расположены не по всей ширине грифа (как, например, на гитаре), а занимают лишь её половину. Дело в том, что, основной (но не единственный) прием, используемый при игре на ситаре – это так называемый минд (meend) — аналог гитарной подтяжке (band). Суть его состоит в том, что, одновременно извлекая звук правой рукой, исполнитель пальцем левой руки оттягивает струну вниз, таким образом плавно повышая высоту звука на секунду, терцию, или кварту и даже на квинту. Это создает эффект глиссандо, легато, или (в случае быстрого исполнения приема) форшлага. Также отличительной особенностью игры на ситаре является возможность обратной «оттяжки» звука — когда первая нота береться с изначальной позиции «подтяжки», а следующая — более низкая по звучанию реализуется путем возвращения пальца на исходную до подтяжки позицию.

Техника правой руки

Поскольку ситар является солирующим, а не аккомпанирующим инструментом, при игре на нем для исполнения мелодии используется лишь две струны. Звук извлекается с помощью специального проволочного плектра (мизраба), надеваемого на указательный палец. При извлечении звука используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Эти движения имеют собственные названия — Da, Ra и Dir соответственно. Для того, чтобы подчеркнуть ритм при игре пассажей джхала, ситарист использует чикари, в то время как мелодия играется на одной или двух основных струнах. Третья и четвертая струны редко применяются для исполнения мелодической линии, в основном они используются ближе к концу раги, когда ситарист, играя в быстром темпе на двух-трех струнах одновременно, выделяет таким образом экспрессивность и кульминацию завершающей части раги. Напоследок стоит упомянуть ещё об одном интересном приеме, который на самом деле является скорее украшением. Во время исполнения некоторых частей раги ситарист иногда проводит мизинцем по всем cимпатическим струнам сверху вниз. При этом возникает ощущение “перебора” струн, которое очень гармонично подчеркивает основную мелодию. Использование данного приема нельзя считать закономерностью, так как каждый музыкант применяет его соответственно своему восприятию раги. В некоторых рагах этот прием может разделять импровизационную и ритмическую части раги, некоторые исполнители завершают им рагу, применяя его в самом конце произведения.

Источник

История ситара

Музыкальный щипковый инструмент, имеющий семь основных струн — ситар, берет свое начало в Индии. Основой названия являются тюркские слова «се» и «тар», что в дословном переводе означает семь струн. Существует несколько аналогов данного инструмента, один из которых имеет название «сетор», однако количество струн у него — три.

Кто и когда изобрел ситар

Прямое отношение к происхождению этого уникального инструмента имеет музыкант тринадцатого века — Амир Хусро. Первый ситар был сравнительно небольших размеров и очень схож с таджикским сетором. Но со временем, индийский инструмент увеличен в размерах, благодаря добавленному тыквенному резонатору, который давал глубокий и чистый звук. Дека при этом украшалась розовым деревом, прибавлялась слоновая кость. Гриф и тело ситара усеивали ручной росписью и различными узорами, которые имели свой дух и обозначение. До ситара, главным инструментом в Индии было древнейшее щипковое устройство, изображение которого сохранилось на барельефах датируемых 3 веком нашей эры.

Как устроен ситар

Оркестровое звучание достигается при помощи специальных струн, которые имеют специфическое название «бурдонные струны». В некоторых экземплярах инструмент имеет до 13 дополнительных струн, в то время как основа ситара состоит из семи. Так же, ситар обустроен двумя рядами струн, две струны из числа основных предназначены для ритмического аккомпанемента. Пять струн предназначены для проигрывания мелодий.

В ситаре есть несколько струн, на которых музыкант не играет совсем. Они имеют название тараб, или резонирующие. Эти струны, при игре на основных, издают звуки сами по себе, образуя особенное звучание, за которое ситар и получил название уникальный инструмент.

Даже для изготовления грифа используется особый сорт дерева «тун», а оформление и резьба делаются вручную. Так же, стоит заметить, что струны ложатся на две плоские подставки, выполненные из оленьих костей. Особенность такой конструкции предполагает постоянное подтачивание этих плоских основ, чтобы струна выдавала особый, вибрирующий звук.

Небольшие дугообразные ладки выполняются из таких материалов как латунь, серебро, чтобы было легче придать ту форму, с которой звук будет приятнее на слух.

Основы игры на ситаре

У музыканта есть специальное приспособление, для игры на оригинальном индийском инструменте. Его название — мизраб, внешне он очень напоминает коготь. Мизраб одевается на указательный палец, производится движение «вверх-вниз», таким образом извлекается непривычное звучание ситара. Иногда используется техника комбинирования движения мизраба. Задевая во время игры струны «чикари» — ситарист делает музыкальное направление более ритмичным и определенным.

Ситаристы — история

Бесспорный виртуоз игры на ситаре — Рави Шанкар. Он стал продвигать индийскую инструментальную музыку в массы, а именно на запад. Последователем стала дочь Рави — Анушка Шанкар. Абсолютный музыкальный слух и умение обращаться с таким сложным инструментом, как ситар — заслуга не только отца, но и самой девушки — такая любовь к национальному инструменту не может пропасть бесследно. Даже сейчас великая ситаристка Анушка собирает огромное количество ценителей настоящей живой музыки и ставит прекрасные концерты.

Источник

Ситар

Европейская музыкальная культура неохотно принимает азиатскую, но индийский музыкальный инструмент ситар, покинув границы родины, стал очень популярным в Англии, Германии, Швеции и других странах. Его название произошло от сочетания тюркских слов «се» и «тар», которое означает «три струны». Звучание этого представителя струнных загадочное и завораживающее. А прославил индийский инструмент Равви Шанкар – ситарист-виртуоз и гуру национальной музыки, которому сегодня могло бы исполниться сто лет.

Что такое ситар

Инструмент относится к группе струнных щипковых, своим устройством напоминает лютню и имеет отдаленное сходство с гитарой. Изначально использовался для воспроизведения индийской классической музыки, но сегодня сфера его применения обширна. Ситар можно услышать в рок-произведениях, его используют в этно- и фолк-коллективах.

В Индии к нему относятся с большим уважением и благоговением. Считается, что для полного освоения инструментом нужно прожить четыре жизни. Благодаря большому количеству струн и уникальному тыквенному резонаторы, звучание ситара сравнивают с оркестровым. Звук гипнотический, своеобразный с раскатами полюбили рок-музыканты, играющие в жанре «психоделический рок».

Устройство инструмента

Конструкция ситара очень простая на первый взгляд. Он состоит из двух тыквенных резонаторов – большого и малого, которые соединены между собой пустотелым длинным грифом. Имеет семь основных бурдонных струн из них две – чикари. Они отвечают за воспроизведение ритмических пассажей, а остальные являются мелодическими.

Дополнительно под порожками натягиваются еще 11 или 13 струн. Верхний небольшой резонатор усиливает звук басовых струн. Для изготовления грифа используется дерево породы «тун». Порожки натягиваются на гриф при помощи веревочек, множество колков отвечают за строй инструмента.

История

Ситар внешне выглядит похожим на лютню, которая стала популярной в XI столетии. Но еще во II веке до нашей эры возник другой инструмент – рудра-вина, которая и считается далеким предком ситара. На протяжении веков она претерпевала конструктивные изменения, а в конце XIII столетия индийский музыкант Амир Хусро изобрел инструмент, схожий с таджикским сетором, но большими размерами. Резонатор он создал из тыквы, обнаружив, что именно такое «тело» позволяет извлекать чистый и глубокий звук. Увеличил Хусро и количество струн. У сетора их было всего три.

Техника игры

Играют на инструменте сидя, расположив резонатор на колене. Левой рукой удерживается гриф, пальцами зажимаются струны на грифе. Пальцы правой руки производят щипковые движение. При этом на указательный палец надевается «мизраб» – специальный медиатор для извлечения звука.

Для создания особых интонаций в игру на ситаре включается мизинец, им проводят по бурдонным струнам. Некоторые ситаристы специально отращивают ноготь на этом пальце, чтобы звучание было более сочным. Гриф располагает несколькими струнами, которые вообще не задействованы во время игры. Они создают эффект эха, делают мелодию выразительнее, подчеркивая основной звук.

Известные исполнители

Непревзойденным ситаристом в истории индийской музыки на века останется Рави Шанкар. Он не только стал популяризатором инструмента среди западной аудитории, но и передал свое мастерство талантливым ученикам. Долгое время он дружил с гитаристом легендарных «The Beatles» Джорджем Харрисоном. В альбоме «Revolver» четко слышны характерные звуки этого индийского инструмента.

Рави Шанкар передал умение виртуозно владеть ситаром и своей дочери Аннушке. С 9 лет она овладела техникой игры на инструменте, исполняла традиционные индийские раги, а в 17 лет уже выпустила собственный сборник сочинений. Девушка постоянно экспериментирует с разными жанрами. Так результатом соединения индийской музыки и фламенко стал ее альбом «Trelveller».

Одна из известнейших ситаристок Европы – Шима Мухерджи. Она живет и работает в Англии, регулярно дает совместные концерты с саксофонистом Кортни Пайном. Из музыкальных коллективов, использующих ситар, выгодно выделяется этно-джазовый коллектив «Mukta». Во всех записях группы индийский струнный инструмент звучит соло.

Свой вклад в развитие и повышение популярности индийской музыки внесли и другие музыканты из разных стран. Особенности звучания ситара используются в произведениях японских, канадских, британских коллективов.

Источник

Оцените статью