Индийский галоп прокофьева ноты

Б. Асафьев — Сергей Прокофьев

Книги, литература , нотные сборники

1 2 3 4

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года. Место рождения — имение Сонцовка Екатеринославской губернии, где отец, агроном по образованию в течение более чем 30 лет управлял имением Сонцевых: большими степными пространствами, в которых владельцы никогда не жили. В этом имении протекло детство композитора. Благодаря счастливо еложившимся условиям воспитания (мать Прокофьева недурно играла на фортепиано, особенно Бетховена и Шопена), у него с детства проявилась любовь к хорошей серьезной музыке и росло отвращение к легкой. Стремление к самостоятельному „изобретению музыки» сказалось рано: в возрасте 5 1/2 лет Прокофьев сочинил „Индийский галоп» (1896 год, конец лета). Эта пьеса со столь странным названием была его первым произведением. Название Прокофьев объясняет тем, что он много слышал тогда разговоров старших об Индии, о которой часто писали в газетах, по случаю господствовавшего там голода. Любопытной подробностью „Индийского галопа» являлась его тональность: фа-мажор без си-бемоля. Прокофьев сам замечает, что это произошло, вероятно, не из любви к ладам, а просто от отсутствия решимости дотронуться до черной клавиши. По совету матери, си было все-таки переправлено в си-бемоль.
С шести лет мальчик уже сам записывал свою музыку, сочиняя коротенькие пьесы дли фортепиано в две и в четыре руки. В них уже видна своеобразная фантазия, проявляется инстинкт гармонии и дает о себе знать стремление к ритмическому разнообразию. Приблизительно, в восьмилетнем возрасте Прокофьев получил первое яркое музыкальное впечатление. Во время поездки в Москву его свели в театр, где он услышал „Князя Игоря», „Фауста» и „Спящую Красавицу». Вернувшись в деревню, он тотчас принялся за сочинение оперы „Великан» на собственный сюжет (1900 г., с февраля по июнь). Но юному композитору с трудом давались ритм и счет, вокальную же партию он не выделял в особую строчку, а умещал в двухручный клавираусцуг, по образцу водившихся в доме нот- опер без пения. Все же, опера, была слажена и даже исполнена в доме дядюшки самим автором и его двоюродными братьями. За „Великаном» последовал новый оперный опыт: „На пустынных островах» (1900 год, декабрь — 1902, весна). Опера должна была быть более обширной, чем предшествующая,— такой обширной, что сам композитор не смог додумать до конца сюжет и так и оставил свой труд неоконченным.

Читайте также:  Акустическая гитара eurofon gsw 65bs

Общение Прокофьева с представителями музыкального мира, с музыкантами-профессионалами, началось с 10-летнего возраста. Родители его были знакомы с родственниками Ю. II. Померанцева, тогда оканчивавшего Консерваторию. Померанцев повел мальчика к С. И. Танееву. Танеев, выслушав в авторском исполнении увертюру к „Пустынным островам, отнесся к композитору со вниманием и нежностью и рекомендовал заняться гармонией у Померанцева. К этим урокам Прокофьев отнесся весьма враждебно. Но вскоре, по внушению Танеева же, в Сонцовку приехал Р. М. Глиэр и провел там два лета (1902 и 1903 годы), занимаясь с Прокофьевым гармонией, контрапунктом, инструментовкой, формой и игрой на рояле. Под его руководством была сочинена симфония g-dur, (июль—ноябрь 1902 года*), а затем последовала в 1903г. (июнь— октябрь) опять опера „Пир во время чумы» (по Пушкину): теперь опера не только имела вокальные партии, но была полностью оркестрована. Ей предшествовала увертюра в сонатной форме. Кроме симфонии и оперы, в этот же период были написаны скрипичная и фортепианная сонаты и ряд фортепианных пьес в простейшей („песенной») форме.
Пора было поступать в гимназию; но когда, во время поездки в Петербург, мать Прокофьева познакомила сего сочинениями А. К. Глазунова, последний посоветовал ей отдать мальчика в Консерваторию. Большинство родственников матери Сергея Сергеевича обитало в Петербурге, и потому явилась возможность последовать совету Глазунова. Лично я осенью того же года (1904) также поступал в Консерваторию и очень хорошо помню, как привели на экзамен Прокофьева, и какое острое впечатление произвело его дарование на всех присутствовавших. Но еще до этого мне говорил о нем и познакомил с его оперой „Пир во время чумы» композитор M М. Чернов, теперь профессор Ленинградской Государственной Консерватории.

В Консерватории Прокофьев пробыл десять лет. Гармонию, контрапункт и фугу он прошел под руководством А. К. Лядова, инструментовку у Римского-Корсакова, рояль сперва у Винклера, а формы у Витоля. С Лядовым у Прокофьева особенного лада не было. Нисколько не сомневаясь в большом даровании Прокофьева, Лядов всегда ворчал на его непокладистость, в смысле соблюдения „правил», и в отчаянии от „дерзостей» ученика твердил одно: „сам выпишется». Вместе с Прокофьевым, в классе Лядова, Римского-Корсакова и Витоля был и Мясковский. Интересы Прокофьева были тогда направлены в сторону Регера, Скрябина и других новых композиторов. То, чему его учили в классе, было ему чуждо и совсем не похоже на то, что он любил слушать и играть, к чему его влекло. Поэтому Прокофьев сам чувствовал себя плохим учеником и пользы от классных занятий не получал, считая их ненужными. Только в дирижерском классе Н. Н. Черепнина обстановка оказалась более благоприятной. В работе с ученическим оркестром, хором и оперным классом Прокофьев ощутил большую пользу, как от конкретных лабораторных занятий !. Не один он, а многие из учеников Консерватории, которым тогда приходилось заниматься у Черепнина, с признательностью вспоминают это время. С ним дышалось легко и свободно. Работали с увлечением. Черепнин был в курсе современных музыкальных течений, сам всегда всем интересовался и внушал работавшим у него симпатию и доверие к себе. Он не боялся новых вкусов и широкого горизонта.
Во время пребывания в Консерватории, Прокофьев, как показывают сохранившиеся записи, сочинял много и интенсивно, но сочинял обычно в разрез с классными требованиями, нащупывая упорно свой путь и в творчестве отдыхая от уроков. Шесть сонат для фортепиано, около 100 фортепианных пьес и опера „Ундина» — — вот результат этого „отдыха». В 1908 году, т.-е. 17 лет, Прокофьев сочинил симфонию e-moll. Глазунов устроил исполнение этой симфонии на одной из закрытых репетиций б. придворного оркестра под управлением покойного Г. И. Варлихй- путь, который прошли многие начинающие композиторы. Таким образом. Прокофьев в первый раз услышал свое оркестровое произведение, но инструментовкой остался недоволен. Вторая часть этой симфонии в первобытном виде вошла впоследствии в четвертую сонату для фортепиано, в качестве глубоко содержательной средней части ее: andante.

Читайте также:  Что за глупый скворец ноты

Вкус Прокофьева к современной музыке и его яркое дарование встретили горячую поддержку среди руководителей знаменитых петербургских „Вечеров Современной Музыки». Это были: Каратыгин, Крыжановский, Медем, Ну-вель и Мурок. В концертах „Вечеров» и состоялось первое публичное выступление восемнадцатилетнего композитора с собственными фортепианными пьесами. Около того же времени Прокофьев стал подыскивать себе издателя, что было не очень-то легко. Дело в том. что „Российское Музыкальное Издательство», тогда только что основанное С. А. Кусевинким и являвшееся наиболее привлекательным для молодых авторов, не склонно было принимать слишком дерзкие сочинения непризнанного еще композитора. Отрицательную роль сыграли тут члены жюри издательства Метнер и Рахманинов, занимавшие по отношению к Прокофьеву неблагоприятную для него позицию. Лишь с 1917 года, с момента приобретения С. А. Кусевицким фирмы Гутхейль и преобразования ее в ответвление „Р. М. И.» для печатания произведений композиторов, подающих надежды, но не удостоенных признания со стороны высокого жюри, Прокофьев стал окончательно печататься там. Пока же он нашел себе издателей в лице Б. П. Юргенсона, одного из совладельцев московской фирмы П. Юргеисон, и потом в лице А. И. Юргенсона в Петербурге. Первые opus’bi Прокофьева были напечатаны фирмой Юргенсона в Москве, мосле того как Б. П. Юргенсон, склоняясь на рекомендательное письмо А. В. Оссовского, решился пойти навстречу композитору. Эти первые opus’bi—соната для фортепиано (op. 1) и четыре небольшие пьески: сказка, шутка, марш, призрак (ор. 3) вышли в 1911 году. Два отзыва о них, известные мне и помещенные в двух совершенно различных по направлению журналах, как московская „Музыка» (№ 53 за 1911 год) и „Русская Музыкальная Газета» („Библиографический Листок» № 1 за 1913 г), одинаково неблагоприятны, но в обратном направлении, соответственно вкусам „органов». В „Музыке» говорится о том, что „соната могла бы полежать под спудом», как ученическая работа начинающего композитора, а в
„Р. М. Г.» соната считается удачным началом композиторской деятельности, тогда как „opus 3 является уже сочинением из области четвертого измерения». В „Музыке» же этот opus рассматривается, как стремление к „новым берегам», но „с возвращениями в старую пристань».

Читайте также:  Бахчисарайский фонтан с нотами

Источник

Индийский галоп прокофьева ноты

С. Прокофьев Опера «Великан» (1900)

Музыкальные способности у будущего классика русской музыки Сергея Прокофьева проявились еще в раннем детстве, когда он в возрасте пяти с половиной лет сочинил свою первую пьесу для фортепиано — «Индийский галоп». Ее записала нотами мать юного композитора Мария Григорьевна, а все последующие свои сочинения Прокофьев записывал уже самостоятельно.

Весной 1900 года под впечатлением от балета «Спящая красавица» Петра Чайковского, а также опер «Фауст» Шарля Гуно и «Князь Игорь» Александра Бородина 9-летний Прокофьев сочинил свою первую оперу «Великан».

Несмотря на то что, как вспоминал сам Прокофьев, «умение записывать» у него «не поспевало за мыслью», в этом наивном детском сочинении в жанре комедии дель арте уже был виден серьезный подход будущего профессионала к своей работе. В опере была, как и положено, увертюра, каждый из персонажей сочинения имел свою выходную арию — своеобразный музыкальный портрет. В одной из сцен Прокофьев даже применил музыкальную и сценическую полифонии — когда главные герои обсуждают план борьбы с Великаном, сам Великан проходит мимо и поет: «Они хотят убить меня».

Услышав отрывки из «Великана», известный композитор и профессор консерватории Сергей Танеев рекомендовал юноше всерьез заняться музыкой. А сам Прокофьев с гордостью включил оперу в первый список своих сочинений, который он составил в возрасте 11 лет.

Источник

ПРОКОФЬЕВ И ЕГО ДЕТСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальные способности Сережи Прокофьева проявились очень рано. Во многом этому способствовала его мать Мария Григорьевна Прокофьева (в девичестве Житкова), которая поддерживала творческую атмосферу в доме Прокофьевых в имении Сонцовка, где отец будущего композитора был управляющим.

Ожидая своего третьего ребенка (две старшие сестры Прокофьева умерли во младенчестве), Мария Григорьевна бывало проводила за роялем по 6 часов: «будущий человечишка формировался под музыку», — пишет Прокофьев в своей «Автобиографии» (С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 18).

С детства Сергей слышал произведения Шопена, Бетховена, Листа, Чайковского и А. Рубинштейна. И, как сам композитор признавался впоследствии, к 12 годам он «сознательно» презирал «легкую» музыку.

Занятия Марии Григорьевны на фортепиано, которые она продолжила после рождения сына, привлекли внимание маленького Прокофьева: видя, как мать играет упражнения и этюды, 4-х летний Сережа также подходил к роялю и начинал параллельно с игрой матери выстукивать в верхнем регистре свои «детские эксперименты» (С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С.20). Мария Григорьевна всячески поощряла такой интерес сына к фортепиано и ненавязчиво наставляла и знакомила Сергея с инструментом и нотной грамотой.

«Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески. Тут линия творчества довольно пикантно раздвоилась: с одной стороны, я подбирал за роялем мотивчики, которые умел записать; с другой стороны, сидя за столом, писал ноты, которые ничего не обозначали. Писал, как орнамент, как дети рисуют человечков и поезда, потому что постоянно видел ноты на пюпитре». С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 21

Первая самостоятельная пьеска, подобранная 5-летним Прокофьевым на фортепиано и бережно записанная его матерью на нотной бумаге, имела весьма необычное название: «Индейский галоп». Название это было связано с разговорами взрослых о голоде в Индии, которые произвели впечатление на юного композитора и отложились в маленькой головке.

«Индейский галоп» и все последующие композиторские опыты юного Сережи Прокофьева восторженно приняла младшая сестра Марии Григорьевны — Татьяна. Она же, погостив в доме сестры, увезла все пьески племянника в Петербург и отдала их профессиональному переписчику. Так появился альбом, на обложке которого золотом было выведено: «Сочинения Сереженьки Прокофьева».

ОПЕРА «ВЕЛИКАН»

В следующий раз опытный переписчик переписывал уже оперу юного композитора. На Прокофьева произвело большое впечатление посещение Москвы в 1900 г., где Сергей вместе с родителями посмотрел оперу Гуно «Фауст», оперу «Князь Игорь» Бородина и балет Чайковского «Спящая красавица». Театральные воспоминания привели к тому, что Прокофьев стал организатором собственных спектаклей в доме в Сонцовке. Его помощниками и соратниками в этом деле выступили дети: Стеша, Сережа Власовы, Егорка Шумейко, чьи родители следили за большим хозяйством, организованным отцом Прокофьева в Сонцовке. В импровизациях и театральных играх с юными друзьями и родился у 9-летнего композитора замысел оперы «Великан».

Сюжет оперы в трех действиях, полон хитросплетений: два храбрых друга Сергеев (Сережа Прокофьев) и Егоров (Егорка) спасают героиню Устинью (Стешу) от злого Великана и помогают королю организовать выступление против главного злодея оперы. В конце спектакля обезумевший от долгого противостояния с Великаном король заявляет, что не может больше бороться и закалывает себя ножом. Потрясенный народ, придя в себя, весьма неожиданно для зрителя, начинает петь славу Великану.

Первое представление оперы было дано в 1901 г. в доме тети Прокофьева (еще одной сестры Марии Григорьевны), Екатерины Раевской. В спектакле приняли участие сам автор (исполнял роль Сергеева), его двоюродные братья и сестры, а также уже известная нам тетя Таня (исполняла роль Великана).

К слову, своего «Великана» Сергей посвятил тете Тане по просьбе Марии Григорьевны, которая хотела таким образом хоть немного утешить сестру после смерти матери, бабушки Прокофьева.

Публика оценила по достоинству талант композитора, несмотря на возраст, ему удалось очертить характеры главных героев, каждый имел по два сольных номера, ярким получился образ Великана.

«Дядюшка Раевский, очень довольный представлением, смеясь и по привычке дергая себя за нос, сказал: — Ну, Сережа, когда тебя будут давать на императорской сцене, помни, что первый раз твоя опера была исполнена у меня в доме!» С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 52-53.

После «Великана» последовала опера «На пустынных островах» (не окончена), она, по словам композитора, полностью завладела его творческим воображением и «проглатывала» более мелкие сочинения, появлявшиеся в это время. Затем была очередная поездка в Москву, где Прокофьев получил первые уроки гармонии и теории музыки у профессионального музыканта, и в этот же приезд юный Прокофьев был показан Сергею Танееву. Знаменитый композитор и уважаемый профессор посоветовал матери Прокофьева начать систематические уроки с Сергеем и сам подыскал для них учителя, которым стал молодой композитор, недавно окончивший консерваторию Р. Глиэр.

Глиэр, прожив в Сонцовке и прозанимавшись с Прокофьевым два лета подряд, оказал заметное влияние на юного композитора и ввел его в музыкальную среду. За это время познания Прокофьева в области композиции продвинулись вперед, и в 1904 г. 13-летний Сергей Прокофьев отправился с мамой в Петербург поступать в консерваторию, но это уже была другая история…

«К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили». С. Прокофьев. Автобиография. — М.: Классика-XXI. С. 30

Источник

Оцените статью