Индийский инструмент как гитара

Музыкальный инструмент ситар

Опубликовано: 2015-02-07 / Автор: Сергей Хмарук

Здравствуйте, уважаемые! А знаете ли вы, что индийский музыкальный инструмент ситар является предком современной шестиструнной гитары? Кто читал мою статью об истории происхождения гитары, где я немного упомянул о ситаре, тот уже имеет небольшое представление об этом удивительном инструменте. Ну а сегодня я более подробно расскажу вам о нем.

Ситар – струнный щипковый инструмент, распространенный в Северной Индии, это разновидность лютни. Также он считается одним из немногих инструментов, получивших особое признание на Западе. Его бархатное и загадочное звучание способно расширить границы сознания слушателя. Конструкция ситара очень проста: она состоит из полой тыквы и прикрепленного к ней длинного грифа.

Существует множество гипотез о происхождении ситара. Некоторые исследователи предполагают, что он возник во времена доисламской Индии. Тем не менее, как само название, так и строение инструмента свидетельствуют об очевидном персидском влиянии. Название «ситар» в переводе с персидского языка означает «три струны».

Ситар – индийский национальный инструмент. Модель лютни с длинным грифом появилась в Индии в XI веке. По одной из наиболее популярных теорий, возникновение ситара в Индии было тесно связано с фигурой персидского поэта начала XI века Амира Хосрова Дехлеви, оказавшего значительное влияние на развитие индийской музыки на севере страны. Другая версия происхождения ситара связана с виной, инструментом, описанным еще в древних Ведах.

Читайте также:  Знакомство с нотами 1 класс

Вина – древний струнный инструмент, возникший примерно во II веке до нашей эры. Согласно этой гипотезе, ситар возник в результате эволюции одной из старейших видов вин, а именно рудра-вины (также известной как бин), появившейся около 600 лет назад.

Некоторые исследователи попытались найти связь между ситаром и сарасвати-виной, инструментом, названным в честь богини Сарасвати – покровительницы знаний и искусств в индуизме. Сарасвати-вина имеет большее сходство с ситаром, чем рудра-вина, однако не является типичной для южных регионов Индии.

Название «ситар» встречается в письменных текстах до 1725 года. Изобретение этого инструмента приписывают Амиру Хосрову, который создал его на основе персидского инструмента sehtar в XVIII веке. Основные принципы игры на ситаре сформировались на рубеже XVII и XVIII веков.

В середине 1960-х годов на Западе возник интерес к различным аспектам индийской культуры, в том числе и к музыкальным инструментам. Индийский ситар можно услышать в альбоме «Revolver» легендарных « The Beatles».

Свой вклад в развитие ситара также внесли Раза Хан, Сен и Рахим Сен. Аннушка Шанкар, дочь великого маэстро Равви Шанкара – одна из самых талантливых ситаристок нашего времени. А сам Равви Шанкар добился широкого признания благодаря участию в записи альбома легендарной группы « The Beatles».

В XX веке у ситара появились бурдонные и симпатические струны, за счет чего увеличились размеры самого инструмента.

Вот собственно видео, на котором вы можете услышать звучание этого инструмента. Кстати, исполняет свое соло Аннушка Шанкар.

Источник

Индийские музыкальные инструменты: струнные, духовые, ударные

Этническая музыка сегодня очень популярна. Мелодии с национальным колоритом переплетаются с современными, придавая композициям особое звучание и новую глубину. Индийские музыкальные инструменты поэтому сегодня нередко звучат не только на мероприятиях, посвященных древнему государству, но и на концертах известных исполнителей. Об их особенностях и истории и пойдет речь ниже.

Музыка Индии

Музыкальное искусство индийской цивилизации корнями уходит в глубокое прошлое. Классическое направление берет начало в «Самаведе» или «Веде песнопений», одном из древнейших ведических трактатов. Народная музыка Индии имеет свои особенности в зависимости от места возникновения. Многочисленные ее традиции и ответвления пользуются большой популярностью и сегодня.

Классическая и народная музыка государства во время мусульманского завоевания вобрала в себя некоторые традиции арабского мира. Позже, в период колонизации, она испытала влияние европейских особенностей культуры.

Популяризация в мире

Индийские музыкальные инструменты в частности и музыка древнего государства в целом стали известны в мире благодаря их использованию популярными артистами. Одними из первых, кто обратился к ним в Европе, стали участники знаменитой ливерпульской четверки. Джордж Харрисон использовал индийский ситар в композиции Norwegian Wood (This bird has flown). Немало для популяризации музыки древнего государства сделал и британец Джон Маклафлин. Его джаз-фьюжн нередко украшали индийские мотивы.

Известность музыкальной культуре страны принесли и многочисленные общественные движения прошлого века: хиппи, нью-эйдж и так далее. И конечно, значительную роль в этом деле сыграл кинематограф.

Два направления

Классическая индийская музыка делится на два ответвления:

хиндустани: возникло на территории Северной Индии;

карнатака: берет свое начало в Южной Индии.

Для каждого из направлений были характерны свои инструменты. Следующие традициям хиндустани играли обычно на ситаре, сароде, танпуре, бансури, табле, шенаи и саранги. Музыканты Южной Индии использовали вину, продольную флейту или вену, готтувадьям, мридангам, канджиру, гхатам и скрипку. Остановимся подробнее на некоторых из названных инструментов.

Индийский барабан табла

Таблу нередко называют одним из символов индийской музыки. Это парный барабан небольшого размера, используемый для подчеркивания основной ритмической композиции в традиции хиндустани. История возникновения таблы неизвестна. Вероятно, особенности игры на этом инструменте и детали его конструкции сложились на основе сочетания индийских, персидских и других традиций.

Табла состоит из двух барабанов, отличающихся размером и особенностями строения. Больший из них носит название «табла», или «дайя», или «дайян», или «дахин». Он всегда располагается справа и отличается некоторыми особенностями:

высота, как правило, достигает 30-36 см;

формой схож с бочонком с верхним срезом диаметром около 15 см;

полый корпус формируется из выдолбленной деревянной заготовки.

Левый барабан называется «дагга», или «байан», и уступает по высоте правому, но превосходит его по ширине. Его конструкция отличается следующими особенностями:

высота примерно на 5 см ниже, чем у дахина;

по форме напоминает чашу;

изготавливается из меди, латуни или глины;

корпус также полый.

Мембрана обеих частей табла изготавливается из кожи и покрывается особым составом, влияющим на тембр. Такое покрытие создает характерный для инструмента выразительный звуковой рисунок, делает его гибким в высотном, динамическом и техническом отношении.

Многогранный ситар

Пожалуй, самый известный индийский струнный музыкальный инструмент — это ситар, или ситара. Он относится к группе лютневых и способен создать уникальную звуковую палитру, недоступную многим схожим инструментам.

У ситара семь главных струн и от 11 до 13 дополнительных или резонаторных. Во время исполнения музыкант использует основные струны, на их звучание отзываются остальные. В результате мелодия становится более глубокой и многогранной. Один ситар в этом отношении можно сравнить с целым оркестром. Для игры на этом струнном щипковом инструменте используют специальный медиатор — мизраб. По форме он напоминает длинный коготь и крепится на указательном пальце правой руки.

Главная особенность ситара — резонатор, изготавливаемый из грушевидной тыквы. Нередко инструмент снабжается и дополнительным резонатором, который крепят к верхней части грифа.

Близким по строению к ситару является эсрадж, музыкальный инструмент с двадцатью струнами. Для игры на нем используют смычок. С ситаром его роднит расположение струн. Эстрадж возник значительно позже — около 200 лет назад. Примерное время появления ситара — XIII век.

Флейта Кришны

Многие индийские музыкальные инструменты корнями уходят в глубокую древность. Их изображения встречаются на иллюстрациях в священных текстах. Среди таких инструментов и флейта бансури. Одну из ее разновидностей почитают как инструмент, любимый богом Вишну.

Бансури изготавливается из стебля бамбука. В инструменте проделываются 6-7 отверстий для извлечения звуков, а также 1-2 отверстия на конце флейты для ее настройки. Существует продольная и поперечная разновидности инструмента. Первая чаще используется в народной музыке. В классической же применяется поперечная флейта.

Длина бансури варьируется в пределах от 12 до 40 дюймов. Чаще всего используется 20-дюймовая флейта. Чем длиннее бансури, тем ниже могут быть извлеченные из нее звуки. Как правило, игра на флейте сопровождается аккомпанементом, для которого используются чаще других тампура (струнный щипковый инструмент, похожий на ситар, но не имеющий ладов) и табла.

Канджира

В южноиндийской традиции среди других ударных инструментов используется канджира. Она представляет собой бубен с основой из древесины джекфрута. Канджира имеет небольшие размеры: диаметр — 17-19 см, глубина — 5-10 см. На деревянную основу с одной стороны натянута мембрана из кожи ящерицы, другая открыта. Сбоку в раму канджиры встроены две металлические тарелочки.

Этот молодой ударный инструмент появился в 30-е годы прошлого века и чаще всего используется в народной музыке.

Священный барабан

Вместе с канджирой нередко можно услышать и мридангу. Это ударный инструмент, напоминающий барабан. В религиозной системе бенгальского вайшнавизма считается священным.

Корпус мриданги изготавливают из глины, дерева или пластика. Последний вариант — это новейшая модификация, по мнению специалистов, он не способен раскрыть все возможности такого барабана. Мембрана мриданги изготавливается из кожи коровы или буйвола. Согласно традиции животные должны умереть естественной смертью. Мембрану мриданги покрывают специальным составом, включающим глину, рисовую муку и порошок определенного вида камня.

Инструмент и сегодня используется для ритуальных целей. Конструкция мриданги имеет священное значение.

Инструмент заклинателя змей

Еще один интересный музыкальный инструмент Индии — это пунги. Дальний родственник кларнета используется на улицах страны для заклинания змей. Пунги имеет необычную конструкцию. Мундштук соединяется с воздушной камерой, на противоположной стороне которой располагаются две трубки. Последние изготавливаются из тростника или дерева. Для мундштука и воздушной камеры часто используют высушенную тыкву.

Для извлечения мелодии из пунги применяется специальная техника непрерывного дыхания. Музыкант набирает воздух через нос и практически сразу выталкивает его с помощью языка и щек через рот.

Индийские музыкальные инструменты, описанные выше, не исчерпывают разнообразия, за века сложившегося на территории древнего государства. Сегодня многие из них можно услышать на записях популярных американских и европейских исполнителей. Этническая музыка в наши дни переплетается с самыми разными жанрами и направлениями, придавая им особый колорит. В Индии традиционные инструменты ничуть не потеряли актуальности. Они по-прежнему используются как во время праздников, так и в процессе религиозных служений. Обучение игре на таких инструментах можно пройти во многих городах нашей страны, однако лучшие учителя, передающие не только технику, но и философское содержание, по-прежнему живут в Индии.

Источник

Ситар

Европейская музыкальная культура неохотно принимает азиатскую, но индийский музыкальный инструмент ситар, покинув границы родины, стал очень популярным в Англии, Германии, Швеции и других странах. Его название произошло от сочетания тюркских слов «се» и «тар», которое означает «три струны». Звучание этого представителя струнных загадочное и завораживающее. А прославил индийский инструмент Равви Шанкар – ситарист-виртуоз и гуру национальной музыки, которому сегодня могло бы исполниться сто лет.

Что такое ситар

Инструмент относится к группе струнных щипковых, своим устройством напоминает лютню и имеет отдаленное сходство с гитарой. Изначально использовался для воспроизведения индийской классической музыки, но сегодня сфера его применения обширна. Ситар можно услышать в рок-произведениях, его используют в этно- и фолк-коллективах.

В Индии к нему относятся с большим уважением и благоговением. Считается, что для полного освоения инструментом нужно прожить четыре жизни. Благодаря большому количеству струн и уникальному тыквенному резонаторы, звучание ситара сравнивают с оркестровым. Звук гипнотический, своеобразный с раскатами полюбили рок-музыканты, играющие в жанре «психоделический рок».

Устройство инструмента

Конструкция ситара очень простая на первый взгляд. Он состоит из двух тыквенных резонаторов – большого и малого, которые соединены между собой пустотелым длинным грифом. Имеет семь основных бурдонных струн из них две – чикари. Они отвечают за воспроизведение ритмических пассажей, а остальные являются мелодическими.

Дополнительно под порожками натягиваются еще 11 или 13 струн. Верхний небольшой резонатор усиливает звук басовых струн. Для изготовления грифа используется дерево породы «тун». Порожки натягиваются на гриф при помощи веревочек, множество колков отвечают за строй инструмента.

История

Ситар внешне выглядит похожим на лютню, которая стала популярной в XI столетии. Но еще во II веке до нашей эры возник другой инструмент – рудра-вина, которая и считается далеким предком ситара. На протяжении веков она претерпевала конструктивные изменения, а в конце XIII столетия индийский музыкант Амир Хусро изобрел инструмент, схожий с таджикским сетором, но большими размерами. Резонатор он создал из тыквы, обнаружив, что именно такое «тело» позволяет извлекать чистый и глубокий звук. Увеличил Хусро и количество струн. У сетора их было всего три.

Техника игры

Играют на инструменте сидя, расположив резонатор на колене. Левой рукой удерживается гриф, пальцами зажимаются струны на грифе. Пальцы правой руки производят щипковые движение. При этом на указательный палец надевается «мизраб» – специальный медиатор для извлечения звука.

Для создания особых интонаций в игру на ситаре включается мизинец, им проводят по бурдонным струнам. Некоторые ситаристы специально отращивают ноготь на этом пальце, чтобы звучание было более сочным. Гриф располагает несколькими струнами, которые вообще не задействованы во время игры. Они создают эффект эха, делают мелодию выразительнее, подчеркивая основной звук.

Известные исполнители

Непревзойденным ситаристом в истории индийской музыки на века останется Рави Шанкар. Он не только стал популяризатором инструмента среди западной аудитории, но и передал свое мастерство талантливым ученикам. Долгое время он дружил с гитаристом легендарных «The Beatles» Джорджем Харрисоном. В альбоме «Revolver» четко слышны характерные звуки этого индийского инструмента.

Рави Шанкар передал умение виртуозно владеть ситаром и своей дочери Аннушке. С 9 лет она овладела техникой игры на инструменте, исполняла традиционные индийские раги, а в 17 лет уже выпустила собственный сборник сочинений. Девушка постоянно экспериментирует с разными жанрами. Так результатом соединения индийской музыки и фламенко стал ее альбом «Trelveller».

Одна из известнейших ситаристок Европы – Шима Мухерджи. Она живет и работает в Англии, регулярно дает совместные концерты с саксофонистом Кортни Пайном. Из музыкальных коллективов, использующих ситар, выгодно выделяется этно-джазовый коллектив «Mukta». Во всех записях группы индийский струнный инструмент звучит соло.

Свой вклад в развитие и повышение популярности индийской музыки внесли и другие музыканты из разных стран. Особенности звучания ситара используются в произведениях японских, канадских, британских коллективов.

Источник

Оцените статью