«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Мария Анатольевна Карабак
ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»
НАО, п. Искателей
Полное взаимопонимание учителя и ученика
— одно из важных условий плодотворности
Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.
Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.
Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.
Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.
Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.
Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).
Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.
Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.
Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.
Источник
Педразвитие
Автор: Викольская Ольга Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
Населённый пункт: МО, г.о. Мытищи, пос. Тур. пансионат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационные формы обучения на уроках фортепиано»
Дата публикации: 26.09.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
г.о. Мытищи Московской области
«Жостовская сельская детская школа искусств»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
преподаватель по классу
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
Глава 2. Формы и методы инновационных уроков
Глава 3. Группы урока
Глава 4. Виды урока
Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения
За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период
представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу,
имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм
программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического
мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению инновационных
музыкальным занятиям, повысить образовательный статус, привлечь родителей к
В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и
методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является
Современный мир предлагает нам активно искать новые формы и
методы развития музыкального искусства, а также новые способы ведения урока,
увлекательное для подрастающего поколения. Это инновационное направление в
музыкальном искусстве, предлагающее преподавателям по фортепиано широкий
спектр развития в учебном процессе.
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение
нового в практической работе на уроке и в выполнении
домашних заданий. В
фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как
правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в
артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью
комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых
знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно
предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы, построенных
инновационными (нетрадиционными). Построение таких уроков тесно связано с
цифровыми технологиями и т.д.
Глава 2. Формы и методы инновационных (нетрадиционных) уроков
п р а к т и к е
и с п о л ь з у ю
ф о р м у инновационных
(нетрадиционных) уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя,
объединяющие их в один учебный процесс с элементами импровизации:
урок — в глубины моря-океана,
урок — ритмы джаза,
урок — музыка дождя,
урок — послушаем птиц;
урок — звуки осени,
урок — звуки зимы,
урок — звуки весны ,
урок — звуки лета,
урок – музыка нас окружает везде,
урок — музыка народов мира,
урок — народное творчество в звуках и ритмах,
урок — легенды и мифы,
урок – изучение цифровых технологий на примере электронного фортепиано и
синтезатора (изучение различных стилей, тембров).
У каждого преподавателя найдутся свои способы самовыражения в творческом
процессе, — источник вдохновения неиссякаем… Опираясь на свой личный опыт,
можно и нужно искать инновационные пути решения педагогических задач, чтобы
технологий, к электронным инструментам (электронное фортепиано, синтезатор).
знания в композиции, импровизации. Обладая этими познаниями, можно свободно
приступать к творческим задачам и привлекать в процесс своих учеников.
Не секрет, что современные юные музыканты также в достаточной степени
продвинуты в цифровых технологиях. Им будет интересно развиваться в данном
направлении. Преподаватель не должен уступать в познаниях своим ученикам. Он
временем, проявлять огромный интерес к жизни и интенсивно развиваться.
Глава 3. Группы урока
игра-путешествие в разные страны,
экскурсии в различные музеи мира.
В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к
импровизационной (нетрадиционной) форме обучения, чтобы повысить интерес к
сотворчестве с учениками и их родителями.
Глава 4. Виды урока
Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных
сочинений тех или иных композиторов.
исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.
Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное
или ритмическое лото для освоения нотной записи).
Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее
заданные роли в вымышленной ситуации.
Урок — импровизация – сочинение мелодий, подбор по слуху простых форм
аккомпанемента в разных стилях и жанрах.
Урок — сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения
Урок — сказка – сочинение на заданный сюжет, проигрывание каждой роли.
Урок — прогулка – путешествие по парку, слушание шума ветра, пения птиц, —
Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по
отношению к другому ученику.
выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.
Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.
Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других
учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).
Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.
Урок-«погружение» — изучение творчества одного композитора на примере
авторскими школами и т.д..
Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения
репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая
самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой
исполнения и т.д. Используя коллективные (групповые) формы организации урока, я
включаю урок — игру, урок — конкурс, урок — фантазию, урок — сюрприз и др.
Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках —
зачетах, уроках — тематических вечерах, уроках — концертах, уроках – конкурсах,
уроках для родителей (на родительских собраниях) и т.д.
Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что
фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии
коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество
педагога и учащегося, а также их родителей. Эти уроки служат увлекательным
исследованием, совместным представлением в искусстве самовыражения, поиском
гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, импровизации.
Все это способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих
МУЗЫКИ, обогащенной постоянно развивающимися цифровыми технологиями.
Мир прекрасен и увлекателен. Изучайте его! Творите! Познавайте!
1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор.
Санкт- Петербург» 2004.
2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.
5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся
пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М.,
6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
Источник
Методическая работа «Применение современных информационных технологий на уроках фортепиано»
материал по музыке по теме
В работе освещены вопросы использования цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР) в практике педагога по классу фортепиано. Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании, в результате изменяет саму учебную среду. Педагог освещает конкретные методы и приемы подключения информационных технологий в урочной деятельности и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met_rab_ikt.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «ДШИ №4» г.о. Самара
Педагог дополнительного образования
современных информационных технологий
на уроках фортепиано»
«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке,
тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный
сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни»
В связи с социокультурными изменениями, происходящими в России, очевидна необходимость анализа и систематизации инновационных теорий и методик, нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе музыкального образования.
Педагогические инновации, внедряемые в практику обучения игре на фортепиано, будут способствовать совершенствованию музыкального образования при условии их гуманистической направленности и нацеленности на субъектное развитие личности обучающегося, на более полную реализацию его творческого потенциала.
В настоящее время в области музыкального обучения существует две тенденции:
— первая заключается в строгом следовании традиционным установкам;
— вторая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса – педагогическими инновациями.
Поскольку в современной школе стало возможным внедрение информационных технологий, в учебном процессе появились новые формы обучения для повышения качества образования. Огромные возможности информационных технологий, в качестве средств эстетического развития и художественного образования детей и подростков, позволяют рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования обучающихся и педагогов.
В настоящее время существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР), которые могут использоваться в практике работы современного педагога, как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий. Включение ИКТ-компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся – его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычным занятием организовать познавательную деятельность.
Какие же преимущества использования компьютерной технологии?
— интегрирование с ИКТ помогает педагогу повысить мотивацию обучающихся за счет ориентации на исследовательскую активность и удовлетворение потребности современных детей;
— широкие возможности получения различной информации через сеть Интернет;
— побуждение педагога к поиску новых форм и методов обучения, профессионального роста и дальнейшее освоение ЭОР, ЦОР, ИКТ.
Цели использования информационных технологий на уроке:
— помочь педагогу интересно преподнести материал;
— расширить кругозор обучающихся;
— сделать урок современным (в контексте использования технических средств);
— применить как источник дополнительного учебного материала (обучающего, справочного, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.д.);
— укрепить благоприятные взаимоотношения между педагогом и обучающимся;
— повысить профессиональную подготовку исполнителей.
Основные направления использования ЭОР, ЦОР, ИКТ на уроках:
— Самостоятельная поисковая, творческая работа обучающихся.
— Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).
— Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
Важное значение информационно-образовательных ресурсов (интернет-технологий) обусловлено рядом возможностей, предоставляемых обучаемому.
— получение информации о теме и содержании урока;
— получение дополнительной информации из разных ресурсов интернета;
— развитие музыкальных способностей и творческих навыков.
Технологии мультимедиа имеют большой педагогический потенциал. Активное использование педагогом компьютерных технологий расширяет информационную базу при подготовке к занятию, способствует более эффективному усвоению обучающимися учебной программы. Такая форма проведения занятий значительно повышает его интенсивность, расширяет меж предметные связи. Благодаря применению компьютерных программ стало возможным появление уроков-экскурсий, уроков-концертов, игровых уроков и т.д. В своей педагогической практике подбор учебных программ осуществляю с учетом возрастных интересов детей, их подготовленности к восприятию предлагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. В домашней работе дети обращаются к ресурсам интернета для получения более полной информации. Полученный материал оформляется в виде докладов, рефератов, презентаций. Данная форма работы делает обучение более интересным, а полученные знания более глубокими.
Перечень и краткое описание компьютерных программ, ЦОР и ЭОР, используемых мною на уроке фортепиано:
— программа Microsoft Office Word применяется для создания рефератов, конспектов, учебных пособий и т.д.;
— программа Microsoft Power Point предлагает пользователю большие возможности для создания великолепных презентаций;
— мультимедийная программа «Шедевры музыки» . Обзорные материалы охватывают период от эпохи барокко до современной музыки (разные направления в музыке, биографические сведения о композиторах, истории создания известных произведений, словарь различных терминов и музыкальных инструментов). Данная программа помогает подготовить реферат, сообщение и т.д.;
— программа «Учимся понимать музыку». Практический курс помогает школьникам научиться понимать и различать музыкальные жанры, стили, направления, особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.
— компьютерный диск «Музыкальный класс» обучающего характера прекрасно подходит для учащихся младших классов. Разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино» дают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, видах. Учащиеся могут исполнить произведения на любом из предложенных 10 инструментов (виртуальное исполнение);
— энциклопедия на CD «Классическая музыка» содержит 1100 статей и более 200 изображений, 21 видео- и 170 аудио фрагментов, 11 тематических экскурсий. Энциклопедия включает четыре главы: «Статьи», «Экскурсии», «Хронология», «Викторина». Этот диск рассказывает об истории и сегодняшнем дне «серьезной» музыки, обо всем, что составляет понятие музыкальной классики;
— серия учебных программ «Играем с музыкой» сочетает в себе развивающие игры, викторины, сказочные приключения и музыкальную энциклопедию. Игровые задания объединены общим сюжетом:
- Играем с музыкой В. Моцарта: Волшебная флейта;
- Играем с музыкой П. Чайковского: Щелкунчик;
- Играем с музыкой А. Вивальди: Алиса и Времена года.
- «Музыкальный оркестр» . В этой игре нужно определить какие инструменты звучат. Внимательно слушать и выбирать нужную группу. Отличная игра для развития музыкального слуха и знакомства с музыкальными инструментами.
- «Учебная клавиатура» . Игра дает возможность прослушать произведения одновременно с показом нот на клавиатуре. Прекрасно поможет в знакомстве с клавиатурой и нот на нотном стане. Поможет соотнести ноту на клавиатуре и нотном стане.
- «Клавиатура и нотный стан» . Знакомство с музыкальными инструментами оркестра. Как звучат, к какой группе инструментов относятся. Интересная и увлекательная игра.
- «Нотный стан и ноты ». Эта музыкальная игра научит внимательности и хорошему ориентированию на клавиатуре.
— нотные редакторы Финал, Сибелиус, MuseScore предлагают создавать нотные материалы;
- Nephelemusik.ru – форум, где делятся нотами для фортепиано;
- Notes.tarakanov.net – нотный архив Бориса Тараканова;
- Notly.ru – большая и разнообразная коллекция нот – от классики до современной музыки;
- Notomania.ru – ресурс с нотами песен, классической музыки, джаза, блюза.
Из опыта работы
В музыкальных произведениях, в частности в фортепианной литературе, сконцентрирован и находит свое выражение духовный опыт человечества в своем наивысшем проявлении – как эстетический феномен. Воспроизведение этих образцов эстетической культуры в собственном опыте оказывает тончайшее влияние на мироощущение самого исполнителя.
Фортепианное исполнительство – это активное музицирование, создающее оптимальные условия для накопления опыта эстетических состояний.
Необходимо стремиться так организовать процесс обучения, чтобы любая область деятельности на фортепиано являлась органичной частью той громадной духовной работы, которая необходима для проникновения в художественный образ, чтобы ни одно звено в этой цепи не выпадало из эстетической плоскости.
Основной формой обучения в классе фортепиано, где ученик прежде всего учится играть на инструменте, является урок в виде индивидуального занятия.
Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе фортепиано является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно – выбор репертуара. Умело составленный репертуар – важнейший фактор воспитания музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие отобранных для работы в классе произведений поставленным педагогическим целям и задачам, интерес учащихся к этим произведениям – все это положительно сказывается на результатах общемузыкального и технического развития ученика.
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключить на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач.
Энциклопедические пособия, справочники использую на уроке и для самостоятельной работы обучающихся. Поскольку главное в работе современного педагога – приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к предмету, то он должен затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни. В результате кропотливой работы собраны биографические материалы изучаемых фортепианных произведений. Знакомство с биографией композитора и особенностями творческого подчерка позволяют юным пианистам глубже понимать художественный образ музыкального произведения. Просмотр портретов, фотографий, видео- или аудио-фрагментов расширяет знания по теме урока. Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным.
В урочной деятельности и в домашней работе слушаем разучиваемые музыкальные произведения в исполнении различных пианистов, как известных, так и начинающих. Дальнейший диалог-обсуждение разных интерпретаций, сравнение со своей игрой бесспорно развивает интеллектуально-творческое мышление обучающегося. Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов разных эпох, слушают музыку в качественной записи. Так, например, работая над музыкальным образом «Камаринская» А.Гречанинова с ученицей пятого класса, мы проводили сравнительный анализ с «Камаринской» П.Чайковского, симфонической фантазией М.Глинки. Смотрели различные хореографические постановки русской плясовой «Камаринская». Не обошлось и без анимированной музыки – мультфильм «Камаринская» на музыку одноименной фантазии М.Глинки. Это прекрасная форма воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, развитие воображения, формирование художественных и музыкальных образов. Все эти средства «умножают» эмоции, повышают мотивацию, заинтересованность, желание исполнять ярко, вдумчиво и образно. Пьеса Д.Шостаковича «Колыбельная» очень понравилась ученице 4 класса. Это переложение автора для фортепиано. С большим энтузиазмом она искала звучание музыки в исполнении симфонического оркестра. В оригинале этот эпизод назывался элегия. Обращение к аудио-видео записям третьей балетной сюиты значительно расширило не только кругозор юного пианиста, но и помогло обогатить тембрально-динамическое звучание пьесы.
Большой популярностью пользуются у младших школьников игровые развивающие программы. Сначала осваиваем их на уроке, а затем они прекрасно вписываются в повседневную жизнь ребенка, вовлекая родителей, бабушек, дедушек, друзей. Наглядность и игра в этом возрасте помогает ученику развивать интерес к предмету, повышать мотивацию в обучении и самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Использование электронных презентаций повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Мультимедийная презентация «История возникновения фортепиано» способствовала формированию более четкого представления об истории музыкального инструмента, его развитии и внутреннего устройства, становлении композиторских стилей.
Подбор видеоряда к исполняемым произведениям очень нравится ученикам. Широкое применение получили материалы о природе, временах года (например, весна – Парфенов «Фиалка», дождливая осень – М.Рихтер «Пьеса» и др.). На традиционных отчетных концертах моего класса «Музыкальные встречи в Нотебурге» использование видеоряда к отдельным номерам, несомненно, украшало вечер, создавало атмосферу радости, восторга.
Цифровые технологии – планшет, видеокамера, телефон, цифровой диктофон – помогают производить аудио-видео запись исполнения произведений обучающимися на уроках или в домашней обстановке. Затем мы вместе слушаем, анализируем и, как правило, ребята сразу слышат недостатки исполнения «со стороны», стараются усердно их исправить. Для учащихся со средними музыкальными данными порой приходится записывать разучиваемые пьесы для лучшего запоминания ритма и темпа при выполнении домашней работы.
Современный урок педагога по фортепиано никогда не ограничивается лишь обучением на инструменте. В поисках необходимого образа музыкального произведения использую красочные сравнения, параллели с другими видами искусств, с миром природы. С внедрением ИКТ получила возможность искать и применять в работе необходимую информацию.
Вместе с юными пианистами используем ресурсы нотных библиотек и музыкальных антологий в интернете, где можно найти и скачать понравившиеся пьесы, а если нужно, то и в облегченном переложении.
Найти в каждом ребенке искорку таланта, помочь ему вырасти творческой личностью, открыть ему радость познания мира – важнейшая задача педагога. Ничто так не стимулирует активность обучающихся, как творческие задания – сочинить музыкальную сказку, музыку к стихотворению, инструментальную пьесу. Желающие теперь могут записать свое сочинение в нотном редакторе и почувствовать себя настоящим композитором, рассматривая с огромной радостью печатный вариант своего музыкального произведения.
Победы обучающихся моего класса в конкурсах различного уровня подтверждают, что использование современных ЭОР, ИКТ и ЦОР позволяют оптимизировать учебный процесс, делать его информационно и эмоционально насыщенным, интерактивным.
Музыка – великое искусство, способное творить с человеком настоящие чудеса. Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, который включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное, эстетическое развитие обучающихся. Процессы обучения и воспитания должны составлять единство. Обучая ребенка музыке, педагог воспитывает в нем мировоззрение и моральные качества, волю и характер, эстетический вкус и любовь к музыке, интерес к труду и умение работать, наконец, заботу о здоровье и физическом развитии ученика.
Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.
В наш век компьютерных технологий модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении.
Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяет рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самовыражения и обучающихся, и педагогов. Компьютер по-новому обеспечивает процесс коммуникации в обучении музыкантов.
Применение ИКТ в урочной деятельности создает условия для оптимизации образовательного процесса, видоизменяет и дополняет традиционные формы подачи информации. Хотелось подчеркнуть – это не самоцель. Детская школа искусств не должна отставать от требований времени, поэтому современный педагог должен использовать компьютер в своей работе и стремиться соответствовать званию современного педагога 21 века.
ИКТ, ЦОР – важнейшая составляющая работы современного педагога, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогает решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции – условия успешной социализации обучающихся.
В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.
Источник