«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Мария Анатольевна Карабак
ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»
НАО, п. Искателей
Полное взаимопонимание учителя и ученика
— одно из важных условий плодотворности
Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.
Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.
Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.
Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.
Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.
Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).
Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.
Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.
Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.
Источник
Педразвитие
Автор: Викольская Ольга Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
Населённый пункт: МО, г.о. Мытищи, пос. Тур. пансионат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационные формы обучения на уроках фортепиано»
Дата публикации: 26.09.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
г.о. Мытищи Московской области
«Жостовская сельская детская школа искусств»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
преподаватель по классу
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
Глава 2. Формы и методы инновационных уроков
Глава 3. Группы урока
Глава 4. Виды урока
Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения
За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период
представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу,
имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм
программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического
мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению инновационных
музыкальным занятиям, повысить образовательный статус, привлечь родителей к
В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и
методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является
Современный мир предлагает нам активно искать новые формы и
методы развития музыкального искусства, а также новые способы ведения урока,
увлекательное для подрастающего поколения. Это инновационное направление в
музыкальном искусстве, предлагающее преподавателям по фортепиано широкий
спектр развития в учебном процессе.
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение
нового в практической работе на уроке и в выполнении
домашних заданий. В
фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как
правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в
артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью
комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых
знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно
предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы, построенных
инновационными (нетрадиционными). Построение таких уроков тесно связано с
цифровыми технологиями и т.д.
Глава 2. Формы и методы инновационных (нетрадиционных) уроков
п р а к т и к е
и с п о л ь з у ю
ф о р м у инновационных
(нетрадиционных) уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя,
объединяющие их в один учебный процесс с элементами импровизации:
урок — в глубины моря-океана,
урок — ритмы джаза,
урок — музыка дождя,
урок — послушаем птиц;
урок — звуки осени,
урок — звуки зимы,
урок — звуки весны ,
урок — звуки лета,
урок – музыка нас окружает везде,
урок — музыка народов мира,
урок — народное творчество в звуках и ритмах,
урок — легенды и мифы,
урок – изучение цифровых технологий на примере электронного фортепиано и
синтезатора (изучение различных стилей, тембров).
У каждого преподавателя найдутся свои способы самовыражения в творческом
процессе, — источник вдохновения неиссякаем… Опираясь на свой личный опыт,
можно и нужно искать инновационные пути решения педагогических задач, чтобы
технологий, к электронным инструментам (электронное фортепиано, синтезатор).
знания в композиции, импровизации. Обладая этими познаниями, можно свободно
приступать к творческим задачам и привлекать в процесс своих учеников.
Не секрет, что современные юные музыканты также в достаточной степени
продвинуты в цифровых технологиях. Им будет интересно развиваться в данном
направлении. Преподаватель не должен уступать в познаниях своим ученикам. Он
временем, проявлять огромный интерес к жизни и интенсивно развиваться.
Глава 3. Группы урока
игра-путешествие в разные страны,
экскурсии в различные музеи мира.
В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к
импровизационной (нетрадиционной) форме обучения, чтобы повысить интерес к
сотворчестве с учениками и их родителями.
Глава 4. Виды урока
Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных
сочинений тех или иных композиторов.
исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.
Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное
или ритмическое лото для освоения нотной записи).
Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее
заданные роли в вымышленной ситуации.
Урок — импровизация – сочинение мелодий, подбор по слуху простых форм
аккомпанемента в разных стилях и жанрах.
Урок — сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения
Урок — сказка – сочинение на заданный сюжет, проигрывание каждой роли.
Урок — прогулка – путешествие по парку, слушание шума ветра, пения птиц, —
Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по
отношению к другому ученику.
выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.
Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.
Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других
учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).
Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.
Урок-«погружение» — изучение творчества одного композитора на примере
авторскими школами и т.д..
Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения
репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая
самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой
исполнения и т.д. Используя коллективные (групповые) формы организации урока, я
включаю урок — игру, урок — конкурс, урок — фантазию, урок — сюрприз и др.
Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках —
зачетах, уроках — тематических вечерах, уроках — концертах, уроках – конкурсах,
уроках для родителей (на родительских собраниях) и т.д.
Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что
фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии
коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество
педагога и учащегося, а также их родителей. Эти уроки служат увлекательным
исследованием, совместным представлением в искусстве самовыражения, поиском
гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, импровизации.
Все это способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих
МУЗЫКИ, обогащенной постоянно развивающимися цифровыми технологиями.
Мир прекрасен и увлекателен. Изучайте его! Творите! Познавайте!
1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор.
Санкт- Петербург» 2004.
2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.
5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся
пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М.,
6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
Источник
«Инновационные методы работы в классе фортепиано в ДШИ»
«Инновационные методы работы в классе фортепиано в ДШИ»
Преподаватель по классу фортепиано
МБУДО Новоспасской ДШИ Ульяновской области
Кашкина Ольга Владимировна
Инновация, в переводе с английского, — нововведение, новый подход к обучению, профессионализм.
Изменения, произошедшие в нашей жизни за последние десятилетия под влиянием электронных средств информации, требуют поиска новых подходов в преподавании фортепиано.
Значительные изменения произошли с самим человеком, в большей мере с обучающимися. В 21 веке отмечается рост безразличия к базовым ценностям, нарастание социальной напряжённости. Процветает потребительство во всех сферах деятельности.
В связи с этим от педагога – музыканта требуется постоянная вдумчивая работа над подбором музыкального репертуара, над которыми работает ученик, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями.
Задача педагога — каждый раз свежими глазами взглянуть на художественное музыкальное произведение, изучаемое с учеником. Даже в тех случаях, когда трудно найти новую деталь трактовки, – почти всегда есть возможность внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения учеником, ускорить овладение техническими приёмами, – и сделать работу интересной и для себя, и для ученика.
Информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека и позволяют выйти на другой уровень обучения. Работу творчески работающего преподавателя невозможно представить без применения компьютера и использования сети Интернет, которые способствуют повышению эффективности обучения.
Применение информационных технологий – мощный стимул для обучения и открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний:
— сведения о композиторах;
— сведения об исполнителях;
— прослушивание видеозаписей в сети Интернет;
— поиск новой нотной литературы;
— участие в Интернет конкурсах и фестивалях и др.
Всё это позволяет заинтересовать, оживить сложную, кропотливую, подчас, изнурительную и трудоёмкую работу над музыкальным произведением.
Необходимы новые, инновационные подходы к работе над произведением, начиная с его разбора до полного завершения.
Положения инновационной педагогики следующие:
— от знания к действию;
— компетентностный подход к обучению;
— духовно – нравственное развитие личности;
— использование современных теорий воспитания.
Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания, которое облегчает разбор текста. Есть два способа ознакомления с новым сочинением:
– с помощью педагога, который своим исполнением знакомит ученика с произведением, вдохновляя и стимулируя его к предстоящей работе;
– прослушивание изучаемого сочинения в аудиозаписи, видеозаписи, с помощью сети Интернет, в исполнении лучших пианистов. Очень важно прослушивание произведения с нотным текстом перед глазами. После предварительного ознакомления с новым произведением надо сделать его анализ:
· охватить общее строение и характер;
· характер частей и соотношение между ними;
· основные моменты трактовки;
· характерные технические приемы;
· обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.
Такой анализ проводится в форме беседы, во время которой педагог несколько раз проигрывает произведение целиком и по частям, знакомит ученика с биографией композитора, исполняемого произведения.
Работу над музыкальным произведением следует начинать с тщательного разучивания нотного текста в медленном темпе.
Ответственный момент на начальном этапе разбора произведения – выбор аппликатуры. Правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Необходимо найти самый рациональный способ решения этой задачи.
Желательно, чтобы он записывал аппликатуру всегда в присутствии ученика, предоставляя возможность участвовать в продумывании принятии того или иного решения.
Любое музыкальное произведение надо сразу учить правильными пальцами и верными штрихами и посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук, тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции, динамики. Отрабатывать движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе. Играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь полной свободы и непринужденности.
Более тщательной работы требуют сложные места. Чтобы трудности стали ясными нужно определить их специфику и подобрать соответствующие приемы игры, показать приёмы звукоизвлечения, дыхание фраз. У каждого ученика есть свои особенности, которые зависят от его музыкальных данных и общего развития.
Сложная и тонкая область, требующая постоянного воспитания и контроля – «пение» на фортепиано. Работа над звуком считается самой тяжелой и кропотливой. Одной из главных предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в музыку – с первого до последнего звука, вплоть до его исчезновения. Ученик должен вникнуть в содержание произведения, воспроизвести артикуляционные и другие обозначения, поняв, что хотел выразить композитор в конкретном месте.
Важно воспитывать в учениках эстетическое отношение к звуку как носителю художественного образа. Исполнитель должен уметь выражать с помощью звука самые разные эмоции, самые сокровенные движения души. Этому нужно учить с малых лет. Ученик должен понимать разницу между понятиями: веселье и радость, мягкая печаль и глубокая скорбь, тревога и смятение, смиренность и покорность и т.д. Нужно учиться выражать все эти эмоции и состояния души с помощью характера звука.
Разучивая музыкальное произведение так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы. Полезно считать вслух как в начальном периоде разбора, так и при исполнении готового, выученного произведения. Причем в медленном темпе следует считать, ориентируясь на мелкие доли такта, а в подвижном темпе, с – на крупные доли. Поэтому педагог должен заставлять ученика в классе играть, считая, и требовать, чтобы то же самое он делал дома.
Динамика является одним из важных моментов в работе над произведением. Она поможет выявить кульминационные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с помощью которых композитор передает нарастание эмоционального напряжения или его спад.
Ученик должен выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность местных кульминаций соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их помощью ученик добьется плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов осуществит спад. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.
Педагог должен постоянно обращать внимание на грамотное использование педали, рекомендовать самостоятельно проставить педаль и в дальнейшем скорректировать и объяснить, почему предпочтительнее та или иная педализация. Главное – суметь избежать крайностей: слишком экономной, сухой и, наоборот, чересчур обильной педализации.
Глубоко вникая и понимая авторские указания, относительно артикуляции, фразировки, штрихов, динамики, педализации и т.п., ученик становится участником творческого процесса. Все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора и конкретного произведения.
Задачи заключительного этапа:
— умение играть произведение уверенно, убедительно;
— умение играть в любой обстановке, на любом инструменте.
Уверенность и убежденность исполнения достигается тогда, когда в игре не остается не только каких- то шероховатостей или логических неувязок, но когда устранены все технические и художественные трудности и проблемы.
Задача педагога — уметь настроить ученика перед концертным выступлением, внушить ему веру в свои силы, а после выступления отметить положительные результаты, проявить корректность в выражении критики. Негативная реакция педагога на неудачи учащихся вызывает у них страх к публичным выступлениям и неуверенность в себе. Педагог должен быть профессионально-требовательным, настойчивым и доброжелательным.
Роль педагога в процессе разучивания музыкального произведения огромна. Участие его должно быть активно-творческим с самого разбора текста до момента выхода ученика на сцену. Работа над музыкальным произведением не имеет предела. Она продолжается и после концертного выступления. Навыки для публичных выступлений приобретаются как в условиях классных и домашних занятий, так и на концертной эстраде. Следует постоянно напоминать ученику, что концертная обстановка требует полной сосредоточенности. Это одно из самых важных условий для преодоления волнения.
1. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Советский композитор, 1989. – 368 с.
2. Мндоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.: Изд.ЦМШ при МГК им. П.И.Чайковского, 2005. – 86 с.
3. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Музыкальное образование”. – М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2007. – 94 с.
4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. “Музыка и пение”. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-ХХI, 2001. – 176 с.
Источник