Инновационные уроки по фортепиано

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

Мария Анатольевна Карабак

ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»

НАО, п. Искателей

Полное взаимопонимание учителя и ученика

— одно из важных условий плодотворности

Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.

Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.

Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.

Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.

Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).

Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.

Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.

Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.

Источник

Педразвитие

Автор: Викольская Ольга Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
Населённый пункт: МО, г.о. Мытищи, пос. Тур. пансионат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационные формы обучения на уроках фортепиано»
Дата публикации: 26.09.2019
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

г.о. Мытищи Московской области

«Жостовская сельская детская школа искусств»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

преподаватель по классу

Глава 1. Формы и методы традиционного урока

Глава 2. Формы и методы инновационных уроков

Глава 3. Группы урока

Глава 4. Виды урока

Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения

За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период

представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для

детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу,

имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм

программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического

мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению инновационных

музыкальным занятиям, повысить образовательный статус, привлечь родителей к

В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и

методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является

Современный мир предлагает нам активно искать новые формы и

методы развития музыкального искусства, а также новые способы ведения урока,

увлекательное для подрастающего поколения. Это инновационное направление в

музыкальном искусстве, предлагающее преподавателям по фортепиано широкий

спектр развития в учебном процессе.

Глава 1. Формы и методы традиционного урока

структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение

нового в практической работе на уроке и в выполнении

домашних заданий. В

фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как

правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в

артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью

комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых

знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно

предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы, построенных

инновационными (нетрадиционными). Построение таких уроков тесно связано с

цифровыми технологиями и т.д.

Глава 2. Формы и методы инновационных (нетрадиционных) уроков

п р а к т и к е

и с п о л ь з у ю

ф о р м у инновационных

(нетрадиционных) уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя,

объединяющие их в один учебный процесс с элементами импровизации:

урок — в глубины моря-океана,

урок — ритмы джаза,

урок — музыка дождя,

урок — послушаем птиц;

урок — звуки осени,

урок — звуки зимы,

урок — звуки весны ,

урок — звуки лета,

урок – музыка нас окружает везде,

урок — музыка народов мира,

урок — народное творчество в звуках и ритмах,

урок — легенды и мифы,

урок – изучение цифровых технологий на примере электронного фортепиано и

синтезатора (изучение различных стилей, тембров).

У каждого преподавателя найдутся свои способы самовыражения в творческом

процессе, — источник вдохновения неиссякаем… Опираясь на свой личный опыт,

можно и нужно искать инновационные пути решения педагогических задач, чтобы

технологий, к электронным инструментам (электронное фортепиано, синтезатор).

знания в композиции, импровизации. Обладая этими познаниями, можно свободно

приступать к творческим задачам и привлекать в процесс своих учеников.

Не секрет, что современные юные музыканты также в достаточной степени

продвинуты в цифровых технологиях. Им будет интересно развиваться в данном

направлении. Преподаватель не должен уступать в познаниях своим ученикам. Он

временем, проявлять огромный интерес к жизни и интенсивно развиваться.

Глава 3. Группы урока

игра-путешествие в разные страны,

экскурсии в различные музеи мира.

В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к

импровизационной (нетрадиционной) форме обучения, чтобы повысить интерес к

сотворчестве с учениками и их родителями.

Глава 4. Виды урока

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных

сочинений тех или иных композиторов.

исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное

или ритмическое лото для освоения нотной записи).

Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее

заданные роли в вымышленной ситуации.

Урок — импровизация – сочинение мелодий, подбор по слуху простых форм

аккомпанемента в разных стилях и жанрах.

Урок — сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения

Урок — сказка – сочинение на заданный сюжет, проигрывание каждой роли.

Урок — прогулка – путешествие по парку, слушание шума ветра, пения птиц, —

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по

отношению к другому ученику.

выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других

учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).

Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.

Урок-«погружение» — изучение творчества одного композитора на примере

авторскими школами и т.д..

Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения

репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая

самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой

исполнения и т.д. Используя коллективные (групповые) формы организации урока, я

включаю урок — игру, урок — конкурс, урок — фантазию, урок — сюрприз и др.

Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках —

зачетах, уроках — тематических вечерах, уроках — концертах, уроках – конкурсах,

уроках для родителей (на родительских собраниях) и т.д.

Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что

фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии

коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество

педагога и учащегося, а также их родителей. Эти уроки служат увлекательным

исследованием, совместным представлением в искусстве самовыражения, поиском

гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, импровизации.

Все это способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих

МУЗЫКИ, обогащенной постоянно развивающимися цифровыми технологиями.

Мир прекрасен и увлекателен. Изучайте его! Творите! Познавайте!

1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор.

Санкт- Петербург» 2004.

2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.

5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся

пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М.,

6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

Источник

«Инновационные методы работы в классе фортепиано в ДШИ»

«Инновационные методы работы в классе фортепиано в ДШИ»

Преподаватель по классу фортепиано

МБУДО Новоспасской ДШИ Ульяновской области

Кашкина Ольга Владимировна

Инновация, в переводе с английского, — нововведение, новый подход к обучению, профессионализм.

Изменения, произошедшие в нашей жизни за последние десятилетия под влиянием электронных средств информации, требуют поиска новых подходов в преподавании фортепиано.

Значительные изменения произошли с самим человеком, в большей мере с обучающимися. В 21 веке отмечается рост безразличия к базовым ценностям, нарастание социальной напряжённости. Процветает потребительство во всех сферах деятельности.

В связи с этим от педагога – музыканта требуется постоянная вдумчивая работа над подбором музыкального репертуара, над которыми работает ученик, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями.

Задача педагога — каждый раз свежими глазами взглянуть на художественное музыкальное произведение, изучаемое с учеником. Даже в тех случаях, когда трудно найти новую деталь трактовки, – почти всегда есть возможность внести те или иные улучшения в процесс освоения этого произведения учеником, ускорить овладение техническими приёмами, – и сделать работу интересной и для себя, и для ученика.

Информационные технологии проникают во все сферы деятельности человека и позволяют выйти на другой уровень обучения. Работу творчески работающего преподавателя невозможно представить без применения компьютера и использования сети Интернет, которые способствуют повышению эффективности обучения.

Применение информационных технологий – мощный стимул для обучения и открывает дополнительные возможности в приобретении новых знаний:

— сведения о композиторах;

— сведения об исполнителях;

— прослушивание видеозаписей в сети Интернет;

— поиск новой нотной литературы;

— участие в Интернет конкурсах и фестивалях и др.

Всё это позволяет заинтересовать, оживить сложную, кропотливую, подчас, изнурительную и трудоёмкую работу над музыкальным произведением.

Необходимы новые, инновационные подходы к работе над произведением, начиная с его разбора до полного завершения.

Положения инновационной педагогики следующие:

— от знания к действию;

— компетентностный подход к обучению;

— духовно – нравственное развитие личности;

— использование современных теорий воспитания.

Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания, которое облегчает разбор текста. Есть два способа ознакомления с новым сочинением:

– с помощью педагога, который своим исполнением знакомит ученика с произведением, вдохновляя и стимулируя его к предстоящей работе;

– прослушивание изучаемого сочинения в аудиозаписи, видеозаписи, с помощью сети Интернет, в исполнении лучших пианистов. Очень важно прослушивание произведения с нотным текстом перед глазами. После предварительного ознакомления с новым произведением надо сделать его анализ:

· охватить общее строение и характер;

· характер частей и соотношение между ними;

· основные моменты трактовки;

· характерные технические приемы;

· обратить внимание на темп, тональность (знаки при ключе), размер.

Такой анализ проводится в форме беседы, во время которой педагог несколько раз проигрывает произведение целиком и по частям, знакомит ученика с биографией композитора, исполняемого произведения.

Работу над музыкальным произведением следует начинать с тщательного разучивания нотного текста в медленном темпе.

Ответственный момент на начальном этапе разбора произведения – выбор аппликатуры. Правильная и удобная аппликатура способствует максимально техническому и художественному воплощению содержания произведения. Необходимо найти самый рациональный способ решения этой задачи.

Желательно, чтобы он записывал аппликатуру всегда в присутствии ученика, предоставляя возможность участвовать в продумывании принятии того или иного решения.

Любое музыкальное произведение надо сразу учить правильными пальцами и верными штрихами и посвятить определенное время к заучиванию и запоминанию движения рук, тесно связанных с точным исполнением указаний, касающихся фразировки, штрихов, артикуляции, динамики. Отрабатывать движения целесообразно сначала отдельными руками в медленном темпе. Играя двумя руками, следует координировать движения, добиваясь полной свободы и непринужденности.

Более тщательной работы требуют сложные места. Чтобы трудности стали ясными нужно определить их специфику и подобрать соответствующие приемы игры, показать приёмы звукоизвлечения, дыхание фраз. У каждого ученика есть свои особенности, которые зависят от его музыкальных данных и общего развития.

Сложная и тонкая область, требующая постоянного воспитания и контроля – «пение» на фортепиано. Работа над звуком считается самой тяжелой и кропотливой. Одной из главных предпосылок достижения качественного звучания является умение вслушиваться в музыку – с первого до последнего звука, вплоть до его исчезновения. Ученик должен вникнуть в содержание произведения, воспроизвести артикуляционные и другие обозначения, поняв, что хотел выразить композитор в конкретном месте.

Важно воспитывать в учениках эстетическое отношение к звуку как носителю художественного образа. Исполнитель должен уметь выражать с помощью звука самые разные эмоции, самые сокровенные движения души. Этому нужно учить с малых лет. Ученик должен понимать разницу между понятиями: веселье и радость, мягкая печаль и глубокая скорбь, тревога и смятение, смиренность и покорность и т.д. Нужно учиться выражать все эти эмоции и состояния души с помощью характера звука.

Разучивая музыкальное произведение так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы. Полезно считать вслух как в начальном периоде разбора, так и при исполнении готового, выученного произведения. Причем в медленном темпе следует считать, ориентируясь на мелкие доли такта, а в подвижном темпе, с – на крупные доли. Поэтому педагог должен заставлять ученика в классе играть, считая, и требовать, чтобы то же самое он делал дома.

Динамика является одним из важных моментов в работе над произведением. Она поможет выявить кульминационные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с помощью которых композитор передает нарастание эмоционального напряжения или его спад.

Ученик должен выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность местных кульминаций соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. С их помощью ученик добьется плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к центральной кульминационной точке и без резких переходов осуществит спад. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом, сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.

Педагог должен постоянно обращать внимание на грамотное использование педали, рекомендовать самостоятельно проставить педаль и в дальнейшем скорректировать и объяснить, почему предпочтительнее та или иная педализация. Главное – суметь избежать крайностей: слишком экономной, сухой и, наоборот, чересчур обильной педализации.

Глубоко вникая и понимая авторские указания, относительно артикуляции, фразировки, штрихов, динамики, педализации и т.п., ученик становится участником творческого процесса. Все это в комплексе поможет ему раскрыть своеобразие стиля композитора и конкретного произведения.

Задачи заключительного этапа:

— умение играть произведение уверенно, убедительно;

— умение играть в любой обстановке, на любом инструменте.

Уверенность и убежденность исполнения достигается тогда, когда в игре не остается не только каких- то шероховатостей или логических неувязок, но когда устранены все технические и художественные трудности и проблемы.

Задача педагога — уметь настроить ученика перед концертным выступлением, внушить ему веру в свои силы, а после выступления отметить положительные результаты, проявить корректность в выражении критики. Негативная реакция педагога на неудачи учащихся вызывает у них страх к публичным выступлениям и неуверенность в себе. Педагог должен быть профессионально-требовательным, настойчивым и доброжелательным.

Роль педагога в процессе разучивания музыкального произведения огромна. Участие его должно быть активно-творческим с самого разбора текста до момента выхода ученика на сцену. Работа над музыкальным произведением не имеет предела. Она продолжается и после концертного выступления. Навыки для публичных выступлений приобретаются как в условиях классных и домашних занятий, так и на концертной эстраде. Следует постоянно напоминать ученику, что концертная обстановка требует полной сосредоточенности. Это одно из самых важных условий для преодоления волнения.

1. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Советский композитор, 1989. – 368 с.

2. Мндоянц А.А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике. – М.: Изд.ЦМШ при МГК им. П.И.Чайковского, 2005. – 86 с.

3. Седракян Л.М. Техника и исполнительские приемы фортепианной игры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Музыкальное образование”. – М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2007. – 94 с.

4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. “Музыка и пение”. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-ХХI, 2001. – 176 с.

Источник

Читайте также:  Morning ноты для саксофона
Оцените статью