Инновационный урок по фортепиано

Педразвитие

Автор: Викольская Ольга Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
Населённый пункт: МО, г.о. Мытищи, пос. Тур. пансионат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационные формы обучения на уроках фортепиано»
Дата публикации: 26.09.2019
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

г.о. Мытищи Московской области

«Жостовская сельская детская школа искусств»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

преподаватель по классу

Глава 1. Формы и методы традиционного урока

Глава 2. Формы и методы инновационных уроков

Глава 3. Группы урока

Глава 4. Виды урока

Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения

За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период

представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для

детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу,

имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм

программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического

мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению инновационных

музыкальным занятиям, повысить образовательный статус, привлечь родителей к

В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и

методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является

Современный мир предлагает нам активно искать новые формы и

методы развития музыкального искусства, а также новые способы ведения урока,

увлекательное для подрастающего поколения. Это инновационное направление в

музыкальном искусстве, предлагающее преподавателям по фортепиано широкий

спектр развития в учебном процессе.

Глава 1. Формы и методы традиционного урока

структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение

нового в практической работе на уроке и в выполнении

домашних заданий. В

фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как

правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в

артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью

комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых

знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно

предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы, построенных

инновационными (нетрадиционными). Построение таких уроков тесно связано с

цифровыми технологиями и т.д.

Глава 2. Формы и методы инновационных (нетрадиционных) уроков

п р а к т и к е

и с п о л ь з у ю

ф о р м у инновационных

(нетрадиционных) уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя,

объединяющие их в один учебный процесс с элементами импровизации:

урок — в глубины моря-океана,

урок — ритмы джаза,

урок — музыка дождя,

урок — послушаем птиц;

урок — звуки осени,

урок — звуки зимы,

урок — звуки весны ,

урок — звуки лета,

урок – музыка нас окружает везде,

урок — музыка народов мира,

урок — народное творчество в звуках и ритмах,

урок — легенды и мифы,

урок – изучение цифровых технологий на примере электронного фортепиано и

синтезатора (изучение различных стилей, тембров).

У каждого преподавателя найдутся свои способы самовыражения в творческом

процессе, — источник вдохновения неиссякаем… Опираясь на свой личный опыт,

можно и нужно искать инновационные пути решения педагогических задач, чтобы

технологий, к электронным инструментам (электронное фортепиано, синтезатор).

знания в композиции, импровизации. Обладая этими познаниями, можно свободно

приступать к творческим задачам и привлекать в процесс своих учеников.

Не секрет, что современные юные музыканты также в достаточной степени

продвинуты в цифровых технологиях. Им будет интересно развиваться в данном

направлении. Преподаватель не должен уступать в познаниях своим ученикам. Он

временем, проявлять огромный интерес к жизни и интенсивно развиваться.

Глава 3. Группы урока

игра-путешествие в разные страны,

экскурсии в различные музеи мира.

В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к

импровизационной (нетрадиционной) форме обучения, чтобы повысить интерес к

сотворчестве с учениками и их родителями.

Глава 4. Виды урока

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных

сочинений тех или иных композиторов.

исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное

или ритмическое лото для освоения нотной записи).

Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее

заданные роли в вымышленной ситуации.

Урок — импровизация – сочинение мелодий, подбор по слуху простых форм

аккомпанемента в разных стилях и жанрах.

Урок — сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения

Урок — сказка – сочинение на заданный сюжет, проигрывание каждой роли.

Урок — прогулка – путешествие по парку, слушание шума ветра, пения птиц, —

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по

отношению к другому ученику.

выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других

учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).

Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.

Урок-«погружение» — изучение творчества одного композитора на примере

авторскими школами и т.д..

Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения

репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая

самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой

исполнения и т.д. Используя коллективные (групповые) формы организации урока, я

включаю урок — игру, урок — конкурс, урок — фантазию, урок — сюрприз и др.

Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках —

зачетах, уроках — тематических вечерах, уроках — концертах, уроках – конкурсах,

уроках для родителей (на родительских собраниях) и т.д.

Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что

фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии

коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество

педагога и учащегося, а также их родителей. Эти уроки служат увлекательным

исследованием, совместным представлением в искусстве самовыражения, поиском

гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, импровизации.

Все это способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих

МУЗЫКИ, обогащенной постоянно развивающимися цифровыми технологиями.

Мир прекрасен и увлекателен. Изучайте его! Творите! Познавайте!

1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор.

Санкт- Петербург» 2004.

2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.

3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.

4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.

5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся

пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М.,

6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.

Источник

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»

Мария Анатольевна Карабак

ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»

НАО, п. Искателей

Полное взаимопонимание учителя и ученика

— одно из важных условий плодотворности

Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.

Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.

Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.

Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.

Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.

Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).

Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.

Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.

Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.

Источник

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
Открытый урок 30.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано

с применением традиционной

и инновационных технологий».

преподаватель по классу фортепиано:

Павлова Зоя Николаевна

г. Инта, Республика Коми

Открытый урок по теме:

«Работа над музыкальным образом

в классе фортепиано

с применением традиционной

и инновационных технологий».

  1. Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
  1. Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
  2. Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
  3. Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
  1. Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
  2. Развивать техническую оснащённость.
  1. Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
  2. Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Вид урока: интегрированный.

Форма урока: урок с элементами исследования.

  1. Развивающего обучения
  2. Творческая лаборатория
  3. Художественно-эстетическая
  4. Информационно-компьютерная
  5. Здоровьесберегающая
  1. Фортепиано
  2. Стул
  3. Подставка под ноги
  4. Сборники нот
  5. Иллюстрации и рисунки
  6. Русские народные сказки
  7. Ноутбук
  8. Синтезатор
  9. Таблица
  10. Портреты композиторов
  1. Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  2. У неё сформирован музыкальный образ;
  3. Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

— сообщение темы и постановка задач;

— теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

— практическая часть: работа над произведением;

— Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

— Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.

Настрой на работу.

Педагог : сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский?

Ученица : я не знаю.

Педагог : А Александр Лубянцев?

Ученица : тоже не знаю.

Педагог: Карина, а сказки ты любишь?

Ученица: да, очень!

Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?

Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.

Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал?

Ученица: в консерватории в Ростове.

Педагог: А когда была написана пьеса?

Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький.

Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую?

Ученица: «Новая кукла».

Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает?

Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая.

Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.

Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.

Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.

Ученица: У меня получилось так.

Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?

Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.

Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.

Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева.

Ученица: исполняет произведение.

Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка.

Педагог: Опиши, какие у неё волосы?

Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.

Педагог: А тембр голоса можно угадать?

Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.

Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?

Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.

Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать?

Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная.

Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре.

Ученица: играет отрывок.

Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы.

Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта.

Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков.

Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу.

Педагог: О чем же говорят нам интервалы?

Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная.

Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?

Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом.

Педагог: А как помогает динамика?

Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность.

Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой?

Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила.

Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды.

Ученица: играет аккорды.

Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:

  1. Вначале со счетом в ладоши;
  2. В ладоши на слух;
  3. Ладонью по колену;
  4. Ладонью по крышке;
  5. На клавиатуре;
  6. Все на одном движении.

Ученица: выполняет упражнения.

Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует.

Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?

Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!

Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе.

Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе.

Источник

Читайте также:  Клиренс ниссана ноте 2011
Оцените статью