Педразвитие
Автор: Викольская Ольга Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО «Жостовская СДШИ»
Населённый пункт: МО, г.о. Мытищи, пос. Тур. пансионат
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Инновационные формы обучения на уроках фортепиано»
Дата публикации: 26.09.2019
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
г.о. Мытищи Московской области
«Жостовская сельская детская школа искусств»
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
преподаватель по классу
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
Глава 2. Формы и методы инновационных уроков
Глава 3. Группы урока
Глава 4. Виды урока
Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения
За свой многолетний опыт работы я убедилась, что начальный период
представляет собой определенную трудность для освоения знаний и навыков для
детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведь ученики приходят в школу,
имея разную степень развития. Необходимо выработать определенный алгоритм
программы обучения в освоении нотной грамоты, организации пианистического
мышления. Прогрессивные преподаватели стремятся к введению инновационных
музыкальным занятиям, повысить образовательный статус, привлечь родителей к
В данном направлении уже накоплен немалый опыт по формам организации и
методам обучения игре на фортепиано. Традиционной формой обучения является
Современный мир предлагает нам активно искать новые формы и
методы развития музыкального искусства, а также новые способы ведения урока,
увлекательное для подрастающего поколения. Это инновационное направление в
музыкальном искусстве, предлагающее преподавателям по фортепиано широкий
спектр развития в учебном процессе.
Глава 1. Формы и методы традиционного урока
структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение
нового в практической работе на уроке и в выполнении
домашних заданий. В
фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока. Как
правило, на уроке фортепиано работа над музыкальным произведением ведется в
артикуляционные, звуковые задачи, овладение педализацией и т.д.. Разновидностью
комбинированного урока является тематический урок, как урок сообщения новых
знаний. На таких уроках изучается одно направление, но в разных стилях и жанрах.
Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно
предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы, построенных
инновационными (нетрадиционными). Построение таких уроков тесно связано с
цифровыми технологиями и т.д.
Глава 2. Формы и методы инновационных (нетрадиционных) уроков
п р а к т и к е
и с п о л ь з у ю
ф о р м у инновационных
(нетрадиционных) уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя,
объединяющие их в один учебный процесс с элементами импровизации:
урок — в глубины моря-океана,
урок — ритмы джаза,
урок — музыка дождя,
урок — послушаем птиц;
урок — звуки осени,
урок — звуки зимы,
урок — звуки весны ,
урок — звуки лета,
урок – музыка нас окружает везде,
урок — музыка народов мира,
урок — народное творчество в звуках и ритмах,
урок — легенды и мифы,
урок – изучение цифровых технологий на примере электронного фортепиано и
синтезатора (изучение различных стилей, тембров).
У каждого преподавателя найдутся свои способы самовыражения в творческом
процессе, — источник вдохновения неиссякаем… Опираясь на свой личный опыт,
можно и нужно искать инновационные пути решения педагогических задач, чтобы
технологий, к электронным инструментам (электронное фортепиано, синтезатор).
знания в композиции, импровизации. Обладая этими познаниями, можно свободно
приступать к творческим задачам и привлекать в процесс своих учеников.
Не секрет, что современные юные музыканты также в достаточной степени
продвинуты в цифровых технологиях. Им будет интересно развиваться в данном
направлении. Преподаватель не должен уступать в познаниях своим ученикам. Он
временем, проявлять огромный интерес к жизни и интенсивно развиваться.
Глава 3. Группы урока
игра-путешествие в разные страны,
экскурсии в различные музеи мира.
В последнее время в своей педагогической практике я очень часто прибегаю к
импровизационной (нетрадиционной) форме обучения, чтобы повысить интерес к
сотворчестве с учениками и их родителями.
Глава 4. Виды урока
Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных
сочинений тех или иных композиторов.
исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.
Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное
или ритмическое лото для освоения нотной записи).
Урок — ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее
заданные роли в вымышленной ситуации.
Урок — импровизация – сочинение мелодий, подбор по слуху простых форм
аккомпанемента в разных стилях и жанрах.
Урок — сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения
Урок — сказка – сочинение на заданный сюжет, проигрывание каждой роли.
Урок — прогулка – путешествие по парку, слушание шума ветра, пения птиц, —
Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по
отношению к другому ученику.
выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.
Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.
Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других
учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).
Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.
Урок-«погружение» — изучение творчества одного композитора на примере
авторскими школами и т.д..
Глава 5. Индивидуальные и коллективные формы обучения
репертуаром, даются понятия жанра, образности, стилевые особенности, включая
самостоятельную работу, чтение с листа, работу над звуком, работу над техникой
исполнения и т.д. Используя коллективные (групповые) формы организации урока, я
включаю урок — игру, урок — конкурс, урок — фантазию, урок — сюрприз и др.
Коллективные формы организации деятельности учащихся я использую на уроках —
зачетах, уроках — тематических вечерах, уроках — концертах, уроках – конкурсах,
уроках для родителей (на родительских собраниях) и т.д.
Резюмируя все вышесказанное, в практике своей работы я убедилась, что
фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной активности, развитии
коммуникативных качеств учащихся. Такие уроки превращаются в сотворчество
педагога и учащегося, а также их родителей. Эти уроки служат увлекательным
исследованием, совместным представлением в искусстве самовыражения, поиском
гармонии и совершенства, развитию творческой мысли и фантазии, импровизации.
Все это способствует богатому духовному и нравственному развитию подрастающих
МУЗЫКИ, обогащенной постоянно развивающимися цифровыми технологиями.
Мир прекрасен и увлекателен. Изучайте его! Творите! Познавайте!
1. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор.
Санкт- Петербург» 2004.
2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
3. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
4. Методическая культура педагога- музыканта: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений /под редакцией Э. Б. Абдулина.- М., 2002.
5. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся
пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/ под редакцией Я. Мильштейна – М.,
6. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
Источник
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
«ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО»
Мария Анатольевна Карабак
ГБУ ДО НАО «ДШИ п. Искателей»
НАО, п. Искателей
Полное взаимопонимание учителя и ученика
— одно из важных условий плодотворности
Одной из задач музыкального образования в условиях детской школы искусств является формирование будущей самостоятельности ученика, пробуждение и развитие интереса к музыке и искусству в целом, воспитание культуры и веры в свои возможности.
Современная ситуация в музыкальном образовании сегодня складывается таким образом, что педагогу приходится обучать детей самого различного уровня одарённости и подготовки. Многие из учеников не имеют к моменту поступления в школу необходимого уровня развития музыкальных способностей и умения учиться. Ребенок приходит в музыкальную школу и педагогу приходится обучать его, независимо от уровня музыкальных данных. В процессе обучения ученик должен получить необходимые навыки и знания. При этом важной задачей педагога является поиск новых методов и технологий, отвечающих интересам современной молодёжи и эффективно влияющих на формирование их музыкальных знаний, умений и навыков.
Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе выявления их личностных интересов.
Информационные компьютерные технологии мы применяем при разучивании новых произведений. Их использование позволяет ученику узнать сведения о композиторах, ознакомиться с краткой характеристикой их творчества, прослушать сочинения, найти информацию об исполняемых музыкальных произведениях, а так же, с помощью интернета мы можем найти необходимый нотный материал, подходящие аудио и видеоматериалы, картины, фото и другие материалы, помогающие в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении. На сольном концерте моей ученицы мы использовали презентацию для разнообразия восприятия информации, установления контакта с публикой и наглядного изображения успехов ученицы.
Проблемно-развивающая технология способствует тесному сотрудничеству учителя и ученика. У детей проявляется неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Например, работая над пьесой Н. Тороповой «Цветок и бабочки», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие материалы: иллюстрации различных цветков и бабочек, ученица нарисовала свой рисунок, изображающий данные образы, словесно охарактеризовывали их, описывали внешний вид. Ребёнку предлагалось представить силой своего воображения эти яркие персонажи. Такая технология способствует формированию мышления учеников, умений и навыков активного речевого общения, формирует положительные эмоции на уроке.
Частично мы применяем технологии эффективных уроков, а именно уроки фортепиано основаны на межпредметных связях (с сольфеджио, слушанием музыки, музыкальной литературой, историей, литературой, физикой и т.д.). На уроках мы исследуем, делаем устные рецензии (т.е. анализируем, например, прошедший академический концерт), публичные формы общения – интернет-конкурсы (используем видеозаписи собственных уроков, выступлений).
Также, на уроках фортепиано мы прибегаем к технологии коллективной творческой деятельности и взаимоконтроля. На таких уроках учащиеся работают парами в ансамбле. Им предоставляется возможность самостоятельно находить творческие решения в изучаемом произведении, а так же слушать друг друга и корректировать ошибки своего партнёра.
Не обойтись на уроках фортепиано и без здоровьесберегающих технологий. В целях экономии образовательных ресурсов ученика, сохранения внимания и улучшения качества усвоения материала, а так же во избежание некорректного использования игрового аппарата мы выполняем различные физические упражнения в зависимости от стоящей перед нами задачи на данном этапе обучения. А так же соблюдаем требования СанПина и элементарные правила гигиены.
Личностно-ориентированные методы и технология уровневой дифференциации обучения. Такое обучение создаёт условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Программа дифференцированного подхода развития каждого ребёнка предусматривает учёт индивидуальных, психологических особенностей, художественно-творческих способностей, состояния здоровья и ситуации в семье.
Источник
Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
преподаватель по классу фортепиано:
Павлова Зоя Николаевна
г. Инта, Республика Коми
Открытый урок по теме:
«Работа над музыкальным образом
в классе фортепиано
с применением традиционной
и инновационных технологий».
- Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
- Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
- Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато), обучение выразительному исполнению;
- Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
- Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
- Развивать техническую оснащённость.
- Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
- Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
- Развивающего обучения
- Творческая лаборатория
- Художественно-эстетическая
- Информационно-компьютерная
- Здоровьесберегающая
- Фортепиано
- Стул
- Подставка под ноги
- Сборники нот
- Иллюстрации и рисунки
- Русские народные сказки
- Ноутбук
- Синтезатор
- Таблица
- Портреты композиторов
- Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
- У неё сформирован музыкальный образ;
- Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
— сообщение темы и постановка задач;
— теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
— практическая часть: работа над произведением;
— Здравствуй, Карина. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
— Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки.
Настрой на работу.
Педагог : сегодня у нас не совсем обычный урок. Я хочу задать тебе несколько вопросов. Кто такой Модест Петрович Мусоргский?
Ученица : я не знаю.
Педагог : А Александр Лубянцев?
Ученица : тоже не знаю.
Педагог: Карина, а сказки ты любишь?
Ученица: да, очень!
Педагог: Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?
Ученица: мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.
Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что А.Хевелев – известный пианист и педагог. Где он работал?
Ученица: в консерватории в Ростове.
Педагог: А когда была написана пьеса?
Ученица: Хевелев написал много пьес, целый альбом, когда был маленький.
Педагог: Да, в совершенно юном возрасте он был очарован «Детским альбомом» П.И. Чайковского, в котором есть произведение «Баба-Яга». Ты тоже играешь пьесу из «Детского альбома». Какую?
Ученица: «Новая кукла».
Педагог: Как ты думаешь, Карина, музыка точно передаёт образ новой куклы, что он выражает?
Ученица: Этот образ выражает радость, кажется, что девочка танцует вместе с куклой. Музыка лёгкая, ласковая.
Педагог: А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Помнишь, в начале урока я тебя спрашивала о композиторе Мусоргском? Он написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.
Ученица: Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.
Педагог: Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.
Ученица: У меня получилось так.
Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?
Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, деминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.
Педагог: Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Хевелев написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.
Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга» А. Хевелева.
Ученица: исполняет произведение.
Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушонка.
Педагог: Опиши, какие у неё волосы?
Ученица: У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.
Педагог: А тембр голоса можно угадать?
Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.
Педагог: Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?
Ученица: Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.
Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. Форма пьесы трехчастная. Что ты можешь о ней сказать?
Ученица: В этой пьесе повторяются 1 и 3 части, а средняя часть отличается по музыке – она яркая, более выразительная.
Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов, иногда прерывистых, маловыразительных и повторяющихся, что характеризует ещё и угрюмую, ушедшую в себя, сосредоточенную на своем деле особу. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, которая выписана композитором колоритно, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень сухим, упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь, и все это в миноре.
Ученица: играет отрывок.
Педагог: Дальше двигаемся. Проанализируем интервалы.
Ученица: я помню, колючая секунда и тревожная упрямая кварта.
Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с предыдущих уроков.
Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе Бабу-Ягу.
Педагог: О чем же говорят нам интервалы?
Ученица: Они показывают характер Бабы-Яги, она злая, упрямая, страшная.
Педагог: Посмотри на клавиатуру. Какие регистры задействованы и для чего?
Ученица: низкие ноты передают голос Бабы-Яги, она разговаривает почти басом.
Педагог: А как помогает динамика?
Ученица: она часто меняется, поэтому чувствуется тревожность.
Педагог: Да, посмотри какой разброс от пиано до форте, частые крещендо и диминуэндо говорят о том, что Баба-Яга – неуравновешенная особа. Вот видишь, ты сама смогла все увидеть и понять. Давай рассмотрим вторую часть. Что сразу отличает её от первой?
Ученица: Во второй части – аккорды, трудные и красивые, но я их уже выучила.
Педагог: Я согласна, аккорды – тревожные, причудливые, волшебные – сразу понятно, что мы в сказке. Меняется фактура – она становится насыщенной, более густой. Кроме того, важную роль здесь играет ритм (ещё одно выразительное средство). На сцену выходит синкопа. Тут придется потрудиться. Покажи аккорды.
Ученица: играет аккорды.
Педагог: Хорошо, ты играешь достаточно ловко, но пока нет в игре свободы. Я советую тебе поиграть разными способами: цепочку главных аккордов; крайние звуки, обратные; в заключение – не глядя на клавиатуру. А над синкопой поработаем так:
- Вначале со счетом в ладоши;
- В ладоши на слух;
- Ладонью по колену;
- Ладонью по крышке;
- На клавиатуре;
- Все на одном движении.
Ученица: выполняет упражнения.
Педагог: Какую сцену мы здесь нарисовали?
Ученица: Я думаю, что Баба-Яга колдует.
Педагог: Конечно, она совершает какие-то магические ритуалы, какой-то волшебный обряд; прыгает, гикает, потрясает своей корявой клюкой в воздухе. Вот так аккорды и синкопа придали всему зловещий налет, погрузили нас в атмосферу страшной сказки. А в конце пьесы, в третьей части Баба-Яга уходит, и лишь издалека нам чудятся звуки, напоминающие о ней. Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?
Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!
Педагог: Несомненно! А мы, чтобы ещё больше почувствовать тембральные краски, поиграем на синтезаторе.
Ученица: пробует сыграть мотивы первой части и аккорды средней части на ситезаторе.
Источник