Инструктивный» материал, его роль в процессе обучения игре на музыкальном инструменте
Возможна ли выработка профессиональной виртуозной техники без специального музыкального материала («Музыкальной инквизиции»)? Следует помнить, что до начала 19 века основой обучения игре на муз. инструменте был художественный материал. Но затем количество инструктивного материала стало лавинообразно нарастать (совершенствовались инструменты, усложнялся исполнительский материал и т.д.), обозначился путь «от техники к музыке». Следствием рационалистического подхода к искусству стало ложное заключение, что только путь от простого к сложному, то есть поступенность в овладении навыками гарантирует успех. Однако прогрессивная педагогическая практика подтверждает, что воспитание высокой культуры игровых движений вовсе не нуждается в чрезмерной их детализации и механических схемах, которые можно увидеть в некоторых технических нотных сборниках. (Мнение: в процессе воспитания музыканта возможны скачки; этот мат-л отвлекает от работы над худ-м материалом; он отнимает время, энергию часто приводит к профес-м заболеваниям).
На тему надобности инструктивного материала существует много разных мнений. (Чрезмерное кол-во – вред, техника как самоцель – формализм, «ремесло». При этом Я.Хейфец, С.Рихтер и др. с удовольствием им занимались).
Психологи установили закономерность: при исполнении чисто технического задания практически невозможно задействовать наиболее важные творческие механизмы человека, особенно фантазию.
Тем не менее, рассмотрим, что есть инструктивный материал? Зачем он нужен? Речь идёт о вспомогательном исполн. материале: упражнениях, гаммах, этюдах.
Мнение: подобный материал нужен, так как воспитание технических навыков есть необходимая предпосылка успешного решения исполнительских задач. Работа над техникой это: последовательное накопление и планомерное развитие основных приёмов игры, их разнообразных сочетаний и видоизменений; овладение определёнными приёмами (навыками), необходимыми при изучении конкретного произведения. Отношение к принципу постепенности и последовательности накопления навыков как к основе систематических занятий.
Смысл работы над упражнениями: максимально конкретная работа над технич. проблемой — достижение звучащей выразительной техники, работа над беглостью и кантиленой. Максимальное расчленение задач.
Гаммы – ладовые последовательности звуков, признанный многими тренировочный материал (цель и задачи: укрепление чувства тональности; достижение ровности падения и пальцев; развитие управляемой пальцевой беглости, пассажной техники; совершенствование приёмов звукоизвлечения ). Но формальное, механическое изучение неэффективно. Польза, когда видна связь с худ. материалом.
Этюды. Выбор этюдов должен соответствовать исполнительским задачам каждого периода обучения. Необходимо отбирать наиболее ценные и технически разнообразные этюды. Типы этюдов: мелодический, технический, художественный. Возможность замены этюдов пьесами виртуозного склада. Штриховое, метро-ритмическое, фактурное варьирование этюда в целях его всестороннего использования. Значение «больших» этюдов для развития выдержки в преодолении трудностей.
Распределение времени на инструктивный материал в зависимости от периода обучения и этапа работы над материалом.
Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 2538 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Портал образования
Автор: Ильина Галина Анатольевна
Должность: Преподаватель по классу «Гитара» и «Аккордеон»
Учебное заведение: МБУ ДО «ДШИ № 39»
Населённый пункт: пгт Инской
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Работа над инструктивным материалом в классе гитары»
Дата публикации: 18.09.2018
Раздел: дополнительное образование
Кемеровский государственный университет культуры и искусства
И. Н. С. Дополнительное профессиональное образование
Работа над инструктивным материалом в классе гитары
Выполнил: Ильина Галина Анатольевна
Преподаватель по классу гитары
Рябчевская Жанна Александровна
Кемерово 2014 г.
Работа над инструктивным материалом в классе гитары……………………..5
посредством игровых движений.
движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приёмы
звукоизвлечения, штрихи, свободное ориентирование на грифе – приобретается
инструктивного материала: гаммами, упражнениями, основными техническими
двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее преодолеваются
существенную и неотъемлемую часть учебного процесса.
Технический аппарат призван гибко выполнять музыкально-художественные
намерения исполнителя, быть ловким, точным, скоординированным, выносливым.
Ловкость – развивается постепенным повышением скорости смены игровых
Сила – двигательные качества, связанные с напряжением мышц, важная в
гитарной технике из–за небольших динамических возможностей инструмента.
Выносливость – необходима при исполнении виртуозных произведений и
пьес. Тренировать выносливость можно лишь до появления мышечной усталости.
Ученик должен разбираться в своих двигательных ощущениях и анализировать
их. Выносливость связана со свободой исполнительского аппарата —
напряжения и освобождения.
требует чёткого осознания цели движения, ясного предслышания каждого звука.
Слуховой и двигательные методы, выступают как две стороны одного процесса.
Избирая путь развития учащегося, педагог должен представлять общий характер
музыкально-слуховых данных ученика.
1. Музыкально-моторно одарённые ученики;
приобретает развитие слухового опыта, обогащение его эмоционального мир.
3. Музыкально-одарённые учащиеся со средним уровнем моторных данных,
техническая сторона требует специального внимания.
представлений, воспитание культуры мышечных ощущений.
2. Работа над инструктивным материалом в классе гитары
«Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман. Гаммы
изучаются на всех ступенях музыкального обучения. Они одинаково полезны как
начинающему, так и весьма подвинутому ученику, и даже опытному искусному
исполнителю. «Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в
гаммах сделается излишним» — замечает Карл Черни. Изучение гамм позволяет
овладеть основными формулами гитарной техники. На практике познакомиться с
познакомиться с основными аппликатурными формулами, выработать пальцевую
чёткость, ровность, беглость.
Задачи при игре гамм:
Освоение техники переходов в другие позиции;
Работа над беглостью;
Работа над динамикой.
Гаммы предназначены в первую очередь, для развития и укрепления навыка
организованной и уверенной игры, координации действий пальцев обеих рук. С
помощью гамм отрабатывается один из сложных компонентов техники игры на
гитаре — переход со струны на струну.
указательным и средним пальцем по три или четыре щипка на ноту, с лёгким
акцентированием каждой первой в группе, создаёт ритмичный пульс правой руки,
который дисциплинирует общее движение, воспитывает чувство ритма. При этом
вырабатываются и другие элементы исполнительской техники:
способствуют ритмические акценты в правой;
Экономия движений, ибо в таких условиях начинающему ученику легче
следить за высотой поднятия пальцев левой руки над струнами;
Самостоятельность и динамическая ровность щипка и удара, так как при
триольных репетициях акценты постоянно попадают на разные пальцы
Приступая к работе над гаммами и упражнениями, необходимо с первых
шагов вырабатывать у ученика обострённый метроритмический тонус. Игра гамм
вне ритма – организующего иммобилизующего средства — напрасно потерянное
время. Именно ритм стимулирует виртуозность пассажной и аккордовой техники.
Источник
Методическое сообщение “Работа над инструктивным материалом с учащимися начальных классов (гитара)
материал на тему
Техническая оснащенность гитариста — пальцевая беглость, коо рдинация движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи, и т. д. — приобрет ается путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, упражнениями, этюдами. Их освоение способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее преодолеваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie_rabota_nad_instruktivnym_materialom_s_uchashchimisya_nachalnyh_klassov_gitara.docx | 42.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сообщение: “Работа над инструктивным материалом с учащимися начальных классов (гитара)”
Преподавателя МБУ ДО ДШИ города Вышний Волочек Ваваева Ю.В.
Исполнительское мастерство должно опираться на гибкую, подвижную связь между сферой эмоций и мыслей музыканта и средствами их выражения. Технический аппарат призван гибко выполнятьмузыкально-художественные намерения исполнителя, быть достаточно ловким, точным, пластичным и координированным.
Техническая оснащенность гитариста — пальцевая беглость, координация движений, умение выбрать оптимальную аппликатуру, разнообразные приемы звукоизвлечения, штрихи, и т. д. — приобретается путем тщательной систематической работы над различными видами инструктивного материала: гаммами, упражнениями, этюдами. Их освоение способствует выработке определенных двигательных стереотипов, на основе которых легче и быстрее преодолеваются технические трудности, встречающиеся в художественных произведениях. Поэтому изучение инструктивного материала необходимо рассматривать как существенную неотъемлемую часть учебного процесса, но вместе с тем понимать его подчиненное значение , не преуменьшая и не преувеличивая его роли.
К основным свойствам исполнительского аппарата следует отнести скорость (быстроту движений), ловкость, силу и выносливость.
Быстрота движения пальцев и кисти, перестройка исполнительского аппарата при изменении фактуры пассажей в значительной мере обусловлены подвижностью нервных процессов, способностью к их быстрым сменам, что выражается в пальцевой беглости. Быстрота зависит также от точной координации и синхронности движений пальцев обеих рук.
Ловкость позволяет выполнять сложные движения в различных игровых ситуациях. Она необходима гитаристу в пассажной технике, смене позиций, скачках, быстрых и неожиданных переносах пальцев правой руки на крайние струны, от грифа к подставке (и наоборот) и т. д. Ловкость развивается постепенным повышением скорости смены игровых движений и их многократным повторением в быстром темпе. Тренировка в замедленном движении не обеспечивает развития ловкости.
Сила — двигательное качество, которое связано с напряжением мышц, важное в гитарной технике из-за небольших динамических возможностей инструмента. Основным нюансом у гитариста здесь является форте. Работая над произведениями, требующими большой звучности и высокого темпа, следует соблюдать осторожность и увеличивать нагрузку постепенно, особенно при выработке силы и быстроты движений одновременно.
Выносливость особенно необходима гитаристу при исполнении виртуозных произведений и пьес с очень сложной фактурой в левой руке, при частом использовании баррэ. Без необходимой выносливости гитарист не сможет выдержать большое напряжение во время домашних занятий или концертных выступлений.
Тренировать выносливость можно лишь до появления мышечной усталости и ощущения скованности в руках. Под влиянием тренировки совершенствуется нервно-мышечный аппарат, движения становятся экономнее, свободнее. Сокращение мышц занимает все меньшую часть рабочего цикла, а период расслабления и отдыха становится длиннее.
Совершенствование одних качеств благотворно влияет на другие: например, развитие беглости способствует увеличению ловкости и выносливости. Все двигательные компоненты нуждаются в постоянной поддержке, поэтому гитаристу необходимо регулярно заниматься технической работой, отдавая ей примерно треть своего рабочего времени. Ученик также должен разбираться в своих двигательных ощущениях и анализировать их. Этому анализу его обучает педагог.
Какие примерные технические требования предъявляются для учащихся 1 и 2 класса?
В течение учебного года учащийся должен изучить:
* упражнения на основе 1 позиции;
» 4-5 этюдов на различные виды техники с минимальным количеством ключевых знаков (наизусть);
« гамма до-мажор аппликатура М.Каркасси, основной способ звукоизвлеченияапояндо, аппликатура правой руки — «m -i», игра гаммы репетициями по1, 2, 3, щипка на ноту;
* понятие об аккорде, мажорное и минорное трезвучие, гармонические каденции;
» понятиеотемпах: moderato», allegretto, andante, allegro
» динамическая шкала — «р — f’ (условное).
В течение учебного года учащийся должен изучить:
» упражнения для большого пальца, малое «баррэ»;
» 4-5 этюдов на различные виды техники (наизусть);
» гамма до-мажор аппликатура А.Сеговия основной способ звукоизвлеченияапояндо, аппликатура правой руки — «m -i «, «m — а», «, игра репетициями;
» играть гаммы ритмическими фигурациями — дуолями, триолями; квартолями
» понятие о темпах и динамических оттенках: Largo, Lento, andantino, vivo, ritenuto ,crescendo, diminuendo, mp, mf;
На первых уроках с учащимися первого класса я занимаюсь постановкой правой руки и упражнениями, необходимыми для постановки звука.
Постановка правой руки является одним из важнейших компонентов, определяющих качество гитарного звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Современная постановка базируется на принципах, отчасти изложенных в «Школах» Ф. Сора и Д. Агуадо, а также применявшихся ранее при игре на струнных щипковых инструментах (виуэла, лютня). Главное отличие такой постановки от той, что была выработана Ф. Таррегой, — в «непереломленном» запястье, при котором кисть представляет собой как бы продолжение предплечья, что ведет, в свою очередь, к диагональному, а не перпендикулярному направлению оттягивания струны’
Звукоизвлечение — одна из самых сложных и важных составляющих искусства игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого, богато окрашенного обертонами и вместе с тем достаточно громкого звука требует особого внимания к работе над ним. Требовать от ученика играть на гитаре сразу ногтевым способом я не вижу необходимости, поскольку ногти у них еще тонкие, хрупкие.
Для щипка струны необходим важный предшествующий этап — установка пальцев на струны, постановка правой руки. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма.
Игра с опорой по 6,5 и 4 струнам большим пальцем, причем остальные пальцы правой руки также находятся на струнах( 3,2 и 1 ). При работе над этим упражнением ученику объясняются такие понятия как положение креста, выпуклость запястья, угол атаки на струну.
Игра с опорой по 1 струне указательным и средним пальцами по очереди. В этом упражнении очень важно ровность игры. В дальнейшем оно используется для работы с левой рукой, ознакомления с длительностями нот. Большой палец находится на 6 струне, создавая опору для кисти.
Техника гитарной игры предполагает множество различных видов движения. Одним из основных является арпеджио. Арпеджио широко используется во многих произведениях, имеющих разную жанровую основу: этюдах, сонатах, каприччио и др. Существует огромное количество видов арпеджио. Они объединяются в определенные группы, которые имеют свои особенности исполнения.
Третье упражнение. Арпеджио
Игра без опоры пальцами Ima ,т.е. защипывание 3,2,1 струны приемом Tirando, когда палец правой руки, не задевая соседнюю струну, проходит выше ее внутрь ладони по диагонали. Следует отметить важный момент: при оттягивании струны используется весь палец, а не только последняя фаланга, что позволяет сохранять неизменное положение кисти. Кисть не должна «дергаться» при извлечении каждого звука, все усилия совершает только палец. Большой палец находится на 6 струне.
Большой палец защипывает 6 струну с опорой, останавливаясь на 5 струне, указательный, средний и безымянный 3,2 и 1 без опоры. Играется это упражнение репетициями по два щипка.
Упражнения на арпеджио следует играть медленно и полнозвучно, сознательно напрягая пальцы. При дальнейшем ускорении темпа проигрываемых упражнений звучание само собой ослабнет, пальцы избавятся от излишнего напряжения. Результатом таких занятий будет ровность в арпеджио; его звучание будет напоминать звук равномерного накатывания волн, вырастет динамический диапазон.
Почему удвоение каждого звука дает наиболее ощутимый результат? Потому что, играя одним и тем же пальцем подряд по одной и той же струне, исполнитель создает наиболее сложную для пальца ситуацию: при беспрерывной игре трудно расслабиться, четко осознавать каждое движение. Лучше играть в медленном темпе, контролируя извлекаемый звук и свои ощущения.
Следующий этап – это работа над постановкой левой руки.
На первых этапах обучения необходимо уделять внимание не только положению кисти и пальцев на грифе, но и постановке левой руки в целом. Удобнее всего рука располагается, если пальцы находятся в пятой-шестой позициях на третьей струне. Плечо при этом свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, ее части — предплечье, запястье и пясть — образуют единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть не прижат к туловищу, кисть почти параллельно грифу, пальцы слегка наклонены влево’.
Первоначальные действия пальцев целесообразно отрабатывать именно в высоких (пятой-седьмой) позициях.
Передвижение левой руки по грифу, различные положения пальцев во время игры требуют согласованной работы плеча, предплечья и кисти. Важно все время помнить о естественности движений, о том, чтобы они были точными и, в то же время, плавными, без рывков.
Положение руки должно быть максимально естественным, необходимо учитывать длину пальцев, ширину ладони, величину и особенности строения кисти.
Первое упражнение для левой руки
Первый (указательный )палец ставится на первую струну на 5 ладу- производится щипок с опорой, второй палец ( средний) зажимает струну на 6 ладу- делается второй щипок, третий на 7- третий, четвертый на 8-четвертый.
Второе упражнение ( гусеница )
Игра хроматической гаммы по всем струнам с 1 по 12 лад. В этом упражнении ученик впервые знакомится с понятием “Позиция”.
Позиция на струнном грифовом инструменте означает «положение левой руки на грифе, определяющееся соотношением и взаимодействием первого и большого пальцев и позволяющее исполнить заданную последовательность звуков без смещения руки» 2 . Местонахождение позиции на гитаре обусловлено положением указательного пальца: на 1-м ладу — первая позиция, на 2-м — вторая и так далее. Предполагается, что остальные пальцы размещаются последовательно на соседних ладах, большой палец находится напротив, примерно, между указательным и средним 3 , при этом возможны индивидуальные отклонения его чуть вправо или влево.
Данное упражнение рассчитано на игру в трех позициях 1-5-9. Смена позиции производится скольжением указательного пальца с 1 лада на 5, затем с 5 на 9, также и в обратном порядке. Защипывание струны производят указательный и средний пальцы с опорой.
Ключевой проблемой работы левой руки является удержании в пальцев в позиции, то есть над соответствующими ладами. Если в высоких позициях расставить пальцы на соседних ладах практически и из составляет труда 1 , то с приближением к первой растяжение пальцев требует все больших усилий. Особое внимание уделяется связанной игре (легато), качеству звука. В дальнейшем, чтобы расшевелить пальцы, достичь ровности игры применяется метроном.
Следующей задачей является знакомство с нотами и их расположение на грифе гитары в первой позиции. Вначале изучаются ноты на 3,2,1 струнах( от соль 1октавы до соль 2), затем подключаю 4,5,6. Параллельно ученик может упражняться в игре восьмых и четвертей, применяя упражнения для правой руки. Далее следует игра по нотам простых детских песен, изучение простых этюдов и пьес.
Во втором полугодии с учениками я изучаю гамму До мажор в аппликатуре М. Каркасси. Играем гамму репетициями по 1,2 и 3 щипка. Полезно играть и каденцию в данной тональности.
С помощью гамм отрабатывается один из сложнейших компонентов техники игры на гитаре — переходы со струны на струну.
С самого начала освоения гамм перед учащимся необходимо ставить пусть ограниченные, но совершенно определенные задачи качества их исполнения, в особенности, если речь идет о профессиональном обучении. Такие первоначальные требования относятся к четкости и ровности звучания гаммы.
В первую очередь они связаны с проблемой координации действий пальцев правой и левой рук. Гитара — щипковый инструмент, и длительность ее звука ограничена, так как колебания струны довольно быстро угасают. Кроме того, струна моментально глушится, если палец левой руки поднимается, или ее касается палец правой руки. Отсюда понятна большая трудность в достижении связной игры и необходимость постоянного контроля над действиями пальцев обеих рук.
Гаммы зачастую являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. Учащийся, ежедневно работающий над гаммами, со временем способен довести их до виртуозного блеска. Играть гаммы следует всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах. Такой метод позволяет не только в совершенстве овладеть грифом инструмента, но и выработать яркость и острую характерность штрихов, наиболее распространенных ритмических рисунков и артикуляционных группировок.
С первых лет обучения необходимо воспитывать в учениках сознательное отношение к аппликатуре, постепенно знакомя их с основными принципами ее построения.
Гитарная литература содержит богатейший пласт произведений этого жанра, написанных композиторами двух последних столетий. К сожалению, он до сих пор не получил должного изучения и систематизации.
Вначале следует напомнить, что этюд — не просто упражнение тот или иной вид техники. Первоначально этюды предназначались только для совершенствования технических навыков игры на инструменте, но с развитием этот жанр постепенно приобрел художественную значимость, стал трактоваться как яркая виртуозная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом, этюды можно разделить (впрочем, довольно условно) на два вида: инструктивные, то есть упражнения, оформленные в пьесы, и концертные. Исполнение последних являются, скорее, показателем уже достигнутого технического уровня, нежели средством его достижения, тогда как инструктивные этюды представляют огромную ценность для развития техники.
Какова же цель исполнения этюдов на зачетах по технике? Сколько этюдов необходимо прорабатывать в течение года, и сколько готовить к зачету? Наконец, какой этюд считать вполне выученным?
В процессе многолетней педагогической работы были выделены четыре группы этюдов на различные виды техники. В первую входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на чередование пальцев правой руки по разным струнам при довольно статичном положении левой
Вторая группа включает этюды, содержащие гаммообразные пассажи и репетиции (в том числе тремоло), то есть чередование пальцев i-т-а на одной струне.
Третья группа охватывает этюды на аккордовую технику, двойные ноты, а также медленные, кантиленные этюды, требующие связной игры в левой руке.
Четвертую группу составили этюды со смешанной техникой. В нее могут входить этюды с элементами первых трех групп (к примеру, этюды Ф. Карулли), на все виды легато (включая мелизмы), этюды, содержащие ритмические и другие трудности.
Такое деление, конечно, не единственное и, видимо, не достаточно подробное. Но уже эта систематизация дает некоторые положительные результаты. Если в каждом полугодии учащийся будет готовить к зачету по технике четыре этюда (по одному из каждой группы), то число этюдов, пройденных за период учебы, возрастет как минимум до 8 в год. При этом вовсе не обязательно прослушивать на зачете все четыре этюда. В данном случае важно освоение необходимого материала’.
Кроме того, можно составить перечень обязательных к изучению этюдов, в количестве 10—12, которые даются обычно «на вырост»,для дальнейшего совершенствования их исполнения в учебном процессе. Неплохой эффект может дать введение так называемого «конкурсного» этюда, когда все ученики одного класса исполняют один и тот же заранее оговоренный этюд’.
Классические этюды (М. Каркасси, М. Джулиани, Ф. Сора Д. Агуадо) являются незаменимым материалом для укрепления принципов звукоизвлечения. Их соблюдение оказывает непосредственное влияние на качество звука, ровность звучания.
Под ровностью звучания понимается равномерность чередования во времени звуков, равных по силе и тембру. Звуковые и метроритмические дефекты — самый распространенный недостаток гитаристов. Так, например, в некоторых видах арпеджио очень часто «западает» палец а; в гаммообразных пассажах звуки, извлекаемые пальцами i и т, различаются по качеству, в результате чего гамма как бы «хромает». Серьезную трудность представляет ровное исполнение арпеджио р-i-т-а-т-i (например, Этюд ор.48 № 5 М. Джулиани), где первые четыре звука «пролетают» быстрее двух последних, или р-нЫ(«Шмель» Э. Пухоля), в котором последний звук постоянно опаздывает. Особое внимание следует обращать на обрабатывание «рассыпчатого» арпеджио и на такие элементы, как чередование восьмых и шестнадцатых, пунктирный ритм, исполнение приема легато.
Ощущение правильного темпа — важнейшее требование к разучиваемому этюду. Тяготение учащегося к настоящему темпу должно быть заложено в самом процессе работы над этюдами, а в отдельных случаях необходимо стремиться к максимально возможной скорости исполнения. Однако быстрый темп приемлем только при соблюдении ровного и качественного звучания. Поэтому в ряде случаев целесообразно играть сдержаннее (в том числе и на зачете) для достижения лучшего результата.
Работу над этюдами необходимо ввести непрерывно, а не только к конкретному техническому зачету. Постоянное совершенствование исполнения уже выученных этюдов, наряду с освоением новых — вот тот путь, который способствует преодолению многих технических трудностей, формированию и развитию двигательного и слухового опыта.
При работе с учеником следует постоянно следить за излишней мышечной деятельностью, которая приводит к бессознательной форме напряжения.
Бессознательное напряжение проявляется в простых, зримых формах — неестественной посадке и движениях. О наличии такого напряжения красноречиво свидетельствуют подъем правого плеча, крыловидное отведение левого плеча; в правой руке — плоская ладонь, «косые» пальцы, подпрыгивание кисти, скрючиваниеили вытягивание мизинца; в левой — излишнее давление большого пальца, чрезмерная закругленность запястья, порывистые, судорожные движения. Следствием бессознательного напряжения являются и такие «экстравагантные» формы поведения ученика, как гримасы, стиснутые зубы, чрезмерный наклон корпуса, отстукивание ногой ритма.
Нередко музыканты сами создают специальные упражнения для освоения трудных в техническом отношении эпизодов изучаемого произведения.
Источник