Инструкции для бас гитар

Как выбрать бас гитару: инструкция для новичка

Бас гитара это удивительный инструмент! Одновременно ритмический и мелодический – этот инструмент применим в любом стиле, так что бас гитарист сможет найти себе группу на любой музыкальный вкус! Бас гитара возможно и не так выделяется в музыке как гитара, но бас дает глубину, форму и дополнительный драйв! Бас является посредником между ритмом барабанов и мелодией гитары. Без бас гитары сложно представить рок, метал, блюз или джаз группу. К тому же бас гитара достаточна проста в применении и легка для обучения. Тем не менее необходимо знать несколько важных вещей о бас гитарах, прежде чем выбирать себе инструмент.

Части бас гитары

Все бас гитары работают по одному принципу, не важно классический это инструмент или созданный для игры deathmetal в низких строях. Идеален тот инструмент, который удобно висит у вас на плече, не очень тяжелый, круто выглядит и подходит по звучанию для того стиля музыки, в котором вы играете. Самое главное во внешнем виде инструмента – что бы он вам нравился! Чем больше бас подходит вам по звуку и по внешнему виду, тем больше вы будете играть на нем и получать от него удовольствия!

В последние годы появилось очень много доступных по цене инструментов, которые можно назвать бас-гитарами для новичков. Многие из них отлично звучат для своей цены! Конечно, они не так хороши, как профессиональные дорогие инструменты — качество сборки, сорта дерева и звукосниматели будут качеством ниже чем на дорогих басах, но тем не менее – они вполне подходят для новичка и помогут вам освоить основы игры на ранних этапах вашей музыкальной карьеры.

Читайте также:  Как брать высокие ноты видеоурок

Для новичков не уверенных в своем таланте или долгосрочности своего интереса к музыке эти недорогие инструменты дают возможность попробовать себя в роли бас гитариста без крупных финансовых вложений. Если вы тверды в своем желании стать звездой на бас гитарном поприще – берите инструмент уровнем выше! Вы не перерастете свой инструмент за короткий промежуток времени – к тому же серьёзный инструмент сделает процесс обучения несколько более легким и приятным.

Существуют 4х, 5ти и 6ти струнные инструменты, возможно, если вы давно интересуетесь бас гитарами – вы видели и больше – до 12 струн, эти инструменты профессионалам, как правило, изготавливают на заказ. Если вы только начинаете – покупайте себе 4х струнный инструмент! Вы можете сыграть практически любое произведение на 4х струнах и на первых порах вам важно не усложнять себе главную задачу — научиться играть!

Преимущество 5ти струнного баса в дополнительной низкой ноте B на 5ой струне. В современных фанк, гаспел и поп жанрах часто используется низкая середина, так же 5ти струнный бас даст вам преимущества если вы играете тяжелую музыку в низком строе. Шести струнный инструмент имеет дополнительную высокую (тонкую) струну, которая добавляется к 1ой – это расширяет возможности для игры тепингом, а так же помогает играть развернутое соло.

Полуакустические и обычные бас-гитары

Дека обычной бас гитары сделана из одного или нескольких кусков дерева. Более дорогие модели обычно сделаны из цельных кусков древесины особых пород, которые хорошо передают вибрацию — ольхи, клена, болотного ясеня, красного дерева и др. В более дешевых бас гитарах используют слоеную, прессованную или более мягкую древесину. Бывают бас гитары сделанные из пластика.

Полу акустические басы имеют полую деку как у акустической гитары, только в отличии от нее имеют звукосниматели и эквалайзер как обычные бас гитары. Они используются в основном джаз и фолк музыкантами или в музыке, где нужен более спокойный, акустический звук. Одна из самых известных полу акустических бас гитар – бас гитара Hofner в форме виолончели, на которой играет Пол Маккартни, бывший басист The Beatles – это отличный пример того, как подобные басы используют в рок музыке.

Преимущество полу акустических басов – в их легкости, но обычно они более ограничены в настройке звука и не дают такого мощного звучания как обычные басы. Есть так же варианты, когда в деке обычного баса вырезают небольшие полости для получения более мягкого звука, но это не очень распространено.

Еще один тип басов – акустический бас с пьезо-датчиками. Это полноценный акустический инструмент с возможностью подключения в усилитель. Как правило пъезо-датчик стоит у бриджа, а встроенный эквалайзер дает возможность настройки тона звучания при игре через усилитель.

В основном грифы бас гитар делаются из клена или красного дерева, потому что это жесткие типы древесины, которые выдерживают натяжение толстых басовых струн. Обычно гриф делается из одного куска дерева, но иногда используются несколько кусков для большей упругости и прочности грифа.

Гриф бас гитары получает очень сильную нагрузку из-за натяжения струн, по этому как правило бас гитара имеет анкер (агл. truss rod) — внутри грифа. Он позволяет регулировать натяжение, выравнивая гриф или создать небольшой наклон.

Накладка на гриф

Накладки на гриф обычно сделаны из палисандра, клена или черного дерева. Все эти типы древесины подходят для накладки, но отличаются по своим особенностям. Лучшая древесина для накладки на гриф должна быть гладкой, высушенной и плотной, что бы не изнашивалась от игры. Накладки на гриф обычно имеют округлую форму, так называемый радиус. Представьте себе окружность, если вырезать из нее часть, она будет выпуклая. Чем меньше радиус окружности, тем более выпуклая будет накладка.

Крепление грифа к деке

  • Болчёный гриф. Основной тип крепления грифа к деке – это крепление на винтах. Количество болтов может быть разным. Главное, что бы они хорошо держали гриф. Считается, что грифы на болтах уменьшают длительность звучания нот, однако одни из самых лучших бас гитар – Fender Jazz Bass имеют именно такую систему крепления грифа.
  • Сквозной гриф. «Сквозной гриф» означает, что гриф идет сквозь всю гитару, а дека состоит из двух половин, которые крепятся сбоку. Такие грифы имеют более теплый звук и продолжительный сустейн. Струны крепятся к одному куску дерева. На таких гитарах легко зажимать первые лады. Такие басы обычно более дорогие. Основной недостаток – более сложная настройка анкера.
  • Вклеенный гриф. Это своеобразный компромисс между винтовым и сквозным креплением, сохраняющий преимущества каждого из них.

Длина мензуры ладового музыкального инструмента — есть расстояние между его верхним порожком («нулевым ладом») и центром установленного бриджа. Для бас-гитар стандартной длиной считается мензура в 34″ (863.6 миллиметра), существуют также бас-гитары с меньшей и большей длиной мензуры а также с косой мензурой Dingwall — конструкция инструмента такая, что у низких струн мензура больше чем у высоких. Если у вас маленькие руки – вам подойдет бас гитара с укороченной мензурой, удлиненные мензуры обычно имеют бас гитары с дополнительными ладами или 5ти и 6сти струнные инструменты.

Ладовые и безладовые инструменты

Новичку подойдет больше ладовая бас гитара. Безладовые басы требуют точности в игре и хороший слух. Новичку наличие ладов даст возможность играть ноты наиболее точно. Когда у вас будет больше опыта, вы сможете играть и на безладовом инструменте, обычно безладовый бас покупается как второй инструмент. Безладовый бас дает специфическое звучание контрабаса и незаменим в некоторых стилях музыки.

С помощью бриджа струны крепятся к деке. Самые лучшие бриджы делаются из хромированной или никелированной латуни. Суть заключается в том что бридж большего размера и веса лучше держит струны и передает больше вибрации струн дереву. Некоторые бас гитары оснащены подстроечным механизмом. Хороший бридж должен иметь отдельное «седло» (saddle), для каждой струны (позволяет регулировать высоту и длину струны). Это имеет большое значение при настройке баса.

Звукосниматель — это устройство, которое преобразует колебания струны в электрические колебания. Он представляет собой один, или несколько электромагнитов (железных сердечников с намотанным на них медным проводом). Когда струна колеблется в магнитном поле, создаваемом звукоснимателем, она изменяет его, что приводит к изменению электрического поля катушек. Таким образом, создается электрический сигнал, который потом усиливается. По конструктивным особенностям все звукосниматели можно разделить на синглы и хамбакеры.

Синглы или Single Coil Pickups состоят из одного или нескольких магнитных сердечников и одной общей обмотки. Синглы очень хорошо передают высокие и средние частоты. К сожалению, они сильно шумят. Если у Вас посредственный усилитель, то шум может стать настоящей проблемой. Для борьбы с помехами используют экранирование электроники бас гитары. Делают это с помощью медных пластин или специального покрытия. Если при включении своего баса Вы слышите радио, значит он плохо экранирован.

Хамбакеры, в отличие от синглов, имеют две группы противоположно ориентированных магнитных сердечников с двумя или более противоположными обмотками на каждой. Для этих звукоснимателей характерен мощный плотный звук. Разная ориентация полюсов и использование противоположных обмоток приводит к подавлению шума. Однако, на большой громкости даже хамбакеры дают небольшой шум. В основном, на бас гитарах 2 звукоснимателя, что дает возможность настраивать звучание бас гитары. Чем ближе звукосниматель к грифу, тем более низкий и плотный звук он дает, звукосниматель у бриджа дает больше верха и середины.

Активная и пассивная электроника

Наличие активной электроники означает, что в бас гитаре есть встроенный предусилитель. Обычно он нуждается в дополнительном питании, которое ему дает 9ти вольтовая батарейка. Преимущества активной электроники – более мощный сигнал и большее количество настроек звучания. Такие басы имеют отдельный эквалайзер разделенный по частотам (низ, середина, верхи и высоко частотные настройки boost/cut).

Пассивная электроника не имеет никакого дополнительного источника питания, настройки звука сводятся к громкости, тону звучания и переключение между звукоснимателями (если их два). Преимущества такого баса в том, что батарейка не сядет в середине концерта, в простоте настройки звука и традиционном звучании, активные басы дают более агрессивный, современный звук.

Эти советы не являются правилами, но помогут существенно облегчить проблему с выбором инструмента.

  • Покупайте самый лучший бас, на который только хватит денег! Помните, что скупой платит дважды! Хороший бас сделает процесс обучения более приятным и желанным, не говоря уже о качестве звука на репетициях и концертах!
  • Покупайте бас гитару с ладами, пока точно не будете уверены, что безладовый инструмент вам необходим.
  • Покупайте бас со стандартной мензурой 34” , бас с укороченной мензурой вам необходим только в случае если у вас маленькие руки!
  • Берите 4х струнный инструмент, невзирая на моду и советы друзей, количество струн – не та область где действует закон «чем больше, тем лучше»! Если вам нужен низкий строй – всегда можно опустить 4ую струну!
  • Берите бас, настройки звука которого будут вам понятны сразу, возможно, сложный эквалайзер вам не нужен будет вообще!
  • Выбирайте бас, который нравиться вам. Внешние данные не улучшат звука, но смогут мотивировать вас заниматься инструментом больше!
  • Выбирайте инструмент своими ушами и своими глазами! Играть на нем только вам!
  • Если у вас не очень большой бюджет – выбирайте инструменты менее раскрученных марок, вы сможете получить более высокое качество за меньшие деньги, а так же избежать подделки. Помните, не бывает бас гитар Fender за 7000р и Gibson за 8000р.

Источник

Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

20 правил игры на бас-гитаре

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили. Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее. Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса. Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая. Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу. Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС. 3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”. Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое. Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками. Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

5. Звук в ваших руках

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а ), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см. РИС. 5b ) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Источник

Оцените статью