- Инструменты для ремонта и регулировки пианино
- Инструменты настройщика
- Инструменты и материалы для ремонта и регулировки пианино
- Как настроить пианино
- Инструменты для настройки пианино
- Как часто нужно настраивать пианино
- Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
- Как слушать струны и откуда начинать настройку
Инструменты для ремонта и регулировки пианино
Большинство работ по ремонту и регулировке не требует какого-то специального инструмента. То, чего нет в Вашем хозяйстве, нетрудно изготовить самому.
1. Отвертка. Поскольку большинство шурупов находится в труднодоступных местах, самый нужный инструмент — длинная узкая отвертка 200х5. Расширяющуюся часть лезвия сточите.
2. Пупковертка. Пупки бывают двух видов. У большинства инструментов пупки имеют в верхней части петельку, встречаются и пупки с лопаточками. Чтобы крутить пупки с петельками, нужен крючок из стальной проволоки диаметром около 2 мм (хорошо подходит спица от велосипеда), для вторых можно изготовить инструмент из сплющенной трубки, или проволоки диаметром 4-6 мм, сделав в ней продольный пропил.
3. Крепейзен. Для регулировки положения фенгеров, демпферов и т. д. требуется подгибать проволоку, на которой эти детали закреплены. Можно делать это и плоскогубцами, но удобнее изготовить или заказать специальный инструмент (см. рис. 3). Вы просовываете ножку крепейзена между гаммерштилями, заводите проволоку, на которой держится головка демпфера, в вырез на боковой грани и регулируете положение головки не снимая механики.
4. Настроечный ключ. Ради одного только Вашего пианино, пожалуй, нет смысла обзаводиться настоящим ключом (А). Вполне можно обойтись упрощенным инструментом (Б). Знакомый слесарь сделал мне такой за пару часов. Недостаток его – в том, что не всегда возможно поставить такой ключ в наиболее удобное для настройки положение. Более удобным, хотя и более громоздким, может оказаться «двухголовый» ключ (В). Ни в коем случае не хватайте вирбель плоскогубцами — помнете грани, после этого невозможно будет работать ключом. Кроме того, при настройке требуются настолько точные и мелкие движения, что плоскогубцы тут неуместны!
5. Клинки. При настройке требуется слышать звучание одной-двух струн хора, поэтому возникает необходимость заглушать «лишние» струны. Для этого используются клинышки, которые плотно вставляют между двумя струнами хора или между струнами соседних хоров. Сделайте их несколько штук двух размеров – поуже для вставления между соседними струнами хора, пошире для вставления между струнами соседних хоров — из школьной стирательной резинки или из резины поплотнее. Например, из хоккейной шайбы. (Кстати, из нее клинок получится длиннее, удобнее в работе. Зато резинка легче режется и всегда под руками.) Для удобства насадите клинок на твердую проволоку диаметром 1,5 – 2 мм, расплющив ее конец. Такая ручка позволит просовывать клинок между ножками молотков, что совершенно необходимо в дискантовом регистре. Ориентировочные размеры клинка: длина – 70-100мм, ширина – 15-18мм, толщина – 6мм. Его можно вставлять как между хорами – широкой гранью, так и между струнами одного хора – узкой.
Клей. На фабриках до недавнего времени применялся столярный клей в плитках. Найти его сейчас практически невозможно, лучшая замена — ПВА. Его достоинства — сравнительно быстро схватывается, в застывшем виде тверд и хорошо проводит звук; в отличие от эпоксидного, хорошо прилипает к дереву, ткани, коже. Единственное преимущество столярного клея — он размягчается при нагревании, и склеенное им можно расклеить над плитой. Но до сих пор мне ни разу не пришлось пожалеть, что пользовался не им, а ПВА. В продаже сейчас бывает много сортов ПВА, выберите тот из них, который сравнительно быстро схватывается, а в засохшем виде наиболее тверд. Не применяйте для склеивания деревянных деталей «Момент», «БФ-2» и тому подобные клеи. Они хороши для работы с сукном.
Сукно. Для замены изъеденных молью флеек, клавиатурных капсюлей и т. д. хорошо подходит старое драповое пальто. На первый взгляд кажется, что оно раза в два толще, чем надо, но со временем оно уплотнится, ставьте не боясь. Главный признак подходящего материала – он не рассыпается на ниточки, когда срез щиплют пальцами. Если нужно толстое сукно для друкшайб или польстера, не пытайтесь использовать старый валенок или войлочное покрытие для пола: они слишком жесткие. Лучшая замена, которую мне удалось найти — офицерская шинель в три слоя.
Проволока. Для изготовления штифтов, пружинок применяется латунная оксидированная проволока. Где ее найти — не знаю, в крайнем случае можно использовать стальную. К счастью, надобность в ней возникает не часто.
Если у Вас появится возможность разобрать где-нибудь на запчасти старое ненужное пианино — не пренебрегайте ею. Тогда Вы сможете не ремонтировать узлы, а заменять их целиком.
Источник
Инструменты настройщика
Настроечный ключ. Основной инструмент для вращения колков. Важен в плане качества стали и плотности настройки. Может быть универсальным одноголовочным и трехголовочным. Легким по весу ключом настройщик быстрее и точнее сможет настроить фортепиано, так как сократится объем лишних движений при работе с ключом
Приборы для ориентировки звуковысотности — тюнер или камертон. Почему для настройки удобен именно тюнер? У камертона имеется только один звук «ля» на 440 гц., на который ориентируется настройщик при настройке пианино. Тюнер выдает всю хроматическую звуковую гамму, что делает его удобнее в использовании при настройке темперации и верхнего регистров. В нижнем регистре для коррекции звучания басов настройщиком может быть использован специально изобретенный прибор — стробобас.
Войлочные или резиновые клинки, с помощью которых приглушаются струны в хоре для достижения точного звучания унисонов струн, настройки октав и других интервалов.
Измерительные приборы (микрометр, штангенциркуль) служат для замера диаметра струнной стали, фортепианных колков, иных деталей. Незаменим при проведении средних и капитальных ремонтов.
Шпацейзен представляет собой длинную крупную отвертку, которую использует настройщик при регулировке механики, для выравнивания расстояния между шпатцами, устранения механических зазоров.
Хорейзен используется для коррекции расстояния струнных хоров.
Квадратный ключ нужен настройщику пианино для ремонтных работ при снятии старых колков. Им тоже можно настраивать пианино. Отличается от настроечного квадратной головкой.
Сплотитель колечек для струн. Делает плотными витки струн при ремонте по замене струнного ряда.
Ложечник используется в работе для креповки ложек при регулировке механики. С его помощью механические части становятся ровными, устраняется фон при ударе по клавише.
Набор отверток различной конфигурации незаменим у каждого мастера
Заколодка незаменима при осадке строя в случае недержания строя. Заколодка устанавливается на колок, после чего по ней производятся удары молотком для лучшей усадки колка.
Колизвар — механический инструмент для коррекции работы механических осей, расширяет старое сукно, в том числе и при перештифтовке.
Источник
Инструменты и материалы для ремонта и регулировки пианино
Большинство работ по ремонту и регулировке не требует какого-то специального инструмента. То, чего нет в Вашем хозяйстве, нетрудно изготовить самому.
1. Отвертка. Поскольку большинство шурупов находится в труднодоступных местах, самый нужный инструмент — длинная узкая отвертка 200х5. Расширяющуюся часть лезвия сточите.
2. Пупковертка. Пупки бывают двух видов. У большинства инструментов пупки имеют в верхней части петельку, встречаются и пупки с лопаточками. Чтобы крутить пупки с петельками, нужен крючок из стальной проволоки диаметром около 2 мм (хорошо подходит спица от велосипеда), для вторых можно изготовить инструмент из сплющенной трубки, или проволоки диаметром 4-6 мм, сделав в ней продольный пропил.
3. Крепейзен. Для регулировки положения фенгеров, демпферов и т. д. требуется подгибать проволоку, на которой эти детали закреплены. Можно делать это и плоскогубцами, но удобнее изготовить или заказать специальный инструмент (см. рис. 3). Вы просовываете ножку крепейзена между гаммерштилями, заводите проволоку, на которой держится головка демпфера, в вырез на боковой грани и регулируете положение головки не снимая механики.
4. Настроечный ключ (см. рис.2). Ради одного только Вашего пианино, пожалуй, нет смысла обзаводиться настоящим ключом (А). Вполне можно обойтись упрощенным инструментом (Б). Знакомый слесарь сделал мне такой за пару часов. Недостаток его – в том, что не всегда возможно поставить такой ключ в наиболее удобное для настройки положение. Более удобным, хотя и более громоздким, может оказаться «двухголовый» ключ (В). Ни в коем случае не хватайте вирбель плоскогубцами — помнете грани, после этого невозможно будет работать ключом. Кроме того, при настройке требуются настолько точные и мелкие движения, что плоскогубцы тут неуместны!
5. Клинки. При настройке требуется слышать звучание одной-двух струн хора, поэтому возникает необходимость заглушать «лишние» струны. Для этого используются клинышки, которые плотно вставляют между двумя струнами хора или между струнами соседних хоров. Сделайте их несколько штук двух размеров – поуже для вставления между соседними струнами хора, пошире для вставления между струнами соседних хоров — из школьной стирательной резинки или из резины поплотнее. Например, из хоккейной шайбы. (Кстати, из нее клинок получится длиннее, удобнее в работе. Зато резинка легче режется и всегда под руками.) Для удобства насадите клинок на твердую проволоку диаметром 1,5 – 2 мм, расплющив ее конец. Такая ручка позволит просовывать клинок между ножками молотков, что совершенно необходимо в дискантовом регистре. Ориентировочные размеры клинка: длина – 70-100мм, ширина – 15-18мм, толщина – 6мм. Его можно вставлять как между хорами – широкой гранью, так и между струнами одного хора – узкой.
Клей. На фабриках до недавнего времени применялся столярный клей в плитках. Найти его сейчас практически невозможно, лучшая замена — ПВА. Его достоинства — сравнительно быстро схватывается, в застывшем виде тверд и хорошо проводит звук; в отличие от эпоксидного, хорошо прилипает к дереву, ткани, коже. Единственное преимущество столярного клея — он размягчается при нагревании, и склеенное им можно расклеить над плитой. Но до сих пор мне ни разу не пришлось пожалеть, что пользовался не им, а ПВА. В продаже сейчас бывает много сортов ПВА, выберите тот из них, который сравнительно быстро схватывается, а в засохшем виде наиболее тверд. Не применяйте для склеивания деревянных деталей «Момент», «БФ-2» и тому подобные клеи. Они хороши для работы с сукном.
Сукно. Для замены изъеденных молью флеек, клавиатурных капсюлей и т. д. хорошо подходит старое драповое пальто. На первый взгляд кажется, что оно раза в два толще, чем надо, но со временем оно уплотнится, ставьте не боясь. Главный признак подходящего материала – он не рассыпается на ниточки, когда срез щиплют пальцами. Если нужно толстое сукно для друкшайб или польстера, не пытайтесь использовать старый валенок или войлочное покрытие для пола: они слишком жесткие. Лучшая замена, которую мне удалось найти — офицерская шинель в три слоя.
Проволока. Для изготовления штифтов, пружинок применяется латунная оксидированная проволока. Где ее найти — не знаю, в крайнем случае можно использовать стальную. К счастью, надобность в ней возникает не часто.
Если у Вас появится возможность разобрать где-нибудь на запчасти старое ненужное пианино — не пренебрегайте ею. Тогда Вы сможете не ремонтировать узлы, а заменять их целиком.
Источник
Как настроить пианино
В этой статье мы поделимся опытом, который мы получили, изучая инструменты для настройки фортепиано и роялей. Вы узнаете, какой инструмент используют для настройки пианино, какие вообще существуют инструменты для фортепиано, в чем их назначение, особенности и отличия. Так же мы расскажем об основных принципах настройки, руководствуясь советами опытных настройщиков.
Итак, фортепиано, как и рояль, является акустическим инструментом. Это сложный механизм, придуманный столетия назад, и с тех самых пор принципиальных отличий в его строении не появилось. Мы можем понять, что фортепиано настроено, если каждая нота соответствует своему строю, и все вместе, во время игры, они звучат гармонично.
Состояние струн инструмента, как физических объектов, подвержено различным воздействиям окружающей среды. На стабильность их натяжения влияет и состояние крепежных элементов конструкции инструмента, и влажность, и усталостные изменения в самих струнах. Влияет даже винтовое искривление металлического стержня, к которому крепится струна, но об этом мы расскажем далее в статье. Другими словами – знание множества факторов, которые необходимо учесть настройщику для успешного приведения инструмента в строй, отличает хорошего настройщика от плохого, и содержит в себе все мастерство этого ремесла.
Для успешной настройки вам понадобятся специальные инструменты. Взгляните.
Инструменты для настройки пианино
Разберем, какие существуют инструменты, в чем их назначение, особенности и отличия, какой набор приспособлений необходим.
Ключ для настройки пианино. Ключ – основной инструмент для настройки пианино. Им вращают штифт (вирбель), на который наматывается струна.
Количество граней ключа
Считается, что чем больше граней имеет ключ, там проще будет выполнить точную настройку, ведь многое зависит от хвата ключа настройщиком, силы, которая к нему прилагается. Перехватывать ключ, имеющий шестнадцать граней, гораздо проще, чем тот, что имеет всего четыре.
Четырехгранные ключи хорошо подходят для выворота колков, больше как ремонтный инструмент, чем настроечный. Так же четырехгранный ключ может не подойти к некоторым моделям пианино с тонкими вирбелями (например, советское пианино «Заря»).
6-, 8- , 16-гранные ключи считаются настроечными. Лучшие из них имеют сужающееся конусное отверстие, которое позволяет крепко насадить ключ на любой вирбель, вне зависимости от его состояния.
Какие бывают диаметры отверстия ключа
В советских пианино диаметр вирбеля – 7 мм, в европейских – 6.8 мм.
Сменные головки и рукоять
Существуют ключи со сменными головками. Специалисты рекомендуют покупать такие ключи, где головка отвинчивается от рукоятки, а не у основания ключа. Это предотвращает самопроизвольное раскручивание во время настройки, а так же люфт.
Рукояти могут быть Г-, или Т-образные. Классическими и предпочтительными считаются Г-образные ручки, но некоторые настройщики используют Т-образные, в виду собственных вкусов.
Значимые характеристики, отличающие один ключ от другого: количество граней ключа, его форма, способ крепления насадки, если ключ имеет сменные головки, вес ключа, форма ручки (Г- или Т-образная).
Демпферы (с рукоятями и без). Резиновые клинья-демпферы используются для глушения струн, не участвующих в настройка в данный момент. Клинья аккуратно вставляются между двух струн, чтобы заглушить их колебания. Существуют клинья для труднодоступных мест, насаженные на проволочную ручку.
Обратный пинцет. Используется для глушения струн самых высоких регистров, где струны очень коротки и обычные демпферы уже не помещаются. Пинцет бережно прилагают к струнам, просовывая его между черенками молоточков. Одним таким пинцетом можно заглушить две соседние струны, либо две крайние в одном хоре, оставляя свободной струну для настройки.
Суконная лента, а так же лента для темперирования строя. Как и демпферы, суконная лента используется для глушения струн, не участвующих в настройке текущего интервала. Некоторые специалисты считают глушения лентой гораздо более быстрым способом, чем использование клиньев.
Камертон. Существуют классические вилочковые камертоны и современные электронные устройства и приложения. Как это часто бывает, не все принимают новшества сразу, поэтому настройка по классическому камертону считается предпочтительной. Классический камертон имеет частоту колебания, равной ноте «Ля» первой октавы (частота 440 Гц). Колебания камертона вызываются однократным умеренным ударом им по твердой поверхности.
Как часто нужно настраивать пианино
Настройка любого фортепиано, будь то пианино или рояль, необходима для любого инструмента. Даже если вы приобрели новое пианино с фабрики, то в первый год игры инструмент нужно настроить дважды.
Если вы купили бывшее в употреблении фортепиано, то после транспортировки обязательно нужно вызвать мастера и провести полную настройку инструмента.
Процесс настройки фортепиано. Методы воздействия на строй
Настройке пианино невозможно научиться, прочитав лишь инструкцию. Это, по большей части, мышечная память, которая приходит со временем и практикой. Даже инструкции, порой, противоречат друг другу. Различные мастера используют свои собственные техники, считая их самыми лучшими. Если этот полный ответ на вопрос: как настроить пианино самостоятельно дома вас не устроил, то берем инструмент для настройки пианино и читаем дальше.
Цель настройки – получить устойчивый строй с правильными высотными соотношениями. Стабильной, или устойчивой, считается та струна, которая сохраняет приданное ей натяжение при сильных ударах по клавише. Эта характеристика имеет несколько другую природу, чем общая стабильность строя инструмента, которая меняется со временем под воздействием релаксации струн, и их смежных компонентов, изменений температуры и влажности, от плотности посадки вирбелей в вирбельбанк (место крепления колков пианино) и т. д. При высокой стабильности строя струна может быть настроена неправильно, и уже после нескольких ударов по клавише её строй изменится.
На стабильность струны прежде всего влияет упругость всей системы, в которой она находится. Струну можно разделить на три части:
- Нерабочая часть струны между вирбелем и аграфом (порожек крепления струны).
- Рабочая часть струны, которая колеблется от ударов молоточка.
- Нерабочая часть, которая идет ниже, между штеговым штифтом и штифтом чугунной рамы.
Из-за трения в местах отсечек рабочей части струны, наматываясь на вирбель, она натягивается неравномерно. Сначала натяжение происходит в первой нерабочей части струны, затем более слабое натяжение появляется в рабочей части, и еще более слабое натяжение в третьей нерабочей части струны. Если не делать специальных манипуляций, то, настроив струну, после первых же ударов молоточка по ней, натяжение равномерно распределится, сначала кратковременно повысив её строй, а затем понизив.
Чтобы преодолеть это явление, струну рекомендуют слегка перетягивать, и, во время перетяжки, сильно ударять по клавише, чтобы распределить натяжение по всей длине струны.
Кроме того, следует учитывать упругость самого вирбеля. Металлический вирбель вбит в деревянное основание вирбельбанка. При настройке струны, зафиксированная в вирбельбанке часть вирбеля будет вращаться медленнее, чем его крайняя часть, на которую наматывается струна. Такое явление называется винтовое искривление.
Поэтому, при тонкой настройке, вращение вирбеля вообще не осуществляют, оказывая, по большей части, давление на него. Так же, для стабильности струны важно окончательное положение вирбеля. Рекомендуют устанавливать вирбель так, чтобы по окончанию настройки он был слегка наклонен вниз. Это поможет ему сохранить свое положение при сильных ударах по клавишам во время игры, которые неизбежно будут создавать избыточное напряжение струны.
Вирбель можно вращать, оказывать на него давление, а так же изгибать. Если первые два метода мы уже рассмотрели, то изгиб вирбеля все еще считается спорным способом настройки. Многие зарубежные специалисты считают такой метод допустимым, позволяющим быстро и очень точно, вплоть до нескольких микрон, изменять натяжение струны. Настройщик слегка отгибает вирбель ключом, ударяя по клавише и слушая биение струны. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить крепление. Конечное положение изогнутого вирбеля в идеале должно быть таким, чтобы он, своим изгибом, компенсировал натяжение струны от сильных ударов по клавише, возвращая её в исходное положение.
Каждое действие настройщика должно контролироваться прослушиванием текущего состояния струны, вращение или другие воздействия на вирбель без этого бессмысленны.
Как слушать струны и откуда начинать настройку
Большинство отдельных нот фортепиано звучат благодаря нескольким струнам, которые настроены в унисон. Басовые ноты используют одну или две струны, более высокие ноты используют по три струны на каждую ноту. Созвучие трёх струн в пианино называется «хор». Каждая струна в хоре должна быть отстроена по отношению к другим струнам в своем хоре, и в интервалах по отношению к другим хорам.
Фортепиано имеет 280 струн, и, как ни странно, просто настроить каждую из них в нужную ноту не получится. Дело в том, что если настроить каждую ноту слишком чисто, то некоторые интервалы в звучании фортепиано будут звучать не гармонично. Для пианино строй темперируют – то есть настраивают ноты чуть шире от чистого звучания, чтобы получить эти самые благоприятные созвучия в интервалах.
Каждый из вас замечал, что при настройке двух, звучащих в унисон струн, при малейшем отклонении от идеального звучания возникает эффект вибрато. Эти волнения в звучании называют биениями. Биения во время звучания двух источников звука возникают тогда, когда их звучание отличается. Чем медленнее интервалы биения, тем ближе объекты звучат друг к другу.
Настройку принято начинать с ноты «ля» первой октавы. Настройщик выбирает струну в хоре, у которой самое маленькое нерабочее расстояние и самое большое рабочее. Такая струна менее подвержена искажениям и её проще настроить. В пианино это чаще всего самая правая струна в хоре.
Выбрав струну для настройки, необходимо заглушить остальные струны хора. Для этого нам потребуются клинки, о которых мы говорили ранее. Клинки вставляются между теми струнами, звучание которых нам необходимо заглушить. Минимальное количество клинков для настройки интервала равняется двум. Чтобы постоянно не переставлять клинки во время настройки интервала, некоторые специалисты используют суконную ленту, или ленту для темперирования строя. Её закладывают между теми струнами, которые нужно заглушить, оставляя свободными струны для настройки.
Так или иначе, после заглушения лишних струн, свободная струна настраивается по камертону, исключая биения. Интервал биения для струны Ля первой октавы по отношению к камертону должен быть больше 10 секунд.
Далее, от этой струны, специалист «темперирует» интервалы в пределах первой октавы. У каждого интервала определено свое количество биений в секунду, которые слушает настройщик. Затем, вынимая заглушки, отстраиваются остальные струны центральной октавы, выстраивая унисоны. Когда центральная октава настроена, от нее настраивают по октавам остальные ноты инструмента, сначала вверх, потом вниз от центра.
Чаще всего используется схема равномерно темперированного строя, но существуют и другие схемы темперации. Новичкам специалисты рекомендуют освоить в совершенстве равномерно темперированный строй, а так же кварто-квинтовую темперацию.
Как вы уже могли понять, настройка фортепиано это интересный, но чрезвычайно сложный процесс, включающий в себя огромное количество деталей, которые нужно учитывать. Надолго согласовать между собой все ноты пианино, при этом не повредив его конструкцию, под силу только профессионалам своего дела.
Источник