Инструмент оркестр фортепиано урок 2 класса

Технологическая карта урока. Музыка 2 класс. «Инструмент оркестр. Фортепиано»
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Урок музыки во 2 классе. Тема «Инструмент оркестр. Фортепиано». Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка 1-4 классы».

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_muzyka.docx 42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Инструмент оркестр. Фортепиано (Технологическая карта урока)

Автор разработки урока: Струкова Жанна Тальгатовна, учитель музыки 1 квалификационной категории МБУ «Школа №69»
Предмет: музыка
Класс: 2
Автор УМК: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, «Музыка. 1-4 классы».
Тема урока: Инструмент оркестр. Фортепиано.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

познакомить учащихся с историей возникновения фортепиано; дать сравнительную характеристику всем клавишным инструментам; объяснить значение терминов «форте», «пиано», «рояль», «пианино».

Развивающая:
Развивать навыки музыкального восприятия путем сопоставления различных исполнений музыкального фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» М. Глинка, используя такой метод обучения, как метод сходства и различия. В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать вокально-хоровые навыки.

З акрепление жанровых признаков музыки. Знакомство с музыкальным инструментом «фортепиано», с итальянскими обозначениями силы звучания (динамики), из которых складывается это слово – форте (громко) и пиано (тихо), и его разновидности – пианино и рояль.

Воспитательная:
Формирование музыкальной культуры учащихся на основе эмоционального восприятия музыки композитора М.И. Глинка, воспитание любви к музыке, потребность в общении с искусством.

Методы организации учебной деятельности

-метод идентификации — вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

-поиск выразительных средств исполнения;

Форма организации работы

Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность; фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, коллективная игра.

Технология деятельностного метода

1 Этап урока: Организационный момент и мотивация.

Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель организует совместную деятельность.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»

Эмоционально-образный настрой к уроку.

Исполнение «приветственной попевки».

Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.

2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

На экране фрагмент мультфильма «Маша и медведь».

Учитель задает вопросы, проводит анализ увиденного и подводит учащихся к постановке проблемы урока: о чем мы будем сегодня говорить, что хотим узнать об инструменте «фортепиано».

Учащиеся просматривают мультфильм.

Рассуждают, анализируют услышанную музыку, приходят к проблеме, поставленной учителем.

Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать и эмоционально откликаться на музыку.

Умение поставить учебную задачу

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3 Этап урока: Введение в тему урока.

Задачи этапа : Усилить познавательную активность.

Учитель совместно с учениками формулирует проблему.

Мы с вами познакомились с большим количеством различных музыкальных инструментов. А как вы думаете, какой из этих музыкальных инструментов наиболее часто встречается в нашей жизни и используется музыкантами? Этот музыкальный инструмент пользуется самой большой популярностью во всем мире, и где только не встретишь это замечательный инструмент: он есть и в школах, и в д/с, и дворцах культуры, а у некоторых он есть и дома.

Да, это фортепиано!

Кто из вас знает, особенности этого инструмента?

Когда и кем он был изобретён? — Чтобы узнать всё это, мы отправимся на экскурсию с героиней мультфильма «Маша и медведь», а для начала откройте учебник и тетрадь, запишите число и тему урока.

Сотрудничают с учителем, называют тему урока, цель, планируемые результаты.

Записывают число и тему урока.

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4 Этап урока: Совместное открытие новых знаний.

Задачи этапа : Организовать творческое сотрудничество.

Учитель рассказывает детям историю возникновения музыкального инструмента «фортепиано», сопровождая свой рассказ презентацией.

Это подал голос знаменитый инструмент по имени Фортепиано. У этого инструмента очень интересная история. Давайте послушаем, что расскажет фортепиано.

— все началось с удара. Можно сказать, это был счастливейший удар судьбы.

— О каком ударе вы говорите, уважаемое Фортепиано?

— Смотрите же!
Фортепиано раскрылось, взмахнув огромным черным крылом —

Удивительная картина предстала передо мной! Деревянные молоточки ведут какую-то игру с металлическими струнами. Их очень много — и молоточков, и струн. Мгновенными, как укол, ударами молоточки касаются струн и так же внезапно, словно в испуге, отскакивают обратно.

Почему только вся эта прекрасная, увлекательная игра зовется Фортепиано?

— Имя мое, — объяснил инструмент, — от двух итальянских слов: форте и пиано . По-русски меня следовало бы звать Громкотихо .

Создал меня великий итальянский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов:

род Струнных,
род Клавишных и
род Ударных.

— Что ж, меня называют также Рояль , что в переводе значит королевский или пианино – тихоня.

Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.

Учатся понимать особенности звучания фортепиано.

Просмотр презентации «Рассказывает Фортепиано»

Записывают в тетрадь слово «фортепиано», от него две стрелочки, слова «громко», «тихо».
И снова «фортепиано», две стрелочки, «рояль», «пианино».

Учатся ориентироваться в информационном материале,

выделять специальную информацию из текста

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Формулировать собственное мнение и позицию.

5 Этап урока: Игра «Музыкальный турнир».

Задачи этапа : Организовать коммуникативное взаимодействие.

1. Распределить названия команд по родам музыкальных инструментов.

3. Прослушать фрагмент музыкального произведения и ответить, кто композитор и как называется это произведение.

4. Слушаем фортепианное исполнение музыкального произведения.

5. Музыкальная разминка.

6. Подписать названия клавиш на клавиатуре.

1. Один из представителей команды тянет жребий.

2. По очереди раскладывают пазл.

3. Отвечают, что это М.И. Глинка, опера «Руслан и Людмила», «Марш Черномора».

4. Анализируют, сравнивают звучание музыкального произведения, дают объяснение, что в исполнение фортепиано музыка не пострадала.

5. Под музыку повторяют движения, которые видят на экране.

6. Подписывают название клавиш на клавиатуре, и по одному представителю от команды выполняют это задание у доски.

Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать и эмоционально откликаться на музыку.

Умение поставить учебную задачу

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Осознание ответственности за собственное мнение.

6 Этап урока: Вокально-хоровая работа

Задача этапа: Работа над вокально-хоровыми навыками учащихся.

Ответить на загадку:

Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш.

Исполнение песни «Наша армия»

Каков характер музыки?

Какие средства музыкальной выразительности помогли вам понять характер музыки?

Какому празднику можем посвятить эту песню?

Источник

Конспект урока «Инструмент – оркестр. Фортепиано» по музыке для 2 класса

Открытый урок музыки во 2 «б» классе. (28.02.2014 г.)

Тема урока: Инструмент – оркестр. Фортепиано

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах

Методы обучения: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, создание ситуации успеха); методы контроля и самоконтроля (групповые задания, самооценка); метод проблемно-развивающего обучения (эвристический), образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности для охраны и укрепления психического здоровья обучающихся), информационные технологии.

Цель урока: Знакомство с разновидностями фортепиано – пианино и роялем.

— расширить знания о музыкальных инструментах;

— объяснить значения слов форте, пиано, фортепиано, пианино, рояль;

— у меть распознавать звучание разных регистров фортепиано;

— · способствовать развитию коммуникативных навыков (работать в парах, малых группах, уметь слушать и проявлять инициативу) ;

— проводить тембровые аналогии между звучанием фортепиано и звучанием некоторых инструментов симфонического оркестра;

— у меть сравнивать тембровое звучание марша Черномора М.Глинки в исполнении симфонического оркестра и фортепиано.

— развивать творческие способности.

— воспитывать интерес к учебному предмету, через разнообразие видов деятельности на уроке; воспитание адекватной самооценки и оценки деятельности одноклассников на уроке;

— воспитывать эстетические чувства;

— воспитывать интерес к классической музыке;

— воспитывать эмоциональное отношение к музыке.

Планируемые результаты урока:

Личностные:
· осознать необходимость учения;
· работать над адекватной самооценкой;
· учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Метапредметные:
· осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

· умение строить речевые высказывания о музыке.

Предметные:
· наличие интереса к предмету «Музыка»;

. умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов, представленных в учебнике для 2 класса;

. владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мелодия, нотные размеры (4/4).

Регулятивные:
· самостоятельно организовывать своё рабочее место;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
· принимать и сохранять учебную задачу;
· соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
· уметь контролировать свою деятельность;
· адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные:
· отвечать на простые и сложные вопросы учителя;
· сравнивать объекты по нескольким признакам;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:
· вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, высказывать свою точку зрения на события;
· участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
· выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

1. Учебник «Музыка» для 2 класса для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;
2. Рабочая тетрадь: пособие для общеобразовательных учреждений, авторы В.В. Алеев, Т.Н. Кичак;
3. П резентация в Power Point по материалу урока;
4. Р аздаточный дидактический материал.

Оборудование урока:
Доска , мультимедийный проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, баян, фортепиано.

Клавиатура, раздаточный материал.

Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок
Урок необычный сегодня у нас
Гостей в классе много на этот раз
Повернитесь, посмотрите и улыбки подарите.

Здравствуйте, ребята! (пропела)

Дети: «Здравствуйте!» (пропели по трезвучию)

Учитель: Сегодня 28 февраля.
День недели – пятница. Сегодня у вас урок такой, который будет посвящен интересному гостю. Слушайте внимательно, на вопросы отвечайте, все ребята подмечайте, ничего не забывайте.

Послушаем музыкальный фрагмент. Слушание.

— Вспомним, что это за произведение? (Марш Черномора). — Кто сочинил, композитор? (Глинка – показ портрета). — В каком произведении звучит этот марш? (опера Руслан и Людмила). — Напомните, кто такой Черномор?
— В каком музыкальном размере написан марш? (4\4).
— Да, марши пишутся в размере 4\4.
— Какие инструменты вы услышали? (перечисляем).
— Сказочность и волшебство музыке придает звучание каких инструментов? (колокольчики).
— Итак, все названные инструменты входят в состав оркестра, какого? (симфонического).
— Показали знания о Марше Черномора из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра. А хотите об одном из них узнать более подробно?

— Семья симфонического оркестра очень большая. Об одном из членов этой семьи узнаем подробно. Отгадаем загадку.

На концерте выступала
Наша милая Оксана,
Как звезда она играла
Целый час на …. (фортепиано)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— Сформулируйте тему урока, опираясь на слайд и загадку.

Тема урока : Знакомство с инструментом фортепиано .

— Что нам поможет раскрыть тему? Учебник, знания, учитель, гости, конечно, сам инструмент фортепиано, который стоит у нас в кабинете.

— А какие качества нам нужны, чтобы наш урок прошел успешно? (наша дружба)

— На все вопросы будем отвечать вместе, будем работать в парах, помогая друг другу, в ходе урока стараемся слушать внимательно друг друга.

— В тетрадях подпишем тему урока ( слайд )

— О фортепиано нам расскажет Настя ( слайд: рояль и пианино, форте и пиано).

— Ребята, как устроено фортепиано мы знаем? (нет). Какая проблема возникает? (лучше узнать). Я вам прочитаю «Сказку про девочку Нину, кошку Мурку и пианино». Кто тихо и внимательно слушает, будет сегодня моим помощником.

Читаю сказку (используя игрушку).

— Что в сказке самое важное? (ответы детей)

— Пианино – комнатный инструмент, рояль – концертный. Домой девочке могли подарить только пианино. Нина не боится, и вы подходите! Давайте тихонько подойдем к фортепиано.

Кошка ходила по клавишам — они какого цвета?

— Фортепиано – клавишный струнный музыкальный инструмент. Все клавиши фортепиано – это клавиатура. Где вы еще слышали слово клавиатура? (на компьютере). Две педали. Одна педаль – правая – увеличивает силу звука (громкость звучания) и продлевает время звучания нот (т.е. руки убрали, а ноты звучат), а вторая (левая) – дана для того, чтобы инструмент звучал тише (когда, нр. оно сопровождает пение). Кто хорошо слушает, аккуратно понажимаем. Только не кулаком! Бережем инструмент!

— Нажимаем одну клавишу – один молоточек ударяет по струне. Две клавиши? – два молоточка, а если четыре? – четыре молоточка.

— Чем толще струна, тем звук выше или ниже? А чем тоньше струна, тем звук выше и нежнее.

— В сказке Мурка налево пошла, каким голосом поет пианино? (низким – в низком регистре).

Мурка повернет правее – звуки выше и нежнее (верхний регистр). А это — средний регистр.
Белым или черным клавишам соответствуют звуки до, ре, ми, фа, соль, ля , си? Звуки выстроились в ряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си — получился звукоряд!

Мы поем, как вы думаете, в низком, среднем или высоком регистре? (средний) — споем гамму До мажор. А вы как дирижеры – продирижируем! Встанем прямо, свободнее. Исполнение

— Высокие и низкие звуки закрепили. Присели тихо на свои места.

Поработаем в парах — На столах карточки-клавиатуры. Подвиньте себе карточки. Справа от средних регистров какие регистры? (высокие) – раскрасим красным, а слева? (низкие) – раскрасим желтым, а средние — раскрасим зеленым цветом. Сами подпишите регистры. Кто справился – руки домиком. Поработали, проверим себя по образцу ( см. слайд ). Оцените свою работу. Поставьте смайлик (на доске смайлики).

— Кто внимателен был: какие две разновидности имеет фортепиано? (рояль и пианино).
Да вертикальный – пианино (по- итальянски – маленькое пианино) и горизонтальный – рояль (по- французски – королевский).
— В учебнике посмотрите на стр. 63- репродукцию Корина. На каком инструменте играет музыкант? А почему вы так решили? (струны расположены горизонтально, поднята крышка). Размером больше.
— Музыкант, играющий на пианино, рояле, фортепиано, как его назовем? Кто знает? (пианист). Корин изобразил портрет пианиста Игумнова.

— Кто смотрел закрытие олимпиады в Сочи – 23 февраля? Обратили внимание, что в концерте принял участие известный наш пианист Денис Мацуев. Он блестяще исполнил фрагмент 2 концерта для фортепиано с оркестром С.А.Рахманинова.

— А я к нам на урок пригласила Кочурову Диану. Диана учится в 8а классе. В этом году Диана заканчивает детскую музыкальную школу по классу баяна. Но она ничуть не хуже научилась играть и на фортепиано.

Исполнение на фортепиано

— У фортепиано очень большой диапазон. Таким диапазоном не обладает ни один инструмент оркестра. Он, используя все регистры своего звучания может изобразить игру нескольких музыкальных инструментов. Может одновременно и низкий и верхний исполнить (например, у скрипки одновременно не может). В оркестре, если нужно композитору низкие звуки, он берет контрабас. Если нужны композитору высокие – флейта). А у фортепиано можем сразу одновременно играть и в высоком и низком регистре. Мы живем в 21 веке. Музыканты, используя цифровые технологии, придумали цифровое фортепиано, звук может изменить. Нажимая на те же клавиши, но при этом он может звучать, как классическое, как более современное, а может звучать, как какой инструмент? (орган). Возможности инструмента расширились, т.е. не только регистры, но и тембры может изменять.

Фортепиано может звучать низко и высоко, громко и тихо, отрывисто и связно. Поэтому звучание фортепиано часто сравнивают со звучанием оркестра.
Послушайте «Марш Черномора» в фортепианном исполнении. В какой момент инструмент звучит громко, а в какой тихо?

Слушание (ответы детей) Слайд

— Какие регистры использует Глинка в «Марше Черномора». ( Черномор – громко – шаги громкие, злые. Изображают злого, грозного героя. А тихие – сказочность, коварность, хитрость героя). Похожи ли звуки фортепиано на звуки колокольчиков?

В оркестре нужно несколько инструментов, а здесь – один музыкант.

— Музыкой можно изобразить различных животных. Давайте мы представим себя композиторами и подберем регистр каждому животному, т.е. в каком регистре фортепиано можно изобразить каждого из этих животных?

Работа в группах

— Проверим себя по образцу (у кого нет ошибок?) Слайд

Так как у фортепиано дружат между собой: и черные, и белые клавиши, все регистры, и Нина подружилась с ним. Споем песню о дружбе. Нотки дружат между собой. И я хочу, чтобы вы оставались добрым и дружным классом!

Исполнение песни о дружбе.

— Подведем итог вместе. О чем говорили? Какую учебную задачу ставили в начале урока? (ответы детей) Кто считает, что мы выполнили эту задачу? — Какая была для нас проблема в начале урока?

— Кто доволен своей работой на уроке? Улыбнитесь мне

— Наше сегодняшнее настроение хорошо отражено в стихотворении Осипа Мандельштама «Рояль», которое нам прочитает Галя.

Стихотворение Осипа Мандельштама «Рояль»

— Мы будем продолжать работать над этой темой, продолжать упражняться. А дома повторите два итальянских термина – форте и пиано.

— Мне сегодня очень понравилось на уроке как вы работали. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением покидаете урок.

Кто с хорошим настроением – выйдите к доске, давайте пропоем песню «Улыбка». Подарим ее нашим гостям.

Спасибо за урок!

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Инструмент – оркестр. Фортепиано», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Музыка (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Источник

Читайте также:  Милость мира архангельского ноты для мужского хора
Оцените статью