Инструмент самые низкие ноты

На каком оркестровом инструменте можно взять самую низкую ноту? (4 буквы)

Другие варианты определений к слову :

5. Многострунка из оркестра.

8. Струн у неё так много, что их нарочно делают разного цвета, не то музыкант запутается.

9. Её басовые струны металлические, остальные — жильные.

10. От названия какого инструмента произошло слово «арпеджио»?

11. На каком музыкальном инструменте играла Вера Дулова?

13. У гитары струн 7, а у неё — 47.

15. Музыкальный инструмент, попавший в национальный герб Ирландии.

18. Мост Сэмюэла Беккета в Дублине выполнен в виде гигантской её, хотя о музыкальных способностях самого Беккета ничего особенного не известно.

19. Название этого музыкального инструмента происходит от слова «горб».

20. Музыкальный инструмент Татьяны Догилевой из фильма «Прохиндиада, или бег на месте».

21. Сборник стихов нидерландского поэта Карела ван Мандера «Золотая . или Игра на струнах сердца».

Источник

Как брать низкие ноты?

Большинство вокалистов не уделяют достаточного внимания тому, чтобы заставить свой голос брать низкие ноты чисто и глубоко. Однако, если ваша специальность джазовый или эстрадный вокал, низкие ноты помогут вам значительно расширить свой репертуар. В этом видео профессиональный педагог по вокалу показывает упражнения, которые позволят развить ваш диапазон вниз.

Низкие ноты — это естественный грудной регистр, который мы используем при разговорной речи. Для того, чтобы брать низкие ноты расслабленно и комфортно, нужно выполнять упражнения на общее расслабление. Подойдут различные медитативные практики, например, занятия йогой. Также полезно выполнять следующие упражнения.

1. Смех великана

Станьте прямо, расслабьте свое тело и ощутите свой вес на обеих ногах. Сделайте покачивания головой вперед — назад; расслабьте затылок и челюсть: они должны ощущаться очень тяжелыми. Затем опустите свою челюсть, при этом не оттягивая ее — позвольте ей свободно висеть. В таком положении сделайте вращения головой вправо и влево. Ощутите свой язык расслабленным и мягким, и только после этого произнесите звук «ха». Представьте, что вы изображаете, как смеется великан. Очень важно участие ваших вокальных мышц в этом упражнении, они должны подталкивать воздух во время выдоха.

В этом упражнении вы должны постараться успокоить воображаемого собеседника, который находится в тревожном состоянии. Произнесите слово «успокойся» максимально плавно и растянуто. Представьте, что в момент выполнения этого упражнения вы садитесь на мягкий, удобный диван. Ощутите, что ваш выдох выходит свободно и легко. Можно использовать любое другое слово, самое главное, чтобы гласные хорошо растягивались и пропевались.

4 сентября 2020г. — Джем саундтреков

3 июля 2020г. — ABBA трибьют (фортепианный)

12 июня 2020г. — Джем хип-хопа, рэпа и R’n’B (ударный)

Источник

Туба: описание и игра на инструменте

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Среди множества духовых инструментов, выполняющих различную функцию в оркестрах и других музыкальных коллективах, имеется тот, на котором практически всегда играют басовую партию композиции. Этим инструментом является туба, хорошо знакомая многим из нас по своему внешнему виду. Правда, далеко не все знают, как называется этот инструмент, но визуально он узнаваем. Теперь есть возможность ближе с ним познакомиться.

Что это такое?

Туба относится к медным духовым видам музыкальных инструментов. В большинстве своём используется в духовых оркестрах, а также при исполнении симфонической музыки, выполняя функцию басового инструмента в составе медных духовых. До её изобретения в середине XIX столетия басовые партии в оркестре поручались басовым тромбонам. Нередко присутствует она и среди коллективов, специализирующихся на исполнении джазовых и камерных произведений.

Выглядит туба довольно массивно, имея очень длинную трубу, свёрнутую, казалось бы, в немыслимый лабиринт и расширяющуюся по ходу своего движения к огромному выходному раструбу.

Если медную трубку этого инструмента распрямить, то она может достигнуть (в зависимости от разновидности) длины порядка 5-6 метров, что вдвое больше, нежели, например, у тромбона-тенора.

Вес инструмента тоже приличный, поэтому играют на нём в основном сидя на стуле.

Если возникает необходимость играть стоя или в движении, то используют поддерживающие ремни.

Нужно сказать, что для тубы композиторы пишут и сольные (конечно, в составе оркестра) партии. В этих случаях музыканту чаще приходится исполнять соло в положении стоя, чтобы иметь большую свободу действий.

Устройство инструмента

Как уже упоминалось, туба состоит из расширяющейся к раструбу длинной медной трубы, свёрнутой несколько раз. Отношение расширения трубы от своего начала к выходу составляет примерно величину 1:20. Может иметь в своей конструкции от 3 до 6 вентилей. Вентили в духовых инструментах служат для открытия дополнительных каналов движения воздушного потока, в результате чего увеличивается длина воздушного потока, что, в свою очередь, понижает звучание инструмента. Чаще всего их четыре, нередко — пять, а шестой можно встретить либо в старых инструментах, либо в специально выполненных по заказу. Функция каждого из вентилей заключается в следующем:

  • при нажатии на первый вентиль происходит понижение извлекаемых музыкантом звуков натурального звукоряда на 1 тон;
  • второй по порядку вентиль понижает звуки на полутон;
  • третий вентиль понижает звукоряд на 1,5 тона;
  • четвёртый вентиль называется «квартвентиль», то есть понижает звуки на чистую кварту – 2,5 тона;
  • пятый вентиль — корректирующий — способен понизить звукоряд на 3/4 тона;
  • шестой вентиль считался транспонирующим, но на современных моделях он отсутствует, поэтому туба в наше время относится к нетранспонирующим музыкальным инструментам.

Выходит, что при последовательном нажатии на три первых вентиля звук в сумме понизится на 3 тона, а если ещё нажать квартвентиль, то понижение составит 5,5 тона (большую септиму).

Понять устройство описываемого музыкального инструмента можно по следующему изображению:

На представленном рисунке изображена модель инструмента с тремя клапанами, но всё остальное присутствует в любой конструкции. Вентильные механизмы могут иметь самый разный вид, в том числе и расположение их трубок. Кроме того, размещение мундштучной трубки тоже не является стандартным для всех моделей. Многое в конструкции зависит ещё и от размеров инструмента.

Изменение звука за счёт клапанов (вентилей) происходит следующим образом.

  1. Исходное состояние клапанов — закрытое. При этом воздух, который нагнетается в канал главной трубы выдохом музыканта при воспроизведении того или иного звука, минует трубки вентилей, так как они перекрыты.
  2. При нажатии клапана при том же самом потоке воздуха происходит открытие вентильной трубки, куда, естественно, устремляется часть воздушного потока. Длина воздушного столба увеличивается, высота звука понижается в зависимости от того, какой клапан из четырёх задействован.
  3. При нажатии ещё одного (или более) клапана возникает ещё большее удлинение воздушного столба. Звук дополнительно понижается ещё раз.
  4. При закрытии клапана (клапанов) высота звука восстанавливается.

Нужно отметить, что квартвентиль используется очень редко – в отдельных случаях, когда необходимо сыграть несколько нот в очень низком регистре. Именно поэтому инструментом без четвёртого клапана вполне можно обойтись в небольших духовых оркестрах. А вот для симфонического оркестра всё-таки следует приобрести одну тубу со всеми пятью вентилями — серьёзная музыка не терпит подмену оригинальных звуков, написанных композитором.

Разновидности

Туба представлена в наше время несколькими разновидностями по диапазону. Суммарно они составляют звукоряд, простирающийся от ноты «ре» или «ми» контроктавы до ноты «до» второй октавы. Начиная от инструментов самого низкого регистра тубы носят такие названия:

  • контрабасовые «Bb» или «C», имеющие примерно такой диапазон звуков: первая — от «ми» контроктавы до «си-бемоль» малой октавы; вторая — от «соль-бемоль» контроктавы до ноты «до» первой октавы;
  • басовые «Eb» или «F» с примерным диапазоном: первая — от ноты «ля» контроктавы до «ми-бемоль» первой октавы; вторая — от «си» контроктавы до «фа» первой октавы;
  • теноровые с самым разным диапазоном звуков от начала большой октавы до начала второй.

Здесь нужно уточнить такой момент: медные духовые инструменты, в том числе и туба, не имеют точных границ своих диапазонов, поэтому приведённые выше диапазоны разновидностей тубы указываются через слово «примерно».

Полный диапазон тубы, которого вполне достаточно для исполнения большинства популярных мелодий для духовых оркестров, можно обеспечить ансамблем из нескольких видов этого инструмента: контрабаса, баса и тенора. Звучание инструментов в средних регистрах очень плотное, красивое и мощное.

Техника игры

Игра на тубе, имеющей массивную и длинную трубу, требует от музыканта долгих тренировок собственного дыхания и недюжинного общего здоровья. Звуки низкого и высокого регистров особенно трудно исполнять. Иногда тубисту приходится на каждой низкой ноте менять дыхание, а высокие ноты отличаются интонационной неустойчивостью.

Быстрые пассажи зачастую звучат не очень внятно, а легато на низких звуках — фальшиво. Самый лучший тембр наблюдается в средних регистрах каждой из разновидностей этого инструмента. Крайние звуки диапазонов довольно проблематичны для начинающих.

Приведём аппликатуру тубы:

Если есть решение научиться играть на этом очень нужным для духовых оркестров и ансамблей инструменте, то можно найти опытного преподавателя в случае, когда опыта игры на духовых инструментах не имеется вовсе. Другой вариант — приобрести самоучитель либо школу игры на тубе в том случае, если опыт всё-таки есть.

Для начальных занятий лучше купить не полный инструмент, а размер 3/4 (модель строя «Eb»). Для тех, кому ближе сольная игра на более высоких нотах, подойдёт инструмент с самым высоким строем «F». Правда, стоимость его довольно высока.

Однако даже начинающему обучению игре на тубе музыканту, давно играющему на другом духовом инструменте, понадобятся несколько уроков у опытного тубиста. Они будут нужны ему, чтобы освоить более профессиональный исполнительский уровень, узнать и постичь нюансы этого инструмента.

Только профессионал расскажет, продемонстрирует и научит, каким образом можно играть трели (с помощью каких клапанов и положений губ на мундштуке), как натренировать лёгкие на более сложную работу и так далее.

И если только для освоения способов удержания такого массивного инструмента обычно требуются рекомендации от опытных музыкантов-тубистов, что тогда говорить о технике аппликатурной и дыхательной игры, а также овладении артикуляционными её нюансами. Скорей всего, в оркестре не каждый музыкант, находящийся рядом с тубистом, знает, что при игре тубу следует удерживать раструбом вверх, иначе тембр её звучания изменится в худшую сторону. Другими словами, лишь под контролем профессионального тубиста можно правильно обучиться игре на инструменте.

Источник

Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения

Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.

С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.

Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.

Ноты

В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.

Длительности нот

Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.

А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.

А вот как выглядит деление нот.

Целая – самая протяженная длительность.

Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.

Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.

Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».

Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.

Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.

Пока все ясно 320

Не все понятно 82

Что означает музыкальный размер и что такое такт

Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.

Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.

Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.

Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.

Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.

Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.

Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:

Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.

Нижнее число обозначает длительность каждой доли.

Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).

Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).

Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.

Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».

Все понятно 320

Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар

Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.

Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:

Диез –повышает звучание ноты на полтона.

Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.

Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.

На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.

Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.

А на этой картинке указано расположение бемолей:

Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.

Как правильно писать диезы и бемоли

Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:

Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.

Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:

Также существует дубль-диез :

Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.

Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».

Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Все понятно 320

Совсем запутался 82

Паузы в музыке

Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.

Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.

Нотный стан — что на нем располагается

Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?

Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.

Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.

Звукоряд Октава Диапазон

Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.

Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).

И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.

Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.

Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.

Динамика

Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.

Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.

Музыкальные штрихи

Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».

Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.

Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:

Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:

Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.

Дополнительные музыкальные знаки

В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:

Заключение

Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.

Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Читайте также:  Современный американский композитор пианино
Оцените статью