Инструментальное сопровождение для гитары

Возможности гитарного аккомпанемента — способы исполнения на гитаре

Когда мы поем песенку, то обычно воспроизводим основную мелодию, которая у всех на слуху. Однако, эта линия может звучать красиво, но не полно. Для того чтобы собрать мозаику, следует сопроводить ее гармонией. То есть саккомпанировать. Это может быть не только отдельный инструмент, но ансамбль или оркестр. Самым доступным вариантом для начинающих является аккомпанемент на гитаре.

Что такое аккомпанемент на гитаре

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение вокала. Включает в себя аккорды, переборы, бои, соло и даже постукивания по гитаре.

Аккомпанемент в музыке

Существует целое направление – искусство аккомпанирования. Такой музыкальный специалист называется концертмейстер. Это человек, который не просто подыгрывает солисту, но «ловит» его в моменты неточности ритма. Также он может громче сыграть какую-либо ноту, которую неточно поет вокалист. Поэтому искусство концертмейстерства порой труднее, чем сольное исполнение.

Сыграть может не только один человек, но группа, ансамбль. Это еще сложнее, им сначала необходимо сыграться между собой. Солисту проще петь, когда «не заняты руки, и мысли», т. е. он занят только воспроизведением своей песенной партии. Но многие музыканты (участники групп или сольные исполнители) являются частью инструментального состава коллектива, одновременно аккомпанируют себе.

Читайте также:  Волною морскою ноты гречанинов

Роль аккомпанемента

Аккомпанемент на гитаре задает тональность, чтобы певец не «уплыл» в соседний тон. Хорошо отстроенный инструмент дает отличную опору для вокалиста, придает ему уверенности. Гармония позволяет ориентироваться относительно нотной вокальной партии. В некоторых случаях заданный аккорд помогает «встать на верный путь», взять именно ту ноту, которая изначально требовалась.

Также правильно сыгранное сопровождение не дает певцу «убежать» вперед темпа, или наоборот – отстать, сбиться с него. Ритм тоже имеет важное значение. Поэтому роль не только в красивом звуковом оформлении композиции, но в помощи солирующему исполнителю.

Виды аккомпанемента на гитаре

Музыкальная теория выделяет несколько видов аккомпанемента на гитаре.

Удары по струнам (бой)

Один из самых распространенных видов аккомпанемента на гитаре, которые разучивают начинающие гитаристы-любители. Часто удары повторяют сильные доли, имитируют ритм ударной установки или бас-гитары. Является основой для обучения игре на акустической гитаре. Выучив несколько основных ритмов, вы сможете исполнять десятки песен.

В каждой из них может быть свой нюанс, отличающий от других произведений. Также существуют стилистические особенности. Примеры:

  • кантри;
  • бардовская песня;
  • акустический рок;
  • шансону;
  • дворовые песенки;
  • эстрада.

Бас-Щипок

Это не только самостоятельный гитарный бой, но вариант для разбавления композиции. Сначала дергается басовая струна, а затем остальные. От ритмического рисунка зависит не только звучание трека, но его стиль.

Вопреки расхожему мнению, такой вид используется не только в простых жанрах, вроде шансона или легкой эстрадной музыки. Он применим в романсах, бардовской песне, босса-нове, смежных евро-латинских направлениях.

Арпеджио

Аккомпанемент на гитаре, который в простонародии именуется «перебором». Это чередование басовых нот и щипания струн в определенном порядке. Регулярно применяется в романсах, балладах, медленных неторопливых композициях. Характеризуется лирическим звучанием. Часто комбинируется с другими техниками, что придает особую окраску.

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Вид аккомпанемента на гитаре, который даже эволюционировал в самостоятельный жанр – фингерстайл. «Пальцевый стиль» даже не требует певца, а исполняет мелодию (а также средний, нижний голос) самостоятельно.

Обычно в сопровождение песни «продвинутые» гитаристы добавляют некоторые элементы из fingerstyle. Подключаются глушеные, «мертвые» ноты, удары по корпусу гитары – как отдельно от защипывания струны, так совместно с ней.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Если добавлять все фишки в один большой котел, то пение может не понадобиться. Но если вырезать кусочки мелодии и заменить их вокальной партией, то получится очень необычное звучание.

Мелодия – основная тема композиции

Обычно используется, если гитарист только начинает разучивать песню. Этот способ отлично помогает выучить ритм и не путаться в мелодии. Сначала можно разучить мелодию на гитаре, а потом подыгрывать себе. Это может явиться самостоятельным аккомпанементом. Родоначальники блюза часто давали пару нот на гитаре, а потом допевали строчку голосом.

Стили аккомпанемента

В зависимости от ритмической основы может меняться стиль. От дворового шансона до акустического рока. Многие паттерны подходят под разные стили. Скажем, эстрадным боем вы сможете сыграть поп-песню, что-то из ретро, например некоторые военные, и даже какой-то из вариантов рока.

Прослушивание музыки в разных жанрах поможет вам уловить ритмы, штрихи для того или иного стиля. Потом это можно будет применить для собственных музыкальных экспериментов.

Возможности гитарного аккомпанемента

Разные виды аккомпанемента на гитаре не только позволят вам сыграть песни из любимого репертуара. Это разовьет музыкальность в целом. Если в вашем арсенале есть несколько приемов боя или перебора, то уже значительно больше горизонтов открывается для исполнения и написания музыки.

Правильное и хорошо сыгранное сопровождение не только украсит трек. Оно скроет некоторые огрехи вокала, если таковые имеются. Тем более, что петь под гитару и отдельно играть сопровождение – разные вещи.

Построение гитарного аккомпанемента

Рассмотрим вопрос, как правильно разучивать аккомпанемент на гитаре. Обычно аккомпанемент на гитаре складывается из ритм-секции:

Проще всего слушать песню и одновременно ударять правой рукой по струнам (можно по заглушенным, чтобы не получалась какофония).

Постепенно вы найдете ключевые ритмические отрезки, которые начинаются с сильной доли и проходят через несколько слабых. Чаще всего это будет какой-то паттерн, сопровождающий куплет или припев, либо все вместе (обычно они могут немного отличаться).

Когда вы обнаружили костяк произведения, можно приступать к добавлению других ударов – вверх, заглушек (в зависимости от вашего опыта или от сложности самой песни). Для начала лучше подобрать бой.

Потом, если будет желание, украсьте его проходящими аккордами. Они прибавят яркости в звучание, сделают его отличительным от десятков подобных песен. Это основная фишка в джазовом аккомпанементе – когда там постоянно меняются гармонии.

Обучающие статьи по теме

На сайте есть несколько статей, которые помогут вам глубже погрузиться в тему:

  1. Как подобрать бой к песне на гитаре: подробное руководство. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/kak_podobrat_boj_k_pesne_na_gitare_podrobnoe_rukovodstvo/3-1-0-1566
  2. Красивые и легкие мелодии перебором на гитаре. akkordam.ru/publ/samouchitel/igraem_krasivye_melodii_pereborom_top_10_luchshikh_kompozicij/2-1-0-1549
  3. Вальсовый бой на гитаре: детальный разбор. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/igraem_valsovyj_boj_na_gitare_prostye_sposoby/3-1-0-1550

Аккорды

Основными последовательностями являются:

А также многие другие. Их десятки, в зависимости от трека, его сложности.

Ритмические рисунки

Рисунок #1:

Рисунок #2:

Третий удар вниз глушим.

Арпеджио (переборы)

Схема #1:

Схема #2:

Мелодия

Нелишним будет поиграть мелодию песни. Это поможет лучше сориентироваться в трудных моментах, не сфальшивить голосом.

Комбинирование приемов

Сначала вы овладеете одним приемом, которым будете сопровождать свое пение. Вместе с набором опыта, арсенал значительно расширится. В зависимости от ваших амбиций, тяги к развитию музыкальности, можно достичь хорошего уровня, научиться играть любимые песни наравне с оригинальным исполнением.

Аккомпанировать и петь одновременно

Главное, что необходимо понять, как совместить перестановку аккордов в левой руке, и одновременное движение (примерно в одном рисунке) правой ладонью. Условимся, что вы уже умеете переставлять аккорды без сильных задержек. Теперь можно подключить и правую руку.

Возьмите песню, которую хотите выучить и послушайте ее несколько раз. Разберитесь в тексте и аккордах. Для начала обычно разучивается отдельно аккомпанемент, а затем уже накладывается текст. Обратите внимание, что сама песня уже должна «отскакивать от зубов», иначе начнутся провалы и паузы во время исполнения.

Вы должны хорошо ориентироваться в мелодии и хотя бы примерно знать текст. Рекомендуем записать слова песни в блокнот или тетрадь самостоятельно, подписав аккорды над местами, где они меняются. Это поможет лучше запомнить слова песни и сделать отметки в непонятных моментах.

Далее разучите строчку или логичную мелодическую фразу от начала до конца. Играйте и пойте, даже если сначала звучит каша. Это и есть процесс работы над композицией. Постепенно в вашей голове уложатся отдельно звучащая гитара и сама песня. Главное отрепетировать самые сложные переходы и не останавливаться, если где-то не получается совместить темп и мелодику.

Аккомпанемент на гитаре – основной элемент обучения, без которого невозможно исполнять песни на любимом инструменте. Также появляется возможность репетировать композицию в момент отсутствия минусовки. Кроме того, это помогает закрепить ее в голове. Нелишним станет и навык сопроводить песню друга или коллеги по музыкальному коллективу.

Сохраните статью в закладках, чтобы вернуться к ней позже и расскажите в комментариях, что для вас было самым сложным при обучении аккомпанементу на гитаре.

5 Вариантов аккомпанемента (фишки гитарного аккомпанемента) в видео:

Источник

Самоучитель гитарного аккомпанемента

Соловьев Павел Викторович представляет свою Школу гитарного аккомпанемента.

ОТ АВТОРА

Эту мою работу я посвящаю моему другу, надежному и исключительно порядочному человеку, гитаристу Дамиру Мухаметхабировичу Галееву, директору фирмы «ДО мажор» (ИП Галеев). Он – первый человек, который поверил в мои возможности, осуществил первую публикацию моей «Школы» (начальный период обучения) в журнале «ДОмажор» (№ 1, 2005)

Неизвестный никому музыкант горячо доказывал Дамиру Мухаметхабировичу, что его система и опыт массового обучения игре на гитаре уникальны. Соловьев Павел Викторович нагло утверждал, что его система обучения – самая простая и действенная в России.

По Школе легко можно научиться играть и без преподавателя (иногда его негде взять – небольшие города, отдаленные села и т.п.). Правда, документальных подтверждений тому, что кто-то самостоятельно научился играть на гитаре по моей Школе – у меня нет. Сейчас положение может быть исправлено.

Я обращаюсь к людям, которые благодаря моей Школе самостоятельно научились играть на гитаре и ко всем ребятам и взрослым, кто обучался в разное время игре на гитаре у меня: — Пожалуйста, отправьте свои отзывы о моей работе:

Фирма «ДО мажор» (ИП Галеев) обладает эксклюзивным правом на издание и распространение моей «Школы» в печатном либо в электронном виде. Автором «Школы аккомпанемента» является Соловьев Павел Викторович.

ЧТЕНИЕ АККОРДОВ С ЛИСТА — вот залог успеха, стремительного развития исполнительского уровня начинающих гитаристов.

Ничего нового я не придумал, просто правильно использую опыт преподавания.

Самое основное, что я понял – нужно научить детей играть на гитаре, совсем не используя прием «Баррэ» (когда все струна пережимаются указательным пальцем). Этот прием труден для начинающих – значит, нужно обойтись без него.

Пришло понимание того факта, что при работе с малышами нельзя опираться на детский песенный репертуар (детские песни все, как правило, сложны для исполнения из-за того, что в них сплошь и рядом используются аккорды G, G7, C , F , H 7).

Пришлось подыскивать подходящий репертуар. За эти годы я могу перечислить эти песни на память:

1. Остров невезения

2. Не унывай! (туристическая песня)

3. Ты у меня одна (Визбор)

4. Там, за туманами (ЛЮБЭ)

8. Конь мой (ЛЮБЭ)

10. Три танкиста

После нескольких первых занятий дети способны по моей Школе обучать других людей игре на гитаре с использованием только четырех аккордов (разумеется, без применения приема «баррэ»). Важен подбор песен!

При работе с моим Песенным приложением к Школе игры, учтите, что большинство песен записаны мною на слух, с дисков или с плохих магнитофонных записей. Если будет расхождение в гармонии с печатным оригиналом, то это следует приписать несовершенству моего слуха.

Многие песни переработаны мной с печатных оригиналов.

Не забудьте, пожалуйста – любительский вариант обучения игре на гитаре предусматривает вольную посадку (не так, как обучают игре на классической гитаре).

Большой палец левой руки зачастую лежит вдоль грифа гитары, либо выглядывает в верхней части грифа чуть ли не наполовину (как у балалаечников). Струны могут быть любыми – хоть металлическими, хоть синтетическими. Строгих домашних заданий не бывает – учащиеся приходят с осознанным желанием научиться. Есть лишь одна рекомендация – заниматься дома каждый день не менее 15 минут!

На смотре-конкурсе «Сердце отдаю детям» я давал открытый урок. Условия были такие: группа специально отобранных детей из 10 человек (никто из них ранее музыке не обучался) должна была быть обучена определенным навыкам игры на гитаре в течении часа. Я учил их играть, и в конце часа они все сыграли по одной песне, причем каждому из них я дал другую песню. Единственно, о чем я сообщил жюри – это то, что голова у этих детей уже неплохо работает, а вот руки следует долго и упорно тренировать (пришлось всем участникам помогать в перемещении аккордов).

Все прошло успешно. Вот это и была первая официальная презентация моего метода мелкогруппового обучения гитарному аккомпанементу

Потом я был крайне удивлен, что стал лауреатом смотра, занял третье место . И получил в награду большой итальянский сервиз из 99 предметов и памятный приз победителя – кубок с надписью:

Управление образования Калининского района. Победителю конкурса «Педагог – внешкольник. Челябинск. 2006»

Экспресс – курс для начинающих.

Как нужно заниматься ежедневно.

Именно от выполнения требований, которые изложены в этом разделе, и будет зависеть, как скоро вы освоите гитару.

Посадка. Можно ставить гитару на правое колено, можно играть стоя.

Первое время можно смотреть на гриф гитары.

Главное — не правая рука, не уделяйте на первых порах ей много времени.

Тут главное – удар по струнам нужно наносить всегда расслабленной кистью, чтобы не оборвать все струны одним мощным ударом.

Упражнение на расслабление кисти левой руки.

Поставить пальцы в позицию Am. Затем мысленно нанесите удар правой рукой по струнам (только мысленно!). В это время прижать струны левой рукой, затем, оставаясь на струнах, мгновенно расслабить кисть. Очень медленно повторяйте это упражнение до тех пор, пока не появится автоматизм. Это очень важно для вашей последующей жизни в музыке.

С «зажатыми руками» просто нельзя играть! В результате – травма рук, в переводе на музыкальный язык – «Проф. непригодность» или «переигранные руки». По сути дела – это инвалидность: человек не может сжать мячик в руке, когда переносит тяжесть – пальцы разжимаются сами. Смена погоды доставляет массу неприятных и болезненных ощущений.

Будьте внимательны, чередования напряжения кисти и последующего мгновенного расслабления – самое важное для Вас!

Теперь о том, как невероятно быстро научится играть на гитаре. Все очень просто.

Каждый день начинайте Ваши занятия с отработки переноса аккордов из одной позиции в другую. Это упражнение можно выполнять только левой рукой, при этом можно смотреть фильм по телевизору. Совершенно исключив даже малейший прижим струн левой рукой, отрабатывайте медленно перенос аккорда Am в позицию аккорда E. Этот перенос нужно отрабатывать каждый день примерно по 500 раз, но никак не менее! Тут весь секрет не в суетливом переносе, а в быстром броске обязательно расслабленной кисти левой руки. Примерно через неделю-другую таких занятий у вас включится «автомат» — при одном только взгляде на аккорд пальцы автоматически, не спрашивая Вашего согласия, сами мгновенно займут нужную позицию. Через неделю занятий вы уже никогда не будете смотреть на гитарный гриф – это Вам будет не нужно.

Теперь ваш взгляд будет всегда направлен только на цифровку или на нотный текст, табулатуру.

Последнее – если вы умеете ровно считать до двух (двухдольный размер), до трех (трехдольный размер), и до четырех (четырехдольный размер) – то вся песенная музыка распахнула перед вами двери!

Вам совершенно неважно, одну сотню песен сыграть — или десять сотен.

Известные вам аккорды просто чередуются в разных сочетаниях.

Если Вам неизвестен аккорд – просто загляните в таблицу аккордов (они есть и на моем диске, есть и в продаже в магазине «ДО мажор», и в других музыкальных магазинах.)

Берите в руки гитару, ежедневно занимайтесь, выполняйте все требования из «Экспресс – курса для начинающих» — и через кратчайшее время я по адресу –cmajor@inbox.ru — жду от вас радостных сообщений о том, как вы в совершенстве освоили искусство гитарного аккомпанемента в кратчайший период времени.

С уважением и пожеланием успехов — ваш автор,

Соловьев Павел Викторович.

Скачать Школу гитарного аккомпанемента можно по следующим ссылкам:

Источник

Оцените статью