Инструменты балалайка баян гитара

Инструменты балалайка баян гитара

Это меню отключено

Сообщение конференции

Обнаружена ошибка. Если вам неизвестны причины ошибки, попробуйте обратиться к разделам помощи.

Обнаружена ошибка:

Ссылка, по которой вы попали на эту страницу является битой или удалённой.

Полезные ссылки

Скин форума: Перейти на версию для мобильных
Сейчас: 27 мая 21, 18:43
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей и других материалов, опубликованных на сайте. Помните, что в вопросах здоровья вас и ваших детей нельзя полагаться на советы, данные заочно по интернету!
Перепечатка и использование материалов сайта и сообщений из конференций РАЗРЕШЕНЫ только в интернете при наличии активной ссылки на MATERINSTVO.RU и с указанием имен авторов!
Использование фотографий ЗАПРЕЩЕНО без письменного разрешения их авторов!
Политика конфиденциальности и обработка персональных данных

Сайт использует файлы Cookie и может собирать ваши персональные данные. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных

Источник

Балалайка

При фразе «русский народный инструмент» моментально вспоминается задорная балалайка. Незатейливый предмет родом из далекого прошлого, настолько далекого, что невозможно точно определить, когда он появился, продолжает радовать любителей музыки до сих пор.

Что такое балалайка

Балалайкой называют щипковый музыкальный инструмент, относящийся к категории народных. Сегодня это целое семейство, включающее пять основных разновидностей.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Вышеперечисленные элементы – небольшая часть, составляющая музыкальное изделие. Общее количество деталей инструмента превышает 70.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

Звучание

Звук балалайки – звонкий, громкий, высокий, достаточно мягкий. Подходит аккомпаниаторам, не исключает солирования.

Разновидности различаются размерами, предназначением, звучанием. Профессионалы владеют множеством приемов извлечения звука. Наиболее распространенные: бряцание, вибрато, тремоло, дроби.

Строй балалайки

Первоначально балалайка и строй оставались понятиями несовместимыми. Инструмент использовался любителями, не имевшими представления о музыкальном строе. В XIX веке все разновидности стали частью оркестра, появилось несколько вариантов настройки:

  • Академический строй. Нота «ми», образованная звучанием в унисон двух начальных струн, нота «ля» – третьей струной. Строй получил широкое распространение среди концертирующих балалаечников.
  • Народный строй. Соль (начальная струна), Ми (вторая струна), До (третья струна). Наиболее распространенный вид народного строя. Всего существует несколько десятков: каждый регион обладает собственным методом настройки инструмента.
  • Квантово-унисонный строй. Представляет звучание струн балалайки-примы, описывается формулой Ля-Ми-Ми (от первой струны к третьей).
  • Квартовый строй. Присущ балалайкам вида секунда, бас, контрабас, альт. Тоны чередуются следующим образом: Ре-Ля-Ми.

История балалайки

Историю возникновения балалайки невозможно рассказать однозначно. Существует разные версии возникновения. Официальное упоминание датируется XVII веком, появилась народная любимица гораздо раньше.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Отношение к предмету было несерьезное, вызывало ассоциации с безграмотным мужицким сословием. Царь Алексей Михайлович предпринимал попытки изжить народную забаву. Идея провалилась: после смерти государя «балаболка» моментально распространилась среди крестьян.

Старинные устройства внешне отличались от современниц, выглядели зачастую нелепо. Крестьяне мастерили инструмент подручными средствами: корпусом служили ковши, струнами – жилы животных.

Популярность народной любимицы в XIX веке сменяется забвением. Второе дыхание музыкальное изделие обрело усилиями удивительного человека – дворянина В. Андреева, музыканта по профессии. Мужчина создал семейство балалаек, включающее пять представительниц. Андреевым изобретена современная балалайка привычного сегодняшнего вида.

Выступление ансамбля балалаечников, устроенное Андреевым, ознаменовало эру возрождения инструмента. Известные композиторы писали музыку специально оркестру народных инструментов, концерты балалаечников пользовались успехом, народникам, наряду с Россией, рукоплескала Европа. Бывали на концертах мировые знаменитости, стоя аплодировавшие русским виртуозам.

С тех пор балалайка укрепляет позиции, оставаясь востребованным инструментом.

Разновидности балалаек и их названия

Профессиональные музыканты выделяют следующие разновидности балалаек:

  • Балалайка-прима. Размерами 67-68 см. Единственная, идеально подходящая солирующим музыкантам. Основные партии русского народного оркестра пишутся именно для примы.
  • Секунда. Длина составляет 74-76 см. Предназначение – аккомпанемент, играют аккордами, интервалами.
  • Альт. Длина 80-82 см. Обладает мягким, сочным тембром. Выполняет функции, сходные с секундой.
  • Бас. Принадлежит басовой группе. Играет в большой октаве. Отличительный признак – низкий тембр. Размер – 112-116 см.
  • Контрабас. Отличие от баса: играет в контрактаве. Является наиболее громоздким инструментом линейки – длиной 160-170 см. Чтобы держать гиганта вертикально, внизу предусмотрена подставка.

Вышеперечисленные разновидности входят в оркестр народных инструментов. Осталась за кадром самая маленькая балалайка, изобретенная В. Андреевым, называется балалайкой Пикколо. По задумке автора, основная функция – подчеркивать верхний регистр музыкального произведения.

Использование

Музыкальное изделие популярно, благодаря собственной универсальности, умению отлично гармонировать со всевозможными группами инструментов. Основная сфера применения – оркестры народных инструментов. Есть виртуозы, играющие сольно, в дуэте.

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

  • Внешний вид грифа: отсутствие искривлений, трещин, сколов, средней толщины (не толстый, не тонкий). Лучший материал – черное дерево.
  • Лады. Внимание уделяют шлифовке, расположению на одинаковой высоте. Проверить качество шлифовки можно, если слегка потереть поверхность ладов. Лучший материал – никелин.
  • Корпус. Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
  • Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
  • Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Интересные факты

Старинные предметы обладают яркой историей, множеством интересных фактов:

  • Старейший экспонат украшает музей города Ульяновска. Изделие старше 120 лет.
  • Официальный «День балалайки» появился в 2008 году, празднуется 23 июня.
  • Оркестр народных инструментов есть в Японии. Участники – японцы, виртуозно владеющие русским народным инструментом.
  • Ранее существовали двухструнные изделия вместо трехструнных.
  • Хабаровск – город, установивший высочайший памятник балалайке: огромный монумент желтого цвета размером 12 метров.
  • Старинное музыкальное изделие стало символом России, является модным сувениром.
  • В Древней Руси игрой владели скоморохи, пастухи – люди, не обремененные работой, хозяйством.
  • Происхождение предмета окутано тайной: не известен год появления, осталось загадкой имя умельца, который его придумал.

Балалайка – универсальный инструмент, способный воспроизвести любое музыкальное произведение: классическое, народное, веселое, грустное. На ней играют любители, профессионалы, даже дети. Задорные, специфические звуки невозможно спутать с чем-то: небольшое музыкальное изделие стало настоящим символом огромной страны, впитало менталитет русского народа.

Источник

Инструменты балалайка баян гитара

Музыкальный инструмент: Баян

Тембровая палитра существующих ныне музыкальных инструментов чрезвычайно богата, ведь каждый из них обладает своим неповторимым голосом. Например, у скрипки он певуче чарующий, у трубы – пронзительно блестящий, у челесты – прозрачно хрустальный. Однако есть один инструмент, который имеет редкую способность имитации различных тембров. Он может звучать как флейта, кларнет, фагот и даже как орган. Этот инструмент называется баян и его по праву можно назвать маленьким оркестром. Баяну, с его большими художественными возможностями, подвластно многое — от аккомпанемента простых народных песен, до сложных шедевров мировой классики. Пользующийся большой популярностью, он звучит и на больших концертных сценах и является неизменным участником праздничных застолий, недаром баян называют «душой русского народа».

Баян является одной из самых усовершенствованных разновидностей гармоники, имеющей хроматический звукоряд.

Историю баяна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Баян, имеющий богатый музыкально-выразительный потенциал, открывает перед исполнителями большие возможности для творчества. Яркий звук отличается насыщенностью, выразительностью и мелодичностью, а тончайшая филировка придает тембру особую красочность. На инструменте возможно исполнение красивых романтичных мелодий, а также драматически мрачных музыкальных произведений.

Звук на баяне образуется из-за колебания язычков в голосовых планках под действием воздуха, который создает меховая камера и характеризуется особой динамической пластичностью. На инструменте возможно исполнение нежнейшего прозрачного пиано и фанфарного форте.

Баян, в силу своей конструктивной особенности (наличие регистров), обладает разнообразной тембральной палитрой звука — от полнозвучного органного, до мягкого и теплого скрипичного. Тремоло на баяне очень похоже на тремоло скрипки, а динамический объем инструмента создает впечатление, что играет полный оркестр.

Диапазон баяна довольно большой и составляет 5 октав, начиная от «ми» большой октавы и заканчивая «ля» четвертой .

Фото:

Интересные факты:

  • Инструмент с названием «баян» существует только в России, в других странах подобные инструменты называют кнопочными аккордеонами.
  • Предшественница баяна — «ливенская» гармонь имела необычайно длинные меха, почти два метра. Такой гармонью можно было себя обмотать.
  • В Москве находится самый большой в мире музей гармоник, одной из разновидностей которой является баян.

  • В советское время лучшие концертные баяны индивидуальной сборки «Россия» и «Юпитер» изготавливаемые на московской государственной фабрике и, отличавшиеся высоким качеством звучания, стоили очень дорого. Их стоимость равнялась цене легкового отечественного автомобиля, а иногда даже двух, в зависимости от марки. Сейчас стоимость концертного многотембрового баяна довольно высока и доходит до 15 тысяч евро.
  • Первый концертный многотембровый баян был создан в 1951 году для баяниста Ю. Кузнецова.
  • На концертных баянах есть очень удобное приспособление — переключение регистров находится под подбородком у исполнителя, что дает возможность музыканту не отвлекаться во время исполнения.
  • В Советском Союзе одно время производили электронные баяны, однако это нововведение не прижилось, поскольку в то же время в обиход вошли синтезаторы, которые получили большое распространение.
  • Звучание баяна во время Великой Отечественной Войны поднимало боевой дух солдат, вдохновляло на подвиги. Он звучал всюду: в землянках, на привалах и на полях сражений.
  • Звучание баяна очень эффектно используют в своих композициях современные музыкальные группы, такие как «Любе», «Вопли Видоплясова», «Billy’s Band».
  • Известные фирмы по производству профессиональных концертных баянов, которые пользуются спросом и хорошо зарекомендовали себя, находятся в России — это московская фабрика «Юпитер» и «Тульская гармонь», а также в Италии: «Bugari», «Viktoria», «ZeroSette», «Pigini», «Scandalli», «Borsini».
  • В последние годы словом «баян» нередко называют несвежую «затрепанную», «бородатую» уже застарелую шутку или анекдот.

Конструкция баяна

Баян, представляющий довольно сложную конструкцию, состоит из двух основных секций: левой и правой, соединенных между собой мехом.

1. Правая часть инструмента — это коробка прямоугольной формы, с прикрепленными к ней грифом и декой, с вмонтированными в нее механизмами. При нажатии на клавишу, механизм поднимает клапаны, тем самым пропуская воздух к резонаторам с голосовыми планками и язычками.

Для изготовления коробки и деки используются резонаторные породы древесины: ель, береза, клен.

К коробке крепится решетка, а также переключатели регистров (если таковы предусмотрены конструкцией) которые служат для изменения тембра. На коробке также находятся два больших ремня для фиксации инструмента во время исполнения.

На грифе в хроматическом порядке расположены игровые клавиши в три, четыре или пять рядов.

2. Левый корпус – это тоже коробка прямоугольной формы, в которой на внешней стороне находится левая клавиатура инструмента, содержащая пять, а иногда шесть рядов кнопок: два – басы, остальные ряды готовые аккорды (мажорные, минорные, септаккорды и уменьшенные септаккорды). На левом корпусе имеется регистр для переключения готовой или выборной системы звукоизвлечения, а также малый ремень, при помощи которого левая рука приводит в движение меховую камеру.

В левом корпусе располагается дека со сложными механизмами для извлечения звуков в двух системах для левой руки: готовой и готово-выборной.

Меховая камера, прикрепляемая к корпусу рамками, изготавливается из специального картона и сверху оклеивается тканью.

Вес многотембрового концертного баяна достигает 15 кг.

Разновидности баяна

Большое баянное семейство делится на две группы: обычные баяны и оркестровые.

Обычные имеют два вида, которые отличаются друг от друга системами аккомпанемента в левой руке: готовая и готово–выборная.

  • Готовая система аккомпанемента состоит из басов и готовых аккордов.
  • Готово–выборная имеет две системы: готовую и выборную, которые меняются при помощи специального регистра. Выборная система имеет полный хроматический звукоряд, что увеличивает исполнительские возможности инструмента, но в то же время усложняет технику игры.

Оркестровые баяны, в силу своей конструктивной особенности имеющие клавиатуру только с правой стороны корпуса, также делятся на два вида:

  • первый — инструменты отличаются по звуковысотному диапазону: контрабас, бас, тенор, альт, прима, и пикколо;
  • второй — отличаются по тембру: баян-труба, фагот, флейта, кларнет, гобой.

Применение и репертуар

Спектр применения баяна очень широк, его можно услышать и на сценах больших концертных залов в качестве солирующего, ансамблевого, оркестрового инструмента и в самодеятельных ансамблях и оркестрах народных инструментов. Большой популярностью пользуются коллективы, состоящие только из баянистов. Очень часто баян используют как аккомпанирующий инструмент или просто в быту на различных семейных праздниках.

Инструмент очень универсален, на нем исполняют произведения композиторов прошлых эпох, а также музыку современных жанров: джаза, рока и техно.

Великолепно звучат на баяне сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта , Н. Паганини, Л.В. Бетховена , И. Брамса, Ф. Листа , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвина, Г. Малера, М. Мусоргского, М. Равеля, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Д. Шостаковича, П. Чайковского, Д. Верди и многих других классиков.

Сегодня все больше современных композиторов пишут для инструмента разные произведения: сонаты, концерты и оригинальные эстрадные пьесы. Л. Пригожин, Г. Банщиков, С. Губайдулина, С. Ахунов, Х. Валпола, П. Макконен, М. Мурто – их музыкальные композиции для баяна очень эффектно звучат на концертной сцене.

Произведения для баяна

Исполнители

Поскольку в России баян очень быстро завоевывал популярность, исполнительское искусство на нем развивалось очень интенсивно. В связи постоянным усовершенствованием инструмента перед музыкантами открывались все больше творческих возможностей. Особо следует отметить вклад в развитие исполнительского мастерства баянистов–новаторов: А. Палетаева, который первый перешел на пятипальцевую аппликатуру вместо используемой ранее четырехпальцевой, увеличив тем самым технические возможности инструмента; Ю. Казакова — первого исполнителя на многотембровом готово-выборном баяне.

Российская баянная школа сейчас очень хорошо известна во всем мире, и исполнительское искусство в настоящее время все более процветает. Наши музыканты постоянно становятся лауреатами различных международных конкурсов. На большую концертную сцену выходит очень много молодых исполнителей, однако необходимо выделить имена таких выдающихся музыкантов, как И. Паницкий, Ф. Липс, А. Скляров, Ю. Вострелов, Ю. Ткачёв, В. Петров, Г. Зайцев, В. Гридин, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий, О. Шаров, А. Беляев, В. Романько, В. Галкин, И. Завадский, Э. Митченко, В. Розанов, А. Полетаев, которые своим немеркнущим, исполненным вдохновения искусством, внесли весомый вклад в развитие современной исполнительской школы.

История баяна

У каждого инструмента есть своя история, а у баяна есть еще и предыстория. Началась она в Древнем Китае во 2-3 тысячелетии до нашей эры. Именно там родился инструмент, являющийся прародителем современного баяна. Шэн – язычковый духовой музыкальный инструмент, представляющий корпус с приделанными по кругу трубочками из бамбука или тростника с медными язычками внутри. В России он появился во времена монголо–татарского ига, а затем по торговым путям попал и в европейские страны.

В Европе в начале 19 века, использовав принцип звукоизвлечения шэна, немецкий органный мастер Фридрих Бушман придумал механизм, помогавший ему в настройке инструментов, и который впоследствии стал предшественником гармони. Несколько позже австриец армянского происхождения К. Демиан модифицировал изобретение Ф.Бушмана, преобразовав его в первую гармонь.

В России гармоника появилась во второй четверти 19 века, ее привозили из-за границы, покупали на ярмарках у иностранных торговых людей как диковинку. Инструмент, который мог сыграть мелодию и аккомпанировать, быстро завоевал популярность среди городских и сельских жителей. Без ее участия не проходило не одно празднество, гармонь наряду с балалайкой стала символом русской культуры.

Во многих русских губерниях стали создаваться мастерские, а затем и фабрики, которые изготавливали свои местные разновидности гармоней: тульские, саратовские, вятские, ливанские, бологоевские, череповецкие, касимовские, елецкие.

У первых русских гармоней был только один ряд кнопок, двухрядными они стали во второй половине 19 века, по аналогии с конструкцией, которую тогда усовершенствовали в Европе.

Музыканты-гармонисты были в основном самоучки, но вытворяли чудеса исполнительского мастерства, несмотря на то, что инструмент по конструкции являлся достаточно примитивным. Одним из таких самородков был рабочий из города Тулы Н.И. Белобородов. Будучи заядлым гармонистом, он мечтал о создании инструмента, который бы имел больше исполнительских возможностей.

В 1871 году под руководством Н.И. Белобородова мастер П. Чулков создал двухрядную гармонь, имеющую полный хроматический строй.

В конце 19 века, в 1891 году, после усовершенствования немецким мастером Г. Мирвальдом, гармонь стала трехрядной, с хроматическим звукорядом, последовательно расположенным по косым рядам. Несколько позже в 1897 году итальянский мастер П. Сопрани запатентовал свое новое изобретение – извлечение готовых мажорных и минорных трезвучий, доминантсептаккордов на левой клавиатуре. В этом же году, но в России, мастером П.Чулковым на выставке был представлен инструмент с гнутой механикой в «левой руке», которая тоже позволял одним нажимом на клавишу извлекать готовые аккорды. Таким образом, гармонь постепенно преобразовывалась и становилась баяном.

В 1907 году мастером-конструктором П. Стерлиговым. по поручению музыканта-гармониста Орланского-Титаренко. был изготовлен сложный четырехрядный инструмент, получивший название «Баян», в память древнерусского сказителя. Инструмент быстро совершенствовался и уже 1929 году П. Стерлигов изобрел баян с готово-выборной системой на левой клавиатуре.

Рост популярности инструмента сопровождается постоянным его развитием и совершенствованием. Тембральные возможности баяна делают его поистине уникальным, ведь он может звучать как орган или как духовые и струнные инструменты. Баян в России всенародно любим — это и академический инструмент, звучащий со сцены в большом концертном зале, и символ хорошего настроения, веселящий народ на сельской завалинке.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Баян

Источник

Читайте также:  Гоп стоп розенбаум минус гитара
Оцените статью