Инструменты для настройки аккордеона

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Настройка язычковых инструментов

Частота колебаний язычка в некоторой степени зависит от силы воздушного потока, действующего на язычок. В тех пределах, в которых изменяется давление воздуха в меховой камере инструмента, частоты язычков могут изменяться до 12 центов, точность же настройки, которой достигают квалифицированные мастера,— единицы центов. Поэтому язычковые инструменты настраивают при строго постоянном давлении воздуха, близком к нормальному среднему давлению воздуха в меховой камере инструмента, соответствующему средней громкости звучания.
Минимальная разница в давлении воздуха по обе стороны язычка, при которой в нем могут возбудиться колебания, так называемый порог возбуждения язычка, равен в среднем 4—25 мм вод. ст. и увеличивается от низких нот к высоким.

О порогах возбуждения язычков и показателях стабильности строя

Минимальность порогов возбуждения — один из показателей высоких звуковых качеств язычковых инструментов. Различие порогов возбуждения соседних тонов не должно быть заметно на слух. Слишком высокое давление воздуха на язычок приводит к срыву его колебаний. В хороших инструментах порог срыва колебаний составляет 210—250 мм вод. ст. Настройка при средней величине давления воздуха в камере приводит к тому, что при достижении пороговых значений давлений частота колебаний язычка будет отклоняться от среднего значения на 1 —1,5 Гц. Общая величина изменения частоты язычка при изменении давления воздуха от порога возбуждения до порога срыва колебаний — показатель стабильности строя.

Читайте также:  Давайте дружить ноты для

Область темперирования и этапы настройки

Высотное положение области темперирования в язычковом инструменте несколько иное, чем в фортепиано,— обычно это октава ми 1 — ми 2 . Это объясняется тем, что октава ми 1 —ми 2 находится практически посредине диапазона мелодии язычкового инструмента, в ней хорошо прослушиваются биения в настраиваемых квинтах и квартах.

Принципы построения планов настройки такие же, как описанные нами ранее для фортепиано. Общее количество настроек язычкового инструмента меньше, чем у фортепиано.

Различают черновую настройку язычков с точностью примерно 1/2 полутона, предварительную настройку голосовых планок с точностью 1/12 — 1/16 полутона и окончательную настройку голосовых планок уже в корпусе инструмента с точностью 1/32 полутона.

Особенности шлифовки язычков для повышения-понижения их частоты

Частота колебаний любой системы пропорциональна корню квадратному из отношения жесткости системы к ее колеблющейся массе. Поэтому при шлифовке металла язычка частота изменяется в зависимости от того параметра, который больше изменился в результате данной операции.

При шлифовке в любом месте язычка одновременно меняются и его масса, и жесткость. Однако степень этого изменения различна в зависимости от места обработки. Обработка основания язычка уменьшает отношение жесткости к массе, так как изменяет жесткость в большей степени, чем массу. Поэтому при такой обработке частота колебаний язычка уменьшается. Аналогично рассуждая, легко понять, что при обработке вершины язычка частота его собственных колебаний увеличивается.

Инструменты для настройки

Инструмент для настройки язычков несложен. Это шаберы круглого сечения, надфили (с мелкой бархатной насечкой), тонкая стальная пластинка-подголосник (иногда называемая голосником, стройником), поддерживающая язычок при его обработке, крючки для подъема внутренних язычков. Могут понадобиться наковальня, молоток, плоскогубцы, нож и ножницы.

На предварительной настройке, когда снимается достаточно толстый слой металла, применяется абразивный круг, приводимый в движение небольшим электродвигателем с помощью гибкого вала.

В фабричных условиях настройку производят в специальной заглушённой кабине, которая оборудована воздуходувкой — устройством для создания необходимого перепада давлений воздуха по обе стороны язычка (за счет разрежения воздуха). Стол воздуходувки снабжен специальным приспособлением для зажима голосовой планки. Установив голосовую планку, ее сначала возбуждают щипком с помощью подголосника.

Предварительную настройку производят в унисон по контрольным (эталонным) язычкам. При подкладывании подголосника под внутренний язычок надо следить за тем, чтобы язычок не заклинивался и не деформировался.

Поведение язычка после механической обработки,релаксации внутренних напряжений и приклеивания лайки

Высота звучания язычка изменяется в процессе его механической обработки, которая создает в теле язычка напряжения. Их релаксация приводит к последующему изменению жесткости в месте крепления язычка и, как следствие, к изменению высоты звука. При обработке язычок нагревается, и в процессе остывания в нем также изменяются напряжение и высота звука. В результате явлений релаксации звук, издаваемый язычком, повышается довольно быстро после окончания его настройки; для разных язычков это повышение различно.


Приклейка лайки вызывает противоположное изменение частоты — понижение звука. Эта операция в какой-то мере компенсирует завышение звука, вызываемое релаксацией механических напряжений. Точную настройку проводят уже после приклейки лайки. Если настройку язычков производят по слуху, то пользуются контролем частоты биений, которая для настроенных интервалов та же, что и для фортепиано.

В настоящее время существуют специальные приборы, которые существенно облегчают процесс предварительной настройки в производственных условиях. В этом случае частоты язычков сравниваются с эталонными частотами, вырабатываемыми электронным генератором, а контроль степени настройки осуществляется визуально по экрану электронно-лучевой трубки.

Что влияет на точность настройки

На высоту тона язычков влияют резонаторы и корпус инструмента, поэтому окончательная, чистовая настройка производится только в корпусе того инструмента, в котором будут установлены данные резонаторы. Здесь необходимо проверить состояние и качество приклейки лайковых клапанов на планках, влияющих на настройку.

На точность настройки язычка на голосовой планке влияет даже плотность установки планки на резонаторе и надежность герметизации планки по периметру канифольно-восковой мастикой. При неплотной установке и разгерметизации планка сама начинает вибрировать вместе с язычком, давая биения в звуке.

Инструмент и оборудование, применяемые при окончательной настройке, в принципе не отличаются от инструментов для предварительной настройки, но метод настройки в большинстве случаев слуховой, по биениям, который пока позволяет достичь большей точности.

Определения направления темперации

Поэтому здесь иная методика определения направления темперации. Основание язычка плотно зажимается каким-либо металлическим ребром, при этом повышается жесткость язычка, а его собственная частота увеличивается.

Допустим, мы проверяем нижний язычок интервала, направление темперации которого должны определить. Прижатие основания повышает частоту нижнего звука, и это повышение либо увеличивает число биений в данном интервале, либо уменьшает. Увеличение числа биений говорит о том, что интервал был настроен в зоне сужения интервала, уменьшение числа биений — о том, что интервал был настроен в зоне расширения.

Настройка области темперирования

В многоголосых инструментах (современные аккордеоны и баяны) область темперирования настраивают по какой-либо одной паре язычков на сжим и разжим меха. Язычки на других голосовых планках закрывают пластинкой с мягкой прокладкой (например, лайкой). Планки области темперирования, оставшиеся открытыми, называют строевыми.

После настройки области темперирования настраивают все остальные строевые планки, находящиеся в том же ряду.

Порядок настройки планок и особенности опиливания язычков

Дальнейший порядок настройки планок мелодии и аккомпанемента может быть выбран следующий:

  • язычки басовой части большой октавы (октавными интервалами по язычкам мелодии, принятым за строевые);
  • язычки басовой части малой октавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
    язычки контроктавы (октавными интервалами по язычкам большой октавы баса);
  • язычки первой октавы аккомпанемента (в унисон с язычками мелодии);
  • язычки малой октавы аккомпанемента (в октаву с язычками первой октавы аккомпанемента);
  • язычки нестроевых планок мелодии (в унисон с язычками строевых планок мелодии).

В многоголосых инструментах третьи и четвертые ряды язычков настраивают в октаву и в розлив с язычками строевых планок, возможен также и пятый ряд язычков, который настраивают на октаву выше.

Опиливание язычков в процессе настройки требует высокой тщательности и аккуратности. Поспешность приводит к многократному снятию слоя металла то у основания, то у вершины. Многократное подпиливание язычка ухудшает его свойства: снижается стабильность частоты при изменении воздушного давления, понижается порог срыва колебаний, уменьшается громкость, ухудшается тембр — он становится гнусавым, неглубоким. Единственное улучшение — понижение порога возбуждения — не оправдывается на фоне прочих нежелательных изменений звуковых свойств.

Бывают язычки другого рода — слишком жесткие. Недостатки таких язычков: повышенный порог возбуждения, необходимость большого расхода воздуха, громкий, крикливый тембр.

Контроль качества настройки

Качество настройки необходимо постоянно контролировать. Каждый вновь настраиваемый ряд голосовых планок нужно проверять по возможно большему числу ранее настроенных рядов интервалами в унисон и октаву. Требуется обязательная сверка язычков мелодии, баса и аккомпанемента.

Целесообразно проверить последовательность одноименных интервалов и обратить внимание на равномерность изменения частоты биений в соседних интервалах. Если инструмент имеет розлив, то его тембральная окраска также должна равномерно изменяться от тона к тону.

Заканчивают проверку строя контролем правильности звучания аккордов в мелодии и басах, а также проверкой одновременно звучащих аккордов мелодии и аккомпанемента.

Существенный момент проверки настройки: окончательный контроль должен выполняться не реже, чем через сутки после последней настройки, то есть когда будет практически закончен процесс релаксации механических напряжений и строй станет устойчивым.

Мастер по изготовлению голосовых планок показывает, как выпиливают голос в нужный тон впроцессе изготовления голосовых планок:

Источник: В.Г.Порвенков «Аккустика и настройка музыкальных инструментов», 1990г.

Источник

Все о настройке

Zenano

Пользователь+

Я уточню.
Бывает ли так, что придёт заказчик и попросит настроить инструмент не по фабричному в равномерной темперации, а в темперации, которая была до равномерной и называлась среднетоновая?

Среднетоновая темперация не была равномерной и кое-какие интервалы плохо консонировали, зато другие получше, чем в равномерной.

Если он Вам даст таблицы в Герцах и центах, для Вас не будет такой заказ невыполнимой работой?

Ещё я слышал, что диатонические гармони настраивают в чистый строй, который никак не темперированный.
Правда ли это?

В до-мажор будут все те же ноты, что при обычной темперации, но все ми будут на 13 центов ниже, а все соль не 3 цента ниже.

Предполагается, что этот аккорд должен обладать повышенной слитностью звучания, а прослушивание после него такого же аккорда в обычной темперации явно покажет, что в равномерной темперации грязноватые терции.

Zenano

Пользователь+

Zenano

Пользователь+

Zenano

Пользователь+

не знаю прав ли я, но делаю так.
настраиваю на столе с учетом того, что в корпусе поменяет
т.е. нижние +8, потом +7, +6, и к верхам +3
затем уже в корпус, и показания в таблицы. Затем пилю параллельно оба голоса.
Если вылазит отдельный петух, по-ходу разбираюсь

тройник глушу по-очереди (если он 2х голосый), и строю отдельно

Басы глушу по очереди все 4 октавы. Сейчас есть Dirk , в котором все сразу можно снять (там хотя пока 3 октавы ловит, но в ручном режиме можно извратиться и снять все октавы, хоть 5 или 6 звуков )
Но на практике оказалось, что мой старый способ с последовательной настройкой 4 тонов быстрее и даже точнее почему-то (может, многолетняя привычка)

пс. про нетемперированное глиссандо не понял

Zenano

Пользователь+

vit дувачка вот зачем(если вы строите под комьютер):
1. голоса без лайки (пиколки)практически не отличаются
2. Если я строю юпитер, я заранее знаю на сколько центов нужно «поправить» голос на дувачке, чтобы в корпусе было «0».
3. Зная эти тенденции, я немного «недопиливаю» до них. Т.о., чтобы туда- сюда голоса не перепиливать (что естественно плохо)
Сейчас, если надо, за 2 дня могу настроить достаточно точно (как по моим меркам). но стараюсь растянуть на дней 10-14 так, чтобы постепенно «подтягивать» строй — тогда он лучше держит, как по моему мнению
4. и главное: я дувачку использую не столько как эталон, сколько вот зачем. Допустим, в корпусе показывает -14. А на дувачке — 0 (для примера). Тогда мне на дувачке нужно настроить в +14. Т.о. я максимально близко попадаю в нужное значение, и могу его проверить сразу. Погрешность менее 1 цента уже так не поймаешь, там уже на глаз приходиться пилить — по опыту. Но все это сильно увеличивает скорость настройки и точность — именно в моем случае, с моей придуманной технологией

п. 4 особенно рекомендовал бы новичкам (хотя сам до сих пор только так делаю). Он практически исключает грубые (и не только) ошибки, связанные с тем, что не знаешь, «сколько пилить»

Zenano

Пользователь+

Zenano

Пользователь+

Я бы тоже с удовольствием эту книгу прочитал. Вышлите пожалуйста: [email protected]

Zenano

Пользователь+

Нельзя рассматривать отдельно длину и ширину голоса, так как это две взаимосвязанные величины. Не хотелось бы влезать в математику, чтобы доказывать это, но обратим внимание на то, что многие голоса на Юпитере имеют напайки. Это единственный выход, чтобы редуцировать настоящую длину голоса до приемлимых для инструмента размеров. Иначе 800-850 голосов не уместить в одном инструменте. Голос имеющий одинаковую частоту, но другую ширину, имеет также и другую длину (соотносительно) плюс соотсветствующую по форме, весу и размеру напайку. В противном случае (без напайки) бас был бы около 12-14см длины и 1,2-1,5 см ширины, баян был бы около 1 метра в длину и ширину и весил бы 30-35 кг.

Сравнивая фагот и такой же по высоте голос в басу заметно, что фагот меньше не только по ширине, но, соответственно и по длине. А напайка имеет другую форму и больше по весу и размеру, чтобы попасть в частоту. Эти размеры заложил (из практики и расчетов) еще Волкович Юрий Константинович в своих первых Юпитерах, в 70-х годах. И так они, с небольшими изменениями, продержались до наших дней.

Сам на фабрике видел как наклепщики, при обучении молодых кадров, достают свои старые затертые тетрадки с размерами планок и голосов, а также и шаблоны, показывая их с рекомендацией скопировать, чтобы в будущем у ученика мог получиться тоже хороший аккорд.

Источник

Оцените статью