Интересные приемы для гитары

Приемы и стили игры на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитара — многогранный музыкальный инструмент с широкими функциональными возможностями, разнообразными техническими приёмами игры и стилями. Начинающий гитарист должен знать, что предела совершенства у исполнителей гитарной музыки попросту нет: овладев, например, классической гитарой, захочется научиться играть фламенко, затем блюз и так до бесконечности. Но уже то хорошо, что у большинства стилей игры на гитаре много общего. Об основных стилях и приемах игры на этом инструменте идёт рассказ ниже.

Обзор техник

Основной задачей любого музыканта, в том числе и гитариста, является получение хорошего звука на своем инструменте. На гитаре и других подобных струнных музыкальных инструментах звуки мелодии возникают в результате воздействия на струны пальцами рук. При этом даже в том случае, когда нужно сыграть всего одну ноту, приходится использовать пальцы обеих рук, чего не требуется, например, на фортепиано, аккордеоне, баяне, у которых фиксированные (готовые) звуки в отдельной клавише или кнопке.

Техника звукоизвлечения — вот та база, овладением которой в первую очередь должен заняться гитарист. И участвуют в процессе звукоизвлечения обе руки и их пальцы. Левая рука отвечает за прижатие струн, правая — за непосредственное извлечение из них звука. Другими словами, необходимо развивать технику действий обеих рук для получения качественного звука.

Не пытайтесь искать ответ на вопрос, какая из рук для гитариста важней — они обе делают одну и ту же работу: обеспечивают звучание инструмента

К технике игры левой руки относятся:

  • точность и сила зажатия струн на ладах;
  • беглость пальцев;
  • одновременная расстановка пальцев в аккордах, в том числе с помощью баррэ;
  • легато;
  • подтяжки (бенды);
  • вибрато;
  • тремоло.

Если с беглостью пальцев и их точностью на ладах более или менее понятно даже новичку, то об остальных техниках пальцев левой руки необходимо пояснить подробней.

Расстановка аккордов

Быстрая расстановка пальцев в аккорды на струнах — одна из самых сложных техник для начинающих гитаристов. Овладение этой техникой иногда растягивается на несколько месяцев тренировок. Цель — научиться ставить аккорд любой сложности одним движением за долю секунды, обеспечив при этом точное и чистое звучание всех звуков гармонического построения.

Поначалу это покажется невозможным, так как пальцы не готовы к растяжкам и не обладают достаточной независимостью друг от друга. Приходится изучать различные упражнения как на растяжку, так и независимость пальцев, ежедневно отрабатывать их, попутно практикуясь по взятию сначала простых аккордов, состоящих из двух-трёх прижатых струн, а потом и более сложных — с использованием видов баррэ.

Есть одно важное правило при начальных попытках взятия аккордов, когда новички стараются зажимать струны на ладах по очереди: пальцы следует расставлять по направлению от басовых к мелодическим струнам.

Вот несколько примеров правильной очерёдности постановки пальцев в аккорд:

Объясняется такая техника очень просто. Если играть аккомпанемент боем или перебором, то смена аккордов в большинстве случаев происходит на сильную долю, когда движение правой руки при бое осуществляется сверху вниз по струнам или берётся бас в случае перебора. Именно поэтому нужно в первую очередь успеть прижать струны сверху, то есть басовые, а потом уже мелодические. Наступит тот момент, когда аккордовое построение начинающий гитарист будет выполнять хотя и не мгновенно, но всё-таки за время, которого хватит, чтобы расставить пальцы на струны перед их извлечением.

Легато

Для разных видов гитар этот способ звукоизвлечения называется по-своему. Восходящее и нисходящее легато, имеющие такие названия в классической гитаре, в акустике и электрогитаре называют «хаммер» и «пул» соответственно.

Восходящее легато (хаммер) — звукоизвлечение за счёт быстрого и энергичного удара по струне на нужном ладу пальца левой руки в восходящем движении звуков (от более низкой ноты к высокой). Может производиться как после извлечения звука открытой струны, так и после звука на прижатой струне, при этом начальный звук извлекается обычным способом — щипком пальца правой руки. После начальной ноты, извлечённой щипком, может последовать не только одна, но и несколько легатных нот, извлечённых пальцами левой руки. Легато связывает звуки между собой, так как они практически незаметно (без перерыва) переходят один в другой.

Нисходящее легато (пул) — обратное хаммеру действие: нужно связать более высокую по звучанию ноту с низкой на одной и той же струне. Считается, что такая техника звукоизвлечения сложней предыдущей. Здесь необходимо начальный звук получить обычным способом — щипком, — а другой извлечь путём сдёргивания пальца, зажимающего струну в данный момент, по направлению к соседней струне вниз. При этом звук, в который должен совершиться переход от начального, готовится заранее — ещё до извлечения первой ноты одновременно с постановкой пальца на соответствующий лад зажимается другим пальцем левой руки и тот лад, где расположен второй (легатный) звук. Нужно добиваться, чтобы легатная нота звучала не слабее первой: регулярно упражняться в технике сдёргивания пальца со струны на разных ладах и струнах гитары: сдёргивание должно быть активным, похожим на щипок струны.

Иногда гитаристы оставляют на пальцах левой руки очень короткие ногти для более эффективного получения нисходящего легато.

Подтяжка

Техника подтяжек (бендов) практикуется в разнообразных стилях игры на акустических гитарах с металлическими струнами и электрогитарах. Больше всего используется при медиаторной технике игры.

Есть два основных способа выполнения бендов.

  1. Первый звук берётся пальцем левой руки на ладу и исполняется обычным образом, например, медиатором, а второй — за счёт подтяжки (смещения струны на этом же ладу вверх или вниз поперёк грифа до получения нужной ноты). Струну при этом не требуется ударять медиатором второй раз.
  2. Первый звук берётся бендом (прижимается струна, подтягивается до нужной высоты, извлекается медиатором). Второй звук получается за счёт возвращения струны в нормальное положение, то есть в ту ноту, которая звучит при прижатии её на данном ладу без бенда.

Все остальные бендовые штрихи (легатный, возвратный и так далее) исходят из этих двух базовых способов их выполнения.

Вибрато

Вибрирующий звук на гитарах с нейлоновыми или стальными струнами получают путём ритмического чередования микроскопических по силе натяжения и ослабления струны на ладах грифа. Это делается кончиком пальца левой руки. Струна прижимается перпендикулярно подушечкой пальца к ладу при взятии звука, а затем при взаимодействии предплечья и кисти левой руки начинается ритмическая раскачка пальца на определённый угол вперёд-назад параллельно длине струны (как бы водить по струне внешней округлостью подушечки). Но центр прижатия струны должен находиться в одном и том же месте лада. За счёт этого происходит хотя и очень малое натяжение или ослабление струны, но вполне достаточное для тоновых изменений звука.

На электрогитаре и акустической гитаре с металлическими струнами возможно воспроизводить вибрато, делая движения пальцем, прижимающим струну, не вдоль, а поперёк грифа гитары, тем самым натягивая или ослабляя её (по типу исполнения бендов). Таким способом можно воспроизвести даже дрожащий звук на электрогитаре.

Тремоло

Эту технику звукоизвлечения особенно быстро смогут освоить гитаристы, использующие медиаторный способ игры на гитаре. Играть пальцами ровное тремоло удаётся далеко не сразу и отнюдь не всем. Техника тремоло требует очень быстрого и ровного исполнения нескольких одинаковых нот, создающих некий фон мелодическому перебору либо являющихся, наоборот, мелодической линией в гитарной пьесе.

Чаще всего в классической гитаре тремоло сопровождает басовая либо арпеджированная гармоническая линия. Повторяются звуки в высоком регистре, создавая ощущение звучания человеческого голоса. Линия тремоло обычно ведётся после баса тремя повторяющимися звуками, извлекаемыми пальцами в таком порядке: a-m-i. Басы или арпеджио в нижнем регистре играются большим пальцем правой руки (P). Получается схема звукоизвлечения: P-a-m-i.

В технике игры на гитаре фламенко преимущественно используется линия тремоло из 4 повторяющихся звуков, поэтому порядок звукоизвлечения несколько иной: P-i-a-m-i.

К технике игры правой руки относятся:

  • пальцевая игра;
  • бой;
  • медиаторная техника игры.

Вкратце охарактеризуем, в чём особенности указанных техник игры правой руки на гитаре.

Пальцевая игра

Многие стили гитарной музыки подразумевают именно игру пальцами. Сюда входят классическая гитара и гитара фламенко, новомодный фингерстайл (фингерпикинг), а так же обычная акустика без определённого стиля.

В первую очередь надо постараться овладеть именно пальцевой техникой в правой руке.

Игра аккомпанемента посредством ударов пальцами или медиатором вниз-вверх по струнам в определённом ритме и очерёдности вкупе с заглушками и паузами называется «гитарным боем». Бывают довольно сложные схемы боя, которые начинающим гитаристам вряд ли с ходу удастся сыграть. Нужно начинать с простых, без глушек: «четвёрки», «шестёрки» и «восьмёрки».

Медиаторная техника

Распространена при игре на электрогитаре и акустике с металлическими струнами. На нейлоновых струнах тоже играют, но это – нестандартный вариант.

Основные приемы

Возможно, иные новички не смогут без разъяснений понять, чем отличаются приемы от техники игры на гитаре. И в действительности этот вопрос выглядит не особенно прозрачно. Многие же профессиональные музыканты считают, что приемы игры — это способы украсить исполняемые музыкальные произведения либо улучшить звучание инструмента.

Не увлекайтесь нагромождением разных приёмов в одной пьесе — это выглядит непрофессионально.

Среди основных приёмов, которыми можно украсить своё исполнение, можно выделить следующие.

  1. Апояндо и тирандо. Относятся к пальцевой технике игры. Апояндо — способ извлечения звука, после которого палец правой руки опирается на соседнюю струну. Особенно распространён среди гитаристов классической и фламенко музыки. Тирандо — приём звукоизвлечения, не предусматривающий опоры пальца на соседнюю струну. Звук при таком способе не обладает таким глубинным и особым тембром, как полученный при апояндо.
  2. Арпеджио. Игра перебором любят гитаристы, аккомпанирующие лирическим песням и романсам. В этом случае звуки аккордов играются в разложенном (последовательном) виде. Существует огромное количество переборов. Главное здесь — научиться дёргать струны в правильной очерёдности и не глушить их раньше времени.
  3. Флажолеты. Кроме украшения произведения необычностью звучания, флажолеты расширяют имеющийся диапазон гитарного грифа: некоторые флажолеты издают ноты, по высоте превосходящие самый высокий звук стандартного строя.
  4. Слайд (глиссандо) — прекрасный способ залиговать ноты или перейти в другую позицию с минимальным временем. Осуществляется этот приём скольжением по струне пальцами левой руки.

Интересные стили

Некоторые приёмы игры являются нестандартными для гитары, позаимствованными из техник других музыкальных инструментов.

  • Пиццикато. Позаимствован у смычковых инструментов (скрипка, виолончель). Приглушённый звук на гитаре получается при лёгком наложении на струны ребра ладони правой руки в районе нижнего порожка при одновременной игре пальцами либо медиатором.
  • Тэппинг. Используется на электрогитарах. Звуки извлекаются не медиатором, а постукиванием по струне пальцами правой руки на соответствующих извлекаемым звукам ладах. Незаменим для проигрывания легато на больших интервальных отрезках струны.
  • Гольпе. Перкуссионный приём, применяемый исполнителями музыки фламенко. При этом одновременно с игрой пальцами на струнах производится удар по верхней деке корпуса гитары одним либо двумя пальцами правой руки.

Рекомендации по игре

Несколько советов по игре на гитаре для начинающих помогут овладеть этим сложным инструментом.

  • Начинайте учиться только на качественном инструменте.
  • Слушайте и смотрите игру мастеров гитары: это и мотивация, и мастер-класс одновременно.
  • Полезней заниматься 2 раза в день по часу, нежели 6 часов 1 раз в три дня.
  • Приобретите серьёзное учебное пособие по выбранному стилю игры и придерживайтесь приведённого в нём порядка обучения.
  • Не овладев до конца определённым техническим приёмом, не спешите переходить к другому.

Источник

Интересные приемы для гитары

Огромное значение в гитарной технике имеет прием «баррэ» (франц. «barre» — перекладина), заключающийся в одновременном прижатии всех струн на одном и том же ладу указательным пальцем левой руки. Для выполнения этого технического приема указательный палец должен быть не согнутым, а выпрямленным параллельно ладовому порожку. Большое баррэ исполняется на каждом ладу с первого по десятый. На последующих
ладах выполнение его затруднено или невозможно.

Малое баррэ

Малое баррэ заключается в одновременном прижатии нескольких струн. Малое баррэ может исполняться на любом ладу. Начинающим гитаристом осваиваются сначала малое баррэ за тем полное баррэ.

Тремоло

Прием, заключающийся в быстром чередовании одного звука. На гитаре прием тремоло звучит очень эффективно и при хорошем исполнении оставляет впечатления непрерывно звучащей мелодии с аккомпаниментом. Как правило исполняется четырьмя пальцами — p, a, m, i. Исполняются триольное, квартольное, квинтольное и реже секстольное. Первая нота чаще всего басовый звук (на 4,5 или 6 струне), после которого идет исполнение тремоло.

Пицикато

Способ исполнения заключается в том, что правая рука ребром кисти, почти у самой подставки кладется на струну, а большой (иногда — средний и указательный) палец извлекает звук. Звуки, исполняемые пиццикато, приглушенные и отрывистые.

Вибрация (вибрато)

Еще в эпоху Возрождения вибрацию впервые употребляли лютнисты. Вибрация на гитаре осуществляется вследствие колебания пальца, прижимающего струну. Но, зачастую, колеблется не только палец, но и другие части левой руки. В исполнительской практике гитаристов применяются три двигательных формы вибрации:

1) основной вид — кистевая вибрация, при которой главное движение руки происходит в кистевом сочленении с помощью параллельных (относительно грифа) сгибательно-разгибательных движений кисти;

2) локтевая форма вибрации применяется при исполнении аккордов, малых баррэ, — источником активных колебаний является сгибание-разгибание предплечья в локтевом суставе.

Вибрация увеличивает глубину звучания и придает ему мягкость и певучесть.

Легато

В игре на гитаре легато это не только штрих, но и определение способа звукоизвлечения, т. е. приема игры, имеющего первостепенное значение. Легато в его гитарном применении существует в нескольких способах: Первый звук извлекается пальцем правой руки, а второй (и последующие) — пальцами левой руки, которые резко («молоточками») опускаются на соответствующий лад (или лады) той же струны и заставляют звучать ее без участия правой руки.Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были предварительно распложены на нужных струнах и ладах.

Cтакатто

Cтаккато при исполнении на гитаре является результатом искусственного глушения струн. В гитарной технике используется два способа исполнения стаккато:

1. Путем снятия пальцев левой руки со звучащей струны;

2. Путем глушения пальцами правой руки звучащей струны.

Аккорды стаккато берутся по такому же принципу, как и отдельные ноты. В нотах стаккато обозначается точкой над (или под) нотой. как в рисунке:

Флажолеты

Благодаря применению флажолетов диапазон верхнего регистра гитары расширяется почти на октаву. В исполнительской технике флажолеты имеют огромное значение, ибо они не только расширяют диапазон гитары, но и дают новые тембровые звучания. Флажолеты бывают трех видов: натуральные, искусственные и сложные.

1. Натуральные флажолеты — (на 12,7,5,4,3 ладах). Исполняются легким прикосновением подушечки пальца левой руки, точно напротив ладового порожка (в выше указанных местах грифа) и одновременным щипком пальца правой руки, после чего палец левой руки быстро поднимается.
Все флажолеты звучат ярко до 4-го лада включительно, а дальше, то есть на 3-м и 2-м ладах, флажолеты звучат довольно тускло и поэтому употребляются очень редко.

2. Искусственные флажолеты — охватывают большой хромматический диапазон, и хотя звучность их несколько меньше, чем натуральных, тем не менее они вносят заметное разнообразие в красочную палитру гитары.
Этот прием требует одновременного использования пальца левой руки, указательного и безымянного пальцев правой руки. Палец левой руки прижимает струну обычным способом и остается на ней в продолжении заданной длительности звука, в то время как указательный палец правой руки мягко и быстро соприкасается со струной точно на октаву выше места прижатия, а безымянный палец правой руки извлекает звук.

3. Сложные флажолеты — звучат и исполняются точно так же, как и искусственные, только с применением аккомпанемента. Правая рука несет нагрузку еще больше: указательный палец касается струны в точке звучания флажолета, безымянный — извлекает звук, а большой палец ведет аккомпанемент. На гитаре также используется прием пиццикато. Для его исполнения нужно положить боковую часть кисти правой руки на струны максимально близко к нижнему порожку и пальцами правой руки защипывать струны.

Подражание малому барабану

Очень эффектный гитарный прием. Исполняется он так: указательный палец левой руки перетягивает шестую струну на пятую, перекрещивая и прижимая их на ладу (этот прием используется в среднем диапазоне грифа). Звуки извлекаются из обеих струн щипком пальцев правой руки.

Пиццикато bartoc

Заключается в небольшом оттягивании струны большим пальцем, после чего отпускаем струну и она сначала ударяется об металлические порожки грифа, затем продолжает звучать. Исполнение приема дает резкое звучание, напоминающее выстрел. Обозначается большой латинской буквой В расположенной на штиле ноты. Например последний такт пьесы Р. Дьенса «Fuoco»

Глиссандо

Прием, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны скользят по ладам грифа. В нотах обозначается линией между звуками.

Расгеадо

Это удар четырьмя (тремя) пальцами пра­вой руки («вразброс» — начиная с мизинца) по нескольким или всем струнам, используя внешнюю сторону ногтя. Этот прием исполняется двумя способами: 1) сверху вниз, т. е. от 6-й струны к первой; 2) снизу вверх (от l-й к 6-й), причем движение всегда начинается с мизинца (или безымянного пальца). В нотах этот прием обозначается словом «rasg» и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует много видов расгеадо.
В последние годы в исполнительской практике гитаристов часто применяется прием «кольцевого расгеадо». Это ритмически организованное расгеадо, способ исполнения которого заключается в объединении и непрерывном движении двух выше описанных способов.

Источник

Читайте также:  Rammstein mutter ноты для аккордеона
Оцените статью