Интервальные последовательности от ноты до

Интервалы в музыке по сольфеджио

Интервалы в музыке по сольфеджио – это базовая основа, которая обеспечивает произведению композиционную гармонию и выступает как материал для построения базы игры на инструменте. Интервальный состав аккордов для сольфеджио представляет собой тот базовый костяк, на котором зиждется все обучение музыкальной грамоте. Просто изучать нотный стан не нужно, необходимо понимать и воспринимать такое определение, как интервалы в сольфеджио. Понятие типа урока несет в себе описание процесса групповой работы, совместно педагога и учеников.

Таблица интервалов в музыке по сольфеджио

Интервалы и аккорды в сольфеджио имеют немаловажное значение в построении мелодической и гармонической композиции произведения. Промежутком мы можем назвать сочетание минимум двух созвучий, которые формируют звук, но уникальность данного понятия в том, что можно сыграть эти два звука как вместе, так и раздельно. Если вместе, то такой порядок чередования будет нести название гармонического, или мелодического, если играть их вместе.

Как выглядит таблица интервалов в музыке по сольфеджио:

Название базовой структуры Как обозначается Ступени (количество) Полутона (количество) Тона (количество)

  • Прима чист. Ч. 1 1 0 0;
  • Секунда малая М. 2 2 1 ½;
  • Секунда большая Б. 2 2 1;
  • Терция малая М. 3 3 3 1 ½;
  • Терция большая Б. 3 4 2;
  • Кварта чист. Ч. 4 4 5 2 ½;
  • Кварта увеличенная УВ. 4 6 3;
  • Квинта уменьшенная УМ. 5 5;
  • Квинта чист. Ч. 5 7 3 ½;
  • Секста малая М. 6 6 8 4;
  • Секста большая Б. 6 9 4 ½;
  • Септима малая М. 7 7 10 5;
  • Септима большая Б. 7 11 5 ½;
  • Октава чист. Ч. 8 8 12 6.
Читайте также:  Герлен шалимар ноты аромата

Изучая интервалы для детей по сольфеджио необходимо брать самые легкие и узнаваемые мелодии, которые бывают у них на слуху, для того, чтобы они могли сравнивать оригинальное звучание и проигрываемое, тогда обучение будет более понятным. Так же используют, изучая интервалы в музыке по сольфеджио видео, которые можно изучить на сайте.

Для более качественного понимания опишем некоторые примеры, так прима содержит в себе ноль тонов, октава состоит из шести, кварта только два с половиной тона, тогда как квинта равна трем с половиной. Секунды могут быть исключительно большими, малыми (сюда относим сексты, септимы, терции), паузы чистого порядка описываются как октава чистая или кварта чистая. Важно научиться использовать сокращения, что качественно улучшает скорость изучения, так, например, квинта чистая обозначается как Ч 5, а терция большая – Б 3, септима малая – М 7, и так далее по таблице.

Интервалы в сольфеджио

Когда звуки интервалов в сольфеджио движутся и изменяются по высоте стояния, изменяя ступени и используя скачки, возможно и повторение некоторых звуков, но на одинаковой высоте стояния, это называют интервальное сольфеджио. После качественного восприятия этого понятия ученики могут складывать общую композицию предложенного музыкального произведения. Задания на интервалы по сольфеджио должны включать сравнения нескольких композиций, потому как это будет развивать определение тонов и полутонов на звук.

Так как изучаемое понятие — это своеобразная пауза или промежуток, то ясно, что интервалы имеют свои свойства, например:

  • Свойство величины ступеневой – это обозначение, подразумевающее, что зависимость ступеней музыкального произведения включает в себя один или несколько промежутков, в данном варианте мы считаем и воспроизводимые звуки.
  • Величина тонового класса, охватывает только промежутки конкретного назначения, здесь мы высчитываем общий объем полутонов или тонов, которые он в себе содержит.
Читайте также:  United dreams go far ноты

Помимо этих определений могут звучать соответственно количественные и качественные величины, оставляя за собой ту же суть определения.

Интервальные звуки чередуются промежутками, которые имеют названия числительных латинского языка.

Интервальная цепочка по сольфеджио

Интервальная последовательность в сольфеджио включает чистые, большие, малые, уменьшенные или увеличенные промежутки. Это дает новое понятие – тоновый состав. К ним мы можем присоединить характерные классификации большой терции, септимы малой, чистой квинты и тому подобное. Интервальная цепочка по сольфеджио состоит из нот, тоновое число которых необходимо для запоминания. Поэтому педагоги часто обращаются к помощи музыкальных диктантов, которые помогают изучать и воспринимать интервалы в двухголосии по сольфеджио.

Интервальная цепочка по сольфеджио в ми мажоре — понятие, которое определяет необходимую тональность, в которой необходимо записать промежутки. Например, цепочка аккордов Iб 3, Iб 2, VIIум 5, Iб 3, в данном случае ми мажора, будет выглядеть как ми-соль#, ми-фа#, ре#-фа#-ля, ми-соль#. Или еще один пример, цепочка T 6, S 53, D 64, T 6 преображается в соль#-си–ми, ля-до#-ми, фа#-си-ре#, соль#-си-ми.

Качественные групповые занятия музыкой преподаватель обязан выстраивать грамотно, предлагая не только самостоятельно определять на слух промежутки и их содержимое с характеристиками, но и закреплять материал дополнительными диктантами, начиная от самых простых композиций, постепенно обращаясь к более сложным для формирования восприятия на слух.

Материалы по теме

Обращение интервалов

Музыкальный язык совершенно так же, как любой разговорный, и имеет свои правила грамотности.

Аккорды в сольфеджио

Создание и исполнение музыки — сложное дело. Здесь нужно и отлично владеть нотной грамотой, и понимать процессы скрытого характера. Узнайте про:

Источник

Интервальные последовательности от ноты до

Интервал от ноты соль вверх

Интервал от ноты до вниз

Интервал от ноты ля вниз

Интервалы также называют мелодическими или гармоническими.

В ГАРМОНИЧЕСКОМ интервале звуки пишутся друг над другом и звучат одновременно.
В МЕЛОДИЧЕСКОМ интервалы звуки пишутся друг над другом и звучат поочередно.

В гармонических интервалах знаки пишутся слева от всего интервала. Знак ставится напротив ноты.

Название интервала (прима, секунда. ) всегда зависит только от нот и не меняется в зависимости от количества полутонов между звуками. Ноты дают название интервалу, количество полутонов уточняет интервал.

Пример: рассмотрим всё ту же секунду, ноты «до» и «ре». Итак, несколько вариантов:

«до» — «ре диез» — увеличенная секунда (полтора тона). Энгармонически равна малой терции, но таковой не является (почему?);
«до» — «ре» — большая секунда (целый тон);
«до» — «ре бемоль», малая секунда (полутон);
«до» — «ре дубль бемоль», уменьшённая секунда (0 тонов). Энгармонически равна чистой приме, но называется секундой, поскольку «до» и «ре» — это секунда. Прима — это «до»-«до», «ре»-«ре» и т.д.

В дальнейшем вы будете использовать знания интервалов в аранжировках собственных песен, и при импровизационной игре на инструменте. Знание тональностей и последовательностей аккордов сделают вашу музыку насыщенной и разнообразной.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Обращение интервала — перемещение звуков интервала на октаву, при котором его основание становится верхним звуком, а вершина — нижним.
Основание в интервале– это нижняя нота интервала, вершина – это верхняя нота интервала. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз.

В результате таких изменений образуется новый интервал.
Есть закономерность: чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые, малые — в большие, увеличенные — в уменьшённые, уменьшённые — в увеличенные.
Приведем пример: возьмём большую терцию «до-ми» и обратим её любым способом. Сначала, основание «до» перенесём на октаву вверх, у нас получится интервал «ми-до» — малая секста. Затем попробуем поступить наоборот и перенесём вниз на октаву верхний звук «ми», в результате также получаем малую сексту «ми-до». На картинке желтым цветом выделен звук, который остаётся на месте, а сиреневым – тот, который перемещается на октаву.

Обращение на нотном стане записывается так:

Обращение интервалов нужны для интонирования звуков. Для лучшего результата нужно пропевать построенный интервал и безошибочно попадать в ноты обращенного вида. Это тренирует слух, помогает точно подобрать интервалы, аккорды и соло в музыке.
Сочетание двух мелодий, звучащих одновременно, часто изменяется путем передвижения на октаву так, что верхняя мелодия становится нижней, а нижняя — верхней. При этом все интервалы, образующиеся между мелодиями, обращаются:

Такой прием называется двойным контрапунктом октавы (двойным, т. к. мелодий две и у каждой из них два положения, одно сверху, а другое снизу; контрапунктом — потому, что так называется сочетание мелодий, звучащих одновременно; октавы —по интервалу, на который переносятся мелодии).

Практическая область применений обращений связана не только с пониманием того, как возникли некоторые интервалы (да-да, исторически некоторые интервалы были обнаружены путём обращения). Если брать теоретическую область, то обращения очень помогают, например, в понимании устройства некоторых аккордов.

Если брать область творческую, то обращения широко применяются при сочинении музыки, причём иногда мы даже их не замечаем. Послушайте, например, кусочек красивой мелодии в романтическом духе, он весь построен на восходящих интонациях терций и секст.

Консонирующие и диссонирующие интервалы

Словом «консонанс» обозначают сливающееся звучание. Это то созвучие, которое хорошо ложится на слух.

Словом «диссонанс» обозначают разнозвучие. Это то, что режет слух. Те звуки, которые вместе «не звучат».

Консонансы подразделяются на три вида:

  1. абсолютные консонансы, к которым относятся интервалы чистой примы и чистой октавы;
  2. совершенные консонансы, к которым относятся чистая квинта и, отчасти, чистая кварта;
  3. несовершенные консонансы, к которым относятся большие и малые терции и большие и малые сексты.

Диссонансы: все остальные интервалы, а именно — большие и малые секунды, большие и малые септимы и тритоны (увеличенная кварта или уменьшенная квинта), хотя степень их диссонирования тоже не одинакова. Например, у малой септимы она значительно меньше, нежели у большой септимы. Наиболее же резким из всех диссонансов является малая секунда.

Проверка:

    1. Определить название интервалов

    Достроить интервал (стрелка вверх — строить вверх; стрелка вниз — строить вниз)

    Достроить название интервалов, определить недостающие ноты

    Подписать интервалы между нотами и определить тональность пьесы.

    тональность ля мажор />

    Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Следующий урок >>

    Тестовое занятие

    Ваша заявка принята!
    Спасибо за обращение, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

    Заходите в наши аккаунты в социальных сетях

    Источник

    Интервал в музыке. Таблица интервалов

    Каждый начинающий или уже более-менее знакомый с основами теории музыки и сольфеджио музыкант в обязательном порядке должен знать, что такое интервал в музыке. Если разобраться, он является основным элементом для построения многих разновидностей ладов, гамм, трезвучий и аккордов. Рассмотрим основной интервальный ряд подробнее.

    Что такое интервал в музыке?

    Если исходить из общепринятого определения, интервалом принято называть расстояние (промежуток) или разницу в звучании между двумя ступенями (нотами). Высота интервала определяется по количеству сочетаний «тон/полутон», принятому в международной классификации.

    Исходя из этого, нетрудно определить, что половина тона соответствует малой секунде, а один тон – большой. Так что при построении гаммовых и ладовых последовательностей именно секунда является базовым элементом. Но об этом несколько позже.

    Не говоря о количестве тонов и полутонов, которые присутствуют в основных интервалах, стоит отметить, что они могут звучать на слух одинаково, но иметь разные названия. Так, например, совершенно одинаково слышатся большая терция и уменьшенный кварта-интервал. Хотя количество полутонов в них одинаковое, ступени звукоряда, используемые для их построения, разные.

    Отдельно стоит обратить внимание и на то, что различают мелодические и гармонические интервалы. Разница состоит в том, что такие интервалы в музыке сольфеджио трактует в первом случае как последовательное исполнение нот, во втором – одновременное. Например, если на фортепианной клавиатуре мы сначала играм ноту «до», а затем «фа», получается мелодический интервал кварта. Если же клавиши нажимаются одновременно, мы имеем дело с гармоническим интервалом.

    Принципы построения интервалов

    Как уже понятно, основная последовательность стандартных интервалов (исключая их некоторые типы) строится по принципу добавления полутона или малой секунды. Сюда не входит интервал прима, поскольку он представляет собой две одинаковые по высоте ноты, звучащие в унисон, и по величине не содержит ни одного полутона.

    Поскольку сейчас идет речь об основных интервалах, знания о которых входят в начальный курс сольфеджио (от примы до октавы), можно отметить, что теория музыки интервалы такого типа не рассматривает, все внимание сконцентрировано на тех типах, которые больше октавы, скажем, нона, децима и т. д. Но для начального понимания интервалов мы ограничимся стандартным рядом.

    Таблица интервалов (основных)

    Итак, сейчас мы рассмотрим основной интервальный ряд, который является базовым для всех ладов, гамм, трезвучий и аккордов.

    Как уже заметно, таблица интервалов содержит небольшую ошибочку. В ней отсутствует значение, соответствующее интервалу, содержащему 6 полутонов. Это либо увеличенная кварта, либо уменьшенная квинта. Пока мы их не затрагиваем.

    Последовательности интервалов в гаммах и ладах

    Теперь остановимся на том, как строятся некоторые гаммы и ладовые последовательности. Интервалы в музыке сольфеджио определяет еще и как составные элементы любого лада, однако, исходя из того, что это все-таки именно последовательности, основным элементом при их построении выступает интервал секунда, который строится с использованием двух соседних ступеней лада.

    Для наглядности в качестве примера возьмем натуральный мажор и минор, а также гармоническую и мелодическую минорные последовательности.

    На основе вышесказанного для натурального мажора последовательность секунд выглядит следующим образом: б2-б2-м2-б2-б2-б2-м2. Аналогичная последовательность для натурального минора имеет несколько другой вид: б2-м2-б2-б2-м2-б2-б2. Гармонический минор выражается так: б2-м2-б2-б2-м2-ув2-м2. Мелодический минор играется по восходящей как последовательность б2-м2-б2-б2-б2-б2-м2, по нисходящей – б2-б2-м2-б2-б2-м2-б2.

    Наверное, у многих уже возник вопрос насчет обозначения ув2. Это увеличенная секунда. Она звучит как малая терция, но в последовательности гармонических ступеней гаммы назвать этот интервал именно терцией нельзя, поскольку должны присутствовать две соседние ступени.

    Интервалы как составная часть трезвучий

    Интервал в музыке применяется еще и для построения трезвучий. Для тонических трезвучий используются малая и большая терция, а для построения их обращений – то же самое, но в сочетании с квартой сверху или снизу.

    Проще всего это показать на примере обращения тонического мажорного трезвучия, которое строится от ноты «до» (до-ми-соль). В данном случае мы имеем два интервала — большую, а затем малую терцию. При обращении трезвучия вверх первая нота «до» просто переносится на октаву выше, исходя из чего получается сочетание малой терции и чистой кварты. При следующем обращении на октаву вверх переносится уже вторая нота, присутствовавшая в тоническом трезвучии («ми»). В такой последовательности на первом месте стоит чистая кварта, а на втором — большая терция. То же самое касается и минорных трезвучий, только большая и малая терции меняются местами.

    Построение аккордов и их обращений

    Что касается аккордов и их обращений, здесь, к примеру, к тоническому трезвучию добавляется кварта сверху, то есть звучит четвертая нота, соответствующая тонике, но через октаву. Обращения опять же строятся путем перенесения нот вверх на одну октаву или 12 полутонов.

    В случае построения специфичных аккордов, скажем, доминантсептаккорда, который в любой гамме строится исключительно на V ступени лада, в обращениях используется еще и большая секунда. Чтобы было понятно, построим такой аккорд от ноты «до». Это последовательность до-ми-соль-си-бемоль. Как уже видно, при переносе ноты «до» в обращении на октаву выше мы и получаем большую секунду (си-бемоль-до).

    Характерные интервалы и тритоны

    Кроме основного ряда существуют еще увеличенные и уменьшенные интервалы, которые могут звучать точно так же, как и некоторые другие. Среди наиболее распространенных принято считать тритоны (увеличенная кварта и уменьшенная квинта), которые содержат по 3 тона или 6 полутонов (отсюда и название) и звучат на слух абсолютно одинаково. Различить их можно только по разрешению. Для увеличенной кварты это большая секста, а для уменьшенной квинты – большая терция.

    Интересно выглядят еще и интервалы в музыке, называемые характерными. Их разделяют на две пары. Первая пара – это увеличенная секунда и уменьшенная септима, вторая – уменьшенная кварта и увеличенная квинта.

    В первом случае интервалы воспринимаются на слух как малая терция и большая секста, во втором – как большая терция и малая секста.

    Заключение

    Вот, собственно, вкратце мы и рассмотрели вопрос о том, что собой представляет интервал в музыке. Мы не касались курса теории музыки, которая больше посвящена интервалам, выходящим за пределы октавы, и более подробно описывает некоторые специфичные ладовые гармонии (лидийский лад, мисколидийский, фригийский и т. д.). Однако думается, что даже на основе этих простых примеров и классификации основного ряда интервалов можно получить хотя бы какие-то начальные знания. Для становления человека как серьезного музыканта такие азы просто необходимы, а без понимания принципов построения интервалов, трезвучий, аккордов, гамм и ладовых последовательностей ни о каком профессионализме и говорить не приходится.

    Источник

Оцените статью