Интродукция иван сусанин ноты для

Ария Сусанина ( чуют правду). Глинка

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка М. Глинки Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин»

Текст С. Городецкого

Чуют правду!
Смерть близка! Мне не страшна она.
Свой долг исполнил я.
Прими мой прах, мать – земля!

Ты взойдёшь, моя заря!
Над миром свет прольешь,
Последний раз взойдешь,
Лучом приветным горя.
Господь, в нужде моей
Ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Тяжка моя печаль!
Закралась в грудь тоска,
Легла на сердце скорбь.
Мне тяжко умирать,
Но долг мой чист и свят.

Ты взойди, взойди заря!
Над миром свет пролей,
Взгляни на Русь мою,
Лучом её ты согрей.
Мой час настал!
Мой смертный час!
Дай силы мне,
Родная мать моя, земля!
В последний раз дай силы мне!
Мой час настал!
Прими мой прах, земля!
В мой смертный час
Прими мой прах, земля!

Чуют правду!
Ты ж, заря, скорее заблести,
Скорее возвести, спасенья весть про царя!

Ты взойдёшь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё, последняя заря.
Настало время моё!
Господь, в беде моей ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Ужасная тоска закралась в грудь мою,
Заела сердце скорбь…
Ах, страшно, тяжело на пытке умирать…

Ты взойдешь, моя заря!
Взгляну в лицо твоё,
Последняя заря!
Настало время моё!
Ох, горький час!
Ох, страшный час!
Господь, меня ты подкрепи, ты подкрепи!
В мой горький час, в мой страшный час,
В мой смертный час ты подкрепи меня,
В мой смертный час ты подкрепи меня!

Источник

Иван Сусанин народная опера в 2 действиях

О произведении

Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн или скачать бесплатно ноты «Иван Сусанин народная опера в 2 действиях», автора Кавос К. А. Ноты были изданы в 1867 году. Содержит 248 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская национальная библиотека (РНБ)» за предоставленный материал.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».

Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Источник

Каватина и рондо Антониды. Глинка

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Музыка М. Глинки Каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»

В поле, в поле чистое гляжу,
В даль по реке родной
Очи держу.
Волны к нам идут, идут,
Льдины грозные, льдины плывут.
Долго, долго лодки не видать!
Долго ли ждать? Мой свет,
Все тебя нет!

Во слободке, за рекою
Ждут голубчика домой.
Здрав и радостен из бою
Витязь молодой!
Скоро ль будешь, сокол мой?
Мой мил — надежа будет!
Нам весть о нём пришла!
Будет в этот день
Он в родную сень,
Будет, и ко мне он, и ко мне!

Мой суженый придет,
Возговорит: «Здорово!»
Со мною поведёт
Ласкательное слово.
Молодецкой красотой,
Словно ярою свечой,
Засветлеет той порой
Терем мой!
С поля битвы под Москвою
Наши молодцы домой!
В битву новую с Литвой
Грянул сокол мой.
Как не ждать его домой;
Мой мил — надежа будет,
Мой ясный сокол жив!
Будет в этот день
Он в родную сень!
Будет, и ко мне он, и ко мне!

Я ли красная девица,
Ярко вспыхну, как зарница!
Я ли другу тихо молвлю слово:
Добрый молодец, здорово!»
Сколько принесёшь
Радости с собой
Ты, душа моя!

Во слободке, за рекою
Хата весело глядит!
Хата новая с резьбою,
Три окна на вид!
Хата к нам сюда глядит.
В той хате мне с тобою,
Мой ясный сокол жить!
В этот красный день
Будет в нашу сень!
Скоро белый парус заблестит,
Скоро ясный сокол прилетит!
Ряженая ждет!
Праздник у ворот!
Ждёт венец, и пир веселый ждет!

Источник

Интродукция иван сусанин ноты для

Иван Рыбников запись закреплена

1. 27 ноября 1836 г. — стала днем рождения русской национальной классической оперы, подлинно народной. Задумана опера была в Италии, работать над ней Глинка начал с 1834 года. Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки «Иван Сусанин».Либретто сочиняли популярные в то время авторы: Нестор Кукольник, барон фон Розен, Владимир Соллогуб, Василий Жуковский. Однако результатом композитор остался недоволен. Композитор многое поменял в либретто, основная часть которого вообще была сочинена уже после музыки. Глинку огорчало, что Сусанин совершает свой подвиг во имя царя, а не России. После революции текст либретто был переписан Сергеем Городецкимна более удачную версию, однако текст не соответствовал истории. Сейчас вернули либретто Розена с текстовыми поправками.
2. Основа сюжета «Дума» Рылеева и разные исторические источники. Присутствие царя собрало на открытие сезона весь «высший свет», с другой стороны собрались музыканты, художники, литераторы. В центре их был Пушкин. В основе драматургии оперы противопоставление двух образных сфер. Главная их них русская. Она показана автором через интонации русской песенности и во всём многообразии патриотических чувств поднята автором до трагедийности.

3. Ей противостоит польская сфера, показанная композитором обобщённо. В опере её воплощают польские танцы – мазурка, полонез, краковяк, вальс. Опера была принята по-разному, с одной стороны это был тихий скандал, с другой опера была принята официально. Император Николай I; в знак своего чрезвычайного одобрения оперы пожаловал Глинке бриллиантовый перстень.

4. Музыкальная основа оперы была не иностранной, а русской, это было потрясающе новым, хотя учёба в италии помогли Глинке заключить русскую музыку, основанную на русском музыкальном фольклоре во все правила и законы оперного искусства. Новым в опере было и то, что о судьбах крестьян говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно говорилось о царях, народ в опере был главным действующим лицом.

5. Герои Глинки были крупными личностями. Недаром в самом начале работы над оперой Глинка сделал для себя пометки: Иван Сусанин(бас) – характер важный , Антонида, дочь его (сопрано) – характер нежно-грациозный, Сабинин, жених Антониды( тенор) – характер удалой. Сирота 13 или14-летний мальчик(альт) – характер простосердечный. В этих определениях автор выразил суть характеров и с помощью музыки сделал своих героев неповторимыми личностями. Глинка впервые в русской музыке отказадся от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в 18 веке, но главное он создал метод симфонического развития оперной формы. В его сочинениях устанавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.

6. Сам Глинка определил жанр оперы как отечественную героико-трагическую оперу. Опера состоит из 4 ёх действий с эпилогом: 1-ое русское, и 2-ое польское действия не делятся на картины. 3 действие делится на 2 части, – где 1 часть продолжние русской сферы и 2-ая часть столкновение русских и польских интонаций. 4 действие делится на 3 картины, 1-ая посвящена Собинину, 2-ая большая сцена посвящена Ване, его преобразованию в героя. 3-яя картина гибель Сусанина. У поляков проходит мазурка в новом виде. Ария Сусанина в ней программна – Глинка вынужден дать характеристику Сусанина в самом конце оперы.

7. Опера начинается увертюрой.
Увертюра.
Написана в сонатной форме, адажио, соль-минор.
Гл тема дана у гобоя. П.п. основана на теме Вани. В-dur.
В разработке происходит столкновение русских и польских интонаций.
В репризе все темы в G-dur.

Улица села Домнина. Вдали река; на авансцене группа крестьян.

№1 Хоровая интродукция – пролог . Состоит из двух тем.
Начало 1 темы звучит у тенора. «Родина моя русская земля» , затем вступает мужской хор. Тема простая, диатоническая. Далее следуют вариации. После 2 вариации – «страха не страшусь», между 2ым и 3им проведением звучит плясовая тема без хора, стаккато. В 3 вариации звучит минор.

** 2 тема у женского хора «На зов своей родной страны».
Далее звучит Хоровая фуга на 2 темы. Под конец первого номера обе темы сплетаются, появляются бемоли, фа-минор.
Антонида ждёт своего жениха Собинина.

9. Каватина и рондо Антониды, фа-минор. 2 раздела: 1 раздел – диалог голоса, тоска , нет свадьбы, города деревни разорены. 2 раздел ля бемоль-мажор, темп меняется на аллегро, (с бывшего анданте), с двух четвертей размер меняется на четыре четверти, очень виртуозно «тучи небо не закроют». Опора на чисто русские интонации, форма же не без итальянского влияния. Под конец приходит Сусанин.

10. №2 Сцена Сусанина с хором. Сусанин подаёт голос, ми бемоль-мажор, «что гадать о свадьбе горю нет конца», в этом высказывании Сусанина композитор использовал подлинный народный напев, услышанный им от лужского извозчика. Сусанин переговаривается с мужским хором крестьян. За сценой слышится хор гребцов. У Сусанина диалог с хором гребцов, До-мажор – ля-минор. Появляются балалаечники, «здравствуй сокол наш». На реке появляется лодка; из нее выходит Собинин.

11. №3 Терцет и хор. Собинин, Сусанин, Антонида и хор. В жанре сицилианы, канон. Си бемоль-минор, размер шесть восьмых, анданте. Собинин рассказывает о победе войска Пожарского над поляками. Антонида просит не откладывать свадьбу. Терцет состоит из трёх куплетов: 1ый Собинин, 2ой Собинин и Антонида, 3ий Сусанин, Собинин и Антонида.

Финал.1 действия: «Не впервые русским людям» Си бемоль-мажор allegro resuluto, четыре четверти, Собинин солисты и хор, упругий ритм, героически, маршевая тема. Потом у хора и Сусанина. Оптимистичные настроения.

Роскошный бал в Польше. По бокам сцены сидят пирующие паны и панны. В глубине сцены духовой оркестр; в середине танцы. Второй акт является ярким контрастом, его называют «польским актом». Здесь нет ни одной сольной арии и большого ансамбля. Характеристика поляков обобщённая. Глинка большой новатор в том, что соедил номера хореографии, развернутые балетные действа, с хором. До Глинки танцы вводились как вставной девертисмент(вставной номер, не связанный с сюжетом). У Глинки танцы становятся характеристикой действующих лиц.

13. «Польским актом» Глинка положил начало русской классической балетной музыке. В действии 4 танца – торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный легкий вальс, темпераментная мазурка. Полонез и мазурка в дальнейшем становятся лейтмотивами поляков. Краковяк и вальс полностью инструментальны, тогда как в полонезе и мазурке присутствует хор. Все танцы многотемны. В действии радостное ликующее настроение, поляки празднуют победу. Глинка не показывает их карикатурно, в действии красивый тематизм. Порядок танцев соответствует распорядку балов.

Открывается действие с Полонеза.

14. №5 Полонез. 1 тема: начинают тромбоны, Ре-мажор, призывные интонации , у скрипок полётные интонации, во втором проведении проходит хор «налей вина!». Вторая тема терцовая, более певучая основная тема «лей вина».
№6 Краковяк Темп allegro vivo, в размере две четверти, сплошные синкопы, акценты на слабую долю (синкопированный ритм).
Рондообразная композиция.

15. Эпизоды:
1 приход к FF, tutti.
2 до-мажор, у тромбонов
3 у стр. е-moll
4 медленный, в оркестре большое количество аккордов.
5 р, у кларнета, (начинается ломаной октавой на d)
Кода: на том же синкопированном ритме, на тоническом органном пункте заканчивается на FF.

16. №7 Вальс.
В ля-мажоре, в основном на р, лирический, преобладают струнные, у флейт и кларнетов тема. Синкопы, но иные чем в краковяке,размер шесть восьмых, чувствуется трёхдольность. Форма рондообразная.
Эпизоды:
1)ре-мажор
2)у кларнета
3)фа диез-минор, р стаккато у струнных, немного балетный,
Заканчивается празднично, в тонике.

17. №8 Мазурка
allegro resoluto, вступление октавное, воинственные звучания, основная тема на тоническом квартсекстаккорде, горделиво ff
трио в ре бемоль-мажоре, смена тональностей. Мазурка прерывается

В финале поляки поют на теме мазурки.

№9Антракт к 3 действию, ми-минор, адажио, тема английского рожка, рр, con anima (тема романса Антониды). FF. Tutti, пунктиры.

18. III действие (делится на 2 части: до прихода поляков и после)
Внутренний вид избы Сусанина. Ваня сидит занятый работой.

№10 Песня Вани, ми-мажор, куплетная форма, построение 7-ми тактовое, не квадратное. Во время второго куплета входит Сусанин,

№11 Дуэт Вани с Сусаниным
1 раздел: речитативный, 2 раздел: ми бемоль-мажор, grave, квартовые ходы, соло трубы, маршево, пунктиры. Поёт Сусанин, 2ая тема Allegro vivace, мибемоль-мажор, garioso, потом снова поёт Ваня.

В конце Piu mosso,тонические аккорды.

19. №12 Хор крестьян, канонический, бас-тенор, ж.хор стаккатный.

№13 Квартет (семьи Сусанина). 4ёх частная форма.
1 раздел: Ре-мажор, начинает речитативно Сусанин.
2 раздел: начинает Собинин, сибемоль-мажор, три восьмых, «сверкает росою»
2 раздел: соль-мажор, moderato.
3 раздел: финал, vivace, фа-мажор, заканчивается в ре-мажоре, ре миноре, начнёт Собинин, плясовые мотивы, В конце ликующе.

20. №14Сцена и хор. Р, dolce, соль-мажор, один раз (в конце пройдёт в миноре). В номере проходит тема «семейного счастья». Звуки полонеза на р, стаккато крещендо, приход к ff на словах Антониды «Беда!» и тема полонеза FF в ми бемоль-мажоре.
Ответы Сусанина:
1 ответ: тема семейного счастья, ми бемоль мажор, «Эх господа» . Наслаивается низкое тремоло у струнных.
2 ответ: «Велик и свят наш край родной», ре бемоль-мажор, размер шесть четвертей, maestoso. Тема из эпилога «Славься» – (хор в до-мажоре).
3 ответ: тема «Родины» (1 тема хоровой интродукции) – речитатив Сусанина с Ваней, тишайше на одной ноте.
4 ответ: «Да, ваша правда, деньги силы». Ворекстретема мазурки, но хром. октавы в басах, соль бемоль-мажор, andante mosso contable, си бемоль-минор, на D органном пункте.
Прощание с Антонидой – очень романсово, тоскливо, размер пять четвертей, до-мажор, ррр.

21. №15 Далее хор девушек, куплетная форма, заканчиваетя вопросительными интонациями, «разгуляемся», куплетначя форма, заканчивается вопросительными интонациями, ррр, до-мажор.

№16 Романс Антониды.соль-минор, с хором, ламентозеые интонации, нисходящие секунды.
В ср.разделе»нНас постигло горе», ходы на дециму.

№17 финал.входит Собинин, мужской хор. «Сусанина в плен забрали»

Антракт к 4 действию, тяжёлые унисоны тромбонов в до- миноре, звучит народная бурлацкая тема «Вниз по матушке по Волге»

22. IV действие (3 картины)

1 картина (иногда пропускается) В лесу. Собинин и крестьяне.

Ария Собинина. 1 тема «Снега нерушимые» фа-минор. Хор, смрачно. «В чащобе родимой нет ни души».. Ария Собинина 3ёх частна. Ля-мажор, allegro vivace, сложная.
2 раздел арии, adagio.ре бемоль-мажор. «Ты не плачь» 3 раздел allegro vivace, ля-мажор.

Унисоны в фа-миноре, как рефрен между картинами.

23. 2 картина. В лесу у монастырского посада. Там где находится царь.
Образ Вани становится героическим к 4 действию.

24. №20 Речитатив и ария Вани с хором.
После тихих аккордов речитатив akkegro agitato “Бедный конь, в поле пал».Синкопы и паузы. «Должен Минин знать!». После речитатива ария. 1 раздел си бемоль-минор «Ах беда сиротинке мне», тихий хор, оживление после вопроса. 2 раздел фа-мажор, героический «Где здесь Минин стоит?» тремоло оркестра,ходы на 4ту и 6ту, героический образ Вани с хором. Ff в оркестре, «собирайте народ».

Унисоны переводят в 3юю картину.

25. 3 картина. Сцена Сусанина с поляками в глухом лесу, куда этот мужественный крестьянин завел их, чтобы погубить.
Начинается с хора поляков, который построен на теме мазурки в новом виде, «с прихрамываниями», ля бемоль-мажор, «Устали мы, продрогли мы». Эта тема поляков трансформируется.

26. №22 Ария Сусанина, открывается с речитатива. Ре-минор, maestoso, маршевая тема, героическая. «Смерть близка».. «прими мой прах мать земля». Гаммообразные ходы приводят к арии, которая в 3ёх частной форме и очень едина по структуре. Скорбь, прошание с жизнью «Ты взойдёшь моя заря». Восклицания: «Мой час!» с фермато. Итальянизмы очень органично сочетаются, ария с мелодикой сливается. Очень распевные интонации.

27. Ср. раздел «Господь, в нужде ты не оставь меня!». Реприза динамезирована, на фоне триолей – соединена с кодой, ре-минор, на тонике в основном, кульминация – тремоло в оркестре, 2м пониж ступень. Последние 3 такта на 1 ступени «Прими мой прах земля».
После арии речитатив-монолог.(финал) Появляются темы близких, он прощается с ними. «Давно ли с семьёй я», тема из квартета, здесь в миноре, след. Мысль об Антониде». Моё дитя Антонидушка» – тема из рондо Антониды из 1 действия «Солнце тучи не закроет». Тема семейного счастья. Звучит мотив Собинина «Тебе я Антониду поручаю». Тема Вани – начало с английского рожка «Где птенчик мой Ваня, отца не станет сиротинушка опять» тремоло аккордов, сопрано. Мысль речитатива заканчивается «Ах ты бурная ночь».

28. Ходы на октаву вверх и вниз. Оркестр продолжает рисовать картину метели. Далее следует эпизод вьюги, фугато у скрипок, число голосов растёт, на теме рондо Антониды. Тематизм пробуждения поляков – немая сцена; Дважды звучит тема «По матушке по Волге», тема лужского извозчика. «Туда завёл я вас, куда и серый волк не забегал», на мотиве «по матушке по Волге».
Иногда после убийства Сусанина появляется Собинин с крестьянами и бросается на поляков.

29. Антракт к эпилогу,
vivacissimo,ум вводн септ., тает польская тема, в басы рр, половинки с точкой, целый ноты, победные интонации на теме «Родина моя русская земля» из интродукции, потом опять польская тема, потом опять русская к концу антракта. Медные духовые, тремоло оркестра по тонике ми-мажора. Хор в до-мажоре, в основной тональности эпилога.

30. Эпилог.
Хоровой эпилог на красной площаде.

№25 Хор с ср-р. Семейным трио. Антонида, Ваня Собинин. Крайние разделы – «Славься ты славься ты Русь». В среднем разделе есть минор, тема из увертюры, ми-минор, Ваня начинает трио «Эх не мне ветру буйному» затем Сообинин и Антонида. Они вспоминают Сусанина. . В репризе номера хор помпезный, с колоколами. Черты канта, гимна, марш-апофеоз, всё присутствует, диатонические аккорды, закл. раздел – хор «Слава», до-мажор, виртуозность хора, piu mosso, ликование в до-мажоре, FFF.

Источник

Читайте также:  Все произведения бетховена ноты для фортепиано
Оцените статью