Бах Иоганн Себастьян / Johann Sebastian Bach — Шесть маленьких прелюдий и фуг для начинающих
Немецкий композитор, органист, преподаватель музыки. Бах – одна из наиболее известных и выдающихся фигур в истории музыки. Иоганн Себастьян Бах происходил из древнего рода, широко известного своей приверженностью музыке, поэтому было совсем не удивительно, что ещё в совсем юном возрасте Бах, наделенный превосходным сопрано, начинает свои упорные занятия: сначала на скрипке, органе, затем в городском хоре. Детство будущий композитор провел в Эйзенахе, однако после смерти матери, а вскоре и отца, в 1695 году вынужден был переехать в Ордурф к своему старшему брату. Здесь он пробыл до 1700 года: учился в гимназии, усердно занимался музыкой, в частности обучением игре на клавире и органе. Именно в этот период, юный Бах, талантливый и пытливый, знакомится с творчеством южнонемецких (Фробергера, Пахельбеля), северонемецких и французских композиторов. Целью такого «знакомства» было не желание слепого подражания уже признанным композиторам, а наоборот – стремление превзойти их в своём мастерстве. И надо сказать, что как современники Баха, так и последующие поколения признали: это у него получилось.
В последующие три года (1700 — 1703) Бах много переезжает: он учится в вокальной школе Святого Михаила, посещает Гамбург, Любек, Целле – чтобы иметь возможность слушать знаменитых музыкантов того времени. Настоящая слава о Бахе как об исполнителе распространилась, когда он переехал в Веймар. Сначала он получает должность придворного музыканта у герцога Иоганна Эрнста, затем –пост органиста в церкви Святого Бонифация в Арнштадте. В этот период достигает расцвет таланта Баха в сочинении оркестровых и клавирных произведений, которые отличаются искусным динамизмом ритмов и решительностью схем. Однако, несмотря на выдающиеся способности Баха, им были недовольны в церкви: его музыка имела свой стиль, основанный на чистом немецком народном творчестве, была живой, и представляла собой что-то гораздо большее, чем произведение для церковной службы.
В связи с этим в 1706 г., Бах решает сменить место работы: он получает должность в церкви Святого Власия в Мюльхаузене, а затем становится придворным органистом и устроителем концертов. В данный период ещё больше укрепилась известность Баха как мастера клавесина и непревзойденного органиста. В 1717 году Бах снова переезжает: на этот раз в Кётен, где служит капельмейстером при дворе признанного покровителя искусств – князя Леопольда. Главным направлением в творчестве Баха в этот период стало сочинение инструментальной музыки: скрипичных концертов, сюит, сонат, произведений для клавира. Однако, позже в сердце композитора просыпается ностальгия по церковной музыке. Чтобы иметь возможность сочинять её, Бах переезжает в Лейпциг в 1723 году и становится кантором в школе Святого Фомы, позже – музыкальным директором всех церквей Лейпцига. Именно в этот период рождаются такие его шедевры, как «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», Месса си минор и другие. В 1730-х годах композитор снова теряет интерес к церковной музыке и отдает приоритет светской. Таким образом, творческое наследие Баха включает все жанры эпохи барокко, кроме оперы: органные композиции, произведения для клавира, оркестра, хора с инструментами и солистов – всего более 1000 произведений. Без преувеличения, творчество этого великого композитора оказало влияние на композиторов последующих эпох, в том числе и 21 века.
Источник
Маленькая прелюдия
Несколько поколений предков Баха были музыкантами. В возрасте 15 лет Иоганн Себастьян Бах, в качестве певчего, посещает церковную капеллу. Здесь он изучает и переписывает рукописи известных итальянских и немецких композиторов. Впоследствии работал в Веймаре скрипачом придворного оркестра, церковным органистом в Арнштаде, где уделял много времени развитию органной импровизации, ставшей основой его композиторского творчества, занимался сочинением музыки (духовная кантата «Ты не оставишь души моей в аду», сюита «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и другие сочинения), изучал искусство органных композиторов. В последующие годы композитор создает, большое количество органных произведений Пассакалья, Токката и фуга ре минор и др.), работает над светскими кантатами (1 том «Хорошо темперированного клавира, Инвенции, 6 Бранденбургских концертов, Английские сюиты, Французские сюиты и др.).
Бах был дважды женат, семья его была многочисленной. В первом браке у него было четверо детей, а во втором — семнадцать. Композитор решает жить и работать в Лейпциге. Этот период творчества был особенно плодотворен: более 150 кантат, создаваемых еженедельно, вторая редакция «Страстей по Иоанну», «Страсти по Матфею», Высокая месса си минор, 2 том «Хорошо темперированного клавира», «Искусство фуги» и др. Творчество — радость не только самого Баха, но и его подросших детей — Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман, Иоганн Христиан и старшей дочери. Вторая супруга композитора Анна Магдалена хорошо пела и обладала прекрасным слухом. Как исполнитель-импровизатор на органе Бах переживает наивысшие триумфы в 1731 и 1736 годах, а также при посещении Фридриха II в 1747 году в уже достаточно преклонном возрасте. Бах продолжать сочинять, диктуя свои произведения, так как в старости после операции на глаза слепота не давала ему возможности записывать ноты классической музыки самому.
Бах скончался, не получив как композитор признания современников.
Первым родоначальником баховедения явился И.Н.Форкель, спустя пол века после кончины великого композитора. К.Ф.Цельтер пропагандировал и вел работу по сохранению наследия Баха. В 1829 году «Страсти по Матфею» исполнил Феликс Мендельсон. Его исполнение дало импульс к возрождению творчества Иогана Себастьяна Баха. А в 1850 году родилось Баховское общество.
Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме только оперы), обобщило достижения музыкального искусства различных европейских школ за несколько веков.
Источник духа («Бах» означает «ручей»), забытый на десятилетия кантор церкви св. Фомы, — вечен.
Источник
Ноты для готово-выборного баяна — И.С. Бах — Избранные произведения
Нотные сборники для баяна и аккордеона
И.С. Бах
Избранные произведения
в переложении для готово-выборного баяна
выпуск 1
составитель В. Ковтонюк
1996г.
Инициатором создания данного сборника является преподавательский состав народного отдела ДМШ № 21 САО г.Москвы (Севостьянова СЛ., Троицкая Н.В., Крупчанская Т.С., Мартынова Л.А., Ковтонюк В.В.).
Это первый выпуск, выходящий под рубрикой «Школа полифонии баяниста», в которой включены только произведения И.С.Баха.
Сборник состоит из двух разделов: «Клавирные произведения» и «Органные произведения», в которых подбор и расположение произведений осуществлен по принципу постепенного усложнения материала (от простого — к сложному). Каждый из разделов начинается с небольших и относительно несложных пьес и завершается уже довольно сложными (по фактуре) и большими (по объему) произведениями.
Это дает возможность учащемуся — баянисту пользоваться сборником, начиная буквально с младших классов детских музыкальных школ и до профессиональных учебных заведений.
Таким образом, данная работа является не просто сборником полифонических пьес, а своеобразным учебником для учащегося-баяниста, что и отвечает задачам по его созданию.
Те динамические оттенки и штрихи, которые составитель счел возможным указать, а также все темповые обозначения, отнюдь не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер.
Условные обозначения являются стандартными:
Б — басы
В — выборная клавиатура
Аппликатура в произведениях проставляется учащимся самостоятельно.
В последующие выпуски будут включены полифонические произведения самых различных авторов.
В.Ковтонюк
- Клавирные произведения И.С.Баха
- 1. Прелюдия до мажор (из цикла:» 12 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 2. Прелюдия ре минор (из цикла:» 12 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 3. Прелюдия ми минор (из цикла:» 12 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 4. Преамбула фа мажор (из цикла:» 12 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 5. Прелюдия соль минор (из цикла:» 12 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 6. Прелюдам до мажор (из цикла;»6 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 7. Прелюдия ми мажор (из цикла:»6 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 8. Прелюдия ми минор (из цикла:»6 маленьких прелюдий для начинающих»)
- 9. Фуга соль мажор
- 10. Фуга до мажор
- 11.Фуга до мажор
- 12. Прелюдия и фуга ля минор
- 13. Фантазия и фуга ре минор
- Органные произведения И.С.Баха
- 1. Хоральная прелюдия ля минор
- 2. Хоральная прелюдия фа мажор
- 3. Хоральная прелюдия соль минор
- 4. Хоральная прелюдия соль мажор
- 5. Хоральная прелюдия ля мажор
- 6. Прелюдия и фуга ля минор (из цикла:»8 маленьких прелюдий и фуг для органа»)
- 7. Прелюдия и фуга соль мажор (из цикла:»8 маленьких прелюдий и фуг для органа»).
- 8. Прелюдия и фуга ми минор
- 9. Прелюдия и фуга до минор
переложение В. Ковтонюка
Скачать сборник
И.С. Бах
Маленькие прелюдии и фуги
в переложении для готово-выборного баяна
«Музыка», 1970г.
номер 6764
- 1. Двенадцать маленьких прелюдий (третья по счету прелюдия)
- 2. Шесть маленьких прелюдий
- 3. Маленькая двухголосная фуга
- 4. Трехголосная фуга
- 5. Трехголосная фуга
- 6. Прелюдия с фугеттой
- 7. Прелюдия с фугеттой
- 8. Прелюдия с фугой
Переложение А. ОНЕГИНА
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
J.S.Bach
Wybrane Utwory
na akordeon opracowal J.Orzechowski
PWM 5651
Twórczość Jana.Sebastiana Bacha (1685—1750) reprezentuje szczytową formę rozwoju polifonicznej techniki kompozytorskiej, która niepodzielnie panowała do XVIII w. Gruntowne studia oraz wybitne zdolności muzyczne umożliwiły Bachowi piastowanie zaszczytnych stanowisk w charakterze nadwornego muzyka, kompozytora i dyrygenta jak również organisty w’ ważniejszych niemieckich ośrodkach miejskich. W r. 1723 objął stanowisko organisty i kantora przy szkole Sw. Tomasza w Lipsku.
Bogata twórczość J. S. Bacha, z której duża część zaginęła, zawiera prawdziwe arcydzieła, ujęte przez Towarzystwo im. Bacha w zbiorowym wydaniu złożonym z 59 tomów. Wymienić tu należy 200 kantat, dwie pasje, Mszę h-moll, oratoria, kilkaset chorałów 4-głosowych, dużą ilość różnych utworów organowych (preludia, fugi, toccaty, fantazje, preludia chorałowe), utwory na jdawesyn (dostosowane przez różnych wydawców później do faktury fortepianowej), małe preludia i fugi, inwencje 2- i 3-głosowe, suity francuskie i angielskie, partity, koncerty, Wariacje Gotdbergowskie oraz zbiór preludiów i fug pt. Das wohltemperierte Kla-vier, utwory na skrzypce, na skrzypce i klawesyn oraz utwory orkiestrowe i kameralne.
Klawesynowe (fortepianowe) utwory J. S. Bacha, opracowane na akordeon i dostosowane do jego możliwości technicznych, odgrywają podstawową rolę w kształceniu muzykalności ucznia w oparciu o najwartościowszy materiał twórczy, wyrabiają jego wrażliwość na słyszenie równolegle prowadzonych linii melodycznych, kształcą techniczną sprawność, opartą na uniezależnieniu działania obu rąk.
Niniejszy zeszyt, przeznaczony na III rok nauki gry na akordeonie, stanowi dla ucznia dalszy etap po przerobieniu Łatwych utworów J. S. Bacha (wyd. PWM). Zeszyt zawiera wybór zaczerpnięty m. in. z Drobnych utworów, Małych preludiów oraz z Das wohltemperierte Klaoier (wyd. PWM — na fortepian).
Należy zwrócić uwagę na zachowanie oryginalnej pisowni basów, wykraczającej poza rzeczywistą skalę instrumentu.
Bourree F-dur ze Zbiorku nut Anny Magdaleny Bach
Małe preludium c-moll
Małe preludium d-moll
Małe preludium C-dur
Menuet z Suity francuskiej E-dur
Gawot z Suity francuskiej G-dur
Sarabanda G-dur z VI Suity na wiolonczelę
Małe preludium g-mołl
Małe preludium a-moll
Małe preludium d-moll
Menuet g-mołl ze Zbiorku Wilhelma Friedemanna Bacha
Gigue z Śarabandy z wariacjami C-dur
Polonez g-moll ze Zbiorku nut Anny Magdaleny Bach
Gawot z Suity francuskiej E-dur
Polonez z Suity francuskiej E-dur
Introdukcja A-dur z Kantaty chłopskiej
Preludium As-dur z Das wohltemperierte Klavier
Бурре F major из сборника примечаний Анны Магдалены Бах
Маленькая прелюдия до минор
Маленькая прелюдия в минорном исполнении
Небольшая прелюдия до мажор
Менуэт из французской сюиты по-майор
Гавот из французской сюиты по мажор
Сарабанда соль мажор из VI Suite для виолончели
Маленький pre-g-mołl
Небольшая прелюдия в минор
Маленькая прелюдия в минорном исполнении
Меню из g-mołl из коллекции Вильгельма Фридеманна Баха
Гига из Сарабанды с вариациями мажор
Полонез ми минор из сборника примечаний Анны Магдалены Бах
Гавот из французской сюиты по мажор
Полонез из французской сюиты по мажор
Введение в мажор из крестьянской кантаты
Прелюдия в мажор от Das wohltemperierte Klavier
Скачать ноты
Источник
«Маленькие прелюдии» И. С. Баха. Вопросы стиля и формы»
Концертмейстер Ульяновского колледжа культуры и искусства
Данная работа сложилась как результат многолетней педагогической деятельности и наблюдений над полифоническими произведениями. Не секрет, что полифония остаётся наиболее неизученной областью в структуре начального и среднего профессионального образования. Полифонические методы и приёмы развития показаны в этой статье на примере наиболее любимых и часто исполняемых детьми «Маленьких прелюдий» И. С. Баха.
Использованные понятия: жанр прелюдии, старинная двухчастная форма, роль каденций в полифонии, период «типа развёртывания», подробнее в нём — ядро и начальная экспозиция темы — развёртывание — заключение. Образный строй маленьких прелюдий, принципы полифонического развития в них, особенности стиля И. С. Баха.
Творчество И. С. Баха остаётся непревзойдённой вершиной на все времена. Как ни у кого из композиторов, его творчество обращено к интеллекту, оно заставляет исполнителя думать и соотносить между собой все детали произведения. Не приходится доказывать, насколько великий мастер обдумывал и строго систематизировал свои педагогические произведения: вспомним его два тома ХТК, призванные научить пианиста свободно обращаться со всеми 24 тональностями «хорошо темперированного клавира». Свои 2-х и 3-х-голосные инвенции И. С. Бах написал с целью ознакомить начинающего пианиста с различными типами композиции. Эти типы превосходно проанализировал Ф. Бузони в своей редакции инвенций. Заметим, что 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций расположены в том же порядке (мажор — минор по полутонам, что и в ХТК), исключая более сложные тональности.
Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» увидел свет в 1848 году, когда в издательстве Петерса готовилось полное собрание сочинений композитора. Немецкий исследователь Ф. К. Грипенкерль объединил в сборник небольшие инструктивные сочинения Баха, расположив их в том же порядке (хроматическом), что и в названных выше авторских сборниках. Таким образом, «Маленькие прелюдии и фуги» наряду с «Нотной тетрадью Анны Магдалины Бах» стали фортепианной азбукой для самых маленьких пианистов. Если основную часть «Нотной тетради» составляют полифонические пьесы в танцевальных ритмах, то в анализируемом сборнике «чистые» полифонические жанры — прелюдии и фуги, определяющие само существо полифонии.
Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» состоит из двух частей. В первой части помещены только прелюдии: «Двенадцать маленьких прелюдий» и «Шесть маленьких прелюдий», во второй части — отдельно фуги и циклы из прелюдий и фуг. Сборник затрагивает девять тональностей, а десятая — Соль мажор — включена в пьесах Приложения («Прелюдия и фугетта» отсюда — более простой вариант Соль-мажорной прелюдии и фуги из II тома ХТК).
Мы рассматриваем только первую часть сборника — прелюдии. Как известно, прелюдия как жанр сформировалась в XV веке в органной музыке как вступление к какой-либо части церковной службы, которое предварительно настраивало людей на восприятие необходимых чувств и настроений. Это жанр импровизационный, «фантазийный», он предполагает использование различных музыкальных форм изложения и развития. Мы знаем, что И. С. Бах создал огромное количество прелюдий для органа, среди них — органные Хоральные прелюдии, представляющие собой гениальные обработки хоральных мелодий. Жанр прелюдии во времена Баха присутствует и в органной, и в клавирной, и в оркестровой музыке. Прелюдия становится самостоятельным произведением и получает уникальное развитие в дальнейшем как в гомофонной, так и в полифонической музыке.
Оговоримся, что большинство наших замечаний будут касаться формы и композиции. Формы полифонической музыки менее известны (кроме формы фуги). Они часто остаются вне внимания при изучении курса анализа музыкальных форм, поэтому их описание при разборе маленьких прелюдий Баха будет полезно как студентам, так и выпускникам музыкальных учебных заведений, а также педагогам-пианистам.
Подробно с работой можно ознакомиться в прикреплённых ниже PDF-файлах.
Источник