- Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?
- Стандартный порядок ладов:
- А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
- Лидийский лад
- Ионийский лад
- Миксолидийский лад
- Дорийский лад
- Эолийский лад
- Фригийский лад
- Локрийский лад
- Упражнения на тренировку ладов
- Ионийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
- Ионийский лад. Общая информация
- Характерные особенности
- Как построить ионийский лад
- Аппликатура ионийского лада
- Аккорды в ионийском ладе
- Использование ионийского лада
- Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
- Лады народной музыки. Общая информация
- История ладов народной музыки
- Отличия от обычной гаммы
- Группы ладов
- Список ладов народной музыки
- Ионийский
- Фригийский
- Лидийский
- Дорийский
- Миксолидийский
- Эолийский
- Локрийский
- Таблица ладов народной музыки
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?
Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.
Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.
Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.
Стандартный порядок ладов:
- • ионийский
- • дорийский
- • фригийский
- • лидийский
- • миксолидийский
- • эолийский
- • локрийский
А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
- • лидийский
- • ионийский
- • миксолидийский
- • дорийский
- • эолийский
- • фригийский
- • локрийский
Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.
Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.
Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:
Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.
Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.
Лидийский лад
Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.
Ионийский лад
Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.
Миксолидийский лад
Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.
Дорийский лад
Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.
Эолийский лад
Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.
Фригийский лад
А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.
Локрийский лад
Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.
Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.
Упражнения на тренировку ладов
Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.
- Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
- Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
- Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.
У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.
Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».
Отличный(как и все остальные)урок!
Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?
все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать
вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.
В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:
иди-учи матчасть патом бирись за лады
И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?
Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон
Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.
Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.
Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.
Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.
Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .
У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?
Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.
Соль диез это 4й лад шестой струны
Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.
Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .
Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.
А просто с нуля — это по CAGED системе.
И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.
Источник
Ионийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
Ионийский лад. Общая информация
Под страшным именем ионийского лада скрывается совершенно обычный для каждого музыканта мажор. Это – одна из двух первых гамм, которые гитарист учится играть во время осваивания инструмента. В данной статье мы подробно расскажем про ионийский лад, как его построить и применить, а также дадим практические советы по сочинению музыки в мажоре.
Характерные особенности
Ионийский лад – это стандартная мажорная гамма, от которой в дальнейшем вы научитесь достраивать другие народные лады . Он обладает торжественным, радостным оттенком звучания, и отлично подойдет для гимнов или позитивных песен. Некоторые называют его наивным и детским, мечтательным. Именно этот лад стоит научиться выстраивать в первую очередь, потому что, поняв принцип его построения, в дальнейшем вы сможете гораздо проще вникать в специфику других ладов.
Однако, несмотря на свою классичность, ионийский лад все-таки отличается от обычного мажора в некоторых специфичных вещах. Например, в нем только одна устойчивая ступень – тоника. Это означает, что тяготение различных нот в ионийском ладу относительно друг друга гораздо слабее, чем в мажорной гамме. С этим связано то, что внутри ионийского лада возможны нехарактерные для мажора гармонические решения, например, обилие секундных трезвучий, например, ход II-I или V-IV. Иными словами, в ионийской гамме нам важен возврат в тонику, а ступени, через которые мы пройдем во время этого, важны куда меньше.
Как построить ионийский лад
Для построения нужно воспользоваться схемой стандартной мажорной гаммы:
Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
Рассмотрим на примере самой простой гаммы До-мажор . По этой схеме в ней будут следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Внутри нее существуют так называемые ступени гаммы, которые соответствуют порядковым номерам нот от самой низкой до самой высокой. Именно манипуляция с этими ступенями превращает классический звукоряд в различные лады – например, пентатонику на гитаре .
Аппликатура ионийского лада
Аппликатуры ионийского лада на гитаре ничем не отличаются от гитарных аппликатур любой мажорной гаммы. Просто найдите нужную ноту на грифе, и после этого выстройте последовательность нот по принципу, указанному выше. Если от вас требуется сдвинуться на тон, то вам нужно сыграть ноту через лад, если на полутон – то на следующем.
Для примера мы используем гамму до-мажор через бокс на десятом ладу:
Шестая струна: 10 – 12 — 13
Пятая струна: 10 — 12
Четвертая струна: 9 – 10 — 12
Третья струна: 9 – 10 — 12
Вторая струна: 10 – 12 — 13
Первая струна: 10 -12 – 13
Используя этот бокс, вы сможете построить стандартный минор на любом из ладов.
Аккорды в ионийском ладе
Здесь все точно так же, как и до этого. Любой аккорд, сыгранный в мажорной тональности по нотам натуральной гаммы, автоматически относится к эолийскому ладу. Кроме обычных трезвучий, в ионийском ладу могут быть септаккорды, например Cmaj7, Fmaj7 и так далее. В случае с джазовой импровизацией, именно эти аккорды и будут обыгрываться, в отличие от обычной игры в мажоре.
Использование ионийского лада
Как уже было сказано выше, чаще всего ионийский лад в своем чистом виде можно использовать внутри джазовой импровизации. Кроме этого, наличие только одной опорной ступени позволяет гармонизировать музыку в обход классических правил музыкальной гармонии – например, не использовать аккорды с нетерцевым строением, а также не обращать внимания на опорные ступени и их разрешение. Если вам нужно играть аккорды – то используйте трезвучия формата maj7.
Источник
Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами
Лады народной музыки. Общая информация
Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.
История ладов народной музыки
В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .
Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.
С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.
В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.
Отличия от обычной гаммы
Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.
Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.
Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.
Группы ладов
Все народные лады разделяются на две группы.
Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:
Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:
Список ладов народной музыки
Ионийский
Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:
C – D – E – F – G – A – B
Данный лад параллелен Эолийскому минору.
Фригийский
Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:
E – F – G – A – B – C — D
Лидийский
Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:
F – G – A – B – C – D — E
Дорийский
Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.
D – E – F – G – A – B — C
Миксолидийский
Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:
G – A – B – C – D – E — F
Эолийский
Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:
A – B – C – D – E – F — G
Локрийский
Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:
B – C – D – E – F – G – A
Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.
Таблица ладов народной музыки
Название лада | Параллельный лад | Измененные ступени | От какой ноты проще всего строить |
Ионийский | Эолийский | Нет | C |
Лидийский | Дорийский | IV повышается | F |
Фригийский | Миксолидийский | II понижается | E |
Эолийский | Ионийский | Нет | A |
Миксолидийской | Фригийский | VII понижается | G |
Дорийский | Лидийский | VI повышается | D |
Локрийский | — | II, V низкие | B |
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
6 Replies to “ Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами ”
«Пентатоники на гитаре»? А что, на других инструментах их уже нет?
Фригийский лад в тяжёлом металле? Много найдёте чистого фригийского лада там вместо гармонического минора и Phrygian-Locrian Combined a.k.a. «Metallica Scale»?
Локрийский – минорное наклонение при уменьшённом-то тоническом трезвучии?
В эолийском нет изменённых ступеней? Мы, кажется, о народных ладах, а не о натуральном миноре. В нём b3, b6 и b7, во фригийском b2 b3, b6 и b7, в локрийском b2 b3, b5 b6 и b7.
«Нота, от которой легче поспорить»? Они строятся по интервалам, одинаково от любой ноты. Проще их только найти на фортепианной клавиатуре – максимум.
Кому-то определённо очень стоит сначала подтянуть собственные знания по теме, прежде чем лезть преподавать её другим…
Судя потому с какой ухмылкой, написан весь ваш комментарий, можно сделать вывод, что вы крутой музыкальный спец. И это хорошо! Радует то, что нас читают музыкально грамотные люди и наш труд имеет обратную связь. Но спешу вас огорчить, на счет «подтянуть знания», дело в том, что мы всегда чему-то учимся, развиваем себя и данный сайт. Если есть ошибки, то разбираем их и исправляем, если им есть место. Но во всех ваших заметках, с негативным очерком, прощупывается, не профессиональное, а обычное любительское мнение, не более! Отсюда следует, что разбирать детально ваши заметки, просто не имеет смысла.
Что касается фразы «Пентатоники на гитаре», то если вы не заметили, это активная ссылка (другим цветом), как раз на статью по таким же названием. Это навигация по сайту.
В описании миксолидийского ошибочка у вас: седьмая не повышена, а понижена.
Здравствуйте. У нас все правильно, ошибки нет, т.к. в миксолидийском ладу 7-ая ступень понижена.
А у Вас написано «повышена». )
Я до этого смотрел только на картинке и в таблице, в самом описании пропустил, там действительно была такая ошибка. Все исправили. Спасибо, что уточнили!
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник