Ирмос глас 6 волною морскою ноты

Ирмосы канона Великой Субботы, 6-й ирмологический глас, напев «Волною морскою»

Ирмос 1-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Волно́ю морско́ю / Скры́вшаго дре́вле, / гони́теля мучи́теля, / под земле́ю скры́ша спасе́нных о́троцы; / но мы, я́ко отрокови́цы, // Го́сподеви пои́м, сла́вно бо просла́вися.

Їрм0съ №-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

В олн0ю морск0ю/ скрhвшаго дрeвле,/ гони1телz мучи1телz/ под8 землeю скрhша сп7сeнныхъ џтроцы:/ но мы2 ћкw nтрокови6цы,// гDви пои1мъ, слaвнw во прослaвисz.

Ирмос 3-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Тебе́, на вода́х / Пове́сившаго всю зе́млю неодержи́мо, / тварь ви́девши на ло́бнем ви́сима, / у́жасом мно́гим содрога́шеся, / несть свят, // разве Тебе́ Го́споди, взыва́ющи.

Їрм0съ G-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Т ебE на водaхъ/ повёсившаго всю2 зeмлю неwдержи1мw,/ твaрь ви1дэвши на л0бнэмъ ви1сима,/ ќжасомъ мн0гимъ содрогaшесz,/ нёсть с™ъ,// рaзвэ тебE гDи, взывaющи.

Ирмос 4-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

На Кресте́ Твое́ Боже́ственное истоща́ние/ прови́дя Авваку́м, ужа́сся, вопия́ше: / Ты си́льных пресе́кл еси держа́ву Бла́же, // приобща́яся су́щим во а́де, я́ко Всеси́лен.

Їрм0съ д7-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Н а кrтЁ твоE б9eственное и3стощaніе/ прови1дz ґввакyмъ, ўжaссz, вопіsше:/ ты2 си1льныхъ пресёклъ є3си2 держaву бlже,// пріwбщazсz сyщымъ во ѓдэ, ћкw всеси1ленъ.

Ирмос 5-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Богоявле́ния Твоего́ Христе́, / к нам ми́лостивно бы́вшаго, / Иса́ия Свет видев Невече́рний, / из но́щи у́треневав взыва́ше: / воскре́снут ме́ртвии, и воста́нут су́щии во гробе́х, // и вси земноро́днии возра́дуются.

Їрм0съ є7-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Б Gоzвлeніz твоегw2 хrтE,/ къ нaмъ ми1лостивнw бhвшагw,/ и3сaіа свётъ ви1дэвъ невечeрній,/ и3з8 н0щи ќтреневавъ взывaше:/ воскrнутъ мeртвіи, и3 востaнутъ сyщіи во гробёхъ,// и3 вси2 земнор0дніи возрaдуютсz.

Ирмос 6-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Ят бысть,/ но не удержа́н в пе́рсех ки́товых Ио́на: / Твой бо о́браз нося́, / Страда́вшаго, и погребе́нию да́вшагося, / я́ко от черто́га от зве́ря изы́де. / Приглаша́ше же кустоди́и, / храня́щии су́етная и ло́жная,// ми́лость сию́ оста́вили есте́.

Їрм0съ ѕ7-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Ћ тъ бhсть,/ но не ўдержaнъ въ пeрсэхъ ки1товыхъ їHна:/ тв0й бо w4бразъ носS,/ страдaвшагw, и3 погребeнію дaвшагwсz,/ ћкw t черт0га t ѕвёрz и3зhде:/ приглашaше же кустwдjи,/ хранsщіи сyєтнаz и3 лHжнаz,// млcть сію2 њстaвили є3стE.

Ирмос 7-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Неизрече́нное чу́до, / в пещи́ Изба́вивый преподо́бныя о́троки из пла́мене, / во гро́бе мертв бездыха́нен полага́ется, / во спасе́ние нас пою́щих: / Изба́вителю Бо́же, // благослове́н еси́.

Їрм0съ з7-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Н еизречeнное чyдо,/ въ пещи2 и3збaвивый прпdбныz џтроки и3з8 плaмене,/ во гр0бэ мeртвъ бездыхaненъ полагaетсz,/ во сп7сeніе нaсъ пою1щихъ:/ и3збaвителю б9е// бlгословeнъ є3си2.

Ирмос 8-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Ужасни́ся боя́йся не́бо, / и да подви́жатся основа́ния земли́: / се бо в мертвеце́х вменя́ется в вы́шних Живы́й, / и во гроб мал странноприе́млется./ Его́же о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте,// лю́дие превозноси́те во вся́ ве́ки.

Їрм0съ >-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Ў жасни1сz боsйсz нб7о,/ и3 да подви1жатсz њснов†ніz земли2:/ сe бо въ мертвецёхъ вмэнsетсz въ вhшнихъ живhй,/ и3 во гр0бъ мaлъ страннопріeмлетсz./ є3г0же џтроцы бlгослови1те, сщ7eнницы восп0йте,// лю1діе превозноси1те во вс‰ вёки.

Ирмос 9-й канона Великой Субботы, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Не рыда́й Мене́ Ма́ти, / зря́щи во гро́бе, / Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: / воста́ну бо и просла́влюся, / и вознесу́ со сла́вою, непреста́нно я́ко Бог, // ве́рою и любо́вию Тя велича́ющия.

Їрм0съ f7-й пёсни канHна во с™yю и3 вели1кую суббHту, глaсъ ѕ7:

Н е рыдaй менE м™и,/ зрsщи во гр0бэ,/ є3г0же во чрeвэ без8 сёмене зачалA є3си2 сн7а:/ востaну бо и3 прослaвлюсz/ и3 вознесY со слaвою, непрестaннw ћкw бGъ,// вёрою и3 люб0вію тS величaющыz.

Источник

Ирмосы Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, 6-й ирмологический глас, напев «Волною морскою»

Ирмос 1-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Помо́щник и Покрови́тель/ бысть мне во спасе́ние, /Сей мой Бог,/ и просла́влю Его́,/ Бог отца́ моего́,/ и вознесу́ Его́:// сла́вно бо просла́вися.

Їрм0съ №-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

П ом0щникъ и3 покрови1тель/ бhсть мнЁ во сп7сeніе:/ сeй м0й бGъ/ и3 прослaвлю є3го2:/ бGъ nтцA моегw2,/ и3 вознесY є3го2:// слaвно бо прослaвисz.

Ирмос 2-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Вонми́, не́бо,/ и возглаго́лю,/ и воспою́ Христа́,// от Де́вы пло́тию прише́дшаго.

Їрм0съ в7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

В онми2 нб7о,/ и3 возглаг0лю,/ и3 воспою2 хrтA,// t дв7ы пlтію пришeдшаго.

Иный ирмос 2-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Ви́дите, ви́дите, я́ко Аз есмь Бог,/ ма́нну одожди́вый/ и во́ду из ка́мене источи́вый/ дре́вле в пусты́ни лю́дем Мои́м,/ десни́цею еди́ною// и кре́постию Мое́ю.

И#нhй їрм0съ в7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

В и1дите ви1дите, ћкw ѓзъ є4смь бGъ:/ мaнну њдожди1вый,/ и3 в0ду и3з8 кaмене и3сточи1вый/ дрeвле въ пустhни лю1демъ мои6мъ/ десни1цею є3ди1ною,// и3 крёпостію моeю.

Ирмос 3-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

На недви́жимом, Христе́, ка́мени за́поведий Твои́х,// утверди́ мое́ помышле́ние.

Їрм0съ G-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

Н а недви1жимэмъ, хrтE, кaмени зaповэдей твои1хъ// ўтверди2 моE помышлeніе.

Иный ирмос 3-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Утверди́, Го́споди,/ на ка́мени за́поведей Твои́х/ подви́гшееся се́рдце мое́,// я́ко Еди́н Свят еси́ и Госпо́дь.

И#нhй їрм0съ G-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

Ў тверди2 гDи/ на кaмени зaповэдей твои1хъ,/ подви1гшеесz сeрдце моE,// ћкw є3ди1нъ с™ъ є3си2 и3 гDь.

Ирмос 4-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Услы́ша проро́к прише́ствие Твое́, Го́споди,/ и убоя́ся,/ я́ко хо́щеши от Де́вы роди́тися/ и челове́ком яви́тися,/ и глаго́лаше: услы́шах слух Твой и убоя́хся,// сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Їрм0съ д7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

Ў слhша прbр0къ пришeствіе твоE, гDи,/ и3 ўбоsсz,/ ћкw х0щеши t дв7ы роди1тисz/ и3 человёкwмъ kви1тисz,/ и3 глаг0лаше: ўслhшахъ слyхъ тв0й и3 ўбоsхсz:// слaва си1ле твоeй гDи.

Ирмос 5-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

От нощи́ у́тренююща, Человеколю́бче,/ просвети́, молю́ся,/ и наста́ви и мене́ на повеле́ния Твоя́,// и научи́ мя, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́.

Їрм0съ є7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

T нощи2 ќтренююща, чlвэколю1бче,/ просвэти2 молю1сz,/ и3 настaви и3 менE на повелBніz тво‰:// и3 научи1 мz сп7се, твори1ти в0лю твою2.

Ирмос 6-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Возопи́х всем се́рдцем мои́м/ к ще́дрому Бо́гу,/ и услы́ша мя от а́да преиспо́дняго,// и возведе́ от тли живо́т мой.

Їрм0съ ѕ7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

В озопи1хъ всёмъ сeрдцемъ мои1мъ/ къ щeдрому бGу,/ и3 ўслhша мS t ѓда преисп0днzгw,// и3 возведE t тли2 жив0тъ м0й.

Ирмос 7-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Согреши́хом, беззако́нновахом,/ непра́вдовахом пред Тобо́ю,/ ниже́ соблюдо́хом, ниже́ сотвори́хом,/ я́коже запове́дал еси́ нам;/ но не преда́ждь нас до конца́,// отце́в Бо́же.

Їрм0съ з7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

С огрэши1хомъ, беззак0нновахомъ,/ непрaвдовахомъ пред8 тоб0ю,/ нижE соблюд0хомъ, нижE сотвори1хомъ,/ ћкоже заповёдалъ є3си2 нaмъ:/ но не предaждь нaсъ до концA,// nтцє1въ б9е.

Ирмос 8-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Его́же во́инства Небе́сная сла́вят,/ и трепе́щут Херуви́ми и Серафи́ми,/ вся́ко дыха́ние и тварь,// по́йте, благослови́те и превозноси́те во вся ве́ки.

Їрм0съ >-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

Е# г0же вHинства нбcнаz слaвzтъ,/ и3 трепeщутъ херувjми и3 серафjми,/ всsко дыхaніе и3 твaрь,// п0йте, бlгослови1те, и3 превозноси1те во вс‰ вёки.

Ирмос 9-й песни Великого покаянного канона, глас 6-й, напев «Волною морскою»:

Безсе́меннаго зача́тия Рождество́ несказа́нное,/ Ма́тере безму́жныя нетле́нен Плод,/ Бо́жие бо Рожде́ние обновля́ет естества́./ Те́мже Тя вси ро́ди,/ я́ко Богоневе́стную Ма́терь,// правосла́вно велича́ем.

Їрм0съ f7-й пёсни вели1кагw канHна, глaсъ ѕ7:

Б езсёменнагw зачaтіz ржcтво2 несказaнное,/ м™ре безмyжныz нетлёненъ пл0дъ,/ б9іе бо рождeніе њбновлsетъ є3стествA./ тёмже тS вси2 р0ди,/ ћкw бGоневёстную м™рь //правослaвнw величaемъ.

Источник

Ирмосы в Великую Суботу, 6 глас (знаменный распев, морозовские)

Волною морскою. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 1. (Знаменный распев, Морозовский вариант)
Хор певчих старообрядческих приходов Сибири
скачать

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Тебе на водах. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 3. (Знаменный распев, Морозовский вариант)
Хор певчих старообрядческих приходов Сибири
скачать

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Еже на Кресте Твое. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 4. (Знаменный распев, Морозовский вариант)

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Богоявления Ти Христе. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 5. (Знаменный распев, Морозовский вариант)

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Ят бысть. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 6. (Знаменный распев, Морозовский вариант)

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Неизреченное чудо. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 7. (Знаменный распев, Морозовский вариант)

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Ужаснися бояися небо. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 8. (Знаменный распев, Морозовский вариант)

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Не рыдай мене Мати. Ирмос в Великую Суботу, глас 6, песнь 9. Задостойник. (Знаменный распев, Морозовский вариант)
Хор певчих старообрядческих приходов Сибири
скачать

Новосибирский старообрядческий молодежный хор

Источник

ЦЕРКОВНЫЕ ПОДОБНЫ [СЛУШАТЬ] + НОТЫ

Подобны, как часть исконно церковного пения, обладают удивительным свойством. Они не подчиняются законам музыки (мажор/минор). То есть если напев минорный, то он должен сопровождать исключительно печальный текст и наоборот, если мажор, то звучит весело. Одна и та же мелодия подобна используется как для радостного праздника (например, подобен «Радуйся Живоносный Кресте» в службе Воздвижения Креста Господня), так и в период Великого поста, когда радость сменяется покаянием, и Кресту мы поклоняемся (тот же подобен на Крестопоклонной неделе Великого поста).

Или подобен «Тридневен» изначально является текстом воскресной стихиры, но часто на него положено петь тексты, связанные с распятием Господа.

При пении на мелодии подобнов певчии словно сами проникаются смыслом соответствующего текста и пение будет звучать в соответствии с настроением текста, конкретной службы. Это некое незримое действие Святого Духа, душа сама проникается нужным настроением. Я это ощущала на себе, что в самом деле удивительно.

И это ещё раз подтверждает тот факт, что не нужно откладывать подобны в долгий ящик, надо обязательно учить и петь эти мелодии. Уже за нас давно было продумано, что музыкально хорошо подойдет к тому или иному тексту и именно при соблюдении этого правила (своего рода тоже послушание) эффект будет максимальный, в том смысле, что пение будет настраивать молящихся на нужную волну.

Поэтому теперь рассмотрим каждый из наиболее распространенных подобнов по отдельности с нотными и аудио примерами и правилами их распева. Представленные ниже ноты охватывают лишь один вариант распева подобнов. Для многих из них существует несколько вариантов напевов, ноты которых будут представлены в третьей части.

ГЛАС 1

Небѐсных чино̀в ра̀дование,/ на землѝ человѐков крѐпкое предста̀тельство,/ Пречѝстая Дѐво,/ спасѝ ны̀, ѝже к Тебѐ прибега̀ющия,/ я̀ко на Тя упова̀ние по Бо̀зе,// Богоро̀дице, возложѝхом.

Напев этого самоподобна очень простой и состоит всего из двух колен (мелодий). Оригинал (самоподобен) по сути является богородичном и находится как в приложении отпустительных богородичнов, которые поются в будничные службы в понедельник на «И ныне», если святому полагалась стихира на «Слава», так и в службе понедельника 1-го гласа на стиховне.

В богослужебных книгах указание о пении на «Небесных чинов» встречается достаточно часто. При пении стихиры на данный самоподобен разделить её нужно так, чтобы заключительный текст распевался на мелодию 2-го колена. Еще раз обращаю внимание, что в Минее часто стихиры разделены неверно, следует проверять.
Самоподобен начинается с безударного слога «не» (минорный квартсекстаккорд). Но стихиры, которые начинаются с ударного слога, соответственно должны распеваться с ударного слога «бе» самоподобна (минорное трезвучие).

Пример пения (Оптина Пустынь):

Самоподобен Небесных чинов- Оптина Пустынь

О, дѝвное чу̀до!/ Исто̀чник Жѝзни/ во гро̀бе полага̀ется,/ и лѐствица к небесѝ гро̀б быва̀ет:/ веселѝся Гефсима̀ние,/ Богоро̀дичен святы̀й до̀ме./ Возопиѐм вѐрнии,/ Гавриѝла иму̀ще чинонача̀льника:/ Благода̀тная, ра̀дуйся,/ с Тобо̀ю Госпо̀дь,/ подая̀й мѝрови// Тобо̀ю вѐлию мѝлость.

Указание на пение на этот самоподобен реже встречается в богослужебных книгах. Он также сложнее по структуре, поэтому распеть его без нот будет не просто.
Самоподобен находится в службе Успения Пресвятой Богородицы, 1-я стихира на «Господи воззвах» великой вечерни.

Пример пения:
из службы Субботы Акафиста ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)

Взбранной Воеводе, глас 1 подобен О, Дивное чудо

ГЛАС 2

Егда̀ от дрѐва Тя̀ мѐртва,/ Аримафѐй сня̀т всех Живота̀,/ смѝрною и плащанѝцею Тя̀, Христѐ, обвѝв,/ и любо̀вию подвиза̀шеся,/ сѐрдцем и устна̀ми/ Тѐло нетлѐнное Твоѐ облобыза̀ти./ Оба̀че одержѝмь стра̀хом,/ ра̀дуяся, вопия̀ше Тѝ:// сла̀ва снизхождѐнию Твоему̀, Человеколю̀бче.

Самоподобен является стихирой на стиховне службы Великой Пятницы.
Состоит из 5-ти колен. Распевается он строго на 9 строк, из которых с 1-й по 4-й повторяются дважды друг за другом, а 9-я является заключительной. На это следует обращать внимание при разделении стихиры (в Минее бывают ошибки). Встречается достаточно часто. Несмотря на большое количество строк, запоминается легко. На него часто поют «Достойно есть» на литургии.

Пример пения (Псково-Печерский монастырь):

Егда во гробе Мариам, глас 2 подобен Егда от древа

До̀ме Евфра̀фов,/ гра̀де святы̀й,/ проро̀ков сла̀во,/ украсѝ дом,/ в нѐмже Божѐственный ражда̀ется.

Самоподобен находится в службе недели святых отцов (1-я стихира на стиховне).
Подобен ему – это стихира в службе русских святых – стихира на «Слава» на стиховне:
Но̀вый до̀ме Евфра̀фов,/ удѐле избра̀нный,/ Ру̀сь свята̀я,/ хранѝ вѐру правосла̀вную,// в нѐйже тебѐ утверждѐние.

Стихиры распеваются на 5 строк, обычно они такие же короткие по тексту, как и подобен, и повторять мелодии колен заново не приходится, если только при пении на него неизменяемых песнопений (к примеру, «Достойно есть»).

Пример пения (Троице-Сергиева Лавра):

Самоподобен Доме Евфрафов

ГЛАС 3

Достаточно известный тропарный самоподобен, является кондаком праздника Рождества Христова.

Дѐва днѐсь Пресу̀щественнаго ражда̀ет, и земля̀ вертѐп Непристу̀пному прино̀сит, А̀нгели с па̀стырьми славосло̀вят, волсвѝ же со звездо̀ю путешѐствуют, нас бо ра̀ди родѝся Отроча̀ Мла̀до, Превѐчный Бог.

Помимо прямых указаний богослужбных книг для случаев пения на этот подобен (к примеру, для кондака Покрова Борогорицы) его прекрасно можно применить в службе в период Великого поста – Суббота Акафиста, где кондак Взбранной Воеводе должен исполняться 8 раз. Поэтому часто для этих целей используют 8 напевов разных подобнов на 8 гласов.

Пример пения (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):

Взбранной Воеводе, глас 3 подобен Дева днесь

ГЛАС 4

Да̀л есѝ зна̀мение/ боя̀щимся Тебѐ Го̀споди,/ Крѐст Тво̀й честны̀й,/ ѝмже посрамѝл есѝ/ нача̀ла тьмы̀ и вла̀сти,/ и возвѐл есѝ нас/ на пѐрвое блажѐнство,/ тѐмже Твоѐ человеколю̀бие сла̀вим,/ Иису̀се Всесѝльне,// Спа̀се душ на̀ших.

Самоподобен является стихирой Октоиха на стиховне утрени в среду.
Состоит из 4-х колен и заключительного, но после 4-го перед заключительным снова следует 1-е. Стихиру следует разделять так, чтобы перед заключительной петь 1-ю мелодию.
Стихиры на этот самоподобен встречаются достаточно редко. Чаще у 4-го гласа можно увидеть подобны «Яко добля» и «Званный свыше». Но они по структуре сложнее и поются обычно по нотам.

Пример пения ( Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):

Стихира Дал еси во образ нам, глас 4 Подобен Дал еси знамение

Самоподобен «Яко добля» находится в службе Георгию Победоносцу (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне).

Я̀ко до̀бля в му̀ченицех,/ страстотѐрпче Гео̀ргие,/ сошѐдшеся днѐсь восхва̀лим тя,/ я̀ко течѐние совершѝв, вѐру соблю̀л есѝ,/ и прия̀т от Бо̀га побѐды твоея̀ венѐц:/ Его̀же молѝ, от тли и бед изба̀витися,/ вѐрою соверша̀ющим// всечестну̀ю па̀мять твою.

Пример пения (Хор ПСТГУ — Течение совершил еси, Филиппе святителю)

Стихиры 4 гласа, подобен ‘Яко добля’

Самоподобен «Званный свыше» — стихира на «Хвалитех» из службы апостолам Петру и Павлу (29 июня).

Зва̀нный свы̀ше,/ а не от человѐк,/ егда̀ земна̀я тьма̀/ помрачѝ о̀чи телѐсныя,/ нечѐстия облича̀я сетова̀ние,/ тогда̀ небѐсный свет облиста̀/ мы̀сленныя о̀чи,/ благочѐстия открыва̀я красоту̀./ Тѐмже позна̀л есѝ изводя̀щаго свет из тьмы̀/ Христа̀ Бо̀га на̀шего:/ Его̀же молѝ,// спастѝ и просветѝти ду̀ши на̀ша.

Пример пения (Хор ПСТГУ — Егда прежде рождества твоего):
Стихиры 4 гласа. Подобен ‘Званный свыше’

Стихиры 4 гласа. Подобен ‘Званный свыше’

ГЛАС 5

Самоподобен «Радуйся Живоносный Кресте»

Glas_5_Podoben_Raduysya_Zhivonosny_Kreste.pdf

Ра̀дуйся Живоно̀сный Крѐсте,/ благочѐстия непобедѝмая побѐда,/ двѐрь ра̀йская,/ вѐрных утверждѐние,/ Цѐркве ограждѐние,/ ѝмже тля разорѝся и упразднѝся,/ и попра̀ся смѐртная держа̀ва,/ и вознесо̀хомся от землѝ к небѐсным:/ ору̀жие непобедѝмое,/ бесо̀в сопротивобо̀рче,/ сла̀ва му̀чеников,/ преподо̀бных я̀ко воѝстину удобрѐние,/ приста̀нище спасѐния,// да̀руяй мѝру вѐлию мѝлость.

Самоподобен является стихирой на «Слава» на стиховне службы Крестовоздвижения (14 сентября).
Эта же стихира есть также в службе Крестопоклонной недели Великого поста.
Напев подобна «Радуйся…» состоит из 4-х колен и заключительного. Стихиру распределять лучше так, чтобы заключительная мелодия была после 4-го, 1-го либо 2-го колен.
Существуют разные варианты распева для 1-го, 3-го и 4-го колен (см. ноты).

Пример пения —
Из службы Живоносного Источника в Светлую Пятницу ( Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг):

Стихира Богородице Живоносный Источник, глас 5

ГЛАС 6

Самоподобен «Тридневен» – воскресная стихира Октоиха на «Хвалитех».

Триднѐвен воскрѐсл есѝ, Христѐ, от гро̀ба/ я̀коже пѝсано ѐсть,/ совоздвѝгнувый праотца̀ на̀шего./ Тѐмже Тя и сла̀вит/ ро̀д человѐческий,// и воспева̀ет Твоѐ воскресѐние.

Очень проста его структура, всего 2 колена, заканчивается 2-м либо его хорошо заканчивать мелодией заключительного колена напева ирмологического 6-го гласа, называемого в обиходе «Волною морскою» (ноты). При выборе мелодии заключительного колена хорошо сопоставить мелодию с текстом стихиры. Мы можем встретить указания петь на данный подобен как радостные праздничные стихиры (как воскресная, они повествуют о воскресении Господа), так и стихиры, связанные со скорбью о распятии Христа.

Сравните текст воскресной стихиры со следующим текстом Крестобогородична из службы в пятницу на стиховне утрени 3-й седмицы Великого поста, который по указаниям Триоди поётся на данный подобен:

Всечѝстая, я̀ко вѝде Тебѐ/ на крестѐ повѐшена,/ пла̀чущи вопия̀ше ма̀терски:/ Сы̀не Мо̀й, и Бо̀же Мо̀й,/ сладча̀йшее Моѐ Ча̀до,/ ка̀ко терпѝши// стра̀сть поно̀сную.

Заканчивать напевом на «Волною морскою» лучше при радостном тексте стихиры, не делая музыкального ударения на новую мелодию, тем самым не отвлекая от самого текста мелодическим подъёмом. В случае воскресных стихир и иных радостных текстов хорошо музыкально приукрасить и сделать акцент на заключительном тексте, спев его на «Волною морскою».

На эту мелодию также часто поют 3-й антифон «Во Царствии Твоем».

Пример пения (Хор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета):

Стихира глас 6, Подобен «Тридневен»

Стихира на литии службы всем русским святым. Интересен тот факт, что на литии этой службы поются стихиры на все восемь гласов на различные подобны.

Все отложѝвше/ житѐйское томлѐние/ и сла̀дость теку̀щую презрѐвше,/ крест взя̀сте, я̀ко ѝго Божѐственное,/ и Христу̀ послѐдовасте,/ и к Небѐсному поко̀ю чу̀дно вселѝстеся./ О дру̀зи Христо̀ви, сосу̀ди честнѝи,/ святѝи вси, в России просия̀вшии,/ приидѝте посредѐ нас невѝдимо,/ предначина̀юще торжество̀ и пѐние/ и сподобля̀юще даро̀в невещѐственных// ваш пра̀здник соверша̀ющих светолѐпно.

Подобен состоит из 5-ти колен и заключительного, при этом мелодии повторяются после 5-го начиная с 3-го, т.е. 1-е и 2-е поются только один раз. Заканчивать необходимо после мелодии 5-го, в крайнем случае – после 3-го колена.

У этого подобна может быть два окончания, первое – как указано в нотах и второе – на заключительную мелодию «Волною морскою» (как «Тридневен»).

Также существует 2 варианта теноровой партии в 4-м колене — один из тех случаев, когда тенору в единственном лице принадлежит мелодическая партия, а все остальные голоса смиренно ждут, когда тенор её споет 🙂

Пример пения (Хор Нижегородской Духовной Семинарии):

Стихира прп. Серафиму, глас 6 Подобен Все отложше

Не является подобном как таковым. Это ирмологический напев 6-го гласа, но я решила включить его в список вместе с подобнами, поскольку он не употребляется в обиходе постоянно для пения ирмосов в отличие от остальных ирмологических гласов.

Волно̀ю морско̀ю/ Скры̀вшаго дрѐвле,/ гонѝтеля мучѝтеля,/ под землѐю скры̀ша спасѐнных о̀троцы;/ но мы, я̀ко отроковѝцы,/ Го̀сподеви поѝм,// сла̀вно бо просла̀вися.

Воскресные ирмосы на него обычно не поются. Этот напев используется в Великий пост для пения ирмосов канонов Страстной седмицы. Также на него иногда поют ирмосы Великого покаянного канона Андрея Критского, и неизменяемые песнопения «Достойно есть» или песнь Богородицы «Величит душа моя Господа».

Напев не сложный, состоит из 3-х колен и заключительного, после 3-го следует 2-е, т.е. 1-е поётся только один раз. Начинаться может с типичного для 6-го гласа минорного квартсекстаккорда либо, если на начало приходится ударный слог, существует два других варианта начала (см. ноты).

Существует иной более умилительный вариант напева с измененным 3-м коленом для тенора и баса (соответственно используется как минимум для трио). Пример см. на «Достойно есть».

ГЛАС 8

Самоподобен «О, преславного чудесе!»

Glas_8_Podoben_Preslavnogo_chudese.pdf

Самоподобен «О, преславного чудесе!» является стихирой на «Хвалитех» службы Крестовоздвижения.

О, пресла̀вного чудесѐ,/ живоно̀сный сад,/ Крѐст пресвяты̀й,/ на высоту̀ возно̀сим явля̀ется днѐсь./ Славосло̀вят вси концы̀ земнѝи,/ устраша̀ются дѐмонские полкѝ,/ о каковы̀й дар земны̀м дарова̀ся,/ ѝмже Христѐ, спасѝ ду̀ши на̀ша,// я̀ко Едѝн Благоутро̀бен.

Самоподобен содержит в себе 9 строк/мелодий: из них 1-я и 2-я повторяются дважды в начале стихиры, затем следуют 3-я и 4-я, снова 1-я, 2-я единожды и заключительная 5-я. Разбивать стихиры необходимо строго по этой схеме. Бывает, правда, что заканчивать приходится после 1-го колена. Встречается достаточно часто для пения стихир на глас 8.

Пример пения — Из службы блаж. Ксении Петербургской (Хор певческого отделения под рук. Е.С. Кустовского 2014-15гг)

Стихиры блаж. Ксении, подобен «О, преславного чудесе»

Се Женѝх грядѐт в полу̀нощи,/ и блажѐн раб, его̀же обря̀щет бдя̀ща:/ недосто̀ин же па̀ки, его̀же обря̀щет уныва̀юща./ Блюдѝ у̀бо душѐ моя̀,/ не сно̀м отяготѝся,/ да не смѐрти предана̀ бу̀деши,/ и Ца̀рствия вне затворѝшися,/ но воспрянѝ зову̀щи:/ Свят, Свят, Свят есѝ Бо̀же,// Богоро̀дицею помѝлуй нас.

Этот подобен является напевом для тропарей, а не стихир и используется в период Великого поста. Напев очень простой, двухстрочный, заканчивается 2-й строкой.

Пример пения (Оптина Пустынь):

Самоподобен «Се Жених»

Возможно, что приведённые примеры пения подобнов (особенно в монастырском исполнении) растрогают Ваши души и привьют любовь в этим умилительнейшим мелодиям, которые сами заставляют душу молиться и возноситься к Господу.

Ни одно авторское песнопение не обладает таким свойством, потому что в нём присутствует отголосок личности конкретного человека. В церковном пении личность должна преобладать лишь одна — Триединый Господь и всё остальное вокруг Него.

Источник

Читайте также:  Навстречу иисусу город вышел ноты
Оцените статью