Осмогласие
ОСМОГЛАСИЕ НА «ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ»
ХОРОВОЕ ОСМОГЛАСИЕ (СПб традиция)
Господи воззвах, две воскресные стихиры, догматик, две воскресные стихиры на стиховне, богородичен, Всякое дыхание, две стихиры на хвалитех, все запевы
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 1 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 2 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 3 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 5 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 6 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 7 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 8 гл
ОСМОГЛАСИЕ для клироса (ц.сл. шрифт / первоначальный набор гражданским шрифом)
ОСМОГЛАСИЕ НА «БОГ ГОСПОДЬ» (СПб традиция)
Бог Г осподь, тропарь воскресный, богородичен, кондак воскресный
Хоровое о смогласие воскресное на «Бог Господь» 1 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 2 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 3 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 5 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 6 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 7 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 8 гл
Источник
Ирмосы 3 гласа киевского распева ноты
Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.
В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин.
На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».
Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Источник
Ирмосы 3 гласа киевского распева ноты
ОСМОГЛАСНИК. ГЛАС 3. Текст на церковно-славянском языке
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Господи воззвах и Да исправится молитва моя, киевский распев (стр.1)
2. Господи воззвах Стихиры первая, вторая и все припевы (стр.2)
3. Господи воззвах. Догматик (стр.4)
4. Стихиры на стиховне первая и вторая, и все припевы (стр.6)
5. Богородичен на стиховне (стр.7)
6. Бог Господь (стр.8)
7. Тропарь воскресный (стр.9)
8. Богородичен тропарный (стр.9)
9. Кондак воскресный (стр.10)
10. Прокимен утрени (стр.11)
11. Ирмосы воскресного канона (стихирный напев) (стр.12)
12. Свят Господь Бог наш (стр.16)
13. Всякое дыхание (стр.16)
14. Хвалитные стихиры первая, вторая и все припевы
ТРОПА́РЬ ВОСКРЕ́СНЫЙ, ГЛАС 3:
Хор: Да веселя́тся небе́сная,/ да ра́дуются земна́я;/ я́ко сотвори́ держа́ву мы́шцею Свое́ю Госпо́дь,/ попра́ сме́ртию смерть,/ пе́рвенец ме́ртвых бысть;/ из чре́ва а́дова изба́ви нас,// и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость. (Дважды)
Перевод
Да веселится все небесное, / да радуется все земное, / ибо явил могущество руки Своей Господь: / попрал смертию смерть, / сделался первенцем из мертвых, / из чрева ада из-бавил нас / и даровал миру великую милость.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
БОГОРО́ДИЧЕН ВОСКРЕ́СНЫЙ (ПО ГЛА́СУ «СЛА́ВЫ»), ГЛАС 3:
Тя хода́тайствовавшую Спасе́ние ро́да на́шего,/ воспева́ем, Богоро́дице Де́во;/ пло́тию бо от Тебе́ восприя́тою Сын Твой и Бог наш,/ Кресто́м вос-прии́м страсть,// изба́ви нас от тли, я́ко Человеколю́бец.
Перевод
Тебя, как Посредницу спасения рода нашего, / воспеваем, Богородица Дева, / ибо пло-тию, от Тебя принятою, Сын Твой и Бог наш, / на Кресте претерпев страдания, / избавил нас от тления, как Человеколюбец.
Источник