Господи воззвах, две воскресные стихиры, догматик, две воскресные стихиры на стиховне, богородичен, Всякое дыхание, две стихиры на хвалитех, все запевы
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 1 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 2 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 3 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 5 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 6 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 7 гл
Хоровое о смогласие воскресное на «Господи воззвах» 8 гл
ОСМОГЛАСИЕ для клироса (ц.сл. шрифт / первоначальный набор гражданским шрифом)
ОСМОГЛАСИЕ НА «БОГ ГОСПОДЬ» (СПб традиция)
Бог Г осподь, тропарь воскресный, богородичен, кондак воскресный
Хоровое о смогласие воскресное на «Бог Господь» 1 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 2 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 3 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 5 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 6 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 7 гл
Хоровое о смогласие воскресное на » Бог Господь » 8 гл
Источник
Ирмосы воскресные восьми гласов ноты обиход 1 глас
Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.
В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».
Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Источник
Ирмосы воскресные восьми гласов ноты обиход 1 глас
Следующая часть учебного обихода – осмогласник. Она наиболее востребована на приходах, стремящихся совершать богослужения точно соблюдая церковный устав. Клирос, владеющий навыками гласового пения, может спеть любую службу без дополнительных пособий. Сборник традиционно ориентирован на малый клирос. Сохранено такое же удобное расположение «в терцию», позволяющее петь любым составом (от одного до четырёх голосов) и комплектация аудиокассетой для певчих без музыкального образования не знакомых с нотной грамотой. При составлении сборника мы учитывали различные певческие традиции и поэтому в те гласы, которые имеют различные варианты попевок, мы включили приложения с альтернативным напевом. Для самых начинающих: Гласовые напевы бывают стихирные, тропарные, ирмосовые и прокимновые. Стихирыми гласами поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех, догматики, стихиры на «и ныне:» и пр. Тропарными гласами поются тропари, кондаки, богородичны отпустительны (в конце вечерни после «Ныне отпущаеши», на утрени на «Бог Господь»). Ирмосовыми гласами поются ирмосы канонов. Прокимновыми гласами поются прокимны на утрени, на литургии, аллилуарии, «Свят Господь Бог наш». На кассете в начале каждого гласа дан возглас канонарха, позволяющий на слух определить какого гласа исполняются песнопения. В приложениях даны неполные варианты, рассчитанные на самостоятельное наложение текста иных песнопений на гласовую мелодию. Однако в основном варианте песнопения расписаны полнее в расчёте на певчих ещё не умеющих самостоятельно распевать песнопения по гласам. В издание включены степенны знаменного распева и напева Киево-Печерской лавры, а также прокимны на утрени и на литургии этих же напевов. Для цельности богослужения рекомендуем избрать какой-то один напев на всю службу. Знаменный распев поётся только одноголосно, нежелательно подстраивать к нему иные голоса, либо в терцию, либо греческий исон. Традиционно напев Киево-Печерской лавры исполняется либо мужским хором, либо смешанным хором с удвоениями, однако чтобы упростить исполнение, в нашем варианте верхние голоса поют женщины, нижние – мужчины, и в высоких песнопениях тональности взяты ниже, чем в оригинале. Киевский распев нам представляется наиболее удачно изложенным и потому составляет основную часть осмогласника, однако чтобы не навязывать наше личное мнение, в каждый глас, имеющий другой вариант распева, включено приложение. В основном это гласы придворного («Бахметьевского») обихода. Таковыми являются напевы на «Господи воззвах» в 1, 2, 3, 4 и 7 гласах. Тропарные гласы тоже имеют различные варианты. 2-й глас поётся Киевским распевом идентичным со стихирным, Бахметьевский его вариант изложен в приложении. 3-й Киевский глас отличается от Бахметьевского только заключительной строкой (в Киевском распеве она соответствует второй строке), поэтому в основной вариант мы включили более распетое окончание. 6-й тропарный глас Киевского распева повторяет стихирный, поэтому вместо него в основном варианте – болгарский распев. В 7-м гласе в приложении также болгарский распев. 8-й тропарный глас имеет два варианта Киевского распева – двустрочный в основном варианте и однострочный в приложении. В 4-м гласе существует три распространённых распева ирмосов. Самый распространённый был изложен в предыдущем издании (Неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии) в качестве ирмосов канона Богородице (Отверзу уста моя). Для тех кто не знаком с первым изданием, в приложение входит 1-й ирмос этого канона. В основном варианте указаны ирмосы Московского напева. Также в приложение входит 1-й ирмос греческого распева.
Содержание сборника
ЧАСТЬ 1
1. Господи воззвах Киевский распев 2. Богородичен догматик 3. Бог Господь Киевский распев 4. Тропарь 5. Богородичен 6. Кондак 7. Степенна, антифон первый знаменный распев 8. Прокимен утрени знаменный распев 9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 11. Ирмосы воскресные обиходный напев 12. Свят Господь Бог наш знаменный распев 13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 14. Всякое дыхание Киевский распев 15. Прокимен на литургии знаменный распев 16. Аллилуиа знаменный распев 17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
19. Господи воззвах по Бахметьеву 20. Богородичен догматик
21. Господи воззвах Киевский распев 22. Богородичен догматик 23. Бог Господь Киевский распев 24. Тропарь 25. Богородичен 26. Кондак 27. Степенна, антифон первый знаменный распев 28. Прокимен утрени знаменный распев 29. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 30. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 31. Ирмосы воскресные обиходный напев 32. Свят Господь Бог наш знаменный распев 33. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 34. Всякое дыхание Киевский распев 35. Прокимен на литургии знаменный распев 36. Аллилуиа знаменный распев 37. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 38. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
39. Господи воззвах по Бахметьеву 40. Богородичен догматик 41. Бог Господь по Бахметьеву
42. Господи воззвах Киевский распев 43. Богородичен догматик 44. Бог Господь Киевский распев 45. Тропарь 46. Богородичен 47. Кондак 48. Степенна, антифон первый знаменный распев 49. Прокимен утрени знаменный распев 50. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 51. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 52. Ирмосы воскресные обиходный напев 53. Свят Господь Бог наш знаменный распев 54. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 55. Всякое дыхание Киевский распев 56. Прокимен на литургии знаменный распев 57. Аллилуиа знаменный распев 58. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 59. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
60. Господи воззвах по Бахметьеву 61. Богородичен догматик
62. Господи воззвах Киевский распев 63. Богородичен догматик 64.Бог Господь Киевский распев 65. Тропарь 66. Богородичен 67. Кондак 68. Степенна, антифон первый знаменный распев 69. Прокимен утрени знаменный распев 70. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 71. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 72. Ирмосы воскресные обиходный напев 73. Свят Господь Бог наш знаменный распев 74. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 75. Всякое дыхание Киевский распев 76. Прокимен на литургии знаменный распев 77. Аллилуиа знаменный распев 78. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 79. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
80. Господи воззвах по Бахметьеву 81. Богородичен догматик
ЧАСТЬ 2
1. Господи воззвах Киевский распев 2. Богородичен догматик 3. Бог Господь Киевский распев 4. Тропарь 5. Богородичен 6. Кондак 7. Степенна, антифон первый знаменный распев 8. Прокимен утрени знаменный распев 9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 11. Ирмосы воскресные обиходный напев 12. Свят Господь Бог наш знаменный распев 13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 14. Всякое дыхание Киевский распев 15. Прокимен на литургии знаменный распев 16. Аллилуиа знаменный распев 17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
19. Господи воззвах Киевский распев 20. Богородичен догматик 21. Бог Господь Болгарский распев 22. Тропарь 23. Богородичен 24. Кондак 25. Степенна, антифон первый знаменный распев 26. Прокимен утрени знаменный распев 27. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 28. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 29. Ирмосы воскресные обиходный напев 30. Свят Господь Бог наш знаменный распев 31. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 32. Всякое дыхание Киевский распев 33. Прокимен на литургии знаменный распев 34. Аллилуиа знаменный распев 35. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 36. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
37. Господи воззвах Киевский распев 38. Богородичен догматик 39. Бог Господь Сокращённый греческий распев 40. Тропарь 41. Богородичен 42. Кондак 43. Степенна, антифон первый знаменный распев 44. Прокимен утрени знаменный распев 45. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 46. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 47. Ирмосы воскресные обиходный напев 48. Свят Господь Бог наш знаменный распев 49. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 50. Всякое дыхание Киевский распев 51. Прокимен на литургии знаменный распев 52. Аллилуиа знаменный распев 53. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 54. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
55. Господи воззвах по Бахметьеву 56. Богородичен догматик 57. Бог Господь болгарский распев 58. Тропарь
59. Господи воззвах Киевский распев 60. Богородичен догматик 61. Бог Господь Киевский распев 62. Тропарь 63. Богородичен 64. Кондак 65. Степенна, антифон первый знаменный распев 66. Прокимен утрени знаменный распев 67. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 68. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 69. Ирмосы воскресные обиходный напев 70. Свят Господь Бог наш знаменный распев 71. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 72. Всякое дыхание Киевский распев 73. Прокимен на литургии знаменный распев 74. Аллилуиа знаменный распев 75. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 76. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
Источник
Литургика (церковная практика) Осмогласие
Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви .
Существует четыре основных(атентических) гласа: 1,2,3,4 и четыре производных(плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.
4 главных(прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.
Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас — это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.
Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.
Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.
Тропари воскресные восьми гласов. С текстом, нотами и клавиатурой. Удобная навигация по видео (переходы на гласы).
В нижеприведенной таблице в качестве примера приведены аудиозаписи и ноты воскресных тропарей каждого гласа, богословские толкования и комментарии (аудиозаписи и толкования тропарей взяты с сайта «Азбука веры»).
Тропарь 1-го гласа говорит о том, что даже суровая стража у гроба Господня не помешала Иисусу Христу воскреснуть из мертвых на третий день, даруя жизнь миру. Поэтому Силы Небесные прославляют Господа — Человеколюбца .
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое. Сего ради — поэтому. Вопияху Ти — взывали к Тебе. Смотрение — провидение, Промысл.
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое…Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66) .
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречйстое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).
ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа: Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя» ; Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» ; Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси» ; Догматик «Всемирную славу» ; Ирмосы канонов Святой Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие» ; Рождества Христова «Христос раждается, славите» ; Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница» .
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
В тропаре 2-го гласа говорится о том, что Иисус Христос сошел в ад, разрушил его и освободил оттуда ветхозаветных праведников.
Воскресный тропарь 2-го гласа — это также тропарь Великой Субботы , кануна Светлого Христова Воскресения .
ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа: Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий» ; Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами» ; Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы» ; Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево» ; Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда» , «Грядите, людие» .
Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь 3-го гласа воспевает Спасителя , как поправшего Своим Воскресением смерть, первенца из мертвых, и содержит призыв к молящимся радоваться и веселиться всем миром.
Небесная — все небесное, небо. 3емная — все земное, земля. Сотвори державу мышцею Своею — явил мощь руки Своей. Велию — великую.
+ Сотворй державу мышцею Своею — выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей — (Лк. 1:51) ); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия. Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живдт даровав.
Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:20-24) .
ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.
Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.
Воскресения проповедь — весть о воскресении. Уведевша — узнав. Прадеднее осуждение — осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адама и Евы). Испровержеся — попрана.
Ученицы. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, перед «и» и «ять») звуки «к», «г», «х» (заднеязычные) чередуются со звуками «ц», «з», «с». Так, праведник — но праведницы, мученик — но мученицы (м. род); Бог — но о Бозе, дух — но дуси. Но, в данном случае, причастия, согласованные с этим существительным стоят во мн. ч. женского рода «уведевша», «отвергша» и «хвалящася».
ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему , наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа: Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш» ; Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся» ; Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости» ; Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид» ; Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя» ; Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину» .
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Тропарь 5-го гласа предлагает православным христианам восхвалить Иисуса Христа , добровольно взошедшего на Крест ради нашего спасения.
Собезначальное — также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.
ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа: Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя» ; Воскресные тропари «Ангельский собор» ( «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» ); Догматик «В Чермнем мори» .
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.
В тропаре 6-го гласа поется об оцепенении стражников, охранявших гроб и увидевших явление Ангелов , и об ученице Христовой — Марии Магдалине , которая пришла искать мертвое тело Господа и не нашла его.
Стрегущии — стерегущие, стражи.
+ По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотретъ гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господенъ, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:1-7) . А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклониласъ во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:11-13) .
Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдалиной (Ин. 20:11-18) . Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово παρυένος — дева — подобно современному девушка, употреблялось и для обозначения юной женщины вообще — такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово «дева» пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.
Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.