Гласы ирмосные
Некоторые партитуры ирмосных гласов я оставила в не редактированном виде, где третий голос(альт) написан в басовом ключе как теноровая партия. И здесь получается, что для сопрано2 — предназначена нотная партия альта, а для третьего голоса предназначена теноровая партия, что написана в басовом ключе. По звучанию ничего не меняется, изменение лишь в записи партитуры гласового песнопения.
Страница почти отредактирована. Осталось добавить квартеты ирмосов. Но учить партии гласов можно и без квартетов. Успехов всем в обучении.
Аудио:
1Первая главная мелодия(сопрано2):
1Вторая главная мелодия(сопрано1):
Аудио:
Второй ирмосный (сопрано2):
Второй ирмосный (сопрано1):
Второй ирмосный третий голос (альт):
Второй ирмосный (бас):
Аудио:
3Первая главная мелодия(сопрано2):
3Вторая главная мелодия(сопрано1):
Аудио:
4Первая главная мелодия(сопрано2):
4Вторая главная мелодия(сопрано1):
Аудио:
5Первая главная мелодия(сопрано2):
5Вторая главная мелодия(сопрано1):
Аудио:
6Первая главная мелодия(сопрано2):
6Вторая главная мелодия(сопрано1):
Аудио:
7Первая главная мелодия(сопрано2):
7Вторая главная мелодия(сопрано1):
Аудио:
8Первая главная мелодия(сопрано2):
8Вторая главная мелодия(сопрано1):
114 комментариев: Гласы ирмосные
Алёна, здравствуйте! Понимаю, что наполнение страницы только начинается. Но, всё же, если можно, выложите ноты хотя бы для первых двух гласов, пожалуйста. Спаси Господи!
Да, конечно, Ирина.
Спасибо, Алёна, за ирмосы! Самый раз для нашего неумелого хора.
Занимайтесь, Ольга.
Здравствуйте Алёна! СПАСИ ВАС ГОСПОДИ за Ваш труд! Мне очень пригодились ваши ноты и партии! Очень жду ирмосных нот и партий! Спасибо ещё раз!
Очень рада, Анна, что помогла. Ноты готовлю, подождите чуток, пожалуйста.
Алёна, квартет будет?
Да, будет, Андрей, чуть позже. Записала третий, четвёртый пятый и шестой гласы ирмосные чуть раньше и не могу найти куда я их закинула, на какой носитель. А тут когда с компьютером неполадки были, не выкладывала их. потому что ждала ноутбук свой из ремонта. Сейчас всё в порядке с компом, но записанные гласы найти не могу. Хоть заново записывай…. Господи, помоги мне их найти
Спаси Господи, Андрей.
УРА! УРА! УРА! Мы становимся богаче. Бог в помощь . Ожидаем с нетерпением .
Да, Юлечка, добавлю на днях ещё гласы ирмосные и ноты к ним, и до запишу оставшиеся, только чуть простуда сойдёт.
Помоги Вам Господи! Выздоравливайте!
Спаси Господи, Ирина.
Алёна, здравствуйте!
Спаси Господь за труды!
Если есть возможность, добавьте, пожалуйста, ноты для 8го ирмосного гласа.
Благодарю!
Да, Олег, этим сейчас и занимаюсь. Добавила ноты третьего ирмосного и исправляю сижу восьмой, чтобы здесь опубликовать
Большое спасибо Вам еще раз!
Ноты восьмого ирмосного добавила. Сегодня — завтра добавлю аудио с шестым и седьмым, и ноты пятого и шестого. Дай Бог.
Спаси вас Господи.
Во славу Божию, Виктория.
Спаси Господи. За ваши труды!
Во славу Божию, Ирина.
Здравствуйте, Алена на многая лета и спаси Господь за ваши труды. Надеюсь с Вашей помощью освоить клиросное пение. Для нашего сельского храма это очень нужно.
Хорошо, Александра, занимайтесь только.
Здравствуйте, Алена! В нашем селе строится церковь Матроны Московской. Батюшка нас благословил петь на клиросе. Но мы не знаем нот, и только учимся петь. Надеемся, что с Вашей помощью научимся клиросному пению. Если можно отправьте нам пожалуйста ноты и к ним аудиозаписи неизменяемого обиходного песнопения. Спаси Вас Господи!
Здравствуйте, Оксана. Ноты и записи неизменяемых обиходных песнопений уже появляются на моих страничках «Спевка Утреня» и «Спевка Литургия» :). И эти странички пополнятся ещё. К ним добавлю и спевку Вечерни, Великий пост и праздники. Дай Бог всё успеть и реализовать.
Было бы пианино, всё происходило бы быстрее, а пока вот в таком темпе наполняю свой блог.
Ален.
Вы — ПРОСТО луч света в темном царстве . Спасибо горячее! Я два учусь клиросному пению и навиделась разных регентов и певчих(((( Ваш труд — БЕСЦЕНЕН! Можно обращаться при трудностях? С уважением и поклон Вам низкий земной!
Марина, конечно же обращайтесь. Всегда помогу чем смогу
Алёнушка. спаси Бог за труды Ваши. Очень все замечательно. Спеваемся вместе с Вами)))
только почему-то ирмосы (аудио) не могу скачать((
Юлия, там как раз всё очень просто. На самом значке плеера есть «скачать МР3»
На значке плеера «скачать МР3» нет.
Нужно на плеере кликнуть на значок «podfm» — попадаешь на сайт podfm.ru, а там есть ссылка на скачку файла.
Алёна, помоги вам Господь
Благодарю, отец Николай.
Классный сайт и замечательная работа, Алена. Говоря обычным языком, респект Вам и уважуха. Ну а серьезно: Спаси Господь за Ваши труды!
Есть предложение выложить также записи минусовок для каждого из голосов, если это возможно. Это позволит тренировать каждому свой голос и слушать при этом остальные. Еще раз спасибо. Закрывать сайт ни в коем случае не стоит. Такая работа все равно будет оценена.
Благодарю, Алексей.
Отдохну, потом посмотрим. Мысль выложить аудио одноголосно уже появилась.
Почему-то на телефон не скачиваются. А стихиры и тропари давно скачала
Попробуйте сначала на компьютер себе скачать, а потом уже на телефон с компьютера и перенесёте.
Спасибо Вам Алена вы несете Божью Благодать людям этим трудом! Я осознаю, как многому мне нужно научиться! Я повторяю за Вами и пропеваю все уроки и песни и понимаю, что этому стоит учиться! Благодарю Вас!
Благодарю за добрые слова, Елена.
Занимайтесь.
Добрый вечер.Алена ,я так рада что скачала и напечатала ноты .у меня просто слов нет передать мою радость.мы не пели а читали .батюшка наш молодой музыкального образования нет он говорит .не умеете петь читайте .сейчас одно у меня желание научиться петь и не бояться своего голоса держать его .храни вас Господь
Здравствуйте, Галина. Гласы ирмосные у вас скачались? Я имею ввиду аудио файлы? А то мне тут на днях написали, что тропарные со стихирными скачали, а ирмосные никак.
Здравствуйте . Алена.ирмосные скачала .хорошие звучание .все скачивает.большое вам спасибо
Слава Богу. Занимайтесь, Бог в помощь. А стихирные и тропарные уже освоили?
тропарные учу но медленно .если не вижу нот напеть не могу по памяти .Батюшка благословил .он улыбнулся сказал пробуй надо учиться.Алена.я не знаю что получиться но я благодарна .храни вас Господь .
Галина, батюшка Ваш прав. Пробуйте. Даже если Вы и не выучите всё досконально, этот певческий опыт очень поможет в дальнейшем.
Ничего в жизни на бывает зря. И Бог Вам в помощь.
Аленшка ,спаси Вас Господи . Незнала как учить если в основном одна нота ( в партии альта )ведь надо слышать саму мелодию ,а тут такая помощь . ( храни Вас Господь . )
Во славу Божию.
УРРРРРААААА ,ВСЕ СКАЧАЛА И НОТЫ И СВОЮ МЕЛОДИЮ…ТЕПЕРЬ БУДУ УЧИТЬ….ЛЕГЧЕ ВСЕГО КОНЕЧНО 6 ГЛАС ,ОТПЕВОВ НЕ МАЛО БЫЛО… Слава Тебе Господи ,что есть такие люди как Аленушка ,крепко ,крепко обнимаю Вас ,молюсь за Вас и Бог Вам в помощь .
правда ирмосы ,это для меня ууухххх….
Это так кажется. Когда возьмётесь за них (после стихирных и тропарных), будет намного легче.
Занимайтесь, Елена.
Алена, спаси Вас Господь за Ваш огромный труд.
Просто нет слов, благодарю от всей души. Низкий поклон! Как понятно, удобно, какая помощь Божия через Вас, Алена.
Занимайтесь, Елена. Буду только рада.
Спасибо! Всё доступно. Никогда не читала по нотам, но подозреваю, что у меня получается. Только не очень быстро. Есть желание продолжать учиться.
Обучайтесь, Ольга. При желании и определённом усердии обычно всё получается.
Нельзя ли загрузить квартеты на ирмосные гласы?
Можно. Тысячу рублей за каждый квартет. Поясняю: Записывать нужно вчетвером, каждому по 250 рублей за запись одного ирмосного гласа.
Алёна, спаси Господи! С полгода назад возникло непреодолимое желание заняться песнопением. Я врач , на пенсии. В молодые годы пела лишь в худ. самодеятельности. Голос сохранился, академический. Смогу ли я научиться? Не поздно ли? Благодарю Вас.
Добрый день, подскажите пожалуйста откуда существует деление на гласы тропарные, стихирные и ирмосные? Насколько серьезно они друг от друга отличаются? Какой вид из них желательно знать в первую очередь (тропарный, ирмосной..)? Когда конкретно каждый из них используется? И значит ли то, что если надо петь гласом тропарным, то это только тропарь, если стихирный, то стихиры, ну а соот-но ирмосной ирмосы?
А где же великолепнонепревзойденнозамечательный квартет ? )
Там же, где и Ваш сарказм.
Здравствуйте, Алёна. Благословен Ваш труд! Изучаю по Вашему сайту гласы. Тропарные и стихирные уже вовсю практикую в церкви, а вот с ирмосными у меня загвоздка. В частности 5-й, басовая партия. Насколько я понял, он трёхстрочный плюс заключительная. Однако в некоторых песнях добавлены дополнительные строки. Причём они добавляются вне зависимости от длины ирмоса. Не могли бы Вы объяснить, в каких случаях эти строки добавляются и есть ли какая-нибудь закономерность? Заранее благодарен, Александр.
Да, пятый своеобразный. Особых каких то закономерностей распевания нет. Я распевала 1, 2, 3 и заключительная (например, 7, 8 песнь). Обычно ирмосы 5 гласа очень короткие и хватало этих четырёх мелодических строк. Что касается данного воскресного канона, то тут похоже некоторые песни составлены не по правилам.
Иногда третья с четвёртой объединяется, как в пятой песне, 9 песнь вообще не понятно по каком принципу распета. В первой есть дополнительная «Христос истрясе»
Дополнительные строки как бы приукрашают данный глас, поэтому и уместны в некотором случае.
Как и в первом тропарном есть дополнительная строка, которая украшает столь однообразный мотив гласа.
Когда я пробовала распеть по тексту на 5 глас, то 1,2,3 поочерёдно повторялись. Четвёртая вставлялась, если была сразу за третьей и перед заключительной. Потому что после четвёртой очень уж хочется спеть заключительную и уж никак не первую. Поэтому 1, 2, 3, чередуете, 4 ставите, если есть перед нею третья, если нет, то поёте заключительную.
Дополнительную «Христос истрясе» я совсем не могла ни в один ирмос вставить. Мы учились со студентами распевать ирмосы на длинных текстах (например, на 50 псалме). И вот даже здесь не просто внедрить эту самую дополнительную
Спаси Господи Алена за обьяснение а-то я думала что только у меня не получается распеть все песни одинаково. Для хористов моих глас кажется тяжелым записала для них ваши аудио будем учить.А еще почему-то им 1-й ирмосный трудно спеть чистенько все кого-нибудь куда-то заносит хотя там особо и ничего трудного.
Источник
Литургика (церковная практика)
Осмогласие
Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви .
Существует четыре основных (атентических) гласа: 1,2,3,4 и четыре производных (плагальных) — 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му. Каждый из плагальных гласов завершает и углубляет содержание соответствующего атентичного гласа.
4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.
Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас — это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.
Большинство песнопений (из Октоиха ) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.
Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.
Тропари воскресные восьми гласов. С текстом, нотами и клавиатурой. Удобная навигация по видео (переходы на гласы).
В нижеприведенной таблице в качестве примера приведены аудиозаписи и ноты воскресных тропарей каждого гласа, богословские толкования и комментарии (аудиозаписи и толкования тропарей взяты с сайта «Азбука веры»).
Ка́мени запеча́тану от иуде́й / и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́, / воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се, / да́руяй ми́рови жи́знь. / Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче: / сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́, / сла́ва Ца́рствию Твоему́, / сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Тропарь 1-го гласа говорит о том, что даже суровая стража у гроба Господня не помешала Иисусу Христу воскреснуть из мертвых на третий день, даруя жизнь миру. Поэтому Силы Небесные прославляют Господа — Человеколюбца .
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое — хотя камень был запечатан иудеями и воины стерегли Пречистое Тело Твое.
Сего ради — поэтому.
Вопияху Ти — взывали к Тебе.
Смотрение — провидение, Промысл.
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречистое Тело Твое… Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф.27:66) .
Камени запечатану от иудей, и воином стрегущим Пречйстое Тело Твое… Перед нами характерный для церковнославянского языка оборот речи: так называемый дательный самостоятельный. Эта конструкция несет значение обстоятельства. На современный русский язык это значение переводится совсем другим оборотом (придаточным предложением).
ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя» ;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи» ;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси» ;
Догматик «Всемирную славу» ;
Ирмосы канонов Святой Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие» ;
Рождества Христова «Христос раждается, славите» ;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница» .
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́: / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
В тропаре 2-го гласа говорится о том, что Иисус Христос сошел в ад, разрушил его и освободил оттуда ветхозаветных праведников.
Воскресный тропарь 2-го гласа — это также тропарь Великой Субботы , кануна Светлого Христова Воскресения .
Егда — когда.
Животе Безсмертный — Бессмертная Жизнь (* звательный падеж — обращение).
ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий» ;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами» ;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим «Апостоли, мученицы и пророцы» ;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево» ;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда» , «Грядите, людие» .
Да веселя́тся небе́сная, / да ра́дуются земна́я, / я́ко сотвори́ держа́ву / мы́шцею Свое́ю Госпо́дь, / попра́ сме́ртию сме́рть, / пе́рвенец ме́ртвых бы́сть; / из чре́ва а́дова изба́ви на́с, / и подаде́ ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь 3-го гласа воспевает Спасителя , как поправшего Своим Воскресением смерть, первенца из мертвых, и содержит призыв к молящимся радоваться и веселиться всем миром.
Небесная — все небесное, небо.
3емная — все земное, земля.
Сотвори державу мышцею Своею — явил мощь руки Своей.
Велию — великую.
+ Сотворй державу мышцею Своею — выражение из песни Пресвятой Богородицы (в русском переводе: явил силу мышцы Своей — (Лк. 1:51) ); слова, сказанные Пречистой Девой о Воплощении Сына Божия, тропарь относит к Его Воскресению и, таким образом, ко всему делу Домостроительства (Промысла) Божия.
Слова попра смертию смерть обращают нас к тропарю Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живдт даровав.
Первенец мертвых бысть, из чрева адова избави нас. Строка отсылает нас к словам апостола Павла: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:20-24) .
ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает» ;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый» ;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе» .
Све́тлую воскресе́ния про́поведь / от А́нгела уве́деша Госпо́дни учени́цы / и пра́деднее осужде́ние отве́ргша, / апо́столом хва́лящася глаго́лаху: / испрове́ржеся сме́рть, / воскре́се Христо́с Бо́г, / да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь 4 гласа упоминает жен-мироносиц, которые первыми из смертных узнали о чуде Воскресения и сообщили о нем апостолам.
Воскресения проповедь — весть о воскресении.
Уведевша — узнав.
Прадеднее осуждение — осуждение, унаследованное от праотцев (то есть Адама и Евы).
Испровержеся — попрана.
Ученицы. В церковнославянском языке в определенных позициях (например, перед «и» и «ять») звуки «к», «г», «х» (заднеязычные) чередуются со звуками «ц», «з», «с». Так, праведник — но праведницы, мученик — но мученицы (м. род); Бог — но о Бозе, дух — но дуси. Но, в данном случае, причастия, согласованные с этим существительным стоят во мн. ч. женского рода «уведевша», «отвергша» и «хвалящася».
ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему , наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш» ;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся» ;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости» ;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид» ;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя» ;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину» .
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови, / от Де́вы ро́ждшееся на спасе́ние на́ше, / воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся, / я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кре́ст, / и сме́рть претерпе́ти, / и воскреси́ти уме́ршия / сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Тропарь 5-го гласа предлагает православным христианам восхвалить Иисуса Христа , добровольно взошедшего на Крест ради нашего спасения.
Собезначальное — также не имеющее начала и начальства, то есть также Вечное и Всевластное.
ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.
наиболее знакомые верующим песнопения этого гласа:
Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя» ;
Воскресные тропари «Ангельский собор» ( «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» );
Догматик «В Чермнем мори» .
А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м, / и стрегу́щии омертве́ша, / и стоя́ше Мари́я во гро́бе, / и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́. / Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́; / сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т. / Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.
В тропаре 6-го гласа поется об оцепенении стражников, охранявших гроб и увидевших явление Ангелов , и об ученице Христовой — Марии Магдалине , которая пришла искать мертвое тело Господа и не нашла его.
Стрегущии — стерегущие, стражи.
+ По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотретъ гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господенъ, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам (Мф. 28:1-7) .
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклониласъ во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его (Ин. 20:11-13) .
Сретил еси деву, даруяй живот… Строка тропаря обращает нас к продолжению событий Евангелия от Иоанна: к встрече Иисуса с Марией Магдалиной (Ин. 20:11-18) . Она и названа здесь девой (ни Евангелие, ни житие святой равноапостольной Марии Магдалины ничего прямо не говорят нам о возрасте и семейном положении святой ко времени евангельских событий; но греческое слово παρυένος — дева — подобно современному девушка, употреблялось и для обозначения юной женщины вообще — такой, на брачное состояние которой ничто не указывает). Нередко в этом тропаре слово «дева» пишут с прописной (большой) буквы, как относящееся к Пресвятой Богородице; но при таком понимании тропарь не поддается никакому удовлетворительному объяснению.
Пленил еси ад… В греческом тексте тропаря — обезоружил.
Источник