- Сборники «Популярные мелодии в переложении для фортепиано». Выпуски I — VII
- Выпуск I
- # От автора
- Выпуск II
- # От автора
- Выпуск III
- # От автора
- Выпуск IV
- # От автора
- Выпуск V
- # От автора
- Выпуск VI
- # От автора
- Выпуск VII
- # От автора
- Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой
- Как читать ноты
- Что значит звуковысотность?
- Продолжительность нот
- Громкость
- Тембр
- Легкие ноты для фортепиано
- «Песня капитана Врунгеля»
- «Антошка»
- «Песенка зайца и волка на карнавале»
- «Настоящий друг»
- «Кабы не было зимы»
- «Три поросенка»
- Музыка из кинофильма «Амели»
- Полезное видео по теме:
Сборники «Популярные мелодии
в переложении для фортепиано».
Выпуски I — VII
49 оригинальных фортепианных пьес на материале лучших мелодий отечественной и зарубежной популярной музыки последних лет. Разного уровня сложности. Пианистически удобные.
Предназначены широкому кругу пианистов-любителей для домашнего музицирования и в качестве дополнения к академическому репертуару учащихся музыкальных школ.
Каждая пьеса проиллюстрирована видеороликом. Для некоторых пьес доступен фрагмент нот в качестве образца.
Сборники распространяются в бумажном виде бандеролью по почте. За подробностями обращайтесь ко мне: a-shuv@yandex.ru (или личным сообщением: ).
Пьесы из сборников могу прислать и в электронном виде.
Выпуск I
# От автора
Этот сборник открывает серию из семи выпусков фортепианных нот под общей рубрикой «Любительское музицирование» и предназначен, прежде всего, широкому кругу пианистов-любителей для домашнего музицирования. Разумеется, он может быть использован и в музыкальных школах как дополнение к академическому репертуару учащихся.
В первый выпуск серии вошли фортепианные обработки популярных мелодий зарубежной эстрады. Автор, будучи сам учителем музыки, учел исполнительские возможности будущих пользователей этого сборника, а потому в своих обработках предлагает пьесы разного уровня пианистической подготовки. Все пьесы снабжены буквенными обозначениями аккордов, принятыми в эстрадно-джазовой литературе, помогающими пианисту осознать гармоническое развитие музыкального произведения и дающими возможность исполнять их на синтезаторе с автоаккомпанементом.
Автор надеется, что его аранжировки понравятся пианистам, и этот фортепианный сборник найдет себе место в домашней библиотеке меломанов.
- Мишель Легран — Шербурские зонтики («Les Parapluies de Cherbourg» из одноименного кинофильма)
- Фрэнсис Лей — История любви («Love Story»)
- Джо Дассен — Салют («Salut»)
- Эннио Морриконе — Кто же. («Chi Mai» из кинофильма «Профессионал»)
- Тосио Масуда — Грусть и печаль («Sadness and Sorrow» из одноименного мультфильма)
- Рольф Ловланд — Песня из таинственного сада («Songs from a Secret Garden»)
- Джон Леннон — Пол Маккартни — Вчера («Yesterday» из репертуара ансамбля «Beatles»)
Выпуск II
# От автора
Перед вами второй выпуск фортепианных нот, продолжающий серию сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование». Как и предыдущий, он предназначен пианистам-любителям и учащимся музыкальных школ.
Во втором выпуске автором представлены оригинальные фортепианные обработки популярных песен из репертуара известных исполнителей зарубежной эстрады (Ф. Синатры, Д. Дассена, Beatles и др.), мелодий из фильмов и мюзиклов.
При составлении сборника автор старался придерживаться принципа разной исполнительской сложности предлагаемых пьес. Так, популярный регтайм С. Джоплина «Артист эстрады» и «Ветер, крик» Э. Морриконе предлагаются в облегченном переложении по сравнению с оригиналами. В тоже время, «Ночные незнакомцы» и «Однажды принц придет ко мне» представлены в более сложной фортепианной фактуре. Следует напомнить пользователям сборника, что эстрадные мелодии принято исполнять с внутренним ощущением «свободной триольности», а потому автор не стремился к их точному ритмическому изображению в нотном тексте, полагаясь на вкус исполнителя.
Как и в первом выпуске, пьесы этого сборника снабжены буквенными обозначениями аккордов, что дает возможность исполнять их на синтезаторе с автоаккомпанементом.
Автор смеет надеяться, что этот фортепианный сборник дополнит домашнюю библиотеку меломанов.
- Эннио Морриконе — Ветер, крик («Le vent, le cri» из к/ф «Профессионал»)
- Скотт Джоплин — Артист эстрады («The Entertainer»)
- Джо Дассен — Елисейские поля («Le sChamps Elysees»)
- Джером Керн — Дым застилает твои глаза («Smoke gets in Your Eyes» из мюзикла «Роберта»)
- Джон Леннон — Пол Маккартни — И я люблю её («And I Love Her» из репертуара ансамбля «Beatles»)
- Френк Черчилль — Однажды принц придет ко мне («Someday My Prince Will Come» из м/ф «Белоснежка и семь гномов»)
- Бертольд Кэмпферт — Ночные странники («Strangers in the Night»)
Выпуск III
# От автора
Третий выпуск фортепианных нот продолжает серию сборников для учащихся музыкальных школ и пианистов-любителей под общей рубрикой «Любительское музицирование».
Как и в предыдущих выпусках, здесь представлены оригинальные фортепианные обработки популярных мелодий зарубежной эстрады, а также известные джазовые стандарты — «Голубая луна» и «Мой забавный Валентин». Следует сказать, что в аранжировках последних автор не стремился к точному отражению джазовой стилистики, а напротив, придерживался достаточной доли академизма.
Пьесы традиционно расположены в порядке возрастания исполнительской сложности и снабжены буквенными обозначениями аккордов.
Автор будет рад любому отклику любителей музыки на этот и ранее опубликованные сборники и постарается использовать их критические пожелания в последующих выпусках серии.
- Ариэль Рамирес-Поль Мориа — Жаворонок («Alouette» из телепередачи «В мире животных»)
- Эндрю Уэббер — Память («Memory»)
- Ричард Роджерс — Голубая луна («Blue Moon»)
- Висенте Гомес — Романс
- Джон Леннон — Пол Маккартни — Мишель («Michelle» из репертуара ансамбля «Beatles»)
- Ричард Роджерс — Мой забавный Валентин («My Funny Valentine»)
- Гленн Миллер – Серенада лунного света («Moonlight Serenade»)
Выпуск IV
# От автора
Перед вами четвертый выпуск фортепианных нот из серии сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование», предназначенный для учащихся музыкальных школ и пианистов-любителей.
В отличие от предыдущих выпусков, где были представлены аранжировки популярных мелодий зарубежной эстрады, этот сборник посвящен исключительно творчеству отечественных композиторов. Здесь есть переложения эстрадных песен, мелодий из кино и мультфильмов, а также оригинальные композиции, одна из которых («Парафраз») традиционно для всей серии посвящена творчеству Beatles.
Пьесы, как обычно, расположены в порядке возрастания исполнительской сложности и снабжены буквенными обозначениями аккордов.
Автор будет рад любому отклику любителей музыки на этот и ранее опубликованные сборники и постарается использовать критические пожелания в последующих выпусках серии.
- Микаэл Таривердиев — Маленький принц (из к/ф «Пассажир с «Экватора»»)
- Евгений Крылатов — Колыбельная медведицы (из м/ф «Умка»)
- Александр Шевченко — Зимний сон (из репертуара Алсу)
- Владимир Сайко — Песня восточного ветра (из k/ф «Слушая тишину»)
- Игорь Корнелюк — Город, которого нет (из к/ф «Бандитский Петербург»)
- Исаак Шварц — Прогулка по ночному городу (из к/ф «Мелодии белой ночи»)
- Андрей Шувалов — Парафраз на «пару фраз» (из альбома группы Beatles «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера»)
Выпуск V
# От автора
Перед вами пятый выпуск серии фортепианных сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование», предназначенный, как и предыдущие, прежде всего, широкому кругу пианистов-любителей для домашнего музицирования. В тоже время, судя по отзывам, пьесы первых четырех выпусков с удовольствием используют в своей работе и преподаватели музыкальных школ, дополняя ими репертуар академических концертов своих учеников.
В настоящий сборник, традиционно составленный из пьес в порядке возрастания их исполнительской сложности, включены популярные мелодии зарубежных композиторов, звучащие на эстраде, в мюзиклах и кинофильмах.
Открывает сборник старинный классический французский романс «Радость любви», написанный Жаном-Полем Мартини еще в 1784 году, но не потерявший популярности у многих исполнителей XX века (в частности — у Элвиса Пресли). По фактуре романс изложен в виде двухголосия (мелодическая и развитая басовая линии) – основы для знакомства с полифонией.
Аранжировка второй пьесы («Слёзы» корейского композитора под псевдонимом The Daydream) сделана автором сборника со значительными отступлениями от оригинала с одной целью — максимально его упростить для любительского исполнения. При этом аранжировщик старался не потерять основную композиторскую идею.
Музыка третьей пьесы, надеюсь, порадует тех, кто в недавнем прошлом смотрел мультфильм «Инспектор Гаджет».
«Лунная река» (№4) и «Колыбельная страны птиц» (№5) уже многие десятилетия звучат в разных исполнительских интерпретациях, в том числе и в репертуаре джазовых музыкантов.
Одной из своих аранжировок (№6) автор сборника традиционно отдает дань творчеству Beatles — «When I’m sixty four» («Когда мне будет 64»).
Наконец, венчает выпуск популярная среди меломанов разного поколения «Вечная любовь» (№7), известная нам в первом исполнении от Шарля Азнавура.
- Жан-Поль Мартини — Радость любви («Plaisir D’Amour»)
- The Daydream — Слёзы («Tears»)
- Джон Дебни — Инспектор Гаджет («Inspector Gadget» из одноименного мультфильма)
- Энрико Манчини — Лунная река («Moon River» из к/ф «Завтрак у Тиффани»)
- Джорж Ширинг — Колыбельная страны птиц («Lullaby Of Birdland» из мюзикла «Страна птиц»)
- Дж. Леннон и П. Маккартни — Когда мне будет 64 («When I’m sixty four» из репертуара ансамбля «Beatles»)
- Жорж Гарваренц — Вечная любовь («Une vie d’amour» из к/ф «Тегеран — 43»)
Выпуск VI
# От автора
Перед вами шестой выпуск серии фортепианных сборников под общей рубрикой «Любительское музицирование». Он предназначен, как и предыдущие, широкому кругу пианистов-любителей как для домашнего музицирования, так и в качестве дополнения к академическому репертуару тем, кто учится в музыкальной школе.
В настоящий сборник, традиционно составленный из пьес в порядке возрастания их исполнительской сложности, включены популярные мелодии зарубежных композиторов, звучащие на эстраде, в мюзиклах и кинофильмах.
Открывает сборник музыка Чарли Чаплина из кинофильма «Огни рампы», в котором великий комик выступил в трех качествах: актера, режиссера, композитора.
Вторая и третья пьесы – фортепианные переложения популярных мелодий известных американских композиторов Джона Мендела («Тень твоей улыбки») и Джерома Керна («Ты для меня — все»), написанными авторами более полувека назад, но не потерявшими своей популярности и по сей день.
4-й пьесой в сборнике традиционно представлено творчество ансамбля Beatles. Автор повторил «Yesterday» из первого выпуска, при этом по просьбе коллег-учителей музыки он значительно упростил фортепианную фактуру. Теперь эта пьеса стала доступной к исполнению ученикам средних классов ДМШ.
№ 5 — «Зелёные рукава» (англ. Greensleeves) — старинная английская фольклорная песня, известная нам по комедиям Шекспира еще с XVI века, до сих пор на слуху у любителей музыки.
Нет меломанов, которым не была бы известна музыка Нино Роты к кинофильму «Ромео и Джульетта». Фортепианное переложение на её основе представлено пьесой № 6.
Завершает сборник музыка из популярной компьютерной игры «Растения против Зомби» (англ. Plants vs Zombies) композитора Лоры Шигихара.
- Чарли Чаплин — Вечность («Eternally» из к/ф «Огни рампы»)
- Джон Мендел — Тень твоей улыбки («TheShadow of Your Smile»)
- Джером Керн — Ты для меня — все («You’re My Everything»)
- Джон Леннон — Пол Маккартни — Вчера («Yesterday» из репертуара ансамбля «Beatles»)
- Английская народная песня — Зеленые рукава («Greensleeves»)
- Нино Рота — Ромео и Джульетта («Romeo and Juliet» из одноименного кинофильма)
- Лора Шигихара — Растения против Зомби («Plants vs Zombies» из одноименной компьютерной игры)
Выпуск VII
# От автора
Этот сборник завершает серию из семи выпусков «Популярные мелодии в переложении для фортепиано» под общей рубрикой «Любительское музицирование». В нем, как и в предыдущих, содержится семь фортепианных пьес, расположенных в порядке возрастания исполнительской сложности.
Открывает сборник «Канцона для лютни» Владимира Вавилова (1925-1973), в начальном мотиве которой композитор использовал цитату одной из Фантазий Франческо да Милано, жившим еще в 16 веке. Интересен тот факт, что позднее (в 1972 году) Андреем Волохонским на мелодию Канцоны были сочинены стихи, также основанные на цитатах, взятых из библейских глав Иоанна Богослова. Наконец, точку в этой «музыкально-литературной истории» поставил музыкант и певец Борис Гребенщиков, «озвучив» мелодию Вавилова со словами Волохонского в песне «Город золотой», сделав её на долгие годы своей визитной карточкой.
Песня «Манчестер — Ливерпуль» (№ 2), написанная французским композитором Андре Поппом (род. в 1924 году), была известна в советские годы как музыкальная заставка прогноза погоды в информационной программе «Время». Музыка третьей пьесы («Прощальный вальс») принадлежит перу английского композитора Лесли Рида (род. в 1935 году) и вот уже многие десятилетия входит в золотой фонд зарубежной музыкальной эстрады.
В каждом выпуске серии «Любительское музицирование» обязательно есть переложение какой-либо песни знаменитой Ливерпульской четверки – ансамбля «Beatles». Не стал исключением и этот сборник. Под № 4 их творчество представлено фортепианной пьесой «Девушка» («Girl»).
№ 5 – «Парафраз» Андрея Шувалова. В этой пьесе автор сборника по своему «прочел» музыкальные темы Микаэла Таривердиева из телефильма «Ирония судьбы или с легким паром».
В 1966 на мировые киноэкраны вышел фильм «Мужчина и женщина», музыка из которого (французский композитор Френсис Лей – род.в 1932 году) не потеряла популярности и по сей день. Под № 6 любители игры на фортепиано найдут её в этом сборнике.
Завершает сборник, а с ним и всю серию, переложение знаменитой песни Клода Франсуа и Жака Рево «Мой путь» («My Way»), известной нам в исполнении великого Френка Синатры.
Источник
Основы игры на фортепиано + Ноты для детей с расшифровкой
Музыка — временное и вместе с тем вечное искусство. Как и в любом творчестве, в музыке есть свои правила. Сольфеджио — это дисциплина, объединяющая музыкальную грамотность, развития музыкального слуха и голоса.
Как читать ноты
Ноты — это своеобразный алфавит. Они обозначают длительность и высоту звука.
Нот всего семь и располагаются они в следующей последовательности: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Как быстро выучить ноты?
Существует также международный музыкальный алфавит, где ноты обозначаются латинскими буквами. Расшифровка нот:
Как читать ноты для фортепиано? Чтобы научиться читать ноты нужно также познакомиться с нотным станом.
Нотный стан представляет собой пять линий и четыре промежутка. Ноты располагаются как на самих линиях, так и на промежутках. Существуют ноты в скрипичном ключе и ноты в басовом ключе.
Скрипичный ключ использую для написания всех нот, начиная с первой октавы, то есть высоких. На нотном стане в скрипичном ключе снизу вверх на линиях располагаются ноты: ми-соль-си-ре-фа, а на промежутках: фа-ля-до-ми.
Басовый ключ — это нижний регистр. Также как и в скрипичном ключе, ноты басового ключа на нотном стане читаются снизу вверх, только имеют другое значение. Ноты басового ключа на линиях: соль-си-ре-фа-ля, в промежутках: ля-до-ми-соль.
Оба знака следует писать вначале нотного стана слева.
Если мы изучаем нотную грамоту для начинающих для фортепиано, то нужно запомнить, что часто ключи объединяют в систему во время написания нот для инструмента.
Вы также можете встретить знаки — диез и бемоль.
Диез — повышение на полтона. Так, например, если необходимо повысить ноту «ми» на полтона, то необходимо написать — ми диез, а если понизить, то ми бемоль.
Бемоль — понижает звук на полтона.
Бекар — знак, который отменяет диез и бемоль.
Пишутся бемоль и диез на линиях или в промежутках, но соотносятся с теми нотами, которые находятся на соответсвующих линиях или промежутках.
Что значит звуковысотность?
Звуковысотность означает = каждая нота обладает высотой. Высокие звуки — тонкие и звонкие, низкие — грубые и яркие.
Музыкальные звуки всегда расположены в определенном порядке — это система, в которой звуки идут последовательно от самого низкого до самого высокого , или наоборот. Каждая ступень звукоряда обозначается римской цифрой.
Соответствие нот по цифрам:
Звукоряд разделен на октавы — интервалы, в которые входят 7 нот: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. То есть интервал между одноименными нотами.
Лучше эти интервалы видны на фортепиано. Есть восемь октав на фортепиано — семь полных и две неполные. Сколько же существует этих интервалов?:
- субконтроктава (только ля-си);
- контроктава;
- большая октава;
- малая октава;
- 1-ая окт.;
- 2-ая окт.;
- 3-я окт.;
- 4-ая окт.;
- 5-ая окт. (только до).
Все октавы на инструменте находятся в порядке указанном выше слева направо. Чтобы быстрее выучить расположение нот на клавишах фортепиано, начинающие музыканты подписывают их. Начинайте с 1-ой октавы, так как она чаще используется при игре.
Продолжительность нот
Длительность ноты, другими словами, как долго мы слышим её.
Ноты представляют собой круг, пустой или закрашенный, штили и хвостики. До третей линии нотного стана (до «си») линии у нот принято писать наверх, начиная с си, штили пишутся вниз.
- Целая нота:самая долгая нота, обозначается кружочком. Счёт происходит на: 1и 2и 3и 4и.
- Половинная нота: кружочек с линией справа. На 1/2 быстрее целой: 1и 2и.
- Четвертная нота: черный круг с палочкой, 1/4 целой. Считается: 1и.
- Восьмая нота: черный круг с палочкой и хвостиком. В 1/2 четвертной. Считается: 1и/или.
- Шестнадцатая нота: черный круг с палочкой и удвоенным хвостиком. Счёт: или.
- Тридцать вторая нота: практически не употребляется, так как при игре на музыкальных инструментах не слышна.
Целая нота состоит из: 2 половинных, 4 четвертых, 8 восьмушек и 16 шестнадцатых.
Для каждой ноты, есть пауза, равная ей по длительности.
Громкость
Уровень громкости музыки — её динамический оттенок.
При воспроизведении одного музыкального сочинения или даже небольшого фрагмента могут использоваться сразу несколько динамических оттенков.
Существует постоянная громкость:
- Фортиссимо (ff) — самая высокая громкость;
- форте (f) — громко;
- меццо форте(mf) — средняя громкость;
- меццо пиано (mp) — слабая громкость;
- пиано (p) — тихо;
- пианиссимо (pp) — тихонечко.
То, насколько громко играют произведения зачастую зависит от его темпа. Марш будет звучать громко и быстро, а романс — медленно и приглушенно.
Тембр
Тембр — отличительный знак. Как у каждого человека есть свой уникальный тембр, так у каждого инструмента есть свои особенности звучания. Это то, что придает ему особенное звучание.
Тембр зависит от материала, из которого сделан инструмент и его размеров. Разница тембров влияет на инструментовку сочинений.
Легкие ноты для фортепиано
В музыке есть еще одно важное понятие — лад. Это система устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных тоникой.
Есть две распространенных образца:
Мажор — это лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие . Строится так: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Минорный лад строится в следующем порядке: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
При обозначении тональности имя лада прибавляется к названию тоники: ре-мажор, ми-минор.
Белые и черные клавиши на фортепиано — это ноты.
Популярные произведения, которые можно сыграть на фортепиано для начинающих
«Песня капитана Врунгеля»
Песня из мультфильма 1981 года «Приключения капитана Врунгеля» стала культовой. Музыка написана Георгием Фитчем, слова Е. Череповецким. Песня исполняется подвижно, но это не помешает юным музыкантам быстро освоить её.
«Антошка»
Веселая и задорная песня про Антошку, написанная Шаинским на слова Юрия Энтина, хорошо подходит начинающим пианистам для отработки техники перехода из скрипичного ключа в басовый.
«Песенка зайца и волка на карнавале»
Всем хорошо известная песня «Расскажи, Снегурочка, где была…» из «Ну, погоди!» довольна легкая для исполнения. К тому же написана она в одной из самых простых тональностей ре-мажор, поэтому играть её легко, а известный мотив помогает запоминать ноты.
«Настоящий друг»
Тимка и Димка настоящие друзья, чью дружбу не разлить водой. Все песня построена на нескольких повторяющихся аккордах, которые звучат как переливы. Поэтому ноты быстро запоминаются даже для детей.
«Кабы не было зимы»
Эта песня хоть и ни сколько не уступает по своей известности предыдущим, но на порядок сложнее в исполнении. Простой и знакомый с детства мотив на слова Энтина скрывает за собой три нотных стана, на которых расположились два скрипичных и басовый ключ.
«Три поросенка»
Мелодия написанная Френком Черчиллем должна исполняться весело и задорно. Очень часто используется прием Staccato, это значит, что пальцы должны отскакивать от клавиш фортепиано. Хорошая практика для отработки этой техники для начинающих.
Музыка из кинофильма «Амели»
Кинофильм «Амели» во многом запомнили благодаря чудесной мелодии Яна Тьерсена. Мелодия исполняется тихо и умеренно, при этом композитор использовал красивые сочетания аккордов, которые просты для заучивания.
Полезное видео по теме:
Источник