Ищите бога ищите слезно ноты для фортепиано

«Ищите Бога»

Праздничный хор монастыря отмечает свое 20-летие. Дата знаковая и значимая. Вот и торжественный концерт в честь нее состоится, и новый аудиодиск «Ищите Бога» вышел. По этому особенному поводу беседуем о новых песнях, о творчестве, о хоровом пении и вообще о музыке с монахиней Иулианией (Денисовой), регентом хора.

Матушка, что Вы скажете по поводу того, что нынче в нашей жизни слишком много музыки и песен, что они так доступны? Не так, как в прошлые века… Такое ощущение, что цивилизация наша стала уж очень музыкальной. К добру ли это?

А я бы сказала не так: нынче цивилизация фона и комментария. Это то, к чему пришли музыка и литература…

Да, весь мир сейчас постоянно поет, но что? Чаще всего ерунду, чушь по текстам, по содержанию. Однако слушать песню, пусть примитивную, людям нравится больше, чем просто слово…

Со скорбью не могу не согласиться. Но не все то, что сыграно или спето, является музыкой. Между прочим, слово «музыка» произошло от греческого «мусикия». Как сказано в трактате Корнева XVII века, «мусикия — в ней же пишутся бесовские песни и кощунства». А то, что звучало в храме, называлось «пение». Какое четкое было разделение между мирским и храмовым!

Потом этимология слов изменилась. И в настоящее время, наоборот, музыка — это что-то возвышенное, вдохновенное. Но вот то, что звучит в фоновом режиме и мучает людей. Они, бедные, уже не знают наслаждения пойти на концерт, послушать живую музыку без колонок, без наушников! Они лишены этого удовольствия. Но что поделать — наш мир пришел к этому…

Читайте также:  Возвращение будулая ноты для синтезатора

Матушка, давайте же поговорим о музыке и песнях, которые создавались, чтобы быть полезными для души, — о новом диске с говорящим названием «Ищите Бога».

Это продолжение Божией идеи о том, какой может быть музыка в церковном мире, какой она может быть разнообразной.

Когда я пришла в монастырь, буквально через два месяца ко мне подошли сестры монашествующие и сказали: «Мы тут затеяли диск, который батюшка благословил, — хотим песни паломников записать. Вот Вы-то нам и поможете!» А я кроме песни «О, дивный остров Валаам» ничего не знала. И мне казались очень примитивными эти песни — я же была вся из себя «ученая музыкантша». Но, с другой стороны, благословили — буду делать. И где-то в 2008 году мы подготовили обработки, разучили и записали диск «Светлое горение». Как оказалось, это очень нужно людям. Назвали серию «Песни паломника». Мать Иоанна (Орлова) — она руководила тогда аудиостудией, которая процветала, потому что Интернет еще не имел такого широкого распространения, и диски были очень востребованы, — подала такую идею: записать еще альбомы в этой серии — песен же много. Мне не очень этого хотелось, казалось, что все это — суета сует, не монашеское дело. А мать Иоанна пошла к батюшке и сказала: «Благословите освободить мать Иулианию, пусть она напишет новые песни, и мы запишем диск».

Так и было. Как сейчас помню, это был сентябрь, я тогда за месяц написала 12 партитур, потом еще несколько добавилось. Среди них «Всего-то навсего», «Нищая братия», «О, дивный остров Валаам», «Вера, Надежда, Любовь», «Радуйся, Невесто Неневестная».

Это песни с авторской музыкой и обработкой?

Да. Но все песни нужно было подготовить для хора. И мысль пошла дальше. К тому моменту уже были написаны сочинения в таком стиле, где хор делится, и одна часть поет аккомпанемент, изображая инструменты (гитару или гусли), а вторая часть на несколько голосов поет саму песню. Эта идея впервые выразилась в песне «Дни мои» в 2002 году. Потом в таком же стиле были «Плач Адама», «Песня про коня». У меня уже был опыт, и пришло решение сделать диск с двумя хорами: монашествующие сестры поют песни, а Праздничный хор — аккомпанемент. В результате возник диск «Всего-то навсего». И я не ожидала, что у него будет такой успех. К тому же наши звукорежиссеры — Костя Карманов и Дима Коршакевич — к тому времени уже приобрели такой опыт, что добились просто потрясающего звучания материала.

Мы с хором, конечно же, продолжали петь на богослужении, у меня появлялись новые гармонизации богослужебных распевов, но мысль о песенном жанре не оставляла, шла параллельно. Иногда внутри меня появлялось что-то, какой-то мотив, и тогда я листала, открывала какие-то стихи… Помню, как одна сестра сказала мне: «Что-то Вы давно ничего не писали». И какой-то простой текст именно тогда, в нужный момент, упал на благодатную почву. Сразу написались две песни: «Сохрани, Господь» и «Божьей помощью живу» на стихи отца Андрея Логвинова. Видимо, что-то внутри созрело.

У творческих людей всегда так: часто сам не понимаешь, что там в тебе бродит, словами не объяснить. А потом оформляется в какие-то 3─4 фразы, обрастает какими-то подголосками. Или просто мелодическая идея настойчиво посещает, и ты не знаешь, на какой текст ее положить. Начинаешь искать. Вот так последний раз было: пришла одна мелодия, и вдруг получилось Трисвятое.

То есть в данном случае не было такого, что мать Иулиания ставила себе задачу написать песни…

Я подвожу к тому, что как таковой идеи диска «Ищите Бога» не было. Просто накопились песни. Этот жанр — паралитургический, околобогослужебный — нужен людям. Люди хотят слышать песни, которые будут спеты профессионально, с душой, молитвенно, как-то истово, православно. И мы хотели спеть так, чтобы понятно было, что это поют православные.

…а не протестанты?

Да! Именно! Они поют о Боге постоянно, и люди их слушают. Но у нас же есть свое богатство.

А тут еще Интернет набрал силу, и получилась прямо-таки мировая известность песни «Всего-то навсего» и хора. Наша концертная жизнь активизировалась. Мы стали много ездить. Но наш хор — не штатная единица, все певчие где-то работают. Поэтому невозможно вести полноценную концертную деятельность — и слава Богу. Мы к этому не стремимся, потому что такая деятельность за редким исключением, рано или поздно, приводит к «замыливанию», привыканию к аплодисментам, к успеху, к тому, что начинаешь петь все хуже и хуже, потому что уже надоело…

А запись аудиодиска в какой-то степени спасает от этих искушений?

Да. Но закончу о том, как создавался диск. Накопив какое-то количество новых песен, которые были созданы специально для Праздничного хора, стали подумывать с единомышленниками о том, чтобы записать диск. И начали эту работу…

А эти песни уже исполнялись хором до записи?

Да. Ни одна песня не была написана специально для диска. Сложилось совсем не так, как с альбомом «Всего-то навсего». Там все сочинялось для записи, а потом уже песни пошли в мир. Тут наоборот — песни уже пелись и даже звучали в исполнении других хоров, и только потом из них возник альбом.

Две песни — «Ой, Сербия, Божий доме» и «Господи, Боже мой, благослови народ Твой» — были записаны непосредственно для диска. Они сложные — с использованием ударных инструментов, там солируют и поют за разные инструменты Эдуард Ланге и Ольга Воробьева. Песни на сербском языке с трудоемкой монтажной работой. В концертном варианте это трудно исполнить так же, как на диске. Все остальное — то, что уже пелось на концертах и полюбилось людям.

А название диску дала одна из последних песен. В прошлом году летом мы съездили в Дивеево, пели там на литургии, молились. С нами ездил муж нашей солистки Марины — Андрей Зубрич. Он — профессиональный композитор, окончивший наш лицей, консерваторию, лауреат Государственной премии, пишет музыку для театра имени Янки Купалы. Они с женой церковные люди, постоянно на службе. Вот ему Бог дал — и он на домике Паши Саровской обнаружил стихотворение:

И будет радость

Как нищий хлеба…

Это маленькое стихотворение неизвестного автора подвигло Андрея сочинить песнопение. Мы спели «Ищите Бога» на концерте и с тех пор всегда поем его первым номером.

Значит, эта песня стала для хора особенной?

Да, у нас даже не возникло разногласий по поводу того, как назвать новый альбом. Рабочее название было «Сохрани, Господь». Но когда появилась песня «Ищите Бога» — все стало на свои места.

Мы хотели, чтобы у хора был своего рода призыв к слушателям. Им стало произведение Андрея, превратившись в эпиграф к каждому концерту и к диску. Когда мы стоим на сцене, то не знаем, кто в зале, может, они уже и нашли Бога. А хочется обратиться к тем, кто не нашел, к тем же музыкантам, художникам-профессионалам, которым очень трудно бывает прийти к Богу, очень трудно задвинуть свое «я» на задний план, у которых такой талант, что им хочется демонстрировать его, не понимая, что все в тебе — Божие.

Я во всех интервью говорю о том, что на сцене стоит хор, где все профессионалы с великолепным образованием, которые поют в храме, что они — верующие люди, причащаются. Говорю для того, чтобы интеллигенция задумалась над тем, что вера не только для бабушек, не только для простых людей или пришедших от болезней, скорбей, пьянства… Есть и другие примеры. Бог не мешает вести нормальный образ жизни, а помогает.

А то, что новый диск вышел накануне юбилея хора, — так задумано?

Так совпало. Тем более, что диск писался долго… Мы вспомнили о том, что юбилей хора, не так уж давно. Мы каждый год отмечаем день рождения 23 февраля. Уже 20 лет. Это не юбилей, а некая круглая дата.

А где записывали песни? В храме?

Да. Для звукорежиссера важно, чтобы все писалось в одном и том же месте, с одними и теми же настройками. Нужно, чтобы запись воспринималась как единое целое. Придирчивому уху слышно, если она проходила в разных условиях. А мы старались подходить к процессу с самой строгой меркой во всем — и в композиторской работе, и в исполнительской, и звукорежиссерской.

Итак, в первом выпуске «Песен паломника» пел только монашеский хор. Во втором было смешанное исполнение. Третий диск имеет уже другое качество — здесь поет один Праздничный хор. Только песню «Сохрани, Господь» пели с монахинями — она украсила этот альбом.

А что дальше, матушка, за отметкой 20? Можно ли ждать новых песен, и какой хор будет их исполнять?

С тех пор, как я написала несколько своих песен на стихи отца Андрея Логвинова и иеромонаха Романа, люди предлагают свои стихи. Но я не песенный композитор! Если ко мне что-то пришло — я записала. А дальше — для чего это, куда — не знаю, мне просто надо это выплеснуть, подарить, реализовать. Конечно, есть те, кто работают «в стол», но эта невостребованность рождает стресс, тревожит человека, это невозможно терпеть. Композитору всегда нужен исполнитель. Слава Богу, что есть такой хор, который любит и поддерживает мое творчество. Это счастье, очень большое… Да, будут «Песни паломника-4», но с монашествующими сестрами, мы пришли к решению записывать еще один диск.

Источник

Ищите бога ищите слезно ноты для фортепиано

Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите, люди
Пока не поздно!
Ищите всюду,
Ищите каждый.
И вы найдете
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба!
Но так ищите —
Как нищий хлеба!

10 комментариев

Из поэтических тетрадей
ВОЛЧАТА
Иван Абрамов

Любить волчат и волк умеет.
Он ради них овцою блеет.
Ему в кошару не пробраться,
коль в шкуре собственной остаться.

В семье людской порою тоже
отец и мать меняют кожу:
мол, пусть нужды не знают чада.
И вот, глядишь: идут волчата.

http://www.lio.ru/magazines/vera/2010/1/iz-poeticheskikh-tetradey-1196
Поэт Иван Абрамов. Эскиз
Когда предстанут перед Богом двое:
Жених, а рядом хрупкая невеста,
Я вижу в этом что-то неземное,
Как бы эскиз к событиям небесным.

И нежно-красочно в моем сознанье
Рисуется огромная картина:
Пространство в радужном сиянье
И вечный Бог благословляет Сына.

Похожие цитаты

Сколько бы людей поверили, если бы меня показали по телевизору и сказали: «Этот парень молился Господу и у него появились руки и ноги»? Но, когда люди видят меня таким, какой я есть, они недоумевают: «Как ты можешь улыбаться?» Для них это — зримое чудо. Мне нужны мои испытания, чтобы я понимал, насколько зависим от Бога. Другим людям нужно мое свидетельство, что « сила Божия в немощи совершается». Они смотрят в глаза человека без рук и без ног и видят в них мир, радость — то, к чему каждый стремится

Ангел-Хранитель

Мой Ангел-Хранитель, спасибо тебе За то, что ни разу не бросил в беде, Что любишь меня несмотря ни на что, Стыдишь, если делаю что-то не то.
В серьезных делах, в мелочах помогаешь И жизнь, по возможности, мне облегчаешь.
Об истине, чести со мной говоришь… Когда я сержусь, — сострадая, молчишь И ждешь терпеливо, пока успокоюсь, Душой позову и всем сердцем откроюсь… К тебе обращаюсь с надеждой и верой, Чтоб жизнь не казалась столь мрачной и серой.
Но лишь об одном бесполезно просить — Мне Ангел не в силах судьбу изменить. Он только посредник меж Богом и мной… Не веришь… считаешь, что Ангел — немой, Не может с людьми ни о чем говорить? А знаешь…, себя в этом надо винить. Захочешь — услышишь! все дело — в желанье, Ведь Ангела голос звучит в подсознанье.

Молитва за сына

Внемли мне, Боже Всевышний,
Молитву мою не отринь.
Я знаю — меня Ты слышишь.
Прошу тебя, не покинь,

Храни моего сыночка,
Оберегай от невзгод.
Храни его днём и ночью,
Твоих не лишай щедрот.

Исполни духовной силой,
Даруй твою благодать.
Спаси, сохрани, помилуй!
Тебя умоляю как мать:
… показать весь текст …

Источник

Оцените статью