Исходила младешенька опера м мусоргского хованщина ноты

М. П. Мусоргский, ноты

Предлагаем вашему вниманию ноты Монолога Бориса из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Н. А. Римского-Корсакого. Казалось бы, чего могло быть заурядней… Однако ОТДЕЛЬНО достать этот монолог именно в редакции Римского, удалось с большим трудом, в консерваторской библиотеке им. Танеева эти ноты оказались в единственном экземпляре, между тем как в редакции П. Ламма этих нот в консерватории, грубо говоря, завались. Да, конечно клавир редакции Римского вам выдадут, но согласитесь, не будете же вы тащить огромный клавир, ради одной арии… Так вот теперь у вас появилась возможность приобрести эти ноты, не выходя из дома.

И ещё, теперь благодаря просьбам посетителей сайта, вы здесь можете скачать « Картинки с выставки » (не партитуру Равеля, а оригинал Мусоргского) в формате PDF

Сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина» (по просьбам посетителей сайта)

Песня Марфы из оперы «Хованщина»

Ежедневно важные новости технологий на популярном вебсайте atinform.com.

Рубрика: Ноты | Метки: Русская музыка XIX век Опубликовано: 25 января 2012

Источник

М.Мусоргский опера «Хованщина», «Исходила младёшенька» открытый урок по музыке 4 класс

специалист в области арт-терапии

М.Мусоргский опера «Хованщина», «Исходила младёшенька »

Данный урок проводится в 4 классе, в II четверти, является 3-им уроком раздела « В музыкальном театре»

Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов

-Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы.

-Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского.

-Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

— Учебник «Музыка». 4 класс,

— фонохрестоматия : Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве реке», Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина»

— мультимедийная установка, слайды,

Жанр урока : Тематический.

Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне.

Вид урока: Исследование.

Методы урока : словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

( дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония № 4»)

Вход в класс под музыку П.Чайковского Симфония №4 финал

Музыкальное приветствие. (раздаточный материал-жанры народных песен)

-Музыка, которая сейчас прозвучала вам знакома?

(Прозвучала Симфония № 4 финал П.И. Чайковского)

— Интонацию какой знакомой песни вы услышали? («Во поле береза стояла»)

-Какого вида эта рнп? (хороводная)

— Всегда ли гл.тема звучит одинаково? (изменяется за счет смены регистра — со среднего регистра мелодия переходит в нижний; тембра – звучание у медно-духовых инструментов).

— Какую форму применяет композитор? ( Вариации)

Исполнение р.н.п. «Во поле береза стояла»

— Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? ( о связи рнп с композиторской музыкой).

Почему же многие русские композиторы, обращались к истокам русской народной музыки мы попытаемся сегодня на уроке выяснить.

Давайте вспомним , с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые и т.д .)

Слушаем р.н.п. Ты река ль моя реченька 2 куплета (наигрываю или напеваю)

Р.н.п. Ты река ль моя реченька

Какой вид песни? О брядовая

-Во время какого обряда исполняется песня? (свадебная песня)

— А какие черты характерны для рнп? (протяжность, распевность, певучесть)

— Какие чувства отражает песня? (Чувство нежности, любви, покоя, грусти)

Читаем ноты, поем по нотам 1 фразу

— Кто составит схему динамического развития? Нам сейчас это потребуется при исполнении песни. Вызываю желающего на доске составить схему (магнитиками прикрепить знаки) динамического развития песни. ( тихо, горомко, тихо )

— Исполняем песню (2 куплета).

Наигрываю главную тему Рассвет на Москве-реке….

— Какими чертами обладает эта музыкальная тема? (певучесть, протяжность, напевность)

— т.е. черты рнп?! (да)

— Эта музыка — народная или композиторская?

— Узнали? (Ответы детей)

— Уточняем, что это композитор М.П.Мусоргский, вступление к опере «Хованщина».

— Кто нам напомнит, что такое опера?

(Опера – это спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра).

— Давайте проследим за развитием мелодической линии, посмотрите на ноты , которые перед вами. Что вы можете сказать, как движется мелодия?( волнообразно, широкий диапазон). ( разд.материал)

А сейчас слушая вступление к опере «Хованщина» — Рассвет на Москве-реке ( раздаточный материал Выраз. ср-ва музыки) мы проследим за развитием главной темы , которая повторяется во вступлении к опере много раз. Рассмотрите графическую запись музыкального развития вступления (раздат.материал у каждого на столе). Во время слушания нужно изобразить цветными карандашами звучащую музыку цветом, который вы выберите из своих цв.карандашей в каждой части графической схемы и выбрать названия для каждой части из предложенного списка.

Рассвет на Москве реке( слушание)

— Скажите, как меняется характер музыки? ( Сначала музыка нежная, светлая, прозрачная, а в середине, когда слышны колокола,- громкая, сильная, мощная, суровая, могучая. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло).

— Как развивалась главная мелодия?

(каждый раз звучала по-новому, изменяется регистр, тембр инструментов…)

— Как в музыке называется такое развитие? (Вариации)

— Какие цвета использовали? ( светлые, яркие, сочные, розовые, желтые, оранжевые….)

— Как вы распределили предложенные вам названия? (Пробуждение, Восходящее солнце , Благовест, Утренняя песнь , Нежный свет)

-Каким звукам подражают инструменты симфонического оркестра? (Пронзительные интонации гобоя и трубы, очень похожие на перекличку петухов , и тяжелые удары церковного колокола , возвещающие о начале утреннего богослужения….)

— Как звучал Благовест –радостно или тревожно?(тревожно)

-Кто нам покажет на доске динамическое развитие вступления? Можно добавить знаки к первой схеме (тихо, не оч.громко, громко ,тихо, очень тихо………)

— Поднимите сейчас ваши листочки уже цветные, чтобы все увидели наши работы.

-Вы говорили о том , что Благовест звучал тревожно. И это связано с замыслом композитора.

Опера называется «Хованщина», по фамилии князя Хованского, который возглавил войско стрельцов, поднявшее бунт против царя, и Петр I этого не потерпел, он казнил бунтовщиков.

Теперь вы поняли, почему музыка звучит и светло, и тревожно, т.к. время это было очень непростое.

Модест Петрович всегда переживал за свой народ, свою страну, за Россию.

А сейчас прослушаем краткую биографию М.П.Мусоргского в моей презентации , увидите музей Мусоргского, картину художника Сурикова «Стрелецкая казнь», которая отражает эти исторические события, старые семейные фотографии Мусоргских.

Да ребята , очень любил широкие мелодии композитор Модест Петрович Мусоргский.

Слушание р.н.п Исходила младешенька(вся песня ), беседа и разучивание

Это народная песня или композиторская?

— Почему так решили?( акапельно звучит, протяжно, распевно…)

— О чем песня? ( О женской судьбе)

— Какие чувства выражает песня? (Чувство горести, печали, одиночества, обиды)

— Какой вид песни? (лирическая)

— Что особенного вы услышали в песне? (есть диалог между сестрой и братом)

Образу песни созвучна картина М.Нестерова «В скиту». Одинокая женская фигура изображена на картине на фоне сурового русского зимнего пейзажа: справа желтые березки, слева и впереди – горные склоны, покрытые снегом, темнеющий перелесок, темнеющий небосвод. Все мягкие линии этой картины сродни незатейливой мелодии народной песни.

Читаем ноты 2 такта, поем со словами 1 предложение. (раздаточный материал ).

(Видео( аудио) фрагмент из оперы «Хованщина» песня Марфы)

-Куда мы с вами попали? (в театр)

Главная героиня оперы – Марфа.

Самый яркий и значительный женский образ в «Хованщине» — Марфа – героиня из народа. Любовь и страдание — два состояния, доминирующие в душевном облике Марфы. Она спела в песни- арии о своей нелегкой судьбе.

— Как бы вы охарактеризовали характер Марфы? ( Сильная, мужественная).

— А еще какая она , как вы думаете? ( Ранимая, нежная).

— Как развивалась главная тема? (изменялся темп, динамика)

— Как мы называем такое развитие?(вариационным, а так как у нас куплеты, то и форма куплетно-вариационная)

— Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Что он хотел сказать этим, что хотел показать? (Марфа – героиня из народа, чтобы показать женский русский характер Марфы ).

— Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

-Давайте сравним тему песни-арии Марфы с темой из вступления.

Что общего между ними? (Обе мелодии лирического плана, песенного

характера, пронизаны интонациями русской народной песни).

Тест соотнести имя композитора с названием русской народной песней и ее жанром.

-Почему же русские композиторы, такие как П.И.Чайковский и М.П.Мусоргский обращались к русской народной песне? ( потому что рнп – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца, душа русского народа, рнп — живая речь понятная всем людям).

Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики М.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем»

— Мы тоже любим свою страну- Россию! Давайте завершим наш урок исполнением песниЛЬЮТСЯ ПЕСНИ КРЫЛАТЫЕ

Источник

Конспект урока М.П.Мусоргский «Опера «Хованщина» «Исходила младёшенька»»
план-конспект урока по музыке на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока « М.Мусоргский

Опера «Хованщина», «Исходила младёшенька »

Данный урок проводится в 4 классе, в III четверти, является 3-им уроком раздела « В музыкальном театре»

Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов

-Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы.

-Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского.

-Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

— Учебник «Музыка. 4 класс,

— фонохрестоматия : Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргский. «Рассвет на Москве реке», Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина»

— мультимедийная установка, слайды,

Жанр урока : Тематический.

Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне.

Вид урока: Исследование.

Методы урока : словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые.

( дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония № 4»)

  1. Изложение нового материала.

Ребята, прослушайте ещё раз музыкальное произведение, которое звучало, когда вы входили в класс.

Музыка, которая сейчас прозвучала вам знакома ? (Прозвучала Симфония № 4 П.И. Чайковского)

Интонацию какой песни знакомой вы услышали ? («Во поле береза стояла»)

А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

Почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки мы попытаемся сегодня выяснить.

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)

Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот, но сколько они сохранили нам песен.

( Распевание и исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла»)

Ребята, что характерно для народной песни? (многоголосие, подголоски, сольное пение)

Прослушайте песню и определите её вид.

( звучит песня «Ты река ль, моя реченька», вид песни — обрядовая)

Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет её? (свадебная песня)

В песне звучит одноголосие или многоголосие?

Если мы с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие, подголоски, то давайте прослушаем песню «Милый мой, хоровод».

(прослушивание произведения, его характеристика)

«В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева

«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях». Песня — это настоящий друг, который разделит радость и печаль.

Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)

Прослушайте русскую народную песню «Исходила младёшенька».

Какие чувства отражает песня? (Чувство горести, печали, одиночества, обиды)

Охарактеризуйте песню с точки зрения средств музыкальной выразительности: мелодия, тембр, регистр, темп, лад, звуковедение, ритм, динамика.

А теперь внимательно прослушайте музыкальное произведение «Рассвет на Москве реке» — вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Определите, какая это музыка — народная или композиторская?

Какой звучит оркестр – народный или симфонический? (Симфонический)

Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?

Если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам.

Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро)

«Рассвет на Москве реке» так назвал композитор данное музыкальное произведение М.П.Мусоргский, вступление к опере «Хованщина».Его музыку называют гениальной. Родился он 150 лет назад, в детстве любил слушать колокольные звоны.

Вы прослушали произведение, на душе у вас от рассвета легко или тревожно? Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)

Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает исторические события 17 века: уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1 .

Главная героиня оперы – Марфа.

Какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами.

(Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня Марфы)

Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?

Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

Домашнее задание будет следующим: нарисовать рисунок к произведению « Рассвет на Москве – реке»

На уроке прозвучали произведения: р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Милый мой, хоровод», р.н.п. «Ой, река ль моя,реченька», р.н.п. «Исходила младешенька», «Рассвет на Москве реке» М,П,Мусоргского.

— Что объединяет эти произведения?

Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. С какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?

(Исполнение хора «Уж как по мосту, мосточку» П.И.Чайковский, опера «Евгений Онегин», «Прощай. зимушка», опера «Снегурочка» Н.А.Римский –Корсаков)

Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна, как и русская народная песня.

Русская народна песня — бездонный кладезь для композиторов.

Источник

Читайте также:  Аккорд струны для виолончели
Оцените статью