Испании как стране гитары

Испании как стране гитары

Гитара и музыка Испании

Наверное, вряд ли сегодня встретишь человека, никогда не слышавшего музыку Испании. Мягкое звучание гитары, чарующие мелодии, четкие ритмы. Сегодня Испанию невозможно представить без гитары, она считается ее национальным инструментом с многовековой историей. О том, как складывалась ее «судьба» несколько веков назад, расскажем несколько любопытных фактов.

Самые первые сведения о гитаре, а вернее, об инструменте, очень похожем на нее, относятся ко II веку. Это рисунок, обнаруженный археологами на одном из барельефов в Испании. Как назывался тогда этот инструмент неизвестно, впрочем, как и то, что с ним происходило на протяжении последующего тысячелетия. Одно известно точно: к XIII столетию гитара прочно входит в жизнь испанцев. Ее считают народным инструментом, применяемым по каждому удобному случаю: на ней играют сольно, аккомпанируют пению и сопровождают танцы. Приглядитесь к картинам этой эпохи, на которых запечатлены бродячие артисты – менестрели, в их руках непременно будет гитара. Почитали ее и королевские особы. В частности, она была излюбленным инструментом короля Альфонсо Мудрого. Имя этого монарха в музыкальной истории известно, прежде всего, по авторству знаменитых «Cantigas de Santa Maria» (Кантиги в честь Святой Марии). Это 401 песнопение, бережно собранное королем для прославления Пресвятой Богородицы. На обложке рукописи король пожелал видеть музыкантов с гитарами, хотя эти инструменты были далеко не самыми популярными в то время.

Читайте также:  Григорий лепс она не твоя ноты

Поразительно, но всеобщее признание гитара ранее всего стала получать отнюдь не в Испании, а других странах. История «гитарной» экспансии Старого и Нового Света началась в эпоху правления Королевы Изабеллы, или Изабеллы Кастильской, в XV веке. Эта мудрая правительница за время своего царствования сделала много: создала сильное испанское государство, утвердила в нем единое вероисповедание – христианство, основала вторую инквизицию (недаром королеву и сегодня историки называют Женщиной-инквизитором). Но самым выдающимся ее деянием стала поддержка экспедиции Христофора Колумба. На кораблях второй экспедиции, совершенной в 1493 году, исследовать мир отправилось около 1,5 тысяч человек.

В их числе были и известные виуэлисты-гитаристы. И отныне перед иноземными странами предстала во всей красе не только музыка Испании, но и ее инструменты. Распространение гитары по миру сродни эпидемии: диковинный инструмент с мягким звучанием стал стремительно завоевывать поклонников. Уже к началу XVI века гитара выдвинулась на первый план, затмив виолу, арфу и лютню.

А вот в самой Испании в XVI столетии царствовала виуэла. Композиторское наследие той эпохи изобилует множеством сочинений для этого инструмента. Однако среди творцов музыкального искусства находились и истинные любители гитары. Например, два крупнейших представителя испанской школы виуэлистов Алонсо Мударра и Мигель де Фуэнльяна не только писали для нее свои произведения, но и одними из первых стали активно популяризировать ее в высших слоях испанского общества. Оно, к слову сказать, поначалу сопротивлялась, но мастера знали, что делали. И не зря, уже к концу XVII столетия гитара полностью вытеснила виуэлу.

Музыка Испании

Источник

Испанская гитара

Испанская гитара

Классическая гитара
Классификация
Струнный инструмент,

Щипковый струнный инструмент

Родственные инструменты Семейство гитар, Лютня Музыканты Список классических гитаристов Производители <<<производители>>> Статьи по теме <<<статьи>>> [[:commons:Category:<<<викисклад>>>|Классическая гитара]] на Викискладе

Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — E, A, d, g, h, e 1 (ми, ля большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ми первой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.

Классическая гитара имеет ряд особенностей:

  • Это акустический инструмент. Звук усиливается лишь деревянным корпусом гитары.
  • Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.
  • Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует бо́льших усилий при игре (например, для баррэ́) .
  • Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания.
  • Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Во-первых, это больше соответствует строгому дизайну гитары, во-вторых, не приходится врезать точки в лицевую поверхность грифа.
  • У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.
  • Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями — там такая пластинка просто необходима.
  • Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют либо простой микрофон, либо врезанные в гитару звукосниматели.
  • Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.

Известные классические гитаристы

Ссылки

  • demure.ru — крупнейший гитарный портал классической, фламенко и русской семиструнной гитары
  • gutars.0fees.net — Форум гитаристов
  • Classic-Guitar.ru — ноты, записи, самоучители, интересный форум, гитарные кроссворды, регулярные конкурсы.
  • Иллюстрированный энциклопедический словарь классических гитаристов
  • Мир классической гитары — конкурс исполнителей на классической гитаре имени Александра Фраучи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Испанская гитара» в других словарях:

Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо … Википедия

ГИТАРА — общее название щипковых музыкальных инструментов, имеющих деревянный корпус с плоскими деками и узкой частью. Основной тип испанская гитара, первоначально с четырьмя, затем с пятью двойными жильными струнами, но позже закрепилась модель с шестью… … Энциклопедия Кольера

гитара — ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом. Почему я все ночи здесь полностью у твоих пропадаю дверей ты сама догадайся по голосу семиструнной гитары моей (Фатьянов). Derived … Популярный словарь русского языка

Гитара — (от греч.κιτηαρα кифара) струнный щипковый инструмент. Предком Г. была средневековая лютня. Г. появилась в Испании в 14 в. (отсюда назв. классической Г. испанская ). К 18 в. стабилизировалось количество струн (6) и строй по квартам с терцовым… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Испанская музыка — Истоки И. м. в высокоразвитой и очень устойчивой в своих традициях муз. практике первонач. обитателей страны иберов, в 6 в. до н.э. смешавшихся с покорившими полуостров кельтами. Прямыми потомками древних кельтиберов являются баски,… … Музыкальная энциклопедия

Классическая гитара — Классификация … Википедия

Двенадцатиструнная гитара — Двенадцатиструнная гитара гитара, имеющая шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон либо в октаву при классическом строе. 12 струнная гитара (дредноут) … Википедия

Ключ (гитарный) — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия

Ритм-гитарист — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия

Испания — Королевство Испания исп. и галис. Reino de España кат. Regne d Espanya баск. Espainiako Erresuma окс. Reialme d Espanha … Википедия

Источник

Испанская гитара. Гитара фламенко

В Испании, национальным инструментом которой, безусловно, является шестиструнная гитара, существует и одна из уникальных её разновидностей, известных сегодня во всём мире — гитара фламенко. Однако не стоит думать, что гитаристы фламенко играют на каком-то особо сконструированном инструменте. Внешне гитара фламенко не отличается от традиционной шестиструнки. Фламенко это, скорее, стиль игры на гитаре, связанный не только с музыкой, но и с поэзией и танцем, или даже своеобразная жизненная философия.

Фламенко. Краткая история

Испанский гитарист фламенко Пако де Лусия (1947—2014)

В понятие фламенко обычно входит народное песенно-танцевальное творчество Андалусии — южной области Испании, хотя более широкое понятие фламенко включает в себя и такие виды искусств, как живопись, балет, монументальное искусство, поэзия.

В истории возникновения и развития фламенко многое до настоящего времени не выяснено. Вместе с тем ряд исследователей считает, что стиль фламенко в основном сформировался во времена арабского владычества в Испании, затем под влиянием различных исторических условий видоизменялся и совершенствовался, пока не вышел на эстраду, где приобрел новые, современные черты.

Андалусия явилась как бы тиглем, в котором на протяжении тысячелетий переплавлялись элементы культур различных народов, начиная от иберов, финикийцев и кельтов и кончая арабами. При этом новые культурные наслоения не уничтожали прежние, а обогащая их, создавали новую, неповторимую культуру.

Важным фактором, повлиявшим на формирование испанской и особенно андалусской культуры, стало появление в XV веке на территории Испании цыганских племен, вытесненных из Индии Тамерланом (Тимуром) во время его похода на Дели, которые несли с собой своеобразную культуру, имеющую сходство с индийской.

В Андалусии цыгане не только впитали в себя элементы местной музыкальной культуры, но и значительно обогатили ее своим творчеством, в результате чего и возникло уникальное явление в искусстве народов мира.

Основные элементы фламенко

Основными элементами фламенко являются пение — его первооснова, музыкальное сопровождение и танец. Первые два элемента могут выступать как самостоятельно, так и совместно. В частности, такие формы фламенко, как дебла, мартинетес, саэта исполняются певцом-кантаором без сопровождения; в то же время многие формы, как, например, солеа, булерия, гранадина, таранта и другие могут исполняться инструментально, без певца.

Главная музыкальная роль в сопровождении пения и танца отводится гитаре, которая является основным сольным инструментом. Кроме гитары в качестве ударных инструментов используются барабаны, кастаньеты. Ритмический рисунок сопровождения может дополняться ударами каблуков танцоров или ударами ладоней слушателей.

В музыкальные формы фламенко входят такие, как алегрия, булерия, канья, караколес, картахенера, дебла, фанданго, мирабрас, петенера, плайера, поло, солеа, танго тьенто, тона, таранта, гранадина и т. д. — всего более пятидесяти отличающихся друг от друга форм, каждая из которых имеет свою ладовую характеристику, определенную ритмическую формулу и тип мелодического варьирования.

Музыкальные особенности фламенко

Основными характерными признаками фламенко являются импровизационность, полиритмия, тональная и ладовая переменность, наличие ориентальных элементов, исключительная эмоциональная насыщенность. Мелодика, как правило, характеризуется свободой ритмического рисунка, неожиданными тональными сдвигами, насыщена мелизматикой и хроматизмами. Обогащение музыкальной формы часто достигается методом варьирования, благодаря чему музыкальное развитие оказывается необыкновенно активным.

Мелодии фламенко строятся на системе гексахордов, специфическом ладе (лад ми), близком к фригийскому, гармоническом миноре и особом виде мажора (фригийский мажор), сочетающихся в различных вариантах. При этом преобладающим является лад ми.

Гитаристы фламенко

Народные гитаристы, в подавляющем большинстве цыгане, из поколения в поколение передавали и совершенствовали технику игры, способы вариационного развития и, наряду с народными певцами, являлись хранителями народных традиций.

В Андалусии гитара являлась основой музыкального воспитания, имела здесь такое же значение, как фортепиано в других странах, была и осталась неизменным спутником испанского народно-бытового музицирования. Роль гитары в искусстве фламенко трудно переоценить. Благодаря своим потенциальным возможностям, она выполняет роль и аккомпанирующего, и солирующего инструмента, может выступать и в качестве полноправного участника диалогов: певец — гитара, танцор — гитара. Массовое народное музицирование превратило гитару в поэтический символ испанской музыки.

Как говорит Гарсиа Лорка, страстный почитатель музыки фламенко: «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» Он посвятил гитаре строки одного из своих замечательных стихотворений:

Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
Не проси у нее
молчанья!
Неустанно гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра над снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!

Фламенко в начале XX века

Вплоть до нашего века многие гитаристы выступали только на семейных или сельских праздниках, в домашней обстановке, часто на открытом воздухе. В начале нашего века искусство народных гитаристов проникает на концертную эстраду. Начиная с 20-х годов, гитара фламенко завоевывает большие концертные залы. В ее популяризации огромную роль сыграли истинные знатоки народного искусства Андалусии — Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка. Их усилиями в 1922 году в Гранаде был организован первый фестиваль фламенко, положивший начало росту популярности жанра. Крупнейшими мастерами исполнения мелодий фламенко на гитаре, пионерами возрождения фламенко являлись Патиньо, X. Молина, Р. Монтойя.

Одним из первых гитаристов Андалусии, выступавших с сольными концертами, был выдающийся виртуоз-импровизатор Рамон Монтойя, положивший начало записи игры фламенко на дискограммы. С огромным успехом он выступал не только в городах Испании, но и за границей. В игру фламенко Монтойя внес много новых элементов и различных технических приемов. Блестящими солистами и аккомпаниаторами зарекомендовали себя Мануэль и Хуан Морано, Пако Кеперо, Педро Пенья, Феликс Утрера, Ниньо Рикардо, Пако Пенья, Маноло Санлукар и другие.

Фламенко в настоящее время

В настоящее время популяризация фламенко ведется путем организации периодических фестивалей, конкурсов фламенко, сольных концертов гитаристов, гастролей театров фламенко. Сегодня всему миру известны имена таких выдающихся гитаристов-виртуозов, как Марио Эскудеро, Виктор Моих (Серранито), Маноло и Эстебан Санлукар, Паррилья де Херес, Агустин Сабикас, Мануэль и Хуан Морано, Пако де Лусия.

Сравнение первых грамзаписей музыки фламенко с современными позволяет обнаружить новые мелодико-гармонические элементы, однако, не нарушающие основных канонов и черт жанра.
Многие основополагающие элементы латиноамериканской музыки берут свое начало из музыки фламенко. В качестве примера можно привести ритмическую структуру румбы и хабанеры, заимствованную народами Латинской Америки из музыки Андалусии. С другой стороны, в мелодику фламенко проникают латиноамериканские мелодии, занимающие все более прочное место в репертуаре гитаристов Испании. К ним можно отнести коломбиану, гуахиру, милонгу и другие.

В настоящее время интерес к народной музыке Андалусии в нашей стране постоянно возрастает. Гастроли гитаристов Марио Эскудеро, Педро Солера, Мануэля Кано, Пако де Лусии, певицы и танцовщицы Кэти Клавихо, ансамбля «Луисильо», цикл телевизионных передач «Радуга», видеозаписи выступлений выдающихся музыкантов позволили познакомиться многочисленным любителям музыки с замечательным искусством фламенко.

Источник: С.Каржавин, В.Максименко. Гитара фламенко // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990

Источник

Оцените статью