Испания является родиной гитары

Испанская гитара

Испанская гитара

Классическая гитара
Классификация
Струнный инструмент,

Щипковый струнный инструмент

Родственные инструменты Семейство гитар, Лютня Музыканты Список классических гитаристов Производители <<<производители>>> Статьи по теме <<<статьи>>> [[:commons:Category:<<<викисклад>>>|Классическая гитара]] на Викискладе

Классическая (испанская, шестистру́нная) гита́ра — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — E, A, d, g, h, e 1 (ми, ля большой октавы, ре, соль, си малой октавы, ми первой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.

Классическая гитара имеет ряд особенностей:

  • Это акустический инструмент. Звук усиливается лишь деревянным корпусом гитары.
  • Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.
  • Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует бо́льших усилий при игре (например, для баррэ́) .
  • Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания.
  • Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Во-первых, это больше соответствует строгому дизайну гитары, во-вторых, не приходится врезать точки в лицевую поверхность грифа.
  • У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.
  • Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями — там такая пластинка просто необходима.
  • Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют либо простой микрофон, либо врезанные в гитару звукосниматели.
  • Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.

Известные классические гитаристы

Ссылки

  • demure.ru — крупнейший гитарный портал классической, фламенко и русской семиструнной гитары
  • gutars.0fees.net — Форум гитаристов
  • Classic-Guitar.ru — ноты, записи, самоучители, интересный форум, гитарные кроссворды, регулярные конкурсы.
  • Иллюстрированный энциклопедический словарь классических гитаристов
  • Мир классической гитары — конкурс исполнителей на классической гитаре имени Александра Фраучи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Испанская гитара» в других словарях:

Гитара — Классификация • Хордофон • Щипковый струнный инструмент Диапазо … Википедия

ГИТАРА — общее название щипковых музыкальных инструментов, имеющих деревянный корпус с плоскими деками и узкой частью. Основной тип испанская гитара, первоначально с четырьмя, затем с пятью двойными жильными струнами, но позже закрепилась модель с шестью… … Энциклопедия Кольера

гитара — ж. Струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом. Почему я все ночи здесь полностью у твоих пропадаю дверей ты сама догадайся по голосу семиструнной гитары моей (Фатьянов). Derived … Популярный словарь русского языка

Гитара — (от греч.κιτηαρα кифара) струнный щипковый инструмент. Предком Г. была средневековая лютня. Г. появилась в Испании в 14 в. (отсюда назв. классической Г. испанская ). К 18 в. стабилизировалось количество струн (6) и строй по квартам с терцовым… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Испанская музыка — Истоки И. м. в высокоразвитой и очень устойчивой в своих традициях муз. практике первонач. обитателей страны иберов, в 6 в. до н.э. смешавшихся с покорившими полуостров кельтами. Прямыми потомками древних кельтиберов являются баски,… … Музыкальная энциклопедия

Классическая гитара — Классификация … Википедия

Двенадцатиструнная гитара — Двенадцатиструнная гитара гитара, имеющая шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон либо в октаву при классическом строе. 12 струнная гитара (дредноут) … Википедия

Ключ (гитарный) — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия

Ритм-гитарист — Испанская гитара (фламенко) Гитара струнный музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а также как сольный классический инструмент. Является… … Википедия

Испания — Королевство Испания исп. и галис. Reino de España кат. Regne d Espanya баск. Espainiako Erresuma окс. Reialme d Espanha … Википедия

Источник

Истоки

Гитара сегодня – один из самых популярных инструментов. Интерес к ней неизменно растет, расширяется круг слушателей. И совершенно естественно стремление осмыслить причины этого явления.

Для понимания развития и становления современного гитарного искусства необходимо коснуться его истоков, осознать исторические условия, осмыслить богатейшие традиции испанской гитары — народной и профессиональной.

Гитара — символ Испании. В ней — ее история, ее душа. Гитаре народ доверяет «высказать» свои самые заветные чувства:

Тебе от сердца полноты

Отвечу песенкою старой:

«Пусть скажет за меня гитара».

Родиной гитары принято считать Испанию. Владение гитарой для испанца также естественно, как и дыхание. Не случайно издававшийся в Петербурге журнал «Северная пчела» писал в 1839 году, что гитара в Испании – «инструмент необходимый и всеобщий».

«Кто говорит о гитаре – говорит об Андалузии»,- гласит старинная народная поговорка. Андалузия – южная область Испании. Андалузия – страна неповторимо прекрасного искусства. В старинных легендах, в песнях и танцах раскрывается поэтическая душа народа, его склонность к импровизации, богатство его образной речи. Но всегда – и в освещенной вековыми традициями устной поэзии, и в исполнении танцев – неизменным спутником андалузца является гитара.

Гитара непосредственно связана с древним искусством пения канте хондо (глубинное пение). «Оно действительно глубинное,- говорил Гарсиа Лорка,- глубже, чем все колодцы и все моря мира, много глубже, чем то сердце, которое его творит, и голос, который его поет, ибо оно бездонно…»

Канте хондо создают двое: певец и гитарист. Гитара – творец той удивительной атмосферы, в которой только и может возникнуть особое, необходимое певцу состояние вдохновения, необъяснимая сила этого искусства.

Не менее значительна роль гитары и в андалузском искусстве фламенко.

Слово «фламенко», по мнению ряда исследователей, встречавшееся в сочинениях старинных испанских композиторов, означало певец или кантаор. Фламенко, как и канте хондо, — это импровизация, не подчиненная правилам. Неповторимая сила воздействия фламенко – в сплаве песни, танца и гитары. И эту слитность осуществляет гитара. Потомуто-то так высоко ценится в народе искусство гитаристов, и если их импровизации захватывают слушателей, то их просят сесть ближе к слушателям — так выражается высочайшее уважение.

Выдающийся музыкант ХХ века Андрес Сеговия, который родился в Андалузии, был хранителем подлинных традиций канте хондо и фламенко, которые для него являлись синонимом правды, искренности, выражением благородства и тонкого вкуса народа. «Я люблю фламенко,- говорил Сеговия,- истинное фламенко, а не то, которое мы слышим сегодня. Современные гитаристы фламенко отошли от идеалов прошлого… Сегодня гитаристы более театральны, стремятся ослепить публику своей техникой…»

Народная память хранит имена прославленных гитаристов. Замечательными мастерами импровизации были маэстро Франсиско Родригес Мурсиано (1795-1848), Патиньо и Пако Лусена (1855-1930). Продолжателем традиции народных музыкантов Андалузии был Маноло де Уэльва (1892-1976).

Испания первой половины ХIХ века выдвинула гитариста-композитора, с именем которого связаны высшие достижения гитарного искусства того периода. Это Фернандо Сор (1778-1839). По мелодической щедрости и глубине содержания его сочинений, по их простоте, выразительности и изяществу форм Сора можно назвать «Моцартом гитары». Блестящий виртуоз, он не стремился продемонстрировать во что бы то ни стало технические достижения. Его произведения, разнообразные по жанрам — сонаты, фантазии, менуэты, этюды, — раскрывали богатейшие звуковые и полифонические возможности гитары. Фернандо Сор был первым гитаристом, удостоившимся чести выступить в Лондонском филармоническом обществе, где 24 мая 1817 года он исполнил свою Симфонию для гитары и струнных инструментов.

Сор придавал большое значение качеству звучания, стремился, по его словам, к «чистому и певучему звуку». Глубокое проникновение в замысел, в сущность исполняемого сочинения – таков основной принцип «Школы» Сора, признанной классической. Как современно звучат слова Сора, сказанные им еще в ХIХ веке: «Я провожу резкую грань между истинными музыкантами и простыми читателями нот…недостаточно еще уметь играть по нотам, чтобы стать истинным музыкантом. Необходимо понимать музыку». (Сор Ф. Школа для гитары // Гитарист, 1906.№7.С.6.)

В 1825 году в Мадриде впервые была издана «Школа для шестиструнной гитары» Агуадо, которой суждено было сыграть значительную роль в судьбах гитарного искусства. Дионисио Агуадо Гарсиа — испанский гитарист, композитор и педагог (1784-1849). Нововведение Агуадо — ногтевой способ звукоизвлечения. С помощью этого приема звучание выигрывало в силе, блеске, приобретало неповторимую окраску. «Школа» Агуадо не утратила своей ценности и в наши дни.

После Сора и Агуадо наступил долгий, длившийся более пятидесяти лет упадок гитарного искусства. Лищь в конце ХIХ века началось возрождение инструмента, связанное с именем выдающегося испанского гитариста Франсиско Тарреги (1852-1909). Гитара была его судьбой. Но ни в Барселонской, ни в Мадридской консерваториях в ту пору не было класса гитары. Это был период упадка гитарного искусства. Ф.Таррега принимает мудрое решение: он поступает в Мадридскую консерваторию в класс фортепиано.

Франсиско Тарреге Испания обязана началом возрождения гитарного искусства. Знание фортепианной литературы несомненно отразилось на содержании гитарного репертуара. Таррега первым обратился к фортепианным сочинениям Альбениса и сделал транскрипции «Гранады», «Севильи», «Паваны», «Сегидильи», «Кадиса», «Испанской рапсодии». Таррега первым соединил гитару с Бахом, сделав ряд транскрипций сочинений великого немецкого композитора. Высокообразованным музыкантом восхищались и публика, и музыканты. Однако его творческая деятельность проходила в период непризнания гитары в качестве солирующего инструмента. Франсиско Таррега создал для гитары двадцать этюдов, пятнадцать прелюдий и ряд других сочинений. Таррега соединил высокое композиторское мастерство и глубокое знание испанского фольклора. И в «Арабском каприччио» и в «Мавританском танце», и в «Воспоминании об Альгамбре» Таррега раскрыл неповторимую индивидуальность гитары — нежность, интимность, богатство красочной палитры.

Испанский гитарист Мигель Льобет писал: «Таррега был не только виртуозом. Он создатель новой школы. Открытые им новые звуковые возможности сделали гитару неповторимо прекрасным и возвышенным инструментом».

Соотечественники свято хранят память о Франсиско Тарреге. Имя Тарреги присвоено Международному конкурсу гитаристов, который проходит в Испании.

Богатейшие традиции испанской гитары — народной и профессиональной — несравненное искусство народных певцов, творимая народом поэзия – все это стало основой, на которой воздвигнуто великое искусство Андреса Сеговии. Он сам вышел из народной среды, рос в ней и навсегда сохранил верность ее эстетическим идеалам.

Статью добавил пользователь Макарич ярослав

Источник

Родина гитары. Как и где она появилась.

Когда появился этот удивительный музыкальный инструмент, где родина гитары и кто дал ей такое название – этими вопросами задаются многие любители инструмента.

Гитара является поистине уникальным инструментом, ведь ее используют практически во всех музыкальных стилях. Этот инструмент имеет множество разновидностей, каждая их которых хороша по-своему.

Откуда произошла гитара

Первые упоминания о струнном инструменте можно найти в документах, датирующихся третьим тысячелетием нашей эры. Также изображение гитары того времени были обнаружены на месопотамских глиняных барельефах. На похожих инструментах играли древние египтяне и индусы. У римлян и греков была также популярна своя гитара, носившая название кифара.

Родина первой гитары

Струнный щипковый инструмент с шейкой появился еще в древности. Но до 1470-го года подобные инструменты были мало похожи на нынешнюю гитару. Но после этой даты, гитара стала походить на современный инструмент.

Первый щипковый инструмент (гитару), который можно назвать таковым сделали еще в Древнем Египте. Одина из таких гитар находится в королевском музее Лондона. Конструкция таких инструментов обладает корпусом, вырезанным и цельного куска палисандра, выпуклым дном, и верхней декой, закрепленной на двух пружинах. Головка же инструмента практически повторяет современную.

Откуда произошло слово «гитара»

Данное название музыкального инструмента сложили из двух слов: санскритского «сангита» и древнеперсидского «тар». Первое слово переводится как музыка, а второе слово как струна. По мере того как этот инструмент продвигался ближе к Европе его название менялось.

В средние века основным центром развития этого музыкального инструмента считали Испанию, сюда она попала из древнего Рима вместе с воинами арабами. В пятнадцатом веке в Испании создали гитару с пятью струнами, которые были сдвоены. Подобным инструментам присваивают названия – испанских гитар. В девятнадцатом веке этот инструмент меняется, и к нему добавляют еще одну струну. Таким образом, гитара становится такой, какой мы знаем ее сейчас.

Несколько фактов об истории создания электрогитары

В двадцатом веке с появлением новых технологий начали производить первые электрические гитары. Первый электрический инструмент был создан в 1936-м году компанией «Рикенбекер». Спустя двадцать лет гитаре дарят новый облик, заменим ее корпус на сплошной деревянный. С тех пор гитары начали изготавливать из ольхи, ясеня, палисандра и клена. А для грифовых накладок используется в основном черное дерево.

Самой старой и самой популярной электрогитарой является гитара Telecaster от бренда Gibson. Эти гитары считаются эталоном и именно поэтому эти инструменты имеют множество копий и подделок.

Но каким бы ни был инструмент – обычным или электрическим нужно помнить, где родина гитары и кто ее нам подарил, чтобы еще больше оценить то сокровище, которое нам досталось.

Источник

Читайте также:  Дебюсси колыбельная джимбо ноты
Оцените статью