Испанская гитара чем отличается от классической

Испанская гитара (Фламенко)

Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Но все-таки отличия эти существуют. Давайте рассмотрим их более подробно.

Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары Фламенко в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания инструмента. К тому же более легковесное дерево лучше балансирует гитару. Это значительно облегчает игру при традиционной посадке музыканта.

Порожки на испанской гитаре Фламенко сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады).

Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары.

При использовании каподастра (специальный зажим для струн) у гитариста появляется возможность подстроиться под нужную тональность, не изменяя аппликатуру.

На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой.

В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitara negra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»).

Источник

Испанская гитара фламенко — как выглядит, чем отличается от классической

Когда речь заходит об испанской музыке, гитаристам советуют приобретать гитару фламенко. Почему именно ее? В чем заключается ее отличие от классической гитары? Если вам интересно получить ответы на эти вопросы, прочитайте данную статью.

Многие путают фламенковую и классическую гитару. Это неправильно, так как между ними все-таки есть отличия

Немного истории

Гитару фламенко справедливо можно назвать самой испанской из всех гитар. В середине девятнадцатого века мастера из Андалусии изготавливали инструменты широкой ценовой категории. Стоимость гитары зависела от качества дерева и декоративных деталей. Недорогие «шестиструнки» были довольно простыми инструментами, произведенными из местной древесины без металлических элементов.

На рубеже веков фламенко играли, как правило, испанские цыгане. Они не отличались обеспеченностью, поэтому могли купить лишь самые бюджетные гитары. В итоге, инструменты из кипариса (местная порода дерева) начали именовать гитарами фламенко, хотя в самом начале не существовало совершенно никакой разницы для производителей и музыкантов.

В чем отличия от «классики»

У классической гитары нет гольпеадора

«Боковушки» корпуса и заднюю деку фламенковой гитары делают, как правило, из кипариса, а не из палисандра, столь характерного для «классики». Благодаря этому удается добиться очень звонкого звука струн. Кроме того, кипарис весит меньше палисандра, что положительно сказывается на балансировке инструмента. Это делает игру гитариста при традиционной посадке гораздо легче.

Порожки находятся ниже, чем у «классики». Благодаря этому звук становится более острым и ярким. Более того, низкое местонахождение струн в значительной степени упрощает игру левой рукой и позволяет достичь эффекта перкуссии (имеется в виду удар струн о лады).

Чтобы добиться максимального комфорта при игре, корпус фламенковой гитары делают очень тонким. При применении капо гитарист может подстроиться под необходимую тональность, не меняя позиции аккордов.

Верхняя дека фламенковой гитары содержит специальную пластинку небольшой толщины, защищающей корпус инструмента от последствий ударов правой рукой. Она называется гольпеадор.

Гитара фламенко не такая крупная по габаритам, как «классика». В этом заключается еще одно отличие.

Надеюсь, теперь вы понимаете, чем отличается гитара фламенко от «классики». Как видите, разница между данными гитарами есть. По этой причине не стоит путать эти инструменты.

Если вы хотите играть испанскую музыку, лучше приобретите гитару фламенко, так как она больше всего адаптирована под данный стиль. Хорошо, если данная статья была вам интересна, и вы узнали из нее что-то новое для себя. А чтобы стать хорошим гитаристом, больше практикуйтесь. У вас все обязательно получится.

Смотрите видео об устройстве испанских гитар:

Источник

Восемь интересных фактов о фламенко-гитаре

Оказывается, гитара, на которой играют фламенко – особый инструмент, хотя он и похожа внешне на обычную классическую. Вот восемь интересных фактов о фламенко-гитаре, наверняка вы этого не знаете.

1. Фламенко-гитара очень похожа на обычную классическую. До конца 19 века между ними вообще не было разницы, так считал, например, авторитетный гитарный мастер Антонио де Торрес. Позже, когда стараниями Андреса Сеговии и других музыкантов классическая гитарная музыка стала завоевывать популярность, фламенко-гитара стала особым инструментом.

2.Там, где обычно играют на фламенко-гитаре, всегда шумно и весело. Поэтому звук гитары должен быть резким и громким, иначе его не будет слышно за криками и стуком каблуков. Именно поэтому конструкция фламенко-гитары отличается от классической.

3. Верхняя дек а фламенко-гитары делается из ели, кедра и, реже, других видов мягкого дерева. Она тоньше, чем у классической гитары, а в корпусе установлено меньше распорок. Благодаря этому звук фламенко-гитары более яркий, сухой и перкуссивный, но менее долгий, чем у классики.

4. Корпус гитары делается из более твердого дерева – палисандра или кипариса. Это делает звук громче. Звук кипарисовой гитары более яркий и резкий, а палисандровой – глубокий и протяжный. Такие гитары называют “фламенко-негра” из-за темного цвета корпуса. По характеру звука они ближе к концертным классическим гитарам, но сохраняют нужную для фламенко резкость.

5. Исторически сложилось, что колки у фламенко-гитары деревянные, как у скрипок, лютен и схожих инструментов. Они туго вставляются в отверстия в голове грифа. Однако многие мастера не игнорируют технический прогресс и ставят на свои гитары обычные механические колки из металла и пластика.

6. Если в классической школе гитарист должен держать гитару на левом (для правшей) бедре, то музыканты фламенко иногда просто кладут ноги одну на другую. Гриф гитары при этом почти параллелен полу, а правая рука более подвижна в локтевом суставе, чем при классической посадке.

7. Техника игры фламенко тоже отличается от традиционной. Кроме известного классическим гитаристам приёма апояндо – удара по струне так, чтобы палец остановился на соседней струне, а сама струна при этом звучала резко, с ударом об лады, есть приемы, применяемые только во фламенко. Например, пикадо – быстрые пассажи, играемые попеременно указательным и средними пальцами, расгеадо – удар по струнам раскрывающейся кистью правой руки (проще показать, чем объяснить), и альсапуа – игра нот большим пальцем вверх и вниз, как медиатором.

8. Фламенко-гитара – ударный инструмент! Нет, не после того, как музыканты подогреются сангрией и насмотрятся на красоток-танцовщиц.Техника под названием гольпе – не что иное, как удары пальцами по деке гитары. Для того, чтобы не повредить деку, на нее устанавливают специальные пластины – гольпеадоры .

Источник

Гитара фламенко – особенности и тонкости игры

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Играть произведения, исполняемые гитаристами стиля фламенко, даже профессиональным классическим музыкантам без соответствующей подготовки бывает трудно, а то и невозможно. У этого направления имеются свои исполнительские особенности, технические приёмы и ритмические построения. Искусство фламенко включает в себя очень широкий спектр разнообразных жанров, причём каждый из них чем-то отличается от всех других: не акцентами, так гармонией, не тактовым размером, так исполнительской техникой, не приёмами игры, так неравномерностью ритма.

Эта статья поможет начинающим разобраться с вопросами об особенностях инструмента (гитары фламенко), его отличиях от классического аналога как по конструкции, так и по звучанию. А также здесь можно будет узнать, что нужно для игры на гитаре фламенко и как начать учиться на ней играть.

Особенности

Внешне гитара фламенко выглядит абсолютно так же, как и классическая. Даже если новичок возьмет её в руки и будет рассматривать с лупой, то всё равно отличий не заметит. Всё дело абсолютно в других особенностях, а не во внешнем виде.

Испанская гитара, которую называют фламенко, от классического инструмента отличается следующими характеристиками:

  • конструкцией;
  • материалом изготовления всех своих составных частей;
  • внешними размерами корпуса и толщиной обечайки;
  • высотой струн над порожками;
  • звуком;
  • некоторыми аспектами техники игры.

Конструктивно фламенковская гитара выполняется с максимально меньшим числом распорок внутри корпуса. Но они имеют чётко выверенную схему установки, чтобы показатели степени надёжности и прочности инструмента были не хуже, чем у классического аналога. Сбалансированность гитары фламенко у хороших мастеров достигает верха совершенства, что позволяет играть на ней даже при традиционной посадке, удерживая инструмент на коленях практически в вертикальном положении грифа, с большим комфортом.

Корпус гитары фламенко обычно уступает по своим внешним размерам корпусам классических инструментов. То же самое касается и его толщины (ширины обечайки).

Нижняя дека и обечайка изготовляется из кипариса. У «классики» используется в основном палисандр. Верхние деки и у фламенко, и у классического инструмента изготовляют из кедра или ели, а гриф – из палисандра или кедра. Некоторыми мастерами для обечайки и дек используется канадский клён и европейская груша, которые зарекомендовали себя материалами, дающими мягкий и более долгий звук инструменту.

Накладки на гриф фламенковских и классических моделей делают из древесины чёрного дерева. Однако у гитары фламенко они тоньше, чем у «классики».

Ещё одна особенность инструмента фламенко – нижняя дека изготовляется более тонкой, чем у обычной. Вкупе с меньшим числом распорок внутри корпуса это обстоятельство способствует получению более звонкого и яркого звука.

Строение и звучание

Используемый материал в производстве различных моделей гитары фламенко и внутреннее строение оказывают непосредственное влияние на звук музыкальных инструментов.

Важную роль в этом играют общая лёгкость конструкции гитары и более свободная резонаторная способность корпуса, что объясняется меньшим количеством каркасных распорок и относительно тонкими деками.

Именно поэтому гитара фламенко, имея меньшие размеры акустического барабана (корпуса), выдаёт громкий и яркий звук, превосходящий по многим параметрам звучание классических инструментов. Однако у последних звук не затухает значительно дольше.

Металлические порожки врезаются в гриф глубже, из-за чего они имеют меньшую высоту над поверхностью накладки. Кроме этого, и нижний порожек (на деке инструмента, где крепятся струны) тоже не такой высокий, как на обычной или классической гитаре, поэтому высота струн над грифом минимальна. При игре струны колеблются и могут задевать порожки, отчего появляется звук, относящийся к перкуссии. Но искусство исполнителей стиля фламенко позволяет держать под контролем шумовые эффекты – они звучат только тогда, когда так задумано, а не в случайном порядке.

Перкуссия расширяет гитарное мастерство и усиливает экспрессию композиции.

Строй гитары фламенко – испанский, то есть точно такой же, что и у классического «близнеца»: EADGBE (начиная с шестой – самой толстой – струны). Это – стандартный строй для любых видов шестиструнных гитар, в том числе и электрических. Его ещё называют «классическим».

А также можно услышать и о тональности строя: ми минорная. Такое утверждение не совсем справедливо, так как две струны из шести – пятая и четвёртая – настраиваются на звуки, не входящие в аккорд ми минор. Но созвучие остальных 4-х струн является именно аккордом ми минор. Аккордовые звуки в строе можно обозначить жирным шрифтом, чтобы наглядно увидеть названый аккорд: EADGBE. Таким образом, правильней будет назвать стандартный строй «условно ми минорным».

Гитаристы фламенко испанский строй струн редко изменяют. Если, например, потребуется сыграть в ре мажоре или ре миноре, понижают для удобства исполнения более низкого баса 6-ю струну на 1 тон в ноту ре (D). Такой строй называется нестандартным (Drop D).

Производители

На родине фламенко – Испании – большое количество производителей соответствующих моделей инструментов и гитарных аксессуаров. Но ещё больше там частных мастеров, специализирующихся именно на моделях фламенковских гитар ручной работы. Такие инструменты отличаются высоким качеством и прекрасным звучанием. Правда, цены на них для обычного человека со средним достатком могут показаться заоблачными (от 6 тыс. евро).

Среди известных испанских мастеров, работающих под заказ, можно назвать П. Бернабе и Х. Конде (оба из Мадрида), А. Мартина из Севильи.

Цены на заводские брендовые модели, разумеется, в разы меньше, чем на экземпляры ручной работы, но их качество уже не то. Выделяются фабрики Alhambra, Admira, Ramirez, Manuel Rodriguez, Prudencio Saez, среди продукции которых можно найти модели с ценниками от 700 евро. Это в основном серии Flamenco Student либо Guitarra Negra («чёрная гитара»), чьи нижние деки выполнены из палисандра, массива ели или клёна. Примерно 1000 евро следует отдать за инструмент Manuel Rodriguez FF, так как нижняя дека корпуса у него выполнена из массива кипариса.

Что необходимо для игры?

Чтобы научиться прилично играть музыку фламенко на гитаре, необходим как минимум классический 6-струнный инструмент с нейлоновыми струнами.

В идеале, конечно, лучше иметь для этого одну из моделей гитары фламенко, пусть не слишком дорогую – класса Student или Negra.

Кроме того, нужны ещё несколько гитарных аксессуаров, часто применяемых в игре музыки фламенко.

  • Сехилья (каподастр). Специальное устройство-зажим, используемое для смены тональности инструмента. Его часто называют «переносным верхним порожком», так как им зажимаются все струны на любом ладу и фиксируются в таком положении на всё время исполнения композиции. Если, например, установить сехилью на III ладу, то строй гитары оказывается уже не в условно ми минорной тональности, а на 1,5 тона выше – в строе соль минора (GCFBbDG). Строи, полученные в результате установки каподастра на разных ладах, тоже называются стандартными, так как интервальное соотношение между соседними струнами не изменяется по причине того, что все струны повышают своё звучание на одно и то же количество полутонов (между ладами звук меняется на 1 полутон). В табулатурах и нотах установку каподастра обозначают над первым тактом композиции словом Cejilla с указанием номера лада, на котором следует зажать струны.

  • Гольпеадор. В случае, когда обучение или игра производится на обычном акустическом инструменте, для защиты верхней деки от трещин и других повреждений её материала или лакового покрытия при выполнении пальцами приёма гольпе нужно приклеить защитную пластиковую пластину, называемую «гольпеадором». Гольпе выполняется резким ударом одним или двумя пальцами правой руки по верхней деке в районе нижней или верхней половины деки. Туда и приклеивается защитная пластина.

  • Обучающая литература. Без самоучителя или первоначальных уроков с опытным преподавателем обойтись вряд ли получится. Гитара сама по себе является довольно сложным музыкальным инструментом для обучения, не говоря уже о таком необычном стиле игры на ней, как фламенко. В нотных магазинах можно найти и самоучитель, и табы композиций в стиле фламенко.

Если преподавателя именно в этом стиле найти не удастся, то наверняка с уроками по основной технике сможет разобраться любой классический гитарист.

Как играть?

Уроки игры на гитаре фламенко для начинающих следует начинать с освоения базовых упражнений на развитие силы и независимости пальцев обеих рук.

Для правой руки:

  • разучиваются разные варианты простого арпеджио (переборов) на открытых струнах;
  • отрабатываются одиночные удары по струнам указательным и большим пальцем (сначала по заглушенным пальцами левой руки струнам, позднее – в различных аккордовых последовательностях);
  • переменное и ровное звукоизвлечение указательным и средним пальцами на одной струне приёмом пикадо (сначала медленно, а по мере возрастания уверенности в движениях – ускоряя темп);
  • работа большого пальца на басовых струнах (приём апояндо – с опорой на соседнюю струну);
  • щипковое звукоизвлечение на открытых пальцев по схеме «сначала бас – затем аккорд»: басовая струна извлекается большим пальцем, а одновременное извлечение звуков из трёх тонких струн выполняется указательным, средним и безымянным пальцами;
  • изучение ритмических отрезков (компасов) основных стилей музыки фламенко: солеарес и сигирийя, фаррука и фанданго, алегрия и булериас.

Для пальцев левой руки (начать после некоторого развития пальцев правой руки – примерно через 2 недели каждодневных занятий с правой рукой):

  • поочерёдное прижатие всех струн (начинать с первой) с обязательным звукоизвлечением в следующей последовательности ладов: I-II-III-IV (пальцы: указательный-средний-безымянный- мизинец соответственно);
  • отработка постановки аккордов в открытой позиции с ударами вниз по струнам большим пальцем правой руки (простое расгеадо).

После приобретения некоторых навыков по прижатию струн и постановки аккордов нужно начинать ежедневную работу по отработке простого и сложного расгеадо, арпеджио на прижатых в аккорды струнах и технике пульгар (игре большим пальцем правой руки).

Источник

Читайте также:  Гитара урок ой да не вечер
Оцените статью