- Испанское фламенко на гитаре для начинающих: уроки, стили, аккорды
- Какую гитару выбрать
- Что потребуется для исполнения фламенко
- Основные приемы игры
- Расгеадо
- Триольное расгеадо
- Альтернадо
- Пульгар
- Легато
- Арпеджио
- Гольпе
- Тремоло
- Аккорды
- Хуан Мартин (Juan Martin) >Урок фламенко 1. Начало
- Настройка гитары
- Детали настройки гитары
- Точная настройка гитары по флажолетам
- Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
- На какой гитаре играть
- Что нужно для игры на гитаре фламенко
- Гольпеадор
- Каподастр
- Базовые приемы игры на гитаре фламенко
- Расгеадо одним пальцем
- Альтернадо
- Пульгар
- Легато
- Арпеджио
- Гольпе
- Тремоло в 5 ударов
- Аккорды фламенко
- Испанские аккорды от E (ми-мажор)
- Испанские аккорды от A (ля-мажор)
- Испанские аккорды от D (ре-мажор)
- Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
- Примеры стандартной прогрессии
- Пример прогрессии с надстройками
- Простые упражнения
- Гаммы фламенко
- Натуральный ля-минор
- Гармонический ля-минор
- Популярные стили фламенко
- Солеа (solea)
- Канья (cana)
- Тангос (tangos)
- Фанданго (fandango)
- Знаменитые гитаристы «фламенко»
Испанское фламенко на гитаре для начинающих: уроки, стили, аккорды
Все гитаристы, да и не только, слышали о фламенко. Сейчас это один из жанров гитарной инструментальной музыки, отличающийся ярким и запоминающимся звучанием. А вообще, фламенко представляет собой одно общее наименование народной испанской музыки и танцев.
Фламенко – южно-испанская (андалусийская) народная музыка
Если вы планируете играть в данном стиле, вам будет интересен предоставленный материал.
Какую гитару выбрать
Исполнять произведения в жанре фламенко разрешается на любой акустической гитаре. Но удобнее всего – на так называемой испанской гитаре. Еще такой инструмент носит название «гитара фламенко». Она имеет нейлоновые струны, деку небольших габаритов и гольпеадор.
Гольпеадор – это защитная пленка или пластиковая пластинка небольшой толщины, которая крепится на верхней деке гитары, как правило, под резонаторным отверстием. Применяется для исполнения приема, о котором я расскажу ниже в данной статье.
Что потребуется для исполнения фламенко
Прежде всего, запомните, что испанскую музыку играют пальцами. Для этого следует развивать их выносливость и подвижность, занимаясь ежедневно. Многие гитаристы даже отращивают ногти на правой руке, чтобы звук во время игры был более звонким и четким.
Каподастр – обязательный элемент, который должен быть в арсенале гитариста фламенко
Вы уже знаете, что на фламенковой гитаре должен быть установлен гольпеадор. Также довольно часто требуется каподастр (капо). Он представляет собой специальный зажим для струн, посредством которого уменьшается мензура инструмента. В результате повышается строй. Каподастр применяют, чтобы избавиться от необходимости менять аппликатуры играемых аккордов.
Основные приемы игры
Фламенко подразумевает использование особых технических приемов, которых больше нет ни в одном жанре гитарной музыки.
Расгеадо
Данный прием еще именуют испанским боем. Играется веерным ударом. Предполагает прохождение каждого пальца по каждой струне. Отработкой такого приема следует заниматься не спеша и аккуратно, чтобы не травмировать пальцы. Постепенно можете увеличивать темп исполнения.
Большой палец правой руки при исполнении расгеадо опирается на шестую струну.
Затем другие пальцы осуществляют скользящий удар по остальным струнам. Звук должен быть чистым и максимально четким.
При ударе вниз звучат все струны с пятой по первую, а при ударе вверх – с первой по третью или четвертую.
Триольное расгеадо
Этот тип исполняется в быстром темпе.
В данном случае большой палец правой руки не опирается на шестую струну, потому что рука должна быть легкой и свободной.
Чтобы сыграть триольное расгеадо:
- ударьте по струнам вверх большим пальцем;
- затем удар вниз средним пальцем;
- потом удар вниз большим пальцем.
Альтернадо
Является вариацией гитарного перебора. Исполняется поочередно большим и указательным пальцем. Большой отвечает за басовую линию, а указательный – за мелодию.
Пульгар
Смысл приема – в игре большим пальцем правой руки. Нужно для того, чтобы выделить отдельные части композиции. Как правило, этого вступление и проигрыш. Применяя пульгар на струнах низкого регистра, гитарист придает звуку некоторую мрачность. В итоге создается мрачная и гнетущая атмосфера.
Легато
Первая нота извлекается правой рукой, вторая звучит в результате удара пальца левой руки по той же струне (восходящее легато), либо сдергивания того же пальца со струны (нисходящее легато).
Легато – прием, который часто используется в испанской гитарной музыке
Гитаристы фламенко применяют данный прием при исполнении быстрых пассажей.
Арпеджио
Данный прием подразумевает восходящее, нисходящее или комбинированное исполнение нот аккорда. Звук из басовой струны извлекается большим пальцем, а указательным, средним и безымянным – остальные ноты аккорда.
Гольпе
Это характерный удар по защитной накладке деки гитары (гольпеадору, о котором говорилось выше) кончиком и ногтем пальца (безымянного или среднего или двух сразу).
Тремоло
Звук тремоло заставляет слушателя испытать приятное впечатление. Этот прием очень часто используется гитаристами фламенко.
Как его сделать:
- извлеките звук из басовой струны большим пальцем правой руки;
- а другую ноту на одной струне чередованием указательного, безымянного, среднего и снова указательного пальца.
Это пятинотная секвенция. Каждая нота должна извлекаться с одинаковой силой, а звучание должно быть чистым и слитным.
Аккорды
Пример перемещения аккорда ре-мажор (D) по грифу гитары
В испанской гитарной музыке аппликатуры аккордов содержат открытые струны. Основные формы созвучий:
Данные аккорды исполняются без баррэ. Перемещая их по грифу на нужные лады, вы получите характерный звук фламенко.
Надеюсь, вам была интересна данная статья. В ней я показал, как пользоваться основными приемами фламенко. Чтобы их освоить потребуется время.
- Не переживайте, если какой-то из приемов у вас не получается сразу
- Наберитесь немного терпения и больше практикуйтесь
- Не давайте рукам слишком уставать. Если в руках возникла боль, лучше отложите инструмент и сделайте перерыв.
Тема, касающаяся игры фламенко на гитаре, очень обширна. После освоения приведенных выше приемов можете приступать к разучиванию композиций. И помните:
- не стоит сразу же браться за сложные произведения;
- лучше начинать с чего-нибудь простого, постепенно поднимая свой уровень игры.
О фламенко также в видео:
Источник
Хуан Мартин (Juan Martin) >Урок фламенко 1. Начало
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В первом уроке мы научимся в первую очередь правильно настраивать гитару. После того как инструмент настроен, мы изучим правильную посадку и постановку рук. Имея эти знания и навыки Вы сможете быстро прогрессировать в изучении различных типов расгеадо фламенко. Так же в конце урока мы разберём небольшую Malagueña. Единственное требование к инструменту на данном этапе то, что Вы должны иметь в своём арсенале испанский тип гитары с нейлоновыми струнами.
Для начала Вам нет смысла приобретать именно инструмент фламенко. Таким образом вопрос о правильности выбора фламенко-гитары мы оставим до лучших времён. Покупка дорогого инструмента с неправильными параметрами может оказаться серьёзной ошибкой. Поэтому для начала будет достаточно приобрести достаточно скромный инструмент. А впоследствии, когда уровень Вашей игры вырастет, можно претендовать на приобретение более дорогого и профессионального экземпляра.
Если Ваша «простенькая гитарка» не оборудована гольпеадором, то Вам придётся купить его в музыкальном магазине. Это необходимо для сохранности Вашего драгоценного инструмента. Хотя в первом уроке это не играет роли. Но помните, удалить приклеенный гольпеадор без риска повредить поверхность корпуса гитары практически невозможно.
Большая часть гитаристов фламенко мало знакомы с нотной грамотой и предпочитают играть на слух. Вам так же не обязательно изучать все тонкости нотной записи чтобы пользоваться разделом Фламенко на Гитаршколе. Если же Вы всё таки пожелаете повысить свой уровень нотной грамотности — Приложение А содержит краткое введение в предмет.
Настройка гитары
Настройку гитары мы начинаем с пятой струны, которая является средней из трёх басовых струн, покрытых канителью.
Нота Ля (А). Эту ноту можно сыграть на пианино или другом имеющемся инструменте. Так же можно использовать камертон, который так же издаёт ноту Ля (но на 2 октавы выше).
Отрегулируйте колок (см. иллюстрацию) так, чтобы 5-ая струна звучала максимально одинаково со
звуком пианино или инструмента, который Вы используете.
Как только у Вас это получится, Вы сможете использовать пятую струну как основу для настройки остальных струн. Как это сделать — читайте ниже.
Не исключено, что сначала Вы будете испытывать некоторые сложности в настройке. Однако, единственным выходом из сложившейся ситуации является постоянная практика. Со временем Вы почувствуете уверенность в своём слухе. Самый простой и быстрый способ настройки любой струны заключается в том, чтобы настраивать струну на повышение тона.
Если Вы чувствуете, что уже перетянули струну, опустите её ниже той, относительно которой настраиваете. Но не опускайте слишком сильно. Лишь на столько, чтобы почувствовать разницу в тоне. После чего снова повторите настройку на повышение тона.
Детали настройки гитары
Самый простой и распространённый способ настройки относительно пятой струны изображён на следующей диаграмме. Точками показано на каком ладу должна быть зажата та или иная струна чтобы звук совпал со звуком более высокой открытой струны.
→Если пятая струна зажата на пятом ладу мы получим звук Ре (D), что соответствует звуку открытой (незажатой) четвёртой струны. Для того чтобы правильно извлечь звук на пятом ладу пятой струны умеренно сильно прижмите пальцем левой руки струну сразу за пятым порожком (см. схему). Кончик пальца должен быть непосредственно за порожком, но никак не на нём. Ударяйте по зажатой пятой струне и открытой четвёртой
пальцем правой руки. Настройте четвёртую струну по пятой.
→Повторите ту же самую процедуру, настроив третью струну по зажатой на пятом ладу четвёртой струне.
→Следующий шаг немного отличен от предыдущих двух. Для настройки второй струны (нота Си) третья струна должна быть зажата не на пятом, а на четвёртом ладу. Дело в том, что интервал между всеми струнами составляет пять полутонов, кроме интервала между третьей и второй — он составляет четыре полутона.
→Первая струна настраивается по зажатой на пятом ладу второй струне. Для того, чтобы настроить шестую струну, самую низкую струну на гитаре, Вы должны зажать её на пятом ладу. Шестая на пятом должна звучать как открытая пятая струна. Это немного более сложно чем для других нот, поскольку Вы не можете одновременно слушать зажатую струну и пытаться настроить её вращая колок.
Если после настройки у Вас есть какие либо сомнения по поводу правильности строя, повторно проверьте каждую струну относительно соседних. Кроме того звук открытой первой струны должен быть ровно на две октавы выше звука отрытой шестой. После того, как Вы изучите аккорды, будет весьма полезно проверять настройку гитары проигрывая основные аккорды и проверяя ими правильность звучания инструмента.
§ Новые струны быстро потеряют свой строй. Не пугайтесь, это нормальное явление. Просто инструмент нужно как можно чаще настраивать. Это будет происходить до тех пор, пока струны не вытянутся. Обычно этот процесс растягивается на два-три дня.
Для того чтобы добиться максимально хорошего звука Вашего инструмента струны должны быть всегда в хорошем состоянии, а инструмент должен быть всегда настроен.
С помощью духового или вилочкового камертона Вы сможете настраивать свой инструмент в любом месте и в любое время. Открытые струны гитары имеют следующие названия от первой к шестой: Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми. В нотной записи они изображаются следующим способом. (как на картинке).
Во всём мире принято следующее соглашение: гитарная музыка записывается в скрипичном ключе, т.е. октавой выше, чем это звучит фактически. Если бы Вы настраивали гитару по фортепиано, то в нотах это выглядело бы следующим образом. (как на этой же картинке ниже).
Точная настройка гитары по флажолетам
Использование натуральных флажолетов может существенно повысить точность настройки инструмента. Эти звуки (натуральные флажолеты) получаются путём деления всей длины колеблющейся струны на равные части (возникновение узловых точек). Если струна делится на две части — звук повышается на октаву, на три части — на две октавы и т.д.
Этого эффекта можно добиться путём неполного зажима струны. Т.е. палец касается струны непосредственно в середине мензуры (12-ый лад) в момент, когда правая рука извлекает звук. После чего необходимо резко отдёрнуть палец от струны. Так же флажолеты есть на пятом и седьмом ладах. Таким образом флажолет на пятом ладу шестой струны звучит как открытая первая струна, а на двенадцатом — как четвёртая струна зажатая на втором ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу четвёртой струны соответствует второй струне на третьем ладу и третьей струне на седьмом. А третья струна, зажатая на втором ладу соответствует флажолету на две-
надцатом ладу пятой струны.
И всё же окончательная проверка строя гитары должна быть проведена на слух по аккордам какого либо отрывка произведения, которое Вы собираетесь играть.
На этом Урок №1 не закончился, продолжение будет в следующем посте. Если Вы действительно хотите научиться играть фламенко, важно изучить все этапы, поэтому подписывайтесь и совершенствуйте свою игру на гитаре. В продолжении урока №1 мы поговорим о правильной посадке гитариста-фламенко, о некоторых аккордах и базовой постановке кистей рук и пальцев.
Я только начала учится игре на гитаре. Но правда настраиваю гитару с помощью тюнера, я самоучка, для меня это начало познания игры на гитаре. Но есть но, у меня со временем, гитара стала звучать по другому, и те же аккорды, звучат по другому. В чем может быть проблема? Уточнусь, пыталась покрутить гриф анкером, для удобства, может нарушила, строй гитары?!
Здравствуйте. Конечно, после регулировки анкера строй гитары изменяется. Попробуйте подстроить гитару с помощью тюнера вновь.
Начинающий гитарист. Освоить Фламенко — мечта на будущее. Спасибо, было интересно.
Источник
Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
Фламенко – это общее название для народной испанской музыки и танцев. По сути, гитара во фламенко – это аккомпанирующий инструмент для танцев и песен.
В настоящее время фламенко стало одним из жанров гитарной инструментальной музыки. Отличается эффектным и экспрессивным звучанием. Для фламенко характерны некоторые приемы игры, не применяющиеся ни в каком другом жанре гитарной музыки.
Умение сыграть фламенко расширит ваш технический багаж и позволит добавить в свои выступления эффектные элементы из этого стиля.
На какой гитаре играть
Фламенко можно играть на любой акустической гитаре. Удобнее всего – на так называемой испанской гитаре. От обычной она отличается нейлоновыми струнами, небольшим размером деки и наличием гольпеадора. Гольпеадор – это разновидность пикгарда в виде пластины вокруг резонаторного отверстия.
Из менее очевидных отличий – более широкий и плоский гриф.
Испанская гитара для фламенко
Что нужно для игры на гитаре фламенко
Для исполнения некоторых песен жанра вам могут понадобиться гольпеадор и каподастр. Об этих приспособлениях мы расскажем ниже.
Фламенко играется пальцами. Если вы хотите развиваться в этом жанре, то вам лучше отрастить ногти.
Гольпеадор
Гольпеадор – это защитная пластина, которая устанавливается под струнами возле резонаторного отверстия. В отличие от обычного пикгарда гольпеадор может располагаться не только ниже, но и выше струн.
В качестве материала применяют специальную пленку или пластик.
Гольпеадор нужен для исполнения приема гольпе. Он защищает деку гитары от повреждения ногтями.
Гольпеадор
Каподастр
Каподастр (иногда, капо) – это специальный зажим для струн. С его помощью гитарист укорачивает мензуру гитары. Таким образом повышается строй инструмента.
Каподастр нужен, чтобы не менять аппликатуры играемых аккордов.
Каподастр
Базовые приемы игры на гитаре фламенко
В отличие от других гитарных жанров фламенко обладает рядом характерных технических приемов.
Расгеадо одним пальцем
Этот прием называют испанским боем. Исполняется веерным ударом. При этом каждый палец проходит по каждой струне.
Расгеадо одним пальцем напоминает щелбан. Вы подгибаете указательный палец к основанию большого пальца и «выстреливаете» им по струнам.
Отрабатывать этот прием нужно медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить кожу возле ногтя.
Альтернадо
Разновидность гитарного перебора. Играется чередованием большого и указательного пальцев. Большой палец ведет басовую линию, а указательный – основную мелодию.
Пульгар
Суть приема пульгар заключается в игре большим пальцем. Применяется для акцентирования отдельных фрагментов музыкального произведения. Чаще всего это вступление и проигрыш. Исполняя пульгар на басовых струнах, гитарист делает звук «темнее». Это нужно для создания мрачной, гнетущей атмосферы.
Легато
Классический технический прием игры на гитаре.
Исполнение легато во фламенко практически не отличается от исполнения в других жанрах.
Гитарист во фламенко должен великолепно владеть этим приемом и уметь играть легато только одной рукой. Это нужно, потому что легато часто играется одновременно с гольпе.
Арпеджио
Арпеджио во фламенко отличается от других стилей только лишь частотой перебора нот.
Гольпе
Гольпе является одним из самых характерных приемов жанра. Играя гольпе, гитарист выстукивает по деке гитары ритм. Гольпе исполняется ногтями, подушечками и костяшками пальцев и основанием ладони. Играется как по гольпеадору, так и по задней стороне деки.
Тремоло в 5 ударов
Испанское тремоло отличается от классического еще одной лишней нотой. Ритм считается так: раз, раз-два, раз-два. При этом создается ощущение триольности. Примеры исполнения тремоло в 5 ударов можно посмотреть на видео ниже.
Аккорды фламенко
Аппликатуры аккордов в испанской гитаре содержат открытые струны. Такие аккорды еще называют «испанскими», или «аккордами фламенко».
Используются три формы созвучий: E, A, D.
Испанские аккорды играются без баррэ. Чтобы не путаться в сложных названиях, их называют по позиции аккорда с баррэ.
Испанские аккорды от E (ми-мажор)
Испанские аккорды от E играются в аппликатуре Ми-мажора без баррэ. То есть фактически вы передвигаете зажатый аккорд E по ладам.
На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ми-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ми-мажора
Испанские аккорды от A (ля-мажор)
Испанские аккорды от A играются в аппликатуре Ля-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ля-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ля-мажора
Испанские аккорды от D (ре-мажор)
Испанские аккорды от D играются в аппликатуре Ре-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Испанские аккорды, сыгранные в мажорной аппликатуре, не воспринимаются на слух в позитивном ключе. Эту особенность вы можете использовать в своей музыкальной практике.
Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
Классическая испанская последовательность аккордов имеет вид: Am – G – F – E. Эту прогрессию можно играть стандартным образом с приемом баррэ, а можно играть испанскими аккордами. На табулатурах ниже изображены оба способа.
Также в созвучия этой последовательности можно добавлять надстройки.
Попробуйте чередовать различные способы исполнения прогрессии Am – G – F – E.
Примеры стандартной прогрессии
Пример прогрессии с надстройками
Простые упражнения
Теперь возьмите гитару и выполните несколько простых упражнений. Они направлены на отработку технических приемов и синхронизацию правой и левой руки.
ВАЖНО! О красоте исполнения.
Не играйте так, будто вы выдираете струны из гитары. Дергайте их мягко. Так извлекаемые ноты не будут высить.
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 3. Отработка легато
Упражнение 3. Отработка легато
По ссылке ниже доступны упражнения фламенко в формате программы Guitar Pro.
Гаммы фламенко
Для фламенко характерно обыгрывание восходящих минорных гамм: натурального минора и гармонического минора.
Примеры представлены на табулатурах ниже.
Натуральный ля-минор
Гармонический ля-минор
Популярные стили фламенко
Жанр фламенко не является однородным. В нем есть несколько стилей, которые отличаются друг от друга некоторыми особенностями.
Солеа (solea)
Один из основных подвидов жанра. Ритм солеа похож на блюзовый и тоже состоит из 12 частей. Сильная доля приходится на каждый третий счет.
В солеа часто используется повторение фраз. Причем, как слов песни, так и музыкальных фрагментов.
Одним из лучших исполнителей солеа является Пако де Лусия.
Канья (cana)
Одна из самых старых форм фламенко. Наиболее близка к солеа.
Роль гитары в этом поджанре второстепенна. Задача инструмента – помогать вокалисту, оставаясь на заднем плане.
Назначение гитары в канье можно сравнить с назначением ритм-гитары в рок-музыке.
Тангос (tangos)
Тангос считается одной из самых сложных для гитары форм фламенко. Отличается динамикой, экспрессией и чувственностью. При исполнении тангоса гитарист должен не только быстро переставлять пальцы, но и следить за динамикой произведения.
Музыкант должен работать в связке с танцором, аккомпанируя ему. Как и в канье гитара в тангосе только помогает, а не является ведущим инструментом.
Фанданго (fandango)
Фанданго исполняется в 3/4, 3/8 или 6/8. Как и в тангосе гитарист аккомпанирует танцам. Разница в том, что фанданго – это парный танец.
Ниже видео с примерами фанданго на гитаре.
Знаменитые гитаристы «фламенко»
Если вы хотите играть фламенко, то вам нужно слушать больше музыки представителей стиля. Ни одна табулатура не даст точного представления о жанре. Кроме того, вам стоит посмотреть видео с живых выступлений. Они часто сопровождаются выступлением танцоров.
Собственно говоря, классический фламенко – это песня, гитара и танец.
Среди самых знаменитых гитаристов фламенко Пако де Лусия, Андрес Сеговия, Эл Ди Меола, Пако Пенья, Пепе Ромеро, Армик Дашчи.
Пако де Лусия
Источник