- Испанская гитара (Фламенко)
- Инструменты
- УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
- УСТРОЙСТВО
- ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ФЛАМЕНКО
- “ФЛАМЕНКА НЕГРА”
- СДЕЛАЙ ЭТО ПО-ИСПАНСКИ
- ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФЛАМЕНКО. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
- Испанская гитара фламенко — как выглядит, чем отличается от классической
- Немного истории
- В чем отличия от «классики»
- Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?
- Когда и как родилось искусство фламенко
- Стили фламенко и музыкальные инструменты
- Классическое платье
- Так что же такое фламенко?
- Центр услуг в Испании
Испанская гитара (Фламенко)
Гитары Фламенко на первый взгляд не имеют отличия от обычных классических гитар. Но все-таки отличия эти существуют. Давайте рассмотрим их более подробно.
Боковые стенки самого корпуса и задняя дека гитары Фламенко в большинстве случаев производятся из кипариса, а не палисандра, как это привычно для обычных классических гитар. Это позволяет достичь более яркого звучания инструмента. К тому же более легковесное дерево лучше балансирует гитару. Это значительно облегчает игру при традиционной посадке музыканта.
Порожки на испанской гитаре Фламенко сделаны ниже, чем обычно. Это придает звуку остроты и яркости. К тому же такое низкое расположение струн значительно облегчает игру левой руки и дает возможность извлекать характерный перкуссионный звук (когда струны ударяются о лады).
Для большего удобства корпус гитары Фламенко чуть меньше и тоньше чем у классической гитары.
При использовании каподастра (специальный зажим для струн) у гитариста появляется возможность подстроиться под нужную тональность, не изменяя аппликатуру.
На верхней деке испанской гитары имеется гольпеадор – это тонкая пластиковая пластинка, которая защищает корпус гитары от воздействия ударов правой рукой.
В настоящее время также существует универсальная гитара, которая совмещает особенности конструкции классической гитары и гитары Фламенко. Она называется «guitara negra». Такая гитара изготавливается из более темных пород дерева, отсюда и название (дословный перевод «черная гитара»).
Источник
Инструменты
      Автор: Чарльз Вега       Перевод: Михаил Ивановский       Источник: www.acguitar.com       Дата публикации: 08 марта 2012 г. |
Один из самых характерных, запоминающихся стилей в гитарной музыке – это фламенко. Гитары для фламенко похожи на классические инструменты, но в то же время заметно отличаются от них.
Г итара фламенко имеет наиболее запоминающееся, характерное звучание среди всех других гитар. Ее популярность в разные уголки мира перенесли такие мастера, как Пако Пенья, Мораито и Херардо Нуньеса. это стало одной из причин успеха Gypsy Kings и Ottmar Liebert.
На сегодняшний день гитара фламенко имеет больше отличий от классической гитары, чем это было раньше, и в то время, как об этих различиях известно практически всем гитаристам, мало кто знает, в чем именно они состоят. Дальнейшим вопросом является то, что те материалы и особенности, которые в настоящее время считаются традиционными для фламенко, изначально использовались по экономическим причинам, а не для каких-либо музыкальных целей. В этой статье мы рассмотрим звучание, историю и устройство гитары фламенко.
УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС
Хорошо сделанная гитара фламенко реагирует быстрее и имеет более яркую атаку, чем классические гитары. Это очень хорошо, потому что музыка фламенко – это шквал нот, и хороший гитарист играет на ней несколько грязно, резко с широким и страстным звуком. Чаще всего звучание гитары фламенко описывается как ударное; оно, как правило, ярче, суше, строже, и имеет меньше обертонов, чем звучание классической гитары. На самом деле, некоторые джазовые и латиноамериканские гитаристы любят такую пробивную резкую тональность, а некоторые исполнители обнаружили, что звук этих гитар прекрасно подходит для современного исполнения музыки времен эпохи Возрождения и барокко.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Гитара фламенко, пожалуй, самая испанская из всех гитар. В середине 1800-х андалузские мастера делали инструменты широкого диапазона стоимости, которые строились в значительной степени на качестве материала и элементах декора. Самые дешевые гитары были зачастую простыми, примитивными инструментами, изготовленными из местной древесины, такой, как кипарис, который был значительно дешевле импортных палисандра или клена. Деревянные колышки были доступнее, чем оборудованные металлическими деталями. Большинство гитаристов фламенко в конце 19-го – начале 20-го века составляли испанские цыгане, они были очень бедны и могли позволить себе только самые дешевые гитары, какие были в то время. В конце концов, инструменты с такими особенностями (дешевые, кипарисовые) и стали называть гитарами фламенко, хотя изначально не было никакой разницы для мастеров и гитаристов.
Сегодня некоторые материалы и расходы, связанные с ними, изменились. Сложно найти хорошего качества испанский – или, вернее сказать, средиземноморский – кипарис, к тому же он достаточно дорогой (хороший со всех сторон кипарис может стоить вдвое больше, чем высокого качества индийский палисандр), однако, кое-где его можно приобрести по разумным ценам.
УСТРОЙСТВО
Гитара фламенко отличается от своего классического «родственника» несколькими важными деталями. Для начала, гитара фламенко немного меньше классики по размеру. Кроме того, если гитара изготовлена из кипариса, она значительно легче. Это важно, потому что струны должны лежать ближе к деке, чтобы облегчить выполнение приема гольпес (ритмичная техника игры правой рукой, которая является неотъемлемой частью исполнения фламенко). У инструмента, как правило, меньший угол между грифом и корпусом и ниже подставка. По той же причине, верхняя дека должна быть защищена от ногтей гитариста-гольпеадора пластиной, которая обычно изготавливается из пластика (в прошлом, из белого пластика, а иногда даже из твердых пород дерева). Такая игра неизбежно вызывает дребезжание, особенно, если мелодия довольно агрессивна, но это не страшно и даже желательно при исполнении фламенко.
Металлические колки теперь более популярны, чем деревянные. Тем не менее, и у деревянных всегда найдутся защитники, в основном это дань традиции, но в деревянных колках есть и некоторые плюсы: они легче, и гитаристу так проще держать равновесие в традиционной посадке (обычно при исполнении фламенко гитара лежит на бедре гитариста).
ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ФЛАМЕНКО
Кипарис до сих пор считается самым типичным материалом для дек и боковин гитары фламенко. Средиземноморский кипарис (Cupressus sempervirens) – это древесина кремового/желтоватого цвета с очень ярким ароматом, который, кажется, никогда не рассеивается полностью, даже на старых инструментах. Иногда на древесине отчетливо видны темные линии, но в остальном она довольно проста и обычна на вид. Благодаря его устойчивости, кипарис можно разработать до очень тонких величин. Близким родственником средиземноморского кипариса является кипарис монтерей (Cupressus macrocarpa), который растет на западном побережье США и обладает, в основном, такими же свойствами.
В начале двадцатого века некоторые испанские мастера стали использовать клен и европейскую грушу для дек и боковин гитары фламенко. Этот материал тяжелее и плотнее, чем кипарис, и, как правило, дает инструменту звук с большей мягкостью и выдержкой. Некоторые современные производители продолжают использовать эту древесину при случае. Например, известный в Мадриде производитель Паулино Бернабе использовал дерево груши для обеих гитар – фламенко и классики – и Дж.А. Пантоха Мартин из Севильи часто использует клен для своих моделей фламенко. Платан (часто в форме ламината) обычно используется для некоторых фабричных моделей подешевле, так как этот материал не так дорог.
Хотя кедр и ель в равной степени обычно используется для классических гитар, для фламенко предпочтительнее, как правило, ель, так как она производит более четкий, конкретный звук. Большинство производителей фламенко используют европейскую ель (Picea abies) из-за ее относительно небольшого веса и хорошей жесткости. Однако есть также примеры отличных гитар с декой из кедра: звезда фламенко Sabicas в последние годы своей карьеры играл на гитаре Хосе Рамиреса из кедра.
“ФЛАМЕНКА НЕГРА”
Вариант гитары фламенко – это гитара, известная как «фламенка негра» (flamenca negra). Эти инструменты были сделаны в соответствии с нормами гитары фламенко (включая и тонкую древесину), но с палисандрам на задней деке и боковинах . Эти гитары популярны среди солистов (в отличие от тех, кто играет в ансамбле фламенко, который обычно включает в себя певца и еще одного гитариста) и предлагает звучание – золотую середину между звуком гитары фламенко и звуком классической гитары. Мадридскому мастеру Арканджелу Фернандесу часто приписывают создание первой «фламенка негра» около 1959 года, а гитаристы, такие, как Пако де Лусия, популяризовали этот стиль.
СДЕЛАЙ ЭТО ПО-ИСПАНСКИ
Если вы новичок, не имели дела с нейлоновыми струнами и не пытались сыграть фламенко, вы просто обязаны попробовать сделать это, чтобы, как минимум, услышать этот неповторимый чарующий голос. Вы будете удивлены и не останетесь равнодушны. Если вы серьезный поклонник этого стиля, то будете рады узнать, что теперь у вас более широкий ассортимент инструментов, чем когда-либо прежде, с производителями гитар фламенко из разных уголков мира.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФЛАМЕНКО. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
Как и классические гитары, гитары фламенко, если они отличаются высоким качеством, стоят достаточно дорого и могут потребовать долгих ожиданий. В то время, как не испанские производители оставили свой след в мире классической гитары, лучшие гитары фламенко традиционно приходят от испанских мастерских и производителей, хотя, разумеется, есть исключения.
Легендарный Антонио де Торрес (1817–1892) сделал несколько простых гитар из кипариса, которые были явно предназначены для небогатых гитаристов и, следовательно, нашли свой путь в руки к исполнителям фламенко. Хосе Рамирес Первый (1858–1923), основатель фирмы, которая до сих пор три поколения спустя носит его имя (в настоящее время ей руководит Амалия Рамирес), сделал себе репутацию за счет производства качественных гитар для музыкантов фламенко и обычных гитаристов. Он обучил этому ремеслу своего младшего брата Мануэля (1864–1916), и Мануэль, в свою очередь, обучил других, например, Сантоса Эрнандеса (1873–1943) и Доминго Эстесо (1882–1937). Хернандес и Эстесо, как часто говорят, определили образ современной гитары фламенко. Марсело Барберо (1904–1956) является еще одним производителем того же ранга.
Большинство современных испанских производителей создают как классические гитары, так и гитары фламенко, хотя есть некоторые, которые специализируются только на фламенко – например, семья Конде в Мадриде, Мануэль Рейес в Кордове и Андрес Домингес Герреро в Севилье. За пределами Испании ценятся такие американские производители гитар фламенко, как Лестер ДеВо, Аарон Грин и Том Блэкшир.
Источник
Испанская гитара фламенко — как выглядит, чем отличается от классической
Когда речь заходит об испанской музыке, гитаристам советуют приобретать гитару фламенко. Почему именно ее? В чем заключается ее отличие от классической гитары? Если вам интересно получить ответы на эти вопросы, прочитайте данную статью.
Многие путают фламенковую и классическую гитару. Это неправильно, так как между ними все-таки есть отличия
Немного истории
Гитару фламенко справедливо можно назвать самой испанской из всех гитар. В середине девятнадцатого века мастера из Андалусии изготавливали инструменты широкой ценовой категории. Стоимость гитары зависела от качества дерева и декоративных деталей. Недорогие «шестиструнки» были довольно простыми инструментами, произведенными из местной древесины без металлических элементов.
На рубеже веков фламенко играли, как правило, испанские цыгане. Они не отличались обеспеченностью, поэтому могли купить лишь самые бюджетные гитары. В итоге, инструменты из кипариса (местная порода дерева) начали именовать гитарами фламенко, хотя в самом начале не существовало совершенно никакой разницы для производителей и музыкантов.
В чем отличия от «классики»
У классической гитары нет гольпеадора
«Боковушки» корпуса и заднюю деку фламенковой гитары делают, как правило, из кипариса, а не из палисандра, столь характерного для «классики». Благодаря этому удается добиться очень звонкого звука струн. Кроме того, кипарис весит меньше палисандра, что положительно сказывается на балансировке инструмента. Это делает игру гитариста при традиционной посадке гораздо легче.
Порожки находятся ниже, чем у «классики». Благодаря этому звук становится более острым и ярким. Более того, низкое местонахождение струн в значительной степени упрощает игру левой рукой и позволяет достичь эффекта перкуссии (имеется в виду удар струн о лады).
Чтобы добиться максимального комфорта при игре, корпус фламенковой гитары делают очень тонким. При применении капо гитарист может подстроиться под необходимую тональность, не меняя позиции аккордов.
Верхняя дека фламенковой гитары содержит специальную пластинку небольшой толщины, защищающей корпус инструмента от последствий ударов правой рукой. Она называется гольпеадор.
Гитара фламенко не такая крупная по габаритам, как «классика». В этом заключается еще одно отличие.
Надеюсь, теперь вы понимаете, чем отличается гитара фламенко от «классики». Как видите, разница между данными гитарами есть. По этой причине не стоит путать эти инструменты.
Если вы хотите играть испанскую музыку, лучше приобретите гитару фламенко, так как она больше всего адаптирована под данный стиль. Хорошо, если данная статья была вам интересна, и вы узнали из нее что-то новое для себя. А чтобы стать хорошим гитаристом, больше практикуйтесь. У вас все обязательно получится.
Смотрите видео об устройстве испанских гитар:
Источник
Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?
Бокалы с холодным вином и сангрией тихонько подпрыгивают на деревянном столе в такт испанской гитаре, вдохновляющее “Olé” раздается из всех уголков, а зрители вместе с артистами поют и хлопают в ладоши, создавая уникальный ритм песни для прекрасной женщины, которая на невысокой сцене кружится в танце. Именно так проходит типичный вечер в «пенье» (peña) фламенко. Это возможность увидеть собственными глазами, как люди, позабыв обо всем на свете, отдаются во власть музыки, ритма и страсти. Что же такое фламенко? Как оно появилось в Испании? И какое платье считается классическим в культуре фламенко? На эти и многие другие вопросы мы ответим в нашем материале, посвященном этому прекрасному искусству южной Испании.
Когда и как родилось искусство фламенко
Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами, евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.
С этого момента начались гонения на «неугодных», а именно неиспанцев. Все, кто придерживался другой религии и культуры, должны были отказаться от самобытных привычек, собственных имен, костюмов и языка. Именно тогда и зародился загадочный фламенко, вид искусства, скрытый от посторонних глаз. Только в кругу семьи и друзей «лишние» люди могли танцевать под любимую музыку. Однако артисты не забывали о своих новых знакомых, также исключенных из общества, и в музыке кочевого народа слышались мелодические нотки иудеев, мусульман и народов с Карибского побережья.
Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.
Стили фламенко и музыкальные инструменты
Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.
Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.
Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.
Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.
Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.
Классическое платье
Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.
Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.
Так что же такое фламенко?
Один из тех немногих вопросов, на которые существуют сотни ответов. А все потому, что фламенко – это не наука, это – чувство, вдохновение, творчество. Как любят говорить сами андалусийцы: «El flamenco es un arte».
Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье. Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.
Центр услуг в Испании
Нужна помощь в Испании? Центр услуг «Испания по-русски» — это более 100 наименований услуг на русском языке в любом регионе Испании.
Источник