- Испанский народный танец сальвадор табы для гитары
- Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
- На какой гитаре играть
- Что нужно для игры на гитаре фламенко
- Гольпеадор
- Каподастр
- Базовые приемы игры на гитаре фламенко
- Расгеадо одним пальцем
- Альтернадо
- Пульгар
- Легато
- Арпеджио
- Гольпе
- Тремоло в 5 ударов
- Аккорды фламенко
- Испанские аккорды от E (ми-мажор)
- Испанские аккорды от A (ля-мажор)
- Испанские аккорды от D (ре-мажор)
- Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
- Примеры стандартной прогрессии
- Пример прогрессии с надстройками
- Простые упражнения
- Гаммы фламенко
- Натуральный ля-минор
- Гармонический ля-минор
- Популярные стили фламенко
- Солеа (solea)
- Канья (cana)
- Тангос (tangos)
- Фанданго (fandango)
- Знаменитые гитаристы «фламенко»
Испанский народный танец сальвадор табы для гитары
На youtube можно найти множество вариантов гитарного исполнения испанского танца Сальвадор.
Большинство роликов снято на разных отчетных концертах ДМШ. Объясняется это просто — ноты Сальвадора публиковались в «Сборнике гитарных ансамблей для средних и старших классов ДМШ», в «Хрестоматии юного гитариста 1-3 класс ДМШ» и им подобных, причем в нескольких обработках.
Это типичная пьеса в стиле фламенко, где довольно простая мелодия играется то в миноре, то в мажоре, перемежаясь «боем» а виде андалусийской каденции Am-G-F-E.
Вот только преподаватели обычно эту каденцию заставляли выбрасывать. Потому как нехрен. Да и такой мэтр как Иванов-Крамской просто запрещал своим ученикам
играть популярные произведения — всю «испанию» и даже Полонез Огинского.. Потому как нехрен — нельзя отвлекаться от серьезного учебного процесса.
Ну и получалась просто миленькая пьесочка. Иногда хорошо исполненная, но это уже было не фламенко.
Мы же, на своих «курсах гитаристов» старались не мучить ребят «прелюдиями» и «аллегретами» — у нас просто не было времени. Ребятам надо быстро показать
результат в семье и для друзей. Поэтому мы сразу учили их играть и «Гомеса», и «Кубинский танец», и «Дом восходящего солнца», и «Город золотой».
А для «двора» — несколько пьес фламенко (с «боем»). Чтоб соседские пацаны рот разинули. Вот и Сальвадор был в этом списке.
Стиль фламенко хорош еще и тем, что если исполнитель слажает с мелодией, то никто и не поймет. Но зато осваиваются различные риффы и «лики»,
которые много где пригодятся.
Вот и в этой аранжировке играют 4 гитары и у каждой своя партия.
Интересен вопрос об авторе музыки. Во всех издания написано «Сальвадор. Испанский танец». Но находится один комментатор, упорно утверждающий
«Этот испанский танец сочинил советский гитарист Мусолин Николай Николаевич». И, якобы, в Хрестоматии юного гитариста 1-3 класс ДМШ есть обработка «Сальвадора» для двух гитар
с названием «Испанский танец», Н.Н. Мусолин. Эта хрестоматия у меня есть в нескольких изданиях. Нет там упоминания Мусолина, там обработка профессора О.В.Зубченко.
Стал копать досье на Мусолина. Выяснилось:
1. Мусолин был универсальным гитаристом, получившим известность в 50-е годы благодаря умению играть пальцами и медиатором. Был отличным аранжировщиком и исполнял свои обработки из жанра лёгкой музыки. Работал в известных коллективах, гастролировал. Преподавал, но эта деятельность не была его стихией.
2. Его занятия с учениками заканчивались посылкой гонцов в ближайший гастроном, откуда приносились полные гитарные футляры с водкой и закуской. Потом уехал в Прибалтику, где и пропал.
3. Нашлись воспоминания трех его учеников. Все они, восхищаясь его мастерством исполнителя и аранжировщика, говорят об алкоголизме. Ноты он записывал только после того, как ученик бегал в магазин за бутылкой. Пил Мусолин даже перед концертами, причем насильно вливая и в партнеров.
4. Большую коллекцию нот Мусолина, собрал один из его учеников, по прозвищу Страдивари. Все ноты , которые попадали в руки Страдивари,бесследно исчезали и оседали под замком в его секретере и больше их никто не видел.
Страдивари умер в 80х годах в молодом возрасте — сердце не выдержало постоянного злоупотребления алкоголем. После его смерти судьба коллекции нот неизвестна.
5. Конкретно про то, что Сальвадор написал именно Мусолин никто не упоминает. Возможно он делал импровизации, но это не авторство.
Я поискал по всяким зарубежным ресурсам на тему Salvador spanish dance. Ничего не нашлось! Неужели действительно только в СССР он был известен?
Вдруг в каталоге одной из библиотек нахожу:
Альбом гитариста для шестиструнной гитары / [ред.-сост. В. И. Ильин]. — Санкт-Петербург : Композитор, 2002. — 28 с. ; 30 см. — (Репертуар музыкальных училищ и консерваторий)
Содержание:
.
Таррега, Франсиско. Сальвадор : исп. танец / Ф. Таррега. — С .13-16
Неужели автор сам Таррега? Но ведь его наследие всем известно! Открыл этот сборник — оказалось, что там та же известная обработка Зубченко, а с Таррегой просто ошибся составитель карточки.
Наконец встречаю на Youtube «Сальвадор» Испанский народный танец | Концерт испанской музыки «La Siesta». Да еще в черно-белом варианте, да «с костюмами». Ну, думаю, нашлись истоки.
Однако это оказались ряженые — две дородные матроны и парубок с пшеничными усами. Играют фламенко по нотам(!), примерно на уровне отличников ДМШ.
Да испанских гитаристок вообще не существует — это привилегия испанских мачо. Вот русские девушки — те могут. В общем, полная туфта. И всё это закос под подлинно испанское фламенко-шоу «La Siesta», постоянно работающее в Коста-Брава. Некий Гитарный Центр «Ardor Fuerte» из Киева — Лабораторный переулок 1, офис 138, этаж 3, подъезд 2.
Источник
Фламенко на гитаре. Учимся играть испанское фламенко с аккордами и упражнениями
Фламенко – это общее название для народной испанской музыки и танцев. По сути, гитара во фламенко – это аккомпанирующий инструмент для танцев и песен.
В настоящее время фламенко стало одним из жанров гитарной инструментальной музыки. Отличается эффектным и экспрессивным звучанием. Для фламенко характерны некоторые приемы игры, не применяющиеся ни в каком другом жанре гитарной музыки.
Умение сыграть фламенко расширит ваш технический багаж и позволит добавить в свои выступления эффектные элементы из этого стиля.
На какой гитаре играть
Фламенко можно играть на любой акустической гитаре. Удобнее всего – на так называемой испанской гитаре. От обычной она отличается нейлоновыми струнами, небольшим размером деки и наличием гольпеадора. Гольпеадор – это разновидность пикгарда в виде пластины вокруг резонаторного отверстия.
Из менее очевидных отличий – более широкий и плоский гриф.
Испанская гитара для фламенко
Что нужно для игры на гитаре фламенко
Для исполнения некоторых песен жанра вам могут понадобиться гольпеадор и каподастр. Об этих приспособлениях мы расскажем ниже.
Фламенко играется пальцами. Если вы хотите развиваться в этом жанре, то вам лучше отрастить ногти.
Гольпеадор
Гольпеадор – это защитная пластина, которая устанавливается под струнами возле резонаторного отверстия. В отличие от обычного пикгарда гольпеадор может располагаться не только ниже, но и выше струн.
В качестве материала применяют специальную пленку или пластик.
Гольпеадор нужен для исполнения приема гольпе. Он защищает деку гитары от повреждения ногтями.
Гольпеадор
Каподастр
Каподастр (иногда, капо) – это специальный зажим для струн. С его помощью гитарист укорачивает мензуру гитары. Таким образом повышается строй инструмента.
Каподастр нужен, чтобы не менять аппликатуры играемых аккордов.
Каподастр
Базовые приемы игры на гитаре фламенко
В отличие от других гитарных жанров фламенко обладает рядом характерных технических приемов.
Расгеадо одним пальцем
Этот прием называют испанским боем. Исполняется веерным ударом. При этом каждый палец проходит по каждой струне.
Расгеадо одним пальцем напоминает щелбан. Вы подгибаете указательный палец к основанию большого пальца и «выстреливаете» им по струнам.
Отрабатывать этот прием нужно медленно и очень аккуратно, чтобы не повредить кожу возле ногтя.
Альтернадо
Разновидность гитарного перебора. Играется чередованием большого и указательного пальцев. Большой палец ведет басовую линию, а указательный – основную мелодию.
Пульгар
Суть приема пульгар заключается в игре большим пальцем. Применяется для акцентирования отдельных фрагментов музыкального произведения. Чаще всего это вступление и проигрыш. Исполняя пульгар на басовых струнах, гитарист делает звук «темнее». Это нужно для создания мрачной, гнетущей атмосферы.
Легато
Классический технический прием игры на гитаре.
Исполнение легато во фламенко практически не отличается от исполнения в других жанрах.
Гитарист во фламенко должен великолепно владеть этим приемом и уметь играть легато только одной рукой. Это нужно, потому что легато часто играется одновременно с гольпе.
Арпеджио
Арпеджио во фламенко отличается от других стилей только лишь частотой перебора нот.
Гольпе
Гольпе является одним из самых характерных приемов жанра. Играя гольпе, гитарист выстукивает по деке гитары ритм. Гольпе исполняется ногтями, подушечками и костяшками пальцев и основанием ладони. Играется как по гольпеадору, так и по задней стороне деки.
Тремоло в 5 ударов
Испанское тремоло отличается от классического еще одной лишней нотой. Ритм считается так: раз, раз-два, раз-два. При этом создается ощущение триольности. Примеры исполнения тремоло в 5 ударов можно посмотреть на видео ниже.
Аккорды фламенко
Аппликатуры аккордов в испанской гитаре содержат открытые струны. Такие аккорды еще называют «испанскими», или «аккордами фламенко».
Используются три формы созвучий: E, A, D.
Испанские аккорды играются без баррэ. Чтобы не путаться в сложных названиях, их называют по позиции аккорда с баррэ.
Испанские аккорды от E (ми-мажор)
Испанские аккорды от E играются в аппликатуре Ми-мажора без баррэ. То есть фактически вы передвигаете зажатый аккорд E по ладам.
На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ми-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ми-мажора
Испанские аккорды от A (ля-мажор)
Испанские аккорды от A играются в аппликатуре Ля-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ля-мажора.
Стандартная прогрессия испанского Ля-мажора
Испанские аккорды от D (ре-мажор)
Испанские аккорды от D играются в аппликатуре Ре-мажора без баррэ. На табулатуре изображена стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Стандартная прогрессия испанского Ре-мажора
Испанские аккорды, сыгранные в мажорной аппликатуре, не воспринимаются на слух в позитивном ключе. Эту особенность вы можете использовать в своей музыкальной практике.
Прогрессия аккордов Am-G-F-E с надстройками
Классическая испанская последовательность аккордов имеет вид: Am – G – F – E. Эту прогрессию можно играть стандартным образом с приемом баррэ, а можно играть испанскими аккордами. На табулатурах ниже изображены оба способа.
Также в созвучия этой последовательности можно добавлять надстройки.
Попробуйте чередовать различные способы исполнения прогрессии Am – G – F – E.
Примеры стандартной прогрессии
Пример прогрессии с надстройками
Простые упражнения
Теперь возьмите гитару и выполните несколько простых упражнений. Они направлены на отработку технических приемов и синхронизацию правой и левой руки.
ВАЖНО! О красоте исполнения.
Не играйте так, будто вы выдираете струны из гитары. Дергайте их мягко. Так извлекаемые ноты не будут высить.
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 1. Отработка ритмичности правой руки
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 2. Отработка арпеджио
Упражнение 3. Отработка легато
Упражнение 3. Отработка легато
По ссылке ниже доступны упражнения фламенко в формате программы Guitar Pro.
Гаммы фламенко
Для фламенко характерно обыгрывание восходящих минорных гамм: натурального минора и гармонического минора.
Примеры представлены на табулатурах ниже.
Натуральный ля-минор
Гармонический ля-минор
Популярные стили фламенко
Жанр фламенко не является однородным. В нем есть несколько стилей, которые отличаются друг от друга некоторыми особенностями.
Солеа (solea)
Один из основных подвидов жанра. Ритм солеа похож на блюзовый и тоже состоит из 12 частей. Сильная доля приходится на каждый третий счет.
В солеа часто используется повторение фраз. Причем, как слов песни, так и музыкальных фрагментов.
Одним из лучших исполнителей солеа является Пако де Лусия.
Канья (cana)
Одна из самых старых форм фламенко. Наиболее близка к солеа.
Роль гитары в этом поджанре второстепенна. Задача инструмента – помогать вокалисту, оставаясь на заднем плане.
Назначение гитары в канье можно сравнить с назначением ритм-гитары в рок-музыке.
Тангос (tangos)
Тангос считается одной из самых сложных для гитары форм фламенко. Отличается динамикой, экспрессией и чувственностью. При исполнении тангоса гитарист должен не только быстро переставлять пальцы, но и следить за динамикой произведения.
Музыкант должен работать в связке с танцором, аккомпанируя ему. Как и в канье гитара в тангосе только помогает, а не является ведущим инструментом.
Фанданго (fandango)
Фанданго исполняется в 3/4, 3/8 или 6/8. Как и в тангосе гитарист аккомпанирует танцам. Разница в том, что фанданго – это парный танец.
Ниже видео с примерами фанданго на гитаре.
Знаменитые гитаристы «фламенко»
Если вы хотите играть фламенко, то вам нужно слушать больше музыки представителей стиля. Ни одна табулатура не даст точного представления о жанре. Кроме того, вам стоит посмотреть видео с живых выступлений. Они часто сопровождаются выступлением танцоров.
Собственно говоря, классический фламенко – это песня, гитара и танец.
Среди самых знаменитых гитаристов фламенко Пако де Лусия, Андрес Сеговия, Эл Ди Меола, Пако Пенья, Пепе Ромеро, Армик Дашчи.
Пако де Лусия
Источник