Исполнители гитара с оркестром

Гитарный оркестр

Все мы знаем о существовании симфонического оркестра, многие из нас слышали об оркестре народных инструментов. Оказывается, в мире очень популярны и гитарные оркестры. К сожалению, в России мало кто знает о существовании подобных объединений гитаристов, тогда как в Японии, или, например, в Швеции таких оркестров достаточно много.

“Гитарный журнал” выяснил, что в России всё-таки существует по крайней мере один подобный коллектив. Мы обязательно расскажем о “российском” чуде в одном из следующих номеров, а сейчас, дорогие читатели, несколько слов об истории гитарного оркестра.

Известно, что вообще первый профессиональный гитарный оркестр был создан в Японии в начале 60-х годов века японским гитаристом Хироки Ниибори (Hiroki Niibori). Однако Япония, согласитесь, находится слишком далеко от нас. Мы попробовали поискать что-то поближе – в Европе, и оказалось, что гитарные оркестры уже много лет существуют в Швеции, мало того, их в этой стране не один десяток.

Ян-Олоф Эрикссон

Мы обратились к создателю одного из таких ансамблей. Его зовут Ян-Олоф Эрикссон (Jan-Olof Eriksson).

Этот человек, начиная с 1974 года, руководит программой гитарного образования в Школе Музыки г. Питео и Университете г. Лулео (Швеция). Выступает соло и с камерными оркестрами как в Скандинавии, так и в Европе. В качестве педагога и лектора принимает участие в международных гитарных фестивалях, включая Фестивали Guitar Foundation of America (GFA). Пишет и перекладывает музыку для гитары соло, гитарных ансамблей, гитарного оркестра. Работы музыканта публикуются в известных музыкальных издательствах: Music Scandinavia, Notfabriken, Doberman Yppan и др.

Ян-Олоф любезно согласился поделиться опытом и предоставил материалы.
Итак:

Гитарный Оркестр Университета города Питео (Швеция)

Почему гитарный оркестр?
Мысль о создании гитарного оркестра пришла после долгих лет преподавательской практики. Я думал о том, как педагоги учат игре на гитаре, и о том, как правильно играть в ансамблях. То что у гитаристов не хватает опыта ансамблевой игры – очевидно. У других музыкантов таких проблем нет – к примеру, флейтисты играют в духовом оркестре, скрипачи – в струнном и т. д. Так почему бы не создать оркестр, состоящий целиком из гитар?

Как все начиналось
Руководство Университета города Питео с вниманием отнеслось к моей идее. Были выделены средства на покупку инструментов а также на поездки в другие страны, где уже существовали гитарные оркестры, в том числе в Японию. Встал вопрос о том, какие гитары должны быть в оркестре. В 1987 году на музыкальной выставке во Франкфурте я познакомился с гитарным мастером Дитером Хопфом (Dieter Hopf), который показал мне свои гитары. Инструменты были превосходны. В конце-концов я купил целый набор: сопрано-гитары, альт-гитары, бас-гитары и два типа контрабас-гитар. Всего получилось 8 инструментов разных производителей: Hopf, Alhambra, Quiles и Yairi.

Оркестр Эрикссона в 1987 году

В этом же, 1987 году, мне удалось организовать сразу два оркестра – детский, в котором было 20 участников (от 9 до 12 лет), и взрослый – с восемью студентами Университета. После того, как организационные моменты были решены, надо было что-то придумать с репертуаром. С этой целью я поехал в Гётеборг (Швеция), где одна из участниц оркестра Ниибори Сатоко Фуджимото (Satoko Fujimoto) рассказала мне о том, какие существуют тонкости в транскрипциях и аранжировках произведений для гитарного оркестра.
Но все же этого было недостаточно, и на следующий год я предпринял поездку в Японию, чтобы, что называется, получить информацию из первых рук и посмотреть, как все организовано у родоначальников гитарного оркестра…

Гитарный оркестр в Японии
Япония – страна наиболее опытная в этом отношении. Ведь Хироки Ниибори организовал свой ансамбль еще в начале 1960-х. И оркестровое образование гитаристов и дирижеров началось в это же время. Сейчас в стране существует несколько профессиональных гитарных оркестров, которые выпускают альбомы, видеозаписи и дают сотни концертов в год! Такая активная деятельность подталкивает композиторов и музыкантов к созданию репертуара и переложений, а гитарных мастеров увлекает возможность освоить создание необычных гитар. Так что опыта у Японии действительно много.
В октябре 1988 года я прилетел в Токио. Издатель журнала “Guitar music” Такиши Огуро (Takishi Oguro) познакомил меня с маэстро Ниибори. Мне посчастливилось присутствовать на репетициях оркестра и услышать несколько фантастических концертов.
В одной из специальных музыкальных школ, где меня поселили, удалось выяснить практически всё, что было необходимо, хотя, думаю, я наверняка был досадной помехой для учеников и педагогов, приставая к ним с расспросами. Японцы – надо отдать им должное – не только удовлетворили моё любопытство, но даже больше! Однажды утром, когда я пришел на очередную репетицию, то увидел оркестр в полном составе, пустовало только место солиста, которое оказалось предназначенным для меня. Мне дали гитару Рамиреса и ноты Концерта Вивальди ре-мажор. Это было очень неожиданно и захватывающе! После Вивальди мы исполнили Concerto Grosso Генделя, причем я играл на альт-чембало-гитаре.
Кроме того, в один из дней довелось поиграть на гитарроне. Это инструмент без ладов, напоминающий виолончель. Однако в отличие от виолончели на гитарроне играют специальной техникой пиццикато.

Гитарный оркестр в Швеции
С учетом опыта, полученного в Японии, в г. Питео были организованы целых три гитарных оркестра, рассчитанные на разный уровень исполнителей. Оркестр Университета расширился до 16 участников. После долгих репетиций пошли гастроли. Успех у слушателей был невероятным! Мы сделали две записи на Национальном радио Швеции. В репертуаре оркестра были следующие произведения: “Бранденбургские концерты” Баха, концерты Вивальди, а также Concerto Grosso Генделя. Кроме того, мы исполняли музыку Доуленда, Морли, переложения шведской народной музыки, переложения джазовой и латиноамериканской музыки, а также транскрипции оригинальной японской музыки для гитарного оркестра.

“Фестиваль гитарного оркестра”

Проанализировав информацию, полученную в Японии, я стал развивать свой, скандинавский вариант оркестра. Было сделано много новых аранжировок и переложений, которые сейчас опубликованы в 15 сборниках под названием “Музыка для гитарного оркестра”. Чтобы привлечь внимание гитаристов, педагогов да и просто слушателей, я читал лекции, посвященные гитарному ансамблю.

В 1994 году впервые в Скандинавии был проведен “Фестиваль гитарного оркестра”, второй фестиваль с успехом прошел в 1996 году.

Ян-Олоф Эрикссон также ответил на несколько вопросов “Гитарного журнала”:

Сергей Бойко: – Как часто выступает сейчас оркестр Университета музыки г. Питео?
Ян-Олоф Эрикссон: – Сейчас оркестр дает 3-5 концертов в год. Это, на первый взгляд, мало, однако не стоит забывать, что хотя число участников оркестра остается неизменным, каждый год состав обновляется, ведь приходят новые студенты, которые, прежде чем выступать, должны научиться играть в оркестре. В последний год помимо стандартной программы (материал берется из вышеупомянутых 15 сборников) мы играли еще и произведения Пьяццоллы, Родригеса, Пернамбуко, Вивальди.

С.Б.: – Есть ли официальные аудио- видеозаписи ваших выступлений?
Я.-О.Э.: – Нет, что касается именно нашего оркестра, есть только неофициальные записи. Наш оркестр образовательный, а не профессионально гастролирующий. Единственным исключением был цикл записей на Шведском радио, о котором я уже говорил ранее. Что касается других оркестров, то они записывают CD и в достаточно больших количествах.

С.Б.: – Сколько всего гитарных оркестров в Швеции?
Я.-О.Э.: – Затрудняюсь назвать точное число, но очень много! В большинстве музыкальных школ, а также высших музыкальных школ – институтов, университетов – есть свой гитарный оркестр. Поэтому наверняка можно сказать, что на страну их более ста пятидесяти.

С.Б.: – Сто пятьдесят оркестров. В это трудно поверить!
Я.-О.Э.: – Ничего удивительного, в Швеции игра в гитарном оркестре, а также дирижирование являются обязательными дисциплинами для всех гитаристов.

Обложка диска “Plink-Plonk”
GISLAVEDS GITARRORKESTER, 1999

От редакции: В Швеции живёт не так много людей – всего 9 миллионов человек. Это меньше, чем в Москве, и уровень жизни там один из самых высоких в мире, может, поэтому шведы могут позволить себе иметь оркестр практически при каждой музыкальной школе.

Однако в Японии с населением в 130 миллионов человек гитарных оркестров тоже немало. В России с её многомиллионным населением нет даже тех же 150 оркестров. Таким образом, в нашем, российском, музыкальном образовании налицо досадный пробел, который, надеемся, со временем исчезнет.

Чтобы читатели могли наглядно представить себе, что такое гитарный оркестр, мы выложили три произведения, исполненных оркестром Яна-Олофа Эрикссона.

Источник

История гитарного ансамбля

В настоящее время во всем мире, будь то любители или профессионалы, гитаристы периодически собираются вместе, чтобы выступить в дуэте, трио или квартете, а также в более крупных составах. Исторически, разумеется, это не новое явление. Ансамблевая музыка для большинства музыкантов является и всегда была основным средством зарабатывания на жизнь. Социальные контексты музыки, начиная от танцевального зала и заканчивая религиозными церемониями, от королевского двора до салона, обычно всегда подразумевали несколько инструменталистов, выступающих вместе.

Суть классической ансамблевой музыки заключалась в том, что она включала в себя инструменты различных тембров, от перкуссии до медного или тонкоголосого деревянного духового инструмента, с полным набором смычковых инструментов, заполняющих всю тесситуру. На протяжении веков композиторы расширяли свои ресурсы, чтобы сделать концертные залы великолепными соборами звука.

История лютни и гитары происходила в несколько иной области — на частном собрании, в дворцовом будуаре, компактном салоне, маленьком концертном зале. В то время, когда профессиональные музыканты искали себе в качестве покровителя, например, аристократа, на низовом уровне были популярны щипковые струнные инструменты, особенно для сопровождения песен. К сожалению, столетия развития народной песни и импровизационной музыки сегодня доступны нам только в той мере, в какой их влияние было передано через тех композиторов, которые записывали свои композиции.

Для лютни елизаветинской эпохи в Англии (вторая половина XVI — начало XVII века) сохранилось удивительно мало дуэтов. Например, это «Toy for two lutes» Томаса Робинсона (Thomas Robinson) или аранжировка Джона Доуленда (John Dowland) «My Lord Willoughby’s Welcome Home» для двух исполнителей на одной лютне. Важно отметить, что благодаря записям «Julian Bream Consort» мы имеем возможность услышать ансамбли XVI века, включающие лютневые партии. Книга Томаса Морли (Thomas Morley) «First Book of Consort Lessons» (1599/1611) антологизировала различных композиторов, которые написали великолепную музыку для «Broken Consort» — комбинации щипковых и смычковых инструментов с добавлением флейты.

Эпоха композиторов барокко Франческо Корбетта (Francesco Corbetta), Франсуа де Визе (Francois de Visee), Гаспара Санза (Gaspar Sanz), Сантьяго-де-Мурсии (Santiago de Murcia ) и так далее не несёт никаких доказательств того, использовалась ли их музыка ансамблями. Но лютнист Пол О’Детт (Paul O’Dette) пишет, что «торжественные, строго сконструированные Фантазии 16-го века из репертуара виуэлы (испанская лютня) были заменены более экстравертированным стилем импровизационной танцевальной музыки на новой пятиструнной гитаре. Записи 17-го и 18-го веков в Испании часто описывают исполнения новых танцев на нескольких гитарах с кастаньетами или тамбуринами». Чтобы проиллюстрировать это, запись Пола О’Детта под названием «Jacaras» (на лейбле Harmonia Mundi) представляет музыку Сантьяго-де-Мурсии с барочными гитарами, арфой, псалтерионом и перкуссией, тем самым связывая опубликованные страницы исторических записей с концепциями танцевальных традиций.

Начало аутентичных традиций гитарного исполнения в дуэтах, трио и квартетах мы находим в начале 19-го вка. Одним из первых был немецкий гитарист Кристиан Готтлиб Шайдлер (Christian Gottlieb Scheidler, 1747 — 1829), чья «Sonata in D» для двух гитар — условно популярный номер из этого репертуара. Братья Абреу (Abreu) сделали великолепную запись этой пьесы, которая доступна на YouTube.

Рожденный 20 лет спустя после Шайдлера, австрийский гитарист Леонард фон Колл (Leonhard von Call, 1767 — 1815) писал пьесы для гитарных дуэтов и трио, а также музыку для гитары с комбинациями других инструментов. В то же время французский гитарист Антуан де л’Ойер (Antoine de l’Hoyer, 1768 — 1836) опубликовал произведения для двух гитар и «Trio Concertant for Three Guitars», Op. 29 (1817, Париж), а также «Air Varie et dialogue for Four Guitars». Последняя считается первой публикацией для гитарного квартета.

Современники Антуана де л’Ойера, в частности Карулли (Carulli, 1770 — 1841), Сор (Sor, 1778 — 1839) и Джулиани (Giuliani, 1781 — 1829) создали не только сольный репертуар, но и отличные гитарные дуэты. Ансамблями являются «Serenade in A», Op. 96 и «Duo in G», Op. 34 Карулли, «L’Encouragement», Op. 34 Сора, а также «Variazioni concertante», Op. 130 Джулиани, записанные Джулианом Бримом (Julian Bream) и Джоном Вильямсом (John Williams). Эти маленькие шедевры можно услышать на альбоме лейбла RCA Victor «Together: The Ultimate Collection». Сор, как известно, играл свои дуэты с Агуадо (Aguado, 1784 — 1849), объединив вместе двух лучших исполнителей эпохи.

Из того же поколения Антон Диабелли (Anton Diabelli, 1781 — 1858) создал много полезного педагогического материала для дуэтов, например «Variations on a Favorite Theme», Op. 57, «Grand Trio in F», Op. 62, «Grand Serenade for Two Guitars», Op. 100. Малоизвестной для многих классических гитаристов является музыка Марко Аурелио де Ферранти (Marco Aurelio de Ferranti, 1801-1878). Его «Concertante for two guitars», Op. 22, и «Polonaise Concertante for three guitars», Op. 27 указывают на высокий уровень развития, достигнутый инструментом в этом периоде.

Продолжателем традиций ансамбля был Иоганн Каспар Мерц (Johann Kaspar Mertz, 1806 — 1856), который внес огромный вклад в гитарный дуэт, подняв его эмоциональный уровень. Музыка Мерца для двух гитар до недавнего времени пренебрегалась ведущими дуэтами. Может быть потому, что дуэты Мерца используют обычную гитару с нормальной мензурой и настройкой вместе с терц-гитарой, меньшим по размеру инструментом с более высокой настройкой. Йоханнес Мёллер (Johannes Moller) и Лаура Фратичелли (Laura Fraticelli) записали 13 дуэтов Мерца, в том числе глубоко трогательный «At the Grave of the Beloved», на их альбоме «Guitar Duets» на лейбле Naxos.

В равной степени обычно пренебрегают тремя виртуозными дуэтами Наполеона Коста (Napoleon Coste, 1805 — 1883), который, согласно исследованиям Саймона Уинберга (Simon Wynberg), выступал в дуэте с Сором по крайней мере один раз и, возможно, писал дуэты, «вдохновлённые композициями Сора в этом жанре». «Grand Duo» можно услышать на YouTube в превосходном исполнении Юдикель Перро (Judicael Perroy) и Жереми Джув (Jeremy Jouve).

Может показаться удивительным, что ведущий маэстро второй половины XIX века, Франциско Таррега (Francisco Tarrega, 1852 — 1909), не был увлечён сочинением для ансамбля. Однако он сделал маленький «Waltz for two guitars» и предложил аналогичную обработку для мазурки, известной как «Petit Minuet». С другой стороны, Таррега был трудолюбив в аранжировке классических произведений для двух гитар. Биография Тарреги, написанная Эмилио Пухолем (Emili Pujol), перечисляет работы в этой области над музыкой Бетховена (Beethoven), Бизе (Bizet), Бретона (Breton), Чапи (Chapi), Гуно (Gounod), Гайдна (Haydn), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart) и Шуберта (Schubert); Всего 20 транскрипций.

Этот прецедент, возможно, вдохновил двух выдающихся учеников Тарреги: Мигель Льобет (Miguel Llobet, 1878 — 1938) аранжировал для двух гитар произведения Агирре (Aguirre), Альбениса (Albeniz), Д’Акина (D’Aquin), Брамса (Brahms ), Чаварри (Chavarri), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Мендельсона (Mendelssohn), Моцарта (Mozart), Рогатиса (Rogatis) и Чайковского; в то же время Эмилио Пухоль (1886 — 1980) сделал то же самое для произведений Альбениса (Albeniz), Бизе (Bizet), Броки (Broqua), Сервантеса (Cervantes), Круса (Cruz), Фалья (Falla), Гранадоса (Granados), Пуленка (Poulenc), Равеля (Ravel), Родриго (Rodrigo) и Вила-Лобоса (Villa-Lobos). Пухоль также транскрибировал менует Бизе из L’Arlesienne для трех гитар. Оба художника неизмеримо усилили привлекательность гитарного дуэта в начале 20-го века — Льобет в лице Марии Луизы Анидо (Maria Luisa Anido, 1907 — 1997) и Пухоль в лице его жены Матильды Куервас (Matilda Cuervas, 1888 — 1956), блеск их соответствующих записей остаётся без изменений. Гитарный дуэт как художественная ценность позже был увековечен дуэтом «Presti-Lagoya Duo», который повсеместно известен как несравненные пионеры в искусстве дуэта. Ида Прести (Ida Presti, 1924 — 1967) и ее муж Александр Лагойя (Alexandre Lagoya, 1929 — 1999) остаются лучшим историческим примером игры дуэтом, а многие их записи существуют, чтобы вдохновлять последующие поколения.

В своем эссе «Генрих Альберт и первый гитарный квартет» (доступном в интернете) Аллан Моррис (Allan Morris) прослеживает историю гитарного квартета. Историк Фриц Буек (Fritz Buek) основал «Munich Guitar Quartet» в 1907 году, который стал первым в развитии инструмента. Исполнителями были Буек, Генрих Альберт (Heinrich Albert), Герман Ренш (Hermann Rensch) и Карл Керн (Karl Kern). Они решили потенциальную проблему звучания гитарного квартета — использования четырёх стандартных гитар — путём применения разнообразных инструментов. Так например, они использовали «Terz Bogengitarre» (настроенную на малую терцию выше обычной гитары, с резонансными струнами), «Lyra-Terzgitarre» (с 24 ладами и несколькими резонансными струнами), «Quintbassogitarre» (настроенную на квинту ниже обычной гитары) и «Wappenformgitarre» в форме большой мандолины. Они дали свой первый концерт в 1909 году в Мюнхене и продолжали в 1920-х годах. Когда Генрих Альберт покинул квартет, его место на первой терц-гитаре занял не кто иной, как Герман Хаузер (Hermann Hauser, 1882 — 1952), которому было суждено стать одним из величайших гитарных мастеров столетия.

В 1960-е годы «Los Romeros» — Селедонио Ромеро (Celedonio Romero, 1913 — 1996) и его три сына, Селин (Celin), Пепе (Pepe) и Ангел (Angel) получили международную репутацию лучшего гитарного квартета (их часто называли «Королевская семья гитары»), и как замечательные сольные исполнители сами по себе. Как и «Presti-Lagoya Duo», «Los Romeros» установили стандарт технических и выразительных возможностей для своего жанра. Их многочисленные записи и прочная ассоциация с «Concierto Andaluz» Хоакина Родриго для четырех гитар позволяют выделить их из других квартетов той эпохи. (Родриго также писал пьесы для «Presti-Lagoya».)

Одним из самых популярных и влиятельных современных ансамблей является «Los Angeles Guitar Quartet»:

Недооценённой Золушкой гитарных ансамблей, похоже, является трио гитары. И всё же, выдающиеся трио-ансамбли создали себе хорошую музыкальную и концертную репутацию. Например, «Amsterdam Guitar Trio», чьи транскрипции «The Four Seasons» Вивальди и «Brandenburg Concertos» Баха , а также интерпретация «El Amor Brujo» Фальи являются изысканными и виртуозными. Работа гитарного трио в настоящее время развивается такими ансамблями, как «Mobius Trio», сформированным в 2010 году гитаристами Робертом Нэнсом (Robert Nance), Мейсоном Фишем (Mason Fish) и Мэтью Холмс-Линдером (Matthew Holmes-Linder), когда они учились в консерватории в Сан-Франциско. Они были названы Серджио Асадом (Sergio Assad) как «самый изобретательный и захватывающий молодой гитарный ансамбль сегодня». Их исполнения в 2016 году на International Guitar Research Centre Conference в университете Surrey в Англии специально подготовленных работ и музыки Равеля были захватывающими.

Также следует упомянуть феномен гитарного оркестра, который приобрёл популярность в последние годы. В целом, большинство из них более интересны сами по себе, нежели чем для целей прослушивания. Репертуар часто предназначен для удовлетворения интересов любителей, и, хотя некоторые гитарные оркестры постоянно повышают уровень своей техники, пьесы, которые вы обычно слышите, подчёркивают участие, а не музыкальное совершенство. На протяжении многих лет гитаристы казались менее компетентными, чем другие инструменталисты при чтении с листа и ансамблевой деятельности, но предпринимаются усилия для исправления ситуации.

Полностью профессиональный гитарный оркестр еще предстоит создать, и в конечном итоге такое предприятие будет осуществлено. Возможно, они начнут с чего-то вроде «Electric Counterpoint» Стива Райха (Steve Reich), который представляет собой веху в истории ансамбля гитары, где действительно был достигнут настоящий прорыв.

Источник

Читайте также:  Егор крид мне нравится минус гитара
Оцените статью