Исполнительская культура учащихся класса гитары

Основные направления совершенствования исполнительской техники учащихся в классе гитары
статья на тему

В работе рассматриваются психофизиологический и методический аспекты совершенствования исполнительской техники учащихся — гитаристов.

Скачать:

Вложение Размер
sovershenstvovanie_ispolnitelskoy.docx 32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детская музыкальная школа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ

Психофизиологический и методический аспекты.

гитары Сулим С.Л.

Развитие технического мастерства юного исполнителя – одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики, которая обусловлена необходимостью формирования педагогом у ученика тончайшей по внутренним импульсам системы двигательных приемов и навыков.

Конечным продуктом исполнительской творческой деятельности является создание адекватного художественного образа. А умение создавать последнее напрямую связано с личностным развитием учащегося в целом, отлаженной работой психических процессов – воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, — и безупречной согласованностью тонких физических движений, состоянием и возможностями технического арсенала исполнителя. В связи с высокой значимостью этого аспекта работа над исполнительской техникой всегда была в центре внимания педагогов и методистов, отыскивающих наиболее эффективные способы освоения исполнительского мастерства (И. Гофман, К.А. Мартинсен, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, Г.М Цыпин и др.).

Многие выдающиеся гитаристы, основываясь на достижениях современной музыкальной педагогики и психологии, например Н.А. Комолятов, Э. Пухоль, А. Сеговия, Р. Эверс и др., разработали свои системы упражнений для развития безукоризненной техники игры. Но, к сожалению, большинство этих инновационных методов не издаются в России.

В отечественной учебно-методической литературе методы развития техники игры на гитаре разработаны бессистемно и освещены явно недостаточно. Определенную ценность с точки зрения освещения проблемы (причём как психофизиологических, так и методических аспектов) имеет работа украинского гитариста Н. Михайленко «Совершенствование исполнительской техники гитариста». Но этого явно недостаточно. Поэтому в целях повышения исполнительской культуры учащихся — гитаристов назрела необходимость разобраться в этом вопросе и определить основные принципы работы по развитию исполнительской техники в классе гитары.

I. В отличие от чистой моторики, инструментально – исполнительская техника подразумевает систему навыков, имеющую конкретную музыкально-целевую направленность, обусловленную не только содержанием музыкального произведения, но и особенностями творческого мышления гитариста, уровнем развития двигательной моторики и степенью её управляемости.

К элементам исполнительской техники следует отнести:

— ориентацию на грифе инструмента;

— разнообразные виды контактирования со струнами, а именно – приемы звукозвлечения;

— акцентуацию и артикуляцию;

— координацию различных движений;

— дифференциацию двигательных и слуховых ощущений;

В технической работе музыканта-исполнителя сознание, в зависимости от конкретной задачи, может быт направлено в сторону решения как художественных проблем, так и двигательных, либо распределено между тем и другим.

Следует отметить, что в вопросах развития техники гитаристы нередко руководствуются чисто практическими соображениями, в основном опираясь на опыт, накопленный предшествующими поколениями музыкантов. Гитарная педагогика часто шла по пути технической «дрессировки», механических упражнений, что приводило к нарушению принципа единства технического и художественного. Так, к примеру Э. Пухоль в заключение своей «Школы» писал: «После того, как будут тщательно проработаны этюды этого курса, а также указанные педагогом, учащийся сможет подготовить репертуар из классических и современных произведений…» 1 .

Несомненно, и такой способ механического тренинга даёт некоторые

Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977.С.186.

положительные результаты, особенно при природных двигательных способностях, но он требует огромной, нерациональной затраты времени и труда.

В современной музыкальной педагогике всё большее распространение получает психотехническая школа, в основе которой лежит слуховой метод, где механические упражнения уступают место сознательной работе над двигательной техникой. Слуховой метод, по мнению выдающихся исполнителей, педагогов, имеет большие преимущества в сравнении с двигательным, поскольку апеллирует к сознанию: требует чёткого осознания каждого движения, ясного предслышания каждого звука. Современные представления в области психологии движения свидетельствуют именно об этом – успешность выполнения какого – либо движения достигается только в случае, если его выполнению предшествует наличие в мозге образа предстоящего действия, результата, на достижение которого и направлено данное действие. Оба метода имеют право на существование, но только при учете индивидуальных музыкальных и двигательных способностях учащегося. Не последнюю роль при этом имеют общий характер музыкально – слуховых способностей, характер его моторной одаренности, тип нервной системы, возрастные особенности.

По эти параметрам можно выделить несколько категорий учащихся:

  1. Музыкально и двигательно одарённые ученики, техника которых развивается преимущественно на естественной, благоприятной психофизиологической основе. Нередко у этих учащихся нет необходимости в постоянном двигательном контроле, но к ним в достаточной степени применима система психотехнической школы.
  2. Моторно способные учащиеся при среднем уровне музыкальности и способности к слуховым представлениям. Здесь первостепенное значение приобретает развитие слухового опыта, музыкально – слуховых представлений, эмоциональной сферы.
  3. Музыкально одарённые дети со средними моторно – двигательными способностями. С такими учащимися легко решаются задачи художественного плана, но техническая сторона требует особого внимания.
  4. Учащиеся со средним уровнем развитие музыкальных и двигательных способностей. Часто у такой категории учащихся мы наблюдаем затруднения в развитии слуховых и двигательных компонентов исполнительского процесса, так как отсутствуют яркие слуховые представления, служившие опорой для третьей категории учащихся. В данном случае целесообразно комплексно подходить к вешению проблемы музыкального развития учащихся, а именно – комбинировать слуховой и двигательный метод.

Таким образом, в зависимости от этих данных и должна выстраиваться общая тактика преподавания: первая – с выделением музыкально-художественных задач и сравнительно «спокойным» отношением к технической стороне; вторая – с интенсивным вниманием к технике, но в тесной взаимосвязи с художественно — смысловым компонентом.

II. Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в себя работу над исполнением:

2. интервалов и аккордов;

3. гаммообразных пассажей;

5. технического легато и мелизматики.

Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой, следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В противном случае техника может начать превалировать над художественным содержанием музыкального произведения и перестать способствовать раскрытию его образа.

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома минимум до следующего урока. Очень полезно время от времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали, когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным усложнением.

Сразу отметим, что занятия, направленные на развитие исполнительской техники должны носить развивающий характер, где особенно важен творческий и индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке знаний учащиеся стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-этюды.

Все упражнения должны проигрываться в различных темпах, громко и четко. Следует избегать механических бесконтрольных повторений. Это достигается только с помощью постоянного анализа действий. Очень полезно пользоваться методом преувеличения формы и активности игровых движений и их слухового осознания. По внутренним ощущениям следует стремиться к тому, чтобы в процессе звукоизвлечения вся энергия или сила была направлена в последнюю фалангу (самый кончик) пальца (особенно это касается правой руки, в случае с левой рукой исключение составляет прием баррэ) при обязательном условии расслабленного состояния всех мышц тела. Если в процессе занятий в какой-либо части тела (мышце или группе мышц) происходит зажим, то дальнейший технический рост будет замедлен или вообще остановлен. Анализом и развитием правильных внутренних ощущений ведущие специалисты в области гитарного исполнительства рекомендуют заниматься не ранее чем с десятилетнего возраста, когда ребенок психологически подготовлен к самоконтролю и самоанализу не на самом примитивном уровне. По моему глубокому убеждению, приучать ученика прислушиваться к своим мышечным ощущениям следует уже на самом раннем этапе обучения. Но учить нужно не только контролировать двигательные действия, учить нужно, прежде всего, «слушать» и «слышать» себя, критически оценивать, отвечает ли реально звучащее исполнение задуманному художественному образу. Достигается это «постановкой конкретных звуковых задач, реализация которых невозможна без активного, тонкого дифференцированного слухового самоконтроля» (5. с.187). Определяющим здесь является высота требований, предъявляемых преподавателем ученику.

Таким образом, развитие слуходвигательного комплекса позволяет системно подойти к решению задачи повышения технического мастерства учащихся-гитаристов, развития их исполнительской культуры. Работа в этом направлении должна иметь развивающий характер, творческое начало и индивидуальный подход к каждому учащемуся .

  1. Борисевич В.Г. Оптимизация музыкально-технического развития учащихся-гитаристов на начальном этапе музыкального образования // Модернизация содержания, методов и форм музыкального образования в современных условиях / Ред.-сост. Е.А. Бодина; ред. колл.: Г.С. Алфеевская, Н.Н. Телышева. – М.: МГПУ, 2009. – С. 187-194.
  2. Михайленко Н. Совершенствование исполнительской техники гитариста./ Ка научить играть на гитаре. – М.: Классика ХХI. 2006, 200 с.
  3. Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств /сост. В.А. Кузнецов, А.Ф. Гитман. – М.; 2002. – 20 с.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.:Академический проспект. 2006, 400 с.
  5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика./Д.К. Кинарская, Н.И. Киященко , К.В. Тарасова и др.//под ред. Г.М. Цыпина. – М.: «Академия», 2003. – 386 с.

Вышеобозначенные положения позволяют сделать вывод об актуальности выбранной темы самообразования.

Цель: совершенствование исполнительской техники учащихся в классе гитары.

Объект исследования — процесс обучения в классе гитары ДМШ.

Предмет исследования – условия и факторы, влияющие на развитие исполнительской техники учащихся.

Гипотеза: развитие исполнительской техники учащихся в классе гитары возможно при условии целенаправленной работы по активизации музыкально-слуховых представлений, воспитанию культуры мышечных ощущений и объединению обоих слагаемых в звукодвигательный комплекс.

Способами достижения цели являются следующие задачи:

  1. Выявить психологические и физиологические факторы, влияющие на развитие исполнительской техники.
  2. Выявить основные направления совершенствования исполнительской техники учащихся.
  3. Выявить основные методические принципы работы по развитию исполнительской техники в классе гитары.
  4. Апробировать методические принципы по развитию исполнительской техники в практических занятиях.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической и музыкально – педагогической литературе по теме исследования; метод наблюдения; анализ протоколов академических прослушиваний и результатов технических зачетов учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава 1. Теоретические аспекты в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1. Роль внеклассной работы в подготовке уча.

На данный момент необходимая нормативная база федерального уровня, которая обеспечивала бы основу для дальнейшего развития системы образования, отсутствует. Действующий Закон об образовани.

Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки.

Основные направления совершенствованияпроцесса физического воспитанияв образовательных учрежденияхРоссийской Федерации.

Статья об одном из самых эффективных тутей совершенствования английского языка, позволяющих учащимся совершенствовать языковые навыки и познавать культуры страны изучаемого языка.

Опыт подготовки спортсменов высокого класса и результаты исследований в области теории и методики спортивной тренировки позволяют выделить четыре основных направления, по которым развивалась методика .

Источник

Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования

На правах рукописи

БОРИСЕВИЧ Владислав Гурьевич

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ-ГИТАРИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(художественное воспитание в дошкольных учреждениях,

общеобразовательной и высшей школе)

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Работа выполнена в Государственном учреждении

Институт художественного образования

Российской академии образования

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Бодина Елена Андреевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Малюков Александр Николаевич

кандидат педагогических наук

Щербина Маргарита Анатольевна

Ведущая организация: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова

Защита состоится «20» мая 2008 года в 15.30 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении Институте художественного образования РАО по адресу: 119121, г. Москва, ул. Погодинская дом 8, корпус 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института художественного образования РАО.

Автореферат разослан «18» апреля 2008 г.

доктор педагогических наук И.Э. Кашекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Повсеместное стремление к повышению качества образования может быть достигнуто, по мнению ЮНЕСКО (резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН), путем диверсификации его содержания и методов, а также содействия распространению универсальных ценностей. Музыкально-исполнительское искусство является одной из таких ценностей. Приобщение к нему как важнейшей составляющей музыкальной культуры является необходимым условием полноценного развития личности школьников, их творческого, эстетического и художественного потенциала.

Реализация этих задач во многом обеспечивается системой дополнительного образования. В контексте его развития одним из самых востребованных сегодня музыкальных инструментов является гитара. Обучение школьников игре на классической гитаре в системе дополнительного образования создает условия для массового приобщения молодежи к музыкально-исполнительскому искусству.

В России издано большое количество различных школ и самоучителей для гитары. Однако с научно-методической точки зрения они содержат весьма скудные, а иногда и противоречивые рекомендации, минимум сведений по теории музыки и исполнительского искусства. Их содержание в основном составляют упражнения для развития технических навыков и учебный репертуар различной сложности.

Наиболее ценные в методическом отношении работы зарубежных авторов издавались в нашей стране со значительными сокращениями, что обесценивало издания. Кроме того, долгое время отечественное гитарное исполнительство заметно отставало от мирового уровня по причине изоляции от развитых в этом отношении стран Западной Европы и Латинской Америки. Только на пороге третьего тысячелетия в России появились молодые исполнители-гитаристы (А.В. Дервоед, Д.В. Илларионов, Д.Ю. Родичев и др.), уровень исполнительского мастерства которых по всем параметрам не уступает искусству зарубежных музыкантов.

Что же касается научно-методического осмысления процесса обучения игре на гитаре, то эта область отечественной музыкальной педагогики и методики осталась практически не разработанной. Лишь в последние годы в нашей стране стали проходить научно-практические конференции по вопросам гитарного искусства, появились серьезные научные работы, посвященные исполнительству и методике обучения игре на гитаре: В.В. Домогатского, В.А. Кузнецова, Н.П. Михайленко, Н.Н. Дмитриевой, М.А. Самохиной, А.А. Скрынникова и др.

Особый интерес для нас представляют работы выдающихся зарубежных гитаристов: Э. Пухоля, Д. Рассела, П. Роча, А. Сеговии и др.

Истории гитарного исполнительства посвящены искусствоведческие исследования: М.А. Вайсборда, Б.Л. Вольмана, М. Касха, А.А. Петропавловского, Э. Шарнассе, А.В. Ширялина, М.С. Яблокова и др.

Большое значение для углубления теории и методики воспитания исполнительской культуры имеют работы отечественных психологов: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., а также современных педагогов-музыкантов и теоретиков исполнительского искусства А.Д. Алексеева, Б.В.Асафьева, Л.В. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, Г.Г. Нейгауза, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр и др.

В связи с огромной популярностью гитары и необходимостью упорядочения содержания и совершенствования методов обучения назрела необходимость научного исследования проблемы развития исполнительской культуры учащегося-гитариста как составляющей части музыкального образования.

Проблема исследования заключается в преодолении противоречий между: а) высоким мировым уровнем развития исполнительства на классической гитаре и устаревшими взглядами на гитару как примитивный инструмент, предназначенный только для простого аккордового аккомпанемента пению; б) большим числом желающих обучаться на этом инструменте и недостаточным уровнем развития исполнительской культуры учащихся в системе дополнительного образования; в) необходимостью многочасовых занятий на классической гитаре для развития исполнительской культуры и потребностью оптимизации обучения в связи с увеличением учебной нагрузки в общеобразовательной школе и дефицитом у школьников свободного времени.

Необходимость научно-теоретического и методического анализа проблемы, ее неразработанность в специальной литературе, а также названные противоречия обусловили основное направление исследования и определили его тему: «Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования».

Объект исследования: обучение по классу гитары в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: процесс развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования.

Цель исследования: научно обосновать, теоретически разработать и экспериментально проверить содержание и методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать философско-эстетическую, историческую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть сущность исполнительской культуры учащихся-гитаристов, выявить ее специфику в системе дополнительного образования.
  3. Разработать методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов в процессе обучения.
  4. Экспериментально проверить и обобщить результаты исследовательской деятельности по развитию исполнительской культуры учащихся.

Гипотеза исследования: развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования будет эффективным, если:

  • процесс обучения на классической гитаре будет опираться на идеи развивающего обучения в сфере музыкального образования и достижения в области современного исполнительского искусства;
  • будет разработано оптимальное содержание образовательного процесса с учетом личностно-развивающих задач, реализующихся в системе дополнительного образования;
  • будут разработаны соответствующие методы обучения, учитывающие природу исполнительства на гитаре как музыкальном инструменте неповторимого звучания и специфику ее освоения учащимися.

Методологической основой исследования являются:

— философские концепции развития науки, культуры и образования, позволяющие рассматривать творческое развитие личности в контексте научных представлений о мире (Аристотель, Ф. Бэкон, Н. Бор, Р. Декарт, И. Кант, М.С. Каган, А. Пуанкаре и др.);

— взгляды педагогов-гуманистов на фундаментальные проблемы обучения, воспитания и развития личности учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Б.П. Юсов и др.);

— исследования в области психологии и психоанализа, посвященные проблемам развития памяти, мышления; анализу ошибочных действий (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов, З. Фрейд и др.);

— педагогические исследования в области художественно-эстетического воспитания (Е.А. Бодина, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Школяр, и др.)

— теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, И.Г. Песталоцци, Л.В. Школяр Д.Б. Эльконин и др.);

— психолого-педагогические исследования, посвященные сущности и специфике музыкальной деятельности, в том числе методике работы над музыкальным произведением (Л.С. Гинзбург, Г.М. Коган, Е.Я. Либерман, Я.И. Мильштейн, Г.М. Цыпин и др.), проблемам музыкального исполнительства (А.Д. Алексеев, Б.В. Асафьев, Г.Г. Нейгауз, А.И. Ямпольский и др.), гитарному искусству (М. Каркасси, Э. Пухоль, Д. Рассел, Ф. Сор и т.д.).

Методы исследования: теоретические: изучение философско-эстетической, психолого-педагогической, музыкально-теоретической, музыковедческой и методической литературы по теме исследования; анализ, синтез, обобщение материала; эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение опыта преподавания гитары в различных учебных заведениях, анализ и обобщение собственного практического опыта работы с учащимися-гитаристами в системе дополнительного образования; диагностические: тестирование, анкетирование учащихся, устные беседы с ними и их родителями; опытно – экспериментальная работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента; математическая обработка полученных результатов; их интерпретация и обобщение.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Определено содержание исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования, дано ее определение, предполагающее развитие общей культуры личности, музыкальных способностей; специфических исполнительских умений, в частности культуры звукоизвлечения, фразировки и т.д.

Научно обоснована, разработана и экспериментально проверена авторская методика развития исполнительской культуры гитаристов, включающая в себя систему методов: интонационно-технологический, импровизации и творческой интерпретации, анализа и устранения ошибочных действий.

Эффективность их применения обеспечивается формированием обобщенного эмоционального представления о художественном исполнительском результате, собственными образовательными возможностями на пути его достижения и педагогическим стимулированием творческой деятельности учащихся.

Теоретическая значимость исследования.

Доказано, что развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов происходит по принципу соответствия (Н. Бор), согласно которому старая теория не становится бессмысленной и ложной, а лишь корректируется. Это приводит к расстановке новых акцентов, углублению связей с сопредельными областями науки, а само знание носит эволюционный характер.

Проведен исторический анализ и рассмотрены современные тенденции развития исполнительских навыков на гитаре; определено их значение для развития исполнительской культуры учащихся.

Разработаны методы развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов, обеспечивающие процессуальную целостность путем поэтапного и фрагментарного изучения музыкального материала при соблюдении важнейших методических принципов приоритета правой руки и логики движений.

Сформулированы основные положения методики обучения на гитаре: особенности посадки, постановки, звукоизвлечения и формирования звуко-двигательных навыков, а также подбора репертуара по принципам художественной ценности, природосообразности и цикличности изучения.

Практическая значимость исследования.

Проведенное научное исследование позволяет восполнить дефицит научно-методических знаний в области обучения исполнительству на гитаре. Основные положения диссертации могут быть применимы при разработке, апробации и внедрении энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в музыкальном образовании. Разработанная методика развития исполнительской культуры учащихся-гитаристов позволяет повысить эффективность процесса обучения по другим исполнительским специальностям.

Результаты данного исследования могут быть использованы также при разработке Государственных стандартов, составлении учебных программ и пособий по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара) в системе дополнительного образования, а также в процессе кружковой работы в общеобразовательной школе.

Материалы исследования могут использоваться в профессиональных средних и высших музыкально-педагогических учебных заведениях для подготовки специалистов по обучению игре на гитаре, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки преподавателей специального инструмента в системе дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена прочной методологической основой, включающей в себя отечественные и зарубежные фундаментальные научные разработки в области философии, психологии, психоанализа, общей и музыкальной педагогики, искусствоведения; применением разнообразных и адекватных исследовательских методов; опытно-экспериментальной работой с учетом многолетней педагогической практики автора в общеобразовательных и детских музыкальных школах.

Этапы исследования.

Первый этап (1990-2002 гг.) – накопление педагогического опыта в качестве преподавателя классической гитары в системе дополнительного образования; изучение литературы по проблемам исполнительства; осмысление основных методических принципов работы с учащимися.

Второй этап (2003-2005 гг.) – анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования; проведение опытно-экспериментальной работы; формулировка концепции исследования, уточнение ее теоретических и методических положений и оценка их практической эффективности.

Третий этап (2006-2008 гг.) – математическая обработка полученных результатов, их педагогическая интерпретация; написание текста диссертации и его литературная обработка.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе педагогической работы диссертанта, на семинарах и заседаниях лаборатории музыкального искусства ИХО РАО. Основные положения диссертации опубликованы в статьях и излагались на семинаре журнала «Гитарист» в рамках XI международной специализированной выставки «Музыка – Москва 2005» в Сокольниках, Международной научно-практической конференции-съезда «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (МГПУ, Музыкальный культурно-образовательный центр им. Д.Б. Кабалевского, 2006 г.), научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития педагогики искусства и художественного образования в столице» (МГПУ, 2006), I, II и III международных научно-практических конференциях «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, г. Тамбов, 2005, 2007, 2008 гг.), I международной научной сессии «Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания» (ИХО РАО, 2007).

База исследования.

Государственные образовательные учреждения г. Москвы: Детская музыкальная школа №60 им. Б.А. Чайковского и Детская музыкальная школа им. Э.Г. Гилельса.

Различными формами эксперимента и творческого сотрудничества было охвачено 72 учащихся-гитариста (40 учащихся младших классов и 32 учащихся старших классов), 15 педагогов классической гитары, 7 концертирующих гитаристов, в том числе бывших учеников автора.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие исполнительской культуры учащихся является необходимым условием полноценного развития личности, ее творческого, эстетического и художественного потенциала. Популярность гитары в современном социуме способствует массовому приобщению школьников к серьезной музыке и воспитанию их общей культуры.
  2. Исполнительская культура учащихся – это диалектическое единство процесса и результата освоения художественно-образной природы музыки в процессе учебной деятельности, сопровождающейся углублением мотивации, совершенствованием технических навыков, развитием творческого характера обучения как учения развивающего. Ее развитие должно опираться на глубинный интегративный подход учителя и учащихся к познанию. Поэтому данную проблематику следует рассматривать не только в логико-историческом контексте с учетом достижений современной исполнительской школы, но и в рамках концепции развивающего обучения.
  3. Разработанные методы развития исполнительской культуры учитывают закономерности и природу исполнительства на гитаре и обеспечивают творческий подход к ее освоению, сопровождающийся совершенствованием технических навыков, развитием комплекса основных музыкальных способностей, формированием художественно-образного мышления, углублением мотивации к учению.
  4. Ведущими методами развития исполнительской культуры становятся: интонационно-технологический метод, предполагающий, процессуальную целостность, в сочетании с эскизным и поэтапным изучением репертуара с применением анализа ошибочных действий; метод импровизации и творческой интерпретации, обеспечивающий развитие чувства исполнительской свободы и дополнительных выразительных возможностей.
  5. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования представляет собой движение от обобщенного эмоционального представления о художественном образе в процессе исполнения музыки через рациональную дифференциацию исполнительских задач на каждом из этапов работы к осмыслению и оценке оптимальных способов достижения выразительных исполнительских результатов, практической их реализации на занятиях с педагогом и в процессе самостоятельной работы учащихся дома.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обоснована актуальность исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи и гипотеза; дана характеристика его научной новизны и практической значимости; изложены методологические основы и методы исследования, а также достоверность его результатов; указаны этапы работы; сформулированы положения, выносимые на защиту.

Источник

Читайте также:  Где живет джордж нот фаунд
Оцените статью